Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INFORMATION RESOURCES AS AN INDICATOR OF THE PROGRESS OF THE REGIONAL ECONOMY

Shumakho R.V. 1
1 North-Caucasian Institute of RANEPA
The favorable functioning of information resources is one of the necessary components of socio-economic regional development, the scientific basis of new mechanisms for optimizing economic relations. One of the indispensable conditions for the socio-economic development of the subject is the quality functioning of information technologies. The priority tasks of using information communications for the interaction of residents, business and the state, the emergence of a modern technological basis in the national economy are, first and foremost, providing high-quality and affordable communication services. The development and expansion in the world of the global Internet, makes information accessible to all mankind. The information system is the core of an innovative economy. In all the municipal districts and urban districts of the republic, MFC affiliates have opened user registration centers in the Unified Identification and Authentication System in the infrastructure, which provides information and technological interaction of information systems used to provide state and municipal services in electronic form. Information resources – a collection of data organized to obtain reliable information in various fields of knowledge and practice. Currently, the information resource is becoming the main indicator of the development of the subject, which puts the question of the provision of the region’s economy with high-quality information resources and increasing the efficiency of their use to the forefront.
information resources
region
computer
internet
economics
modernization
electronic cooperation
infrastructure

Введение

Современный этап развития региональной экономики характеризуется возрастанием ответственности за принимаемые управленческие решения. Возможность выбора альтернатив и совокупность методов используемых в управленческой деятельности становится более разнообразной. В настоящее время мы видим возрастающее видовое разнообразие управления, которое позволяет полнее удовлетворить специфические потребности одинаковых по своему целевому предназначению, организационно-правовым формам субъектов и объектов управления.

Прозрачные системы управления, которые базируются на информационных технологиях, получают свое широкое распространение. Тем самым создается организационно-технические условия для реализации прав работников и граждан на информацию. В современных условиях значительно возрос объем принимаемых управленческих решений, соответственно увеличивается и необходимость в увеличении потоков информации.

Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов, как показателя прогресса региональной экономики. И определению видов информационных ресурсов, которые используются в рыночной экономике и их эффективному использованию как фактора развития экономики региона.

Объектом исследования являются региональные информационные ресурсы.

Для качественной и своевременной обработки получаемой информации регионам необходимо интегрированные информационные системы, которые способны на высоком уровне удовлетворить потребности структур органов управления, научно-исследовательских и преподавательских кадров, предпринимателей, населения.

Сами по себе информационные ресурсы не существуют. В них в разных формах представлена информация, которой обладали люди, создававшие их. Существует два источника такой информации. Это рассеянные в обществе знания, которыми обладают отдельные люди. И знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе, зафиксированные на материальном носителе. По сути это интеллектуальный потенциал, которым обладает общество.

Сегодня относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчётливо выраженную тенденцию к возрастанию.

Информационные ресурсы как экономическая категория выражает отношения по поводу использования знаний, информационно-коммуникационных технологий и человеческого интеллектуального капитала в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это служит научной основой создания принципиально новых механизмов оптимизации экономических отношений в современной экономической системе с целью повышения эффективности ее функционирования.

Дискуссии относительно характера формирующегося информационного общества начались практически одновременно с появлением первых компьютеров и компьютерных сетей, когда стало очевидно, что нарождающийся процесс компьютеризации со временем предоставит людям доступ к огромным информационным ресурсам и базам данных и обеспечит высокий уровень автоматизации производства [3].

Материалом исследования послужили труды представителей различных течений в области теории информационных ресурсов, отечественных ученых экономистов в области региональной экономики. Методологической основой исследования явились принципы институционального анализа, применение сравнительного метода и современная экономическая теория управления развитием экономики региона.

Благоприятное функционирование информационных технологий одно из непременных условий социально-экономического развития региона. Формирование современной информационной среды, развитие информационного общества позволят обеспечить увеличение качества жизни граждан, развитие различных сфер жизни общества: экономической, социальной, культурной, политической и модернизацию системы оказания государственных и муниципальных услуг на основе использования информационных продуктов.

Главным ориентиром прогресса информационной инфраструктуры региона должно стать обеспечение независимого доступа физических и юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления к информации на каждой стадии ее создания, распространения и развития.

В свою очередь основными, приоритетными задачами применения информационных коммуникаций для взаимодействия жителей, бизнеса и государства, возникновение современной технологической основы в народном хозяйстве являются в первую очередь обеспечение качественными и доступными услугами связи. Необходимо развивать электронное сотрудничество, взаимосвязь между гражданами организациями, государственными и муниципальными органами власти. Создание систем управления и мониторинга во всех сферах социальной жизни на основе информационных систем управления

Правительство Кабардино-Балкарской Республики разработало подпрограмму «Информационная среда», целями которой являются:

– обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики социально значимым телерадиовещанием, электронными средствами массовой информации и периодическими печатными изданиями, освещение деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;

– создание условий для развития средств массовой информации Кабардино-Балкарской Республики, по качеству и доступности соответствующих требованиям и стандартам современного информационного общества;

– формирование социально ориентированного общественного сознания; создание системы по формированию позитивного образа Кабардино-Балкарской Республики в региональном, федеральном и мировом медиапространствах.

Необходимость разработки подпрограммы определяется тем, что в последние годы информационно-коммуникационные технологии стали одним из основных показателей, формирующих развитие общества. Их новаторская деятельность касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей [2].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» основными принципами развития информационного общества в Кабардино-Балкарской Республике являются:

– обеспечение прав граждан на доступ к информации;

– обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

– сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

– обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;

– обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

В Кабардино-Балкарской Республике обеспечен доступ граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде, по которым реализована возможность подачи заявления на получение государственной (муниципальной) услуги, отслеживания хода предоставления услуги и получения результата через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ). Для жителей республики обеспечен доступ к ЕПГУ в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

Во всех муниципальных районах и городских округах республики в филиалах МФЦ открыты центры регистрации пользователя в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее – ЕСИА).

В настоящее время охват филиальной сетью МФЦ муниципальных районов и городских округов в Кабардино-Балкарской Республике составляет 100 %. Во всех филиалах МФЦ функционируют окна «МФЦ для бизнеса», также созданы бизнес-зоны и центры оказания услуг.

Следующий этап развития информационного общества направлен на обеспечение интересов граждан путем реализации следующих приоритетов:

– формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

– развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры; создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;

– формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы.

В целях развития информационного общества создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства.)

В информационном обществе все большее внимание уделяется не традиционным видам ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и т. д.), а информационным, которые приобретают первостепенную значимость. Как было отмечено выше, сегодня овладение информационными ресурсами рассматриваются как экономическая категория.

Введение термина «информационный ресурс» вызвало достаточно много дискуссий. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Сегодня принято следующее определение понятия «информационные ресурсы».

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах [1].

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов. Это новостные и электронные средства массовой информации, которых отличает высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации.

Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

В самом общем смысле электронная база данных – это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных – это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип – это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

Корпоративные сайты – это интернет-ресурс, посвященный какой-то организации. Он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т. п.; контактную и иную информацию.

В отличие от корпоративного сайта также можно выделить персональный и любительский сайт. На сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец, на нем представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

Каждый субъект, регион для своей деятельности располагает определенными объемами и видами ресурсов. Они подразделяются на отдельные виды ресурсов относительно определенных предметных областей жизни и деятельности человека. Такие как:

● материальные (совокупность предметов труда, используемых в процессе производства общественного продукта – сырье материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.),

● природные (естественные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей),

● энергетические (носители энергии – нефть, газ и др.),

● трудовые (люди, владеющие общеобразовательными и профессиональными знаниями),

● финансовые, товарные, нематериальные (духовные или интеллектуальные) и др.

Данные ресурсы имеют первостепенное значение для материального производства особенно в эпоху индустриального общества. В отличие от вышеперечисленного информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности [4].

В большей своей части эти ресурсы материализованы в виде книг, статей, документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и т. п. По существу, эти накопленные людьми знания на протяжении своей истории существования и развития, зачастую отчужденные от своих создателей, рассматриваются как общие стратегические ресурсы, принадлежащие всему человечеству.

Информационные ресурсы объединяют первичную информацию, отражающую знания человека об опыте своей деятельности и сведения об окружающей среде, а также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки всей получаемой информации.

С одной стороны определенный объем источника информации составляют знания людей, специалистов (экспертные знания). Объем этих знаний неуклонно возрастает в результате более совершенных и целенаправленных научных исследований, ведущих к открытиям и научно-техническим достижениям, более глубокого и широкого образования населения, развития и повсеместно используемых современных средств вычислительной техники, коммуникаций, связи и других факторов.

Информационными ресурсами обладают отдельные люди, коллективы людей, организации, территориальные и национальные образования, города, регионы, страны и в целом весь мир. Если источник информации собирается и используется в рамках региона или в рамках одной страны, то говорят о региональных или национальных, государственных информационных ресурсах.

Государственные информационные ресурсы в России включают:

– федеральные информационные ресурсы;

– информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (информационные ресурсы совместного ведения);

– информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

В том случае если информация пересекает государственные границы и используется на межгосударственном или межнациональном уровне, то говорят о мировых информационных ресурсах.

Учитывая развитие современных информационных технологий, прежде всего повсеместное расширение в мире глобальной сети Интернет, государственные границы для информации теряют свое значение, и она становится доступной для всего человечества. Поэтому вся совокупность информационных ресурсов, накопленных различными лицами, организациями, регионами, государствами и используемых на межгосударственном уровне, называется мировыми информационными ресурсами.

Региональная информационная система должна решать следующие задачи:

● служить основой создания информационной экономики и информационного общества, и иметь и развивать для этого базу данных (знаний);

● хранить и непрерывно пополнять базу данных о социально-экономических характеристиках и показателях региона, его составе, структуре управления, партнерах, предприятиях, научной сфере, образовательной системе, социальной сфере и других сферах жизнедеятельности региона;

● обеспечивать достоверной и качественной информацией систему регионального государственного управления;

● обеспечивать достоверной и качественной информацией систему муниципального управления (местное управление);

● обеспечивать единство общего информационного пространства с федеральной информационной системой;

● обеспечивать свободный, быстрый и качественный выход в глобальную сеть и доступность ее информации для потребителей региона.

Информационная система, как ядро современной экономики и создаваемой инновационной экономики, должна опираться на федеральные стратегию в этой сфере и программы развития национальных информационных сетей и технологий. Регионы должны стремиться быть включенными в соответствующие программы, так как это дает возможность получать субсидии и субвенции из федерального бюджета на создание информационной региональной системы и участвовать в процессах информатизации страны [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Потенциальная связь между использованием современных информационных и коммуникационных технологий и инновационным экономическим развитием становится все более тесной. Очевидно, что для страны, занимающей первое место в мире по территории, региональный аспект всегда будет иметь определяющее значение. При этом региональная информатизация российской экономики становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы [6].

Таким образом, в наши дни информационный ресурс становится основным показателем развития субъекта, что ставит на первый план вопрос об обеспеченности экономики региона качественными информационными ресурсами и повышения эффективности их использования.

Выводы

Создание современной региональной информационной среды, гарантирует обеспечение доступности информации, наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных, медицинских и социальных целях, а также обеспечение доступности государственных и муниципальных услуг для всех жителей Кабардино-Балкарской Республики, повышение степени удовлетворенности качеством оказания услуг.