В современном мире платформенная экономика стала одной из ключевых сфер глобальной экономики. Платформенная экономика – экономическая деятельность, в основе которой стоит использование компаниями платформ и связанных с ними экосистем, не находящихся в пользовании компании и не контролируемых ими, для осуществления взаимосвязи и коммерческих операций между их пользователями. Вместе с данным термином начал также использоваться синонимичный термин «платформенный капитализм». Само понятие платформенной экономики связано с цифровыми платформами, а именно гибридными структурами, направленными на создание ценности благодаря исполнению роли посредника, обеспечивающего взаимодействие и осуществление коммерческих транзакций между пользователями данных платформ [1].
Компании–платформы стали так называемыми «платформенными гигантами» и занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Так в таблице 1 показан Топ-10 компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 год. В 2010 году в топ вошло всего две платформенных компаний (Microsoft и Apple), когда как в 2020 году уже семь таких компаний (Apple, Microsoft, Amazon, Google, Facebook, Alibaba, Tencent), при этом Apple возглавляет данный топ. В сумме капитализация этих семи компаний составляет 7,3 трлн долл. США, что в семь раз больше объема российского фондового рынка за 2020 год (72,9 трлн руб., ~ 970 млрд долл.) [2].
Таблица 1
Топ-10 мировых компаний по размерам капитализации за 2010 и 2020 года
2010 |
2020 |
||||
Компания (страна) |
Год основания |
Капитализация, млрд долл. |
Компания (страна) |
Год основания |
Капитализация, млрд долл. |
1. Petrochina (Китай) |
1999 |
329.3 |
1. Apple (США) |
1976 |
2,340 |
2. Exxon Mobil (США) |
1999 |
316.2 |
2. Saudi Arabian Oil Company (Saudi Aramco) (Саудовская Аравия) |
1933 |
2,040.8 |
3. Microsoft (США) |
1975 |
256.9 |
3. Microsoft (США) |
1975 |
1,708.3 |
4. Indl & Coml (Китай) |
1984 |
246.4 |
4. Amazon (США) |
1994 |
1,233.4 |
5. Apple (США) |
1976 |
213.1 |
5. Alphabet Inc. (Google) (США) |
2015 (1998) |
919.3 |
6. BHP Billiton (Британия- Австралия) |
1885 |
209,9 |
6. Facebook (США) |
2004 |
583.7 |
7. Wal-Mart (США) |
1962 |
209 |
7. Alibaba (Китай) |
1999 |
545.4 |
8. Berkshire Hathaway (США) |
1955 |
200.6 |
8. Tencent Holdings (Китай) |
1998 |
509.7 |
9. General Electric (США) |
1892 |
194.2 |
9. Berkshire Hathaway (США) |
1955 |
455.4 |
10. China Mobile (Китай) |
1997 |
192,9 |
10. Johnson & Johnson (США) |
1886 |
395.3 |
В рамках российского рынка отечественные платформенные компании занимают значительно меньшую позицию. На 2020 только Яндекс входит в Топ-10 российских компаний по объему капитализации (таблица 2) на 8 месте с капитализаций в объеме 22,1 млрд. долл. Хотя стоит отметить, что Сбербанк, лидер списка, несмотря на свою основную банковскую деятельность, также в последние годы активно вкладывается в Mail.ru Group (имеет 98,1% акций Delivery Club), Rambler Group (имеет 46,5% их акций) и Яндекс (владеет Яндекс.Деньги) [3].
Таблица 2
Топ-10 российских компаний по объему капитализации на 2020 год
1. Компания |
2. Капитализация млрд долл. /трлн руб. |
1. Сбербанк |
60,47 / 4,7 |
2. Роснефть |
52,01 / 4,05 |
3. Газпром |
49,74 / 3,9 |
4. Новатэк |
42,78 / 3,32 |
5. Норникель |
41,1 / 3,19 |
6. ЛУКОЙЛ |
39,38 / 3,05 |
7. Полюс |
30,58 / 2,38 |
8. Яндекс |
22,1 / 1,45 |
9. Газпром Нефть |
17,6 / 1,37 |
10. Сургутнефтегаз |
16,26 / 1,27 |
В целом можно отметить такие российские платформенные компании, как Яндекс (капитализация: 22,1 млрд долл.), Ozon (капитализация: 10,95 млрд долл.), Wildberries (капитализация: около 8 млрд. долл.) Mail.ru Group (капитализация: 5,3 млрд долл.), Avito (капитализация: 3,9 млрд долл.) [4,5].
Все указанные компании отличаются относительно быстрым ростом благодаря сетевому эффекту. Например, в 2019-м оборот Wildberries вырос на 88% и составил 223,5 млрд рублей. За девять месяцев 2020 года оборот Wildberries вырос на 104% и достиг 285,6 млрд рублей [4]. Но тот же сетевой эффект усложняет вход на платформенный рынок новым игрокам и конкуренцию отечественных платформ с транснациональными компания-платформами. Платформы становятся привлекательнее и удобнее в пользовании благодаря большому числу пользователей и на начальных этапах может быть тяжело набрать требуемую для роста аудиторию. Транснациональные компании уже имеют множество пользователей, что дает им большое преимущество, если они пытаются освоить новый рынок и обеспечивает изначально быстрый рост платформы.
Другими проблемами становятся этические и легальные вопросы, которые связаны с работой платформ. Кроме заработка на различных наценках, процентах с операций на платформах и подписках, многие платформы также зарабатывают на рекламе. Покупка рекламы доступна на таких популярных платформах, как Google, Яндекс, Mail.ru, VK, Facebook и т.д. Эффективность рекламы на данных сервисах гарантируется благодаря сбору информации о каждом пользователе и использование таргетированной рекламы. Таргетированная реклама – реклама на интернет ресурсах, использующая алгоритмы платформы и направленная на поиск целевой аудитории (по различным данным, характеристикам, интересам) для каждого рекламного объявления. Пользователи же соглашается на использование их данных и получение рекламы взамен на бесплатное пользование определенными функциями платформы или любое другое специальное предложение.
Одной из главных угроз в таком случае является нарушение конфиденциальности персональных данных пользователей. Платформа может использовать их данные как для их рекламодателей, рекламы собственных услуг или продуктов, улучшение качества работы платформенных алгоритмов, так и для продажи данных сторонним лицам, недобросовестной конкуренции, манипулирования пользователями, рынками или даже государствами. Так в 2020 году ФКТ взыскала с компании Facebook штраф в размере 5 млрд. долл. за передачу личных данных их пользователей сторонней фирме для использования в маркетинговых целях [6]. Данные – новый вид сырья, цену которого пользователи еще не в состоянии адекватно оценить, что дает платформы преимущества по сравнению с традиционными бизнес-моделями, так как они находятся между пользователями и выступают в качестве площадки, на которой они взаимодействуют, что позволяет платформам регистрировать и анализировать это взаимодействие [7].
Существуют и другие не менее важные проблемы платформенной экономики, такие как:
− использование платформами хищного ценообразования для увеличения привлекательности платформы для потребителей и максимизации прибыли, особенно на начальных этапах развития;
− собственник актива на платформе не является штатным сотрудником компании, что лишает его прав, льгот и социальных выплат, положенных наемным работникам;
− нестабильность доходов собственников активов, если платформа сама устанавливает условия и цены на активы;
− передача обязанности выплаты расходов за техническое обслуживание активов на их собственников;
− частые случаи эксплуатации рабочей силы и пресечение формирования профсоюзов;
− проблемы обеспечения безопасности взаимодействия пользователей и транзакций между ними;
− случаи уклонения от налогов;
− монополизация определенных направлений рынка;
− отсутствие эффективного международного и национального законодательного регулирования платформенной экономики и т.д. [1].
Решение рассмотренных проблем являются приоритетными для данной экономической сферы, так как они значительно влияют на состояние современного рынка, социальную и даже политическую среду. Отсутствие действенных решений может привести к значительному упадку платформенной экономики, как и на глобальном рынке, так и в глазах общественности.
Темпы роста платформенных компаний не сбавляют свою скорость, и случившаяся пандемия COVID-19 только положительно повлияла на их показатели. Так акции платформы Amazon на более чем 5% и компания за 2020 год преодолела рубеж 1 трлн долл., имея на конец периода 1,233 трлн долл. капитализации [8]. Другая платформа, Zoom, увеличила за 1,5 года свою прибыль в 12 раз, а цена их акций увеличилась на 367% [9].
В будущем стоит ожидать еще большее укрепление позиций платформенных компаний на международном рынке. Российский рынок также направлен на развитие платформенной экономики. В указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» значится цель цифровой трансформации, в которую входит достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года. Это говорит о том, что правительство РФ заинтересовано в развитие цифровых платформ и планирует вкладывать финансовые ресурсы в данную экономическую отрасль.
Российские платформенные компании на данный момент могут составить конкуренцию иностранным платформам только на отечественном рынке и их влияние на глобальный рынок очень мало. Компаниям необходимо будет приложить много усилий для достижения конкурентоспособности на мировой арене, но с уверенностью можно сказать, что влияние платформ на российский рынок будет только увеличиваться. С усилением значения такого ресурса, как персональные данные, платформенная экономика в ближайшее десятилетие может доминировать рынок, отодвигая компании таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансы, розничная торговля и многих других, на второй план. Более смелые прогнозы утверждают будущую зависимость всех отраслей рынка от деятельности цифровых платформ [8].
Руководствуясь вышесказанным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день рынок платформ растет, как на мировом, так и на национальном уровне. Решение проблем платформенной экономики и выбор правильных направлений является важным аспектом ее последующего развития.
Библиографическая ссылка
Репьева С.С., Минасян А.А., Бокова А.А., Юхимец В.И., Первухина Е.В. ПЛАТФОРМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-1. – С. 63-67;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1810 (дата обращения: 03.12.2024).