Введение
Цифровизация туристской деятельности имеет своей задачей обеспечить оперативность управленческих процессов и процессов взаимодействия между всеми участниками туристского рынка. Мониторинг деятельности туроператоров, проведение оценки состояния туристского рынка необходимо, в том числе и для принятия мер по оказанию экстренной помощи туристам. Этому способствует информационная система электронных документов и обязательства туроператоров по передаче сведений, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта.
Вместе с тем, следует отметить, что в результате ухода с туристского рынка России иностранных онлайн-сервисов, наиболее крупными из которых являются Booking.com, AirBnb.com, Skyscanner, Trivago, Expedia Group, появилось множество отечественных агрегаторов-букинаторов, предлагающих бронирование и оплату мест в объектах размещения, экскурсий, транспорта, а также услуг трансфера и аренду автотранспорта. Пользователям предлагается самостоятельно сформировать свое путешествие и приобрести услуги по отдельности, а не пакетом «туристский продукт» и зачастую по завышенной цене.
Однако, деятельность данных компаний в сфере туризма не обеспечена персональной ответственностью, в отличие и туроператоров. Также важно, что на сегодняшний день отсутствует законодательное распределение ответственности агрегаторов-букинаторов за обеспечение безопасности и защиту прав туристов.
В этой связи становится актуальным рассмотреть туристский продукт, как основную составляющую туризма для путешествия граждан по различным направлениям, его многогранные трактовки, значимость в законодательной базе, специфику и современные особенности.
Цель исследования – на основе систематизации теории и анализа опыта развития понятийного аппарата сферы туризма, выявить особенности туристского продукта, раскрыть его специфическую направленность в целях более детальной проработки, продвижения и реализации в процессе цифровизации туристской деятельности.
Материал и методы исследования
Существенный вклад в исследование внесли такие авторы как: Бунич Г.А. [3], Быстров С.А. [4], Мичурин С.Б. [5], Мичурина Ф.З. [5], Онищенко Е.В. [6], Радыгина Е.Г. [7] и др. Методологическую основу статьи составляют нормативно-правовые акты, непосредственно связанные с туристской индустрией, научные статьи, касающееся рассматриваемой темы исследования. В процессе исследования применялись такие методы, как: индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение, формализация, конкретизация, системный анализ, классификация, сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
Результаты исследования и их обсуждение
Туристский продукт представляет собой рычаг воздействия на рынок и источник формирования прибыли организации, также являясь центральным звеном маркетинга в туристской организации. Данная особенность обусловлена тем, что коммуникационные, логистические, ценовые, сбытовые процессы формируются на основании туристского продукта [5,8]. Понятие «туристский продукт» является многогранным и имеет различные взгляды на формирования его сущности. В настоящее время Всемирная туристская организация (ЮНВТО) не дала универсального определения данному понятию, поэтому в законодательной базе различных стран мира содержатся отличные друг от друга подходы к данному понятию.
В Российской Федерации законодательно понятие «туристский продукт» определяется как «комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». Другими словами, туристским продуктом является стандартный «пакет» услуг (трансфер, проживание, питание), сформированный туроператором в зависимости от целей путешествия.
В законодательстве Республики Казахстан дано определение понятию «туристский продукт» в Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан». В данном законодательном акте туристский продукт определяется как «совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия» [2]. Республика Беларусь в своей законодательной базе не имеет определения понятия «туристского продукта», однако использует понятие «тур» для обозначения источника формирования маркетинговой стратегии организаций на туристском рынке. В Законе Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» определено понятие «тура» как «сформированный туроператором для реализации комплекс туристских услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг по: перевозке, размещению, иные туристские услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристское путешествие» [1].
В европейских странах мира стандартный набор услуг называют package-tour. Директивой Европейского союза package-tour определяется как «набор услуг, который включает не менее двух из следующих составляющих: перевозку и размещение, и иные услуги, не связанные с вышеупомянутыми», утвержденной в 1993 г. [3].
Вместе с тем, туристский рынок предлагает потребителю товар, которым является тур, подразумевающий под собой совокупность услуг, право на пользование которыми имеет потенциальный потребитель. «Пакет» услуг представляет собой собственность туристской фирмы, которая занималась разработкой и созданием тура на основе комплекса услуг(продуктов), входящих в него, а именно логистическая составляющая, проживание, питание, специальные программы в зависимости от целей путешествия и иное [7]. Следует отметить, что туристский продукт имеет, с одной стороны, нематериальную составляющую, то есть продуктом на рынке туризма являются ожидания, воспоминания и эмоции людей, а с другой – материальную, так как туристский продукт как совокупность входящих в него услуг создается посредством материальной базы.
Аккумулируя общие характерные черты туристского продукта, рассмотрим его ценность с точки зрения объективных характеристик и показателей, на которые потенциальные потребители обращают внимание при выборе. Именно по этой причине маркетинг учитывает сложившиеся закономерности и рассматривает туристский продукт как многоуровневую мультиатрибутивную модель (рисунок) [4].
Первый уровень многоуровневой мультиатрибутивной модели представляет собой ядро, основу продукта (продукт по замыслу), то есть в фундаменте любого туристского продукта заложена необходимость в учёте и удовлетворении потребности потенциального потребителя [9]. По своей сути человек, приобретая туристский продукт получает не материальную составляющую с определенными характеристиками, а возможность удовлетворения мечты и достижения цели путешествия, например, в получении новых впечатлении, путешествии в новое место, отдыхе всей семьей и иные примеры. Именно поэтому основной задачей компаний туристского рынка является продвижение пользы и выгоды для потенциальных потребителей.
Второй уровень модели представляет собой продукт в реальном исполнении, то есть комплекс свойств, которые способны реализовать первый уровень модели – его ядро, замысел туристского продукта [4]. Поэтому данная ступень подразумевает аналитическую работу, которая касается свойств и характеристик туристского продукта, а именно уровня качества, безопасности, комфорта, бренда территории, впечатлений, престижа и иных характерных черт. Данный уровень ориентирует потребителей на определенную дестинацию и помогает сфокусироваться и отличить продукты по замыслу конкурирующих организаций на рынке туризма.
Многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта
Третий уровень модели представляет собой расширенный продукт, то есть рассмотрение характеристик и свойств, которые располагают потребителей и формируют ценность предложения данной организации из всех конкурентов на рынке [8]. Туристская деятельность должна быть направлена на предоставление потребителю комфортных условий, своевременной поддержки и дополнительных программ лояльности. Качество обслуживания, информированность, консультирование клиентов, цена, скорость обслуживания и иные характеристики способны повлиять на формирование лояльности потребителя к туристскому продукту. Укрепление туристского продукта на рынке способствует расширению клиентской базы и увеличению спроса на предлагаемое путешествие [5,8].
Исходя из сказанного, можно констатировать тот факт, что многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта заключает в себе основные характеристики, из которых складывается представление потребителя о предлагаемом комплексе услуг, входящих в туристский продукт. Первый уровень модель предполагает изучение проблематики потребительского выбора. Второй уровень, названный продуктом в реальном исполнении, рассматривает функциональные характеристики, которые должны быть учтены при успешной работе туристской организации. На третьем уровне происходит всестороннее рассмотрение аспектов для формирования лояльности потребителя к предлагаемому туристскому продукту. С точки зрения маркетинговой деятельности, данная модель представляется организации как источник поддержки и развития при создании и формировании туристского продукта как основы деятельности в конкурентной среде рынка туризма [5, 8, 9].
Выводы
Специфику туристского продукта в условиях цифровизации туристской индустрии обуславливают его особенности, на основании которых, в том числе, следует выстраивать концепцию его создания и продвижения, а именно:
• присутствие в цифровой среде для осуществления процесса выбора
• персональная полезность туристского предложения за счет дифференциации продукта по профилю клиента и автоматизации создания индивидуальных туров
• безопасность и надежность туристского продукта, которая связана с недопустимостью риска, с причинением вреда здоровью и жизни туриста, его имуществу и окружающей среде, своевременности и качественности услуг, входящих в туристский продукт
• полная автоматизация путешествия с использованием цифровых технологий
Специфические особенности объекта исследования такие, как неосязаемость, неразрывность реализации и потребления, изменчивость качества, неспособность к хранению и временной промежуток между приобретением и пользованием туристским продуктом формируют целостный образ об объекте исследования, а также требования к нему – полезность, обоснованность, безопасность, надежность и достоверность – формируют концептуальное представление, на основании которого, в том числе, следует выстраивать концепцию продвижения туристского продукта на рынке туризма, принимая во внимание методы и инструменты продвижения туристского продукта, действующие на современном этапе развития туристской индустрии как одной из перспективных отраслей экономического развития страны.