В современной экономической науке (08.00.05) актуальными стали исследования основных факторов развития инновационной среды и управления инновационным потенциалом хозяйственных систем. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки научно-обоснованных рекомендаций по оценке факторов развития инновационной среды хозяйственных систем и совершенствованию механизма её регулирования в субъекте Российской Федерации.
Целью исследования является разработка научно обоснованных рекомендаций по оценке факторов развития инновационной среды хозяйственных систем и совершенствованию механизма её регулирования в субъекте Российской Федерации.
Методической основой явились методы научного исследования, в частности: экономико-статистический и расчетно-конструктивный методы, корреляционно-регрессионный анализ, индексный метод, метод экспертных оценок.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы, содержащиеся в монографиях и статьях, опубликованных в периодических изданиях и сети Интернет, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативно-правовые акты РФ и её отдельных субъектов, а также данные, полученные в ходе авторского анализа и проведённых автором расчетов.
На основе обобщения и анализа мирового и отечественного опыта оценки факторов инновационной среды, автор предлагает рекомендации для дополнения методических положений по следующим параметрам [1] (Таблица 1).
Исследования показали, что в изученных методиках оценки факторов развития инновационной среды недостаточно раскрываются следующие характеристики: недостаточное использование качественных оценок, временное отставание информации, не полностью учитываются институциональные факторы, большое количество индикаторов и показателей усложняют сбор статистической информации (ряд показателей отсутствует), также существующие рейтинги часто противоречивы и возникает сложность на их основе принимать решения, т.к. они показывают лишь место региона среди других субъектов РФ, что требует проведения дополнительных исследований.
Поэтому, с учетом проведённых теоретических исследований была разработана дополняющая авторская методика по оценке факторов развития инновационной среды, которая позволит учесть оценки инноваторов в хозяйственной системе, а также институциональные факторы развития ее инновационной среды [2].
Таблица 1
Рекомендации для дополнения методических положений по оценке факторов развития инновационной среды на основе изученных методик
Параметры оценки факторов инновационной среды |
Недостатки изученных методик |
Рекомендации для дополнения существующих методик |
Учёт качественных оценок |
Практически не учитывают качественные оценки (за исключением методики ВШЭ) |
Необходим учет качественных оценок инноваторов субъекта РФ |
Своевременность и актуальность полученной информации для принятия решений |
Временное отставание информации (например, в методике ВШЭ) |
Оперативность и актуальность информации по мере ее необходимости и запросу ОГВ |
Оценка институциональных факторов |
Не полностью учитывают институциональные факторы |
Необходима оценка институциональных факторов |
Удобство и простота расчётов |
Большое количество индикаторов и показателей усложняют сбор статистической информации в региональном разрезе |
Необходима простота и удобство расчёта по оценке факторов региональной инновационной среды |
Практическое значение результатов оценки факторов инновационной среды |
Рейтинги часто противоречивы и сложно на их основе принимать управленческие решения, т.к. показывают лишь место региона среди других субъектов РФ, часто требуют проведение дополнительных исследований |
Будут служить основой для принятия УР, т.к. результаты должны показывать «слабые места» в развитии инновационной среды для разных категорий (бизнеса, ОГВ, представителей науки и т.д.) |
Примечание. *разработано автором.
Цель предлагаемой методики заключается в том, чтобы определить уровень обеспеченности хозяйственной системы факторами развития инновационной среды, а также выявить проблемы на основе предложенной автором методической схемы оценки факторов. Все это позволило структурировать авторскую методику, которая включает:
1) субиндексы, образующие Индекс ПРИМ: НПА (нормативно-правовые акты), ОИИ (объекты инновационной инфраструктуры), МПИД (методы поддержки инновационной деятельности);
2) индекс ПРИМ;
3) коэффициенты информированности, значимости и действенности [3, 5].
В исследовании по оценке факторов развития инновационной среды субъектов РФ с использованием метода – Индекса ПРИМ применялась целевая выборка. В конечном итоге, полученные результаты позволили автору рассчитать показатели субиндексов НПА, ОИИ, МПИД, на основе которых был определен Индекс ПРИМ для каждого исследуемого субъекта. Индекс ПРИМ принимает значение от 0 до 1. Если Индекс ПРИМ или субиндексы НПА, ОИИ, МПИД принимают значения от 0 до 0,33 – низкий уровень; от 0,34 до 0,67 – средний уровень, от 0,68 до 1 – высокий уровень развития факторов инновационной среды субъекта.
В результате проведённого исследования были получены следующие значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для субъектов РФ. На рисунке 1 представлены значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для Кировской области.
На основе разработанной методики, автором предложена методическая схема оценки факторов развития инновационной среды (Рис. 2).
Построение авторской методики имеет следующие особенности для субъектов РФ: а) ориентированность на мнения инноваторов; б) триединство значимых факторов развития инновационной среды: нормативно – правовые акты, объекты инновационной инфраструктуры, методы поддержки инновационной деятельности; в) однородность оценок и суждений инноваторов о факторах развития инновационной среды; г) состоятельность метода – Индекс ПРИМ, комбинирующего экономико-статистические методы и метод экспертных оценок; д) встроенностьметода – Индекс ПРИМ в процесс принятия решений по развитию инновационной среды хозяйственной системы в целях эффективного использования инновационного потенциала [4].
На основании этого, автором предложен алгоритм принятия решений в целях совершенствования инновационной среды хозяйственной системы для эффективного использования инновационного потенциала субъекта РФ (Рисунок 3).
Рис. 1. Значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для Кировской области
Рис. 2. Методическая схема оценки факторов развития инновационной среды для принятия решений в целях эффективного использования инновационного потенциала
Рис. 3. Алгоритм принятия решений в целях совершенствования инновационной среды хозяйственной системы для эффективного использования инновационного потенциала
Рис. 4. Мнение организаторов инновационной деятельности по проблемам развития инновационной среды Кировской области
Предложенный алгоритм способствует повышению эффективности решений в целях рационального использования инновационного потенциала хозяйственной системы. При этом метод – Индекс ПРИМ, рассчитанные субиндексы и коэффициенты позволяют оценить факторы развития инновационной среды для разработки необходимого инструментария государственного управления.
Кроме того, были обработаны данные по проблемам развития факторов развития инновационной среды с последующим их распределением по степени значимости для разных групп инноваторов. Поскольку Кировская область является дотационным регионом, автор считает необходимым представить информацию и анализ существующих проблем именно по данному субъекту РФ (Рисунок 4).
По оценкам организаторов инновационной деятельности выявлены проблемы: недостаток информации (47 %), несовершенная законодательная база (40 %), слабое финансовое обеспечение (40 %), низкая активность бизнеса (37 %), низкая эффективность МПИД субъекта (30 %), номинальное существование ОИИ (30 %), слабая правоприменительная практика (27 %).
Представители инновационного бизнеса Кировской области выделили следующие проблемы: недостаток информации (26 %), слабое финансовое обеспечение (21 %), номинальное существование НПА, ОИИ, МПИД (18 %), отсутствие контроля и обратной связи (16 %), неэффективные механизмы реализации (16 %), низкий уровень использования (15 %).
Для молодых учёных наиболее актуальными являются проблемы: слабая возможность самореализации и построения карьеры (43 %); недостаточная возможность получения востребованной профессии (34 %); низкая возможность получения высокого дохода в будущем (33 %); слабая возможность создания и развития собственного бизнеса (27 %); недостаточная поддержка проектов молодых инноваторов (25 %).
На основе выявленных проблем предложены соответствующие мероприятия по совершенствованию регулирования инновационной среды хозяйственной системы, предполагающие разработку инструментов и мер организационно-экономического механизма регулирования инновационной среды этой системы со стороны органов власти субъекта.
Организационно-экономический механизм регулирования инновационной среды представляет собой определённый порядок применения государственными органами власти субъекта РФ инструментов в рамках установленных полномочий, реализуемых через формирование условий и стимулов для участников инновационного процесса (инноваторов) в целях социально-экономического развития территории.
Предложенные автором меры поддержки и регулирования инновационной среды целесообразно разделить на три группы:
1) Повышение инновационной грамотности, сближение образования, науки, инновационного бизнеса при усилении влияния органов власти (создание Центра обучения инноваторовпри опорном ВУЗе; обеспечение взаимодействия опорного ВУЗа по приоритетным отраслям развития (биотехнология, химия и фармацевтика) с государственными структурами; заключение хоздоговоров ВУЗов с предприятиями по заявкам бизнеса и НИИ в инновационной среде; организация грантов, конкурсов и тендеров для получения финансовой поддержки проектов молодых учёных, а также рекламы по продвижению инновационных идей; организация обучения и подготовки кадров для объектов инновационной инфраструктуры).
2) Снижение административных, информационных, финансовых и иных барьеров по продвижению инноваций (создание ТОСЭРв моногородах субъекта; содействие страхованию рисков и создание резервных фондов в ИД; содействие резервированию финансовых ресурсов для инноваторов; содействие развития венчурного бизнеса в субъекте; разработка процедуры по сокращению сроков предоставления и выдачи документов, связанных с ИД, с помощью системы МФЦ; подключение к международным системам научно-технической информации для доступа к необходимой информации; создание консалтингового центра в сфере инноваций; создание информационного портала инновационной деятельности в субъекте).
3) Развитие инструментов по диагностике состояния и развития инновационной деятельности (разработка на постоянной основе системы мониторинга, прогнозов и концепции развития инновационного потенциала субъекта; дополнительная оценка факторов развития инновационной среды региона на основе метода – Индекс ПРИМ).
Основываясь на опыте стран с инновационной экономикой, считаем наиболее перспективным вариант создания в Кировской области Агентства развития инноваций. Филиалы данного агентства могут охватывать несколько муниципальных районов области и будут оказывать помощь как инвесторам, так и инноваторам в поиске производственных площадок на территории муниципальных образований, содействие к подключению необходимой инфраструктуры, поиску партнёров, подбору и обучению необходимого квалифицированного персонала, установлению сотрудничества с Вятским инновационным фондом, а также с местными и региональными органами власти и управления.
Агентство развития инноваций Кировской области может оказывать помощь инноваторам при обращении к источникам инноваций РФ (Российская сеть трансфера технологий, Российская венчурная компания, Роснано).
Заключение
В соответствии с полученными результатами проведённого исследования факторов инновационной среды хозяйственной системы можно определить следующие источники увеличения уровня инновационного потенциала Кировской области и муниципальных образований:
1. Взаимосвязь наука-бизнес-государство лежит в основе концепции тройной спирали инноваций и играет важнейшую роль в развитии инновационного потенциала хозяйственной системы.
2. Для проведения качественной инновационной политики необходимо учитывать мнения и оценки ключевых участников инновационного процесса региона: молодых учёных (потенциальные инноваторы, генераторы и распространители инновационных идей, новых знаний и технологий), представителей инновационной инфраструктуры (организаторы), представителей инновационного бизнеса (предприниматели).
3. В целях совершенствования управления инновационным потенциалом, необходимо создание и развитие следующих факторов развития инновационной среды: правовых (НПА), организационных (ОИИ) и экономических (МПИД).
Библиографическая ссылка
Снигирева Г.Д., Сенникова И.Л. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ХОЗЯЙСТВЕНННОЙ СИСТЕМЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-2. – С. 142-148;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=733 (дата обращения: 21.11.2024).