Введение
Актуальность систематизации особенностей понятийного аппарата человеческого капитала вытекает из разногласий в среде исследователей и практических работников по основополагающим вопросам реализации человеческий капитала в процессе его встраивания в современную инфраструктуру государственной политики и рыночной конъюнктуры. В последние десятилетия четко выделяется тенденция появления новых понятий и терминов, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала. В частности, это проявляется в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев диалектической логики в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых формировалось представление об этом понятии и применении на практике.
Цель исследования вытекает из предмета и объекта исследования, в которых отражается, прежде всего, ключевая проблема в виде системы представлений о человеческом капитале, которые постоянно модифицируются. А также и в практических применениях, которые приобретают многоаспектный характер исходя из объекта анализа, где в нашем случае выступает особенности сохранения и развития человеческого капитала на примере населения Арктической Карелии.
Материал и методы исследования
В современных трактовках категорий, относящихся к рассматриваемому явлению человеческого капитала, проявляется определённый диссонанс в новых смежных категориях, соподчиненность которых трудно определить (интеллектуальный капитал, культурный капитал, социальный капитал и т. д.). В качестве приверженцев системного подхода в области развития научного знания, считаем необходимым проанализировать понятие сохранения и развития человеческого капитала в системе социально-экономических условий, в которых отражается инфраструктура представлений об этом понятии и особенности применения на практике.
В первоначальном представлении человеческий капитал у американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера характеризовался как совокупность знаний, умений и навыков, использующихся для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека и общества в целом [1, с. 57] в практическом приложении к современной действительности можно говорить об инвестициях в формирование и развитие профессиональной компетенции, как на уровне личности, так и государственной и региональной политике обеспечения этого процесса. Поскольку главным преобразователем ресурсов является сам человек в их индивидуальном использовании в своих интересах, исходя из перспектив личного благосостояния, постольку на первый план выдвигается необходимость применения социологических опросов об оценке восприятия проводимой корпоративной и государственной политике в данный момент.
Особенностью проводимых социологических опросов являет сопровождение анкетирования краткими презентациями крайних материалов по особенностям местной и региональной политике сохранения и развития человеческого капитала. В связи, с чем возникают предпосылки для интерактивного обучения в ходе проведения социологических опросов. В частности, интервьюеры сопровождали процесс заполнения анкет пояснениями о современном понимании понятий человеческого капитала и особенностях реализации Национальных проектов в России за последние 5 лет и перспективах инвестирования на национальном, региональном и местном уровнях в изменениях качества жизни всех слоев населения [2, с. 57].
С точки зрения современной классификации, человеческий капитал отражает качество используемой рабочей силы, где источниками его формирования являются универсальные знания и навыки, полученные в школьной системе образования, начиная со средней, специальной и высшей школы. Это определяет так называемый общий (перемещаемый) капитал, но практический опыт применения (владение), как правило, формируется профессиональной средой на рабочих местах и таким образом создается специальный (неперемещаемый) капитал, который особо интересует конкретный трудовой коллектив в рамках определённого предприятия (корпорации). Обладатель общего и специального капитала формирует свой личный капитал и таким образом имеет определённую ценность на рынке труда.
Воспроизводство человеческого капитала начинает в рамках домашних хозяйств, как основного хозяйствующего субъекта, где обеспечиваются условия деторождения и жизни детей, а также воспитание и обучение ребенка. Бизнес и государство, прежде всего обеспечивают сохранение и развитие человеческого капитала через систему трудоустройства и финансирования доходов домашних хозяйств путем приобретения основных экономических ресурсов из их собственности на рынках инвестиционных и потребительских товаров. Вместе с тем, реализация человеческого капитала в рамках общества (национального государства) в конечном итоге завершается путем индивидуального участия в экономической деятельности конкретного человека (семьи) и таким образом обеспечивается простое и расширенное воспроизводств личного капитала [3, с. 57].
Для конкретного человека формами проявления человеческого капитала являются, прежде всего, живая форма в виде готовых знаний и неживая в форме физических (материальных) условий жизни, как результат профессиональной компетенции. Но особую роль имеет институциональный капитал, который обеспечивает социальный статус внутри коллектива и в обществе при оказании услуг, удовлетворяющих коллективные нужды. Обратная взаимосвязь в виде налаженных коммуникаций со стороны коллектива и общества формирует социальный капитал, что отражает заинтересованность в инвестициях со стороны корпораций и государства на всех уровнях [5, с. 72].
Отсюда появляется в условиях рыночной экономики категория «стоимость национального (регионального) человеческого капитала наряду со стоимостью природного и производственного капитала. В связи с этим, экспертами определен на последующее десятилетие потенциал роста ВВП (валового внутривенного продукта), когда вклад на 1 % в человеческий капитал будет обеспечивать не менее 3,8 % роста производительности труда. Таким образом, планируемые вложения государства до 2024 года через национальные проекты РФ в сумме 25,7 трлн рублей, прежде всего, направлены на сохранение и развитие человеческого капитала в сумме 5,7 трлн рублей, а также для обеспечения комфортной среды для жизни (неживой человеческий капитал) 9,9 трлн рублей [4].
Результаты исследования и их обсуждение
Подводя итог под определением человеческого капитала, отметим: человеческий капитал связан с инвестированием общества в образование, профессиональные творческие навыки, а также социально-культурное окружение, которые в свою очередь стимулируют к развитию трудовую деятельность человека как такового. В ходе проводимых социологических исследований в рамках ПРОУ (программы развития опорного университета) ПетрГУ осуществляется исследовательская работа в команде специалистов разных кафедр «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии: междисциплинарный подход».
Основной целью является: исследование современного состояния предпочтений жителей Карельской Арктики и Приладожья в экономических, политических, этических, правовых, семейных и культурологических аспектах для обнаружения реальных предпосылок сохранения человеческого капитала на территории республики. Для этого сформулированы Задачи: Провести комплексные научно-исследовательские экспедиции в муниципальные районы Карельской Арктики и Приладожья для получения эмпирических данных с использованием технологий и инструментария социологии, экономики, истории, краеведения, этнолингвистики, философии, генеалогии, культурологии. Авторы провели социологические исследования течении рабочей недели с 09 по 15 июня 2019 года в районах «условно депрессивного состояния», относящихся к территориям Арктической Карелии (Кемское, Костомукшское и Лоухское муниципальные поселения), которые в будущем будут активно осваивать финансы национальных и региональных проектов в сохранении и развитии человеческого капитала.
Опросу в качестве респондентов подверглись 152 человека обладающие следующими приоритетами в развитии своего личного (индивидуального) человеческого капитала (см. таблицу).
Особенностью проводимого социологического опроса является добровольность респондентов на основе предварительной заявки от трудового коллектива для участия в опросе и ознакомлении тенденциями современной государственной политики в области сохранения и развития человеческого капитала. На основании уровня информированности о приоритетах, проводимых государством национальных проектов РФ в конкретных подпрограммах «Демография», Здравоохранение», «Образование», «Культура» удалось выявить достаточно высокий потенциал заинтересованности местного населения в участии в этих проектах, например, через вопрос V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее? Ответы: Скорее уверен – 41 % и скорее не уверен – 33 % говорит о высокой восприимчивости необходимости в развитии личного капитала у большинства респондентов.
Социальный портрет и приоритеты сохранения и развития человеческого капитала, на примере социологических исследований населения Арктической Карелии (разработано авторами)
Портрет респондента: |
Женщина – 81 % |
26–55 лет – 62 % |
Высшее профессиональное образование – 56 % |
Есть работа – 85 % |
Работник бюджетного учреждения медицины, культуры, образования – 27 %, Работник коммерческого учреждения медицины, культуры, образования – 20 % |
Проживает в городе с численностью до 50 тыс. чел., поселке городского типа – 67 % |
Национальность – Русская – 75 % |
Религиозная принадлежность – Христианка – 54 % |
Не имеет спортивных разрядов – 72 % |
Состоит в браке, зарегистрированном в органах ЗАГСа – 52 % |
Имеет детей: Двоих – 35 %, Одного – 28 % |
V3. Уверены ли Вы, что сможете реализовать свои планы на будущее? |
Скорее уверен – 41 %. |
Скорее не уверен – 33 %. |
V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной? |
Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 % |
Высокий доход – 57 % |
Достижение высокого уровня профессионального мастерства – 38 % |
V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека? |
Образование – 75 % |
Личностные качества, особенности характера – 65 % |
Опыт работы – 50 % |
Знание работы – 38 % |
V6. Что Вас привлекает в конкретной работе? |
Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 % |
Хорошие условия труда – 42 % |
Соответствие Вашей специальности – 35 % |
Высокая заработная плата – 25 % |
V7. Согласны ли Вы с тем, что к рабочему месту не стоит предъявлять больших требований? |
Нет – И |
V8. Что, на Ваш взгляд является определяющим со стороны работодателей при приеме на работу молодежи? |
Наличие соответствующего образования – 60 % |
Желание работать в этой сфере – 45 % |
Опыт работы в данной области – 30 % |
Личные качества – 28 % |
V9. Как Вы оцениваете свое материальное положение, как Вы живете? |
Среднеобеспеченно – 83 % |
V12. Устраивает ли Вас сфера, в которой Вы работаете? |
Да – 42 % |
Скорее да – 39 % |
V13. Какие, на Ваш взгляд, сферы являются наиболее перспективными для работы молодых людей? |
Новейшие технологии – 46 % |
Финансовая сфера – 28 % |
Строительство – 26 % |
V14. Является ли для Вас актуальной проблема жилья? |
Нет – 64 % |
V15. Укажите, пожалуйста, условия Вашего проживания |
Проживает в в собственной благоустроенной квартире, доме – 56 % |
V16. Намерены ли Вы в ближайшие 2 года заняться улучшением своих жилищных условий? |
Нет – 49 % |
V17. Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования? |
ДА, полностью – 44 % |
Скорее да, чем нет – 38 % |
V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека? |
Здоровье – 83 % |
Cемейное счастье – 79 % |
Материальная обеспеченность, богатство – 36 % |
V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России? |
Да – 53 % |
V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом? |
Нет – 34 % |
Скорее нет, чем да – 30 % |
V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта? |
Футбольный стадион – 68 % |
Крытый каток – 44 % |
Лыжная база – 30 % |
V26. Практикуете ли Вы активный отдых с семьей? |
От случая к случаю – 59 % |
V27. Считаете ли Вы, что вредные привычки оказывают негативное влияние на Ваше здоровье? |
Да – 56 % |
V28. Какие факторы в наибольшей степени влияют на Ваше здоровье? |
Питание – 64 % |
Здоровый образ жизни – 52 % |
Отсутствие стрессов – 50 % |
Экологическая ситуация – 38 % |
О приоритетах в системе ценностей в развитии человеческого капитала свидельствуют ответы на вопросы: V4. Что, на Ваш взгляд, позволяет считать карьеру человека успешной? Большинство ответило «Моральное удовлетворение от работы, возможность заниматься любимым делом – 80 %.» а потом уже «Высокий доход – 57 %»
На вопрос об источниках формирования успехов в личном капитале: V5. Какие факторы, на Ваш взгляд, в первую очередь влияют на карьеру человека? Большинство ответило: «Образование – 75 %, Личностные качества, особенности характера – 65 %, Опыт работы – 50 %, Знание работы – 38 %», а с точки зрения целеполагания в этом процессе на вопрос: V6. Что Вас привлекает в конкретной работе? Большинство ответило «Возможность самореализации, применения творческого подхода – 51 %, Хорошие условия труда – 42 %, Соответствие Вашей специальности – 35 %, Высокая заработная плата – 25 %».
Особенность основной массы респондентов, где большинство составляло женщины (Женщина – 81 %, 26–55 лет – 62 %, Высшее профессиональное образование – 56 %, есть работа – 85 %) проявилось в ответах: V17.Удовлетворены ли Вы качеством полученного (получаемого) Вами образования? Большинство отразило необходимость совершенствования за счет дополнительного образования: «ДА, полностью – 44 %, скорее да, чем нет – 38 %». Специфические мнения отразились при вопросе: V18. Какие ценности, на Ваш взгляд, являются наиболее важными в жизни человека? Путем следующих ответов: «Здоровье – 83 %, Семейное счастье – 79 %, Материальная обеспеченность, богатство – 36 %».
Специфика мнений местного населения Арктического региона отразилась при вопросе: V19. По Вашему мнению, защищены ли интересы представителей Вашей национальности в России? где большинство ответило «Да – 53 %» а на вопрос «V20. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью в Вашем населенном пункте наличием объектов для занятия физкультурой и спортом? Ответы «Нет – 34 %, скорее нет, чем да – 30 %» говорят о необходимости развития спортивной инфраструктуры, а какой именно отражается в вопросе «V21. Какие спортивные объекты расположены на территории или недалеко от Вашего населенного пункта? Ответы: «Футбольный стадион – 68 %, Крытый каток – 44 %, Лыжная база – 30 %» говорят об острой проблеме развития специфической для северных регионов инфраструктуре.
Заключение (выводы)
В качестве вывода, следует отметить, что человеческий капитал – это не только способности и качества человека, определяющие его доход, это общественные условия, определяющие механизмы воспроизводства человеческой способности к труду и полноту удовлетворения его потребностей. Человеческий капитал – это, прежде всего, система мотиваций. Рассмотренная в отвлечении от непосредственных носителей эта система мотиваций в самом широком смысле является социальным капиталом отражаемая в социальной инфраструктуре.
Вышеизложенные результаты социологических исследований свидетельствует о необходимости систематизации имеющихся знаний и приращении новых в отношении важнейшего фактора экономического роста в форме человеческого капитала. Реализация Национальных Программ РФ будет плодотворно накладываться на личностное восприятие основной массы населения с учетом специфика проживания в отдаленных районах Арктической Карелии. Таким образом, формирование эффективной системы управления в этой новой области знаний, позволяющей решать важнейшие задачи роста благосостояния конкретных людей, как на макро, так и на микроуровне за счет самореализации человеческого потенциала будет способствовать всемерной поддержке местного населения формирования и развития социального государства в России.