Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Янова Е.А. 1 Валдайцева М.В. 1 Грибанова Н.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО)
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России в настоящее время используется все больше разнообразных инструментов инновационного развития, одним из которых является выделение особых экономических зон. В качестве основной цели создания ОЭЗ технико-внедренческого типа выступает качественное экономическое развитие российских регионов и страны в целом за счет обеспечения необходимых условий и создания стабильных конкурентных преимуществ для представителей инновационного бизнеса, субъектов, заинтересованных в научно-образовательной и инновационно-технологической сферах. Интерес авторов обусловлен тем, что данный инструмент совмещает в себе методы прямого и косвенного государственного регулирования и позволяет более гибко реализовывать основные направления государственной инновационной политики. В статье определены характеристики ОЭЗ технико-внедренческого типа России, а также проанализированы задачи, которые призваны решить данные институты развития. Авторами подробно описаны различные преференции в области налогового законодательства, таможенного регулирования, страховых взносов в государственные бюджетные фонды и другие преимущества, которыми могут воспользоваться участники ОЭЗ технико-внедренческого типа. В результате проведенного исследования сделаны выводы об эффективности использования выбранного инструмента государственного стимулирования инновационной деятельности и предложены направления его дальнейшего совершенствования в целях улучшения результатов национальной инновационной политики.
инновационная политика
технологии
особые экономические зоны
технологический прогресс
модернизация
наука
налоговые льготы
1. Булатов А.В., Гуремина Н.В. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в России // Студенческий научный форум». 2016: материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024956 (дата обращения: 10.01.2019 г.).
2. Свирина А.А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации // Креативная экономика. 2016. №?10 (10). С. 41–45.
3. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 247 с.
4. Федеральный закон от 22.07.2005 №?116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12141177/ (дата обращения: 10.02.2019 г.).
5. Россия. Особые Экономические зоны [Электронный ресурс]. URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 12.02.2019).
6. Янова Е.А. Свободные (особые) экономические зоны как фактор развития экономики России / Е.А. Янова, В.В. Мешкова // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО, 2017. Т. 6. С. 347–351.
7. Королев Ю.А. Развитие особых экономических зон в Российской Федерации как инструмента повышения инновационного потенциала: противоречия, тенденции и перспективы // Экономические науки. 2009. №?54. С. 269–272.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) / Часть первая от 31 июля 1998 г. №?146-ФЗ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №?117-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 10.02.2019 г.).
9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №?212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/5763188/ (дата обращения: 10.02.2019 г.).
10. Мешкова В.В. Применение технико-внедренческих свободных экономических зон для создания точек роста / В.В. Мешкова, Е.А. Янова // Роль фундаментальной и прикладной науки в социально-экономическом развитии общества: сборник статей [Электронный ресурс], 2018. С. 229–239.

Введение

Формирование и развитие национальной инновационной системы является одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики Российской Федерации. Представители органов государственной власти, как ранее и исследователи в различных областях знаний, признали инновационный путь развития народного хозяйства России наиболее перспективным в силу целесообразности его механизмов и параметров эффективности. Подобный подход обусловлен активной динамикой изменения рыночных процессов, в том числе их волатильностью, и высокой скоростью внедрения достижений научно-технического прогресса, которые в совокупности играют определяющую роль в обеспечении и поддержании трендов социально-экономического развития государства и являются детерминантой повышения его конкурентоспособности на международной арене. Одним из акселераторов и мультипликаторов указанных тенденций является создание и развитие экономических зон с особым юридическим статусом.

Цель исследования

Активизация процессов разработки и реализации мер, регламентирующих и стимулирующих развитие науки и инновационной сферы. В рамках исследования инновационной политики особые экономические зоны технико-внедренческого типа, организованные с целью создания и реализации научно-технической продукции, обладают предметом особого научного интереса.

Материал и методы исследования

В процессе сбора и обработки статистических показателей, характеризующих динамику развития в области науки и инноваций, состояние национальной инновационной системы на данном этапе развития национальной экономики сложно считать удовлетворительным. Значительное число показателей инновационной деятельности в Российской Федерации сегодня существенно отстают от аналогичных показателей ведущих стран, что вызвано рядом проблем, которые необходимо устранить:

  • инновационная деятельность постоянно недополучает финансирование (малая доля затрат в ВВП, идущая на научные исследования и разработки);
  • недостаточно внимания уделяется задачам по стимулированию инновационной активности бизнес-структур;
  • частный и государственный секторы слабо включаются в процесс внедрения технических новинок;
  • неэффективное распределение и использование государственных бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно конструкторские цели;
  • высокий коррупционный уровень в инновационной сфере;
  • слабое развитие институтов финансового рынка (инвестиционных банков, венчурных фондов и пр.);
  • высокий уровень риска инвестиционных вложений в совокупности с неопределенностью их сроков окупаемости снижают заинтересованность инвесторов;
  • система государственно-частного партнерства не позволяет осуществлять инновационные проекты из-за недоработанности схемы взаимодействия государства и бизнеса;
  • неконкурентоспособность госрегулирования инновационных процессов в целом, слабоэффективность таможенного, административного и налогового регулирования в инновационной сфере;
  • нормативно-правовая база в сфере инновационной деятельности отличается несогласованностью и неполнотой [1, 2].

Для нивелирования или решения выше указанных проблем («разрывов») важнейшею роль, в рамках подобного территориального социально-экономического «образования», играют методы государственного стимулирования инновационной деятельности, которые принято разделять на прямые и косвенные, причем их соотношение определяется на основе сложившейся ситуации в народном хозяйстве и ее составляющих в учетом принятой концепции государственного регулирования. Реализация прямых методов осуществляется в административно-ведомственной и программно-целевой формах, косвенных, как правило, – в форме налогового стимулирования инновационной деятельности [3].

В области государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности отдельное внимание стоит уделить особым экономическим зонам (далее ОЭЗ), агрегирующим прямые и косвенные инструменты государственного воздействия. Авторы более подробно проанализировали одну из разновидностей – зоны технико-внедренческого типа (далее ТВТ), потому как они теснее всего взаимосвязаны с инновационным развитием и формализованы федеральным законодательством, что позволяет их идентифицировать как самостоятельный объект исследования [4]. На сегодняшний день в России функционируют шесть ОЭЗ ТВТ. Приведем их основные характеристики в табл. 1.

Результаты исследования
и их обсуждение

Создание особых экономических зон ТВТ ориентировано на комплексное решение следующих задач:

  • создание инновационной среды, удовлетворяющей современным требованиям;
  • развитие инновационной инфраструктуры и формирование условий, обеспечивающих комплексное научно-техническое сотрудничество и непрерывное технологическое перевооружение экономики в условиях тесного взаимодействия власти и бизнеса;
  • разработка и реализация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности наукоемких и высокотехнологических отраслей;
  • создание комплексной социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры;
  • создание перспективных рабочих мест в области научных исследований и разработок, обеспечение комфортных условий работы с целью привлечения молодежи;
  • ускорение процесса коммерциализации научно-технических изобретений, повышение эффективности их использования в прикладном аспекте [6].

Таблица 1

Основные характеристики ОЭЗ ТВТ в Российской Федерации (на конец 2017 года)

Название

Расположение

Приоритетные направления развития

Количество резидентов

«Дубна»

г. Дубны (Московская область)

Информационные технологии.

Ядерно-физические и нанотехнологии.

Био- и медицинские технологии.

Композиционные материалы.

Проектирование сложных технических систем

137

«Технополис «Москва»

Зеленоградский АО Москвы

Микроэлектроника.

Энергосберегающие технологии.

Биотехнологии и фармацевтика.

Информационные и коммуникационные технологии.

Машиностроение.

Нанотехнологии.

Другие виды высокотехнологичного научно-производственного бизнеса

46

«Исток»

Городской округ Фрязино (Московская область)

Информационные технологии.

Микроэлектроника.

Фармацевтическая и медицинская промышленность

14

«Санкт-Петербург»

г. Санкт-Петербург

Информационные технологии и телекоммуникации.

Фармацевтика и медицинские технологии.

Энергоэффективность.

Точное приборостроение

42

«Иннополис»

Республика Татарстан

Информационно-коммуникационные технологии.

Электронные технологии, Нанотехнологии.

Биотехнологии.

Медицинские технологии

61

«Томск»

г. Томск

Информационные технологии и электроника.

Нанотехнологии и новые материалы.

Медицина и биотехнологии.

Ресурсосберегающие технологии

72

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных [5].

Сегодня для технико-внедренческих ОЭЗ налоговым законодательством предусмотрено множество преференций. Так, в 2017 году, общая налоговая нагрузка резидентов особых экономических зон составила 14 %, в то время как общий режим налогообложения предполагал налоговую нагрузку в размере 30 %. Более детально налоговые льготы и преференции участникам подобных территорий с особым статусом представлены в табл. 2.

Важная роль среди инструментов стимулирования субъектов инновационной деятельности принадлежит режиму свободной таможенной зоны, который предполагает размещение и использование иностранной продукции на территории экономических зон с особым юридическим статусом без уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Одной из налоговых льгот для субъектов инновационного предпринимательства в рамках подобной зоны является их освобождение от транспортного налога. Помимо налоговых льгот, резиденты данных экономических зон получают дополнительные преимущества в виде снижения административных барьеров и реализации системы «одного окна», доступ к готовой развитой инфраструктуре, гибким условиям аренды и приобретения земельных участков, расположению на преимущественно перспективных территориях с развитым научно-техническим, промышленным, кадровым потенциалом, удобным транспортным расположением и другими положительно воздействующими на инвестиционный климат факторами [10].

Таблица 2

Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам
технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации

Преференция

Льгота

Условия предоставления

Статья нормативного правового акта

Налог на прибыль организаций

Пониженная ставка

Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ОЭЗ может облагаться по пониженной ставке налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5 % (при стандартной величине 18 %).

Для организаций-резидентов ТВ ОЭЗ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 %

п. 1 ст. 284 НК РФ;

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налог на имущество

Освобождение от уплаты налога

Освобождение по налогу на имущество предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории. Льгота предоставляется на 5 лет со дня постановки на учет имущества

п. 17 ст. 381 НК РФ

Земельный налог

Освобождение от уплаты налога

Резиденты ТВ ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

п. 9 ст. 395 НК РФ

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Пониженный тариф

Пониженный совокупный тариф страховых взносов, предусмотренный для плательщиков страховых взносов – резидентов ТВ ОЭЗ с 2012 по 2017 гг. совокупный тариф равен 14 %, в 2018 г. – 21 %; в 2019 г. – 28 %

п. 3 ст. 58 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных источников [7, 8, 9].

Выводы

В настоящее время в ОЭЗ технико-внедренческого типа насчитывается более 230 резидентов, ежегодно участниками становятся все больше новых компаний. Сегодня подобные территориальная организация экономики является наиболее регламентированным и законодательно защищенным механизмом стимулирования инновационных процессов, который позволяет научно-техническим организациям наиболее полно реализовать свой инновационный потенциал и демонстрирует результативность проводимых мероприятий.

Кроме того, особые экономические зоны выступают успешным механизмом выстраивания международных экономических отношений, укрепления промышленной интеграции, своеобразным аккумулятором научно-инновационного и инвестиционного потенциала. Сегодня можно выделить ряд следующих направлений совершенствования этого института развития:

  • упрощение архитектуры управленческо-административного комплекса ОЭЗ и оптимизация функционирования регулятивного аппарата;
  • развитие ОЭЗ регионального и муниципального уровня, нацеленных на решение социально-экономических проблем конкретных субъектов;
  • переориентация системы финансирования с государственного бюджета на частные инвестиционные потоки;
  • создание кластерных инициатив, взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам, срокам и результатом с ОЭЗ в рамках принадлежащей им инфраструктуры;
  • актуализация законодательства об ОЭЗ, внесение поправок и уточнений в налоговый, бюджетный, таможенный и другие кодексы;
  • интеграция промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ с целью повсеместного внедрения и массового использования продуктов интеллектуальной собственности;
  • образование комплексных приграничных ОЭЗ международного диапазона.

Работа в указанных направлениях позволит увеличить отдачу от функционирования данного института развития и сформировать своеобразные «точки роста», способствующие повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности регионов, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на процессы инновационной трансформации национальной экономики России.


Библиографическая ссылка

Янова Е.А., Валдайцева М.В., Грибанова Н.В. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-2. – С. 120-124;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=496 (дата обращения: 21.11.2024).