Введение
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет значительный экономический потенциал благодаря добыче и переработке углеводородов. Это делает округ важным регионом Российской Федерации. Узкая специализация в сырьевом секторе ограничивает возможности округа для социально-экономического развития. Это приводит к повышенной уязвимости перед внешними факторами. Низкая адаптивность к изменениям рынка ограничивает возможности округа. Зависимость от государственных субсидий усиливает уязвимость. Постепенное снижение экономического потенциала из-за истощения существующих месторождений.
Для преодоления этих ограничений необходимо гармоничное сочетание сырьевой специализации с активным научно-технологическим развитием региона.
Критически важным направлением является стимулирование инновационной деятельности, что требует незамедлительных мер по разработке и внедрению нововведений. Инновационная деятельность предприятий нефтегазовой отрасли ХМАО-Югры характеризуется следующими особенностями:
- высокие риски, связанные с внедрением инноваций;
- значительная капиталоемкость инновационных проектов, требующих крупных финансовых вложений;
- преобладание радикальных инноваций, основанных на принципиально новых изобретениях, которые формируют ранее неизвестные технологические процессы и решения;
- ориентация инноваций преимущественно на удовлетворение производственных потребностей, а не на конкурентные факторы регионального или отраслевого рынка;
- недостаточно выраженный предпринимательский подход в инновационной политике, что приводит к технологическому консерватизму.
Инновации в российских предприятиях нефтегазовой промышленности классифицируются следующим образом:
- «Организационные»: внедрение новаторских подходов к управлению, ведению бизнеса и организации внешнеэкономических связей.
- «Технологические»: разработка и применение новых или значительно усовершенствованных методов добычи и переработки углеводородов.
- «Экологические»: создание новых или улучшенных технологий, продукции, услуг и производственных процессов, направленных на повышение экологической безопасности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.
- «Маркетинговые»: внедрение новых или усовершенствованных маркетинговых стратегий, включая изменения в дизайне и упаковке продукции, использование инновационных методов продаж, презентации товаров и услуг, а также разработку оригинальных ценовых подходов [1].
Реализация данных направлений позволит повысить инновационную активность предприятий, укрепить их конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие региона в условиях глобальных экономических и экологических вызовов.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики и ее Управление по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, а также итоги собственных исследований авторов данной публикации правовых аспектов инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности ХМАО-Югры. При этом применялись общенаучные способы познания, способы сравнения, анализа и обобщения данных, которые были получены при исследовании, а также данных, которые были взяты из отечественных и зарубежных источников.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что предприятия нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуются крайне низкой инновационной активностью. В таблице 1 представлены сведения о доле организаций региона (за исключением малых предприятий), ведущих инновационную деятельность, включая компании, занятые в сфере «добыча полезных ископаемых» [2]. Эти данные выражены в процентах от общего числа обследованных организаций по состоянию на конец года, демонстрируя ограниченную вовлеченность сектора в инновационные процессы.
Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность связана с высокой капиталоемкостью проектов и недостаточной поддержкой со стороны региональных и федеральных властей, что требует пересмотра подходов к стимулированию нововведений в отрасли.
Анализ статистических данных свидетельствует о низком уровне инновационной активности предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, измеряемом как доля организаций, внедрявших инновации в течение года, по сравнению с их общим количеством. За последние пять лет этот показатель не превысил 7,4%, а в 2023 году снизился до 5,7%, что значительно ниже среднего уровня по России (11,3%) [3].
Таблица 1
Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли инновационную деятельность [3]
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Количество инновационно активных организаций ХМАО-Югры |
5,0 |
7,4 |
6,6 |
6,0 |
5,7 |
в том числе |
|||||
вида экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» |
7,0 |
10,1 |
8,8 |
9,1 |
8,4 |
из них |
|||||
добыча нефти и природного газа |
17,2 |
23,3 |
20,0 |
23,6 |
23,1 |
добыча прочих полезных ископаемых |
- |
16,7 |
- |
- |
- |
предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых |
3,6 |
6,5 |
6,3 |
5,9 |
5,6 |
Источник: Росстат/Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science.
В стратегически важном для региона секторе «добыча полезных ископаемых» инновационная активность также остается недостаточной. Максимальный уровень в 10,1% был достигнут в 2020 году, но к 2023 году показатель сократился до 8,4%. Для сравнения, общероссийский уровень инновационной активности в данном секторе в 2023 году составил 7,2%, что также указывает на ограниченную вовлеченность отрасли в инновационные процессы.
Предприятия сектора «добыча полезных ископаемых» классифицируются на три группы:
1. Добыча сырой нефти и природного газа: эта категория демонстрирует наибольшую инновационную активность, достигнув 23,1% в 2023 году, что связано с внедрением передовых технологий в разведке и добыче.
2. Добыча прочих полезных ископаемых: предприятия этой группы в последние три года не проявляли инновационной активности, что подчеркивает стагнацию в данном сегменте.
3. Оказание услуг в сфере добычи полезных ископаемых: сервисные компании показали крайне низкий уровень инноваций, составивший 5,6% в 2023 году, что замедляет технологический прогресс в отрасли.
Особое значение для нефтегазового сектора региона имеют технологические инновации, которые представляют собой результат новаторской деятельности, воплощенный в новых или существенно улучшенных продуктах, услугах и производственных процессах, уже применяемых на практике. Данные о предприятиях ХМАО-Югры (за исключением малых предприятий), внедрявших технологические инновации, представлены в таблице 2.
Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность обусловлена такими факторами, как высокая капиталоемкость проектов, ограниченный доступ к финансированию и недостаточная поддержка со стороны государства, что требует комплексных мер для стимулирования инноваций в регионе.
Анализ статистических данных показывает, что в 2023 году только 9,4% предприятий, относящихся к сектору «добыча полезных ископаемых» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, внедряли технологические инновации. Наиболее высокий показатель был отмечен в 2020 году, когда он достиг 12,4%.
Предприятия, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа, демонстрируют более значительную инновационную активность по сравнению с другими категориями сектора. В то же время компании, занятые добычей прочих полезных ископаемых, в течение последних трех лет не проявляли инновационной деятельности. Низкий уровень вовлеченности в инновации также характерен для сервисных предприятий, предоставляющих услуги в области добычи полезных ископаемых: в 2023 году их показатель оказался минимальным, что частично ограничивало внедрение нововведений в отрасли в целом.
Таблица 2
Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли в 2019-2023 годах технологические инновации [2]
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Всего инновационно активных организаций |
9,5 |
12,9 |
10,2 |
10,0 |
9,7 |
в том числе |
|||||
по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» |
8,9 |
12,4 |
9,4 |
10,5 |
9,4 |
из них |
|||||
добыча нефти и природного газа |
22,7 |
34,1 |
24,4 |
28,9 |
27,5 |
добыча прочих полезных ископаемых |
- |
20,0 |
- |
- |
- |
предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых |
4,5 |
6,4 |
6,0 |
6,5 |
5,8 |
Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.
Дополнительно стоит отметить, что ограниченная инновационная активность связана с такими факторами, как высокие затраты на разработку и внедрение новых технологий, а также недостаточная поддержка со стороны региональных властей, что подчеркивает необходимость разработки мер для стимулирования технологического прогресса в секторе.
Ключевая причина низкой инновационной активности предприятий нефтегазовой отрасли заключается в накоплении ряда серьезных отраслевых проблем, создающих значительные барьеры для внедрения нововведений. Характер и содержание инновационной деятельности этих предприятий зависят от множества факторов, среди которых выделяются:
- «Внешние факторы», не зависящие от предприятий, включая недостаточно эффективное институциональное стимулирование инновационной деятельности в нефтегазовой промышленности;
- «Внутренние факторы», связанные с особенностями управления, финансирования и организации инновационных процессов на самих предприятиях. В качестве основных:
- недостаточная координация данной инновационной деятельности предприятий отрасли;
Исследования выявляют ряд препятствий, существенно ограничивающих возможности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по внедрению инноваций. Ключевые факторы, сдерживающие инновационную активность, включают:
1. Утрата высококвалифицированных кадров в последние годы, что снижает потенциал предприятий для разработки и реализации новаторских проектов.
2. Недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности, включая ограниченный доступ к финансированию и льготам.
3. Отставание научных исследований от актуальных потребностей отрасли, что затрудняет разработку востребованных технологических решений.
4. Институциональные барьеры, такие как сложные бюрократические процедуры и несовершенство нормативной базы.
5. Ограниченность финансовых ресурсов, доступных предприятиям для инвестиций в инновационные разработки.
6. Высокая экспортная ориентация компаний, что зачастую снижает их мотивацию к внедрению инноваций для внутреннего рынка.
Эти ограничения требуют комплексного подхода, включающего совершенствование правового регулирования, усиление финансовой поддержки и развитие кадрового потенциала.
Периодические обследования, проводимые региональным органом Федеральной службы государственной статистики, предоставляют данные о факторах, влияющих на функционирование и инновационную деятельность предприятий ХМАО-Югры. В таблице 3 представлены сведения о количестве организаций сектора «добыча полезных ископаемых», отметивших препятствия для внедрения инноваций.
Дополнительно можно отметить, что решение указанных проблем требует не только региональных инициатив, но и координации с федеральными программами, направленными на стимулирование технологического прогресса в нефтегазовой отрасли.
Анализ факторов, сдерживающих инновационную активность предприятий сектора «добыча полезных ископаемых» в ХМАО– Югре, проведенный с применением количественной шкалы оценки, выявил основные препятствия. К ним относятся:
- значительные расходы на внедрение новых технологий, вызванные сложностью и высокой капиталоемкостью разработок;
- ограниченный объем финансовых средств, которыми располагают компании для финансирования инновационных инициатив;
- высокая степень экономических рисков, обусловленных неопределенностью возврата вложенных средств;
- недостаток государственной финансовой помощи, что ограничивает возможности предприятий в сфере инноваций [9].
Дополнительно, информация из таблицы 3 указывает на дефицит нормативных и законодательных документов, способных эффективно регулировать и поощрять инновационную деятельность. Кроме того, текущие технические нормы, стандарты и правила, регулирующие использование новых технологий, в значительной степени устарели и не соответствуют современным технологическим стандартам. 14 предприятий указали (в 2023г.), что данный фактор является значительным, 74 – незначительным, тем не менее имеет место.
Таблица 3
Число предприятий ХМАО – Югры вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», которые оценили факторы, препятствующие инновациям, за 2022 – 2023 гг., единиц [2]
Факторы |
Незначительный |
Значительный |
Основной |
|||
2022 |
2023 |
2022 |
2023 |
2022 |
2023 |
|
Недостаток собственных денежных средств |
57 |
51 |
48 |
51 |
13 |
14 |
Недостаток финансовой господдержки |
51 |
56 |
32 |
28 |
5 |
5 |
Недостаток кредитов или прямых инвестиций |
72 |
75 |
14 |
16 |
5 |
7 |
Неопределенный рыночной спрос |
66 |
28 |
2 |
|||
Высокая стоимость нововведений |
43 |
44 |
63 |
59 |
17 |
19 |
Высокий экономический риск |
56 |
58 |
46 |
46 |
11 |
13 |
Высокая конкуренция на рынке |
57 |
72 |
45 |
29 |
7 |
6 |
Низкий инновационный потенциал предприятия |
56 |
65 |
19 |
19 |
10 |
10 |
Недостаток квалифицированного персонала |
60 |
66 |
41 |
37 |
5 |
6 |
Недостаток информации о новых технологиях |
74 |
77 |
16 |
11 |
2 |
4 |
Недостаток информации о рынках сбыта |
76 |
78 |
11 |
14 |
2 |
2 |
Неразвитость кооперационных связей |
65 |
68 |
11 |
11 |
1 |
- |
Несоответствие приоритетам организации |
62 |
64 |
7 |
8 |
6 |
4 |
Недостаточность и несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, несовершенство действующих технических регламентов, правил и стандартов |
70 |
74 |
11 |
14 |
3 |
- |
Неразвитость инновационной инфраструктуры |
74 |
78 |
17 |
18 |
1 |
1 |
Низкий спрос на новые товары, работы, услуги |
64 |
- |
27 |
- |
3 |
- |
Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности |
69 |
76 |
30 |
24 |
3 |
3 |
Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.
Регулирование инновационной деятельности в ХМАО-Югре осуществляется на основе следующих ключевых нормативных документов:
1. Закон ХМАО-Югры от 25 декабря 2020 г. № 133-оз «О регулировании отдельных вопросов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности» (с изменениями от 1 июля и 29 сентября 2022 г.).
2. Закон ХМАО-Югры от 31 марта 2016 г. № 23-оз «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями от 13 декабря 2018 г., 18 октября 2019 г., 7 июля 2021 г., 29 сентября 2022 г., 28 сентября 2023 г., 28 февраля 2025 г.) [5].
3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 20 декабря 2013 г. № 555-п (в редакции от 23 июня 2017 г.) «О порядке формирования и ведения Реестра приоритетных инновационных проектов» [6].
В процессе исследования была выполнена оценка основных нормативно-правовых документов, касающихся инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности округа. Ее выполнили 5 квалифицированных в данной области экспертов. Экспертиза выявила ряд существенных недостатков, препятствующих эффективному развитию инновационной деятельности в нефтегазовом секторе региона, а именно:
- недостаточная детализация законодательства (3,9 балла из 5). Например, Закон № 133-оз не устанавливает четких критериев оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, что приводит к субъективности решений и снижению прозрачности процессов;
- устаревшие технические стандарты (4,3 балла из 5). Действующие регламенты и нормы не учитывают современные технологические тренды, что ограничивает внедрение новаторских решений;
- сложности в доступе к поддержке (3,6 балла из 5). Процедуры получения государственной помощи остаются громоздкими и забюрократизированными, что снижает привлекательность региона для инвесторов.
Для преодоления указанных ограничений предлагается разработать и внедрить новые нормативные акты, включающие прозрачные механизмы отбора проектов, меры по защите интеллектуальной собственности и стимулирование государственно-частного партнерства. Упрощение процедур финансирования и модернизация технических стандартов также будут способствовать активизации инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности предприятий и устойчивому развитию экономики региона.
Основные проблемы включают:
- «Низкая конкретизация законодательства». Например, Закон № 133-оз не содержит четких критериев и методов оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, а также не устанавливает конкретных требований к таким проектам. Это создает риски необоснованных решений и потенциальных нарушений при распределении поддержки [4].
- «Бюрократизация процедур». В последние годы процесс получения государственной поддержки стал избыточно сложным и забюрократизированным, что снижает интерес инвесторов к инновационным проектам и их коммерциализации. Это также способствует оттоку потенциальных инвесторов в другие регионы.
- «Несовершенство регулирования государственно-частного партнерства (ГЧП)». Действующие нормативные акты в области ГЧП недостаточно адаптированы к специфике нефтегазовой отрасли и инновационной деятельности. Они не создают достаточных стимулов для частного бизнеса к инвестициям в новаторские проекты, что ограничивает их развитие.
Недостатки нормативно-правовой базы, включая отсутствие четких критериев поддержки, бюрократические барьеры и слабую адаптацию механизмов ГЧП к отраслевым особенностям, существенно сдерживают инновационную активность предприятий нефтегазового сектора ХМАО-Югры [11]. Для преодоления этих проблем необходима разработка и внедрение новых законодательных актов, направленных на упрощение процедур, повышение прозрачности и создание стимулов для частных инвестиций в инновации.
Следует подчеркнуть и неквалифицированное регулирование (правовое) вопросов трансфера технологий, недостаток конкретных правил, а также вопросов передачи новых технологий от разработчиков и исследователей к промышленникам. Это существенно затрудняет коммерциализацию работ, ввод данных новаций в практику хозяйствующих субъектов.
В области инновационной деятельности предприятий нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры существует значительный разрыв между региональными и федеральными законодательными нормами [10]. Этот дисбаланс особенно заметен в сферах регулирования прав на интеллектуальную собственность, налоговых стимулов для инноваций и разделения полномочий между органами власти различных уровней.
Дополнительным препятствием является ограниченная правовая компетентность многих предприятий, внедряющих инновации. Недостаток знаний в области правового сопровождения инновационных процессов затрудняет защиту их интересов, включая вопросы патентования и коммерциализации разработок [7]. Это снижает привлекательность региона для инновационных проектов и ограничивает их развитие.
Для устранения выявленных проблем и формирования эффективной нормативной базы, способствующей инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры, предлагается реализация следующих мер:
1. Формирование обновленной законодательной базы:
Разработать и внедрить нормативные акты, обеспечивающие:
- Прозрачные и четкие критерии отбора инновационных проектов для предоставления государственной поддержки.
- Регулирование вопросов интеллектуальной собственности, включая механизмы передачи технологий и защиты прав разработчиков.
- Развитие моделей государственно-частного партнерства, адаптированных к специфике нефтегазовой отрасли.
Гармонизировать региональные и федеральные нормативные акты, устранив противоречия в регулировании налоговых льгот и прав на интеллектуальную собственность.
2. Упрощение процедур предоставления государственной поддержки:
- Обеспечить прозрачность и упрощение процессов получения финансирования, сократив время обработки заявок и устранив избыточные административные препятствия.
- Внедрить цифровые решения для подачи и рассмотрения заявок, что повысит доступность и оперативность взаимодействия с органами власти.
3. Повышение защиты интеллектуальной собственности:
- Усилить контроль за соблюдением прав на результаты интеллектуальной деятельности, разработав эффективные механизмы защиты для предприятий и инвесторов.
- Организовать образовательные программы и консультационные центры для повышения правовой осведомленности компаний в вопросах патентования, лицензирования и коммерциализации инноваций.
Реализация предложенных мер позволит создать благоприятную правовую среду, способствующую активизации инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры. Это повысит конкурентоспособность предприятий, усилит их инновационный потенциал и будет способствовать устойчивому экономическому развитию региона в условиях современных вызовов [8].
Выводы
Реализация предложенных мер позволит сформировать благоприятную правовую среду для инновационной деятельности, повысить привлекательность региона для инвесторов и стимулировать внедрение нововведений на предприятиях нефтегазового сектора. Это, в свою очередь, укрепит конкурентоспособность отрасли и обеспечит устойчивое развитие экономики ХМАО-Югры.
Необходимо приспособить существующие законодательные акты о государственно-частном взаимодействии к специфике новаторской деятельности предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа, выработать мотиваторы активизации действий предпринимателей в выполнении и поддержке проектов в сфере инноваций. Одновременно с непосредственным поощрением перспективных направлений данной новаторской деятельности нужно обеспечить необходимые условия для повышения имеющихся возможностей кадров и предприятий в инновационной сфере посредством нахождения инновационно активных объектов хозяйствования, а также посредством создания исследовательских коллективов и научных школ из местных и привлеченных талантливых кадров, используя в ряде случаев гранты.
Далее, следует в ближайшее время ликвидировать разночтения между региональными, с одной стороны, и федеральными, с другой, законодательными и правовыми актами посредством внесения требуемых изменений в существующие правовые акты и в существующие нормативные документы, а также посредством принятия недостающих актов и документов.
Также следует проводить тренинги, семинары, а также постоянные консультации для организаций, осуществляющих инновации, для работников предприятий, которые ведут в регионе добычу нефти и газа, по проблемам, связанным с интеллектуальной собственностью, с защитой прав на нее, с господдержкой этой деятельности.
Внедрение предложенных мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования инновационной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создаст благоприятные условия для раскрытия их инновационного потенциала. Это позволит активизировать инновационные процессы, повысить конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и региона в целом, способствуя устойчивому экономическому развитию.