Введение
Формирование и развитие национальной инновационной системы является одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики Российской Федерации. Представители органов государственной власти, как ранее и исследователи в различных областях знаний, признали инновационный путь развития народного хозяйства России наиболее перспективным в силу целесообразности его механизмов и параметров эффективности. Подобный подход обусловлен активной динамикой изменения рыночных процессов, в том числе их волатильностью, и высокой скоростью внедрения достижений научно-технического прогресса, которые в совокупности играют определяющую роль в обеспечении и поддержании трендов социально-экономического развития государства и являются детерминантой повышения его конкурентоспособности на международной арене. Одним из акселераторов и мультипликаторов указанных тенденций является создание и развитие экономических зон с особым юридическим статусом.
Цель исследования
Активизация процессов разработки и реализации мер, регламентирующих и стимулирующих развитие науки и инновационной сферы. В рамках исследования инновационной политики особые экономические зоны технико-внедренческого типа, организованные с целью создания и реализации научно-технической продукции, обладают предметом особого научного интереса.
Материал и методы исследования
В процессе сбора и обработки статистических показателей, характеризующих динамику развития в области науки и инноваций, состояние национальной инновационной системы на данном этапе развития национальной экономики сложно считать удовлетворительным. Значительное число показателей инновационной деятельности в Российской Федерации сегодня существенно отстают от аналогичных показателей ведущих стран, что вызвано рядом проблем, которые необходимо устранить:
- инновационная деятельность постоянно недополучает финансирование (малая доля затрат в ВВП, идущая на научные исследования и разработки);
- недостаточно внимания уделяется задачам по стимулированию инновационной активности бизнес-структур;
- частный и государственный секторы слабо включаются в процесс внедрения технических новинок;
- неэффективное распределение и использование государственных бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно конструкторские цели;
- высокий коррупционный уровень в инновационной сфере;
- слабое развитие институтов финансового рынка (инвестиционных банков, венчурных фондов и пр.);
- высокий уровень риска инвестиционных вложений в совокупности с неопределенностью их сроков окупаемости снижают заинтересованность инвесторов;
- система государственно-частного партнерства не позволяет осуществлять инновационные проекты из-за недоработанности схемы взаимодействия государства и бизнеса;
- неконкурентоспособность госрегулирования инновационных процессов в целом, слабоэффективность таможенного, административного и налогового регулирования в инновационной сфере;
- нормативно-правовая база в сфере инновационной деятельности отличается несогласованностью и неполнотой [1, 2].
Для нивелирования или решения выше указанных проблем («разрывов») важнейшею роль, в рамках подобного территориального социально-экономического «образования», играют методы государственного стимулирования инновационной деятельности, которые принято разделять на прямые и косвенные, причем их соотношение определяется на основе сложившейся ситуации в народном хозяйстве и ее составляющих в учетом принятой концепции государственного регулирования. Реализация прямых методов осуществляется в административно-ведомственной и программно-целевой формах, косвенных, как правило, – в форме налогового стимулирования инновационной деятельности [3].
В области государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности отдельное внимание стоит уделить особым экономическим зонам (далее ОЭЗ), агрегирующим прямые и косвенные инструменты государственного воздействия. Авторы более подробно проанализировали одну из разновидностей – зоны технико-внедренческого типа (далее ТВТ), потому как они теснее всего взаимосвязаны с инновационным развитием и формализованы федеральным законодательством, что позволяет их идентифицировать как самостоятельный объект исследования [4]. На сегодняшний день в России функционируют шесть ОЭЗ ТВТ. Приведем их основные характеристики в табл. 1.
Результаты исследования
и их обсуждение
Создание особых экономических зон ТВТ ориентировано на комплексное решение следующих задач:
- создание инновационной среды, удовлетворяющей современным требованиям;
- развитие инновационной инфраструктуры и формирование условий, обеспечивающих комплексное научно-техническое сотрудничество и непрерывное технологическое перевооружение экономики в условиях тесного взаимодействия власти и бизнеса;
- разработка и реализация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности наукоемких и высокотехнологических отраслей;
- создание комплексной социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры;
- создание перспективных рабочих мест в области научных исследований и разработок, обеспечение комфортных условий работы с целью привлечения молодежи;
- ускорение процесса коммерциализации научно-технических изобретений, повышение эффективности их использования в прикладном аспекте [6].
Таблица 1
Основные характеристики ОЭЗ ТВТ в Российской Федерации (на конец 2017 года)
Название |
Расположение |
Приоритетные направления развития |
Количество резидентов |
«Дубна» |
г. Дубны (Московская область) |
Информационные технологии. Ядерно-физические и нанотехнологии. Био- и медицинские технологии. Композиционные материалы. Проектирование сложных технических систем |
137 |
«Технополис «Москва» |
Зеленоградский АО Москвы |
Микроэлектроника. Энергосберегающие технологии. Биотехнологии и фармацевтика. Информационные и коммуникационные технологии. Машиностроение. Нанотехнологии. Другие виды высокотехнологичного научно-производственного бизнеса |
46 |
«Исток» |
Городской округ Фрязино (Московская область) |
Информационные технологии. Микроэлектроника. Фармацевтическая и медицинская промышленность |
14 |
«Санкт-Петербург» |
г. Санкт-Петербург |
Информационные технологии и телекоммуникации. Фармацевтика и медицинские технологии. Энергоэффективность. Точное приборостроение |
42 |
«Иннополис» |
Республика Татарстан |
Информационно-коммуникационные технологии. Электронные технологии, Нанотехнологии. Биотехнологии. Медицинские технологии |
61 |
«Томск» |
г. Томск |
Информационные технологии и электроника. Нанотехнологии и новые материалы. Медицина и биотехнологии. Ресурсосберегающие технологии |
72 |
Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных [5].
Сегодня для технико-внедренческих ОЭЗ налоговым законодательством предусмотрено множество преференций. Так, в 2017 году, общая налоговая нагрузка резидентов особых экономических зон составила 14 %, в то время как общий режим налогообложения предполагал налоговую нагрузку в размере 30 %. Более детально налоговые льготы и преференции участникам подобных территорий с особым статусом представлены в табл. 2.
Важная роль среди инструментов стимулирования субъектов инновационной деятельности принадлежит режиму свободной таможенной зоны, который предполагает размещение и использование иностранной продукции на территории экономических зон с особым юридическим статусом без уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Одной из налоговых льгот для субъектов инновационного предпринимательства в рамках подобной зоны является их освобождение от транспортного налога. Помимо налоговых льгот, резиденты данных экономических зон получают дополнительные преимущества в виде снижения административных барьеров и реализации системы «одного окна», доступ к готовой развитой инфраструктуре, гибким условиям аренды и приобретения земельных участков, расположению на преимущественно перспективных территориях с развитым научно-техническим, промышленным, кадровым потенциалом, удобным транспортным расположением и другими положительно воздействующими на инвестиционный климат факторами [10].
Таблица 2
Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам
технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации
Преференция Льгота |
Условия предоставления |
Статья нормативного правового акта |
Налог на прибыль организаций |
||
Пониженная ставка |
Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ОЭЗ может облагаться по пониженной ставке налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5 % (при стандартной величине 18 %). Для организаций-резидентов ТВ ОЭЗ налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % |
п. 1 ст. 284 НК РФ; п. 1.2 ст. 284 НК РФ |
Налог на имущество |
||
Освобождение от уплаты налога |
Освобождение по налогу на имущество предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории. Льгота предоставляется на 5 лет со дня постановки на учет имущества |
п. 17 ст. 381 НК РФ |
Земельный налог |
||
Освобождение от уплаты налога |
Резиденты ТВ ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок |
п. 9 ст. 395 НК РФ |
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды |
||
Пониженный тариф |
Пониженный совокупный тариф страховых взносов, предусмотренный для плательщиков страховых взносов – резидентов ТВ ОЭЗ с 2012 по 2017 гг. совокупный тариф равен 14 %, в 2018 г. – 21 %; в 2019 г. – 28 % |
п. 3 ст. 58 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ |
Примечание. Таблица составлена авторами на основе данных источников [7, 8, 9].
Выводы
В настоящее время в ОЭЗ технико-внедренческого типа насчитывается более 230 резидентов, ежегодно участниками становятся все больше новых компаний. Сегодня подобные территориальная организация экономики является наиболее регламентированным и законодательно защищенным механизмом стимулирования инновационных процессов, который позволяет научно-техническим организациям наиболее полно реализовать свой инновационный потенциал и демонстрирует результативность проводимых мероприятий.
Кроме того, особые экономические зоны выступают успешным механизмом выстраивания международных экономических отношений, укрепления промышленной интеграции, своеобразным аккумулятором научно-инновационного и инвестиционного потенциала. Сегодня можно выделить ряд следующих направлений совершенствования этого института развития:
- упрощение архитектуры управленческо-административного комплекса ОЭЗ и оптимизация функционирования регулятивного аппарата;
- развитие ОЭЗ регионального и муниципального уровня, нацеленных на решение социально-экономических проблем конкретных субъектов;
- переориентация системы финансирования с государственного бюджета на частные инвестиционные потоки;
- создание кластерных инициатив, взаимоувязанных по целям, задачам, ресурсам, срокам и результатом с ОЭЗ в рамках принадлежащей им инфраструктуры;
- актуализация законодательства об ОЭЗ, внесение поправок и уточнений в налоговый, бюджетный, таможенный и другие кодексы;
- интеграция промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ с целью повсеместного внедрения и массового использования продуктов интеллектуальной собственности;
- образование комплексных приграничных ОЭЗ международного диапазона.
Работа в указанных направлениях позволит увеличить отдачу от функционирования данного института развития и сформировать своеобразные «точки роста», способствующие повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности регионов, что в конечном итоге окажет положительное воздействие на процессы инновационной трансформации национальной экономики России.