Введение
В современном мире вопросы устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса приобретают все большую значимость. Усугубляющиеся климатические изменения, сохраняющееся социальное неравенство и проблемы в системах корпоративного управления определяют необходимость пересмотра роли и ценностей экономических субъектов, действующих как в государственном, так и в корпоративном секторе, и внедрения принципов устойчивого развития в их деятельность. В ответ на возникающие вызовы и угрозы сформировалась концепция ESG, которая уже перестала быть модной тенденцией, превратившись в необходимость для обеспечения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности. Однако, современное понимание ESG-стратегии – результат длительного эволюционного процесса.
Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа эволюции ESG-стратегий в государственном и корпоративном секторах экономики, выявлении общих тенденций и отраслевых специфик их реализации.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития и корпоративного управления. В процессе исследования были задействованы академические публикации в рецензируемых научных изданиях, монографические исследования, аналитические материалы международных организаций, нормативно-правовые документы государственных регуляторных органов.
Методологический аппарат исследования включает сравнительно-исторический анализ, методы экономического анализа и синтеза, методологию обобщения эмпирических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Становление ESG -стратегии для государственного и корпоративного секторов экономики имеет разные отраслевые истоки, и прежде, чем идея см огла обрести современную форму, существовали различные, менее систематизированные подходы к учету экологических и социальных факторов при принятии решений.
Зарождение ESG -идей в корпоративном секторе можно отнести к формированию социально ответственного инвестирования (далее – SRI), появившегося в 1970-х годах в Соединенных Штатах Америки [12] (далее – США) и некоторых стра нах Европы в качестве способа принятия инвестиционных решений в соответствии с социальными, этическими и экологическими критериями. Социально ответственное инвестирование (SRI) активно начало набирать обороты в 1980-х годах, когда инвесторы стали бойкотировать компании, связанные с апартеидом в Южной Африке. Со временем SRI см естило фокус на социальные вопросы, став по сути очень близким к корпоративной социальной ответственности (далее – КСО). КСО – это стра тегический подход, при котором компании добровольно принимают на себя дополнительные обязательства по решению социальных проблем, встраивая их в свою деловую стра тегию. Концепция КСО требует разработки этических стандартов, учета интересов общества и принятия ответственности за последствия своей деятельности через создание системы оценки и управления социальным воздействием бизнеса [6].
В 1980-х годах идея КСО находилась в процессе формирования и не имела четкого, общепринятого определения. Однако, этот период ознаменовался рядом важных тенденций и событий, которые оказали существенное влияние на ее дальнейшее развитие, в частности, в связи с проблемами в области защиты прав человека и формирования трудовых отношений. Концепция КСО в то время имела ряд ключевых особенностей, таких как добровольный характер, нерегулируемость законодательством, сохранения основного акцента на благотворительность через поддержку социальных проектов и спонсорство культурных мероприятий, ограниченная связь с финансовыми результатами [7].
Однако по-настоящему масштабные перемены произошли в 1990-х годах. Именно тогда ESG-принципы (экологические, социальные и управленческие) начали активно внедряться в ключевые инвестиционные подходы. В 1995 году Фонд Форума социальных инвестиций США (SIF) предпринял попытку оценить общий объем устойчивых инвестиций, циркулирующих в Северной Америке. Результаты исследования, выявившие общую сумму в размере 639 миллиардов долла ров США [11], продемонстрировали изменение мотивации инвесторов, свидетельствуя о возрастающем значении ESG -принципов над же ланием в получении наибольшего уровня прибыли. Впоследствии институциональные инвесторы стали осознавать потенциальную возможность повышения финансовых показателей и оптимизации управления рисками через приоритетное внимание к ESG-проблемам.
Рис. 1. Историческое развитие GRI Источник: составлено авторами
В этой связи руководители приступили к разработке ESG-стратегий и метрик, направленных на количественную оценку экологического и социального воздействия инвестиционных решений.
Одним из ключевых событий в становлении ESG -стратегии в корпоративном секторе являлось основание в 1997 году Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива отчетности, GRI ) – некоммерческой организации, разрабатывающей стандарты по устойчивому развитию. Первоначальной целью GRI выступало решение экологических проблем, поскольку ее учредителями являлись ЮНЕП и небольшое количество инвесторов и защитников окружающей среды, создавших Коалицию за экологически ответственную экономику после крушения нефтяного танкера у побережья Аляски [8]. Лишь впоследствии сфера деятельности Глобальной инициативы отчетности была расширена включением социальных и управленческих аспектов. За время своего функционирования GRI , как мировой разработчик стандартов в области устойчивого развития, прошла постепенную и значительную трансформацию (рис. 1).
Первоначальная версия Руководства GRI в виде проекта, содержащая первые методологические основы подготовки публичной нефинансовой отчетности, была выпущена в 1999 году. После некоторой апробации и общественного обсуждения Глобальная инициатива отчетности утвердила в июне 2000 года первое Руководство по отчетности в области устойчивого развития [13].
После первого выпуска над Руководством началась работа представителями различных компаний, неправительственных организаций, профсоюзов, тогда в 2002 году центральный офис GRI был перенесен из Бостона в Амстердам и там же осуществлялось совершенствование первоначальной версии. Итогом выступило Руководство GRI (G 2). С течением времени спрос на стандарты нефинансовой отчетности, а также масштаб их применения со стороны организаций увеличивались, что послужило тенденцией по совершенствованию и улучшению содержания Руководства по отчетности в области устойчивого развития. В 2006 году GRI представила Руководство G3, а в 2013 году, после конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, последовала публикация Руководства G4.
В 2016 году, в ответ на принятие целей устойчивого развития, GRI совершила значительный шаг вперед, разработав модульные стандарты, которые стали первыми глобальными стандартами отчетности для организаций, стремящихся к устойчивому развитию – Стандарты GRI , действующих по настоящее время. Постепенно они дополнялись отраслевыми стандартами, например, по налогам, отходам, сельскому хозяйству, рыболовству, горнодобывающей промышленности и дру гим.
Проведем сравнительную характеристику Руководства G2, G3 и G4 и выявим основные направления изменений стру ктурных и содержательных компонентов для последующего формирования концепции развития ESG -стратегии (таблица).
Так, в то время как Руководство GRI (G2, 2002) определяло общую концепцию для отчетности, направленную на стру ктурирование информации об экономических, экологических и социальных аспектах деятельности организаций, Руководство GRI (G3, 2006) сделало акцент на контексте устойчивого развития и вовлеченности заинтересованных сторон. Новый вариант представил детализированные показатели и формализовал принципы отчетности, такие как полнота, сопоставимость и точность, стремясь к повышению качества предоставляемой информации. Руководство GRI (G4, 2013) сместило фокус на существенность, подчеркивая необходимость идентификации и отражения наиболее значимых аспектов деятельности организации с точки зрения заинтересованных сторон.
Таким образом, проведенный анализ показал переход от предоставления общей рамки (G2) к углублению стандартизации и расширению сферы охвата (G3) и, наконец, к фокусировке на существенности и адаптации отчетности к потребностям заинтересованных сторон (G4). Каждая версия Руководства GRI отражает эволюцию понимания устойчивого развития и стре мление к повышению релевантности и полезности нефинансовой отчетности для широкого круга пользователей.
В корпоративном секторе принятие целей устойчивого развития в 2015 году стало мотивом для ускоренного внедрения в деятельность организаций принципов экологической, социальной и корпоративной ответственности. Компании начали активно раскрываться по ESG -критериям, вести и публиковать нефинансовую отчетность по международным стандартам, а инвесторы выбирать те организации, которые имеют устойчивые ESG -практики [4].
Сравнительная характеристика Руководства GRI G 2, G 3, G 4
Основание сравнения |
Руководство GRI (G2, 2002) |
Руководство GRI (G3, 2006) |
Руководство GRI (G4, 2013) |
1. Цель руководства |
Руководство предназначено для помощи отчитывающимся организациям и их заинтересованным сторонам в определении и оценке вклада компании в достижение целей устойчивого развития. |
Система отчетности GRI предназначена для использования в качестве общепринятой системы отчетности в отношении экономических, экологических и социальных результатов деятельности организации. |
Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития (далее – «Руководство») предлагает вниманию пользователей Принципы подготовки отчетности, Стандартные элементы отчетности и Инструкцию по применению, которые будут полезны для подготовки отчетности в области устойчивого развития любыми организациями, независимо от их размера, отраслевой принадлежности или местонахождения. |
Введение |
Отчетность в области устойчивого развития: Общий обзор |
1. Цель разработки Руководства GRI по отчетности в области устойчивого развития |
|
2. Ключевые принципы |
Принципы, изложенные в Разделе B, классифицированы по четырем методологическим категориям: 1. Системные принципы отчетности (формирующие концептуальную основу): - принцип прозрачности (транспарентности) - принцип стейкхолдерского вовлечения - принцип верифицируемости данных 2. Принципы контент-анализа (детерминирующие содержательное наполнение): - принцип комплексного охвата - принцип материальности - принцип контекстуализации устойчивого развития 3. Принципы обеспечения качества (гарантирующие надежность отчетных данных): - принцип точности измерений - принцип нейтральности представления - принцип сравнительного анализа 4. Принципы информационной доступности (регламентирующие коммуникационные аспекты): - принцип ясности изложения - принцип своевременности публикации |
Принципы для определения содержания отчета: существенность, охват заинтересованных сторон, контекст устойчивого развития, полнота Принципы для обеспечения качества отчета: сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность. |
Принципы определения содержания отчета: взаимодействие с заинтересованными сторонами, контекст устойчивого развития, существенность, полнота Принципы обеспечения качества отчета: сбалансированность, сопоставимость, точность, своевременность, ясность, надежность. |
Часть В: Принципы отчетности |
Часть 1: Определение содержания, качества и границ отчета |
4. Принципы подготовки отчетности |
|
3. Структура отчетов |
1. Видение и стратегия – описание стратегии организации в области устойчивого развития, включая заявление руководителя. 2 Характеристика – обзор структуры и деятельности организации, а так же области, охватываемой отчетом. 3. Управление и менеджмент – здесь представлена информация о том, как устроена компания, какие у нее есть правила и системы управления. Также описываются шаги, предпринимаемые для привлечения и учета интересов всех, кто связан с организацией (например, сотрудников, клиентов, инвесторов). 4. Содержание отчета по GRI – специальный раздел, который помогает читателю быстро найти нужную информацию в отчете. Он показывает, где именно в документе находится каждая часть данных, требуемых согласно Части С Руководства. 5. Результаты деятельности – показатели, которые описывают, как работа компании влияет на окружающий мир. Они разделены на четыре основные категории: общие результаты, экономические, экологические и социальные. |
1. Стратегия и анализ 2. Характеристика организации 3. Параметры отчета Общие сведения об отчете Область охвата и границы отчета Указатель содержания GRI Подтверждение 4. Управление, обязательства и взаимодействие с заинтересованными сторонами Управление Участие во внешних инициативах Взаимодействие с заинтересованными сторонами 5. Сведения о подходах в области менеджмента и показатели результативности. |
1. Стратегия и анализ 2. Профиль организации 3. Выявленные существенные Аспекты и Границы 4. Взаимодействие с заинтересованными сторонами 5. Общие сведения об отчете 6. Корпоративное управление 7. Этика и добросовестность Специфические стандартные элементы отчетности: 1. Сведения о подходах в области менеджмента 2. Показатели |
Часть С: Содержание отчета |
Часть 2: Стандартные элементы отчетности |
Раздел 5: Стандартные элементы отчетности |
|
4. Показатели |
Роль показателей результативности GRI состоит в том, чтобы представлять информацию об экономических, экологических и социальных воздействиях деятельности организации таким образом, который способствует сопоставимости отчетов, включая отчеты различных организаций. Показатели GRI разработаны таким образом, чтобы информировать как саму организацию, так и заинтересованные стороны, стремящиеся оценить ее результативность. |
Основные показатели – показатели Руководства GRI, представляющие интерес для большинства заинтересованных сторон и считаются существенными, если иное не определено на основе Принципов отчетности GRI. |
Показатели предоставляют информацию об экономических, экологических и социальных результатах деятельности или воздействиях организации, связанных с существенными Аспектами. Существенные Аспекты – Аспекты, отражающие существенное экономическое, экологическое и социальное воздействие организации или оказывающие существенное влияние на оценки и решения заинтересованных сторон. |
Приложение 5. Показатели GRI |
Часть 2: Стандартные элементы отчетности |
Раздел 5: Стандартные элементы отчетности |
|
5. Роль заинтересованной стороны |
Согласно Руководству, отчеты должны учитывать опасения и ожидания заинтересованных сторон |
Согласно Руководству, взаимодействие с заинтересованными сторонами является важным компонентом процесса отчетности |
Руководство подчеркивает важность определения и взаимодействия с заинтересованными сторонами для определения того, какие аспекты деятельности организации являются наиболее существенными. |
6. Практическая значимость |
Введение концепции |
Стандартизация процесса |
Фокус на существенность и учет мнения стейкхолдеров |
Источник: составлено авторами на основе [13-15].
Рекомендательный характер ESG-стандартов позволяет выбирать наиболее приемлемый для ее пользователей формат отчетности [3]. Сейчас ESG -стратегия представляет неотъемлемый элемент стра тегического планирования и управления рисками компании, которые впоследствии получают преимущества в привлечении инвестиций, улучшении репутации на рынке, повышении лояльности потребителей и сотрудников, а также в обеспечении долгосрочного вклада в социальное развитие и эффективность системы корпоративного управления, тем самым способствуя более ответственному и устойчивому развитию корпоративного сектора.
Проведенный анализ изменения нефинансовой отчетности в корпоративном секторе позволяет обозначить некоторые ключевые принципы, применимые для формирования концепции развития ESG -стратегии экономических субъектов государственного сектора, что открывает возможность адаптации практики корпоративного управления к специфическим условиям и задачам государственных организаций.
В государственном секторе, в отличие от корпоративного, предпосылки ESG зарождались со стороны экологической ответственности, а именно при формировании экологической политики путем создания специальных органов, имеющих в качестве своих целей повышение уровня защиты и охраны окружающей среды. В частности, в 1970 году в США для содействия защите экологии на государственном уровне было создано Агентство по охране окружающей среды США (United States Environmental Protection Agency; EPA) в ответ на идеи Рейчел Карсон, повлиявшей на сознание общества с помощью книги «Безмолвная весна», где автор впервые заставляет задуматься о влиянии человека на окружающую среду [10]. С помощью EPA впервые стали подниматься вопросы в области экологической справедливости, соответствия деятельности органов власти и коммерческих организаций, которые подвергались мониторингу со стороны Агентства в части раскрытия информации и формирования отчетности, экологическим нормам.
В сентябре 1987 года заключен Монреальский договор, устанавливающий постепенное прекращение производства и потребления веществ, вызывающих разрушение озонового слоя. Документ был подписан представителями 46 стра н и являлся основой для дальнейших обсуждений и соглашений, касающихся дру гих глобальных экономических проблем и формирования экологической ответственности экономических субъектов.
В этот же период на государственном уровне возрос интерес к устойчивому развитию, что было обусловлено выходом в 1987 году доклада ООН «Наше общее будущее» [9]. В первой части доклада рассматривались проблемы ограниченности ресурсов и экологической безопасности в широком контексте международной экономики, переживавшей спад в 1980-х годах. Согласно докладу, основополагающий принцип концепции устойчивого развития состоит в достижении сбалансированного экономического и социального прогресса, который носит долгосрочный характер, удовлетворяет актуальные потребности современного общества, сохраняет ресурсный потенциал для будущих поколений.
Это нашло отражение в следующей цитате: «Человечество способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности [9]».
Концепция устойчивого развития становится волнующим как общество, так и государство вопросом и выступает главной темой Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проводимой в 1992 году в Рио-де-Жанейро [5]. Основными задачами конференции выступили разработка теоретических оснований и принципов концепции, создание программы конкретных действий. По итогам были разработаны основные механизмы реализации устойчивого развития и стра тегия – план, получивший название «Повестка дня на XXI век».
Постепенно основные стра тегические направления развития стали закладываться в формирование стра тегических целей. Так, ООН созданы цели развития тысячелетия (2000), а вслед за ними цели устойчивого развития (2015), что обеспечило установку конкретных задач в области борьбы с бедностью, улучшения качества образования и здоровья, сотрудничества и партнерства, охраны окружающей среды и дру гих направлений определив четкую рамку понимания концепции устойчивого развития. Цели развития, установленные мировым сообществом, позволили компаниям и инвесторам понять, какие аспекты их деятельности оказывают наибольшее влияние на устойчивое развитие и как они могут внести вклад в достижение глобальных целей. Цели развития тысячелетия, а потом и цели устойчивого развития потребовали от стра н и организаций формировать отчеты о прогрессе достижения поставленных целей, поспособствовав стимулированию к активному раскрытию информации о экологических, социальных и управленческих показателях, что впоследствии оказало влияние на развитие стандартов в области ESG (рис. 2).
Рис. 2. Взаимосвязь ответственного инвестирования с ESG-факторами и целями устойчивого развития Источник: составлено авторами
Рис. 3 Система принципов, определяющих требования к раскрытию нефинансовой информации [2]
Рис. 4. Ретроспектива развития ESG -стратегии Источник: составлено авторами
В Российской Федерации вопросам, связанным с устойчивым развитием, придается первостепенное значение. В целях систематизации работы в данном направлении в 2020 году при Центральном банке Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) была создана Рабочая группа по вопросам устойчивого финансирования. Данная стру ктура включает в себя пять профильных подгрупп, которые объединяют экспертов различных секторов: сотрудников государственных ведомств, институтов развития, научного сообщества, участников финансового рынка, а также представителей саморегулируемых организаций. Основная задача Рабочей группы – разработка стра тегических планов и контроль за их выполнением в сфере устойчивого развития.
В 2021 году ЦБ РФ, руководствуясь стандартами GRI и лучшими международными практиками, установил рекомендации по раскрытию информации в области устойчивого развития для публичных акционерных обществ, в том числе имеющих в уставном капитале долю государственного участия, основанные на определенных принципах (рис. 3).
Согласно рекомендациям Банка России, публичные акционерные общества при составлении отчетности должны раскрывать нефинансовую информацию о стра тегии, корпоративном управлении, выстроенной бизнес-модели, проводимой политики, процедурах, рисках, ключевых показателей эффективности деятельности, а также иных существенных тем, затрагивающих экологические, социальные и управленческие аспекты.
Ежегодно высшим органом внешнего государственного финансового контроля (аудита) проводится мониторинг достижения целей устойчивого развития при реализации стра тегических документов и анализ мер стимулирования ведения бизнеса в ESG -концепции. Результаты мониторинга СП РФ свидетельствуют о наличии системных проблем в стра тегическом планировании деятельности федеральных органов исполнительной власти, что негативно сказывается на достижении национальных целей. Основной дефект системы проявляется в отсутствии четкой корреляции между стра тегическими установками и планируемыми результатами. Анализ региональных аспектов устойчивого развития, представленный в Бюллетене СП РФ (2023), констатирует значительные расхождения в показателях реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и региональных программ, сопоставляемых с целями устойчивого развития. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в большинстве случаев не используют цели устойчивого развития в качестве практического инструмента управления [1]. Таким образом, отмечается проблема взаимосвязи целей устойчивого развития и соответствующих целей, результатов деятельности организаций государственного сектора. В 2023 году СП РФ разработала и утвердила первый стандарт – Руководство по ESG -аудиту, содержащий модель зрелости, оценивающую работу как органов государственной власти, так и организаций по ESG -критериям.
От разрозненных инициатив в области корпоративной социальной ответственности и экологического регулирования до комплексных стандартов отчетности и интеграции ESG-факторов в бизнес-модели – таков путь, пройденный экономическими субъектами. Анализ ретроспективы развития ESG -стратегии позволил выделить ряд последовательных см ысловых этапов, которые раскрыты на рисунке 4.
Заключение
Таким образом, ESG-факторы становятся ключевыми при разработке и реализации государственной политики, а также построении бизнес-модели организаций. Это проявляется в разработке экологических программ, направленных на снижение выбросов парниковых га зов, защиту биоразнообразия и устойчивое использование природных ресурсов. Социальные аспекты ESG находят отражение в политике в области здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения равенства возможностей. В части корпоративной ответственности, принципы прозрачности, подотчетности и эффективности управления становятся приоритетными при организации деятельности как государственных органов, так и коммерческих организаций.
Результаты исследования направлены на формирование методологической основы для совершенствования ESG-стратегий с учетом организационно-правовых особенностей экономических субъектов разных секторов.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.