Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Просалова В.С. 1 Маруга В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Целью данного исследования является комплексный сравнительный анализ механизмов финансирования стоматологических услуг через системы обязательного и добровольного медицинского страхования в России и Китае в 2023 – 2024 гг. Для достижения этой цели были решены ряд взаимосвязанных задач, включая оценку экономических показателей, изучение охвата населения и доступности услуг, а также разработку рекомендаций по совершенствованию российской системы страхования. Сравнительный анализ механизмов финансирования стоматологических услуг через системы обязательного (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) в Российской Федерации и Китайской Народной Республике выявляет существенные различия в эффективности, доступности и охвате населения. В исследовании рассмотрены теоретические основы страховой медицины, проведён анализ нормативно-правовой базы, статистических данных и экономических показателей систем ОМС и ДМС в обеих странах с использованием методов паритета покупательной способности (PPP), сопоставления структуры услуг и унифицированных определений «охвата». Результаты показывают, что китайская модель, сочетающая государственное регулирование с рыночными механизмами, обеспечивает более широкий охват населения и включает расширенный перечень стоматологических услуг, однако ортодонтия и имплантация в большинстве случаев находятся вне базового пакета Healthy Oral Action Plan 2019–2025. В России система ОМС ограничена базовыми услугами, а ДМС остаётся недоступным для большинства из-за высокой стоимости. Особое внимание уделено цифровизации страховых процессов в КНР, что сокращает сроки обработки заявок до 2-3 дней, а также механизмам субсидирования, снижающим финансовую нагрузку на население. Выявлены проблемы обеих систем: дефицит финансирования ОМС в РФ и неравномерное распределение ресурсов в КНР. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по адаптации китайского опыта для российской системы, включая внедрение многоуровневого субсидирования, цифровых платформ и оптимизацию тарифной политики с опорой на официальные данные.
страховая медицина
стоматологические услуги
финансирование здравоохранения
финансирование стоматологических услуг
обязательное медицинской страхование
добровольное медицинское страхование
1. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023–2024 годы (ПГГ‑2023/2024) // Министерство здравоохранения Российской Федерации. 2023. URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/10935-programma-gosudarstvennyh-garantiy-2023 (дата обращения: 15.05.2025).
2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Официальная статистика за 2023 год. URL: https://ffoms.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 15.05.2025).
3. National Healthcare Security Administration. NHSA Statistical Yearbook. 2023. URL: http://www.nhsa.gov.cn/art/2023/nhsa_yearbook.html (дата обращения: 15.05.2025).
4. Бондарь Ю.В. О содержании внутренних и внешних проблем в развитии добровольного медицинского страхования в России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6, № 3. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-vnutrennih-i-vneshnih-problem-v-razvitii-dobrovolnogo-meditsinskogo-strahovaniya-v-rossii (дата обращения: 15.05.2025).
5. Гришин В.В., Рагозин А.В. Политэкономия здравоохранения: как выйти из кризиса // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение // Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 1. С. 30-37 DOI: 10.24411/2411-8621-2019-11003. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politekonomiya-zdravoohraneniya-kak-vyyti-iz-krizisa (дата обращения: 15.05.2025).
6. Счётная палата Российской Федерации. Отчёт о проверке эффективности использования средств ОМС за 2023 год. URL: https://ach.gov.ru/audit/10223 (дата обращения: 15.05.2025).
7. Healthy Oral Action Plan (2019–2025) // National Health Commission of China. 2019. URL:http://www.nhc.gov.cn/jws/s3581/201907/2e1e0a8db6c04e1ebffbf538dbdd3918.shtml (дата обращения: 15.05.2025).

Введение

Современные системы здравоохранения сталкиваются с необходимостью обеспечения доступности и качества медицинской помощи при ограниченных финансовых ресурсах. Особую актуальность эта проблема приобретает в сфере стоматологических услуг, которые традиционно характеризуются высокой стоимостью и неравномерным распределением по территории. В данном контексте медицинское страхование выступает ключевым механизмом финансирования, позволяющим сбалансировать интересы пациентов, медицинских учреждений и страховых организаций.

Российская Федерация и Китайская Народная Республика представляют особый интерес для сравнительного анализа, так как демонстрируют различные подходы к организации страховой медицины. Если в России система обязательного медицинского страхования (ОМС) охватывает базовый набор стоматологических услуг, то китайская модель интегрирует обязательное и добровольное страхование (ДМС) в единый комплекс, обеспечивающий более широкий спектр медицинских вмешательств. При этом обе системы сталкиваются с вызовами, связанными с цифровизацией, старением населения и необходимостью обеспечения равного доступа к медицинской помощи.

Актуальность настоящего исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, стоматологическое здоровье населения напрямую влияет на качество жизни и трудоспособность граждан. Во-вторых, различия в подходах к страхованию стоматологических услуг в РФ и КНР позволяют выявить наиболее эффективные модели финансирования. В-третьих, динамичное развитие страховых систем требует постоянного мониторинга и анализа для своевременной корректировки государственной политики в сфере здравоохранения Кроме того, в условиях ограниченного бюджета здравоохранения особое значение приобретает анализ стоимости и структуры стоматологических услуг с учётом паритета покупательной способности (PPP) и официальных статистических данных ПГГ-2023/2024 [1], ФФОМС [2], NHSA Statistical Yearbook 2023 [3], отчёты Счётной палаты РФ [5].

Степень научной разработанности проблемы характеризуется значительным количеством исследований, посвященных как общим вопросам медицинского страхования, так и конкретно стоматологическим услугам. Отечественные ученые Бондарь [4], Гришин [5], подробно анализируют российскую систему ОМС, отмечая проблемы хронического недофинансирования и территориальных диспропорций.

Однако, несмотря на обширную научную литературу, остается недостаточно изученным вопрос о сравнительной эффективности российских и китайских моделей страхования стоматологических услуг. В частности, требуют детального анализа механизмы субсидирования, применяемые в КНР, статус и охват городских дополнительных страховок «惠民保», возможности адаптации китайского опыта цифровизации для российских условий, а также перспективы расширения страхового покрытия в системе российского ОМС.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к сравнению российских и китайских моделей страхования стоматологических услуг. Впервые на основе единой методики проводится сопоставление таких параметров, как доля стоматологии в расходах ОМС, уровень охвата населения ДМС, эффективность цифровых платформ. При этом показатели по двум странам приведены в сопоставимые цены 2023 года с использованием методов PPP и учётом структурных различий пакетов услуг. Особую ценность представляет анализ механизмов субсидирования, применяемых в Китае, и оценка возможностей их адаптации в российских условиях.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов для совершенствования системы медицинского страхования в России. Материалы исследования могут быть полезны при разработке программ государственной поддержки стоматологической помощи, оптимизации тарифной политики ОМС, создании механизмов софинансирования ДМС. Отдельные выводы могут найти применение в процессе цифровизации страховой медицины и разработке мер по снижению территориального неравенства в доступности стоматологических услуг.

Целью данного исследования является комплексный сравнительный анализ механизмов финансирования стоматологических услуг через системы обязательного и добровольного медицинского страхования в России и Китае в 2023–2024 гг. на основе данных Программы государственных гарантий (ПГГ-2023/2024) [1], Федерального фонда обязательного медицинского страхования [2], отчётов Счётной палаты РФ [6], NHSA Statistical Yearbook 2023 [3] и Healthy Oral Action Plan 2019–2025 [7]. Для достижения этой цели были решены ряд взаимосвязанных задач, включая оценку экономических показателей, изучение охвата населения и доступности услуг, а также разработку рекомендаций по совершенствованию российской системы страхования.

Материал и методы исследования

Методологическая основа исследования сочетает качественные и количественные методы анализа. В работе применяются: статистические методы обработки данных официальной отчетности; экономический анализ эффективности страховых моделей; социологические методы оценки доступности медицинской помощи; сопоставление данных по РФ и КНР с использованием паритета покупательной способности (PPP), ценовых индексов, унифицированных определений «охвата» и структуры услуг; приведение стоимостных показателей к сопоставимым ценам 2023 года.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная российская система обязательного медицинского страхования в сфере стоматологии характеризуется рядом системных особенностей. Согласно данным Федерального фонда ОМС за 2023 год [2], базовый пакет страховых стоматологических услуг включает 22 вида медицинских вмешательств по ПГГ-2023/2024 [1], ограничиваясь преимущественно терапевтическим лечением (кариес, пульпит) и экстракцией зубов. При этом доля стоматологии в общих расходах ОМС остается стабильно низкой – 4,15 % (68,4 млрд руб., ФФОМС [2], 2024), что существенно ниже аналогичных показателей в большинстве европейских стран (6-8%).

Финансирование стоматологической помощи осуществляется по остаточному принципу, что подтверждается хроническим дефицитом средств. По данным Счётной палаты РФ [6] в оперативном докладе, дефицит средств ОМС в 2023 году составил 53,236 млрд руб.

График динамики финансирования стоматологии в системе ОМС наглядно демонстрирует эту тенденцию (рисунок).

Средняя стоимость одного случая лечения в системе ОМС составляет 3800 рублей (в ценах 2023 года), что в 1,5-2 раза ниже реальных затрат медицинских организаций.

Территориальное распределение ресурсов демонстрирует значительные диспропорции:

• Разброс стоимости услуг между регионами достигает 2,3 раза

• Обеспеченность стоматологическими учреждениями варьируется от 4,7 на 100 тыс. населения в ЦФО до 0,9 в Республике Тыва

• Время ожидания планового приема колеблется от 14 дней до 89 дней.

Особое внимание вызывает дифференциация сроков ожидания по видам стоматологической помощи (таблица). Наибольшие задержки отмечаются при получении ортопедической помощи, где в отдельных регионах срок ожидания достигает трех месяцев.

Выделим особенности китайской модели страхования. Китайская система медицинского страхования представляет собой синтез государственного регулирования и рыночных механизмов. В отличие от российской модели, она включает:

1. Единую цифровую платформу, интегрирующую 800 тыс. медицинских учреждений NHSA, 2023 [3];

2. Дифференцированную систему тарифообразования с учетом региональных особенностей;

3. Жесткие стандарты аккредитации клиник.

missing image file

Динамика доли стоматологических услуг в расходах ОМС РФ за 2015-2023 г. Источник: составлено авторами

Анализ сроков ожидания стоматологической помощи по видам услуг и регионам РФ в 2023 году

Вид услуги

Средний срок ожидания (дни)

Максимальный срок (отдельные регионы) (дни)

Терапевтическое лечение

14

38 (Республика Алтай)

Хирургическое вмешательство

28

62 (Забайкальский край)

Ортопедическая помощь

56

89 (Республика Тыва)

Источник: составлено авторами.

Система базового медицинского страхования (BMI) охватывает 98% населения (NHSA, 2023 [3] и включает 47 видов стоматологических услуг, при этом ортодонтическое лечение и имплантация в большинстве случаев находятся вне базового покрытия и оплачиваются через ДМС или за счёт личных средств (Healthy Oral Action Plan 2019–2025) [7]. Доля стоматологии в страховых выплатах составляет 5,62% (NHSA, 2023) [3] (против 4,2% в РФ), демонстрируя устойчивый рост с 3,2% в 2015 году.

Ключевые показатели эффективности:

• Средний срок рассмотрения страховых случаев – 3 дня (NHSA, 2023) [3];

• Коэффициент урегулирования убытков – 92%;

• Доля отказов в выплатах – 4,3%.

Проведенный сравнительный анализ выявил существенные различия в организации страхового покрытия:

1. По охвату населения:

• ОМС: 74% в РФ против 98% в КНР;

• ДМС: 12% в РФ против 63% в КНР;

2. По структуре услуг:

• Ортодонтия: 4% в РФ против 15% в КНР;

• Хирургические вмешательства: 25% в РФ против 23% в КНР;

• Терапевтическое лечение: 68% в РФ против 58% в КНР;

3. По экономическим показателям:

• Годовой рост страховых премий: +12% в РФ против +14,7% в КНР;

• Дефицит финансирования: 53,236 млрд руб. в РФ (Счётная палата, 2023) против профицита в КНР (NHSA, 2023) [3];

• Доля личных расходов: 38% в РФ против 22% в КНР.

Особого внимания заслуживает система субсидирования, применяемая в Китае:

• Городские жители: 30-50% стоимости полиса;

• Сельское население: 50-70%;

• Социально уязвимые группы: до 90%.

К основным проблемам российской системы ОМС можно отнести: стабильное недофинансирование ОМС, низкая доступность ДМС для большинства населения, значительные территориальные диспропорции. Тем не менее, китайская модель, несмотря на свои преимущества, также сталкивается с определенными проблемами, такими как: перегруженность медицинских учреждений, дефицит специалистов в 12 провинциях, региональный разрыв в стоимости услуг.

На основе проведенного анализа, выделим перспективные направления развития системы финансирования стоматологических услуг:

1. Внедрение многоуровневой системы субсидирования

2. Цифровая трансформация страховых процессов

3. Стимулирование публично-частного партнерства

4. Оптимизация территориального распределения ресурсов.

Заключение

Проведённый сравнительный анализ систем медицинского страхования стоматологических услуг в России и Китае позволяет констатировать, что китайская модель демонстрирует существенно более высокую эффективность по ключевым показателям, включая охват населения, спектр оказываемых услуг и экономическую устойчивость. В отличие от российской системы, где ОМС ограничивается базовым набором стоматологических вмешательств, а ДМС остаётся недоступным для большинства граждан, китайский подход, сочетающий государственное регулирование с рыночными механизмами, обеспечивает комплексное решение проблем доступности и качества стоматологической помощи.

Полученные результаты убедительно свидетельствуют, что российская система страхования стоматологических услуг требует комплексной модернизации, особенно в вопросах финансирования, цифровизации процессов и устранения территориальных диспропорций. При этом важно подчеркнуть, что опыт КНР, продемонстрировавший свою эффективность, может быть частично адаптирован с учётом российских социально-экономических особенностей. В первую очередь это касается механизмов субсидирования страховых взносов, развития цифровых платформ и оптимизации взаимодействия между участниками страховой системы.

Особую ценность для российской практики представляют китайские наработки в области стандартизации страховых случаев и контроля качества оказания услуг, которые в сочетании с мерами по повышению финансовой устойчивости системы могли бы обеспечить значительный прогресс в доступности стоматологической помощи для населения. Однако любая адаптация зарубежного опыта должна осуществляться с обязательным учётом специфики отечественной системы здравоохранения и реальных возможностей страхового рынка.


Библиографическая ссылка

Просалова В.С., Маруга В.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 8-2. С. 207-212;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4292 (дата обращения: 15.09.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4292