Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEATURES OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL ON THE EXAMPLE OF SOCIOLOGICAL STUDIES OF THE ARCTIC KARELIA

Gurova T.I. 1 Konev I.P. 2
1 Moscow city pedagogical University
2 Petrozavodsk State University
This article analyzes modern methodological approaches to understanding the categories of preservation and development of human capital. The actualization of these categories follows from the current trends of the state social policy in the field of education, health, demography, social infrastructure and high-performance jobs on the basis of mass digitalization of the Russian economy in the framework of national projects of 2019-2024. The level of social activity of the main part of the population in the opportunity to participate in national projects was studied during field surveys in the Arctic regions of Karelia. Certain results of public opinion were included in the context of the article as examples of the author’s point of view.
human capital infrastructure
sociological research methods
protection of human capital
national projects
investments in human capital development

Введение

Актуальность систематизации особенностей понятийного аппарата человеческого капитала вытекает из разногласий в среде исследователей и практических работников по основополагающим вопросам реализации человеческий капитала в процессе его встраивания в современную инфраструктуру государственной политики и рыночной конъюнктуры. В последние десятилетия четко выделяется тенденция появления новых понятий и терминов, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала. В частности, это проявляется в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев диалектической логики в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых формировалось представление об этом понятии и применении на практике.

Цель исследования вытекает из предмета и объекта исследования, в которых отражается, прежде всего, ключевая проблема в виде системы представлений о человеческом капитале, которые постоянно модифицируются. А также и в практических применениях, которые приобретают многоаспектный характер исходя из объекта анализа, где в нашем случае выступает особенности сохранения и развития человеческого капитала на примере населения Арктической Карелии.

Материал и методы исследования

В современных трактовках категорий, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала, проявляется определённый диссонанс в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев системного подхода в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие сохранения и развития человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых отражается инфраструктура представлений об этом понятии и особенности применения на практике.

В первоначальном представлении человеческий капитал у американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера характеризовался как совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека и общества в целом [1, с. 57] в практическом приложении к современной действительности можно говорить об инвестициях в формирование и развитие профессиональной компетенции, как на уровне личности, так и государственной и региональной политике обеспечения этого процесса. Поскольку главным преобразователем ресурсов является сам человек в их индивидуальном использовании в своих интересах, исходя из перспектив личного благосостояния, постольку на первый план выдвигается необходимость применения социологических опросов об оценке восприятия проводимой корпоративной и государственной политике в данный момент.

Особенностью проводимых социологических опросов являет сопровождение анкетирования краткими презентациями крайних материалов по особенностям местной и региональной политике сохранения и развития человеческого капитала. В связи, с чем возникают предпосылки для интерактивного обучения в ходе проведения социологических опросов. В частности, интервьюеры сопровождали процесс заполнения анкет пояснениями о современном понимании понятий человеческого капитала и особенностях реализации Национальных проектов в России за последние 5 лет и перспективах инвестирования на национальном, региональном и местном уровнях в изменениях качества жизни всех слоев населения [2, с. 57].

С точки зрения современной классификации, человеческий капитал отражает качество используемой рабочей силы, где источниками его формирования являются универсальные знания и навыки, полученные в школьной системе образования, начиная со средней, специальной и высшей школы. Это определяет так называемый общий (перемещаемый) капитал, но практический опыт применения (владение), как правило, формируется профессиональной средой на рабочих местах и таким образом создается специальный (неперемещаемый) капитал, который особо интересует конкретный трудовой коллектив в рамках определённого предприятия (корпорации). Обладатель общего и специального капитала формирует свой личный капитал и таким образом имеет определённую ценность на рынке труда.

Воспроизводство человеческого капитала начинает в рамках домашних хозяйств, как основного хозяйствующего субъекта, где обеспечиваются условия деторождения и жизни детей, а также воспитание и обучение ребенка. Бизнес и государство, прежде всего обеспечивают сохранение и развитие человеческого капитала через систему трудоустройства и финансирования доходов домашних хозяйств путем приобретения основных экономических ресурсов из их собственности на рынках инвестиционных и потребительских товаров. Вместе с тем, реализация человеческого капитала в рамках общества (национального государства) в конечном итоге завершается путем индивидуального участия в экономической деятельности конкретного человека (семьи) и таким образом обеспечивается простое и расширенное воспроизводств личного капитала [3, с. 57].

Для конкретного человека формами проявления человеческого капитала являются, прежде всего, живая форма в виде готовых знаний и неживая в форме физических (материальных) условий жизни, как результат профессиональной компетенции. Но особую роль имеет институциональный капитал, который обеспечивает социальный статус внутри коллектива и в обществе при оказании услуг, удовлетворяющих коллективные нужды. Обратная взаимосвязь в виде налаженных коммуникаций со стороны коллектива и общества формирует социальный капитал, что отражает заинтересованность в инвестициях со стороны корпораций и государства на всех уровнях [5, с. 72].

Отсюда появляется в условиях рыночной экономики категория «стоимость национального (регионального) человеческого капитала наряду со стоимостью природного и производственного капитала. В связи с этим, экспертами определен на последующее десятилетие потенциал роста ВВП (валового внутривенного продукта), когда вклад на 1 % в человеческий капитал будет обеспечивать не менее 3,8 % роста производительности труда. Таким образом, планируемые вложения государства до 2024 года через национальные проекты РФ в сумме 25,7 трлн рублей, прежде всего, направлены на сохранение и развитие человеческого капитала в сумме 5,7 трлн рублей, а также для обеспечения комфортной среды для жизни (неживой человеческий капитал) 9,9 трлн рублей [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Подводя итог под определением человеческого капитала, отметим: человеческий капитал связан с инвестированием общества в образование, профессиональные творческие навыки, а также социально-культурное окружение, которые в свою очередь стимулируют к развитию трудовую деятельность человека как такового. В ходе проводимых социологических исследований в рамках ПРОУ (программы развития опорного университета) ПетрГУ осуществляется исследовательская работа в команде специалистов разных кафедр «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии: междисциплинарный подход».

Основной целью является: исследование современного состояния предпочтений жителей Карельской Арктики и Приладожья в экономических, политических, этических, правовых, семейных и культурологических аспектах для обнаружения реальных предпосылок сохранения человеческого капитала на территории республики. Для этого сформулированы Задачи: Провести комплексные научно-исследовательские экспедиции в муниципальные районы Карельской Арктики и Приладожья для получения эмпирических данных с использованием технологий и инструментария социологии, экономики, истории, краеведения, этнолингвистики, философии, генеалогии, культурологии. Авторы провели социологические исследования течении рабочей недели с 09 по 15 июня 2019 года в районах «условно депрессивного состояния», относящихся к территориям Арктической Карелии (Кемское, Костомукшское и Лоухское муниципальные поселения), которые в будущем будут активно осваивать финансы национальных и региональных проектов в сохранении и развитии человеческого капитала.

Опросу в качестве респондентов подверглись 152 человека обладающие следующими приоритетами в развитии своего личного (индивидуального) человеческого капитала (см. таблицу).

Особенностью проводимого социологического опроса является добровольность респондентов на основе предварительной заявки от трудового коллектива для участия в опросе и ознакомлении тенденциями современной государственной политики в области сохранения и развития человеческого капитала. На основании уровня информированности о приоритетах, проводимых государством национальных проектов РФ в конкретных подпрограммах «Демография», Здравоохранение», «Образование», «Культура» удалось выявить достаточно высокий потенциал заинтересованности местного населения в участии в этих проектах, например, через вопрос V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее? Ответы: Скорее уверен – 41 % и скорее не уверен – 33 % говорит о высокой восприимчивости необходимости в развитии личного капитала у большинства респондентов.

Социальный портрет и приоритеты сохранения и развития человеческого капитала, на примере социологических исследований населения Арктической Карелии (разработано авторами)

Портрет респондента:

Женщина – 81 %

26–55 лет – 62 %

Высшее профессиональное образование – 56 %

Есть работа – 85 %

Работник бюджетного учреждения медицины, культуры, образования – 27 %, Работник коммерческого учреждения медицины, культуры, образования – 20 %

Проживает в городе с численностью до 50 тыс. чел., поселке городского типа – 67 %

Национальность – Русская – 75 %

Религиозная принадлежность – Христианка – 54 %

Не имеет спортивных разрядов – 72 %

Состоит в браке, зарегистрированном в органах ЗАГСа – 52 %

Имеет детей: Двоих – 35 %, Одного – 28 %

V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее?

Скорее уверен – 41 %.

Скорее не уверен – 33 %.

V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной?

Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 %

Высокий доход – 57 %

Достижение высокого уровня профессионального мастерства – 38 %

V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека?

Образование – 75 %

Личностные качества, особенности характера – 65 %

Опыт работы – 50 %

Знание работы – 38 %

V6. Что Вас привлекает в конкретной работе?

Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 %

Хорошие условия труда – 42 %

Соответствие Вашей специальности – 35 %

Высокая заработная плата – 25 %

V7. Согласны ли Вы с тем, что к рабочему месту не стоит предъявлять больших требований?

Нет – И

V8. Что, на Ваш взгляд является определяющим со стороны работодателей при приеме на работу молодежи?

Наличие соответствующего образования – 60 %

Желание работать в этой сфере – 45 %

Опыт работы в данной области – 30 %

Личные качества – 28 %

V9. Как Вы оцениваете свое материальное положение, как Вы живете?

Среднеобеспеченно – 83 %

V12. Устраивает ли Вас сфера, в которой Вы работаете?

Да – 42 %

Скорее да – 39 %

V13. Какие, на Ваш взгляд, сферы являются наиболее перспективными для работы молодых людей?

Новейшие технологии – 46 %

Финансовая сфера – 28 %

Строительство – 26 %

V14. Является ли для Вас актуальной проблема жилья?

Нет – 64 %

V15. Укажите, пожалуйста, условия Вашего проживания

Проживает в в собственной благоустроенной квартире, доме – 56 %

V16. Намерены ли Вы в ближайшие 2 года заняться улучшением своих жилищных условий?

Нет – 49 %

V17. Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования?

ДА, полностью – 44 %

Скорее да, чем нет – 38 %

V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека?

Здоровье – 83 %

Cемейное счастье – 79 %

Материальная обеспеченность, богатство – 36 %

V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России?

Да – 53 %

V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом?

Нет – 34 %

Скорее нет, чем да – 30 %

V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта?

Футбольный стадион – 68 %

Крытый каток – 44 %

Лыжная база – 30 %

V26. Практикуете ли Вы активный отдых с семьей?

От случая к случаю – 59 %

V27. Считаете ли Вы, что вредные привычки оказывают негативное влияние на Ваше здоровье?

Да – 56 %

V28. Какие факторы в наибольшей степени влияют на Ваше здоровье?

Питание – 64 %

Здоровый образ жизни – 52 %

Отсутствие стрессов – 50 %

Экологическая ситуация – 38 %

О приоритетах в системе ценностей в развитии человеческого капитала свидельствуют ответы на вопросы: V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной? Большинство ответило «Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 %.» а потом уже «Высокий доход – 57 %»

На вопрос об источниках формирования успехов в личном капитале: V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека? Большинство ответило: «Образование – 75 %, Личностные качества, особенности характера – 65 %, Опыт работы – 50 %, Знание работы – 38 %», а с точки зрения целеполагания в этом процессе на вопрос: V6. Что Вас привлекает в конкретной работе? Большинство ответило «Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 %, Хорошие условия труда – 42 %, Соответствие Вашей специальности – 35 %, Высокая заработная плата – 25 %».

Особенность основной массы респондентов, где большинство составляло женщины (Женщина – 81 %, 26–55 лет – 62 %, Высшее профессиональное образование – 56 %, есть работа – 85 %) проявилось в ответах: V17.Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования? Большинство отразило необходимость совершенствования за счет дополнительного образования: «ДА, полностью – 44 %, скорее да, чем нет – 38 %». Специфические мнения отразились при вопросе: V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека? Путем следующих ответов: «Здоровье – 83 %, Семейное счастье – 79 %, Материальная обеспеченность, богатство – 36 %».

Специфика мнений местного населения Арктического региона отразилась при вопросе: V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России? где большинство ответило «Да – 53 %» а на вопрос «V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом? Ответы «Нет – 34 %, скорее нет, чем да – 30 %» говорят о необходимости развития спортивной инфраструктуры, а какой именно отражается в вопросе «V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта? Ответы: «Футбольный стадион – 68 %, Крытый каток – 44 %, Лыжная база – 30 %» говорят об острой проблеме развития специфической для северных регионов инфраструктуре.

Заключение (выводы)

В качестве вывода, следует отметить, что человеческий капитал – это не только способности и качества человека, определяющие его доход, это общественные условия, определяющие механизмы воспроизводства человеческой способности к труду и полноту удовлетворения его потребностей. Человеческий капитал – это, прежде всего, система мотиваций. Рассмотренная в отвлечении от непосредственных носителей эта система мотиваций в самом широком смысле является социальным капиталом отражаемая в социальной инфраструктуре.

Вышеизложенные результаты социологических исследований свидетельствует о необходимости систематизации имеющихся знаний и приращении новых в отношении важнейшего фактора экономического роста в форме человеческого капитала. Реализация Национальных Программ РФ будет плодотворно накладываться на личностное восприятие основной массы населения с учетом специфика проживания в отдаленных районах Арктической Карелии. Таким образом, формирование эффективной системы управления в этой новой области знаний, позволяющей решать важнейшие задачи роста благосостояния конкретных людей, как на макро, так и на микроуровне за счет самореализации человеческого потенциала будет способствовать всемерной поддержке местного населения формирования и развития социального государства в России.