Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PREREQUISITES AND EXPECTED RESULT OF THE RE-INDUSTRIALIZATION OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TYVA

Oorzhak V.O. 1
1 Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS
The article is devoted to the urgent problem of regional development – the reindustrialization of the economy of the border region of southern Siberia. The necessity of conducting new industrialization in a depressed region is substantiated, issues of creating and developing new industries, new types of competitive products based on available resources are considered. Particular attention is paid to the importance of such factors as unique natural and mineral resources, legislative and infrastructural conditions, orientation, given the globalization of the economy, the country’s foreign policy and foreign economic policy (APEZ). It is shown that in the Republic of Tuva there are sufficient resources and potential to achieve the main goal of the reindustrialization of the region’s economy – to increase the average per capita income up to $ 800 per month.
reindustrialization of the economy
tyva republic
average per capita cash income
gross regional product
new industrialization
innovation
industrial complex
technological ways

Введение

В настоящее время перспективы динамичного социально-экономического развития как России в целом, так и её регионов, по мнению многих ученых-экономистов, таких как С. Бодрунов, А. Бузгалин, С. Глазьев, Р. Гринберг, С. Губанов, В. Кулешов, В. Рязанов, В. Селиверстов, Д. Сорокин, О. Сухарев, А. Татаркин и др., видятся через призму мощного технологического прорыва – через новую индустриализацию, то есть через реиндустриализацию экономики. Изучение имеющихся понятий показывает, что реиндустриализация чаще всего понимается с позиций существенных изменений производственного и технологического базиса экономики, создания новых производств и отраслей (1–3).

Также важно отметить, что опции мер, разрабатываемые и принимаемые как региональными, так и федеральными властями, не обеспечивают достижения тех желаемых результатов повышения качества жизни населения, которые предусмотрены в стратегиях развития страны, федеральных округов и регионов, в частности, в таких приграничных территориях южной Сибири, как Республика Тыва. По основным показателям социально-экономического развития, по данным официальной статистики страны, Республика Тыва, по итогам 2017-го года, как и в предыдущие годы, в разы отстает от среднероссийского уровня. Например: среднедушевые денежные доходы жителей региона (в месяц), составили 14048 рублей при среднероссийском уровне 31422 рубля (223,7 %). Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц) – 7657 рублей при среднероссийском значении 23806 рублей (310,9 %).

В связи, с чем разработка новых концептуальных основ, принимаемых программ и стратегий социально-экономического развития Республики Тыва, с учетом её особенностей, становится наиболее актуальной.

Целью данной работы является поиск и разработка предложений по обоснованию необходимости формирования программы реиндустриализации экономики Республики Тыва на основе результатов исследований особенностей и ресурсов региона. При этом имеется в виду, что главной задачей реиндустриализации для данного региона должен стать целенаправленное изменение структуры экономики для достижения повышения уровня жизни населения, в том числе среднедушевых денежных доходов, до среднероссийских показателей.

В этих целях решались задачи изучения и анализа опытов и результатов (в том числе отрицательных) предыдущих этапов развития и факторов, наиболее существенно повлиявших на динамику социально-экономического развития, целью извлечения эффективных и результативных примеров обеспечения опережающего развития данного региона и учёта их при разработке новых предложений. Подобное исследование требует применения междисциплинарного подхода, причем учитывающего результаты и методы социальных и естественных наук.

Наряду с обсуждением разрабатываемых комплексных планов развития [12], особенностей республики, экономической культуры тувинцев, в настоящее время данная тема является одной из приоритетных, в том числе в связи с поиском возможностей эффективного участия местного населения в экономическом развитии региона, согласно задачам Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года [13].

Некоторые эмпирические данные. Республика Тыва – один из самых молодых и перспективных регионов Российской Федерации (в 1944 году добровольно вошел в состав СССР), и сосредоточие многих проблем современной России. И это следствие не только экстремальных (резко-континентальных) природно-климатических условий для функционирования хозяйствующих субъектов, изолированности и сложного рельефно-географического положения, но и других факторов, в том числе несовершенства современной региональной и экономической политики. Также к их числу можно отнести и недостаточную проработанность принимавшихся, принимаемых и реализуемых программ и стратегий развития, в части их концептуальной обоснованности, и мер, реализовавшихся для развития данного приграничного региона. Некоторые ученые и политики считают, что даже в советское время Тува объективно не успела получить всего того, что необходимо было для развития республики и что получали другие регионы [14].

Исследования показывают, что наиболее динамичное социально-экономическое развитие Республики Тыва были достигнуты в советский период, с 1944 г. (после вхождения Тувы в состав СССР) по 1990 г. За этот период объем промышленной продукции (в фактических ценах) вырос в 87,8 раза, численность населения увеличилась более чем в три раза. Практически полностью были созданы такие отрасли, как электроэнергетика, топливная, цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительных материалов, легкая, пищевая и т.д. [15].

Решающим фактором столь динамичного социально-экономического развития региона, явилась протекционистская национальная политики СССР, выражавшаяся в предоставлении определенных преференций отсталым приграничным регионам. Такие меры, как установление доплаты к зарплате в виде районных и северных коэффициентов, способствовали притоку высококвалифицированных работников, а успешное решение многочисленных социальных проблем – к достижению социально-экономической стабильности и межнационального согласия.

С началом рыночных реформ в 1990–2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. Объем производства промышленной продукции резко сократился, и в 1999 году составил всего 36 % от уровня 1990 г., ввод основных фондов – 12 %. В машиностроении и металлообработке объем продукции составил 9,5 % к уровню 1990 г., лесной, деревообрабатывающей и производстве стройматериалов – 5,4 %, в легкой – 8,6 %, пищевой – 15,2 %, мукомольно-крупяной и комбикормовой – 23,5 %.

Особенно отрицательными факторами стали такие меры как введение неадекватной налоговой политики, которые привели фактически к деиндустриализации экономики региона. Например, федеральный закон «О налоге на добавленную стоимость», разработанный в конце 1991 г. и спешно введенный в действие с 1 января 1992 г., и многочисленные обязательные отчисления в различные государственные и негосударственные фонды.

Необходимость реиндустриализации экономики. Республики Тыва. Социально-экономическое развитие принято понимать в контексте расширенного воспроизводства, происходящего одновременно с качественными и структурными положительными изменениями в экономике, в производительных силах, с наличием факторов, как экономического роста, так и образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала (4 – 6).

А для таких регионов как Республика Тыва вполне современными, актуальными и убедительными стали «заветные мысли» активного поборника индустриализации Д.И. Менделеева, высказанные еще 100 лет тому назад: «.....Только с развитием производств – фабричных и заводских – создается тот прочный средний производительный класс, без развития которого невозможно сильное образованное государство» (7).

Исследования новейшей истории развития экономики Республики Тыва, и анализ результатов реализации предпринятых раннее мер – стратегий и программ показывают, что в них определялись основные направления развития региона, которые способствовали реализацию намеченных мероприятий, но не в полной мере давали региону возможности достижения поставленных целей [16]. И несмотря на проведенную значительную работу и определенные успехи региона, для Республики Тыва остались недостижимыми основные показатели социально-экономического развития среднероссийского уровня, или уровня развитых регионов Сибири (таблица).

О необходимости кардинальных экономических и институциональных изменений говорят также и рейтинги (наблюдения, анализы), в том числе проводимые независимыми структурами. В частности, по данным агентства «РИАРЕЙТИНГ», в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ в 2017 году Республик Тыва, как и ранее, занимает одно из последних мест – 85. Отношение медианных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг в 2018 году – 0,88. Доля населения за чертой бедности – 40 %. Доля населения за чертой крайней бедности – 19,2 % [17].

Предпосылки реиндустриализации. Исследования имеющихся ресурсов и анализ этапов развития Республики Тыва показывают, что регион обладает потенциалом для перехода к новой индустриализации – реиндутриализации экономики.

К основным предпосылкам для реиндустриализации экономики Республики Тыва можно отнести следующие обстоятельства и факторы:

– в настоящее время в нашей стране растет понимание необходимости реиндустриализации, и многие регионы инициируют свои программы этого направления. Принят и реализуется ряд основополагающих федеральных и региональных законодательно-правовых актов [18];

– определенные перспективы для Республики Тыва открываются в связи с началом в 2015 году совместной деятельности Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), а также ростом тенденций развития экономического сотрудничества России со странами Востока, прежде всего, Китаем и Индией (в том числе технологический трансферт, инвестиционные действия). В Республике Тыва осуществляют деятельность ведущие отечественные компании «Северсталь», «Евразгруп», «En+Group» и ряд зарубежных инвесторов; Хэйлунцзянская горнорудная компания (Китай), шведская корпорация «CentralAsiaGold», имеющие лицензии на разработку месторождений и создавшие крупные предприятия в регионе;

– уникальное геополитическое положение, богатейшие лесные и водные ресурсы, значительная минерально-сырьевая база, разнообразные природно-рекреационные возможности, высокий научный, трудовой и культурный потенциал позволяют Туве занять особое место с точки зрения инвестиционной привлекательности среди сибирских регионов России;

– имеющиеся позитивные факторы социально-экономического развития республики; рост объемов промышленной продукции [19], возрастающий рейтинг региона, имеющиеся поддержка со стороны руководства и органов власти страны [20], и сформировавшейся тенденции роста инвестиционной активности. В настоящее время в республике реализуется семь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 150 млрд. рублей;

– подготовленные для реализации разработки научных учреждений региона, в том числе обосновывающие освоение и глубокую переработку богатейших и уникальных запасов ее природных, минерально-сырьевых ресурсов, местного сырья, на основе новых технологий (8), а также по созданию возобновляемых энергоисточников, имеющих огромный потенциал;

– реализация планов строительства железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог и в перспективе с выходом в Монголию и в Китай, также окажет значительное положительное влияние на реиндустриализацию экономики Республики Тыва в целом. По имеющейся новейшей информации, принимаются реальные меры по ускорению строительства [21];

Некоторые основные социально-экономические показатели регионов в 2017 г.

 

Площадь территории1), тыс. км2

Численность населения на 1 января 2018 г., тыс. человек

Среднегодовая численность занятых, тыс. человек

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.

Средне-месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Валовой региональный продукт в 2016 г., млн руб.

Российская Федерация

17125,2

146880,4

71842,7

31422

23806

39167

69254134,3

Сибирский федеральный округ

5145,0

19287,5

8715,5

23925

17359

33718

7133872,1

Республика Алтай

92,9

218,1

83,4

18411

11813

26316

46128,4

Республика Бурятия

351,3

984,5

382,7

25040

19288

32237

199225,5

Республика Тыва

168,6

321,7

98,7

14048

7657

31251

52221,3

Республика Хакасия

61,6

537,5

235,6

21209

15992

33978

182434,1

Красноярский край

2366,8

2876,5

1411,2

28047

20553

41117

1767908,2

Примечание. Составлено автором на основе данных Росстата; Статический сборник «Регионы России» Социально-экономические показатели. 2018.

– на территории республики реализуются меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, сформирована система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [22].

Ресурсы и ожидаемые результаты. Итак, какие ориентиры следует выбрать при определении пути реиндустриализации экономики республики? Автором предлагается принять наиболее реальные цели: достижение среднесибирского показателя среднедушевого денежного дохода в сумме 25-30 тыс. рублей в месяц на первые три-пять лет. Которое должно быть достигнута при условии создания благоприятствующих законодательно-правовых условий, за счет инновационного развития традиционных отраслей экономики, малого предпринимательства, возрождения бывших действовавших предприятий, но на основе совершенно новых конкурентоспособных технологий. Это будет начальным (первым) этапом реиндустриализации. В качестве минимума на ближайшие 5-10 лет (второй этап) – достижение среднероссийского уровня: 30 – 40 тыс. рублей в месяц. К этому времени должно быть сформированы все необходимые законодательно-правовые и инфраструктурные условия для создания и развития средних и более крупных производственных предприятий и корпораций, выпускающих конкурентоспособную продукцию, в том числе на экспорт. В качестве максимума на ближайшие 10-15 лет (следующий этап) – достижение минимального среднеевропейского уровня: порядка 800 долларов в месяц на человека, за счет создания экологичных, крупных корпораций, центров и объединений, в том числе транснациональных, по более глубокой переработке местного сырья и природных ресурсов.

На наш взгляд именно вышеизложенные приоритеты должны определять содержание и ожидаемые результаты программы реиндустриализации экономики, в том числе и темпы роста объема валового регионального продукта. Иными словами, если среднедушевые денежные доходы в сумме 14048 рублей в месяц были достигнуты при валовом региональном продукте 52221,3 млн. рублей, то для того чтобы достичь 40000 рублей, необходимо увеличить ВРП как минимум до 110000-150000 млн. рублей. А чтобы добиться самодостаточности бюджета с учетом инфляции то не менее 300000 млн. рублей.

Имеются ли в регионе ресурсы, потенциал, механизмы их реализации позволяющие получить предполагаемый результат?

Исследования показывают, что в регионе такие ресурсы и потенциал имеются (9 – 11). Суммарная «ценность» природных ресурсов на территории Тувы превышает 90 триллионов $ USA, а разведанных запасов минерального сырья в месторождениях разнообразных полезных ископаемых – 4 триллиона $ США. За три последних года крупные инвестиционные компании, работающие в Туве, увеличили отчисления в бюджет республики в 1,8 раза. В 2017 году их суммарные платежи в казну региона составили 549,1 млн. рублей против 314,1 млн. в 2014-м. По данным министерство экономики региона, за три года 5 компаний, среди которых «Лунсин», «ТарданГолд», «Межегейуголь», «Тувинская горнорудная компания» и «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», пополнили бюджет республики на 1 млрд. 677,2 млн. рублей.

По мнению Главы – Председателя правительства республики, компании, несмотря на то, что только три из них перешли от инвестиционной фазы к эксплуатационной, уже начинают становиться серьезным бюджетообразующим ресурсом. Если ранее их доля в собственных доходах Тувы не превышала 3-4 процентов, то сегодня они формируют десятую часть этих доходов. Как сообщили в Минэкономики РТ, наибольший вклад приходится на китайскую компанию «Лунсин», разрабатывающую Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллов, и золотодобывающее предприятие «Тардан Голд» со шведским участием. Больше 1 миллиарда рублей – это именно их налоги.

Генеральный директорАО «ТЭПК «Кызыл – Курагино»» Руслан Байсаров сообщил, что только налоговых поступлений от деятельности всех предприятий Тувинской энергетической промышленной корпорации, где будет трудиться 15 тысяч человек, государство получит около 600 млрд. рублей [23]. Представитель компании «Интергео» Е.М. Листков заявил, что необходимо получение государственной поддержки – не только как существенного фактора снижения рисков реализации проекта Ак-Суг, совокупная стоимость товарной продукции которого в годовом исчислении составит порядка 90–115 млрд. руб., и повышения их привлекательности для зарубежных инвесторов, но и как огромного шага на пути к коренному улучшению социально-экономической ситуации в регионе.

Заключение

На основании представленных фактов и расчетов можно сделать следующие выводы:

В республике Тыва имеется достаточно ресурсов и потенциала для достижения главной цели реиндустриализации экономики региона – увеличения среднедушевого денежного дохода до 800 долларов в месяц;

Республика Тыва, при условии мобилизации всех внутренних ресурсов и определенной поддержке со стороны федерального центра, создания необходимых благоприятных законодательно-правовых, экономических и инфраструктурных условий, может осуществить реиндустриализацию экономики, стать одним из пилотных проектов инновационных регионов, создающих высокотехнологичные производства, обеспечивающие динамичное развитие и технологическую независимость приграничного региона государства;

Необходимо создание принципиально нового правового сопровождения социально-экономического и инфраструктурного развития территорий, предусмотренного Указом Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», с учетом специфики различных территорий приграничных регионов страны;