Республика Калмыкия является одной из субъектов Российской Федерации, экономика которой опирается, в основном, на аграрную сферу. Главной целью стратегического развития региона является создание экономических условий для повышения благосостояния и уровня жизни населения. Однако, современное состояние республики не отвечает этим условиям. Поэтому, рост социально-экономических показателей республики является важной перспективной задачей и отражен в прогнозных значениях социально-экономического развития региона.
Правительством Республики Калмыкия, от 7 декабря 2018 года, принято постановление «Об основных показателях уточненного прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года» [1].
В постановлении приводятся фактические данные за 2016–2018 годы и даются прогнозы социально-экономического развития на 2019–2021 годы. В следующей таблице отражены некоторые показатели развития республики, позволяющие сравнить современное состояние развития республики с прогнозными значениями до начала 2022 года.
Главной целью стратегического планирования является повышение благосостояния и уровня жизни населения. Статистика социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа показывает, что Республика Калмыкия занимает замыкающую позицию [2]. Следовательно, благосостояние и уровень жизни населения ниже, чем в других субъектах региона.
Анализируя социально-экономические показатели за 2016–2018 годы и сравнивая их с прогнозными на 2019–2021 годы мы видим рост, но незначительный. Так, например, показатели роста 2021 года в сравнении с 2018 годом в абсолютных цифрах выглядит следующим образом.
Таблица 1
Сравнительные показатели социально-экономического развития Республики Калмыкия за период с 2016–2021 гг.
Показатели |
Един. измер. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Прогноз |
|||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г |
||||||
1. |
Внутренний региональный продукт |
Млн руб. |
56 045 |
60 560 |
64 450 |
66 193 |
69 471 |
73 386 |
2. |
Сельское хозяйство |
Млн руб. |
24 631 |
27 083 |
27 456 |
28 729 |
30 134 |
31 721 |
3. |
Ввод жилых домов |
Тыс. кв. м |
70,8 |
96,3 |
105 |
102 |
104 |
105 |
4. |
Количество малых и средних предприятий |
Единиц |
1530 |
1868 |
1875 |
1886 |
1901 |
1924 |
5. |
Оборот в малых и средних предприятиях |
Млн руб. |
12,34 |
14,55 |
14,77 |
14,89 |
15,01 |
15,14 |
6. |
Инвестиции в основной капитал |
Млр руб. |
9,14 |
10,45 |
11,23 |
12,08 |
12,95 |
13,89 |
7. |
Доходы консолидированного бюджета |
Млн руб. |
11 637 |
12 917 |
14 542 |
17 312 |
16 283 |
16 233 |
8. |
Расход |
Млн руб. |
12 196 |
13 514 |
14 894 |
17 750 |
16 378 |
15 784 |
9. |
Дефицит |
Млн руб. |
–599 |
–597 |
–352 |
–438 |
–95,0 |
+455. |
10. |
Прожиточный минимум на душу населен |
Руб./мес. |
8422 |
8669 |
9077 |
9495 |
9817 |
10210 |
11. |
Номинальная заработная плата |
Руб./мес. |
1318 |
22 919 |
25 804 |
27 349 |
28 791 |
30 556 |
12. |
Реальная среднемесячная заработная плата |
Руб./мес. |
18 614 |
19 580 |
21 551 |
23 703 |
23 963 |
25 337 |
13. |
Реальная заработная плата к предыдущем году |
% |
99,5 |
103 |
109 |
101 |
101,6 |
102 |
14. |
Производительность труда к предыдущему году |
% |
97,8 |
100,3 |
101,4 |
101,3 |
101,7 |
102,4 |
15. |
Общая численность безработных |
Тыс. чел. |
15,3 |
13,9 |
13,8 |
13,9 |
13,9 |
13,8 |
16. |
Ожидаемая продолжительность жизни |
Число лет |
73,3 |
73,5 |
73,6 |
74 |
74 |
74,3 |
Таблица 2
Сравнительные показатели социально–экономического развития Республики Калмыкия за 2018 и 2021 годы
№ п/п |
Показатели |
Един. измер. |
2018 г. |
Прогноз на 2021 г. |
Рост, % |
Рост в факт. цифр. |
1. |
Внутренний региональный продукт |
Млн руб. |
64 450 |
73 386 |
13,8 |
8936 |
2. |
Сельское хозяйство |
Млн.руб. |
27 456 |
31 721 |
15,5 |
4265 |
3. |
Ввод жилых домов |
Тыс. кв. м |
105 |
105 |
0 |
0 |
4. |
Количество малых и средних предприятий |
Единиц. |
1875 |
1924 |
2,6 |
49 |
5. |
Оборот в малых и средних предприятиях |
Млр руб. |
14,77 |
15,14 |
2,5 |
0,37 |
6. |
Инвестиции в основной капитал |
Млр руб. |
11,23 |
13,89 |
23,7 |
2,66 |
7. |
Доходы консолидированного бюджета |
Млн руб. |
14 542 |
16 233 |
11,6 |
1691 |
8. |
Расход |
Млн руб. |
14 894 |
15 784 |
6.0 |
890 |
9. |
Прожиточный минимум на душу населения |
Руб./мес. |
9077 |
10 210 |
12,5 |
1133 |
10 |
Реальная среднемесячная заработная плата |
Руб./мес. |
21 551 |
25 337 |
17,6 |
3786 |
11 |
Реальная заработная плата к предыдущему году |
% |
109 |
102 |
94,0 |
–7 |
12 |
Производительность труда к предыдущему году |
% |
101,4 |
102,4 |
0,1 |
1 |
13 |
Общая численность безработных |
Тыс. чел. |
13,8 |
13,8 |
0 |
0 |
Из сравнительного анализа мы видим, что по прогнозным данным на конец 2021 года нулевой рост по вводу жилья и общей численности безработных в сравнении с 2018 годом. А по показателям роста производительности труда и количеству малых и средних предприятий и их обороту рост незначительный (от 1 до 2,6 %). Рост реальной заработной платы в месяц с 21,5 тыс. рублей в 2018 году до 25,5 тыс. рублей в 2021 году и рост прожиточного минимума на душу населения с 9,1 тыс. до 10,2 тыс. рублей еще не факт роста благосостояния населения при ежеквартальном росте цен и коммунальных услуг. При таких прогнозах развития республика будет еще долго плестись в числе слабых, отстающих в социально–экономическом развитии региона.
Для прорывного прогноза развития республики необходимо нижеследующее.
Во-первых, добиться прорыва в эффективном, своевременном освоении инвестиционного капитала. По оценке 2018 года объем инвестиций в основной капитал составит 11,23 млр рублей, а к 2021 году прогнозируется – 13,89 млр рублей.
В 2018–2021 гг. прогнозируется положительная динамика роста объемов инвестиций в основной капитал за счет реализации следующих инвестиционных проектов:
– Мясоперерабатывающий комплекс полного цикла по откорму, убою и первичной переработке скота в Республике Калмыкия (ООО «Биф Арт»).
– «Создание откормочного комплекса (фидлота) для мясных пород крупного рогатого скота с собственной кормовой базой в Октябрьском районе Республики Калмыкия» (ООО «КалмБиф»).
– Проект ЗАО «КалмТатнефть» по освоению Цекертинского лицензионного участка недр.
– «Создание мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО на территории Республики Калмыкия» (ООО «СпецАТХ»).
– «Строительство солнечных электростанций на территории Республики Калмыкия» (ООО «Солар Системс»).
– «Строительство солнечных электростанций и автономных гибридных энергоустановок с использованием солнечной энергии общей мощностью до 150 МВт» (ООО «АвеларСолар Технолоджи»).
– «Строительство автомобильной дороги А-153 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала».
– Реконструкция автомобильной дороги Яшкуль – Комсомольский – Артезиан.
Таким образом, за счет реализации вышеуказанных инвестиционных проектов прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал в 2019 году на 3,0 % (12,08 млрд рублей) и в 2021 году – на 3,8 % (14,2 млрд рублей). Следует отметить, что многие из перечисленных проектов годами не осваиваются.
Структура инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде характеризуется ростом доли инвестиций по таким видам деятельности как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство и обрабатывающие производства, обусловленным реализацией в прогнозируемый период ресурсоемких инвестиционных проектов в данных отраслях.
Во-вторых, реальный прорыв можно ожидать при развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства во всех сферах жизнедеятельности населения республики. Положительных примеров от предпринимательства в экономику республики много. Достаточно привести один пример. Основными производителями зерна и подсолнечника в 2018 году являются крестьянско-фермерские хозяйства. Их доля в производстве зерна республики составляет – 67,0 %, а в производстве подсолнечника – 63,8 %.
В-третьих, агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Республики Калмыкия. На долю сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта О ФС ГС по РК в 2017 году пришлось более 46 процентов. По состоянию на 1 января 2017 года численность постоянного населения республики составило 277,8 тыс. человек, в том числе на сельской территории проживает 151,9 тыс. человек или 54,7 процентов от общей численности всего населения. В сельскохозяйственном производстве республики Калмыкия занято более 22,5 тыс. человек или более 20 % от численности занятых в экономике.
АПК в 2017–2018 годах в целом развивался успешно, достигнув практически всех целевых показателей. Успеху способствовали государственная поддержка из федерального бюджета (в 2017 году – 911,1 млн руб. и 2018 г. – 899,7 млн руб.). Государственная поддержка положительно сказалась на показателях, как в отрасли растениеводства, так и в животноводстве. Некоторые лучшие хозяйства получали урожайность зерновых культур от 45 центнеров до 50 центнеров с гектара.
В целях интенсификации мясного животноводства в 2017 году было создано 84 откормочных площадки общей вместимостью около 19 тысяч скотомест.
В 2018 году работа по строительству откормочных площадок успешно продолжалась.
В числе важнейших направлений Государственной поддержки в сфере АПК – поддержка малых форм хозяйствования. В 2017 году 105 начинающих калмыцких фермеров получили грантовую поддержку на общую сумму 104 млн руб. По программе поддержки семейных животноводческих ферм было поддержано 10 КФХ на 29,5 млн рублей.
Последние годы в регионе активно ведется работа по развитию мелиорации и лиманного орошения. Как известно, в советское время в Калмыкии было более 60 тыс. га лиманных земель,а в начале 1980 года площадь регулярного лиманного орошения доходило до 112 тыс. га, а в 2017 году затапливалось всего 24 тыс. га. Развитие мелиорации и лиманного орошения является приоритетным направлением создания прочной кормовой базы для животноводства.
Наряду с положительными моментами развития АПК республики имеются существенные недостатки. Их достаточно много. Следует лишь обратить на следующее.
Во-первых, с 1992 года сельское население стало сильно уменьшаться. Причина общеизвестная – ликвидация госучреждений (совхозы и др.), закрытие объектов образования, здравоохранения и в итоге – безработица.
В прошлом, в каждом хозяйстве насчитывалось не менее 50 автомашин и столько же тракторов. Работы хватало всем. Задача для органов управления архисложная – приостановить отток населения села и приумножить их рост.
Во-вторых, не менее сложная задача – техническое перевооружение отрасли АПК республики. В данное время свыше 80 процентов тракторов имеет срок службы свыше 10 лет, а изношенность прочего технического инвентаря до 90 процентов. Вполне очевидно, что без обновления машино-тракторного парка и всего технического перевооружения решать глобальные задачи АПК – это утопия. Следовательно, МСХ республики необходимо изыскивать финансовые ресурсы, чтобы закупать трактора и автомашины.
В-третьих, животноводство республики является главной бюджетообразующей отраслью. Оно должно развиваться на основе племенного ведения хозяйства. Результатом племенного хозяйства является высокая продуктивность животных – среднесуточный привес, среднесдаточный вес, приплод, среднегодовой удой молока, настриг шерсти с одной головы и сохранность. В средствах информации много пишут о положительном решении вопроса, но о конкретных показателях продуктивности животных нет информации. Анализируя годовые отчеты хозяйств, убеждаешься в том, что показатели продуктивности животных очень низкие. Например: среднесдаточный вес одной головы крупного рогатого скота составляет 210 кг, овец – 30 кг, а настриг шерсти с одной овцы 3 кг. Такие показатели продуктивности животных в советское время были предметом серьезного разговора, как для специалистов, так и для руководителя хозяйств и района. В прошлом КРС сдавали весом не менее 400 кг, овец – 40 кг, а настриг шерсти с одной овцы достигал 4–5 кг.
Это лишь некоторые проблемные вопросы АПК республики, лежащие на поверхности, решение которых, даст селу и республике в целом, вновь быть орденоносной, процветающей республикой в социально–экономическом развитии.
Библиографическая ссылка
Муев Б.Д., Эвиева Б.Э., Доржиева В.Б., Муев А.Ц. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ДО 2022 ГОДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 4-2. – С. 259-263;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=438 (дата обращения: 23.11.2024).