Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Стыцюк Р.Ю. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье исследована понятийная база туристского продукта, а также его основных составляющих, определены особенности туристского продукта, раскрыта его направленность в процессе цифровизации туристской деятельности. Рассмотрена многоуровневая мультиатрибутивная модель, описывающую основные характеристики турпродукта. Определены общие характерные черты туристского продукта, рассмотрим его ценность с точки зрения объективных характеристик и показателей. Сделан вывод, что к особенностям туристского продукта в настоящее время следует отнести: присутствие в цифровой среде, персональную полезность счет дифференциации, безопасность и надежность, полную автоматизацию путешествия с использованием цифровых технологий.
туристский продукт
туроператор
цифровизация
туристский рынок
услуги
агрегатор-букинатор
безопасность
понятийный аппарат
туристская индустрия
1. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года № 326-З «О туризме» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.07.2016 г.).
2. Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.).
3.Бунич Г.А. Туристский продукт и направления его инновации: монография. М.: Дашков и К, 2016. 188 с.
4. Быстров С.А. Технология продаж и продвижение турпродукта. М.: КноРус, 2018.
5. Мичурин С.Б., Мичурина Ф.З. Жизненный цикл туристского продукта и организация туристского сервиса: постановка проблемы // Географический вестник. Туризм и рекреационная география. 2017. № 1(40). С. 124-129.
6. Онищенко Е.В. Концепция устойчивого воспроизводства региональных туристских продуктов: истоки и перспективы развития // Естественно-гуманитарные исследования. № 38 (6). 2021. С. 271-280.
7. Радыгина Е.Г. Возможности продвижения турпродукта в интернет-пространстве // Концепт. 2019. № 7. С. 150-156.
8. Rozanova T.P., Stytsiuk R.Y., Artemyeva O.A., Motagali Y.B. Assessment of the tourism potential of the Russian Federation // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry. Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality. 2018. С. 183-188.
9. Maimina E., Puzynya T., Grishina T., Psareva N., Stytsyuk R. New professions emerging out of the development of robotics // Espacios. 2019. Т. 40. № 10. Р. 16.

Введение

Цифровизация туристской деятельности имеет своей задачей обеспечить оперативность управленческих процессов и процессов взаимодействия между всеми участниками туристского рынка. Мониторинг деятельности туроператоров, проведение оценки состояния туристского рынка необходимо, в том числе и для принятия мер по оказанию экстренной помощи туристам. Этому способствует информационная система электронных документов и обязательства туроператоров по передаче сведений, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта.

Вместе с тем, следует отметить, что в результате ухода с туристского рынка России иностранных онлайн-сервисов, наиболее крупными из которых являются Booking.com, AirBnb.com, Skyscanner, Trivago, Expedia Group, появилось множество отечественных агрегаторов-букинаторов, предлагающих бронирование и оплату мест в объектах размещения, экскурсий, транспорта, а также услуг трансфера и аренду автотранспорта. Пользователям предлагается самостоятельно сформировать свое путешествие и приобрести услуги по отдельности, а не пакетом «туристский продукт» и зачастую по завышенной цене.

Однако, деятельность данных компаний в сфере туризма не обеспечена персональной ответственностью, в отличие и туроператоров. Также важно, что на сегодняшний день отсутствует законодательное распределение ответственности агрегаторов-букинаторов за обеспечение безопасности и защиту прав туристов.

В этой связи становится актуальным рассмотреть туристский продукт, как основную составляющую туризма для путешествия граждан по различным направлениям, его многогранные трактовки, значимость в законодательной базе, специфику и современные особенности.

Цель исследования – на основе систематизации теории и анализа опыта развития понятийного аппарата сферы туризма, выявить особенности туристского продукта, раскрыть его специфическую направленность в целях более детальной проработки, продвижения и реализации в процессе цифровизации туристской деятельности.

Материал и методы исследования

Существенный вклад в исследование внесли такие авторы как: Бунич Г.А. [3], Быстров С.А. [4], Мичурин С.Б. [5], Мичурина Ф.З. [5], Онищенко Е.В. [6], Радыгина Е.Г. [7] и др. Методологическую основу статьи составляют нормативно-правовые акты, непосредственно связанные с туристской индустрией, научные статьи, касающееся рассматриваемой темы исследования. В процессе исследования применялись такие методы, как: индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение, формализация, конкретизация, системный анализ, классификация, сценарный метод прогнозирования экономических явлений.

Результаты исследования и их обсуждение

Туристский продукт представляет собой рычаг воздействия на рынок и источник формирования прибыли организации, также являясь центральным звеном маркетинга в туристской организации. Данная особенность обусловлена тем, что коммуникационные, логистические, ценовые, сбытовые процессы формируются на основании туристского продукта [5,8]. Понятие «туристский продукт» является многогранным и имеет различные взгляды на формирования его сущности. В настоящее время Всемирная туристская организация (ЮНВТО) не дала универсального определения данному понятию, поэтому в законодательной базе различных стран мира содержатся отличные друг от друга подходы к данному понятию.

В Российской Федерации законодательно понятие «туристский продукт» определяется как «комплекс услуг по перевозке, размещению и питанию, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». Другими словами, туристским продуктом является стандартный «пакет» услуг (трансфер, проживание, питание), сформированный туроператором в зависимости от целей путешествия.

В законодательстве Республики Казахстан дано определение понятию «туристский продукт» в Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан». В данном законодательном акте туристский продукт определяется как «совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия» [2]. Республика Беларусь в своей законодательной базе не имеет определения понятия «туристского продукта», однако использует понятие «тур» для обозначения источника формирования маркетинговой стратегии организаций на туристском рынке. В Законе Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» определено понятие «тура» как «сформированный туроператором для реализации комплекс туристских услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг по: перевозке, размещению, иные туристские услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристское путешествие» [1].

В европейских странах мира стандартный набор услуг называют package-tour. Директивой Европейского союза package-tour определяется как «набор услуг, который включает не менее двух из следующих составляющих: перевозку и размещение, и иные услуги, не связанные с вышеупомянутыми», утвержденной в 1993 г. [3].

Вместе с тем, туристский рынок предлагает потребителю товар, которым является тур, подразумевающий под собой совокупность услуг, право на пользование которыми имеет потенциальный потребитель. «Пакет» услуг представляет собой собственность туристской фирмы, которая занималась разработкой и созданием тура на основе комплекса услуг(продуктов), входящих в него, а именно логистическая составляющая, проживание, питание, специальные программы в зависимости от целей путешествия и иное [7]. Следует отметить, что туристский продукт имеет, с одной стороны, нематериальную составляющую, то есть продуктом на рынке туризма являются ожидания, воспоминания и эмоции людей, а с другой – материальную, так как туристский продукт как совокупность входящих в него услуг создается посредством материальной базы.

Аккумулируя общие характерные черты туристского продукта, рассмотрим его ценность с точки зрения объективных характеристик и показателей, на которые потенциальные потребители обращают внимание при выборе. Именно по этой причине маркетинг учитывает сложившиеся закономерности и рассматривает туристский продукт как многоуровневую мультиатрибутивную модель (рисунок) [4].

Первый уровень многоуровневой мультиатрибутивной модели представляет собой ядро, основу продукта (продукт по замыслу), то есть в фундаменте любого туристского продукта заложена необходимость в учёте и удовлетворении потребности потенциального потребителя [9]. По своей сути человек, приобретая туристский продукт получает не материальную составляющую с определенными характеристиками, а возможность удовлетворения мечты и достижения цели путешествия, например, в получении новых впечатлении, путешествии в новое место, отдыхе всей семьей и иные примеры. Именно поэтому основной задачей компаний туристского рынка является продвижение пользы и выгоды для потенциальных потребителей.

Второй уровень модели представляет собой продукт в реальном исполнении, то есть комплекс свойств, которые способны реализовать первый уровень модели – его ядро, замысел туристского продукта [4]. Поэтому данная ступень подразумевает аналитическую работу, которая касается свойств и характеристик туристского продукта, а именно уровня качества, безопасности, комфорта, бренда территории, впечатлений, престижа и иных характерных черт. Данный уровень ориентирует потребителей на определенную дестинацию и помогает сфокусироваться и отличить продукты по замыслу конкурирующих организаций на рынке туризма.

missing image file

Многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта

Третий уровень модели представляет собой расширенный продукт, то есть рассмотрение характеристик и свойств, которые располагают потребителей и формируют ценность предложения данной организации из всех конкурентов на рынке [8]. Туристская деятельность должна быть направлена на предоставление потребителю комфортных условий, своевременной поддержки и дополнительных программ лояльности. Качество обслуживания, информированность, консультирование клиентов, цена, скорость обслуживания и иные характеристики способны повлиять на формирование лояльности потребителя к туристскому продукту. Укрепление туристского продукта на рынке способствует расширению клиентской базы и увеличению спроса на предлагаемое путешествие [5,8].

Исходя из сказанного, можно констатировать тот факт, что многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта заключает в себе основные характеристики, из которых складывается представление потребителя о предлагаемом комплексе услуг, входящих в туристский продукт. Первый уровень модель предполагает изучение проблематики потребительского выбора. Второй уровень, названный продуктом в реальном исполнении, рассматривает функциональные характеристики, которые должны быть учтены при успешной работе туристской организации. На третьем уровне происходит всестороннее рассмотрение аспектов для формирования лояльности потребителя к предлагаемому туристскому продукту. С точки зрения маркетинговой деятельности, данная модель представляется организации как источник поддержки и развития при создании и формировании туристского продукта как основы деятельности в конкурентной среде рынка туризма [5, 8, 9].

Выводы

Специфику туристского продукта в условиях цифровизации туристской индустрии обуславливают его особенности, на основании которых, в том числе, следует выстраивать концепцию его создания и продвижения, а именно:

• присутствие в цифровой среде для осуществления процесса выбора

• персональная полезность туристского предложения за счет дифференциации продукта по профилю клиента и автоматизации создания индивидуальных туров

• безопасность и надежность туристского продукта, которая связана с недопустимостью риска, с причинением вреда здоровью и жизни туриста, его имуществу и окружающей среде, своевременности и качественности услуг, входящих в туристский продукт

• полная автоматизация путешествия с использованием цифровых технологий

Специфические особенности объекта исследования такие, как неосязаемость, неразрывность реализации и потребления, изменчивость качества, неспособность к хранению и временной промежуток между приобретением и пользованием туристским продуктом формируют целостный образ об объекте исследования, а также требования к нему – полезность, обоснованность, безопасность, надежность и достоверность – формируют концептуальное представление, на основании которого, в том числе, следует выстраивать концепцию продвижения туристского продукта на рынке туризма, принимая во внимание методы и инструменты продвижения туристского продукта, действующие на современном этапе развития туристской индустрии как одной из перспективных отраслей экономического развития страны.


Библиографическая ссылка

Стыцюк Р.Ю. ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 4-3. – С. 494-498;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3452 (дата обращения: 22.07.2024).