Введение
На V Восточном экономическом форуме во Владивостоке активно обсуждалась принятая Национальная программа развития Дальнего Востока. Согласно программе основными направлениями развития являются «повышение инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики, развитие магистральной инфраструктуры и реализация крупнейших инфраструктурных проектов, развитие территорий с особым экономическим потенциалом. Также это решение вопросов образования и здравоохранения, культуры и демографии, строительства жилья и формирования комфортной городской среды».
Разработка программы в очередной раз свидетельствует о том, что социально-экономическое развитие региона находится в приоритете внутренней политики Российской Федерации. В связи с этим, не вызывает сомнений актуальность научных исследований, направленных на выявление проблемных моментов в процессах экономического развития регионов Дальнего Востока, в частности, одного из наиболее экономически активных – Республики Саха (Якутия).
Материалы и методы исследования
Материалами исследования послужили сведения Федеральной службы государственной статистики, документы о стратегическом планировании и инвестиционных программах Республики Саха (Якутия), нормы Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», труды российских ученых в области стратегического планирования и проблем регионального управления.
При анализе указанного массива исходных материалов применялись различные приемы и методы исследования, такие как статистический, структурно-системный, экспертных оценок и другие.
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно Национальной программе развития Дальнего Востока к 2025 году планируется обеспечение роста экономики дальневосточных регионов в полтора раза выше среднероссийского уровня. В частности, целевой ориентир темпа прироста экономики, как отмечают авторы проекта, составляет шесть процентов в год [7]. Минимальный порог роста экономики именно в шесть процентов способен «обеспечить рост благосостояния жителей Дальнего Востока и достижение следующей цели по улучшению качества жизни на Дальнем Востоке выше среднероссийского уровня. То есть шесть процентов – это та планка, которая будет способствовать социальному развитию Дальнего Востока» [7].
В составе Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) является одним из самых динамично развивающихся регионов.
По оперативным данным по итогам 2018 года валовой региональный продукт (ВРП) Республики Саха (Якутия) достиг 1 трлн. руб. Министерством экономики республики было объявлено, что этот результат является первым на Дальнем Востоке и 20-м по Российской Федерации в целом [5], однако Сахалинская область предъявила в оперативной оценке еще большее достижение – 1 149 млрд. руб. [8]. Кто окажется в лидерах по итогам 2018 года, покажут уточненные расчеты Росстата, которые на момент написания статьи еще не были опубликованы.
В середине 2000-х годов республика также находилась в числе дальневосточных лидеров по размеру ВРП, незначительно уступая только Хабаровскому краю, но затем в регионе первенство захватила Сахалинская область, и Республика Саха (Якутия) в течение нескольких лет находилась на третьем месте (рис. 1).
Основой достаточно стабильного роста экономики республики является ее высокий природно-ресурсный потенциал. Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации по запасам природных ресурсов. По состоянию на 1 января 2017 года на территории Республики Саха (Якутия) учтено 2 402 объекта полезных ископаемых 59 видов. Кроме этого, зарегистрировано более 16 тысяч проявлений различных видов минерального сырья [2].
Общий минерально-сырьевой потенциал республики по разным оценкам составляет от 2 до 5 трлн. долларов США и имеет тенденцию к увеличению. Республика Саха (Якутия) обладает также значительными гидроэнергетическими ресурсами, запасы которых составляют 507 млрд. кВт/ч (1/5 общих гидроэнергоресурсов Российской Федерации) [3], а уникальные и разнообразные природные условия Якутии определяют наличие туристско-рекреационного потенциала.
Около половины ВРП и более 60 % налоговых доходов консолидированного бюджета республики формирует добывающая промышленность [ 2 ]. В целом же структура валовой добавленной стоимости представлена в таблице 1. В таблице доли отраслей производственного характера приведены отдельными показателями, а доли непроизводственных отраслей (торговля, операции с недвижимым имуществом, государственное управление и другие) для краткости объединены в единый показатель в графе «Иные».
Рис. 1. Динамика валового регионального продукта наиболее экономически активных регионов Дальневосточного федерального округа
Таблица 1
Структура валовой добавленной стоимости (в текущих основных ценах; в процентах к итогу)*
Год |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Строительство |
Транспорт и связь |
Иные |
2005 |
4,1 |
39,5 |
2,9 |
3,8 |
5,9 |
7,2 |
36,6 |
2017 |
1,8 |
48,2 |
1,1 |
4,4 |
10,6 |
7,6 |
26,3 |
Примечание. * данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 2
Объемы инвестиций в основной капитал субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации за 2005-2018 годы
Наименование субъекта Российской Федерации |
Объем инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2018 годы* |
Республика Саха (Якутия) |
2 740 075 |
Сахалинская область |
2 409 780 |
Приморский край |
1 855 382 |
Хабаровский край |
1 612 194 |
Амурская область |
1 387 613 |
Магаданская область |
390 694 |
Камчатский край |
368 205 |
Еврейская автономная область |
185 132 |
Чукотский автономный округ |
149 447 |
Примечание.* Расчеты автора по данным Федеральной службы государственной статистики.
Динамичное развитие обусловливается привлечением значительного объема инвестиций, и по сумме привлеченных инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2018 годы Республика Саха (Якутия) имеет абсолютное первенство среди регионов Дальнего Востока (таблица 2).
На фоне явных успехов в добывающих отраслях, обрабатывающий сектор на протяжении уже достаточно длительного периода находится в стагнации. Так, в Прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) отмечается, что сокращение обрабатывающих производств в 2018 году достигло 21,4 % по отношению к 2013 году [4].
Указанные выше процессы в развитии экономики Республики Саха (Якутия) привели к существенному изменению в структуре валовой добавленной стоимости по сравнению с 2005 годом (см. таблица 1). Обращает на себя внимание рост доли добычи полезных ископаемых на 8,7 процентных пункта. Увеличение доли строительства в значительной степени также обусловлено развитием добывающих отраслей, а именно – строительством нефте- и газопроводов.
Уменьшение долей (и без того крайне незначительных) обрабатывающих производств и такой традиционной для Республики Саха (Якутия) отрасли как сельское хозяйство составило в среднем 2,5 раза.
В среднесрочной перспективе не только не ожидается снижения роли сырьевого сектора в экономике республики, но, напротив, согласно Прогнозу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП в связи с вводом в эксплуатацию новых горнодобывающих предприятий увеличится к 2024 году до 53,7 % [4]. Несмотря на прогнозируемое снижение добычи нефти на ряде месторождений в связи с истощением запасов, включение в разработку новых месторождений позволит увеличить добычу к 2021 году до 14 558,3 тыс. т, что составляет 120,9 % к уровню 2018 года. Добыча газа за тот же период достигнет 15 776,7 млн. куб. м, что означает 8-кратное увеличение к уровню 2018 года [4].
В условиях Республики Саха (Якутия) добывающие производства не создают существенного мультипликативного эффекта в экономике: сами по себе они не генерируют дополнительного потребительского спроса и не вызывают с необходимостью развития на территории республики смежных и сопутствующих секторов экономики. Мнение о том, что развитие добычи полезных ископаемых нельзя рассматривать в качестве локомотива сбалансированного развития экономики региона, уже высказывалось в науке [9].
Отчасти, к косвенным положительным эффектам следует отнести создание рабочих мест в горнодобывающей промышленности с привлечением местных кадров, которое связывается с принятием и реализацией республиканской Программы «Местные кадры – в промышленность». Так, в 2018 году доля местных кадров на добывающих предприятиях республики составляла около 30 %, в то время как в 2012 году было только 5 %. Кроме того, перспективным направлением является развитие на территориях непосредственного размещения добывающих предприятий различных сервисных служб по ремонту и обслуживанию оборудования, содержанию складских мощностей и т.п. Положительный опыт реализации такого рода проектов получен в ходе развития алмазодобывающей промышленности, и теперь его планируется использовать при развитии промышленности нефтегазодобывающей.
Нельзя сказать, что развитие несырьевых отраслей остается вне поля зрения республиканских органов управления. Развитие несырьевой экспортноориентированной экономики установлено в качестве одной из пяти стратегических целей в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (Стратегия – 2032) [2]. В Прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в качестве одной из задач ставится обеспечение, начиная с 2019 года, ежегодного темпа прироста несырьевого экспортоориентированного сектора экономики Республики Саха (Якутия) более 10 % [4].
Среди отраслей несырьевой экономики, как правило, выделяются алмазогранильное производство, сельское хозяйство и производство продуктов питания, информационные технологии.
Темпы прироста производства ювелирных изделий к 2024 году оцениваются в 16,2 % по базовому сценарию и в 21,4 % – по интенсивному сценарию, и будут зависеть от успеха развития проекта Территории опережающего социально-экономического развития «Кангалассы» [4].
Относительно развития агропромышленного комплекса в документах стратегического планирования, в частности, обращается внимание на необходимость продолжения реализации «государственной политики по формированию конкурентоспособного и экологически безопасного агропромышленного производства, необходимого для насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества» [4]. К числу основных задач, решение которых должно способствовать указанному направлению, на 2019 – 2024 годы отнесены: повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, увеличение их доли на внутреннем рынке, а также рост экспорта продукции.
При этом среднегодовой индекс физического объема сельскохозяйственной продукции за 2019 – 2023 годы составит всего 100,8 %. При таком, крайне незначительном, росте не ясно, каким образом увеличится доля сельскохозяйственного производства и в чем смысл повышения конкурентоспособности, если это повышение, даже если будет достигнуто, практически не скажется на росте объемов сельскохозяйственного производства.
С целью перехода экономики на инновационный тип развития ставится задача формирования «конкурентоспособной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, комплекса институтов, обеспечивающих организацию и поддержку инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни» [4].
На период до 2024 года ускорение технологического развития и внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере объявлены в качестве приоритетных направлений. При соблюдении планируемого ежегодного роста объема произведенных инновационных товаров, работ и услуг, их стоимость увеличится с 7,5 млрд. рублей в 2017 году до 31,3 млрд. рублей в 2024 году.
Инфраструктура поддержки инновационной деятельности, как полагают в Правительстве Республики Саха (Якутия), уже создана. В Технопарке «Якутия» осуществляется концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов с целью активизации инновационного развития отраслей экономики. Созданный при Технопарке региональный центр инжиниринга призван содействовать технологическому развитию производственных предприятий республики и внедрению новых технологий в промышленное производство. Начала действовать Венчурная компания «Якутия» – единственный в Дальневосточном федеральном округе фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием.
Из новых для республики отраслей в планах фигурируют нефте- и газопереработка, черная металлургия, производство минеральных удобрений.
В республике начато и постепенно увеличивается (до 15 тыс. тонн) производство сжиженного газа. Планируется строительство производственного комплекса для переработки углеводородов в светлые нефтепродукты для нужд республики.
В Южной Якутии планируется создать металлургический комбинат полного цикла на базе имеющихся здесь месторождений железных руд и коксующихся углей с целью удовлетворения потребностей предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока и возможных экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Предполагается создание горно-химического производства минеральных удобрений с мощностью 3,57 млн. тонн апатитового концентрата в год на базе Селигдарского месторождения апатитовых руд [2].
Однако, необходимо отметить, что цели развития несырьевого сектора ставились в руководящих документах и ранее. Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [3], являвшейся главным стратегическим документом до принятия Стратегии – 2032, указывалось на целесообразность проработки вопросов строительства металлургического завода, намечался ряд мер по развитию агропромышленного комплекса с выходом на показатель увеличения объема производства валовой продукции сельского хозяйства по инновационному (оптимистическому) варианту в 2,5 раза и роста объема инвестиций в основной капитал – в 3,5 раза к концу 2020 года. Кроме того, ставились цели развития глубокой переработки древесины как более экономически выгодного по сравнению с реализацией необработанной древесины направления, и туризма, вклад которого в ВРП республики к 2020 году должен был превысить 10 % ВРП.
Необходимо с сожалением констатировать, что указанные цели не достигнуты даже в малой степени, и при разработке новой Стратегии – 2032 причины недостижения этих целей не указаны.
Действующее законодательство о стратегическом планировании [1] содержит требование об оценке достижения целей, поставленных в предыдущем стратегическом документе, однако, как нами уже отмечалось ранее [11], характер и содержание этой оценки в законе не установлены, что дает разработчикам стратегий социально-экономического развития возможность самостоятельной трактовки. В итоге, зачастую, точные сведения о степени достижения целей предыдущей стратегии отсутствуют, не говоря уже об анализе причин возможного их недостижения. Если бы такой анализ был осуществлен и опубликован, можно было бы гораздо объективнее оценивать перспективы тех или иных направлений экономического развития.
Получаемые за счет роста производства добывающих отраслей доходы, включая дополнительные значительные налоговые поступления как в федеральный, так и в республиканский бюджет, частью могли бы использоваться на инвестиции в несырьевые отрасли. Такого рода механизмы эффективного использования природно-сырьевой ренты реализованы в крупнейших экономиках мира [6, c. 264-266]. Однако, в Республике Саха (Якутия), как показывает практика, частные и корпоративные инвестиции в несырьевые производства не направляются в силу крайне низкой (вплоть до убыточности) рентабельности этих производств [10]. Что же касается государственных инвестиций, то, как показывает диаграмма на рис. 2, динамика средств инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) никак не связана с динамикой изменения ВРП, и, в целом, не имеет выраженной тенденции к росту. Судя по прогнозным значениям величины инвестиционной программы на 2020, 2021 годы, радикальное изменение ситуации не предусматривается. Конкретных решений о существенном изменении подходов к формированию инвестиционных программ в указанной связи не принималось.
Рис. 2. Динамика и структура средств инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) (утвержденные плановые значения)
Кроме того, в республиканских инвестиционных программах расходы предусматриваются, прежде всего, на строительство жилья (при активном сносе жилья ветхого и аварийного), объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Инвестиции в развитие промышленности крайне незначительны независимо от источника и в сумме составляют не более 1,5-2,0 % объема средств инвестиционной программы.
Выводы
1. Сырьевая ориентированность экономики Республики Саха (Якутия) предопределяет ее зависимость как от внешних инвестиций, так и от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, так как многие виды добываемых ресурсов имеют экспортную направленность реализации.
2. Активность внешних инвесторов проявляется, почти исключительно, в добывающих отраслях промышленности, и анализ документов стратегического планирования свидетельствует о том, что в ближайшие годы – годы реализации Национальной программы развития Дальнего Востока – сложившийся подход к развитию экономики сохранится. Собственные инвестиционные ресурсы Республики Саха (Якутия), во-первых, имеют незначительные объемы, во-вторых, направляются, прежде всего, на социальные и инфраструктурные объекты.
3. Развитие несырьевых секторов экономики, в частности, такой традиционной для Якутии отрасли как сельское хозяйство, как правило, активно декларируется в руководящих документах, но не сопровождается мерами, направленными на привлечение инвестиций в эти сектора. Кроме того, в республике имеется опыт, связанный с неудачными попытками создания предприятий несырьевого сектора.
4. В связи с завершением в 2019 г.строительства на территории Республики Саха (Якутия) такого крупнейшего объекта как участок газопровода «Сила Сибири» возникают риски определенного снижения инвестиционной активности и замедления темпов экономического роста.
Библиографическая ссылка
Шпакова Р.Н. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМОГО КРУПНОГО РЕГИОНА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА – РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-1. – С. 183-190;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=807 (дата обращения: 03.12.2024).