Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PRESENT-DAY DEVELOPMENTS AND ECONOMIC GROWTH PROSPECTS OF THE BIGGEST REGION IN FAR EAST – THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Shpakova R.N. 1
1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) at the Russian Ministry of Foreign Affairs
This is an analysis of the principal trends in economic growth of the Republic of Sakha (Yakutia). Most of the focus is on industry characteristics of the investment process in the Republic. The focus of this paper is on predominantly industry-based approach of the existing economic structure of the Republic of Sakha (Yakutia). The primary lines of the economic development indicated as prospects in the strategic planning papers allow to assume that these principles will be kept further, at least for the period of effect of the Strategy of social and economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032. This paper gives evidence that measures to activate the growth of treatment facilities on the territory of the Republic are regularly included into the strategic plans but are not sufficiently supported by the investment resources of both private corporations and the state. In-house investment capacities of the Republic of Sakha (Yakutia) are only and particularly used to solve the social and infrastructural tasks. It has been noted that finalizing such a large-scale project as construction of ‘Power of Siberia’ gas pipeline on the territory of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2019, as well as reducing oil extraction on some of the fields due to depletion of reserves even in case of activation of new productive capacities, are bearing risks of slowing down of the investment activities and growth of the gross regional product.
economic growth
far east
republic of sakha (yakutia)

Введение

На V Восточном экономическом форуме во Владивостоке активно обсуждалась принятая Национальная программа развития Дальнего Востока. Согласно программе основными направлениями развития являются «повышение инвестиционной привлекательности ключевых отраслей экономики, развитие магистральной инфраструктуры и реализация крупнейших инфраструктурных проектов, развитие территорий с особым экономическим потенциалом. Также это решение вопросов образования и здравоохранения, культуры и демографии, строительства жилья и формирования комфортной городской среды».

Разработка программы в очередной раз свидетельствует о том, что социально-экономическое развитие региона находится в приоритете внутренней политики Российской Федерации. В связи с этим, не вызывает сомнений актуальность научных исследований, направленных на выявление проблемных моментов в процессах экономического развития регионов Дальнего Востока, в частности, одного из наиболее экономически активных – Республики Саха (Якутия).

Материалы и методы исследования

Материалами исследования послужили сведения Федеральной службы государственной статистики, документы о стратегическом планировании и инвестиционных программах Республики Саха (Якутия), нормы Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», труды российских ученых в области стратегического планирования и проблем регионального управления.

При анализе указанного массива исходных материалов применялись различные приемы и методы исследования, такие как статистический, структурно-системный, экспертных оценок и другие.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно Национальной программе развития Дальнего Востока к 2025 году планируется обеспечение роста экономики дальневосточных регионов в полтора раза выше среднероссийского уровня. В частности, целевой ориентир темпа прироста экономики, как отмечают авторы проекта, составляет шесть процентов в год [7]. Минимальный порог роста экономики именно в шесть процентов способен «обеспечить рост благосостояния жителей Дальнего Востока и достижение следующей цели по улучшению качества жизни на Дальнем Востоке выше среднероссийского уровня. То есть шесть процентов – это та планка, которая будет способствовать социальному развитию Дальнего Востока» [7].

В составе Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) является одним из самых динамично развивающихся регионов.

По оперативным данным по итогам 2018 года валовой региональный продукт (ВРП) Республики Саха (Якутия) достиг 1 трлн. руб. Министерством экономики республики было объявлено, что этот результат является первым на Дальнем Востоке и 20-м по Российской Федерации в целом [5], однако Сахалинская область предъявила в оперативной оценке еще большее достижение – 1 149 млрд. руб. [8]. Кто окажется в лидерах по итогам 2018 года, покажут уточненные расчеты Росстата, которые на момент написания статьи еще не были опубликованы.

В середине 2000-х годов республика также находилась в числе дальневосточных лидеров по размеру ВРП, незначительно уступая только Хабаровскому краю, но затем в регионе первенство захватила Сахалинская область, и Республика Саха (Якутия) в течение нескольких лет находилась на третьем месте (рис. 1).

Основой достаточно стабильного роста экономики республики является ее высокий природно-ресурсный потенциал. Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации по запасам природных ресурсов. По состоянию на 1 января 2017 года на территории Республики Саха (Якутия) учтено 2 402 объекта полезных ископаемых 59 видов. Кроме этого, зарегистрировано более 16 тысяч проявлений различных видов минерального сырья [2].

Общий минерально-сырьевой потенциал республики по разным оценкам составляет от 2 до 5 трлн. долларов США и имеет тенденцию к увеличению. Республика Саха (Якутия) обладает также значительными гидроэнергетическими ресурсами, запасы которых составляют 507 млрд. кВт/ч (1/5 общих гидроэнергоресурсов Российской Федерации) [3], а уникальные и разнообразные природные условия Якутии определяют наличие туристско-рекреационного потенциала.

Около половины ВРП и более 60 % налоговых доходов консолидированного бюджета республики формирует добывающая промышленность [ 2 ]. В целом же структура валовой добавленной стоимости представлена в таблице 1. В таблице доли отраслей производственного характера приведены отдельными показателями, а доли непроизводственных отраслей (торговля, операции с недвижимым имуществом, государственное управление и другие) для краткости объединены в единый показатель в графе «Иные».

hpak1.wmf

Рис. 1. Динамика валового регионального продукта наиболее экономически активных регионов Дальневосточного федерального округа

Таблица 1

Структура валовой добавленной стоимости (в текущих основных ценах; в процентах к итогу)*

Год

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Транспорт и связь

Иные

2005

4,1

39,5

2,9

3,8

5,9

7,2

36,6

2017

1,8

48,2

1,1

4,4

10,6

7,6

26,3

Примечание. * данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 2

Объемы инвестиций в основной капитал субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации за 2005-2018 годы

Наименование субъекта Российской Федерации

Объем инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2018 годы*

Республика Саха (Якутия)

2 740 075

Сахалинская область

2 409 780

Приморский край

1 855 382

Хабаровский край

1 612 194

Амурская область

1 387 613

Магаданская область

390 694

Камчатский край

368 205

Еврейская автономная область

185 132

Чукотский автономный округ

149 447

Примечание.* Расчеты автора по данным Федеральной службы государственной статистики.

Динамичное развитие обусловливается привлечением значительного объема инвестиций, и по сумме привлеченных инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2018 годы Республика Саха (Якутия) имеет абсолютное первенство среди регионов Дальнего Востока (таблица 2).

На фоне явных успехов в добывающих отраслях, обрабатывающий сектор на протяжении уже достаточно длительного периода находится в стагнации. Так, в Прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) отмечается, что сокращение обрабатывающих производств в 2018 году достигло 21,4 % по отношению к 2013 году [4].

Указанные выше процессы в развитии экономики Республики Саха (Якутия) привели к существенному изменению в структуре валовой добавленной стоимости по сравнению с 2005 годом (см. таблица 1). Обращает на себя внимание рост доли добычи полезных ископаемых на 8,7 процентных пункта. Увеличение доли строительства в значительной степени также обусловлено развитием добывающих отраслей, а именно – строительством нефте- и газопроводов.

Уменьшение долей (и без того крайне незначительных) обрабатывающих производств и такой традиционной для Республики Саха (Якутия) отрасли как сельское хозяйство составило в среднем 2,5 раза.

В среднесрочной перспективе не только не ожидается снижения роли сырьевого сектора в экономике республики, но, напротив, согласно Прогнозу социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), доля добычи полезных ископаемых в структуре ВРП в связи с вводом в эксплуатацию новых горнодобывающих предприятий увеличится к 2024 году до 53,7 % [4]. Несмотря на прогнозируемое снижение добычи нефти на ряде месторождений в связи с истощением запасов, включение в разработку новых месторождений позволит увеличить добычу к 2021 году до 14 558,3 тыс. т, что составляет 120,9 % к уровню 2018 года. Добыча газа за тот же период достигнет 15 776,7 млн. куб. м, что означает 8-кратное увеличение к уровню 2018 года [4].

В условиях Республики Саха (Якутия) добывающие производства не создают существенного мультипликативного эффекта в экономике: сами по себе они не генерируют дополнительного потребительского спроса и не вызывают с необходимостью развития на территории республики смежных и сопутствующих секторов экономики. Мнение о том, что развитие добычи полезных ископаемых нельзя рассматривать в качестве локомотива сбалансированного развития экономики региона, уже высказывалось в науке [9].

Отчасти, к косвенным положительным эффектам следует отнести создание рабочих мест в горнодобывающей промышленности с привлечением местных кадров, которое связывается с принятием и реализацией республиканской Программы «Местные кадры – в промышленность». Так, в 2018 году доля местных кадров на добывающих предприятиях республики составляла около 30 %, в то время как в 2012 году было только 5 %. Кроме того, перспективным направлением является развитие на территориях непосредственного размещения добывающих предприятий различных сервисных служб по ремонту и обслуживанию оборудования, содержанию складских мощностей и т.п. Положительный опыт реализации такого рода проектов получен в ходе развития алмазодобывающей промышленности, и теперь его планируется использовать при развитии промышленности нефтегазодобывающей.

Нельзя сказать, что развитие несырьевых отраслей остается вне поля зрения республиканских органов управления. Развитие несырьевой экспортноориентированной экономики установлено в качестве одной из пяти стратегических целей в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (Стратегия – 2032) [2]. В Прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в качестве одной из задач ставится обеспечение, начиная с 2019 года, ежегодного темпа прироста несырьевого экспортоориентированного сектора экономики Республики Саха (Якутия) более 10 % [4].

Среди отраслей несырьевой экономики, как правило, выделяются алмазогранильное производство, сельское хозяйство и производство продуктов питания, информационные технологии.

Темпы прироста производства ювелирных изделий к 2024 году оцениваются в 16,2 % по базовому сценарию и в 21,4 % – по интенсивному сценарию, и будут зависеть от успеха развития проекта Территории опережающего социально-экономического развития «Кангалассы» [4].

Относительно развития агропромышленного комплекса в документах стратегического планирования, в частности, обращается внимание на необходимость продолжения реализации «государственной политики по формированию конкурентоспособного и экологически безопасного агропромышленного производства, необходимого для насыщения внутреннего рынка собственной сельскохозяйственной продукцией высокого качества» [4]. К числу основных задач, решение которых должно способствовать указанному направлению, на 2019 – 2024 годы отнесены: повышение конкурентоспособности местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, увеличение их доли на внутреннем рынке, а также рост экспорта продукции.

При этом среднегодовой индекс физического объема сельскохозяйственной продукции за 2019 – 2023 годы составит всего 100,8 %. При таком, крайне незначительном, росте не ясно, каким образом увеличится доля сельскохозяйственного производства и в чем смысл повышения конкурентоспособности, если это повышение, даже если будет достигнуто, практически не скажется на росте объемов сельскохозяйственного производства.

С целью перехода экономики на инновационный тип развития ставится задача формирования «конкурентоспособной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, комплекса институтов, обеспечивающих организацию и поддержку инновационной деятельности во всех сферах экономики и общественной жизни» [4].

На период до 2024 года ускорение технологического развития и внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере объявлены в качестве приоритетных направлений. При соблюдении планируемого ежегодного роста объема произведенных инновационных товаров, работ и услуг, их стоимость увеличится с 7,5 млрд. рублей в 2017 году до 31,3 млрд. рублей в 2024 году.

Инфраструктура поддержки инновационной деятельности, как полагают в Правительстве Республики Саха (Якутия), уже создана. В Технопарке «Якутия» осуществляется концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов с целью активизации инновационного развития отраслей экономики. Созданный при Технопарке региональный центр инжиниринга призван содействовать технологическому развитию производственных предприятий республики и внедрению новых технологий в промышленное производство. Начала действовать Венчурная компания «Якутия» – единственный в Дальневосточном федеральном округе фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием.

Из новых для республики отраслей в планах фигурируют нефте- и газопереработка, черная металлургия, производство минеральных удобрений.

В республике начато и постепенно увеличивается (до 15 тыс. тонн) производство сжиженного газа. Планируется строительство производственного комплекса для переработки углеводородов в светлые нефтепродукты для нужд республики.

В Южной Якутии планируется создать металлургический комбинат полного цикла на базе имеющихся здесь месторождений железных руд и коксующихся углей с целью удовлетворения потребностей предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока и возможных экспортных поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Предполагается создание горно-химического производства минеральных удобрений с мощностью 3,57 млн. тонн апатитового концентрата в год на базе Селигдарского месторождения апатитовых руд [2].

Однако, необходимо отметить, что цели развития несырьевого сектора ставились в руководящих документах и ранее. Так, в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [3], являвшейся главным стратегическим документом до принятия Стратегии – 2032, указывалось на целесообразность проработки вопросов строительства металлургического завода, намечался ряд мер по развитию агропромышленного комплекса с выходом на показатель увеличения объема производства валовой продукции сельского хозяйства по инновационному (оптимистическому) варианту в 2,5 раза и роста объема инвестиций в основной капитал – в 3,5 раза к концу 2020 года. Кроме того, ставились цели развития глубокой переработки древесины как более экономически выгодного по сравнению с реализацией необработанной древесины направления, и туризма, вклад которого в ВРП республики к 2020 году должен был превысить 10 % ВРП.

Необходимо с сожалением констатировать, что указанные цели не достигнуты даже в малой степени, и при разработке новой Стратегии – 2032 причины недостижения этих целей не указаны.

Действующее законодательство о стратегическом планировании [1] содержит требование об оценке достижения целей, поставленных в предыдущем стратегическом документе, однако, как нами уже отмечалось ранее [11], характер и содержание этой оценки в законе не установлены, что дает разработчикам стратегий социально-экономического развития возможность самостоятельной трактовки. В итоге, зачастую, точные сведения о степени достижения целей предыдущей стратегии отсутствуют, не говоря уже об анализе причин возможного их недостижения. Если бы такой анализ был осуществлен и опубликован, можно было бы гораздо объективнее оценивать перспективы тех или иных направлений экономического развития.

Получаемые за счет роста производства добывающих отраслей доходы, включая дополнительные значительные налоговые поступления как в федеральный, так и в республиканский бюджет, частью могли бы использоваться на инвестиции в несырьевые отрасли. Такого рода механизмы эффективного использования природно-сырьевой ренты реализованы в крупнейших экономиках мира [6, c. 264-266]. Однако, в Республике Саха (Якутия), как показывает практика, частные и корпоративные инвестиции в несырьевые производства не направляются в силу крайне низкой (вплоть до убыточности) рентабельности этих производств [10]. Что же касается государственных инвестиций, то, как показывает диаграмма на рис. 2, динамика средств инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) никак не связана с динамикой изменения ВРП, и, в целом, не имеет выраженной тенденции к росту. Судя по прогнозным значениям величины инвестиционной программы на 2020, 2021 годы, радикальное изменение ситуации не предусматривается. Конкретных решений о существенном изменении подходов к формированию инвестиционных программ в указанной связи не принималось.

hpak2.wmf

Рис. 2. Динамика и структура средств инвестиционных программ Республики Саха (Якутия) (утвержденные плановые значения)

Кроме того, в республиканских инвестиционных программах расходы предусматриваются, прежде всего, на строительство жилья (при активном сносе жилья ветхого и аварийного), объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Инвестиции в развитие промышленности крайне незначительны независимо от источника и в сумме составляют не более 1,5-2,0 % объема средств инвестиционной программы.

Выводы

1. Сырьевая ориентированность экономики Республики Саха (Якутия) предопределяет ее зависимость как от внешних инвестиций, так и от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, так как многие виды добываемых ресурсов имеют экспортную направленность реализации.

2. Активность внешних инвесторов проявляется, почти исключительно, в добывающих отраслях промышленности, и анализ документов стратегического планирования свидетельствует о том, что в ближайшие годы – годы реализации Национальной программы развития Дальнего Востока – сложившийся подход к развитию экономики сохранится. Собственные инвестиционные ресурсы Республики Саха (Якутия), во-первых, имеют незначительные объемы, во-вторых, направляются, прежде всего, на социальные и инфраструктурные объекты.

3. Развитие несырьевых секторов экономики, в частности, такой традиционной для Якутии отрасли как сельское хозяйство, как правило, активно декларируется в руководящих документах, но не сопровождается мерами, направленными на привлечение инвестиций в эти сектора. Кроме того, в республике имеется опыт, связанный с неудачными попытками создания предприятий несырьевого сектора.

4. В связи с завершением в 2019 г.строительства на территории Республики Саха (Якутия) такого крупнейшего объекта как участок газопровода «Сила Сибири» возникают риски определенного снижения инвестиционной активности и замедления темпов экономического роста.