Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PLATFORM ECONOMY: STATE, PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Repeva S.S. 1 Minasyan А.А. 1 Bokova A.А. 1 Yukhimets V.I. 1 Pervukhina E.V. 1
1 University ITMO
In the modern world, technological progress definitely affects all areas of life, including the economy. With the advent of the Internet, it also became possible to use the business services on the Internet, which helped to implement the so-called ‘platforms’. Today, the platform economy is one of the sources of great changes in the global economic system, driven by technological innovation and the availability of online communications for people. The most successful global companies are platform giants, whose experience is used to analyze the current state of the platform economy in this work. The article is devoted to the study of the state, problems and prospects for the development of platform companies. With the growing importance of such a resource as personal data, the platform economy could dominate the market over the next decade, pushing companies in industries such as oil and gas production, finance, retail and many others into the background. More ambitious forecasts confirm the future dependence of all market sectors on the activities of digital platforms. The platform market is growing, both globally and nationally. Solving the problems of the platform economy and choosing the right directions is an important aspect of its subsequent development.
platform economy
platforms
platform giants
targeted advertising
user data

В современном мире платформенная экономика стала одной из ключевых сфер глобальной экономики. Платформенная экономика – экономическая деятельность, в основе которой стоит использование компаниями платформ и связанных с ними экосистем, не находящихся в пользовании компании и не контролируемых ими, для осуществления взаимосвязи и коммерческих операций между их пользователями. Вместе с данным термином начал также использоваться синонимичный термин «платформенный капитализм». Само понятие платформенной экономики связано с цифровыми платформами, а именно гибридными структурами, направленными на создание ценности благодаря исполнению роли посредника, обеспечивающего взаимодействие и осуществление коммерческих транзакций между пользователями данных платформ [1].

Компании–платформы стали так называемыми «платформенными гигантами» и занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Так в таблице 1 показан Топ-10 компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 год. В 2010 году в топ вошло всего две платформенных компаний (Microsoft и Apple), когда как в 2020 году уже семь таких компаний (Apple, Microsoft, Amazon, Google, Facebook, Alibaba, Tencent), при этом Apple возглавляет данный топ. В сумме капитализация этих семи компаний составляет 7,3 трлн долл. США, что в семь раз больше объема российского фондового рынка за 2020 год (72,9 трлн руб., ~ 970 млрд долл.) [2].

Таблица 1

Топ-10 мировых компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 года

2010

2020

Компания (страна)

Год основания

Капитализация, млрд долл.

Компания (страна)

Год основания

Капитализация, млрд долл.

1. Petrochina (Китай)

1999

329.3

1. Apple (США)

1976

2,340

2. Exxon Mobil (США)

1999

316.2

2. Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco) (Саудовская Аравия)

1933

2,040.8

3. Microsoft (США)

1975

256.9

3. Microsoft (США)

1975

1,708.3

4. Indl & Coml (Китай)

1984

246.4

4. Amazon (США)

1994

1,233.4

5. Apple (США)

1976

213.1

5. Alphabet Inc. (Google) (США)

2015 (1998)

919.3

6. BHP Billiton (Британия- Австралия)

1885

209,9

6. Facebook (США)

2004

583.7

7. Wal-Mart (США)

1962

209

7. Alibaba (Китай)

1999

545.4

8. Berkshire Hathaway (США)

1955

200.6

8. Tencent Holdings (Китай)

1998

509.7

9. General Electric (США)

1892

194.2

9. Berkshire Hathaway (США)

1955

455.4

10. China Mobile (Китай)

1997

192,9

10. Johnson & Johnson (США)

1886

395.3

В рамках российского рынка отечественные платформенные компании занимают значительно меньшую позицию. На 2020 только Яндекс входит в Топ-10 российских компаний по объему капитализации (таблица 2) на 8 месте с капитализаций в объеме 22,1 млрд. долл. Хотя стоит отметить, что Сбербанк, лидер списка, несмотря на свою основную банковскую деятельность, также в последние годы активно вкладывается в Mail.ru Group (имеет 98,1% акций Delivery Club), Rambler Group (имеет 46,5% их акций) и Яндекс (владеет Яндекс.Деньги) [3].

Таблица 2

Топ-10 российских компаний по объему капитализации на 2020 год

1. Компания

2. Капитализация млрд долл. /трлн руб.

1. Сбербанк

60,47 / 4,7

2. Роснефть

52,01 / 4,05

3. Газпром

49,74 / 3,9

4. Новатэк

42,78 / 3,32

5. Норникель

41,1 / 3,19

6. ЛУКОЙЛ

39,38 / 3,05

7. Полюс

30,58 / 2,38

8. Яндекс

22,1 / 1,45

9. Газпром Нефть

17,6 / 1,37

10. Сургутнефтегаз

16,26 / 1,27

В целом можно отметить такие российские платформенные компании, как Яндекс (капитализация: 22,1 млрд долл.), Ozon (капитализация: 10,95 млрд долл.), Wildberries (капитализация: около 8 млрд. долл.) Mail.ru Group (капитализация: 5,3 млрд долл.), Avito (капитализация: 3,9 млрд долл.) [4,5].

Все указанные компании отличаются относительно быстрым ростом благодаря сетевому эффекту. Например, в 2019-м оборот Wildberries вырос на 88% и составил 223,5 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года оборот Wildberries вырос на 104% и достиг 285,6 млрд рублей [4]. Но тот же сетевой эффект усложняет вход на платформенный рынок новым игрокам и конкуренцию отечественных платформ с транснациональными компания-платформами. Платформы становятся привлекательнее и удобнее в пользовании благодаря большому числу пользователей и на начальных этапах может быть тяжело набрать требуемую для роста аудиторию. Транснациональные компании уже имеют множество пользователей, что дает им большое преимущество, если они пытаются освоить новый рынок и обеспечивает изначально быстрый рост платформы.

Другими проблемами становятся этические и легальные вопросы, которые связаны с работой платформ. Кроме заработка на различных наценках, процентах с операций на платформах и подписках, многие платформы также зарабатывают на рекламе. Покупка рекламы доступна на таких популярных платформах, как Google, Яндекс, Mail.ru, VK, Facebook и т.д. Эффективность рекламы на данных сервисах гарантируется благодаря сбору информации о каждом пользователе и использование таргетированной рекламы. Таргетированная реклама – реклама на интернет ресурсах, использующая алгоритмы платформы и направленная на поиск целевой аудитории (по различным данным, характеристикам, интересам) для каждого рекламного объявления. Пользователи же соглашается на использование их данных и получение рекламы взамен на бесплатное пользование определенными функциями платформы или любое другое специальное предложение.

Одной из главных угроз в таком случае является нарушение конфиденциальности персональных данных пользователей. Платформа может использовать их данные как для их рекламодателей, рекламы собственных услуг или продуктов, улучшение качества работы платформенных алгоритмов, так и для продажи данных сторонним лицам, недобросовестной конкуренции, манипулирования пользователями, рынками или даже государствами. Так в 2020 году ФКТ взыскала с компании Facebook штраф в размере 5 млрд. долл. за передачу личных данных их пользователей сторонней фирме для использования в маркетинговых целях [6]. Данные – новый вид сырья, цену которого пользователи еще не в состоянии адекватно оценить, что дает платформы преимущества по сравнению с традиционными бизнес-моделями, так как они находятся между пользователями и выступают в качестве площадки, на которой они взаимодействуют, что позволяет платформам регистрировать и анализировать это взаимодействие [7].

Существуют и другие не менее важные проблемы платформенной экономики, такие как:

− использование платформами хищного ценообразования для увеличения привлекательности платформы для потребителей и максимизации прибыли, особенно на начальных этапах развития;

− собственник актива на платформе не является штатным сотрудником компании, что лишает его прав, льгот и социальных выплат, положенных наемным работникам;

− нестабильность доходов собственников активов, если платформа сама устанавливает условия и цены на активы;

− передача обязанности выплаты расходов за техническое обслуживание активов на их собственников;

− частые случаи эксплуатации рабочей силы и пресечение формирования профсоюзов;

− проблемы обеспечения безопасности взаимодействия пользователей и транзакций между ними;

− случаи уклонения от налогов;

− монополизация определенных направлений рынка;

− отсутствие эффективного международного и национального законодательного регулирования платформенной экономики и т.д. [1].

Решение рассмотренных проблем являются приоритетными для данной экономической сферы, так как они значительно влияют на состояние современного рынка, социальную и даже политическую среду. Отсутствие действенных решений может привести к значительному упадку платформенной экономики, как и на глобальном рынке, так и в глазах общественности.

Темпы роста платформенных компаний не сбавляют свою скорость, и случившаяся пандемия COVID-19 только положительно повлияла на их показатели. Так акции платформы Amazon на более чем 5% и компания за 2020 год преодолела рубеж 1 трлн долл., имея на конец периода 1,233 трлн долл. капитализации [8]. Другая платформа, Zoom, увеличила за 1,5 года свою прибыль в 12 раз, а цена их акций увеличилась на 367% [9].

В будущем стоит ожидать еще большее укрепление позиций платформенных компаний на международном рынке. Российский рынок также направлен на развитие платформенной экономики. В указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» значится цель цифровой трансформации, в которую входит достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. Это говорит о том, что правительство РФ заинтересовано в развитие цифровых платформ и планирует вкладывать финансовые ресурсы в данную экономическую отрасль.

Российские платформенные компании на данный момент могут составить конкуренцию иностранным платформам только на отечественном рынке и их влияние на глобальный рынок очень мало. Компаниям необходимо будет приложить много усилий для достижения конкурентоспособности на мировой арене, но с уверенностью можно сказать, что влияние платформ на российский рынок будет только увеличиваться. С усилением значения такого ресурса, как персональные данные, платформенная экономика в ближайшее десятилетие может доминировать рынок, отодвигая компании таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансы, розничная торговля и многих других, на второй план. Более смелые прогнозы утверждают будущую зависимость всех отраслей рынка от деятельности цифровых платформ [8].

Руководствуясь вышесказанным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день рынок платформ растет, как на мировом, так и на национальном уровне. Решение проблем платформенной экономики и выбор правильных направлений является важным аспектом ее последующего развития.