Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS AN ELEMENT OF STATE INNOVATION POLICY

Yanova E.A. 1 Valdaitceva M.V. 1 Gribanova N.V. 1
1 Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (ITMO University)
The relevance of research topic is caused by the fact that in Russia more and more various instruments of innovative development, one of which is allocation of special economic zones, are used now. The main purpose of the SEZ of technical and implementation type is the qualitative economic development of the Russian regions and the country due to ensuring the necessary conditions and creation of stable competitive advantages to subjects of innovative business, entities interested in scientific, educational, innovative and technological spheres. The interest of the authors is caused by the fact that this tool combines the methods of direct and indirect state regulation and allows more flexible implementation of the main directions of state innovation policy. The article defines the characteristics of the SEZ of the technical and implementation type of Russia, as well as analyzes the tasks that are designed to solve these development institutions. The authors describe in detail the various preferences in the field of tax legislation, customs regulation, insurance contributions to the state budget funds and other advantages that can be used by the participants of the SEZ of the technical and implementation type. As a result of the conducted research conclusions are drawn on efficiency of the chosen tool’s use of state stimulation of innovative activity for improvement of national innovative policy’s results.
innovation policy
technologies
special economic zones
technological progress
modernization
science
tax benefits

Введение

Формирование и развитие национальной инновационной системы является одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики Российской Федерации. Представители органов государственной власти, как ранее и исследователи в различных областях знаний, признали инновационный путь развития народного хозяйства России наиболее перспективным в силу целесообразности его механизмов и параметров эффективности. Подобный подход обусловлен активной динамикой изменения рыночных процессов, в том числе их волатильностью, и высокой скоростью внедрения достижений научно-технического прогресса, которые в совокупности играют определяющую роль в обеспечении и поддержании трендов социально-экономического развития государства и являются детерминантой повышения его конкурентоспособности на международной арене. Одним из акселераторов и мультипликаторов указанных тенденций является создание и развитие экономических зон с особым юридическим статусом.

Цель исследования

Активизация процессов разработки и реализации мер, регламентирующих и стимулирующих развитие науки и инновационной сферы. В рамках исследования инновационной политики особые экономические зоны технико-внедренческого типа, организованные с целью создания и реализации научно-технической продукции, обладают предметом особого научного интереса.

Материал и методы исследования

В процессе сбора и обработки статистических показателей, характеризующих динамику развития в области науки и инноваций, состояние национальной инновационной системы на данном этапе развития национальной экономики сложно считать удовлетворительным. Значительное число показателей инновационной деятельности в Российской Федерации сегодня существенно отстают от аналогичных показателей ведущих стран, что вызвано рядом проблем, которые необходимо устранить:

  • инновационная деятельность постоянно недополучает финансирование (малая доля затрат в ВВП, идущая на научные исследования и разработки);
  • недостаточно внимания уделяется задачам по стимулированию инновационной активности бизнес-структур;
  • частный и государственный секторы слабо включаются в процесс внедрения технических новинок;
  • неэффективное распределение и использование государственных бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно конструкторские цели;
  • высокий коррупционный уровень в инновационной сфере;
  • слабое развитие институтов финансового рынка (инвестиционных банков, венчурных фондов и пр.);
  • высокий уровень риска инвестиционных вложений в совокупности с неопределенностью их сроков окупаемости снижают заинтересованность инвесторов;
  • система государственно-частного партнерства не позволяет осуществлять инновационные проекты из-за недоработанности схемы взаимодействия государства и бизнеса;
  • неконкурентоспособность госрегулирования инновационных процессов в целом, слабоэффективность таможенного, административного и налогового регулирования в инновационной сфере;
  • нормативно-правовая база в сфере инновационной деятельности отличается несогласованностью и неполнотой [1, 2].

Для нивелирования или решения выше указанных проблем («разрывов») важнейшею роль, в рамках подобного территориального социально-экономического «образования», играют методы государственного стимулирования инновационной деятельности, которые принято разделять на прямые и косвенные, причем их соотношение определяется на основе сложившейся ситуации в народном хозяйстве и ее составляющих в учетом принятой концепции государственного регулирования. Реализация прямых методов осуществляется в административно-ведомственной и программно-целевой формах, косвенных, как правило, – в форме налогового стимулирования инновационной деятельности [3].

В области государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности отдельное внимание стоит уделить особым экономическим зонам (далее ОЭЗ), агрегирующим прямые и косвенные инструменты государственного воздействия. Авторы более подробно проанализировали одну из разновидностей – зоны технико-внедренческого типа (далее ТВТ), потому как они теснее всего взаимосвязаны с инновационным развитием и формализованы федеральным законодательством, что позволяет их идентифицировать как самостоятельный объект исследования [4]. На сегодняшний день в России функционируют шесть ОЭЗ ТВТ. Приведем их основные характеристики в табл. 1.

Результаты исследования
и их обсуждение

Создание особых экономических зон ТВТ ориентировано на комплексное решение следующих задач:

  • создание инновационной среды, удовлетворяющей современным требованиям;
  • развитие инновационной инфраструктуры и формирование условий, обеспечивающих комплексное научно-техническое сотрудничество и непрерывное технологическое перевооружение экономики в условиях тесного взаимодействия власти и бизнеса;
  • разработка и реализация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности наукоемких и высокотехнологических отраслей;
  • создание комплексной социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры;
  • создание перспективных рабочих мест в области научных исследований и разработок, обеспечение комфортных условий работы с целью привлечения молодежи;
  • ускорение процесса коммерциализации научно-технических изобретений, повышение эффективности их использования в прикладном аспекте [6].

Таблица 1

Основные характеристики ОЭЗ ТВТ в Российской Федерации (на конец 2017 года)

Название

Расположение

Приоритетные направления развития

Количество резидентов

«Дубна»

г. Дубны (Московская область)

Информационные технологии.

Ядерно-физические и нанотехнологии.

Био- и медицинские технологии.

Композиционные материалы.

Проектирование сложных технических систем

137

«Технополис «Москва»

Зеленоградский АО Москвы

Микроэлектроника.

Энергосберегающие технологии.

Биотехнологии и фармацевтика.

Информационные и коммуникационные технологии.

Машиностроение.

Нанотехнологии.

Другие виды высокотехнологичного научно-производственного бизнеса

46

«Исток»

Городской округ Фрязино (Московская область)

Информационные технологии.

Микроэлектроника.

Фармацевтическая и медицинская промышленность

14

«Санкт-Петербург»

г. Санкт-Петербург

Информационные технологии и телекоммуникации.

Фармацевтика и медицинские технологии.

Энергоэффективность.

Точное приборостроение

42

«Иннополис»

Республика Татарстан

Информационно-коммуникационные технологии.

Электронные технологии, Нанотехнологии.

Биотехнологии.

Медицинские технологии

61

«Томск»

г. Томск

Информационные технологии и электроника.

Нанотехнологии и новые материалы.

Медицина и биотехнологии.

Ресурсосберегающие технологии

72

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных [5].

Сегодня для технико-внедренческих ОЭЗ налоговым законодательством предусмотрено множество преференций. Так, в 2017 году, общая налоговая нагрузка резидентов особых экономических зон составила 14 %, в то время как общий режим налогообложения предполагал налоговую нагрузку в размере 30 %. Более детально налоговые льготы и преференции участникам подобных территорий с особым статусом представлены в табл. 2.

Важная роль среди инструментов стимулирования субъектов инновационной деятельности принадлежит режиму свободной таможенной зоны, который предполагает размещение и использование иностранной продукции на территории экономических зон с особым юридическим статусом без уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Одной из налоговых льгот для субъектов инновационного предпринимательства в рамках подобной зоны является их освобождение от транспортного налога. Помимо налоговых льгот, резиденты данных экономических зон получают дополнительные преимущества в виде снижения административных барьеров и реализации системы «одного окна», доступ к готовой развитой инфраструктуре, гибким условиям аренды и приобретения земельных участков, расположению на преимущественно перспективных территориях с развитым научно-техническим, промышленным, кадровым потенциалом, удобным транспортным расположением и другими положительно воздействующими на инвестиционный климат факторами [10].

Таблица 2

Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам
технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации

Преференция

Льгота

Условия предоставления

Статья нормативного правового акта

Налог на прибыль организаций

Пониженная ставка

Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ОЭЗ может облагаться по пониженной ставке налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5 % (при стандартной величине 18 %).

Для организаций-резидентов ТВ ОЭЗ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 %

п. 1 ст. 284 НК РФ;

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налог на имущество

Освобождение от уплаты налога

Освобождение по налогу на имущество предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории. Льгота предоставляется на 5 лет со дня постановки на учет имущества

п. 17 ст. 381 НК РФ

Земельный налог

Освобождение от уплаты налога

Резиденты ТВ ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

п. 9 ст. 395 НК РФ

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Пониженный тариф

Пониженный совокупный тариф страховых взносов, предусмотренный для плательщиков страховых взносов – резидентов ТВ ОЭЗ с 2012 по 2017 гг. совокупный тариф равен 14 %, в 2018 г. – 21 %; в 2019 г. – 28 %

п. 3 ст. 58 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных источников [7, 8, 9].

Выводы

В настоящее время в ОЭЗ технико-внедренческого типа насчитывается более 230 резидентов, ежегодно участниками становятся все больше новых компаний. Сегодня подобные территориальная организация экономики является наиболее регламентированным и законодательно защищенным механизмом стимулирования инновационных процессов, который позволяет научно-техническим организациям наиболее полно реализовать свой инновационный потенциал и демонстрирует результативность проводимых мероприятий.

Кроме того, особые экономические зоны выступают успешным механизмом выстраивания международных экономических отношений, укрепления промышленной интеграции, своеобразным аккумулятором научно-инновационного и инвестиционного потенциала. Сегодня можно выделить ряд следующих направлений совершенствования этого института развития:

  • упрощение архитектуры управленческо-административного комплекса ОЭЗ и оптимизация функционирования регулятивного аппарата;
  • развитие ОЭЗ регионального и муниципального уровня, нацеленных на решение социально-экономических проблем конкретных субъектов;
  • переориентация системы финансирования с государственного бюджета на частные инвестиционные потоки;
  • создание кластерных инициатив, взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам, срокам и результатом с ОЭЗ в рамках принадлежащей им инфраструктуры;
  • актуализация законодательства об ОЭЗ, внесение поправок и уточнений в налоговый, бюджетный, таможенный и другие кодексы;
  • интеграция промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ с целью повсеместного внедрения и массового использования продуктов интеллектуальной собственности;
  • образование комплексных приграничных ОЭЗ международного диапазона.

Работа в указанных направлениях позволит увеличить отдачу от функционирования данного института развития и сформировать своеобразные «точки роста», способствующие повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности регионов, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на процессы инновационной трансформации национальной экономики России.