Введение
Проблема экономического роста в развивающихся странах актуально не только из-за экономического соревнования между ними и развитыми странами, но и потому, что существует необходимость поддержания на определенном уровне качества и условий жизни трудящихся. Уровень и качество жизни по своей природе динамичны и противоречивы. Проблема состоит в том, что контрасты между развивающимися и развитыми странами во времени не исчезают, а, наоборот, усиливаются [1]. К примеру, в развитых странах уровень производительности труда отличается на несколько порядок чем в большинстве развивающихся стран. Значительную трудность здесь представляет поиск конкретных путей экономического развития, повышения благосостояния населения, ибо историческое прошлое ставит для этих стран серьезные препятствия.
Цель исследования: провести сравнительный анализ динамики социально-экономических показателей Узбекистана за 30 лет с разбивкой на три этапа, охватывающие: первый – с 1994 по 2003 г., второй – с 2004 по 2013 г. и третий – с 2014 по 2023 г., и сделать выводы об уровне экономического развития и благосостояния населения. Объект исследования – макроэкономические процессы. Предмет – сравнительный анализ развития национальной экономики и благосостояния населения.
Материалы и методы исследования
В качестве основных методов исследования в работе использованы общенаучные методы сравнительного анализа, общей теории эффективности, исторических аналогий, а также статистических наблюдений и оценок, обработки данных.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные государственной статистической отчетности Национальный комитет Республики Узбекистан по статистике, собственные базы данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Экономический рост отражает сущность общественного производства в динамике – количественном увеличении и качественном совершенствовании материальных благ и факторов производства; ему присущи направленность, общественная необходимость, а также государственное регулирование [2].
Современные факторы экономического роста Республики Узбекистан можно классифицировать на шесть групп: земля и природные ресурсы, капитал (физический и денежный, нематериальный), труд, инновации, интеграция, социально-экономические и другие [3]. Каждую группу может охарактеризовать определенная система макроэкономических показателей.
Для Республики Узбекистан проблема качества роста имеет особую значимость. За годы реформ и социалистического управления страной, по известным причинам, результаты развития экономики оценивались в низкой конкурентоспособности отечественной продукции, деформациях структуры производства, обусловленных его высокой ресурсоемкостью, значительном отставании уровня жизни населения от показателей стран, имеющих аналогичный уровень индустриального развития, но с развитой рыночной экономикой.
По нашему мнению, к числу важнейших проблем экономического роста в республике можно отнести повышение уровня жизни, обеспечивающего его удовлетворение при задаваемом рынком уровне цен. При определении качества жизни следует обратить внимание на взаимосвязь его субъективной стороны, желаемого самим человеком в зависимости от его менталитета, воспитания, принадлежности к конфессии, и объективной стороны этого понятия, обеспечиваемой стандартами условий жизни, формируемыми государством и обществом.
Главным достижением любой экономики по праву считается неуклонное повышение уровня и качества жизни граждан. Оно отражается в таких показателях, как ВВП на душу населения, рост продолжительности жизни, рост численности населения и др. В таблице 1 представлены некоторые значимые социально-экономические показатели Республики Узбекистан за 30 лет, которые могут охарактеризовать и развитие экономики, и уровень благосостояния граждан.
Как известно, растущая потребность человека зависит: а) от предложения благ производителями, б) от уровня цен при исторически обусловленных уровнях производительных сил и производственных отношений [5], и, наконец, в) от уровня и темпов инновационной экономики, обусловленных темпами развития техники и технологий не только внутри страны, но и извне [6]. Все это, как выяснилось в ходе анализа, наблюдается в динамике показателей развития экономики Узбекистана.
В частности, один из результирующих показателей республики – динамика продолжительности жизни граждан. Она выглядит следующим образом: 1991 – 66,4 года; 1995 – 69,1 года; 2000 – 70,8 года; 2005 – 71,8 года; 2010 – 73 года; 2015 – 73,6 года; 2020 – 73,4 года; 2024 – 75,1 года [4]. Как видим, по сравнению с 1991 г. (66,4 года) в 2024 году средняя продолжительность жизни увеличилась до 75,1 года, что составляет прирост почти 9 лет, или 113,1%. Другой, не менее важный, показатель – численность населения: на 1 января 2025 г. она составила 37,5 млн человек против 20,6 млн человек в 1991 г. Абсолютный прирост составляет 18,9 млн человек, или рост 191,7%.
Таблица 1
Динамика макроэкономических показателей Республики Узбекистан за 30 лет (1994-2023 гг.)
Показатель/Годы |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2003/1994 *100% |
Номинальный ВВП, млрд дол. США |
8,2 |
12,7 |
17,5 |
18,4 |
18,7 |
21,4 |
17,2 |
14,6 |
12,1 |
12,7 |
154,87 |
ВВП на душу населения долл. США на чел. |
377,5 |
557,4 |
753,5 |
777,5 |
777,5 |
880,2 |
697,8 |
584,8 |
478,8 |
496,7 |
131,6 |
Среднегодовой курс валюты к долл. США, сумов |
26 |
50 |
70 |
112 |
180 |
450 |
950 |
1100 |
1450 |
1280 |
4923,0 |
Темпы роста, % |
-5,2 |
-0,90 |
1,7 |
5,2 |
4,3 |
4,3 |
3,8 |
4,2 |
4,0 |
4,2 |
Сред. 2,6* |
Показатель/Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2013/2004 *100% |
Номинальный ВВП, млрд дол. США |
15,0 |
17,9 |
21,3 |
28,0 |
35,9 |
41,9 |
49,8 |
60,2 |
67,5 |
73,2 |
488 |
ВВП на душу населения долл. США на чел. |
580 |
684,0 |
804,1 |
1042 |
1315 |
1509 |
1744 |
2051 |
2267 |
2420 |
417,2 |
Среднегодовой курс валюты к долл. США, сумов |
982 |
1060 |
1185 |
1240 |
1292 |
1398 |
1520 |
1647 |
1804 |
1988 |
202,4 |
Темпы роста, % |
7,4 |
6,9 |
7,4 |
9,5 |
9,0 |
8,0 |
7,6 |
7,8 |
7,4 |
7,6 |
Сред. 7,8 |
Показатель/Годы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2014 *100% |
Номинальный ВВП, млрд дол. США |
80,8 |
85,7 |
85,7 |
62,1 |
52,9 |
60,3 |
60,2 |
69,6 |
81,2 |
82,5 |
102,1 |
ВВП на душу населения долл. США на чел. |
2627 |
2738 |
2691 |
1917 |
1605 |
1596 |
1759 |
1991 |
2278 |
2266 |
86,2 |
Среднегодовой курс валюты к долл. США, сумов |
2420 |
3074 |
2827 |
3251 |
8150 |
9500 |
10130 |
10700 |
11100 |
12305 |
508,5 |
Темпы роста, % |
7,2 |
7,4 |
6,1 |
4,5 |
5,1 |
5,5 |
0,6 |
7,4 |
5,7 |
5,7 |
Сред. 5,5 |
* Среднее значение темпы роста за 10 лет.
Источник: составлено автором по материалам [7] и данные Национальный комитет Республики Узбекистан по статистике [8].
Поэтапный анализ ВВП на душу населения свидетельствует о следующем: в конце первого этапа, в 2003 году, показатель достиг уровня 500 долларов, увеличившись с 377 долларов в 1993 году, при этом рост составил 31,6%; в конце второго этапа, в 2013 году, – 2420 долларов против 580 долларов в 2004 году, рост составил 4 раза; третий этап: в конце 2023 года – 2266 долларов против 2627 долларов в 2014 году, падение составило 86,2%.
Анализ показателей, таких как инфляция (табл. 2), среднегодовой курс национальной валюты и объем госдолга, свидетельствует об устойчивом ухудшении ситуации для жителей. Даже стабильный темп роста (в среднем 5,5% ежегодно) не смог удвоить ВВП страны за последние десять лет из-за высокой волатильности курса валюты (за 2014-2023 гг. узбекский сум по отношению к доллару США ослабел более чем в 5 раз) и темпов инфляции.
Таблица 2
Динамика инфляции за 30 лет в Республики Узбекистан, %
Показатель/Годы |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Всего за 10 лет, % |
Инфляция |
15,7 |
3,5 |
1,54 |
1,70 |
1,29 |
1,29 |
1,25 |
1,27 |
1,27 |
1,12 |
714,32 |
Показатель/Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего за 10 лет, % |
Инфляция |
1,07 |
1,10 |
1,13 |
1,11 |
1,13 |
1,12 |
1,12 |
1,12 |
1,12 |
1,12 |
294 |
Показатель/Годы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего за 10 лет, % |
Инфляция |
1,09 |
1,08 |
1,09 |
1,14 |
1,17 |
1,14 |
1,13 |
1,11 |
1,11 |
1,12 |
304,2 |
* Среднее значение темпы роста за 10 лет. Источник: составлено автором по материалам [7] и данные Национального комитета Республики Узбекистан по статистике [8].
Рис. 1. Динамика номинального ВВП Узбекистана, млрд дол. США
Рис. 2. Динамика номинального ВВП на душу населения Узбекистана, млрд дол. США
На рис. 1-2 наглядно представлена динамика развития социально-экономических показателей Узбекистана.
На графиках видна длительная устойчивая тенденция роста ВВП и ВВП на душу населения.
Рис. 3. Динамика темпы роста и госдолга Узбекистана
Таблица 3
Основные макроэкономические показатели Республики Таджикистан
Показатели |
1991 |
2021 |
2021/1991 |
|
Валовой внутренний продукт, млрд долл. США |
2,8 |
8,3 |
2,96 |
|
ВВП на душу населения, |
сомони/чел |
1909 |
5708 |
3 |
долл. /чел |
537 |
891 |
1,65 |
|
Среднемесячная реальная начисленная зарплата работников предприятий и организаций |
сомони |
370* |
1278 |
3,45 |
долл. США |
176 |
134 |
0,76 |
|
Обменный курс национальной валюты к доллару США (в среднем за год) |
2,36* |
10,32 |
4,37 |
|
Индекс потребительских цен, % |
100** |
628 |
6,28 |
|
Численность населения, тыс. чел. |
5505,6 |
9721,4 |
1,76 |
* – данные за 2001 г., ** – 2001 г. взят как базовый.
Источник: составлено и рассчитано автором на основе [11].
Регрессионные связи темпов роста от динамики госдолга Республики Узбекистан, полученные на ПК с помощью пакета прикладных программ «Статистика», выдали следующую зависимость: темпы роста = 37,98 – 2,83 госдолга, где коэффициент множественной корреляции составляет 0,425, а R-квадрат = 0,181. Как видно из рис. 3, на отрезке между 2007 г. и 2015 г. наблюдается некоторая тесная корреляционная связь между показателями (отчасти это связано с мировым кризисом), а в целом, на длительный период, нет никакой логики. Таким образом, сделан вывод о том, что между темпами роста и госдолгом нет существенной корреляционной связи. Следовательно, Кабинету министров Узбекистана не имеет смысла увеличивать долг ради повышения уровня и качества жизни граждан, а также ускорения темпов экономического развития.
В динамике составляющие элементы качества жизни расширяются в зависимости от развития уровня технологий. По уровню качества жизни Республика Узбекистан за 30 лет достигла значительных успехов в обеспечении населения благами, включая современные: развитую транспортную сеть, связь (в том числе мобильную), банковскую систему (включая приложения банковских услуг через гаджеты), доступные интернет-услуги, Госуслуги, торговлю (включая маркетплейсы), высокий уровень образования населения и современный уровень медицины, строительный бум и другие [9]. Вместе с тем, к сожалению, темпы роста доходов граждан во многом уступают фактическому темпу роста предлагаемых инновационных благ в стране, что обуславливает недовольство определённого контингента или слоя населения: они чувствуют себя беднее, чем другие. В республике, по разным подсчетам, средний класс составляет от 28 до 30% [10].
В целях достоверности заключения выводов об экономике Узбекистана мы привели сравнительный анализ макропоказателей соседней страны – Республики Таджикистан (табл. 3). Как видно, за анализируемый период, несмотря на рост ВВП на душу населения в Таджикистане (он увеличился с 537,0 долл. до 891,0 долл. на человека), потребительские цены в республике выросли в 6,28 раза. Если в 2001 г. бедные составляли около 21%, то в 2021 г. их доля превысила 65%. Если в 2001 г. средний класс составлял более 65% от общей численности населения страны, то к 2020 г. общество резко поляризовалось на богатых и бедных, и тем самым почти ликвидирован средний класс. Он может составить около 10%.
Что касается инновационного потенциала Узбекистана, то возможности финансовых ресурсов, наличие эффективных рыночных институтов, адекватно отвечающих чаяниям предпринимателей, с одной стороны, и развитый уровень инновационной инфраструктуры в городах и районах, с другой, облегчают на практике реализацию основных направлений Стратегии развития «Узбекистан-2030».
Заключение
Поэтапный анализ динамики ВВП на душу населения свидетельствует о противоречии между экономическим развитием и комфортным проживанием. В 1994–2013 гг., возможно, население накопило существенный уровень сбережений и направило эти средства в собственный бизнес, благодаря чему был придан существенный импульс развитию предпринимательства в стране. Период с 2014 по 2023 гг. характеризуется периодом интенсивного инвестирования в экономику государством и бизнесом ради повышения в будущем уровня и качества жизни.
Низкие показатели государственного долга в стране – положительный момент, а сейчас, по факту, более 35%. Будущую экономическую стратегию развития Узбекистана в ближайшие годы, до 2030 г., следует осуществлять исходя из собственных финансовых возможностей, чтобы не попасть в долговую ловушку развитых стран и международных финансовых институтов.
Несмотря на такую противоречивую динамику социально важных показателей развития экономики и повышения уровня жизни, узбекистанцы демонстрируют оптимизм, и это отражается в приросте их численности (ежегодно от 700 тыс. до 1 млн человек), а суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составляет 3,3 на одну женщину.
Библиографическая ссылка
Урунов А.А. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МАКРОПОКАЗАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 7-1. С. 146-152;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4235 (дата обращения: 26.07.2025).