Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

COMPARATIVE ANALYSIS OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING SYSTEMS IN RUSSIA AND CHINA: PROSPECTS FOR INTEGRATION

Gubernatorova N.N. 1 Chukhray A.A. 1
1 Kaluga branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
The article examines the specifics of the Russian and Chinese accounting and tax accounting systems. The analysis of the current legislative and theoretical framework has been carried out, on the basis of which the key economic content of accounting and tax accounting in both states considered in the course of the study has been formed, as well as a comparative analysis has been carried out, during which fundamental similarities and differences in national accounting systems have been identified. The problems of the current principle of implementing the Russian variation of separate accounting and tax accounting, as well as the advantages of the Chinese implementation option, are revealed. The author’s recommendations on the implementation of a unified accounting system in Russian practice based on Chinese accounting experience have been developed. The relevant conclusions about the prospects and expediency of implementing the proposed event are formulated.
accounting
tax accounting
accounting systems
unified accounting system
financial and economic activities
chinese accounting system
russian accounting system
accounting statements
tax reporting
final financial result

Введение

В современных условиях экономического развития внешняя среда формирует все более ужесточенные условия для функционирования предприятий. Это проявляется не только в социально-экономической и политической напряженности между рядом крупнейших государств, но и в общей экономической ограниченностью внутри национального рынка (кадровый дефицит, недостаток финансовых ресурсов, трудности в получении заемных средств, повышенные законодательные требования, рост цен на сырье и материалы и др.). Подобные факторы формируют необходимость для компаний осуществлять более тщательный контроль всех своих показателей финансово-хозяйственной деятельности. Подобная необходимость исходит из того, что именно эти показатели формируют наиболее точную информационную базу для оценки текущего финансового состояния предприятия и для прогнозирования будущих финансово-стратегических результатов. Рассматривая бухгалтерский и налоговый учет в подобном разрезе, можно сказать, что они, по сути, являются фундаментальной базой для любой организации.

Актуальность рассматриваемой тематики обуславливается тем фактом, что на сегодняшний день в довольно сложные времена как для национальной, так и для мировой экономики критически важным условием выживания с перспективой на долгосрочное развитие становится адаптация устоявшихся процессов в новые реалии, в т.ч. с помощью частичного перенятия существующих зарубежных практик. Одной из наиболее приближенных дружественных к России стран и, по совместительству, одним из явных лидеров по темпам и динамике развития в области экономики является КНР. Помимо всего прочего, РФ и Китай уже на протяжении длительного времени действуют в рамках некоторых партнерских экономически ориентированных договоренностях. Подобное обстоятельство еще больше актуализирует анализ и сравнение экономических явлений именно с данным государством.

Рассматривая специфику бухгалтерского и налогового учета, стоит отметить, что, несмотря на единое экономическое содержание, практическая их реализация имеет ряд существенных отличий. Ключевое из них – в России и бухгалтерский, и налоговый учет ведется раздельно, в то время как в Китае они объединены в единую систему. Именно поэтому изучение китайского опыта и внедрение элементов совместного учета в российскую практику может оказать положительное влияние не только на отдельное учетное направление, но и на уровень экономического развития России в целом за счет модернизации традиционной и столь необходимой комплексной системы.

Целью проводимого в рамках данной научного исследования является проведение сравнительного анализа и выявление различий в организации систем бухгалтерского и налогового учета в России и Китае, а также оценка потенциальных преимуществ внедрения элементов китайской системы единого учета в российскую практику.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:

‒ изучить теоретические основы бухгалтерского и налогового учета в России и Китае, а также проанализировать исторические и экономические факторы, повлиявшие на формирование этих систем;

‒ выявить сходства и различия в принципах учета, формах отчетности и порядке ведения учета;

‒ оценить преимущества и недостатки раздельного и совместного ведения бухгалтерского и налогового учета, опираясь на опыт России и Китая;

‒ разработать рекомендации по совершенствованию российской системы учета, основываясь на опыте Китая, в том числе в части внедрения элементов единого учета.

Таким образом, результаты исследования позволят углубить понимание различий в системах учета двух стран, а также выявить лучшие методы, которые могут быть адаптированы к российской практике.

Материал и методы исследования

В ходе исследования были использованы следующие материалы: законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, а также законодательная база КНР в области бухгалтерского и налогового учета, Налоговый кодекс КНР, Стандарты бухгалтерского учета Китая (CAS), научные публикации, статистические данные, практические исследования. В работе использовались сравнительный анализ, системный анализ, статистический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Первоначально, обратимся к теоретической составляющей фигурирующего в рамках исследования явления. Анализируя современную теоретическую базу, представленную трудами зарубежных и российских ученых, можно выделить довольно обширный ряд трактовок терминов «бухгалтерский учет» и «налоговый учет». Каждое из определений выстроено на однородном базисе, однако имеет несколько отличительных направлений раскрытия своей экономической сущности в зависимости от субъективизма авторов.

Так, например, Я.В. Соколов считает, что бухгалтерский учет представляет собой «специфический язык знаков и ряда правил их употребления, созданный для замены реальных объектов их символами, позволяющими описать хозяйственную деятельность предприятия и её результаты» [5, с. 26].

Если обращаться к теоретической позиции М.Ю. Медведева, то можно выделить следующее содержание бухгалтерского учета – систематизированный комплекс мероприятий по исчислению объектов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, противопоставляющийся учетному хаосу [5, с. 27].

В.Я. Кожинов рассматривает бухгалтерский учет с точки зрения исключительно коммерческой эффективности, представляя его как ключевое звено формирования экономической политики предприятия и главный механизм эффективного управления производственной и сбытовой политикой относительно производимой продукции [6, с. 24].

Обобщая представленные определения выше, а также иные теоретические доводы, представленные в современной экономической литературе, можно отметить, что в обобщенной вариации бухгалтерский учет представляет собой систематический процесс регистрации, классификации, обобщения и анализа финансовой информации о хозяйственных операциях и состоянии финансовых средств организации. Фактически – это инструмент, с помощью которого экономические субъекты могут фиксировать свои активы, обязательства, капитал и результаты хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверную и своевременную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, помогает организации соответствовать требованиям бухгалтерского и налогового законодательства, обеспечивает возможность анализа финансового состояния организации внутри и в сравнении с другими субъектами рынка.

В свою очередь, говоря о налоговом учете и проводя его теоретический обзор, можно отметить схожую ситуацию, прослеживающуюся в многообразии авторских мнений в трактовке термина. Например, Л.Н. Никулина считает, что налоговый учет – это некая система обобщения информации для определения текущей и точной налоговой базы [6, с. 189].

В.Е. Сузанский же определяет налоговый учет, как целенаправленной действие плательщиков учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путём расчётных корректировок к данным бухгалтерского учёта [5, с. 229].

Бухгалтерский учет, как и, в целом, налоговый учет, функционирует на основе ряда схожих принципов, которые обеспечивают последовательность, достоверность и прозрачность обеих учетных систем. К подобным принципам можно отнести:

‒ принцип двойной записи (характеризует обеспечение баланса, высокой степени точности учета, а также гарантии сохранение равновесия активов и обязательств предприятия);

‒ принцип постоянства методов учета (характеризует возможности сопоставления финансовой отчетности в режиме реального времени и в режиме динамического сравнения);

‒ принцип целостности (характеризует исчерпывающую информативность отчетности и отсутствие каких-ибо информационных и/или числовых искажений);

‒ принцип осмотрительности (характеризует применение осторожных учетных и оценочных подходов к анализу активов и обязательств предприятия в случае возникновения ситуации информационной неопределенности);

‒ принцип полезности (характеризует релевантность информации, представленной в отчетности) [5, с. 31-32].

Говоря о бухгалтерском и налоговом учете особенно важно также и обращаться к нормативно-правовой базе, т.к. именно нормативные акты, регулируемые на законодательном уровне, являются самой фундаментальной основой работы как бухгалтерского, так и налогового учета. Так, бухгалтерский учет, в первую очередь, регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а налоговый учет строится на основе Налогового кодекса Российской Федерации, что первично обуславливает их раздельное ведение в текущей российской практике, в первую очередь, на нормативно-правовом уровне [1-4].

Таблица 1

Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета в России

 

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Цель учета

Получение полной «картины» финансового состояния и результатов деятельности компании

Получение информации о величине налогооблагаемой базы по налогу

Методы учета

Используются общепринятые методы оценки и классификации

Основывается на специфических налоговых нормах и правилах

Регулирование

Регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ФСБУ, ПБУ и другими нормативными актами в области бухгалтерского учета

Регулируется Налоговым кодексом РФ и другими нормативными актами в области налогообложения

Источник: составлено автором по [1-4].

Также, раздельное ведение двух исследуемых метрик прослеживается и в теоретическом и практическом содержании учетных практик: бухгалтерский учет отражает все хозяйственные операции организации, в то время как налоговый учет сосредоточен на задачах расчета налогов и представления налоговой отчетности. Подобное дифференцирование позволяет более точно отслеживать финансовые результаты компании и учитывать налоговые обязательства.

Определение «налоговый учет» определяется в ст. 313 НК РФ и представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ [2]. Краткая сравнительная характеристика налогового и бухгалтерского учета представлена в таблице 1.

В дополнение информационной оснащенности о российском налоговом учете стоит отметить, что ему характерны некоторые особенности, важнейшей из которых является необходимость учета специфики каждого налога. В зависимости от вида налога применяются различные методы расчета, а также сроки уплаты и представления отчетности. Так, налоговый учет ведется для исчисления:

‒ налога на прибыль организации (гл. 25 НК РФ);

‒ налога на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

‒ УСН (гл. 26.2 НК РФ) [2].

‒ При ведении налогового учета важно учитывать и такие тонкости, как:

‒ разные виды налога могут потребовать различных подходов к вычислению и признанию;

‒ применение налоговых льгот и вычетов, которые могут изменять расчет налогового обязательства.

Таблица 2

Сложности ведения раздельного учета и возникающие ошибки

Возможные сложности, риски и ошибки

Характеристика

Усложнение учетных

процессов

Разделение бухгалтерского и налогового учета требует от бухгалтеров ведения двух различных систем учета, что увеличивает объем работы и усложняет процессы

Сложности в согласовании данных

Разные подходы к учету могут привести к несоответствиям между бухгалтерскими и налоговыми данными

Ошибки в расчетах

Разделение учета увеличивает вероятность ошибок

Налоговые проверки

Несоответствия между бухгалтерскими и налоговыми данными могут привлечь внимание налоговых органов и привести к налоговым проверкам

Утрата информации

При ведении раздельного учета существует риск утраты или искажения данных, особенно если информация хранится в разных системах

Источник: составлено автором по [7].

Рассмотрим два исследуемых экономических явления с позиции характерных национальных различий реализации. Первым и наиболее весомым из них является то, что в Российской Федерации бухгалтерский и налоговый учет ведутся совместно, в то время как в Китае обе учетные системы реализуются комплексно, в рамках единой учетной системы.

Обратимся к российской практике, в которой, в связи с раздельным учетом, создаются определенные сложности учетного процесса, приводящие к периодическому возникновению рисков и ошибок (табл. 2).

Так, опираясь на представленную выше таблицу, можно отметить, что раздельный бухгалтерский и налоговый учет в России может создавать множество сложностей и рисков. Подобное сочетание может негативно сказываться как на итоговом финансовом результате предприятий, так и на непосредственном процессе реализации учета ввиду использования некорректных данных для планирования и прогнозирования, тесно взаимосвязанных со стратегическим управлением компаний.

В рамках рассмотрения вопроса о целесообразности и эффективности разделения бухгалтерского и налогового учета, обратимся к учетной практике Китая.

Как уже было сказано ранее, в Китае бухгалтерский и налоговый учет ведутся в рамках единой системы, что означает, что финансовая информация, используемая для бухгалтерского учета, одновременно служит информативной основой и для налогового учета. Подобный подход позволяет избежать дублирования данных и в некоторой степени упростить процесс ведения учета. Согласно китайской экономической установке относительно учетных процессов, концепция единого учета подразумевает, что все хозяйственные операции фиксируются в единой системе, что формирует согласованность и точность конечных данных.

Рассматривая китайские стандарты ведения бухгалтерского и, соответственно, налогового учета, стоит отметить принципы, на которых они формируются:

‒ честность (информация, представляемая в бухгалтерских и налоговых отчетностях, должна быть полной и достоверной);

‒ последовательность (методы бухгалтерского и налогового учета должны оставаться неизменными на протяжении нескольких отчетных периодов);

‒ сопоставимость (отчетная информация должна быть сопоставимой, т.е. предоставляла возможность проведения сравнительного анализа за предшествующие периоды или с данными иных предприятий);

‒ осмотрительность (в случае неопределенности в принятии управленческих решений, основывающихся на данных бухгалтерской и налоговой отчетностях, необходимо руководствоваться консервативным подходом оценки активов и обязательств).

Таким образом, сопоставляя основополагающие принципы российской и китайской практики ведения бухгалтерских и налоговых учетных процессов, можно отметить, в целом, их достаточно сильную схожесть. Можно сказать, принципы дублируются, в частности относительно вопросов осмотрительности, сопоставимости, последовательности и честности. Однако стоит заметить, что данная схожесть проявляется, по большей части, благодаря общим требованиям к учетным данным, независимо от менталитета и модели поведения рыночных субъектов. В свою очередь, среди различий выделяется дифференциация в специфике ведения двойной записи. В российской практике, в силу отдельного ведения бухгалтерского и налогового учета, двойная запись распределяется на бухгалтерский учет согласно упомянутому ранее Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», но, при этом, в налоговом учете суммы могут быть видоизменены в силу особенностей ведения налогово-учетных процессов, закрепленных уже в ином нормативно-правовом документе – Налоговом кодексе РФ. В китайской практике метод двойной записи аналогичен в обоих случаях, т.е. суммы, указываемые в двойной бухгалтерской записи, будут идентичны суммам из налоговых отчетов. С одной стороны подобный подход не гарантирует сбалансированность итоговых учетных данных, с другой – минимизирует возможные последствия от ошибок, проявляющихся от халатного отношения к действительному уравниванию по дебету одного счета и кредиту корреспондирующего с ним счета.

Китайские учетные системы, наравне с российскими, имеют собственную регламентирующую законодательную базу. Основным документом является закон КНР «О бухгалтерском учете КНР», закон «О дипломированных бухгалтерах высшей квалификации», законы и временные положения по каждому налогу, а также «Нормативы бухгалтерской работы». Также существуют и официальные стандарты бухгалтерского учета – Китайские стандарты бухгалтерского учета (CAS), которые были разработаны для гармонизации учета с международными стандартами (IFRS). [8,9]

Однозначным преимуществом китайской учетной системы, реализующейся в формате единого комплекса, является предоставление предприятиям возможности более эффективно управлять своими налоговыми обязательствами и одновременно отслеживать и бухгалтерские показатели. Подобная система выстраивается на коррелирующем методе бухгалтерской и налоговой информации, поскольку бухгалтерская информация используется для расчета налогов, а налоги отражаются в бухгалтерских отчетностях. Кроме того, единый учет способствует более прозрачному взаимодействию с налоговыми органами, что снижает налоговые риски для компаний и прилагающиеся к ним последствия, в т.ч. финансовые в виде штрафов и иных видов материальных взысканий.

Таблица 3

Рекомендации по внедрению единой системы учета

Рекомендации

Характеристика

I. Анализ текущей системы учета

Оценка существующих процессов

Провести анализ текущих бухгалтерских и налоговых процессов, выявить основные проблемы и недостатки раздельного учета

Изучение потребностей бизнеса

Определить потребности различных типов организаций в отношении учета

II. Разработка концепции единой системы учета

Определение целей

и задач

Установить четкие цели внедрения единой системы учета, определить задачи, которые необходимо решить в рамках новой системы

Создание модели учета

Разработать модель, которая будет учитывать специфику российского законодательства и практики, определить, какие элементы бухгалтерского и налогового учета могут быть объединены, а какие должны оставаться раздельными

III. Разработка нормативной базы

Изменение

законодательства

Подготовить предложения по изменению законодательства, регулирующего бухгалтерский и налоговый учет, с целью создания правовой основы для единой системы

Разработка стандартов учета

Создать новые стандарты, которые будут учитывать специфику единой системы

IV. Внедрение информационных технологий

Выбор программного обеспечения

Исследовать и выбрать программные решения, которые поддерживают единую систему и могут быть адаптированы под российские реалии

Автоматизация

процессов

Обеспечить интеграцию различных систем (например, ERP, CRM) для более эффективного управления данными

V. Обучение и подготовка кадров

Обучение бухгалтеров и сотрудников

Разработать программы обучения для бухгалтеров и других сотрудников

Поддержка и

консультирование

Обеспечить доступ к консультациям и поддержке

VI. Пилотное внедрение

Проведение пилотных проектов

Запустить пилотные проекты, оценить результаты

Корректировка системы

На основе полученных данных внести изменения в систему, обеспечить обратную связь

VII. Полномасштабное внедрение

Расширение внедрения

После успешного пилотного проекта начать полномасштабное внедрение единой системы

Мониторинг и оценка

Установить механизмы мониторинга и оценки эффективности новой системы учета

Проанализировав специфику и общее содержание учетных систем России и Китая, рассмотрим возможность адаптации зарубежной китайской практики в российский обиход. Так, внедрение единой системы учета, аналогичной той, что используется в Китае, в российскую практику требует комплексного подхода и учета множества факторов. В таблице 3 представлена авторская позиция относительно ключевых шагов и рекомендаций для успешной интеграции единой системы учета по китайскому аналогу в России.

Опираясь на представленную таблицу выше, можно отметить, что внедрение единой системы учета первоочередно позволит сократить количество операций, связанных с ведением раздельных учетных систем. Данная модификация приведет к устранению необходимости переноса данных между двумя системами и, следовательно, уменьшит вероятность ошибок, связанных с дублированием и некорректной интерпретацией информации. Кроме того, единая система учета обеспечит более легкий доступ к финансовой информации для всех заинтересованных сторон, а также упростит процесс налоговых проверок, снизит вероятность конфликтов с налоговыми органами.

Заключение

Таким образом, рассматривая эффективность внедрения единой системы учета в России с более обширной точки зрения, можно отметить то, что это может значительно улучшить финансовое управление. Совокупно с данным улучшением появится возможность повысить прозрачность и снизить риски, связанные с ведением раздельного учета. Как итог – формирование более благоприятных условий для ведения бизнеса и повышение конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и на международном рынках.

Обращаясь к более узким потенциальным зонам роста, можно выделить следующие области. Во-первых, объединение бухгалтерского и налогового учета может существенно снизить административную нагрузку на российские предприятия, т.к. в настоящее время они вынуждены вести два параллельных учета, что требует значительных ресурсных затрат, в т.ч. трудовых, финансовых (в частности, при устранении последствий от ошибочных действий), временных и др. Объединенная система учета позволит компаниям оптимизировать учетные процессы, снизить расходы на учет и высвободить ресурсы для других видов деятельности.

Во-вторых, совместный учет может повысить прозрачность и достоверность итоговой финансовой отчетности. В настоящее время различия между бухгалтерским и налоговым учетом могут приводить к искажениям в финансовой отчетности и затруднять ее анализ заинтересованными сторонами.

В-третьих, объединение бухгалтерского и налогового учета может упростить налоговое администрирование, за счет чего налоговые органы получат доступ к полной и достоверной финансовой информации. А это, в свою очередь, позволит им более эффективно осуществлять налоговый контроль и снизить риски уклонения от уплаты налогов.

Кроме того, совместный учет может способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Для малых предприятий, не располагающих значительными ресурсами, раздельный учет является серьезным бременем. Единая система учета упростит ведение учета для малых предприятий и позволит им сосредоточиться на развитии своего дела.

Таким образом, внедрение элементов китайской системы единого бухгалтерского и налогового учета в российскую практику может оказать положительное влияние на экономическое развитие России.