Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ И В КИТАЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ

Губернаторова Н.Н. 1 Чухрай А.А. 1
1 Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассматривается специфика российской и китайской системы бухгалтерского и налогового учета. Проведен анализ текущей законодательной и теоретической базы, на основе которой сформировано ключевое экономическое содержание бухгалтерского и налогового учета в обоих рассматриваемых в ходе исследования государств, а также выполнен сравнительный анализ, в ходе которого были выявлены основополагающие сходства и различия в национальных учетных системах. Выявлены проблематики сегодняшнего принципа реализации российской вариации ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета, а также достоинства китайского варианта реализации. Разработаны авторские рекомендации по внедрению единой системы учета в российскую практику на основе китайского учетного опыта. Сформулированы соответствующие выводы о перспективности и целесообразности внедрения предлагаемого мероприятия.
бухгалтерский учет
налоговый учет
учетные системы
единая учетная система
финансово-хозяйственная деятельность
китайская система учета
российская система учета
бухгалтерская отчетность
налоговая отчетность
итоговый финансовый результат
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024) (принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: Федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2024) (принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
3. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 6 дек. 2011г. № 402-ФЗ (принят Государственной думой 22 нояб. 2011г., одобрен Советом Федерации 29 нояб. 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7344.
4. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н (принят Министерством финансов РФ 29 августа 1998г.) // Российская газета. 1998. 9 янв. № 208.
5. Бухгалтерский учет и аудит: учебник / А.В. Зонова, И.Н. Бачуринская, Т.М. Рогуленко и др. Москва: КноРус, 2022. 567 с.
6. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник. Москва: КноРус, 2024. 451 с.
7. Головченко А.Н. Гармонизация национального налогового законодательства в интеграционных объединениях (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза): дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2020. 29 с.
8. China Briefing [Электронный ресурс]. URL: https://www.china-briefing.com/doing-business-guide/china/accounting-and-operations/accounting-standards (дата обращения: 15.03.2025).
9. 中华人民共和国会计法 (Закон КНР «О бухгалтерском учете» от 21.01.1985 г. (в ред. от 29.06.2024 г.) // (Информационно-аналитический портал «Бизнес в Китае»). [Электронный ресурс]. URL: https://asia-business.ru/law/law2/accounting/accounting/
10. 企业会计准则 (Базовые стандарты бухгалтерского учета для предприятий КНО, утверждены Министерством финансов Китайской Народной Республики). [Электронный ресурс]. URL: https://kjs.mof.gov.cn/zt/kjzzss/kuaijizhunzeshishi/

Введение

В современных условиях экономического развития внешняя среда формирует все более ужесточенные условия для функционирования предприятий. Это проявляется не только в социально-экономической и политической напряженности между рядом крупнейших государств, но и в общей экономической ограниченностью внутри национального рынка (кадровый дефицит, недостаток финансовых ресурсов, трудности в получении заемных средств, повышенные законодательные требования, рост цен на сырье и материалы и др.). Подобные факторы формируют необходимость для компаний осуществлять более тщательный контроль всех своих показателей финансово-хозяйственной деятельности. Подобная необходимость исходит из того, что именно эти показатели формируют наиболее точную информационную базу для оценки текущего финансового состояния предприятия и для прогнозирования будущих финансово-стратегических результатов. Рассматривая бухгалтерский и налоговый учет в подобном разрезе, можно сказать, что они, по сути, являются фундаментальной базой для любой организации.

Актуальность рассматриваемой тематики обуславливается тем фактом, что на сегодняшний день в довольно сложные времена как для национальной, так и для мировой экономики критически важным условием выживания с перспективой на долгосрочное развитие становится адаптация устоявшихся процессов в новые реалии, в т.ч. с помощью частичного перенятия существующих зарубежных практик. Одной из наиболее приближенных дружественных к России стран и, по совместительству, одним из явных лидеров по темпам и динамике развития в области экономики является КНР. Помимо всего прочего, РФ и Китай уже на протяжении длительного времени действуют в рамках некоторых партнерских экономически ориентированных договоренностях. Подобное обстоятельство еще больше актуализирует анализ и сравнение экономических явлений именно с данным государством.

Рассматривая специфику бухгалтерского и налогового учета, стоит отметить, что, несмотря на единое экономическое содержание, практическая их реализация имеет ряд существенных отличий. Ключевое из них – в России и бухгалтерский, и налоговый учет ведется раздельно, в то время как в Китае они объединены в единую систему. Именно поэтому изучение китайского опыта и внедрение элементов совместного учета в российскую практику может оказать положительное влияние не только на отдельное учетное направление, но и на уровень экономического развития России в целом за счет модернизации традиционной и столь необходимой комплексной системы.

Целью проводимого в рамках данной научного исследования является проведение сравнительного анализа и выявление различий в организации систем бухгалтерского и налогового учета в России и Китае, а также оценка потенциальных преимуществ внедрения элементов китайской системы единого учета в российскую практику.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:

‒ изучить теоретические основы бухгалтерского и налогового учета в России и Китае, а также проанализировать исторические и экономические факторы, повлиявшие на формирование этих систем;

‒ выявить сходства и различия в принципах учета, формах отчетности и порядке ведения учета;

‒ оценить преимущества и недостатки раздельного и совместного ведения бухгалтерского и налогового учета, опираясь на опыт России и Китая;

‒ разработать рекомендации по совершенствованию российской системы учета, основываясь на опыте Китая, в том числе в части внедрения элементов единого учета.

Таким образом, результаты исследования позволят углубить понимание различий в системах учета двух стран, а также выявить лучшие методы, которые могут быть адаптированы к российской практике.

Материал и методы исследования

В ходе исследования были использованы следующие материалы: законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, а также законодательная база КНР в области бухгалтерского и налогового учета, Налоговый кодекс КНР, Стандарты бухгалтерского учета Китая (CAS), научные публикации, статистические данные, практические исследования. В работе использовались сравнительный анализ, системный анализ, статистический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Первоначально, обратимся к теоретической составляющей фигурирующего в рамках исследования явления. Анализируя современную теоретическую базу, представленную трудами зарубежных и российских ученых, можно выделить довольно обширный ряд трактовок терминов «бухгалтерский учет» и «налоговый учет». Каждое из определений выстроено на однородном базисе, однако имеет несколько отличительных направлений раскрытия своей экономической сущности в зависимости от субъективизма авторов.

Так, например, Я.В. Соколов считает, что бухгалтерский учет представляет собой «специфический язык знаков и ряда правил их употребления, созданный для замены реальных объектов их символами, позволяющими описать хозяйственную деятельность предприятия и её результаты» [5, с. 26].

Если обращаться к теоретической позиции М.Ю. Медведева, то можно выделить следующее содержание бухгалтерского учета – систематизированный комплекс мероприятий по исчислению объектов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, противопоставляющийся учетному хаосу [5, с. 27].

В.Я. Кожинов рассматривает бухгалтерский учет с точки зрения исключительно коммерческой эффективности, представляя его как ключевое звено формирования экономической политики предприятия и главный механизм эффективного управления производственной и сбытовой политикой относительно производимой продукции [6, с. 24].

Обобщая представленные определения выше, а также иные теоретические доводы, представленные в современной экономической литературе, можно отметить, что в обобщенной вариации бухгалтерский учет представляет собой систематический процесс регистрации, классификации, обобщения и анализа финансовой информации о хозяйственных операциях и состоянии финансовых средств организации. Фактически – это инструмент, с помощью которого экономические субъекты могут фиксировать свои активы, обязательства, капитал и результаты хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, помогает организации соответствовать требованиям бухгалтерского и налогового законодательства, обеспечивает возможность анализа финансового состояния организации внутри и в сравнении с другими субъектами рынка.

В свою очередь, говоря о налоговом учете и проводя его теоретический обзор, можно отметить схожую ситуацию, прослеживающуюся в многообразии авторских мнений в трактовке термина. Например, Л.Н. Никулина считает, что налоговый учет – это некая система обобщения информации для определения текущей и точной налоговой базы [6, с. 189].

В.Е. Сузанский же определяет налоговый учет, как целенаправленной действие плательщиков учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путём расчётных корректировок к данным бухгалтерского учёта [5, с. 229].

Бухгалтерский учет, как и, в целом, налоговый учет, функционирует на основе ряда схожих принципов, которые обеспечивают последовательность, достоверность и прозрачность обеих учетных систем. К подобным принципам можно отнести:

‒ принцип двойной записи (характеризует обеспечение баланса, высокой степени точности учета, а также гарантии сохранение равновесия активов и обязательств предприятия);

‒ принцип постоянства методов учета (характеризует возможности сопоставления финансовой отчетности в режиме реального времени и в режиме динамического сравнения);

‒ принцип целостности (характеризует исчерпывающую информативность отчетности и отсутствие каких-ибо информационных и/или числовых искажений);

‒ принцип осмотрительности (характеризует применение осторожных учетных и оценочных подходов к анализу активов и обязательств предприятия в случае возникновения ситуации информационной неопределенности);

‒ принцип полезности (характеризует релевантность информации, представленной в отчетности) [5, с. 31-32].

Говоря о бухгалтерском и налоговом учете особенно важно также и обращаться к нормативно-правовой базе, т.к. именно нормативные акты, регулируемые на законодательном уровне, являются самой фундаментальной основой работы как бухгалтерского, так и налогового учета. Так, бухгалтерский учет, в первую очередь, регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а налоговый учет строится на основе Налогового кодекса Российской Федерации, что первично обуславливает их раздельное ведение в текущей российской практике, в первую очередь, на нормативно-правовом уровне [1-4].

Таблица 1

Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета в России

 

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Цель учета

Получение полной «картины» финансового состояния и результатов деятельности компании

Получение информации о величине налогооблагаемой базы по налогу

Методы учета

Используются общепринятые методы оценки и классификации

Основывается на специфических налоговых нормах и правилах

Регулирование

Регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ФСБУ, ПБУ и другими нормативными актами в области бухгалтерского учета

Регулируется Налоговым кодексом РФ и другими нормативными актами в области налогообложения

Источник: составлено автором по [1-4].

Также, раздельное ведение двух исследуемых метрик прослеживается и в теоретическом и практическом содержании учетных практик: бухгалтерский учет отражает все хозяйственные операции организации, в то время как налоговый учет сосредоточен на задачах расчета налогов и представления налоговой отчетности. Подобное дифференцирование позволяет более точно отслеживать финансовые результаты компании и учитывать налоговые обязательства.

Определение «налоговый учет» определяется в ст. 313 НК РФ и представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [2]. Краткая сравнительная характеристика налогового и бухгалтерского учета представлена в таблице 1.

В дополнение информационной оснащенности о российском налоговом учете стоит отметить, что ему характерны некоторые особенности, важнейшей из которых является необходимость учета специфики каждого налога. В зависимости от вида налога применяются различные методы расчета, а также сроки уплаты и представления отчетности. Так, налоговый учет ведется для исчисления:

‒ налога на прибыль организации (гл. 25 НК РФ);

‒ налога на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

‒ УСН (гл. 26.2 НК РФ) [2].

‒ При ведении налогового учета важно учитывать и такие тонкости, как:

‒ разные виды налога могут потребовать различных подходов к вычислению и признанию;

‒ применение налоговых льгот и вычетов, которые могут изменять расчет налогового обязательства.

Таблица 2

Сложности ведения раздельного учета и возникающие ошибки

Возможные сложности, риски и ошибки

Характеристика

Усложнение учетных

процессов

Разделение бухгалтерского и налогового учета требует от бухгалтеров ведения двух различных систем учета, что увеличивает объем работы и усложняет процессы

Сложности в согласовании данных

Разные подходы к учету могут привести к несоответствиям между бухгалтерскими и налоговыми данными

Ошибки в расчетах

Разделение учета увеличивает вероятность ошибок

Налоговые проверки

Несоответствия между бухгалтерскими и налоговыми данными могут привлечь внимание налоговых органов и привести к налоговым проверкам

Утрата информации

При ведении раздельного учета существует риск утраты или искажения данных, особенно если информация хранится в разных системах

Источник: составлено автором по [7].

Рассмотрим два исследуемых экономических явления с позиции характерных национальных различий реализации. Первым и наиболее весомым из них является то, что в Российской Федерации бухгалтерский и налоговый учет ведутся совместно, в то время как в Китае обе учетные системы реализуются комплексно, в рамках единой учетной системы.

Обратимся к российской практике, в которой, в связи с раздельным учетом, создаются определенные сложности учетного процесса, приводящие к периодическому возникновению рисков и ошибок (табл. 2).

Так, опираясь на представленную выше таблицу, можно отметить, что раздельный бухгалтерский и налоговый учет в России может создавать множество сложностей и рисков. Подобное сочетание может негативно сказываться как на итоговом финансовом результате предприятий, так и на непосредственном процессе реализации учета ввиду использования некорректных данных для планирования и прогнозирования, тесно взаимосвязанных со стратегическим управлением компаний.

В рамках рассмотрения вопроса о целесообразности и эффективности разделения бухгалтерского и налогового учета, обратимся к учетной практике Китая.

Как уже было сказано ранее, в Китае бухгалтерский и налоговый учет ведутся в рамках единой системы, что означает, что финансовая информация, используемая для бухгалтерского учета, одновременно служит информативной основой и для налогового учета. Подобный подход позволяет избежать дублирования данных и в некоторой степени упростить процесс ведения учета. Согласно китайской экономической установке относительно учетных процессов, концепция единого учета подразумевает, что все хозяйственные операции фиксируются в единой системе, что формирует согласованность и точность конечных данных.

Рассматривая китайские стандарты ведения бухгалтерского и, соответственно, налогового учета, стоит отметить принципы, на которых они формируются:

‒ честность (информация, представляемая в бухгалтерских и налоговых отчетностях, должна быть полной и достоверной);

‒ последовательность (методы бухгалтерского и налогового учета должны оставаться неизменными на протяжении нескольких отчетных периодов);

‒ сопоставимость (отчетная информация должна быть сопоставимой, т.е. предоставляла возможность проведения сравнительного анализа за предшествующие периоды или с данными иных предприятий);

‒ осмотрительность (в случае неопределенности в принятии управленческих решений, основывающихся на данных бухгалтерской и налоговой отчетностях, необходимо руководствоваться консервативным подходом оценки активов и обязательств).

Таким образом, сопоставляя основополагающие принципы российской и китайской практики ведения бухгалтерских и налоговых учетных процессов, можно отметить, в целом, их достаточно сильную схожесть. Можно сказать, принципы дублируются, в частности относительно вопросов осмотрительности, сопоставимости, последовательности и честности. Однако стоит заметить, что данная схожесть проявляется, по большей части, благодаря общим требованиям к учетным данным, независимо от менталитета и модели поведения рыночных субъектов. В свою очередь, среди различий выделяется дифференциация в специфике ведения двойной записи. В российской практике, в силу отдельного ведения бухгалтерского и налогового учета, двойная запись распределяется на бухгалтерский учет согласно упомянутому ранее Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», но, при этом, в налоговом учете суммы могут быть видоизменены в силу особенностей ведения налогово-учетных процессов, закрепленных уже в ином нормативно-правовом документе – Налоговом кодексе РФ. В китайской практике метод двойной записи аналогичен в обоих случаях, т.е. суммы, указываемые в двойной бухгалтерской записи, будут идентичны суммам из налоговых отчетов. С одной стороны подобный подход не гарантирует сбалансированность итоговых учетных данных, с другой – минимизирует возможные последствия от ошибок, проявляющихся от халатного отношения к действительному уравниванию по дебету одного счета и кредиту корреспондирующего с ним счета.

Китайские учетные системы, наравне с российскими, имеют собственную регламентирующую законодательную базу. Основным документом является закон КНР «О бухгалтерском учете КНР», закон «О дипломированных бухгалтерах высшей квалификации», законы и временные положения по каждому налогу, а также «Нормативы бухгалтерской работы». Также существуют и официальные стандарты бухгалтерского учета – Китайские стандарты бухгалтерского учета (CAS), которые были разработаны для гармонизации учета с международными стандартами (IFRS). [8,9]

Однозначным преимуществом китайской учетной системы, реализующейся в формате единого комплекса, является предоставление предприятиям возможности более эффективно управлять своими налоговыми обязательствами и одновременно отслеживать и бухгалтерские показатели. Подобная система выстраивается на коррелирующем методе бухгалтерской и налоговой информации, поскольку бухгалтерская информация используется для расчета налогов, а налоги отражаются в бухгалтерских отчетностях. Кроме того, единый учет способствует более прозрачному взаимодействию с налоговыми органами, что снижает налоговые риски для компаний и прилагающиеся к ним последствия, в т.ч. финансовые в виде штрафов и иных видов материальных взысканий.

Таблица 3

Рекомендации по внедрению единой системы учета

Рекомендации

Характеристика

I. Анализ текущей системы учета

Оценка существующих процессов

Провести анализ текущих бухгалтерских и налоговых процессов, выявить основные проблемы и недостатки раздельного учета

Изучение потребностей бизнеса

Определить потребности различных типов организаций в отношении учета

II. Разработка концепции единой системы учета

Определение целей

и задач

Установить четкие цели внедрения единой системы учета, определить задачи, которые необходимо решить в рамках новой системы

Создание модели учета

Разработать модель, которая будет учитывать специфику российского законодательства и практики, определить, какие элементы бухгалтерского и налогового учета могут быть объединены, а какие должны оставаться раздельными

III. Разработка нормативной базы

Изменение

законодательства

Подготовить предложения по изменению законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет, с целью создания правовой основы для единой системы

Разработка стандартов учета

Создать новые стандарты, которые будут учитывать специфику единой системы

IV. Внедрение информационных технологий

Выбор программного обеспечения

Исследовать и выбрать программные решения, которые поддерживают единую систему и могут быть адаптированы под российские реалии

Автоматизация

процессов

Обеспечить интеграцию различных систем (например, ERP, CRM) для более эффективного управления данными

V. Обучение и подготовка кадров

Обучение бухгалтеров и сотрудников

Разработать программы обучения для бухгалтеров и других сотрудников

Поддержка и

консультирование

Обеспечить доступ к консультациям и поддержке

VI. Пилотное внедрение

Проведение пилотных проектов

Запустить пилотные проекты, оценить результаты

Корректировка системы

На основе полученных данных внести изменения в систему, обеспечить обратную связь

VII. Полномасштабное внедрение

Расширение внедрения

После успешного пилотного проекта начать полномасштабное внедрение единой системы

Мониторинг и оценка

Установить механизмы мониторинга и оценки эффективности новой системы учета

Проанализировав специфику и общее содержание учетных систем России и Китая, рассмотрим возможность адаптации зарубежной китайской практики в российский обиход. Так, внедрение единой системы учета, аналогичной той, что используется в Китае, в российскую практику требует комплексного подхода и учета множества факторов. В таблице 3 представлена авторская позиция относительно ключевых шагов и рекомендаций для успешной интеграции единой системы учета по китайскому аналогу в России.

Опираясь на представленную таблицу выше, можно отметить, что внедрение единой системы учета первоочередно позволит сократить количество операций, связанных с ведением раздельных учетных систем. Данная модификация приведет к устранению необходимости переноса данных между двумя системами и, следовательно, уменьшит вероятность ошибок, связанных с дублированием и некорректной интерпретацией информации. Кроме того, единая система учета обеспечит более легкий доступ к финансовой информации для всех заинтересованных сторон, а также упростит процесс налоговых проверок, снизит вероятность конфликтов с налоговыми органами.

Заключение

Таким образом, рассматривая эффективность внедрения единой системы учета в России с более обширной точки зрения, можно отметить то, что это может значительно улучшить финансовое управление. Совокупно с данным улучшением появится возможность повысить прозрачность и снизить риски, связанные с ведением раздельного учета. Как итог – формирование более благоприятных условий для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и на международном рынках.

Обращаясь к более узким потенциальным зонам роста, можно выделить следующие области. Во-первых, объединение бухгалтерского и налогового учета может существенно снизить административную нагрузку на российские предприятия, т.к. в настоящее время они вынуждены вести два параллельных учета, что требует значительных ресурсных затрат, в т.ч. трудовых, финансовых (в частности, при устранении последствий от ошибочных действий), временных и др. Объединенная система учета позволит компаниям оптимизировать учетные процессы, снизить расходы на учет и высвободить ресурсы для других видов деятельности.

Во-вторых, совместный учет может повысить прозрачность и достоверность итоговой финансовой отчетности. В настоящее время различия между бухгалтерским и налоговым учетом могут приводить к искажениям в финансовой отчетности и затруднять ее анализ заинтересованными сторонами.

В-третьих, объединение бухгалтерского и налогового учета может упростить налоговое администрирование, за счет чего налоговые органы получат доступ к полной и достоверной финансовой информации. А это, в свою очередь, позволит им более эффективно осуществлять налоговый контроль и снизить риски уклонения от уплаты налогов.

Кроме того, совместный учет может способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Для малых предприятий, не располагающих значительными ресурсами, раздельный учет является серьезным бременем. Единая система учета упростит ведение учета для малых предприятий и позволит им сосредоточиться на развитии своего дела.

Таким образом, внедрение элементов китайской системы единого бухгалтерского и налогового учета в российскую практику может оказать положительное влияние на экономическое развитие России.


Библиографическая ссылка

Губернаторова Н.Н., Чухрай А.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В РОССИИ И В КИТАЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 5-2. С. 296-303;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4162 (дата обращения: 24.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4162