Введение
В современном мире вопросы устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса приобретают все большую значимость. Усугубляющиеся климатические изменения, сохраняющееся социальное неравенство и проблемы в системах корпоративного управления определяют необходимость пересмотра роли и ценностей экономических субъектов, действующих как в государственном, так и в корпоративном секторе, и внедрения принципов устойчивого развития в их деятельность. В ответ на возникающие вызовы и угрозы сформировалась концепция ESG, которая уже перестала быть модной тенденцией, превратившись в необходимость для обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности. Однако, современное понимание ESG-стратегии – результат длительного эволюционного процесса.
Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа эволюции ESG-стратегий в государственном и корпоративном секторах экономики, выявлении общих тенденций и отраслевых специфик их реализации.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития и корпоративного управления. В процессе исследования были задействованы академические публикации в рецензируемых научных изданиях, монографические исследования, аналитические материалы международных организаций, нормативно-правовые документы государственных регуляторных органов.
Методологический аппарат исследования включает сравнительно-исторический анализ, методы экономического анализа и синтеза, методологию обобщения эмпирических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Становление ESG -стратегии для государственного и корпоративного секторов экономики имеет разные отраслевые истоки, и прежде, чем идея см огла обрести современную форму, существовали различные, менее систематизированные подходы к учету экологических и социальных факторов при принятии решений.
Зарождение ESG -идей в корпоративном секторе можно отнести к формированию социально ответственного инвестирования (далее – SRI), появившегося в 1970-х годах в Соединенных Штатах Америки [12] (далее – США) и некоторых стра нах Европы в качестве способа принятия инвестиционных решений в соответствии с социальными, этическими и экологическими критериями. Социально ответственное инвестирование (SRI) активно начало набирать обороты в 1980-х годах, когда инвесторы стали бойкотировать компании, связанные с апартеидом в Южной Африке. Со временем SRI см естило фокус на социальные вопросы, став по сути очень близким к корпоративной социальной ответственности (далее – КСО). КСО – это стра тегический подход, при котором компании добровольно принимают на себя дополнительные обязательства по решению социальных проблем, встраивая их в свою деловую стра тегию. Концепция КСО требует разработки этических стандартов, учета интересов общества и принятия ответственности за последствия своей деятельности через создание системы оценки и управления социальным воздействием бизнеса [6].
В 1980-х годах идея КСО находилась в процессе формирования и не имела четкого, общепринятого определения. Однако, этот период ознаменовался рядом важных тенденций и событий, которые оказали существенное влияние на ее дальнейшее развитие, в частности, в связи с проблемами в области защиты прав человека и формирования трудовых отношений. Концепция КСО в то время имела ряд ключевых особенностей, таких как добровольный характер, нерегулируемость законодательством, сохранения основного акцента на благотворительность через поддержку социальных проектов и спонсорство культурных мероприятий, ограниченная связь с финансовыми результатами [7].
Однако по-настоящему масштабные перемены произошли в 1990-х годах. Именно тогда ESG-принципы (экологические, социальные и управленческие) начали активно внедряться в ключевые инвестиционные подходы. В 1995 году Фонд Форума социальных инвестиций США (SIF) предпринял попытку оценить общий объем устойчивых инвестиций, циркулирующих в Северной Америке. Результаты исследования, выявившие общую сумму в размере 639 миллиардов долла ров США [11], продемонстрировали изменение мотивации инвесторов, свидетельствуя о возрастающем значении ESG -принципов над же ланием в получении наибольшего уровня прибыли. Впоследствии институциональные инвесторы стали осознавать потенциальную возможность повышения финансовых показателей и оптимизации управления рисками через приоритетное внимание к ESG-проблемам.
Рис. 1. Историческое развитие GRI Источник: составлено авторами
В этой связи руководители приступили к разработке ESG-стратегий и метрик, направленных на количественную оценку экологического и социального воздействия инвестиционных решений.
Одним из ключевых событий в становлении ESG -стратегии в корпоративном секторе являлось основание в 1997 году Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива отчетности, GRI ) – некоммерческой организации, разрабатывающей стандарты по устойчивому развитию. Первоначальной целью GRI выступало решение экологических проблем, поскольку ее учредителями являлись ЮНЕП и небольшое количество инвесторов и защитников окружающей среды, создавших Коалицию за экологически ответственную экономику после крушения нефтяного танкера у побережья Аляски [8]. Лишь впоследствии сфера деятельности Глобальной инициативы отчетности была расширена включением социальных и управленческих аспектов. За время своего функционирования GRI , как мировой разработчик стандартов в области устойчивого развития, прошла постепенную и значительную трансформацию (рис. 1).
Первоначальная версия Руководства GRI в виде проекта, содержащая первые методологические основы подготовки публичной нефинансовой отчетности, была выпущена в 1999 году. После некоторой апробации и общественного обсуждения Глобальная инициатива отчетности утвердила в июне 2000 года первое Руководство по отчетности в области устойчивого развития [13].
После первого выпуска над Руководством началась работа представителями различных компаний, неправительственных организаций, профсоюзов, тогда в 2002 году центральный офис GRI был перенесен из Бостона в Амстердам и там же осуществлялось совершенствование первоначальной версии. Итогом выступило Руководство GRI (G 2). С течением времени спрос на стандарты нефинансовой отчетности, а также масштаб их применения со стороны организаций увеличивались, что послужило тенденцией по совершенствованию и улучшению содержания Руководства по отчетности в области устойчивого развития. В 2006 году GRI представила Руководство G3, а в 2013 году, после конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, последовала публикация Руководства G4.
В 2016 году, в ответ на принятие целей устойчивого развития, GRI совершила значительный шаг вперед, разработав модульные стандарты, которые стали первыми глобальными стандартами отчетности для организаций, стремящихся к устойчивому развитию – Стандарты GRI , действующих по настоящее время. Постепенно они дополнялись отраслевыми стандартами, например, по налогам, отходам, сельскому хозяйству, рыболовству, горнодобывающей промышленности и дру гим.
Проведем сравнительную характеристику Руководства G2, G3 и G4 и выявим основные направления изменений стру ктурных и содержательных компонентов для последующего формирования концепции развития ESG -стратегии (таблица).
Так, в то время как Руководство GRI (G2, 2002) определяло общую концепцию для отчетности, направленную на стру ктурирование информации об экономических, экологических и социальных аспектах деятельности организаций, Руководство GRI (G3, 2006) сделало акцент на контексте устойчивого развития и вовлеченности заинтересованных сторон. Новый вариант представил детализированные показатели и формализовал принципы отчетности, такие как полнота, сопоставимость и точность, стремясь к повышению качества предоставляемой информации. Руководство GRI (G4, 2013) сместило фокус на существенность, подчеркивая необходимость идентификации и отражения наиболее значимых аспектов деятельности организации с точки зрения заинтересованных сторон.
Таким образом, проведенный анализ показал переход от предоставления общей рамки (G2) к углублению стандартизации и расширению сферы охвата (G3) и, наконец, к фокусировке на существенности и адаптации отчетности к потребностям заинтересованных сторон (G4). Каждая версия Руководства GRI отражает эволюцию понимания устойчивого развития и стре мление к повышению релевантности и полезности нефинансовой отчетности для широкого круга пользователей.
В корпоративном секторе принятие целей устойчивого развития в 2015 году стало мотивом для ускоренного внедрения в деятельность организаций принципов экологической, социальной и корпоративной ответственности. Компании начали активно раскрываться по ESG -критериям, вести и публиковать нефинансовую отчетность по международным стандартам, а инвесторы выбирать те организации, которые имеют устойчивые ESG -практики [4].
Сравнительная характеристика Руководства GRI G 2, G 3, G 4
Основание сравнения |
Руководство GRI (G2, 2002) |
Руководство GRI (G3, 2006) |
Руководство GRI (G4, 2013) |
1. Цель руководства |
Руководство предназначено для помощи отчитывающимся организациям и их заинтересованным сторонам в определении и оценке вклада компании в достижение целей устойчивого развития. |
Система отчетности GRI предназначена для использования в качестве общепринятой системы отчетности в отношении экономических, экологических и социальных результатов деятельности организации. |
Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития (далее – «Руководство») предлагает вниманию пользователей Принципы подготовки отчетности, Стандартные элементы отчетности и Инструкцию по применению, которые будут полезны для подготовки отчетности в области устойчивого развития любыми организациями, независимо от их размера, отраслевой принадлежности или местонахождения. |
Введение |
Отчетность в области устойчивого развития: Общий обзор |
1. Цель разработки Руководства GRI по отчетности в области устойчивого развития |
|
2. Ключевые принципы |
Принципы, изложенные в Разделе B, классифицированы по четырем методологическим категориям: 1. Системные принципы отчетности (формирующие концептуальную основу): - принцип прозрачности (транспарентности) - принцип стейкхолдерского вовлечения - принцип верифицируемости данных 2. Принципы контент-анализа (детерминирующие содержательное наполнение): - принцип комплексного охвата - принцип материальности - принцип контекстуализации устойчивого развития 3. Принципы обеспечения качества (гарантирующие надежность отчетных данных): - принцип точности измерений - принцип нейтральности представления - принцип сравнительного анализа 4. Принципы информационной доступности (регламентирующие коммуникационные аспекты): - принцип ясности изложения - принцип своевременности публикации |
Принципы для определения содержания отчета: существенность, охват заинтересованных сторон, контекст устойчивого развития, полнота Принципы для обеспечения качества отчета: сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность. |
Принципы определения содержания отчета: взаимодействие с заинтересованными сторонами, контекст устойчивого развития, существенность, полнота Принципы обеспечения качества отчета: сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность. |
Часть В: Принципы отчетности |
Часть 1: Определение содержания, качества и границ отчета |
4. Принципы подготовки отчетности |
|
3. Структура отчетов |
1. Видение и стратегия – описание стратегии организации в области устойчивого развития, включая заявление руководителя. 2 Характеристика – обзор структуры и деятельности организации, а так же области, охватываемой отчетом. 3. Управление и менеджмент – здесь представлена информация о том, как устроена компания, какие у нее есть правила и системы управления. Также описываются шаги, предпринимаемые для привлечения и учета интересов всех, кто связан с организацией (например, сотрудников, клиентов, инвесторов). 4. Содержание отчета по GRI – специальный раздел, который помогает читателю быстро найти нужную информацию в отчете. Он показывает, где именно в документе находится каждая часть данных, требуемых согласно Части С Руководства. 5. Результаты деятельности – показатели, которые описывают, как работа компании влияет на окружающий мир. Они разделены на четыре основные категории: общие результаты, экономические, экологические и социальные. |
1. Стратегия и анализ 2. Характеристика организации 3. Параметры отчета Общие сведения об отчете Область охвата и границы отчета Указатель содержания GRI Подтверждение 4. Управление, обязательства и взаимодействие с заинтересованными сторонами Управление Участие во внешних инициативах Взаимодействие с заинтересованными сторонами 5. Сведения о подходах в области менеджмента и показатели результативности. |
1. Стратегия и анализ 2. Профиль организации 3. Выявленные существенные Аспекты и Границы 4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 5. Общие сведения об отчете 6. Корпоративное управление 7. Этика и добросовестность Специфические стандартные элементы отчетности: 1. Сведения о подходах в области менеджмента 2. Показатели |
Часть С: Содержание отчета |
Часть 2: Стандартные элементы отчетности |
Раздел 5: Стандартные элементы отчетности |
|
4. Показатели |
Роль показателей результативности GRI состоит в том, чтобы представлять информацию об экономических, экологических и социальных воздействиях деятельности организации таким образом, который способствует сопоставимости отчетов, включая отчеты различных организаций. Показатели GRI разработаны таким образом, чтобы информировать как саму организацию, так и заинтересованные стороны, стремящиеся оценить ее результативность. |
Основные показатели – показатели Руководства GRI, представляющие интерес для большинства заинтересованных сторон и считаются существенными, если иное не определено на основе Принципов отчетности GRI. |
Показатели предоставляют информацию об экономических, экологических и социальных результатах деятельности или воздействиях организации, связанных с существенными Аспектами. Существенные Аспекты – Аспекты, отражающие существенное экономическое, экологическое и социальное воздействие организации или оказывающие существенное влияние на оценки и решения заинтересованных сторон. |
Приложение 5. Показатели GRI |
Часть 2: Стандартные элементы отчетности |
Раздел 5: Стандартные элементы отчетности |
|
5. Роль заинтересованной стороны |
Согласно Руководству, отчеты должны учитывать опасения и ожидания заинтересованных сторон |
Согласно Руководству, взаимодействие с заинтересованными сторонами является важным компонентом процесса отчетности |
Руководство подчеркивает важность определения и взаимодействия с заинтересованными сторонами для определения того, какие аспекты деятельности организации являются наиболее существенными. |
6. Практическая значимость |
Введение концепции |
Стандартизация процесса |
Фокус на существенность и учет мнения стейкхолдеров |
Источник: составлено авторами на основе [13-15].
Рекомендательный характер ESG-стандартов позволяет выбирать наиболее приемлемый для ее пользователей формат отчетности [3]. Сейчас ESG -стратегия представляет неотъемлемый элемент стра тегического планирования и управления рисками компании, которые впоследствии получают преимущества в привлечении инвестиций, улучшении репутации на рынке, повышении лояльности потребителей и сотрудников, а также в обеспечении долгосрочного вклада в социальное развитие и эффективность системы корпоративного управления, тем самым способствуя более ответственному и устойчивому развитию корпоративного сектора.
Проведенный анализ изменения нефинансовой отчетности в корпоративном секторе позволяет обозначить некоторые ключевые принципы, применимые для формирования концепции развития ESG -стратегии экономических субъектов государственного сектора, что открывает возможность адаптации практики корпоративного управления к специфическим условиям и задачам государственных организаций.
В государственном секторе, в отличие от корпоративного, предпосылки ESG зарождались со стороны экологической ответственности, а именно при формировании экологической политики путем создания специальных органов, имеющих в качестве своих целей повышение уровня защиты и охраны окружающей среды. В частности, в 1970 году в США для содействия защите экологии на государственном уровне было создано Агентство по охране окружающей среды США (United States Environmental Protection Agency; EPA) в ответ на идеи Рейчел Карсон, повлиявшей на сознание общества с помощью книги «Безмолвная весна», где автор впервые заставляет задуматься о влиянии человека на окружающую среду [10]. С помощью EPA впервые стали подниматься вопросы в области экологической справедливости, соответствия деятельности органов власти и коммерческих организаций, которые подвергались мониторингу со стороны Агентства в части раскрытия информации и формирования отчетности, экологическим нормам.
В сентябре 1987 года заключен Монреальский договор, устанавливающий постепенное прекращение производства и потребления веществ, вызывающих разрушение озонового слоя. Документ был подписан представителями 46 стра н и являлся основой для дальнейших обсуждений и соглашений, касающихся дру гих глобальных экономических проблем и формирования экологической ответственности экономических субъектов.
В этот же период на государственном уровне возрос интерес к устойчивому развитию, что было обусловлено выходом в 1987 году доклада ООН «Наше общее будущее» [9]. В первой части доклада рассматривались проблемы ограниченности ресурсов и экологической безопасности в широком контексте международной экономики, переживавшей спад в 1980-х годах. Согласно докладу, основополагающий принцип концепции устойчивого развития состоит в достижении сбалансированного экономического и социального прогресса, который носит долгосрочный характер, удовлетворяет актуальные потребности современного общества, сохраняет ресурсный потенциал для будущих поколений.
Это нашло отражение в следующей цитате: «Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности [9]».
Концепция устойчивого развития становится волнующим как общество, так и государство вопросом и выступает главной темой Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проводимой в 1992 году в Рио-де-Жанейро [5]. Основными задачами конференции выступили разработка теоретических оснований и принципов концепции, создание программы конкретных действий. По итогам были разработаны основные механизмы реализации устойчивого развития и стра тегия – план, получивший название «Повестка дня на XXI век».
Постепенно основные стра тегические направления развития стали закладываться в формирование стра тегических целей. Так, ООН созданы цели развития тысячелетия (2000), а вслед за ними цели устойчивого развития (2015), что обеспечило установку конкретных задач в области борьбы с бедностью, улучшения качества образования и здоровья, сотрудничества и партнерства, охраны окружающей среды и дру гих направлений определив четкую рамку понимания концепции устойчивого развития. Цели развития, установленные мировым сообществом, позволили компаниям и инвесторам понять, какие аспекты их деятельности оказывают наибольшее влияние на устойчивое развитие и как они могут внести вклад в достижение глобальных целей. Цели развития тысячелетия, а потом и цели устойчивого развития потребовали от стра н и организаций формировать отчеты о прогрессе достижения поставленных целей, поспособствовав стимулированию к активному раскрытию информации о экологических, социальных и управленческих показателях, что впоследствии оказало влияние на развитие стандартов в области ESG (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь ответственного инвестирования с ESG-факторами и целями устойчивого развития Источник: составлено авторами
Рис. 3 Система принципов, определяющих требования к раскрытию нефинансовой информации [2]
Рис. 4. Ретроспектива развития ESG -стратегии Источник: составлено авторами
В Российской Федерации вопросам, связанным с устойчивым развитием, придается первостепенное значение. В целях систематизации работы в данном направлении в 2020 году при Центральном банке Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) была создана Рабочая группа по вопросам устойчивого финансирования. Данная стру ктура включает в себя пять профильных подгрупп, которые объединяют экспертов различных секторов: сотрудников государственных ведомств, институтов развития, научного сообщества, участников финансового рынка, а также представителей саморегулируемых организаций. Основная задача Рабочей группы – разработка стра тегических планов и контроль за их выполнением в сфере устойчивого развития.
В 2021 году ЦБ РФ, руководствуясь стандартами GRI и лучшими международными практиками, установил рекомендации по раскрытию информации в области устойчивого развития для публичных акционерных обществ, в том числе имеющих в уставном капитале долю государственного участия, основанные на определенных принципах (рис. 3).
Согласно рекомендациям Банка России, публичные акционерные общества при составлении отчетности должны раскрывать нефинансовую информацию о стра тегии, корпоративном управлении, выстроенной бизнес-модели, проводимой политики, процедурах, рисках, ключевых показателей эффективности деятельности, а также иных существенных тем, затрагивающих экологические, социальные и управленческие аспекты.
Ежегодно высшим органом внешнего государственного финансового контроля (аудита) проводится мониторинг достижения целей устойчивого развития при реализации стра тегических документов и анализ мер стимулирования ведения бизнеса в ESG -концепции. Результаты мониторинга СП РФ свидетельствуют о наличии системных проблем в стра тегическом планировании деятельности федеральных органов исполнительной власти, что негативно сказывается на достижении национальных целей. Основной дефект системы проявляется в отсутствии четкой корреляции между стра тегическими установками и планируемыми результатами. Анализ региональных аспектов устойчивого развития, представленный в Бюллетене СП РФ (2023), констатирует значительные расхождения в показателях реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и региональных программ, сопоставляемых с целями устойчивого развития. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в большинстве случаев не используют цели устойчивого развития в качестве практического инструмента управления [1]. Таким образом, отмечается проблема взаимосвязи целей устойчивого развития и соответствующих целей, результатов деятельности организаций государственного сектора. В 2023 году СП РФ разработала и утвердила первый стандарт – Руководство по ESG -аудиту, содержащий модель зрелости, оценивающую работу как органов государственной власти, так и организаций по ESG -критериям.
От разрозненных инициатив в области корпоративной социальной ответственности и экологического регулирования до комплексных стандартов отчетности и интеграции ESG-факторов в бизнес-модели – таков путь, пройденный экономическими субъектами. Анализ ретроспективы развития ESG -стратегии позволил выделить ряд последовательных см ысловых этапов, которые раскрыты на рисунке 4.
Заключение
Таким образом, ESG-факторы становятся ключевыми при разработке и реализации государственной политики, а также построении бизнес-модели организаций. Это проявляется в разработке экологических программ, направленных на снижение выбросов парниковых га зов, защиту биоразнообразия и устойчивое использование природных ресурсов. Социальные аспекты ESG находят отражение в политике в области здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения равенства возможностей. В части корпоративной ответственности, принципы прозрачности, подотчетности и эффективности управления становятся приоритетными при организации деятельности как государственных органов, так и коммерческих организаций.
Результаты исследования направлены на формирование методологической основы для совершенствования ESG-стратегий с учетом организационно-правовых особенностей экономических субъектов разных секторов.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Гогина А.Д., Федченко Е.А. РЕТРОСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ESG-СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 9-1. С. 41-51;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4305 (дата обращения: 06.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4305