Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ КАРЕЛИИ

Гурова Т.И. 1 Конев И.П. 2
1 Московский городской педагогический университет
2 Петрозаводский государственный университет
В данной статье анализируется современные методологические подходы понимания категорий сохранения и развития человеческого капитала. Актуализация данных категорий вытекает из сложившихся тенденций государственной социальной политики в сфере образования, здравоохранения, демографии, социальной инфраструктуры и высокопроизводительных рабочих мест на основе массовой цифровизации российской экономики в рамках национальных проектов 2019–2024 годов. Уровень социальной активности основной части населения в возможности участвовать в национальных проектах, были исследованы в ходе полевых социологических опросов в арктических районах Карелии. Определенные результаты общественного мнения местного населения были внесены в контекст статьи в качестве примеров авторской точки зрения.
инфраструктура человеческого капитала
методы социологических исследований
охранение человеческого капитала
национальные проекты
инвестиции в развитие человеческого капитала
1. Беккер Г.С. Человеческая деятельность: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ.; сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
2. Ежегодный доклад о социальной политике. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития // НИИ ВШЭ. М., 2016.
3. Дрейман А.А. Принципы управления человеческим капиталом в условиях инновационной экономики и оценка человеческого капитала России. Лучшая научная статья. Пенза. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru (дата обращения 10.10.2019).
4. Президент России / Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ – (дата обращения 31.10.2019).
5. Волков А.А., Козырева Г.Б., Морозов А.А. Человеческий капитал и социальный капитал в диалектике общественного развития // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. Кисловодск: Издательство: Кисловодский институт экономики и права, 2017. № 10 (104) [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru (дата обращения 10.10.2019).
6. Проект бюджета Республики Карелия внесен в Законодательное Собрание [Электронный ресурс]. URL: https://gov.karelia.ru (дата обращения 01.11.2019).

Введение

Актуальность систематизации особенностей понятийного аппарата человеческого капитала вытекает из разногласий в среде исследователей и практических работников по основополагающим вопросам реализации человеческий капитала в процессе его встраивания в современную инфраструктуру государственной политики и рыночной конъюнктуры. В последние десятилетия четко выделяется тенденция появления новых понятий и терминов, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала. В частности, это проявляется в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев диалектической логики в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых формировалось представление об этом понятии и применении на практике.

Цель исследования вытекает из предмета и объекта исследования, в которых отражается, прежде всего, ключевая проблема в виде системы представлений о человеческом капитале, которые постоянно модифицируются. А также и в практических применениях, которые приобретают многоаспектный характер исходя из объекта анализа, где в нашем случае выступает особенности сохранения и развития человеческого капитала на примере населения Арктической Карелии.

Материал и методы исследования

В современных трактовках категорий, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала, проявляется определённый диссонанс в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев системного подхода в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие сохранения и развития человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых отражается инфраструктура представлений об этом понятии и особенности применения на практике.

В первоначальном представлении человеческий капитал у американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера характеризовался как совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека и общества в целом [1, с. 57] в практическом приложении к современной действительности можно говорить об инвестициях в формирование и развитие профессиональной компетенции, как на уровне личности, так и государственной и региональной политике обеспечения этого процесса. Поскольку главным преобразователем ресурсов является сам человек в их индивидуальном использовании в своих интересах, исходя из перспектив личного благосостояния, постольку на первый план выдвигается необходимость применения социологических опросов об оценке восприятия проводимой корпоративной и государственной политике в данный момент.

Особенностью проводимых социологических опросов являет сопровождение анкетирования краткими презентациями крайних материалов по особенностям местной и региональной политике сохранения и развития человеческого капитала. В связи, с чем возникают предпосылки для интерактивного обучения в ходе проведения социологических опросов. В частности, интервьюеры сопровождали процесс заполнения анкет пояснениями о современном понимании понятий человеческого капитала и особенностях реализации Национальных проектов в России за последние 5 лет и перспективах инвестирования на национальном, региональном и местном уровнях в изменениях качества жизни всех слоев населения [2, с. 57].

С точки зрения современной классификации, человеческий капитал отражает качество используемой рабочей силы, где источниками его формирования являются универсальные знания и навыки, полученные в школьной системе образования, начиная со средней, специальной и высшей школы. Это определяет так называемый общий (перемещаемый) капитал, но практический опыт применения (владение), как правило, формируется профессиональной средой на рабочих местах и таким образом создается специальный (неперемещаемый) капитал, который особо интересует конкретный трудовой коллектив в рамках определённого предприятия (корпорации). Обладатель общего и специального капитала формирует свой личный капитал и таким образом имеет определённую ценность на рынке труда.

Воспроизводство человеческого капитала начинает в рамках домашних хозяйств, как основного хозяйствующего субъекта, где обеспечиваются условия деторождения и жизни детей, а также воспитание и обучение ребенка. Бизнес и государство, прежде всего обеспечивают сохранение и развитие человеческого капитала через систему трудоустройства и финансирования доходов домашних хозяйств путем приобретения основных экономических ресурсов из их собственности на рынках инвестиционных и потребительских товаров. Вместе с тем, реализация человеческого капитала в рамках общества (национального государства) в конечном итоге завершается путем индивидуального участия в экономической деятельности конкретного человека (семьи) и таким образом обеспечивается простое и расширенное воспроизводств личного капитала [3, с. 57].

Для конкретного человека формами проявления человеческого капитала являются, прежде всего, живая форма в виде готовых знаний и неживая в форме физических (материальных) условий жизни, как результат профессиональной компетенции. Но особую роль имеет институциональный капитал, который обеспечивает социальный статус внутри коллектива и в обществе при оказании услуг, удовлетворяющих коллективные нужды. Обратная взаимосвязь в виде налаженных коммуникаций со стороны коллектива и общества формирует социальный капитал, что отражает заинтересованность в инвестициях со стороны корпораций и государства на всех уровнях [5, с. 72].

Отсюда появляется в условиях рыночной экономики категория «стоимость национального (регионального) человеческого капитала наряду со стоимостью природного и производственного капитала. В связи с этим, экспертами определен на последующее десятилетие потенциал роста ВВП (валового внутривенного продукта), когда вклад на 1 % в человеческий капитал будет обеспечивать не менее 3,8 % роста производительности труда. Таким образом, планируемые вложения государства до 2024 года через национальные проекты РФ в сумме 25,7 трлн рублей, прежде всего, направлены на сохранение и развитие человеческого капитала в сумме 5,7 трлн рублей, а также для обеспечения комфортной среды для жизни (неживой человеческий капитал) 9,9 трлн рублей [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Подводя итог под определением человеческого капитала, отметим: человеческий капитал связан с инвестированием общества в образование, профессиональные творческие навыки, а также социально-культурное окружение, которые в свою очередь стимулируют к развитию трудовую деятельность человека как такового. В ходе проводимых социологических исследований в рамках ПРОУ (программы развития опорного университета) ПетрГУ осуществляется исследовательская работа в команде специалистов разных кафедр «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии: междисциплинарный подход».

Основной целью является: исследование современного состояния предпочтений жителей Карельской Арктики и Приладожья в экономических, политических, этических, правовых, семейных и культурологических аспектах для обнаружения реальных предпосылок сохранения человеческого капитала на территории республики. Для этого сформулированы Задачи: Провести комплексные научно-исследовательские экспедиции в муниципальные районы Карельской Арктики и Приладожья для получения эмпирических данных с использованием технологий и инструментария социологии, экономики, истории, краеведения, этнолингвистики, философии, генеалогии, культурологии. Авторы провели социологические исследования течении рабочей недели с 09 по 15 июня 2019 года в районах «условно депрессивного состояния», относящихся к территориям Арктической Карелии (Кемское, Костомукшское и Лоухское муниципальные поселения), которые в будущем будут активно осваивать финансы национальных и региональных проектов в сохранении и развитии человеческого капитала.

Опросу в качестве респондентов подверглись 152 человека обладающие следующими приоритетами в развитии своего личного (индивидуального) человеческого капитала (см. таблицу).

Особенностью проводимого социологического опроса является добровольность респондентов на основе предварительной заявки от трудового коллектива для участия в опросе и ознакомлении тенденциями современной государственной политики в области сохранения и развития человеческого капитала. На основании уровня информированности о приоритетах, проводимых государством национальных проектов РФ в конкретных подпрограммах «Демография», Здравоохранение», «Образование», «Культура» удалось выявить достаточно высокий потенциал заинтересованности местного населения в участии в этих проектах, например, через вопрос V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее? Ответы: Скорее уверен – 41 % и скорее не уверен – 33 % говорит о высокой восприимчивости необходимости в развитии личного капитала у большинства респондентов.

Социальный портрет и приоритеты сохранения и развития человеческого капитала, на примере социологических исследований населения Арктической Карелии (разработано авторами)

Портрет респондента:

Женщина – 81 %

26–55 лет – 62 %

Высшее профессиональное образование – 56 %

Есть работа – 85 %

Работник бюджетного учреждения медицины, культуры, образования – 27 %, Работник коммерческого учреждения медицины, культуры, образования – 20 %

Проживает в городе с численностью до 50 тыс. чел., поселке городского типа – 67 %

Национальность – Русская – 75 %

Религиозная принадлежность – Христианка – 54 %

Не имеет спортивных разрядов – 72 %

Состоит в браке, зарегистрированном в органах ЗАГСа – 52 %

Имеет детей: Двоих – 35 %, Одного – 28 %

V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее?

Скорее уверен – 41 %.

Скорее не уверен – 33 %.

V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной?

Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 %

Высокий доход – 57 %

Достижение высокого уровня профессионального мастерства – 38 %

V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека?

Образование – 75 %

Личностные качества, особенности характера – 65 %

Опыт работы – 50 %

Знание работы – 38 %

V6. Что Вас привлекает в конкретной работе?

Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 %

Хорошие условия труда – 42 %

Соответствие Вашей специальности – 35 %

Высокая заработная плата – 25 %

V7. Согласны ли Вы с тем, что к рабочему месту не стоит предъявлять больших требований?

Нет – И

V8. Что, на Ваш взгляд является определяющим со стороны работодателей при приеме на работу молодежи?

Наличие соответствующего образования – 60 %

Желание работать в этой сфере – 45 %

Опыт работы в данной области – 30 %

Личные качества – 28 %

V9. Как Вы оцениваете свое материальное положение, как Вы живете?

Среднеобеспеченно – 83 %

V12. Устраивает ли Вас сфера, в которой Вы работаете?

Да – 42 %

Скорее да – 39 %

V13. Какие, на Ваш взгляд, сферы являются наиболее перспективными для работы молодых людей?

Новейшие технологии – 46 %

Финансовая сфера – 28 %

Строительство – 26 %

V14. Является ли для Вас актуальной проблема жилья?

Нет – 64 %

V15. Укажите, пожалуйста, условия Вашего проживания

Проживает в в собственной благоустроенной квартире, доме – 56 %

V16. Намерены ли Вы в ближайшие 2 года заняться улучшением своих жилищных условий?

Нет – 49 %

V17. Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования?

ДА, полностью – 44 %

Скорее да, чем нет – 38 %

V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека?

Здоровье – 83 %

Cемейное счастье – 79 %

Материальная обеспеченность, богатство – 36 %

V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России?

Да – 53 %

V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом?

Нет – 34 %

Скорее нет, чем да – 30 %

V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта?

Футбольный стадион – 68 %

Крытый каток – 44 %

Лыжная база – 30 %

V26. Практикуете ли Вы активный отдых с семьей?

От случая к случаю – 59 %

V27. Считаете ли Вы, что вредные привычки оказывают негативное влияние на Ваше здоровье?

Да – 56 %

V28. Какие факторы в наибольшей степени влияют на Ваше здоровье?

Питание – 64 %

Здоровый образ жизни – 52 %

Отсутствие стрессов – 50 %

Экологическая ситуация – 38 %

О приоритетах в системе ценностей в развитии человеческого капитала свидельствуют ответы на вопросы: V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной? Большинство ответило «Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 %.» а потом уже «Высокий доход – 57 %»

На вопрос об источниках формирования успехов в личном капитале: V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека? Большинство ответило: «Образование – 75 %, Личностные качества, особенности характера – 65 %, Опыт работы – 50 %, Знание работы – 38 %», а с точки зрения целеполагания в этом процессе на вопрос: V6. Что Вас привлекает в конкретной работе? Большинство ответило «Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 %, Хорошие условия труда – 42 %, Соответствие Вашей специальности – 35 %, Высокая заработная плата – 25 %».

Особенность основной массы респондентов, где большинство составляло женщины (Женщина – 81 %, 26–55 лет – 62 %, Высшее профессиональное образование – 56 %, есть работа – 85 %) проявилось в ответах: V17.Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования? Большинство отразило необходимость совершенствования за счет дополнительного образования: «ДА, полностью – 44 %, скорее да, чем нет – 38 %». Специфические мнения отразились при вопросе: V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека? Путем следующих ответов: «Здоровье – 83 %, Семейное счастье – 79 %, Материальная обеспеченность, богатство – 36 %».

Специфика мнений местного населения Арктического региона отразилась при вопросе: V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России? где большинство ответило «Да – 53 %» а на вопрос «V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом? Ответы «Нет – 34 %, скорее нет, чем да – 30 %» говорят о необходимости развития спортивной инфраструктуры, а какой именно отражается в вопросе «V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта? Ответы: «Футбольный стадион – 68 %, Крытый каток – 44 %, Лыжная база – 30 %» говорят об острой проблеме развития специфической для северных регионов инфраструктуре.

Заключение (выводы)

В качестве вывода, следует отметить, что человеческий капитал – это не только способности и качества человека, определяющие его доход, это общественные условия, определяющие механизмы воспроизводства человеческой способности к труду и полноту удовлетворения его потребностей. Человеческий капитал – это, прежде всего, система мотиваций. Рассмотренная в отвлечении от непосредственных носителей эта система мотиваций в самом широком смысле является социальным капиталом отражаемая в социальной инфраструктуре.

Вышеизложенные результаты социологических исследований свидетельствует о необходимости систематизации имеющихся знаний и приращении новых в отношении важнейшего фактора экономического роста в форме человеческого капитала. Реализация Национальных Программ РФ будет плодотворно накладываться на личностное восприятие основной массы населения с учетом специфика проживания в отдаленных районах Арктической Карелии. Таким образом, формирование эффективной системы управления в этой новой области знаний, позволяющей решать важнейшие задачи роста благосостояния конкретных людей, как на макро, так и на микроуровне за счет самореализации человеческого потенциала будет способствовать всемерной поддержке местного населения формирования и развития социального государства в России.


Библиографическая ссылка

Гурова Т.И., Конев И.П. ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЙОНОВ АРКТИЧЕСКОЙ КАРЕЛИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-1. – С. 46-51;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=846 (дата обращения: 21.11.2024).