Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING THE REGULATORY FRAMEWORK INNOVATIVE ENVIRONMENT HOZYAISTVENNOI SYSTEM

Snigireva G.D. 1 Sennikova I.L. 1
1 Vyatka State University
Based on the author’s method of evaluation of factors of innovative environment of economic systems the paper suggests a methodological framework to assess the innovation environment from the point of view of existing in the subject of the Russian Federation factors of its development (normative legal acts in the sphere of innovation, objects of innovation infrastructure, support of innovative activity) using the estimates of the innovators of the Russian Federation. With the developed methodological scheme and verify the reliability of methods of assessment of factors of innovation environment developed by the decision algorithm in order to improve the regulation of the innovative environment of economic systems for the effective use of innovative potential of the territories, which is of a universal nature and can be applied at any level of territorial management. On the basis of the author’s methodology and the results of its application, it became possible to improve the organizational and economic mechanism and develop tools for the development of the innovative environment of the economic system.
innovations
mechanism of regulation
innovative environment
economic system
innovative activity

В современной экономической науке (08.00.05) актуальными стали исследования основных факторов развития инновационной среды и управления инновационным потенциалом хозяйственных систем. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки научно-обоснованных рекомендаций по оценке факторов развития инновационной среды хозяйственных систем и совершенствованию механизма её регулирования в субъекте Российской Федерации.

Целью исследования является разработка научно обоснованных рекомендаций по оценке факторов развития инновационной среды хозяйственных систем и совершенствованию механизма её регулирования в субъекте Российской Федерации.

Методической основой явились методы научного исследования, в частности: экономико-статистический и расчетно-конструктивный методы, корреляционно-регрессионный анализ, индексный метод, метод экспертных оценок.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы, содержащиеся в монографиях и статьях, опубликованных в периодических изданиях и сети Интернет, официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативно-правовые акты РФ и её отдельных субъектов, а также данные, полученные в ходе авторского анализа и проведённых автором расчетов.

На основе обобщения и анализа мирового и отечественного опыта оценки факторов инновационной среды, автор предлагает рекомендации для дополнения методических положений по следующим параметрам [1] (Таблица 1).

Исследования показали, что в изученных методиках оценки факторов развития инновационной среды недостаточно раскрываются следующие характеристики: недостаточное использование качественных оценок, временное отставание информации, не полностью учитываются институциональные факторы, большое количество индикаторов и показателей усложняют сбор статистической информации (ряд показателей отсутствует), также существующие рейтинги часто противоречивы и возникает сложность на их основе принимать решения, т.к. они показывают лишь место региона среди других субъектов РФ, что требует проведения дополнительных исследований.

Поэтому, с учетом проведённых теоретических исследований была разработана дополняющая авторская методика по оценке факторов развития инновационной среды, которая позволит учесть оценки инноваторов в хозяйственной системе, а также институциональные факторы развития ее инновационной среды [2].

Таблица 1

Рекомендации для дополнения методических положений по оценке факторов развития инновационной среды на основе изученных методик

Параметры оценки факторов инновационной среды

Недостатки изученных методик

Рекомендации для дополнения существующих методик

Учёт качественных оценок

Практически не учитывают качественные оценки (за исключением методики ВШЭ)

Необходим учет качественных оценок инноваторов субъекта РФ

Своевременность и актуальность полученной информации для принятия решений

Временное отставание информации (например, в методике ВШЭ)

Оперативность и актуальность информации по мере ее необходимости и запросу ОГВ

Оценка институциональных факторов

Не полностью учитывают институциональные факторы

Необходима оценка институциональных факторов

Удобство и простота расчётов

Большое количество индикаторов и показателей усложняют сбор статистической информации в региональном разрезе

Необходима простота и удобство расчёта по оценке факторов региональной инновационной среды

Практическое значение результатов оценки факторов инновационной среды

Рейтинги часто противоречивы и сложно на их основе принимать управленческие решения, т.к. показывают лишь место региона среди других субъектов РФ, часто требуют проведение дополнительных исследований

Будут служить основой для принятия УР, т.к. результаты должны показывать «слабые места» в развитии инновационной среды для разных категорий (бизнеса, ОГВ, представителей науки и т.д.)

Примечание. *разработано автором.

Цель предлагаемой методики заключается в том, чтобы определить уровень обеспеченности хозяйственной системы факторами развития инновационной среды, а также выявить проблемы на основе предложенной автором методической схемы оценки факторов. Все это позволило структурировать авторскую методику, которая включает:

1) субиндексы, образующие Индекс ПРИМ: НПА (нормативно-правовые акты), ОИИ (объекты инновационной инфраструктуры), МПИД (методы поддержки инновационной деятельности);

2) индекс ПРИМ;

3) коэффициенты информированности, значимости и действенности [3, 5].

В исследовании по оценке факторов развития инновационной среды субъектов РФ с использованием метода – Индекса ПРИМ применялась целевая выборка. В конечном итоге, полученные результаты позволили автору рассчитать показатели субиндексов НПА, ОИИ, МПИД, на основе которых был определен Индекс ПРИМ для каждого исследуемого субъекта. Индекс ПРИМ принимает значение от 0 до 1. Если Индекс ПРИМ или субиндексы НПА, ОИИ, МПИД принимают значения от 0 до 0,33 – низкий уровень; от 0,34 до 0,67 – средний уровень, от 0,68 до 1 – высокий уровень развития факторов инновационной среды субъекта.

В результате проведённого исследования были получены следующие значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для субъектов РФ. На рисунке 1 представлены значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для Кировской области.

На основе разработанной методики, автором предложена методическая схема оценки факторов развития инновационной среды (Рис. 2).

Построение авторской методики имеет следующие особенности для субъектов РФ: а) ориентированность на мнения инноваторов; б) триединство значимых факторов развития инновационной среды: нормативно – правовые акты, объекты инновационной инфраструктуры, методы поддержки инновационной деятельности; в) однородность оценок и суждений инноваторов о факторах развития инновационной среды; г) состоятельность метода – Индекс ПРИМ, комбинирующего экономико-статистические методы и метод экспертных оценок; д) встроенностьметода – Индекс ПРИМ в процесс принятия решений по развитию инновационной среды хозяйственной системы в целях эффективного использования инновационного потенциала [4].

На основании этого, автором предложен алгоритм принятия решений в целях совершенствования инновационной среды хозяйственной системы для эффективного использования инновационного потенциала субъекта РФ (Рисунок 3).

sennik1.tif

Рис. 1. Значения субиндексов метода – Индекс ПРИМ для Кировской области

sennik2.wmf

Рис. 2. Методическая схема оценки факторов развития инновационной среды для принятия решений в целях эффективного использования инновационного потенциала

sennik3.wmf

Рис. 3. Алгоритм принятия решений в целях совершенствования инновационной среды хозяйственной системы для эффективного использования инновационного потенциала

sennik4.tif

Рис. 4. Мнение организаторов инновационной деятельности по проблемам развития инновационной среды Кировской области

Предложенный алгоритм способствует повышению эффективности решений в целях рационального использования инновационного потенциала хозяйственной системы. При этом метод – Индекс ПРИМ, рассчитанные субиндексы и коэффициенты позволяют оценить факторы развития инновационной среды для разработки необходимого инструментария государственного управления.

Кроме того, были обработаны данные по проблемам развития факторов развития инновационной среды с последующим их распределением по степени значимости для разных групп инноваторов. Поскольку Кировская область является дотационным регионом, автор считает необходимым представить информацию и анализ существующих проблем именно по данному субъекту РФ (Рисунок 4).

По оценкам организаторов инновационной деятельности выявлены проблемы: недостаток информации (47 %), несовершенная законодательная база (40 %), слабое финансовое обеспечение (40 %), низкая активность бизнеса (37 %), низкая эффективность МПИД субъекта (30 %), номинальное существование ОИИ (30 %), слабая правоприменительная практика (27 %).

Представители инновационного бизнеса Кировской области выделили следующие проблемы: недостаток информации (26 %), слабое финансовое обеспечение (21 %), номинальное существование НПА, ОИИ, МПИД (18 %), отсутствие контроля и обратной связи (16 %), неэффективные механизмы реализации (16 %), низкий уровень использования (15 %).

Для молодых учёных наиболее актуальными являются проблемы: слабая возможность самореализации и построения карьеры (43 %); недостаточная возможность получения востребованной профессии (34 %); низкая возможность получения высокого дохода в будущем (33 %); слабая возможность создания и развития собственного бизнеса (27 %); недостаточная поддержка проектов молодых инноваторов (25 %).

На основе выявленных проблем предложены соответствующие мероприятия по совершенствованию регулирования инновационной среды хозяйственной системы, предполагающие разработку инструментов и мер организационно-экономического механизма регулирования инновационной среды этой системы со стороны органов власти субъекта.

Организационно-экономический механизм регулирования инновационной среды представляет собой определённый порядок применения государственными органами власти субъекта РФ инструментов в рамках установленных полномочий, реализуемых через формирование условий и стимулов для участников инновационного процесса (инноваторов) в целях социально-экономического развития территории.

Предложенные автором меры поддержки и регулирования инновационной среды целесообразно разделить на три группы:

1) Повышение инновационной грамотности, сближение образования, науки, инновационного бизнеса при усилении влияния органов власти (создание Центра обучения инноваторовпри опорном ВУЗе; обеспечение взаимодействия опорного ВУЗа по приоритетным отраслям развития (биотехнология, химия и фармацевтика) с государственными структурами; заключение хоздоговоров ВУЗов с предприятиями по заявкам бизнеса и НИИ в инновационной среде; организация грантов, конкурсов и тендеров для получения финансовой поддержки проектов молодых учёных, а также рекламы по продвижению инновационных идей; организация обучения и подготовки кадров для объектов инновационной инфраструктуры).

2) Снижение административных, информационных, финансовых и иных барьеров по продвижению инноваций (создание ТОСЭРв моногородах субъекта; содействие страхованию рисков и создание резервных фондов в ИД; содействие резервированию финансовых ресурсов для инноваторов; содействие развития венчурного бизнеса в субъекте; разработка процедуры по сокращению сроков предоставления и выдачи документов, связанных с ИД, с помощью системы МФЦ; подключение к международным системам научно-технической информации для доступа к необходимой информации; создание консалтингового центра в сфере инноваций; создание информационного портала инновационной деятельности в субъекте).

3) Развитие инструментов по диагностике состояния и развития инновационной деятельности (разработка на постоянной основе системы мониторинга, прогнозов и концепции развития инновационного потенциала субъекта; дополнительная оценка факторов развития инновационной среды региона на основе метода – Индекс ПРИМ).

Основываясь на опыте стран с инновационной экономикой, считаем наиболее перспективным вариант создания в Кировской области Агентства развития инноваций. Филиалы данного агентства могут охватывать несколько муниципальных районов области и будут оказывать помощь как инвесторам, так и инноваторам в поиске производственных площадок на территории муниципальных образований, содействие к подключению необходимой инфраструктуры, поиску партнёров, подбору и обучению необходимого квалифицированного персонала, установлению сотрудничества с Вятским инновационным фондом, а также с местными и региональными органами власти и управления.

Агентство развития инноваций Кировской области может оказывать помощь инноваторам при обращении к источникам инноваций РФ (Российская сеть трансфера технологий, Российская венчурная компания, Роснано).

Заключение

В соответствии с полученными результатами проведённого исследования факторов инновационной среды хозяйственной системы можно определить следующие источники увеличения уровня инновационного потенциала Кировской области и муниципальных образований:

1. Взаимосвязь наука-бизнес-государство лежит в основе концепции тройной спирали инноваций и играет важнейшую роль в развитии инновационного потенциала хозяйственной системы.

2. Для проведения качественной инновационной политики необходимо учитывать мнения и оценки ключевых участников инновационного процесса региона: молодых учёных (потенциальные инноваторы, генераторы и распространители инновационных идей, новых знаний и технологий), представителей инновационной инфраструктуры (организаторы), представителей инновационного бизнеса (предприниматели).

3. В целях совершенствования управления инновационным потенциалом, необходимо создание и развитие следующих факторов развития инновационной среды: правовых (НПА), организационных (ОИИ) и экономических (МПИД).