Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

LEGAL SUPPORT FOR THE INNOVATIVE ACTIVITIES OF OIL AND GAS INDUSTRY ORGANIZATIONS

Nekrasov K.V. 2 Nabokov V.I. 1, 3 Salimgareeva A.R. 3 Buylushkina L.N. 3
1 Ural State Agrarian University
2 Ural State University of Railway Transport
3 The Faculty of the South Ural State University in Nizhnevartovsk
1486 KB
The resource-based specialization of Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra constrains its economic growth prospects, contributing to gradual weakening of the regional potential. Overcoming this challenge requires accelerating technological transformation and boosting innovative initiatives. However, research indicates minimal levels of innovation engagement among enterprises in the region’s key sector – the oil and gas industry. According to regular statistical monitoring conducted by the territorial branch of Rosstat, the main obstacles to implementing new approaches include significant financial costs, heightened economic risks, and limited government support. The situation is further complicated by underdeveloped legal norms, including the lack of stimulating legislative provisions, as well as outdated technical regulations and standards not adapted to modern technological realities. Assessment of regional legal acts governing innovation activities of oil and gas companies in Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra, combined with expert analysis, has revealed insufficient detailing of the regulatory framework, absence of transparent approaches for selecting projects for state support, and excessive bureaucratization of procedures for obtaining such support. To address these barriers, the region needs to develop and implement an integrated system of legislative norms supporting innovation. This system should include clear parameters and procedures for project selection for funding, as well as provisions regulating intellectual property aspects and fostering public-private cooperation. Implementation of such measures could significantly strengthen the innovation potential of oil and gas enterprises, enhance their competitive positions, and lay the foundation for sustainable economic progress.
organizations in the oil and gas industry
innovation
factors hindering innovation
legal support for innovation
government support for innovation

Введение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имеет значительный экономический потенциал благодаря добыче и переработке углеводородов. Это делает округ важным регионом Российской Федерации. Узкая специализация в сырьевом секторе ограничивает возможности округа для социально-экономического развития. Это приводит к повышенной уязвимости перед внешними факторами. Низкая адаптивность к изменениям рынка ограничивает возможности округа. Зависимость от государственных субсидий усиливает уязвимость. Постепенное снижение экономического потенциала из-за истощения существующих месторождений.

Для преодоления этих ограничений необходимо гармоничное сочетание сырьевой специализации с активным научно-технологическим развитием региона.

Критически важным направлением является стимулирование инновационной деятельности, что требует незамедлительных мер по разработке и внедрению нововведений. Инновационная деятельность предприятий нефтегазовой отрасли ХМАО-Югры характеризуется следующими особенностями:

- высокие риски, связанные с внедрением инноваций;

- значительная капиталоемкость инновационных проектов, требующих крупных финансовых вложений;

- преобладание радикальных инноваций, основанных на принципиально новых изобретениях, которые формируют ранее неизвестные технологические процессы и решения;

- ориентация инноваций преимущественно на удовлетворение производственных потребностей, а не на конкурентные факторы регионального или отраслевого рынка;

- недостаточно выраженный предпринимательский подход в инновационной политике, что приводит к технологическому консерватизму.

Инновации в российских предприятиях нефтегазовой промышленности классифицируются следующим образом:

- «Организационные»: внедрение новаторских подходов к управлению, ведению бизнеса и организации внешнеэкономических связей.

- «Технологические»: разработка и применение новых или значительно усовершенствованных методов добычи и переработки углеводородов.

- «Экологические»: создание новых или улучшенных технологий, продукции, услуг и производственных процессов, направленных на повышение экологической безопасности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

- «Маркетинговые»: внедрение новых или усовершенствованных маркетинговых стратегий, включая изменения в дизайне и упаковке продукции, использование инновационных методов продаж, презентации товаров и услуг, а также разработку оригинальных ценовых подходов [1].

Реализация данных направлений позволит повысить инновационную активность предприятий, укрепить их конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие региона в условиях глобальных экономических и экологических вызовов.

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики и ее Управление по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, а также итоги собственных исследований авторов данной публикации правовых аспектов инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности ХМАО-Югры. При этом применялись общенаучные способы познания, способы сравнения, анализа и обобщения данных, которые были получены при исследовании, а также данных, которые были взяты из отечественных и зарубежных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование показало, что предприятия нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры характеризуются крайне низкой инновационной активностью. В таблице 1 представлены сведения о доле организаций региона (за исключением малых предприятий), ведущих инновационную деятельность, включая компании, занятые в сфере «добыча полезных ископаемых» [2]. Эти данные выражены в процентах от общего числа обследованных организаций по состоянию на конец года, демонстрируя ограниченную вовлеченность сектора в инновационные процессы.

Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность связана с высокой капиталоемкостью проектов и недостаточной поддержкой со стороны региональных и федеральных властей, что требует пересмотра подходов к стимулированию нововведений в отрасли.

Анализ статистических данных свидетельствует о низком уровне инновационной активности предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, измеряемом как доля организаций, внедрявших инновации в течение года, по сравнению с их общим количеством. За последние пять лет этот показатель не превысил 7,4%, а в 2023 году снизился до 5,7%, что значительно ниже среднего уровня по России (11,3%) [3].

Таблица 1

Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли инновационную деятельность [3]

 

2019

2020

2021

2022

2023

Количество инновационно активных организаций ХМАО-Югры

5,0

7,4

6,6

6,0

5,7

в том числе

         

вида экономической

деятельности «добыча

полезных ископаемых»

7,0

10,1

8,8

9,1

8,4

из них

         

добыча нефти и природного газа

17,2

23,3

20,0

23,6

23,1

добыча прочих полезных ископаемых

-

16,7

-

-

-

предоставление услуг в области

добычи полезных ископаемых

3,6

6,5

6,3

5,9

5,6

Источник: Росстат/Наука, инновации и технологии [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science.

В стратегически важном для региона секторе «добыча полезных ископаемых» инновационная активность также остается недостаточной. Максимальный уровень в 10,1% был достигнут в 2020 году, но к 2023 году показатель сократился до 8,4%. Для сравнения, общероссийский уровень инновационной активности в данном секторе в 2023 году составил 7,2%, что также указывает на ограниченную вовлеченность отрасли в инновационные процессы.

Предприятия сектора «добыча полезных ископаемых» классифицируются на три группы:

1. Добыча сырой нефти и природного газа: эта категория демонстрирует наибольшую инновационную активность, достигнув 23,1% в 2023 году, что связано с внедрением передовых технологий в разведке и добыче.

2. Добыча прочих полезных ископаемых: предприятия этой группы в последние три года не проявляли инновационной активности, что подчеркивает стагнацию в данном сегменте.

3. Оказание услуг в сфере добычи полезных ископаемых: сервисные компании показали крайне низкий уровень инноваций, составивший 5,6% в 2023 году, что замедляет технологический прогресс в отрасли.

Особое значение для нефтегазового сектора региона имеют технологические инновации, которые представляют собой результат новаторской деятельности, воплощенный в новых или существенно улучшенных продуктах, услугах и производственных процессах, уже применяемых на практике. Данные о предприятиях ХМАО-Югры (за исключением малых предприятий), внедрявших технологические инновации, представлены в таблице 2.

Дополнительно стоит отметить, что низкая инновационная активность обусловлена такими факторами, как высокая капиталоемкость проектов, ограниченный доступ к финансированию и недостаточная поддержка со стороны государства, что требует комплексных мер для стимулирования инноваций в регионе.

Анализ статистических данных показывает, что в 2023 году только 9,4% предприятий, относящихся к сектору «добыча полезных ископаемых» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, внедряли технологические инновации. Наиболее высокий показатель был отмечен в 2020 году, когда он достиг 12,4%.

Предприятия, специализирующиеся на добыче нефти и природного газа, демонстрируют более значительную инновационную активность по сравнению с другими категориями сектора. В то же время компании, занятые добычей прочих полезных ископаемых, в течение последних трех лет не проявляли инновационной деятельности. Низкий уровень вовлеченности в инновации также характерен для сервисных предприятий, предоставляющих услуги в области добычи полезных ископаемых: в 2023 году их показатель оказался минимальным, что частично ограничивало внедрение нововведений в отрасли в целом.

Таблица 2

Удельный вес предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые осуществляли в 2019-2023 годах технологические инновации [2]

 

2019

2020

2021

2022

2023

Всего инновационно активных организаций

9,5

12,9

10,2

10,0

9,7

в том числе

         

по виду экономической

деятельности «добыча

полезных ископаемых»

8,9

12,4

9,4

10,5

9,4

из них

         

добыча нефти и природного газа

22,7

34,1

24,4

28,9

27,5

добыча прочих полезных ископаемых

-

20,0

-

-

-

предоставление услуг в области

добычи полезных ископаемых

4,5

6,4

6,0

6,5

5,8

Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.

Дополнительно стоит отметить, что ограниченная инновационная активность связана с такими факторами, как высокие затраты на разработку и внедрение новых технологий, а также недостаточная поддержка со стороны региональных властей, что подчеркивает необходимость разработки мер для стимулирования технологического прогресса в секторе.

Ключевая причина низкой инновационной активности предприятий нефтегазовой отрасли заключается в накоплении ряда серьезных отраслевых проблем, создающих значительные барьеры для внедрения нововведений. Характер и содержание инновационной деятельности этих предприятий зависят от множества факторов, среди которых выделяются:

- «Внешние факторы», не зависящие от предприятий, включая недостаточно эффективное институциональное стимулирование инновационной деятельности в нефтегазовой промышленности;

- «Внутренние факторы», связанные с особенностями управления, финансирования и организации инновационных процессов на самих предприятиях. В качестве основных:

- недостаточная координация данной инновационной деятельности предприятий отрасли;

Исследования выявляют ряд препятствий, существенно ограничивающих возможности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по внедрению инноваций. Ключевые факторы, сдерживающие инновационную активность, включают:

1. Утрата высококвалифицированных кадров в последние годы, что снижает потенциал предприятий для разработки и реализации новаторских проектов.

2. Недостаточная государственная поддержка инновационной деятельности, включая ограниченный доступ к финансированию и льготам.

3. Отставание научных исследований от актуальных потребностей отрасли, что затрудняет разработку востребованных технологических решений.

4. Институциональные барьеры, такие как сложные бюрократические процедуры и несовершенство нормативной базы.

5. Ограниченность финансовых ресурсов, доступных предприятиям для инвестиций в инновационные разработки.

6. Высокая экспортная ориентация компаний, что зачастую снижает их мотивацию к внедрению инноваций для внутреннего рынка.

Эти ограничения требуют комплексного подхода, включающего совершенствование правового регулирования, усиление финансовой поддержки и развитие кадрового потенциала.

Периодические обследования, проводимые региональным органом Федеральной службы государственной статистики, предоставляют данные о факторах, влияющих на функционирование и инновационную деятельность предприятий ХМАО-Югры. В таблице 3 представлены сведения о количестве организаций сектора «добыча полезных ископаемых», отметивших препятствия для внедрения инноваций.

Дополнительно можно отметить, что решение указанных проблем требует не только региональных инициатив, но и координации с федеральными программами, направленными на стимулирование технологического прогресса в нефтегазовой отрасли.

Анализ факторов, сдерживающих инновационную активность предприятий сектора «добыча полезных ископаемых» в ХМАО– Югре, проведенный с применением количественной шкалы оценки, выявил основные препятствия. К ним относятся:

- значительные расходы на внедрение новых технологий, вызванные сложностью и высокой капиталоемкостью разработок;

- ограниченный объем финансовых средств, которыми располагают компании для финансирования инновационных инициатив;

- высокая степень экономических рисков, обусловленных неопределенностью возврата вложенных средств;

- недостаток государственной финансовой помощи, что ограничивает возможности предприятий в сфере инноваций [9].

Дополнительно, информация из таблицы 3 указывает на дефицит нормативных и законодательных документов, способных эффективно регулировать и поощрять инновационную деятельность. Кроме того, текущие технические нормы, стандарты и правила, регулирующие использование новых технологий, в значительной степени устарели и не соответствуют современным технологическим стандартам. 14 предприятий указали (в 2023г.), что данный фактор является значительным, 74 – незначительным, тем не менее имеет место.

Таблица 3

Число предприятий ХМАО – Югры вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», которые оценили факторы, препятствующие инновациям, за 2022 – 2023 гг., единиц [2]

Факторы

Незначительный

Значительный

Основной

2022

2023

2022

2023

2022

2023

Недостаток собственных денежных средств

57

51

48

51

13

14

Недостаток финансовой господдержки

51

56

32

28

5

5

Недостаток кредитов или прямых инвестиций

72

75

14

16

5

7

Неопределенный рыночной спрос

 

66

 

28

 

2

Высокая стоимость нововведений

43

44

63

59

17

19

Высокий экономический риск

56

58

46

46

11

13

Высокая конкуренция на рынке

57

72

45

29

7

6

Низкий инновационный потенциал

предприятия

56

65

19

19

10

10

Недостаток квалифицированного персонала

60

66

41

37

5

6

Недостаток информации о новых технологиях

74

77

16

11

2

4

Недостаток информации о рынках сбыта

76

78

11

14

2

2

Неразвитость кооперационных связей

65

68

11

11

1

-

Несоответствие приоритетам организации

62

64

7

8

6

4

Недостаточность и несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, несовершенство действующих технических регламентов, правил и стандартов

70

74

11

14

3

-

Неразвитость инновационной инфраструктуры

74

78

17

18

1

1

Низкий спрос на новые товары, работы, услуги

64

-

27

-

3

-

Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности

69

76

30

24

3

3

Источник: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в цифрах: Крат. стат. сб. (веб. версия) / Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. URL: https://72.rosstat.gov.ru/ofs_nauka_hmao.

Регулирование инновационной деятельности в ХМАО-Югре осуществляется на основе следующих ключевых нормативных документов:

1. Закон ХМАО-Югры от 25 декабря 2020 г. № 133-оз «О регулировании отдельных вопросов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности» (с изменениями от 1 июля и 29 сентября 2022 г.).

2. Закон ХМАО-Югры от 31 марта 2016 г. № 23-оз «О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями от 13 декабря 2018 г., 18 октября 2019 г., 7 июля 2021 г., 29 сентября 2022 г., 28 сентября 2023 г., 28 февраля 2025 г.) [5].

3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 20 декабря 2013 г. № 555-п (в редакции от 23 июня 2017 г.) «О порядке формирования и ведения Реестра приоритетных инновационных проектов» [6].

В процессе исследования была выполнена оценка основных нормативно-правовых документов, касающихся инновационной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности округа. Ее выполнили 5 квалифицированных в данной области экспертов. Экспертиза выявила ряд существенных недостатков, препятствующих эффективному развитию инновационной деятельности в нефтегазовом секторе региона, а именно:

- недостаточная детализация законодательства (3,9 балла из 5). Например, Закон № 133-оз не устанавливает четких критериев оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, что приводит к субъективности решений и снижению прозрачности процессов;

- устаревшие технические стандарты (4,3 балла из 5). Действующие регламенты и нормы не учитывают современные технологические тренды, что ограничивает внедрение новаторских решений;

- сложности в доступе к поддержке (3,6 балла из 5). Процедуры получения государственной помощи остаются громоздкими и забюрократизированными, что снижает привлекательность региона для инвесторов.

Для преодоления указанных ограничений предлагается разработать и внедрить новые нормативные акты, включающие прозрачные механизмы отбора проектов, меры по защите интеллектуальной собственности и стимулирование государственно-частного партнерства. Упрощение процедур финансирования и модернизация технических стандартов также будут способствовать активизации инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности предприятий и устойчивому развитию экономики региона.

Основные проблемы включают:

- «Низкая конкретизация законодательства». Например, Закон № 133-оз не содержит четких критериев и методов оценки инновационных проектов для предоставления государственной поддержки, а также не устанавливает конкретных требований к таким проектам. Это создает риски необоснованных решений и потенциальных нарушений при распределении поддержки [4].

- «Бюрократизация процедур». В последние годы процесс получения государственной поддержки стал избыточно сложным и забюрократизированным, что снижает интерес инвесторов к инновационным проектам и их коммерциализации. Это также способствует оттоку потенциальных инвесторов в другие регионы.

- «Несовершенство регулирования государственно-частного партнерства (ГЧП)». Действующие нормативные акты в области ГЧП недостаточно адаптированы к специфике нефтегазовой отрасли и инновационной деятельности. Они не создают достаточных стимулов для частного бизнеса к инвестициям в новаторские проекты, что ограничивает их развитие.

Недостатки нормативно-правовой базы, включая отсутствие четких критериев поддержки, бюрократические барьеры и слабую адаптацию механизмов ГЧП к отраслевым особенностям, существенно сдерживают инновационную активность предприятий нефтегазового сектора ХМАО-Югры [11]. Для преодоления этих проблем необходима разработка и внедрение новых законодательных актов, направленных на упрощение процедур, повышение прозрачности и создание стимулов для частных инвестиций в инновации.

Следует подчеркнуть и неквалифицированное регулирование (правовое) вопросов трансфера технологий, недостаток конкретных правил, а также вопросов передачи новых технологий от разработчиков и исследователей к промышленникам. Это существенно затрудняет коммерциализацию работ, ввод данных новаций в практику хозяйствующих субъектов.

В области инновационной деятельности предприятий нефтегазовой промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры существует значительный разрыв между региональными и федеральными законодательными нормами [10]. Этот дисбаланс особенно заметен в сферах регулирования прав на интеллектуальную собственность, налоговых стимулов для инноваций и разделения полномочий между органами власти различных уровней.

Дополнительным препятствием является ограниченная правовая компетентность многих предприятий, внедряющих инновации. Недостаток знаний в области правового сопровождения инновационных процессов затрудняет защиту их интересов, включая вопросы патентования и коммерциализации разработок [7]. Это снижает привлекательность региона для инновационных проектов и ограничивает их развитие.

Для устранения выявленных проблем и формирования эффективной нормативной базы, способствующей инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры, предлагается реализация следующих мер:

1. Формирование обновленной законодательной базы:

Разработать и внедрить нормативные акты, обеспечивающие:

- Прозрачные и четкие критерии отбора инновационных проектов для предоставления государственной поддержки.

- Регулирование вопросов интеллектуальной собственности, включая механизмы передачи технологий и защиты прав разработчиков.

- Развитие моделей государственно-частного партнерства, адаптированных к специфике нефтегазовой отрасли.

Гармонизировать региональные и федеральные нормативные акты, устранив противоречия в регулировании налоговых льгот и прав на интеллектуальную собственность.

2. Упрощение процедур предоставления государственной поддержки:

- Обеспечить прозрачность и упрощение процессов получения финансирования, сократив время обработки заявок и устранив избыточные административные препятствия.

- Внедрить цифровые решения для подачи и рассмотрения заявок, что повысит доступность и оперативность взаимодействия с органами власти.

3. Повышение защиты интеллектуальной собственности:

- Усилить контроль за соблюдением прав на результаты интеллектуальной деятельности, разработав эффективные механизмы защиты для предприятий и инвесторов.

- Организовать образовательные программы и консультационные центры для повышения правовой осведомленности компаний в вопросах патентования, лицензирования и коммерциализации инноваций.

Реализация предложенных мер позволит создать благоприятную правовую среду, способствующую активизации инновационной деятельности в нефтегазовом секторе ХМАО-Югры. Это повысит конкурентоспособность предприятий, усилит их инновационный потенциал и будет способствовать устойчивому экономическому развитию региона в условиях современных вызовов [8].

Выводы

Реализация предложенных мер позволит сформировать благоприятную правовую среду для инновационной деятельности, повысить привлекательность региона для инвесторов и стимулировать внедрение нововведений на предприятиях нефтегазового сектора. Это, в свою очередь, укрепит конкурентоспособность отрасли и обеспечит устойчивое развитие экономики ХМАО-Югры.

Необходимо приспособить существующие законодательные акты о государственно-частном взаимодействии к специфике новаторской деятельности предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа, выработать мотиваторы активизации действий предпринимателей в выполнении и поддержке проектов в сфере инноваций. Одновременно с непосредственным поощрением перспективных направлений данной новаторской деятельности нужно обеспечить необходимые условия для повышения имеющихся возможностей кадров и предприятий в инновационной сфере посредством нахождения инновационно активных объектов хозяйствования, а также посредством создания исследовательских коллективов и научных школ из местных и привлеченных талантливых кадров, используя в ряде случаев гранты.

Далее, следует в ближайшее время ликвидировать разночтения между региональными, с одной стороны, и федеральными, с другой, законодательными и правовыми актами посредством внесения требуемых изменений в существующие правовые акты и в существующие нормативные документы, а также посредством принятия недостающих актов и документов.

Также следует проводить тренинги, семинары, а также постоянные консультации для организаций, осуществляющих инновации, для работников предприятий, которые ведут в регионе добычу нефти и газа, по проблемам, связанным с интеллектуальной собственностью, с защитой прав на нее, с господдержкой этой деятельности.

Внедрение предложенных мер по совершенствованию нормативно-правового регулирования инновационной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создаст благоприятные условия для раскрытия их инновационного потенциала. Это позволит активизировать инновационные процессы, повысить конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и региона в целом, способствуя устойчивому экономическому развитию.