Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Некрасов К.В. 2 Набоков В.И. 1, 3 Салимгареева А.Р. 3 Буйлушкина Л.Н. 3
1 Уральский государственный аграрный университет
2 Уральский государственный университет путей сообщения
3 Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Нижневартовске
Узкая направленность Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на эксплуатацию природных ресурсов создает ограничения для его экономического роста, способствуя постепенному ослаблению регионального потенциала. Преодоление данного вызова требует ускорения технологической трансформации и активизации новаторских инициатив. Тем не менее, проведенные исследования указывают на минимальный уровень инновационной вовлеченности предприятий основного сектора региона – нефтегазовой индустрии. Согласно материалам регулярных статистических наблюдений, осуществляемых территориальным отделением Росстата, ключевыми препятствиями для внедрения новых подходов выступают значительные финансовые издержки, повышенные экономические риски и ограниченная поддержка со стороны государства. Дополнительно осложняет ситуацию недостаточная разработанность правовых норм, включая отсутствие стимулирующих законодательных положений, а также устаревшие технические нормы и стандарты, не адаптированные к современным технологическим реалиям. Оценка региональных правовых актов, управляющих инновационной деятельностью нефтегазовых компаний Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, совместно с экспертным анализом выявила недостаточную детализацию нормативной базы, отсутствие прозрачных подходов к отбору проектов для государственной помощи и избыточную бюрократизацию процедур получения поддержки. Для устранения указанных барьеров требуется создание и внедрение в регионе интегрированной системы законодательных норм, направленных на поддержку инноваций. Эта система должна включать четкие параметры и процедуры отбора проектов для финансирования, а также положения, регулирующие аспекты интеллектуальной собственности и развитие сотрудничества между государством и частным сектором. Применение таких мер способно значительно усилить инновационный потенциал нефтегазовых предприятий, повысить их конкурентные позиции и заложить основу для устойчивого экономического прогресса.
организации нефтяной и газовой промышленности
инновационная деятельности
факторы препятствующие инновационной деятельности
правовое обеспечение инновационной деятельности
государственная поддержка инновационной деятельности
1. Лебедева М.Е. Оценка влияния инновационной деятельности на социально-экономическое развитие нефтегазовых регионов России: дис. … канд. экон. наук. Москва, 2022. 139 с.
2. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao (дата обращения: 25.05.2025).
3. Росстат/Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 23.05.2025).
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 декабря 2020 г. N 133-оз «О регулировании отдельных вопросов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями от 1 июля, 29 сентября 2022 г.)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/decisions/detail.php?ID=65423 (дата обращения: 23.05.2025).
5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2016 г. N 23-оз «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями 13 декабря 2018 г., 18 октября 2019 г., 7 июля 2021 г., 29 сентября 2022 г., 28 сентября 2023 г., 28 февраля 2025 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/decisions/detail.php?ID=65423 (дата обращения: 23.05.2025).
6. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 20.12.2013 N 555-п (ред. от 23.06.2017) «О Порядке формирования и ведения Реестра приоритетных инновационных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/decisions/detail.php?ID=65423 (дата обращения: 23.05.2025).
7. Формирование и развитие человеческого капитала в сельских территориях / Б.А. Воронин, В.Н. Потехин, Н.А. Потехин и др. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. 136 с. ISBN: 978-5-87203-476-6. EDN: XRWFZC.
8. Набоков В.И., Некрасов К.В., Зуева О.Н., Донскова Л.А. Отраслевые особенности как фактор формирования и развития логистических систем в АПК / // Аграрный вестник Урала. 2016. № 12(154). С. 102-104. EDN: XWQVVL.
9. Nabokov V.I., Mingalev V.D., Pustuyev A.L. et al. Marketing information analysis on educational service quality in terms of innovative activity // The Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2018. Vol. 8, No. S-MRCHSPCL. P. 31-38. DOI: 10.7456/1080MSE/104. EDN: YOXPSH.
10. Бессонова Т.Н. Региональные аспекты инновационного развития нефтегазодобывающего региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 89-97. DOI: 10.24143/2073-5537-2018-3-89-97. EDN: XYZDNJ.
11. Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. URL: https://investugra.ru/investment-potential/regulatory/ (дата обращения: 23.05.2025).

Введение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет значительный экономический потенциал благодаря добыче и переработке углеводородов. Это делает округ важным регионом Российской Федерации. Узкая специализация в сырьевом секторе ограничивает возможности округа для социально-экономического развития. Это приводит к повышенной уязвимости перед внешними факторами. Низкая адаптивность к изменениям рынка ограничивает возможности округа. Зависимость от государственных субсидий усиливает уязвимость. Постепенное снижение экономического потенциала из-за истощения существующих месторождений.

Для преодоления этих ограничений необходимо гармоничное сочетание сырьевой специализации с активным научно-технологическим развитием региона.

Критически важным направлением является стимулирование инновационной деятельности, что требует незамедлительных мер по разработке и внедрению нововведений. Инновационная деятельность предприятий нефтегазовой отрасли ХМАО-Югры характеризуется следующими особенностями:

- высокие риски, связанные с внедрением инноваций;

- значительная капиталоемкость инновационных проектов, требующих крупных финансовых вложений;

- преобладание радикальных инноваций, основанных на принципиально новых изобретениях, которые формируют ранее неизвестные технологические процессы и решения;

- ориентация инноваций преимущественно на удовлетворение производственных потребностей, а не на конкурентные факторы регионального или отраслевого рынка;

- недостаточно выраженный предпринимательский подход в инновационной политике, что приводит к технологическому консерватизму.

Инновации в российских предприятиях нефтегазовой промышленности классифицируются следующим образом:

- «Организационные»: внедрение новаторских подходов к управлению, ведению бизнеса и организации внешнеэкономических связей.

- «Технологические»: разработка и применение новых или значительно усовершенствованных методов добычи и переработки углеводородов.

- «Экологические»: создание новых или улучшенных технологий, продукции, услуг и производственных процессов, направленных на повышение экологической безопасности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

- «Маркетинговые»: внедрение новых или усовершенствованных маркетинговых стратегий, включая изменения в дизайне и упаковке продукции, использование инновационных методов продаж, презентации товаров и услуг, а также разработку оригинальных ценовых подходов [1].

Реализация данных направлений позволит повысить инновационную активность предприятий, укрепить их конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие региона в условиях глобальных экономических и экологических вызовов.

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики и ее Управление по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, а также итоги собственных исследований авторов данной публикации правовых аспектов инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности ХМАО-Югры. При этом применялись общенаучные способы познания, способы сравнения, анализа и обобщения данных, которые были получены при исследовании, а также данных, которые были взяты из отечественных и зарубежных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показало, что предприятия нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуются крайне низкой инновационной активностью. В таблице 1 представлены сведения о доле организаций региона (за исключением малых предприятий), ведущих инновационную деятельность, включая компании, занятые в сфере «добыча полезных ископаемых» [2]. Эти данные выражены в процентах от общего числа обследованных организаций по состоянию на конец года, демонстрируя ограниченную вовлеченность сектора в инновационные процессы.

Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность связана с высокой капиталоемкостью проектов и недостаточной поддержкой со стороны региональных и федеральных властей, что требует пересмотра подходов к стимулированию нововведений в отрасли.

Анализ статистических данных свидетельствует о низком уровне инновационной активности предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, измеряемом как доля организаций, внедрявших инновации в течение года, по сравнению с их общим количеством. За последние пять лет этот показатель не превысил 7,4%, а в 2023 году снизился до 5,7%, что значительно ниже среднего уровня по России (11,3%) [3].

Таблица 1

Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли инновационную деятельность [3]

 

2019

2020

2021

2022

2023

Количество инновационно активных организаций ХМАО-Югры

5,0

7,4

6,6

6,0

5,7

в том числе

         

вида экономической

деятельности «добыча

полезных ископаемых»

7,0

10,1

8,8

9,1

8,4

из них

         

добыча нефти и природного газа

17,2

23,3

20,0

23,6

23,1

добыча прочих полезных ископаемых

-

16,7

-

-

-

предоставление услуг в области

добычи полезных ископаемых

3,6

6,5

6,3

5,9

5,6

Источник: Росстат/Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science.

В стратегически важном для региона секторе «добыча полезных ископаемых» инновационная активность также остается недостаточной. Максимальный уровень в 10,1% был достигнут в 2020 году, но к 2023 году показатель сократился до 8,4%. Для сравнения, общероссийский уровень инновационной активности в данном секторе в 2023 году составил 7,2%, что также указывает на ограниченную вовлеченность отрасли в инновационные процессы.

Предприятия сектора «добыча полезных ископаемых» классифицируются на три группы:

1. Добыча сырой нефти и природного газа: эта категория демонстрирует наибольшую инновационную активность, достигнув 23,1% в 2023 году, что связано с внедрением передовых технологий в разведке и добыче.

2. Добыча прочих полезных ископаемых: предприятия этой группы в последние три года не проявляли инновационной активности, что подчеркивает стагнацию в данном сегменте.

3. Оказание услуг в сфере добычи полезных ископаемых: сервисные компании показали крайне низкий уровень инноваций, составивший 5,6% в 2023 году, что замедляет технологический прогресс в отрасли.

Особое значение для нефтегазового сектора региона имеют технологические инновации, которые представляют собой результат новаторской деятельности, воплощенный в новых или существенно улучшенных продуктах, услугах и производственных процессах, уже применяемых на практике. Данные о предприятиях ХМАО-Югры (за исключением малых предприятий), внедрявших технологические инновации, представлены в таблице 2.

Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность обусловлена такими факторами, как высокая капиталоемкость проектов, ограниченный доступ к финансированию и недостаточная поддержка со стороны государства, что требует комплексных мер для стимулирования инноваций в регионе.

Анализ статистических данных показывает, что в 2023 году только 9,4% предприятий, относящихся к сектору «добыча полезных ископаемых» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, внедряли технологические инновации. Наиболее высокий показатель был отмечен в 2020 году, когда он достиг 12,4%.

Предприятия, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа, демонстрируют более значительную инновационную активность по сравнению с другими категориями сектора. В то же время компании, занятые добычей прочих полезных ископаемых, в течение последних трех лет не проявляли инновационной деятельности. Низкий уровень вовлеченности в инновации также характерен для сервисных предприятий, предоставляющих услуги в области добычи полезных ископаемых: в 2023 году их показатель оказался минимальным, что частично ограничивало внедрение нововведений в отрасли в целом.

Таблица 2

Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли в 2019-2023 годах технологические инновации [2]

 

2019

2020

2021

2022

2023

Всего инновационно активных организаций

9,5

12,9

10,2

10,0

9,7

в том числе

         

по виду экономической

деятельности «добыча

полезных ископаемых»

8,9

12,4

9,4

10,5

9,4

из них

         

добыча нефти и природного газа

22,7

34,1

24,4

28,9

27,5

добыча прочих полезных ископаемых

-

20,0

-

-

-

предоставление услуг в области

добычи полезных ископаемых

4,5

6,4

6,0

6,5

5,8

Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.

Дополнительно стоит отметить, что ограниченная инновационная активность связана с такими факторами, как высокие затраты на разработку и внедрение новых технологий, а также недостаточная поддержка со стороны региональных властей, что подчеркивает необходимость разработки мер для стимулирования технологического прогресса в секторе.

Ключевая причина низкой инновационной активности предприятий нефтегазовой отрасли заключается в накоплении ряда серьезных отраслевых проблем, создающих значительные барьеры для внедрения нововведений. Характер и содержание инновационной деятельности этих предприятий зависят от множества факторов, среди которых выделяются:

- «Внешние факторы», не зависящие от предприятий, включая недостаточно эффективное институциональное стимулирование инновационной деятельности в нефтегазовой промышленности;

- «Внутренние факторы», связанные с особенностями управления, финансирования и организации инновационных процессов на самих предприятиях. В качестве основных:

- недостаточная координация данной инновационной деятельности предприятий отрасли;

Исследования выявляют ряд препятствий, существенно ограничивающих возможности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по внедрению инноваций. Ключевые факторы, сдерживающие инновационную активность, включают:

1. Утрата высококвалифицированных кадров в последние годы, что снижает потенциал предприятий для разработки и реализации новаторских проектов.

2. Недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности, включая ограниченный доступ к финансированию и льготам.

3. Отставание научных исследований от актуальных потребностей отрасли, что затрудняет разработку востребованных технологических решений.

4. Институциональные барьеры, такие как сложные бюрократические процедуры и несовершенство нормативной базы.

5. Ограниченность финансовых ресурсов, доступных предприятиям для инвестиций в инновационные разработки.

6. Высокая экспортная ориентация компаний, что зачастую снижает их мотивацию к внедрению инноваций для внутреннего рынка.

Эти ограничения требуют комплексного подхода, включающего совершенствование правового регулирования, усиление финансовой поддержки и развитие кадрового потенциала.

Периодические обследования, проводимые региональным органом Федеральной службы государственной статистики, предоставляют данные о факторах, влияющих на функционирование и инновационную деятельность предприятий ХМАО-Югры. В таблице 3 представлены сведения о количестве организаций сектора «добыча полезных ископаемых», отметивших препятствия для внедрения инноваций.

Дополнительно можно отметить, что решение указанных проблем требует не только региональных инициатив, но и координации с федеральными программами, направленными на стимулирование технологического прогресса в нефтегазовой отрасли.

Анализ факторов, сдерживающих инновационную активность предприятий сектора «добыча полезных ископаемых» в ХМАО– Югре, проведенный с применением количественной шкалы оценки, выявил основные препятствия. К ним относятся:

- значительные расходы на внедрение новых технологий, вызванные сложностью и высокой капиталоемкостью разработок;

- ограниченный объем финансовых средств, которыми располагают компании для финансирования инновационных инициатив;

- высокая степень экономических рисков, обусловленных неопределенностью возврата вложенных средств;

- недостаток государственной финансовой помощи, что ограничивает возможности предприятий в сфере инноваций [9].

Дополнительно, информация из таблицы 3 указывает на дефицит нормативных и законодательных документов, способных эффективно регулировать и поощрять инновационную деятельность. Кроме того, текущие технические нормы, стандарты и правила, регулирующие использование новых технологий, в значительной степени устарели и не соответствуют современным технологическим стандартам. 14 предприятий указали (в 2023г.), что данный фактор является значительным, 74 – незначительным, тем не менее имеет место.

Таблица 3

Число предприятий ХМАО – Югры вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», которые оценили факторы, препятствующие инновациям, за 2022 – 2023 гг., единиц [2]

Факторы

Незначительный

Значительный

Основной

2022

2023

2022

2023

2022

2023

Недостаток собственных денежных средств

57

51

48

51

13

14

Недостаток финансовой господдержки

51

56

32

28

5

5

Недостаток кредитов или прямых инвестиций

72

75

14

16

5

7

Неопределенный рыночной спрос

 

66

 

28

 

2

Высокая стоимость нововведений

43

44

63

59

17

19

Высокий экономический риск

56

58

46

46

11

13

Высокая конкуренция на рынке

57

72

45

29

7

6

Низкий инновационный потенциал

предприятия

56

65

19

19

10

10

Недостаток квалифицированного персонала

60

66

41

37

5

6

Недостаток информации о новых технологиях

74

77

16

11

2

4

Недостаток информации о рынках сбыта

76

78

11

14

2

2

Неразвитость кооперационных связей

65

68

11

11

1

-

Несоответствие приоритетам организации

62

64

7

8

6

4

Недостаточность и несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, несовершенство действующих технических регламентов, правил и стандартов

70

74

11

14

3

-

Неразвитость инновационной инфраструктуры

74

78

17

18

1

1

Низкий спрос на новые товары, работы, услуги

64

-

27

-

3

-

Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

69

76

30

24

3

3

Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.

Регулирование инновационной деятельности в ХМАО-Югре осуществляется на основе следующих ключевых нормативных документов:

1. Закон ХМАО-Югры от 25 декабря 2020 г. № 133-оз «О регулировании отдельных вопросов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности» (с изменениями от 1 июля и 29 сентября 2022 г.).

2. Закон ХМАО-Югры от 31 марта 2016 г. № 23-оз «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями от 13 декабря 2018 г., 18 октября 2019 г., 7 июля 2021 г., 29 сентября 2022 г., 28 сентября 2023 г., 28 февраля 2025 г.) [5].

3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 20 декабря 2013 г. № 555-п (в редакции от 23 июня 2017 г.) «О порядке формирования и ведения Реестра приоритетных инновационных проектов» [6].

В процессе исследования была выполнена оценка основных нормативно-правовых документов, касающихся инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности округа. Ее выполнили 5 квалифицированных в данной области экспертов. Экспертиза выявила ряд существенных недостатков, препятствующих эффективному развитию инновационной деятельности в нефтегазовом секторе региона, а именно:

- недостаточная детализация законодательства (3,9 балла из 5). Например, Закон № 133-оз не устанавливает четких критериев оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, что приводит к субъективности решений и снижению прозрачности процессов;

- устаревшие технические стандарты (4,3 балла из 5). Действующие регламенты и нормы не учитывают современные технологические тренды, что ограничивает внедрение новаторских решений;

- сложности в доступе к поддержке (3,6 балла из 5). Процедуры получения государственной помощи остаются громоздкими и забюрократизированными, что снижает привлекательность региона для инвесторов.

Для преодоления указанных ограничений предлагается разработать и внедрить новые нормативные акты, включающие прозрачные механизмы отбора проектов, меры по защите интеллектуальной собственности и стимулирование государственно-частного партнерства. Упрощение процедур финансирования и модернизация технических стандартов также будут способствовать активизации инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности предприятий и устойчивому развитию экономики региона.

Основные проблемы включают:

- «Низкая конкретизация законодательства». Например, Закон № 133-оз не содержит четких критериев и методов оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, а также не устанавливает конкретных требований к таким проектам. Это создает риски необоснованных решений и потенциальных нарушений при распределении поддержки [4].

- «Бюрократизация процедур». В последние годы процесс получения государственной поддержки стал избыточно сложным и забюрократизированным, что снижает интерес инвесторов к инновационным проектам и их коммерциализации. Это также способствует оттоку потенциальных инвесторов в другие регионы.

- «Несовершенство регулирования государственно-частного партнерства (ГЧП)». Действующие нормативные акты в области ГЧП недостаточно адаптированы к специфике нефтегазовой отрасли и инновационной деятельности. Они не создают достаточных стимулов для частного бизнеса к инвестициям в новаторские проекты, что ограничивает их развитие.

Недостатки нормативно-правовой базы, включая отсутствие четких критериев поддержки, бюрократические барьеры и слабую адаптацию механизмов ГЧП к отраслевым особенностям, существенно сдерживают инновационную активность предприятий нефтегазового сектора ХМАО-Югры [11]. Для преодоления этих проблем необходима разработка и внедрение новых законодательных актов, направленных на упрощение процедур, повышение прозрачности и создание стимулов для частных инвестиций в инновации.

Следует подчеркнуть и неквалифицированное регулирование (правовое) вопросов трансфера технологий, недостаток конкретных правил, а также вопросов передачи новых технологий от разработчиков и исследователей к промышленникам. Это существенно затрудняет коммерциализацию работ, ввод данных новаций в практику хозяйствующих субъектов.

В области инновационной деятельности предприятий нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры существует значительный разрыв между региональными и федеральными законодательными нормами [10]. Этот дисбаланс особенно заметен в сферах регулирования прав на интеллектуальную собственность, налоговых стимулов для инноваций и разделения полномочий между органами власти различных уровней.

Дополнительным препятствием является ограниченная правовая компетентность многих предприятий, внедряющих инновации. Недостаток знаний в области правового сопровождения инновационных процессов затрудняет защиту их интересов, включая вопросы патентования и коммерциализации разработок [7]. Это снижает привлекательность региона для инновационных проектов и ограничивает их развитие.

Для устранения выявленных проблем и формирования эффективной нормативной базы, способствующей инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры, предлагается реализация следующих мер:

1. Формирование обновленной законодательной базы:

Разработать и внедрить нормативные акты, обеспечивающие:

- Прозрачные и четкие критерии отбора инновационных проектов для предоставления государственной поддержки.

- Регулирование вопросов интеллектуальной собственности, включая механизмы передачи технологий и защиты прав разработчиков.

- Развитие моделей государственно-частного партнерства, адаптированных к специфике нефтегазовой отрасли.

Гармонизировать региональные и федеральные нормативные акты, устранив противоречия в регулировании налоговых льгот и прав на интеллектуальную собственность.

2. Упрощение процедур предоставления государственной поддержки:

- Обеспечить прозрачность и упрощение процессов получения финансирования, сократив время обработки заявок и устранив избыточные административные препятствия.

- Внедрить цифровые решения для подачи и рассмотрения заявок, что повысит доступность и оперативность взаимодействия с органами власти.

3. Повышение защиты интеллектуальной собственности:

- Усилить контроль за соблюдением прав на результаты интеллектуальной деятельности, разработав эффективные механизмы защиты для предприятий и инвесторов.

- Организовать образовательные программы и консультационные центры для повышения правовой осведомленности компаний в вопросах патентования, лицензирования и коммерциализации инноваций.

Реализация предложенных мер позволит создать благоприятную правовую среду, способствующую активизации инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры. Это повысит конкурентоспособность предприятий, усилит их инновационный потенциал и будет способствовать устойчивому экономическому развитию региона в условиях современных вызовов [8].

Выводы

Реализация предложенных мер позволит сформировать благоприятную правовую среду для инновационной деятельности, повысить привлекательность региона для инвесторов и стимулировать внедрение нововведений на предприятиях нефтегазового сектора. Это, в свою очередь, укрепит конкурентоспособность отрасли и обеспечит устойчивое развитие экономики ХМАО-Югры.

Необходимо приспособить существующие законодательные акты о государственно-частном взаимодействии к специфике новаторской деятельности предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа, выработать мотиваторы активизации действий предпринимателей в выполнении и поддержке проектов в сфере инноваций. Одновременно с непосредственным поощрением перспективных направлений данной новаторской деятельности нужно обеспечить необходимые условия для повышения имеющихся возможностей кадров и предприятий в инновационной сфере посредством нахождения инновационно активных объектов хозяйствования, а также посредством создания исследовательских коллективов и научных школ из местных и привлеченных талантливых кадров, используя в ряде случаев гранты.

Далее, следует в ближайшее время ликвидировать разночтения между региональными, с одной стороны, и федеральными, с другой, законодательными и правовыми актами посредством внесения требуемых изменений в существующие правовые акты и в существующие нормативные документы, а также посредством принятия недостающих актов и документов.

Также следует проводить тренинги, семинары, а также постоянные консультации для организаций, осуществляющих инновации, для работников предприятий, которые ведут в регионе добычу нефти и газа, по проблемам, связанным с интеллектуальной собственностью, с защитой прав на нее, с господдержкой этой деятельности.

Внедрение предложенных мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования инновационной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создаст благоприятные условия для раскрытия их инновационного потенциала. Это позволит активизировать инновационные процессы, повысить конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и региона в целом, способствуя устойчивому экономическому развитию.


Библиографическая ссылка

Некрасов К.В., Набоков В.И., Салимгареева А.Р., Буйлушкина Л.Н. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 7-1. С. 96-104;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4228 (дата обращения: 26.07.2025).