Введение
Современный этап развития региональной экономики характеризуется возрастанием ответственности за принимаемые управленческие решения. Возможность выбора альтернатив и совокупность методов используемых в управленческой деятельности становится более разнообразной. В настоящее время мы видим возрастающее видовое разнообразие управления, которое позволяет полнее удовлетворить специфические потребности одинаковых по своему целевому предназначению, организационно-правовым формам субъектов и объектов управления.
Прозрачные системы управления, которые базируются на информационных технологиях, получают свое широкое распространение. Тем самым создается организационно-технические условия для реализации прав работников и граждан на информацию. В современных условиях значительно возрос объем принимаемых управленческих решений, соответственно увеличивается и необходимость в увеличении потоков информации.
Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов, как показателя прогресса региональной экономики. И определению видов информационных ресурсов, которые используются в рыночной экономике и их эффективному использованию как фактора развития экономики региона.
Объектом исследования являются региональные информационные ресурсы.
Для качественной и своевременной обработки получаемой информации регионам необходимо интегрированные информационные системы, которые способны на высоком уровне удовлетворить потребности структур органов управления, научно-исследовательских и преподавательских кадров, предпринимателей, населения.
Сами по себе информационные ресурсы не существуют. В них в разных формах представлена информация, которой обладали люди, создававшие их. Существует два источника такой информации. Это рассеянные в обществе знания, которыми обладают отдельные люди. И знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе, зафиксированные на материальном носителе. По сути это интеллектуальный потенциал, которым обладает общество.
Сегодня относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчётливо выраженную тенденцию к возрастанию.
Информационные ресурсы как экономическая категория выражает отношения по поводу использования знаний, информационно-коммуникационных технологий и человеческого интеллектуального капитала в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это служит научной основой создания принципиально новых механизмов оптимизации экономических отношений в современной экономической системе с целью повышения эффективности ее функционирования.
Дискуссии относительно характера формирующегося информационного общества начались практически одновременно с появлением первых компьютеров и компьютерных сетей, когда стало очевидно, что нарождающийся процесс компьютеризации со временем предоставит людям доступ к огромным информационным ресурсам и базам данных и обеспечит высокий уровень автоматизации производства [3].
Материалом исследования послужили труды представителей различных течений в области теории информационных ресурсов, отечественных ученых экономистов в области региональной экономики. Методологической основой исследования явились принципы институционального анализа, применение сравнительного метода и современная экономическая теория управления развитием экономики региона.
Благоприятное функционирование информационных технологий одно из непременных условий социально-экономического развития региона. Формирование современной информационной среды, развитие информационного общества позволят обеспечить увеличение качества жизни граждан, развитие различных сфер жизни общества: экономической, социальной, культурной, политической и модернизацию системы оказания государственных и муниципальных услуг на основе использования информационных продуктов.
Главным ориентиром прогресса информационной инфраструктуры региона должно стать обеспечение независимого доступа физических и юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления к информации на каждой стадии ее создания, распространения и развития.
В свою очередь основными, приоритетными задачами применения информационных коммуникаций для взаимодействия жителей, бизнеса и государства, возникновение современной технологической основы в народном хозяйстве являются в первую очередь обеспечение качественными и доступными услугами связи. Необходимо развивать электронное сотрудничество, взаимосвязь между гражданами организациями, государственными и муниципальными органами власти. Создание систем управления и мониторинга во всех сферах социальной жизни на основе информационных систем управления
Правительство Кабардино-Балкарской Республики разработало подпрограмму «Информационная среда», целями которой являются:
– обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики социально значимым телерадиовещанием, электронными средствами массовой информации и периодическими печатными изданиями, освещение деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
– создание условий для развития средств массовой информации Кабардино-Балкарской Республики, по качеству и доступности соответствующих требованиям и стандартам современного информационного общества;
– формирование социально ориентированного общественного сознания; создание системы по формированию позитивного образа Кабардино-Балкарской Республики в региональном, федеральном и мировом медиапространствах.
Необходимость разработки подпрограммы определяется тем, что в последние годы информационно-коммуникационные технологии стали одним из основных показателей, формирующих развитие общества. Их новаторская деятельность касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей [2].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» основными принципами развития информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике являются:
– обеспечение прав граждан на доступ к информации;
– обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
– сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
– обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
– обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
В Кабардино-Балкарской Республике обеспечен доступ граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, по которым реализована возможность подачи заявления на получение государственной (муниципальной) услуги, отслеживания хода предоставления услуги и получения результата через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ). Для жителей республики обеспечен доступ к ЕПГУ в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).
Во всех муниципальных районах и городских округах республики в филиалах МФЦ открыты центры регистрации пользователя в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее – ЕСИА).
В настоящее время охват филиальной сетью МФЦ муниципальных районов и городских округов в Кабардино-Балкарской Республике составляет 100 %. Во всех филиалах МФЦ функционируют окна «МФЦ для бизнеса», также созданы бизнес-зоны и центры оказания услуг.
Следующий этап развития информационного общества направлен на обеспечение интересов граждан путем реализации следующих приоритетов:
– формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
– развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры; создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
– формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.
В целях развития информационного общества создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.)
В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т. д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Как было отмечено выше, сегодня овладение информационными ресурсами рассматриваются как экономическая категория.
Введение термина «информационный ресурс» вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия «информационные ресурсы».
Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах [1].
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов. Это новостные и электронные средства массовой информации, которых отличает высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации.
Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
В самом общем смысле электронная база данных – это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных – это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип – это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
Корпоративные сайты – это интернет-ресурс, посвященный какой-то организации. Он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т. п.; контактную и иную информацию.
В отличие от корпоративного сайта также можно выделить персональный и любительский сайт. На сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец, на нем представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.
Каждый субъект, регион для своей деятельности располагает определенными объемами и видами ресурсов. Они подразделяются на отдельные виды ресурсов относительно определенных предметных областей жизни и деятельности человека. Такие как:
● материальные (совокупность предметов труда, используемых в процессе производства общественного продукта – сырье материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.),
● природные (естественные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей),
● энергетические (носители энергии – нефть, газ и др.),
● трудовые (люди, владеющие общеобразовательными и профессиональными знаниями),
● финансовые, товарные, нематериальные (духовные или интеллектуальные) и др.
Данные ресурсы имеют первостепенное значение для материального производства особенно в эпоху индустриального общества. В отличие от вышеперечисленного информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности [4].
В большей своей части эти ресурсы материализованы в виде книг, статей, документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и т. п. По существу, эти накопленные людьми знания на протяжении своей истории существования и развития, зачастую отчужденные от своих создателей, рассматриваются как общие стратегические ресурсы, принадлежащие всему человечеству.
Информационные ресурсы объединяют первичную информацию, отражающую знания человека об опыте своей деятельности и сведения об окружающей среде, а также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки всей получаемой информации.
С одной стороны определенный объем источника информации составляют знания людей, специалистов (экспертные знания). Объем этих знаний неуклонно возрастает в результате более совершенных и целенаправленных научных исследований, ведущих к открытиям и научно-техническим достижениям, более глубокого и широкого образования населения, развития и повсеместно используемых современных средств вычислительной техники, коммуникаций, связи и других факторов.
Информационными ресурсами обладают отдельные люди, коллективы людей, организации, территориальные и национальные образования, города, регионы, страны и в целом весь мир. Если источник информации собирается и используется в рамках региона или в рамках одной страны, то говорят о региональных или национальных, государственных информационных ресурсах.
Государственные информационные ресурсы в России включают:
– федеральные информационные ресурсы;
– информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (информационные ресурсы совместного ведения);
– информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
В том случае если информация пересекает государственные границы и используется на межгосударственном или межнациональном уровне, то говорят о мировых информационных ресурсах.
Учитывая развитие современных информационных технологий, прежде всего повсеместное расширение в мире глобальной сети Интернет, государственные границы для информации теряют свое значение, и она становится доступной для всего человечества. Поэтому вся совокупность информационных ресурсов, накопленных различными лицами, организациями, регионами, государствами и используемых на межгосударственном уровне, называется мировыми информационными ресурсами.
Региональная информационная система должна решать следующие задачи:
● служить основой создания информационной экономики и информационного общества, и иметь и развивать для этого базу данных (знаний);
● хранить и непрерывно пополнять базу данных о социально-экономических характеристиках и показателях региона, его составе, структуре управления, партнерах, предприятиях, научной сфере, образовательной системе, социальной сфере и других сферах жизнедеятельности региона;
● обеспечивать достоверной и качественной информацией систему регионального государственного управления;
● обеспечивать достоверной и качественной информацией систему муниципального управления (местное управление);
● обеспечивать единство общего информационного пространства с федеральной информационной системой;
● обеспечивать свободный, быстрый и качественный выход в глобальную сеть и доступность ее информации для потребителей региона.
Информационная система, как ядро современной экономики и создаваемой инновационной экономики, должна опираться на федеральные стратегию в этой сфере и программы развития национальных информационных сетей и технологий. Регионы должны стремиться быть включенными в соответствующие программы, так как это дает возможность получать субсидии и субвенции из федерального бюджета на создание информационной региональной системы и участвовать в процессах информатизации страны [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Потенциальная связь между использованием современных информационных и коммуникационных технологий и инновационным экономическим развитием становится все более тесной. Очевидно, что для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект всегда будет иметь определяющее значение. При этом региональная информатизация российской экономики становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы [6].
Таким образом, в наши дни информационный ресурс становится основным показателем развития субъекта, что ставит на первый план вопрос об обеспеченности экономики региона качественными информационными ресурсами и повышения эффективности их использования.
Выводы
Создание современной региональной информационной среды, гарантирует обеспечение доступности информации, наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных, медицинских и социальных целях, а также обеспечение доступности государственных и муниципальных услуг для всех жителей Кабардино-Балкарской Республики, повышение степени удовлетворенности качеством оказания услуг.
Библиографическая ссылка
Шумахов Р.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОГРЕССА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-3. – С. 91-96;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=915 (дата обращения: 27.12.2024).