Введение
В настоящее время перспективы динамичного социально-экономического развития как России в целом, так и её регионов, по мнению многих ученых-экономистов, таких как С. Бодрунов, А. Бузгалин, С. Глазьев, Р. Гринберг, С. Губанов, В. Кулешов, В. Рязанов, В. Селиверстов, Д. Сорокин, О. Сухарев, А. Татаркин и др., видятся через призму мощного технологического прорыва – через новую индустриализацию, то есть через реиндустриализацию экономики. Изучение имеющихся понятий показывает, что реиндустриализация чаще всего понимается с позиций существенных изменений производственного и технологического базиса экономики, создания новых производств и отраслей (1–3).
Также важно отметить, что опции мер, разрабатываемые и принимаемые как региональными, так и федеральными властями, не обеспечивают достижения тех желаемых результатов повышения качества жизни населения, которые предусмотрены в стратегиях развития страны, федеральных округов и регионов, в частности, в таких приграничных территориях южной Сибири, как Республика Тыва. По основным показателям социально-экономического развития, по данным официальной статистики страны, Республика Тыва, по итогам 2017-го года, как и в предыдущие годы, в разы отстает от среднероссийского уровня. Например: среднедушевые денежные доходы жителей региона (в месяц), составили 14048 рублей при среднероссийском уровне 31422 рубля (223,7 %). Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц) – 7657 рублей при среднероссийском значении 23806 рублей (310,9 %).
В связи, с чем разработка новых концептуальных основ, принимаемых программ и стратегий социально-экономического развития Республики Тыва, с учетом её особенностей, становится наиболее актуальной.
Целью данной работы является поиск и разработка предложений по обоснованию необходимости формирования программы реиндустриализации экономики Республики Тыва на основе результатов исследований особенностей и ресурсов региона. При этом имеется в виду, что главной задачей реиндустриализации для данного региона должен стать целенаправленное изменение структуры экономики для достижения повышения уровня жизни населения, в том числе среднедушевых денежных доходов, до среднероссийских показателей.
В этих целях решались задачи изучения и анализа опытов и результатов (в том числе отрицательных) предыдущих этапов развития и факторов, наиболее существенно повлиявших на динамику социально-экономического развития, целью извлечения эффективных и результативных примеров обеспечения опережающего развития данного региона и учёта их при разработке новых предложений. Подобное исследование требует применения междисциплинарного подхода, причем учитывающего результаты и методы социальных и естественных наук.
Наряду с обсуждением разрабатываемых комплексных планов развития [12], особенностей республики, экономической культуры тувинцев, в настоящее время данная тема является одной из приоритетных, в том числе в связи с поиском возможностей эффективного участия местного населения в экономическом развитии региона, согласно задачам Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года [13].
Некоторые эмпирические данные. Республика Тыва – один из самых молодых и перспективных регионов Российской Федерации (в 1944 году добровольно вошел в состав СССР), и сосредоточие многих проблем современной России. И это следствие не только экстремальных (резко-континентальных) природно-климатических условий для функционирования хозяйствующих субъектов, изолированности и сложного рельефно-географического положения, но и других факторов, в том числе несовершенства современной региональной и экономической политики. Также к их числу можно отнести и недостаточную проработанность принимавшихся, принимаемых и реализуемых программ и стратегий развития, в части их концептуальной обоснованности, и мер, реализовавшихся для развития данного приграничного региона. Некоторые ученые и политики считают, что даже в советское время Тува объективно не успела получить всего того, что необходимо было для развития республики и что получали другие регионы [14].
Исследования показывают, что наиболее динамичное социально-экономическое развитие Республики Тыва были достигнуты в советский период, с 1944 г. (после вхождения Тувы в состав СССР) по 1990 г. За этот период объем промышленной продукции (в фактических ценах) вырос в 87,8 раза, численность населения увеличилась более чем в три раза. Практически полностью были созданы такие отрасли, как электроэнергетика, топливная, цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительных материалов, легкая, пищевая и т.д. [15].
Решающим фактором столь динамичного социально-экономического развития региона, явилась протекционистская национальная политики СССР, выражавшаяся в предоставлении определенных преференций отсталым приграничным регионам. Такие меры, как установление доплаты к зарплате в виде районных и северных коэффициентов, способствовали притоку высококвалифицированных работников, а успешное решение многочисленных социальных проблем – к достижению социально-экономической стабильности и межнационального согласия.
С началом рыночных реформ в 1990–2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. Объем производства промышленной продукции резко сократился, и в 1999 году составил всего 36 % от уровня 1990 г., ввод основных фондов – 12 %. В машиностроении и металлообработке объем продукции составил 9,5 % к уровню 1990 г., лесной, деревообрабатывающей и производстве стройматериалов – 5,4 %, в легкой – 8,6 %, пищевой – 15,2 %, мукомольно-крупяной и комбикормовой – 23,5 %.
Особенно отрицательными факторами стали такие меры как введение неадекватной налоговой политики, которые привели фактически к деиндустриализации экономики региона. Например, федеральный закон «О налоге на добавленную стоимость», разработанный в конце 1991 г. и спешно введенный в действие с 1 января 1992 г., и многочисленные обязательные отчисления в различные государственные и негосударственные фонды.
Необходимость реиндустриализации экономики. Республики Тыва. Социально-экономическое развитие принято понимать в контексте расширенного воспроизводства, происходящего одновременно с качественными и структурными положительными изменениями в экономике, в производительных силах, с наличием факторов, как экономического роста, так и образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала (4 – 6).
А для таких регионов как Республика Тыва вполне современными, актуальными и убедительными стали «заветные мысли» активного поборника индустриализации Д.И. Менделеева, высказанные еще 100 лет тому назад: «.....Только с развитием производств – фабричных и заводских – создается тот прочный средний производительный класс, без развития которого невозможно сильное образованное государство» (7).
Исследования новейшей истории развития экономики Республики Тыва, и анализ результатов реализации предпринятых раннее мер – стратегий и программ показывают, что в них определялись основные направления развития региона, которые способствовали реализацию намеченных мероприятий, но не в полной мере давали региону возможности достижения поставленных целей [16]. И несмотря на проведенную значительную работу и определенные успехи региона, для Республики Тыва остались недостижимыми основные показатели социально-экономического развития среднероссийского уровня, или уровня развитых регионов Сибири (таблица).
О необходимости кардинальных экономических и институциональных изменений говорят также и рейтинги (наблюдения, анализы), в том числе проводимые независимыми структурами. В частности, по данным агентства «РИАРЕЙТИНГ», в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ в 2017 году Республик Тыва, как и ранее, занимает одно из последних мест – 85. Отношение медианных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг в 2018 году – 0,88. Доля населения за чертой бедности – 40 %. Доля населения за чертой крайней бедности – 19,2 % [17].
Предпосылки реиндустриализации. Исследования имеющихся ресурсов и анализ этапов развития Республики Тыва показывают, что регион обладает потенциалом для перехода к новой индустриализации – реиндутриализации экономики.
К основным предпосылкам для реиндустриализации экономики Республики Тыва можно отнести следующие обстоятельства и факторы:
– в настоящее время в нашей стране растет понимание необходимости реиндустриализации, и многие регионы инициируют свои программы этого направления. Принят и реализуется ряд основополагающих федеральных и региональных законодательно-правовых актов [18];
– определенные перспективы для Республики Тыва открываются в связи с началом в 2015 году совместной деятельности Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), а также ростом тенденций развития экономического сотрудничества России со странами Востока, прежде всего, Китаем и Индией (в том числе технологический трансферт, инвестиционные действия). В Республике Тыва осуществляют деятельность ведущие отечественные компании «Северсталь», «Евразгруп», «En+Group» и ряд зарубежных инвесторов; Хэйлунцзянская горнорудная компания (Китай), шведская корпорация «CentralAsiaGold», имеющие лицензии на разработку месторождений и создавшие крупные предприятия в регионе;
– уникальное геополитическое положение, богатейшие лесные и водные ресурсы, значительная минерально-сырьевая база, разнообразные природно-рекреационные возможности, высокий научный, трудовой и культурный потенциал позволяют Туве занять особое место с точки зрения инвестиционной привлекательности среди сибирских регионов России;
– имеющиеся позитивные факторы социально-экономического развития республики; рост объемов промышленной продукции [19], возрастающий рейтинг региона, имеющиеся поддержка со стороны руководства и органов власти страны [20], и сформировавшейся тенденции роста инвестиционной активности. В настоящее время в республике реализуется семь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 150 млрд. рублей;
– подготовленные для реализации разработки научных учреждений региона, в том числе обосновывающие освоение и глубокую переработку богатейших и уникальных запасов ее природных, минерально-сырьевых ресурсов, местного сырья, на основе новых технологий (8), а также по созданию возобновляемых энергоисточников, имеющих огромный потенциал;
– реализация планов строительства железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог и в перспективе с выходом в Монголию и в Китай, также окажет значительное положительное влияние на реиндустриализацию экономики Республики Тыва в целом. По имеющейся новейшей информации, принимаются реальные меры по ускорению строительства [21];
Некоторые основные социально-экономические показатели регионов в 2017 г.
Площадь территории1), тыс. км2 |
Численность населения на 1 января 2018 г., тыс. человек |
Среднегодовая численность занятых, тыс. человек |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. |
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. |
Средне-месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
Валовой региональный продукт в 2016 г., млн руб. |
|
Российская Федерация |
17125,2 |
146880,4 |
71842,7 |
31422 |
23806 |
39167 |
69254134,3 |
Сибирский федеральный округ |
5145,0 |
19287,5 |
8715,5 |
23925 |
17359 |
33718 |
7133872,1 |
Республика Алтай |
92,9 |
218,1 |
83,4 |
18411 |
11813 |
26316 |
46128,4 |
Республика Бурятия |
351,3 |
984,5 |
382,7 |
25040 |
19288 |
32237 |
199225,5 |
Республика Тыва |
168,6 |
321,7 |
98,7 |
14048 |
7657 |
31251 |
52221,3 |
Республика Хакасия |
61,6 |
537,5 |
235,6 |
21209 |
15992 |
33978 |
182434,1 |
Красноярский край |
2366,8 |
2876,5 |
1411,2 |
28047 |
20553 |
41117 |
1767908,2 |
Примечание. Составлено автором на основе данных Росстата; Статический сборник «Регионы России» Социально-экономические показатели. 2018.
– на территории республики реализуются меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, сформирована система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [22].
Ресурсы и ожидаемые результаты. Итак, какие ориентиры следует выбрать при определении пути реиндустриализации экономики республики? Автором предлагается принять наиболее реальные цели: достижение среднесибирского показателя среднедушевого денежного дохода в сумме 25-30 тыс. рублей в месяц на первые три-пять лет. Которое должно быть достигнута при условии создания благоприятствующих законодательно-правовых условий, за счет инновационного развития традиционных отраслей экономики, малого предпринимательства, возрождения бывших действовавших предприятий, но на основе совершенно новых конкурентоспособных технологий. Это будет начальным (первым) этапом реиндустриализации. В качестве минимума на ближайшие 5-10 лет (второй этап) – достижение среднероссийского уровня: 30 – 40 тыс. рублей в месяц. К этому времени должно быть сформированы все необходимые законодательно-правовые и инфраструктурные условия для создания и развития средних и более крупных производственных предприятий и корпораций, выпускающих конкурентоспособную продукцию, в том числе на экспорт. В качестве максимума на ближайшие 10-15 лет (следующий этап) – достижение минимального среднеевропейского уровня: порядка 800 долларов в месяц на человека, за счет создания экологичных, крупных корпораций, центров и объединений, в том числе транснациональных, по более глубокой переработке местного сырья и природных ресурсов.
На наш взгляд именно вышеизложенные приоритеты должны определять содержание и ожидаемые результаты программы реиндустриализации экономики, в том числе и темпы роста объема валового регионального продукта. Иными словами, если среднедушевые денежные доходы в сумме 14048 рублей в месяц были достигнуты при валовом региональном продукте 52221,3 млн. рублей, то для того чтобы достичь 40000 рублей, необходимо увеличить ВРП как минимум до 110000-150000 млн. рублей. А чтобы добиться самодостаточности бюджета с учетом инфляции то не менее 300000 млн. рублей.
Имеются ли в регионе ресурсы, потенциал, механизмы их реализации позволяющие получить предполагаемый результат?
Исследования показывают, что в регионе такие ресурсы и потенциал имеются (9 – 11). Суммарная «ценность» природных ресурсов на территории Тувы превышает 90 триллионов $ USA, а разведанных запасов минерального сырья в месторождениях разнообразных полезных ископаемых – 4 триллиона $ США. За три последних года крупные инвестиционные компании, работающие в Туве, увеличили отчисления в бюджет республики в 1,8 раза. В 2017 году их суммарные платежи в казну региона составили 549,1 млн. рублей против 314,1 млн. в 2014-м. По данным министерство экономики региона, за три года 5 компаний, среди которых «Лунсин», «ТарданГолд», «Межегейуголь», «Тувинская горнорудная компания» и «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», пополнили бюджет республики на 1 млрд. 677,2 млн. рублей.
По мнению Главы – Председателя правительства республики, компании, несмотря на то, что только три из них перешли от инвестиционной фазы к эксплуатационной, уже начинают становиться серьезным бюджетообразующим ресурсом. Если ранее их доля в собственных доходах Тувы не превышала 3-4 процентов, то сегодня они формируют десятую часть этих доходов. Как сообщили в Минэкономики РТ, наибольший вклад приходится на китайскую компанию «Лунсин», разрабатывающую Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллов, и золотодобывающее предприятие «Тардан Голд» со шведским участием. Больше 1 миллиарда рублей – это именно их налоги.
Генеральный директорАО «ТЭПК «Кызыл – Курагино»» Руслан Байсаров сообщил, что только налоговых поступлений от деятельности всех предприятий Тувинской энергетической промышленной корпорации, где будет трудиться 15 тысяч человек, государство получит около 600 млрд. рублей [23]. Представитель компании «Интергео» Е.М. Листков заявил, что необходимо получение государственной поддержки – не только как существенного фактора снижения рисков реализации проекта Ак-Суг, совокупная стоимость товарной продукции которого в годовом исчислении составит порядка 90–115 млрд. руб., и повышения их привлекательности для зарубежных инвесторов, но и как огромного шага на пути к коренному улучшению социально-экономической ситуации в регионе.
Заключение
На основании представленных фактов и расчетов можно сделать следующие выводы:
В республике Тыва имеется достаточно ресурсов и потенциала для достижения главной цели реиндустриализации экономики региона – увеличения среднедушевого денежного дохода до 800 долларов в месяц;
Республика Тыва, при условии мобилизации всех внутренних ресурсов и определенной поддержке со стороны федерального центра, создания необходимых благоприятных законодательно-правовых, экономических и инфраструктурных условий, может осуществить реиндустриализацию экономики, стать одним из пилотных проектов инновационных регионов, создающих высокотехнологичные производства, обеспечивающие динамичное развитие и технологическую независимость приграничного региона государства;
Необходимо создание принципиально нового правового сопровождения социально-экономического и инфраструктурного развития территорий, предусмотренного Указом Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», с учетом специфики различных территорий приграничных регионов страны;
Библиографическая ссылка
Ооржак В.О. ПРЕДПОСЫЛКИ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-1. – С. 64-70;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=940 (дата обращения: 21.11.2024).