Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CURRENT STATUS AND FORECAST OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KALMYKIA TO 2022 YEAR

Muev B.D. 1 Evieva B.E. 1 Dorzhieva V.B. 1 Muev A.C. 1
1 Kalmyk State University
This article describes the actual data for the 2016–2018 years and provides projections of socio-economic development for the 2019–2021 years. The main objective of strategic planning is to improve the well-being and quality of life of the population. Statistics on the socio-economic development of the regions of the southern federal district indicates that in Kalmykia the well-being and standard of living is lower than in other subjects in the region. Socio-economic indicators for the 2016–2018 years compared with predicted values have slight growth. To forecast the end of 2021 year zero growth for entering the housing. Growth in labour productivity growth (from 1 to 2,6 %.). Growth of real wages per month from 21,5 thousand rubles in 2018 to 25,5 thousand rubles in the year 2021 and increase the minimum subsistence level per capita with 9,1 thousand rubles to 10,2 thousand BR is not yet a fact growth of well-being of the population in the quarterly price increases and public services. For the breakthrough development of forecast should be the following. Firstly, to achieve a breakthrough in an effective, timely development of investment capital. Secondly, the real breakthrough can be expected with the development and support of small and medium enterprises in all sectors of the population. Thirdly, agriculture is the most important part of the economy of the Republic of Kalmykia. You should pay attention to the following: from 1992 onwards, the rural population was greatly reduced; no less a challenge is retooling industry APK Republic; livestock breeding is the main industry bjudzhetforming .
socio-economic development
forecast
strategic planning
investment projects

Республика Калмыкия является одной из субъектов Российской Федерации, экономика которой опирается, в основном, на аграрную сферу. Главной целью стратегического развития региона является создание экономических условий для повышения благосостояния и уровня жизни населения. Однако, современное состояние республики не отвечает этим условиям. Поэтому, рост социально-экономических показателей республики является важной перспективной задачей и отражен в прогнозных значениях социально-экономического развития региона.

Правительством Республики Калмыкия, от 7 декабря 2018 года, принято постановление «Об основных показателях уточненного прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года» [1].

В постановлении приводятся фактические данные за 2016–2018 годы и даются прогнозы социально-экономического развития на 2019–2021 годы. В следующей таблице отражены некоторые показатели развития республики, позволяющие сравнить современное состояние развития республики с прогнозными значениями до начала 2022 года.

Главной целью стратегического планирования является повышение благосостояния и уровня жизни населения. Статистика социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа показывает, что Республика Калмыкия занимает замыкающую позицию [2]. Следовательно, благосостояние и уровень жизни населения ниже, чем в других субъектах региона.

Анализируя социально-экономические показатели за 2016–2018 годы и сравнивая их с прогнозными на 2019–2021 годы мы видим рост, но незначительный. Так, например, показатели роста 2021 года в сравнении с 2018 годом в абсолютных цифрах выглядит следующим образом.

Таблица 1

Сравнительные показатели социально-экономического развития Республики Калмыкия за период с 2016–2021 гг.

 

Показатели

Един. измер.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Прогноз

2019 г.

2020 г.

2021 г

1.

Внутренний региональный продукт

Млн руб.

56 045

60 560

64 450

66 193

69 471

73 386

2.

Сельское хозяйство

Млн руб.

24 631

27 083

27 456

28 729

30 134

31 721

3.

Ввод жилых домов

Тыс. кв. м

70,8

96,3

105

102

104

105

4.

Количество малых и средних предприятий

Единиц

1530

1868

1875

1886

1901

1924

5.

Оборот в малых и средних предприятиях

Млн руб.

12,34

14,55

14,77

14,89

15,01

15,14

6.

Инвестиции в основной капитал

Млр руб.

9,14

10,45

11,23

12,08

12,95

13,89

7.

Доходы консолидированного бюджета

Млн руб.

11 637

12 917

14 542

17 312

16 283

16 233

8.

Расход

Млн руб.

12 196

13 514

14 894

17 750

16 378

15 784

9.

Дефицит

Млн руб.

–599

–597

–352

–438

–95,0

+455.

10.

Прожиточный минимум на душу населен

Руб./мес.

8422

8669

9077

9495

9817

10210

11.

Номинальная заработная плата

Руб./мес.

1318

22 919

25 804

27 349

28 791

30 556

12.

Реальная среднемесячная заработная плата

Руб./мес.

18 614

19 580

21 551

23 703

23 963

25 337

13.

Реальная заработная плата к предыдущем году

%

99,5

103

109

101

101,6

102

14.

Производительность труда к предыдущему году

%

97,8

100,3

101,4

101,3

101,7

102,4

15.

Общая численность безработных

Тыс. чел.

15,3

13,9

13,8

13,9

13,9

13,8

16.

Ожидаемая продолжительность жизни

Число лет

73,3

73,5

73,6

74

74

74,3

Таблица 2

Сравнительные показатели социально–экономического развития Республики Калмыкия за 2018 и 2021 годы

№ п/п

Показатели

Един. измер.

2018 г.

Прогноз на 2021 г.

Рост, %

Рост в факт. цифр.

1.

Внутренний региональный продукт

Млн руб.

64 450

73 386

13,8

8936

2.

Сельское хозяйство

Млн.руб.

27 456

31 721

15,5

4265

3.

Ввод жилых домов

Тыс. кв. м

105

105

0

0

4.

Количество малых и средних предприятий

Единиц.

1875

1924

2,6

49

5.

Оборот в малых и средних предприятиях

Млр руб.

14,77

15,14

2,5

0,37

6.

Инвестиции в основной капитал

Млр руб.

11,23

13,89

23,7

2,66

7.

Доходы консолидированного бюджета

Млн руб.

14 542

16 233

11,6

1691

8.

Расход

Млн руб.

14 894

15 784

6.0

890

9.

Прожиточный минимум на душу населения

Руб./мес.

9077

10 210

12,5

1133

10

Реальная среднемесячная заработная плата

Руб./мес.

21 551

25 337

17,6

3786

11

Реальная заработная плата к предыдущему году

%

109

102

94,0

–7

12

Производительность труда к предыдущему году

%

101,4

102,4

0,1

1

13

Общая численность безработных

Тыс. чел.

13,8

13,8

0

0

Из сравнительного анализа мы видим, что по прогнозным данным на конец 2021 года нулевой рост по вводу жилья и общей численности безработных в сравнении с 2018 годом. А по показателям роста производительности труда и количеству малых и средних предприятий и их обороту рост незначительный (от 1 до 2,6 %). Рост реальной заработной платы в месяц с 21,5 тыс. рублей в 2018 году до 25,5 тыс. рублей в 2021 году и рост прожиточного минимума на душу населения с 9,1 тыс. до 10,2 тыс. рублей еще не факт роста благосостояния населения при ежеквартальном росте цен и коммунальных услуг. При таких прогнозах развития республика будет еще долго плестись в числе слабых, отстающих в социально–экономическом развитии региона.

Для прорывного прогноза развития республики необходимо нижеследующее.

Во-первых, добиться прорыва в эффективном, своевременном освоении инвестиционного капитала. По оценке 2018 года объем инвестиций в основной капитал составит 11,23 млр рублей, а к 2021 году прогнозируется – 13,89 млр рублей.

В 2018–2021 гг. прогнозируется положительная динамика роста объемов инвестиций в основной капитал за счет реализации следующих инвестиционных проектов:

– Мясоперерабатывающий комплекс полного цикла по откорму, убою и первичной переработке скота в Республике Калмыкия (ООО «Биф Арт»).

– «Создание откормочного комплекса (фидлота) для мясных пород крупного рогатого скота с собственной кормовой базой в Октябрьском районе Республики Калмыкия» (ООО «КалмБиф»).

– Проект ЗАО «КалмТатнефть» по освоению Цекертинского лицензионного участка недр.

– «Создание мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО на территории Республики Калмыкия» (ООО «СпецАТХ»).

– «Строительство солнечных электростанций на территории Республики Калмыкия» (ООО «Солар Системс»).

– «Строительство солнечных электростанций и автономных гибридных энергоустановок с использованием солнечной энергии общей мощностью до 150 МВт» (ООО «АвеларСолар Технолоджи»).

– «Строительство автомобильной дороги А-153 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала».

– Реконструкция автомобильной дороги Яшкуль – Комсомольский – Артезиан.

Таким образом, за счет реализации вышеуказанных инвестиционных проектов прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал в 2019 году на 3,0 % (12,08 млрд рублей) и в 2021 году – на 3,8 % (14,2 млрд рублей). Следует отметить, что многие из перечисленных проектов годами не осваиваются.

Структура инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде характеризуется ростом доли инвестиций по таким видам деятельности как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство и обрабатывающие производства, обусловленным реализацией в прогнозируемый период ресурсоемких инвестиционных проектов в данных отраслях.

Во-вторых, реальный прорыв можно ожидать при развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства во всех сферах жизнедеятельности населения республики. Положительных примеров от предпринимательства в экономику республики много. Достаточно привести один пример. Основными производителями зерна и подсолнечника в 2018 году являются крестьянско-фермерские хозяйства. Их доля в производстве зерна республики составляет – 67,0 %, а в производстве подсолнечника – 63,8 %.

В-третьих, агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Республики Калмыкия. На долю сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта О ФС ГС по РК в 2017 году пришлось более 46 процентов. По состоянию на 1 января 2017 года численность постоянного населения республики составило 277,8 тыс. человек, в том числе на сельской территории проживает 151,9 тыс. человек или 54,7 процентов от общей численности всего населения. В сельскохозяйственном производстве республики Калмыкия занято более 22,5 тыс. человек или более 20 % от численности занятых в экономике.

АПК в 2017–2018 годах в целом развивался успешно, достигнув практически всех целевых показателей. Успеху способствовали государственная поддержка из федерального бюджета (в 2017 году – 911,1 млн руб. и 2018 г. – 899,7 млн руб.). Государственная поддержка положительно сказалась на показателях, как в отрасли растениеводства, так и в животноводстве. Некоторые лучшие хозяйства получали урожайность зерновых культур от 45 центнеров до 50 центнеров с гектара.

В целях интенсификации мясного животноводства в 2017 году было создано 84 откормочных площадки общей вместимостью около 19 тысяч скотомест.

В 2018 году работа по строительству откормочных площадок успешно продолжалась.

В числе важнейших направлений Государственной поддержки в сфере АПК – поддержка малых форм хозяйствования. В 2017 году 105 начинающих калмыцких фермеров получили грантовую поддержку на общую сумму 104 млн руб. По программе поддержки семейных животноводческих ферм было поддержано 10 КФХ на 29,5 млн рублей.

Последние годы в регионе активно ведется работа по развитию мелиорации и лиманного орошения. Как известно, в советское время в Калмыкии было более 60 тыс. га лиманных земель,а в начале 1980 года площадь регулярного лиманного орошения доходило до 112 тыс. га, а в 2017 году затапливалось всего 24 тыс. га. Развитие мелиорации и лиманного орошения является приоритетным направлением создания прочной кормовой базы для животноводства.

Наряду с положительными моментами развития АПК республики имеются существенные недостатки. Их достаточно много. Следует лишь обратить на следующее.

Во-первых, с 1992 года сельское население стало сильно уменьшаться. Причина общеизвестная – ликвидация госучреждений (совхозы и др.), закрытие объектов образования, здравоохранения и в итоге – безработица.

В прошлом, в каждом хозяйстве насчитывалось не менее 50 автомашин и столько же тракторов. Работы хватало всем. Задача для органов управления архисложная – приостановить отток населения села и приумножить их рост.

Во-вторых, не менее сложная задача – техническое перевооружение отрасли АПК республики. В данное время свыше 80 процентов тракторов имеет срок службы свыше 10 лет, а изношенность прочего технического инвентаря до 90 процентов. Вполне очевидно, что без обновления машино-тракторного парка и всего технического перевооружения решать глобальные задачи АПК – это утопия. Следовательно, МСХ республики необходимо изыскивать финансовые ресурсы, чтобы закупать трактора и автомашины.

В-третьих, животноводство республики является главной бюджетообразующей отраслью. Оно должно развиваться на основе племенного ведения хозяйства. Результатом племенного хозяйства является высокая продуктивность животных – среднесуточный привес, среднесдаточный вес, приплод, среднегодовой удой молока, настриг шерсти с одной головы и сохранность. В средствах информации много пишут о положительном решении вопроса, но о конкретных показателях продуктивности животных нет информации. Анализируя годовые отчеты хозяйств, убеждаешься в том, что показатели продуктивности животных очень низкие. Например: среднесдаточный вес одной головы крупного рогатого скота составляет 210 кг, овец – 30 кг, а настриг шерсти с одной овцы 3 кг. Такие показатели продуктивности животных в советское время были предметом серьезного разговора, как для специалистов, так и для руководителя хозяйств и района. В прошлом КРС сдавали весом не менее 400 кг, овец – 40 кг, а настриг шерсти с одной овцы достигал 4–5 кг.

Это лишь некоторые проблемные вопросы АПК республики, лежащие на поверхности, решение которых, даст селу и республике в целом, вновь быть орденоносной, процветающей республикой в социально–экономическом развитии.