Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОСТОРОННИХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Бахтин А.К. 1
1 Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Цель статьи заключается в определении перспективности сотрудничества РФ с многосторонними банками развития. Для ответа на него определены такие факторы как негативные последствия глобализации и деглобализации, усиление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами и действие западных санкций в отношении РФ и ее партнеров. На основе анализа и систематизации опубликованных тематических исследований отечественных и зарубежных ученых в специализированной научной литературе проведены классификации многосторонних банков развития, раскрыта специфика их деятельности в современных условиях, а также выявлены необходимость и возможности сотрудничества Российской Федерации с такими институтами. Сделан вывод о перспективности взаимодействия РФ с многосторонними банками развития на современном этапе, в особенности в паритетном формате. Наибольшая отдача ожидается от Нового банка развития и Евразийского банка развития. Рекомендуется интенсификация сотрудничества с Исламским банком развития, Африканским банком развития и Межамериканским банком развития.
многосторонние банки развития
международная финансовая вовлеченность россии
банки развития
содействие международному развитию
1. Международные валютно-кредитные отношения. В двух частях. Часть 2 / под ред. В.Д. Миловидова, О.В. Хмыз. М.: МГИМО-Университет, 2025. 390 с. ISBN 978-5-9228-2950-2.
2. Савельев Н.А. Возможности интеграции цифрового рубля в платежи и расчеты в текущих геополитических условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 9. С. 4949-4962. DOI: 10.18334/epp.14.9.121658.
3. Международные валютно-кредитные отношения. В двух частях. Часть 1 / под ред. В.Д. Миловидова, В.Н. Ткачева, О.В. Хмыз. М.: МГИМО-Университет, 2025. 412 с. ISBN 978-5-9228-2872-7.
4. Whyman P.B. Keynes and the International Clearing Union: A Possible Model for Eurozone Reform? // Journal Of Common Market Studies. 2014. No 53. Vol. 2. Р. 399-415. DOI: 10.1111/JCMS.12180.
5. Bazbauers A.R., Engel S. The Global Architecture of Multilateral Development Banks: A System of Debt or Development? Routledge, 2021. 304 p. ISBN 9780367708122.
6. Спивачевский П.М. Принципы функционирования и основные направления деятельности многосторонних банков развития // Вестник ОГУ. 2011. № 13 (132). С. 428-433. URL: http://vestnik.osu.ru/2011_13/70.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
7. Humphrey C. Tapping the potential of borrower-led multilateral development banks. London: ODI. ODI Working paper, 2023. 41 p. URL: https://odi.org/en/publications/tapping-the-potential-of-borrower-led-multilateral-development-banks/ (дата обращения: 15.03.2025).
8. Humphrey C. Financing the Future: Multilateral Development Banks in the Changing World Order of the 21st Century. Oxford: Oxford University Press, 2022. 240 p. ISBN: 9780192871503.
9. Сафонов М.С. Организационно-правовые аспекты формирования и регулирования деятельности международных институтов развития на примере исламской банковской практики // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7, № 8A. С. 84-97. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-8/7-safonov.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
10. Wang H. New Multilateral Development Banks Opportunities and Challenges for Global Governance // Global Policy. 2017. Vol. 8 (1). P. 113-118. URL: https://www.globalpolicyjournal.com/articles/development-inequality-and-poverty/new-multilateral-development-banks-opportunities-and-cha (дата обращения: 15.03.2025).
11. Creutz K. Multilateral Development Banks as Agents of Connectivity: the Asian Development Bank (ADB) and the Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB) // East Asia. 2023. No 40. P. 335-356. DOI: 10.1007/s12140-023-09408-6.
12. Chang H.‐J. Kicking away the Ladder: Development Strategy in Historical Perspective. London: Anthem Press, 2002. 196 p. ISBN: 9781843310273.
13. Хмыз О.В., Мазаев Р.М. Опыт создания банков развития // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 5. С. 93-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12929703 (дата обращения: 15.03.2025).
14. Prizzon A., Bains M., Chackrabarti S., Pudussery J. Governance of multilateral development banks // ODI Report. 2022. 38 р. URL: https://media.odi.org/documents/ODI_Report_Governance_of_multilateral_development_banks_options_for_reform_Ii8g363.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
15. Avellán L., Galindo A.J., Lotti G., Rodríguez J.P. Bridging the gap: Mobilization of multilateral Development Banks in Infrastructure // World Development. 2024. Vol. 176. DOI: 10.1016/J.WORLDDEV.2023.106498.
16. Gallagher K.P., Bhandary R.R., Ray R., Ramos L. Reforming Bretton Woods institutions to achieve climate change and development goals // One Earth. 2023. Vol. 6. Is. 10. P. 1291-1303. DOI: 10.1016/j.oneear.2023.09.009.
17. Хмыз О.В. Многосторонние валютно-финансовые институты БРИКС // Финансы. 2016. № 2. С. 12-16. URL: http://elib.fa.ru/art2016/bv4414.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
18. Андронова И.В., Шелепов А.В. Возможности усиления влияния НБР и АБИИ в глобальной финансовой системе // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. № 1. С. 39-54. URL: https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252924773.html (дата обращения: 15.03.2025).
19. Hofman B., Srinivas P.S. China’s Changing Role in Multilateral Development Banks. In: Wang H.H., Miao M.L. (eds) Enhancing Global Governance in a Fragmented World. China and Globalization // Springer, Singapore. 2024. Р. 85-97. DOI: 10.1111/1758-5899.13389.
20. Сведенцов В.Л. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций как фактор политики «мягкой силы» КНР в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 3(42). С. 172-187. URL: https://riss.ru/upload/iblock/35f/4grzljthzr0hyyf1sixl0b9qugkux6u1/8ba271616d924699bdbd169238efb494.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
21. Чжу Ц., Ху С. Возвращение в железную клетку? Институциональный изоморфизм АБИИ // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021. Т. 16, № 4. С. 7-29. DOI: 10.17323/1996-7845-2021-04-01.
22. Хмыз О.В. Валютно-финансовые институты БРИКС и ЕАЭС – аналог или преемник Бреттон-Вудских институтов? // Актуальные проблемы развития международных валютных, кредитных, финансовых отношений в условиях глобализации и регионализации / под ред. Звоновой Е.А. М.: Финансовый университет, 2016. С. 97-101. URL: https://elib.fa.ru/rbook/zvonova_58754.pdf/en/info https://elibrary.ru/item.asp?id=26763740 (дата обращения: 15.03.2025).
23. Карпов И.И., Тумашева М.В. Роль и место Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в мировой финансовой системе // Глобальная экономика и образование. 2023. Т. 3, № 1. С. 32-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50762995 (дата обращения: 15.03.2025).
24. Mukherje B.B. Sustainable Finance in the Policies of New Development Bank: Prospects and Challenges // Governance and Politics. 2023. Vol. 2, No. 1. P. 51-68. DOI: 10.24833/2782-7062-2023-2-1-51-68.
25. Далдеган У., Де Борба В. Концепция развития БРИКС: анализ проектов, финансируемых НБР // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023. Т. 18, № 4. С. 7-33. DOI: 10.17323/1996-7845-2023-04-01.
26. Морозкина А.К., Григорьев Л.М. Новый банк развития и цели устойчивого развития: выполняет ли банк свой мандат? // Современная мировая экономика. 2023. Т. 1, № 3 (3). С. 95-112. URL: https://cwejournal.hse.ru/morozkina-grigoryev-3-2023 (дата обращения: 15.03.2025).
27. Саенко А.Н. Мобилизация ресурсов природного и человеческого капитала стран Африки с целью усиления экономического роста // Экономика строительства. 2024. № 8. С. 24-27. URL: https://www.econom-journal.ru/upload/iblock/27c/12rodz15jw9mkbr70ny4r550ci8ol7oc/%E2%84%968%202024%20%D0%AD%D0%A1.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
28. Щербинина Д.С., Маглинова Т.Г. Взаимодействия Межамериканского банка развития с экономиками стран Карибского бассейна и Латинской Америки // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика: сборник статей 14-й Международной научно-практической конференции, Курск, 24 октября 2024 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2024. С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74505592 (дата обращения: 15.03.2025).
29. Чинь М.З. Азиатский банк развития и цели в области устойчивого развития на период до 2030 года // Евразийский юридический журнал. 2022. № 3(166). С. 27-29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48510854 (дата обращения: 15.03.2025).
30. Андрианов В.Д. Основные направления деятельности исламского банка развития и финансовые инструменты с исламской спецификой // Белорусский экономический журнал. 2019. № 4 (89). С. 27-43. URL: http://bem.bseu.by/rus/archive/4.19/BEJ-4-2019-Andrianov.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
31. Матвеевский С.С. Азиатский банк развития и его влияние на экономический рост // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 6. С. 51-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aziatskiy-bank-razvitiya-i-ego-vliyanie-na-ekonomicheskiy-rost (дата обращения: 15.03.2025).
32. Матвеевский С.С. Азиатский банк развития в региональной системе ПОД и ФТ // Угрозы и риски финансовой безопасности в контексте цифровой трансформации: Материалы VII Международной научно-практической конференции Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ, Москва, 24 ноября 2021 года. Москва: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2021. С. 10-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47381983 (дата обращения: 15.03.2025).
33. Матвеевский С.С. Влияние проектов азиатского банка развития на экономическое состояние стран Азиатско-Тихоокеанского региона (на примерах Непала, Филиппин и Тувалу) // Финансовые рынки и банки. 2024. № 2. С. 175-182. URL: https://finmarketbank.ru/upload/iblock/3c0/okv5yd53u7tfbx2iwuvph1ebzbfabdx1/%D0%A4%D0%A0%D0%91%20%E2%84%962%202024.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
34. Матвеевский С.С. Африканский банк развития: влияние на экономический рост // Азия и Африка сегодня. 2022. № 3. С. 22-28. DOI: 10.31857/S032150750019247-3.
35. Матвеевский С.С. Инклюзивный экономический рост: возможности стимулирования на примере Африканского банка развития // Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 1 (62). С. 38-51. DOI: 10.31132/2412-5717-2023-62-1-38-51.
36. Володина А.Д. Основные тенденции развития исламского банкинга в современных условиях // Экономика: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 15 ноября 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. С. 79-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49756373&pff=1 (дата обращения: 15.03.2025).
37. Петров М.В. Проблемы сотрудничества России и международного банка реконструкции и развития. М.: МГИМО, 2003. 93 с.
38. Антропов В.В. Многосторонние банки развития в мировой экономике: особенности деятельности и перспективы сотрудничества с Россией // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 1. С. 98-109. URL: https://elib.fa.ru/art2019/bv130.pdf/en/info (дата обращения: 15.03.2025).
39. Галиуллина Л.Д. Участие России в многосторонних банках развития: опыт и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2022. № 12 (149). С. 226-229. DOI 10.34925/EIP.2022.149.12.043.
40. Школяр Н.А. Международные региональные банки развития и перспективы сотрудничества с ними России: теория и практика: дис. … докт. экон. наук. Москва, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/mezhdunarodnye-regionalnye-banki-razvitiya-i-perspektivy-sotrudnichestva-s-nimi-rossii-teori (дата обращения: 15.03.2025).
41. Школяр Н.А. Международные региональные банки развития и перспективы сотрудничества с Россией. М.: Изд-во РУДН, 2003. 264 с. URL: https://elibrary.ru/cit_items.asp?publid=273012318 (дата обращения: 15.03.2025).
42. Школяр Н. Региональные банки развития в системе международных финансовых организаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2003. № 1. С. 130-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-banki-razvitiya-v-sisteme-mezhdunarodnyh-finansovyh-organizatsiy/viewer (дата обращения: 15.03.2025).
43. Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12. С. 81-85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17279453 (дата обращения: 15.03.2025).
44. Бурденко Е.В. Ретроспективный анализ сотрудничества России с международными организациями с 1992 по 2021 год // Экономические отношения. 2022. Т. 12, № 3. С. 473-496. DOI: 10.18334/eo.12.3.116256.
45. Алексеев П.В. Совершенствование деятельности Евразийского банка развития в современных условиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 8. С. 6-11. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/1/2022/%E2%84%9608/59c1578f-c309-458e-92cb-34cbdc246880 (дата обращения: 15.03.2025).
46. Кузнецов А.В. Региональная роль Евразийского банка развития в посткоронавирусном мире // Мир новой экономики. 2020. №14(4). С. 22-32. DOI: 10.26794/2220-6469-2020-14-4-22-32.
47. Аржаев Ф.И. Евразийский банк развития как консолидирующий финансовый инструмент Евразийской инициативы: роль, возможности, перспективы // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8, № 1. С. 109-120. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-11.
48. Зеленкевич М.Л. Интеграционные процессы и инвестиционные ресурсы финансовых институтов // Эффективность сферы товарного обращения и труда : сборник научных статей X Писаренковских чтений, посвященных 60-летию основания университета, Гомель, 31 октября – 01 ноября 2024 года. Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2024. С. 72-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=74475974 (дата обращения: 15.03.2025).
49. Козлитина М.П. Влияние международных санкций на участие России в НБР БРИКС // Вопросы науки и образования. 2018. № 8 (20). C. 79-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhdunarodnyh-sanktsiy-na-uchastie-rossii-v-nbr-briks (дата обращения: 15.03.2025).

Введение

Участие Российской Федерации в многосторонних банках развития (МБР) представляет собой важный аспект ее внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии, поскольку банки развития играют ключевую роль в финансировании глобальных и региональных проектов, направленных на устойчивое развитие, борьбу с экономическим неравенством и инфраструктурные проекты в различных сферах [1]. Изучение современного состояния и перспектив участия России в этих институтах позволяет понять, как страна использует их для достижения своих экономических и геополитических целей, сочетая свое участие в таких институтах с возможностью оказывать бóльшее влияние на мировой арене в целом, ведь МБР глобального либо регионального характеров способны привлекать намного больше финансовых ресурсов, чем у них имеется в расположении, если учитывать только собственный капитал. Также акцент в их деятельности поставлен на развивающиеся государства, сотрудничество которых в рамках и на полях МБР способно повысить перспективы этой группы стран в мировой экономике, одновременно повысив и кооперацию между ними самими. Такое обоюдное наращивание и более эффективное использование потенциала МБР развивающимися государствами приводит не только к расширению географии их деятельности, но и к их вовлеченности в мировую экономику, усилению их экономического присутствия на мировой арене, смещая традиционные экономико-финансовые акценты глобального мира, повышая значимость развивающихся стран, делая их способными преобразовывать и мировую валютно-финансовую систему в направлении повышения степени использования национальных валют большего числа стран, отходя от засилья американского доллара, продвигая российский рубль [2] и другие валюты БРИКС, что приобретает особую важность в текущих напряженных условиях отрезанности от большей части глобального финансирования.

Дополнительным доказательством актуальности темы исследования выступает сохраняющийся дефицит комплексных как отечественных, так и зарубежных научных исследований по МБР, особенно если принимать во внимание новых геоэкономические условия, несмотря на активность многосторонних банков развития и участие Российской Федерации в их деятельности.

При этом примечательно, что несмотря на значимость темы, она остается недостаточно изученной в отечественной и зарубежной экономической литературе. Существующие обзоры часто фокусируются на отдельных аспектах, таких как финансовая вовлеченность России или ее роль в БРИКС и ЕАЭС, но не предлагают комплексного анализа с учетом текущих реалий. Поэтому представляется своевременным систематизировать имеющиеся исследования, выявить пробелы и предложить направления для дальнейшего изучения. Критерии отбора отечественной и зарубежной литературы, на которых строился статистический анализ в данной статье, включают научные статьи, монографии и отчеты, опубликованные преимущественно за последние пять лет, с акцентом на работы, посвященные стратегическим, экономическим и политическим аспектам участия России в МБР.

Цель исследования – разработка научно-методологических положений и предложений по исследованию деятельности международных банков развития и оптимизации сотрудничества с ними РФ на современном этапе.

Материалы и методы исследования

Поиск научных трудов для исследования, систематизации и обобщения проводился в базах данных Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ, а также в специализированных зарубежных и отечественных изданиях по международным экономическим отношениям и финансам. В качестве критериев включения были определены актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных. Исключались работы, не содержащие анализа участия России в МБР, а также ошибочно вошедшие в результаты поисковых запросов статьи, посвященные проблемам развития банковского сектора.

Процедура исследования включала три этапа: поиск источников, их отбор и анализ. Научные труды были систематизированы по хронологическому и проблемному принципам, выделены три тематических блока: теоретические аспекты, текущее состояние деятельности региональных банков развития и участие России в многосторонних банках развития (таблица).

Для анализа теоретических аспектов, а также текущих проблем и перспектив деятельности многосторонних банков развития было проведено исследование зарубежных научных трудов. В структуру поиска по зарубежным базам поиска таким, как Science Direct, Springer Link вошли 262 статьи. В параметры поиска были включены научные статьи, опубликованные в период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: multilateral development banks, development finances, sustainable finances.

В рамках поиска российских научных публикаций, входящих в перечни РИНЦ и ВАК, была использована база данных e-library, включены научные статьи, опубликованные в большинстве своем за период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: многосторонние банки развития, содействие международному развитию, Евразийский банк развития, Новый банк развития, АБИИ, АБР.

Методологические основания обзора научных трудов

Критерии включения

Актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных

Период

2021-2025 гг.

Язык

Русский, английский

Виды публикаций

и исследований

Диссертации, статьи, монографии, обзоры, материалы конференций

Ключевые слова

Русский язык: банки развития, международные финансовые организации, содействие международному развитию, а также перечисления названий МБР*

Английский язык: multilateral development bank, development finances, financial aid, list of the IDB**

Базы данных

Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ

Прочие критерии

Региональные банки развития, участие России в международных финансовых организациях

Примечание: *Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития;

**Asian development bank, African development bank, New Development bank, Islamic development bank, Asian Development Bank, Inter-American development bank.

В результаты поиска вошли 516 статей по проблематике региональных многосторонних институтов развития, а также сотрудничества Российской Федерации с ними.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ показал, что существенный вклад в теоретические аспекты деятельности многосторонних банков развития внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи.

Основоположником концепции многосторонних банков развития являются Дж.М. Кейнс и Г.Д. Уайт, принимавшие непосредственное участие в Бреттон-Вудской конференции, по результатам которой были основаны международные валютно-финансовые институты – Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [3]. Кейнс также выступал за создание Международного клирингового союза и «банкора» как альтернативы долларовой системе [4].

Понятие многосторонних банков развития дается в статье А.Bazbauers как региональных или международных организаций, которые «предоставляют займы, кредиты и гарантии для инвестиций в страны, как правило, с целью стимулирования экономического роста» [5]. В российской науке данное определение было дано П. Спивачевским как «специализированные инвестиционные финансово-кредитные институты, капитал которых сформирован государствами-участниками на многосторонней основе» [6].

Наш анализ выявил различия подходов к классификации МБР, но наиболее интересным представляется подход С.Humphrey из научно-исследовательского института ODI Global [7; 8]. Он разделяет МБР на «традиционные МБР» («legacy-led» MDBs), к которым относят МБРР и основанные во второй половине ХХ века региональные банки развития (АзБР, АфБР, МАБР, ЕБРР) с большинством голосов у развитых стран-кредиторов, и «МБР, управляемые странами-заемщиками», т.е. большинством голосов обладают развивающиеся и менее развитые страны-заемщики» («borrower-led MDBs»), к которым относят такие банки, как Карибский банк развития, Латиноамериканский банк развития и другие. В российской науке фактор классификации различается: от принципов хозяйственной деятельности до регионального признака [9], что требует необходимости разработки собственного подхода к классификации МБР.

Эволюция многосторонних банков развития, согласно подходу H. Wang [10], разделяемому основой массой исследователей, происходила в три волны. В первую волну (1950 – середина 1970-х) на фоне возникновения новых развивающихся и менее развитых стран после деколонизации внутри Группы Всемирного банка были образованы МАР и МФК, а также многосторонние (суб)региональные банки развития. Во вторую волну 1990-2000-х гг. был образован Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для стран ЦВЕ, в затем ЧБТР и ЕАБР. В третью волну появились АБИИ и Новый банк развития (НБР) БРИКС, в которых большинством голосов обладают развивающиеся страны, а ключевую роль играет Китай.

Основной задачей многосторонних банков развития является предоставление финансовой помощи развивающимся и менее развитым странам для различных целей. Однако ряд ученых отмечает более широкий спектр возможностей данных организаций. Так, в статье K.Сreutz уделяется внимание концепции связанности агентств, реализуемой в рамках деятельности МБР, в частности, через «снижение политических издержек и рисков в инфраструктурном финансировании» [11].

Критики сходятся во мнении, что МБР не в полной мере достигают поставленных целей, а их инструменты финансирования зачастую не учитывают национальные интересы стран-заемщиков, а лишь повышают зависимость национальных экономик от внешних заимствований [12; 13].

Кроме того, ведутся дискуссии о необходимости реформирования многосторонних институтов развития [14] и отдельное внимание уделяется вопросам мобилизации капитала для финансирования проектов банков [15].

Так, в статье, касающейся необходимости реформирования институтов Бреттон-Вудской системы в рамках борьбы с изменением климата и достижения ЦУР, K.P. Gallagher, R. Bhandary, R. Ray и L. Ramos [16] выделяют следующие направления расширения деятельности МБР: 1) сокращение соотношения собственных средств к заемным, что снизит необходимость привлечения дополнительного капитала, 2) увеличение самой капитальной базы и 3) мобилизацию частного капитала. По мнению авторов, объемы привлечения частных инвестиций МБР находятся на низком уровне, поскольку они направляются в большей степени в социальные сферы, а не в инфраструктуру, и сами банки пытаются снизить для частных инвесторов риски, которые в конечном счете накладываются на развивающиеся страны.

На сегодняшний день исследователи активно уделяют внимание вопросам роли региональных банков, в том числе АБИИ и НБР [17], которые часто считаются «новыми банками развития» [18]. Ряд исследователей, в том числе Hofman В. [19], подчеркивают растущую роль КНР [20], которая стала крупнейшим в мире двусторонним кредитором, в деятельности данных двух банков развития за счет расширения привлеченного капитала и предоставления кредитов в юанях (в особенности в НБР) [21].

В российской науке также анализируется роль АБИИ и НБР в мировой финансовой системе [22]. В частности, Карпов И.И и Тумашева М.В. отмечают ключевое положение АБИИ в азиатском регионе и выделяют ряд перспективных направлений его деятельности, прежде всего, увеличение финансирования в области технологической инфраструктуры в рамках программы «Инфраструктура будущего» и усиление кооперации с другими многосторонними банками развития, ярким примером которой служит строительство Трансанатолийского газопровода совместно с ВБ, ЕБРР и ЕИБ [23].

Деятельность Нового банка развития также хорошо освещена в зарубежной и отечественной литературе [24; 25]. В частности, Морозкина А.К и Григорьев Л.М. анализируют взаимосвязь деятельности НБР с целями устойчивого развития и подчеркивают необходимость более четкой конкретизации вклада проектов банка в ЦУР и расширения реальной проектной деятельности, направленной на достижение ЦУР, связанных с проблемами социального неравенства. Также отмечаются возможности НБР по активизации своей роли в формировании актуальной повестки ЦУР [26].

Исследования в области деятельности региональных банков развития также затрагивают такие банки, как Африканский (АфБР) [27], Межамериканский (МАБР) [28], Азиатский (АзБР) [29] и Исламский банки развития (ИБР) [30].

Наиболее активно АзБР [31; 32; 33] и АфБР [34; 35] и влиянием их деятельности на экономический рост занимался Матвеевский С.С., который в одной из своих публикаций анализировал подход этих двух банков к определению инклюзивного экономического роста и опыт его стимулирования с приведением примеров на проектах в отдельных странах.

Ключевой принцип исламских финансов – партнерское финансирование, основанное не на передаче рисков от одного финансового посредника к другому, а на его распределении между остальными участниками проектного финансирования, активно проявляется в деятельности ИБР [36], который помимо финансирования проектов участвует в выпуске зеленых исламских облигаций (сукук) и расширяет свое присутствие в стратегическом для России Среднеазиатском регионе.

Нам представляется ключевым аспектом исследования современное состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации с многосторонними банками развития, которое на сегодняшний момент проявляется в рамках деятельности таких МБР, как Евразийский банк развития, АБИИ и НБР.

Вопросами взаимодействиями нашей страны с банками развития занимались ряд ученых [37; 38; 39]. Стоит отметить существенный вклад в изучении данной проблематики Школяра Н.А., у которого была защищена докторская диссертация [40] и опубликован ряд научных трудов [41; 42; 43]. Бурденко Е.В. провел ретроспективный анализ сотрудничества РФ с международными финансовыми организациями (МВФ и Группа Всемирного банка) в период с момента функционирования РФ как самостоятельного субъекта в 1992 году до начала событий февраля 2022 года [44].

В рамках евразийской интеграции – ключевого вектора экономического сотрудничества России с дружественными странами, странами ЕАЭС был учрежден Евразийский банк развития, который осуществляет финансирование инфраструктурных и зеленых проектов на территории стран ЕАЭС, уделяя основное внимание зеленым и цифровизационным проектам в разных отраслях экономики – от промышленности до сельского хозяйства и транспорта, нередко с расчетом на интеграционный эффект. Накопленным итогом портфель проектов ЕАБР к 2025 г. превысил 16 млрд долл. в более чем 300 проектах.

Подробно деятельность ЕАБР и участия в ней РФ была исследована в работах авторов из России и стран Ближнего Зарубежья [45; 46]. Так, Ф.И. Аржаев отметил существенный потенциал в достижении ЦУР и сокращении технологического разрыва в условиях ограниченных возможностей финансирования ЕАБР [47]. В белорусской научной школе свой вклад внес Зеленкевич М.Л., который в своих трудах предложил методы совершенствования деятельности ЕАБР в т.ч. через создание дополнительных фондов с широким спектром финансовых и консультационных услуг на всех этапах проектного финансирования [48]. Участие РФ в АБИИ и НБР (особенно в условиях действия введенных странами коллективного Запада международных санкций) анализируется в работе Козлитиной М.П. [49].

В целом, отечественные ученые отмечают потенциал углубления сотрудничества РФ с новыми банками развития в рамках участия в финансировании проектов банков и укреплении курса на дедолларизацию и разработке единой валюты БРИКС.

Однако присутствует пробел в степени проработанности темы нашего исследования. В частности, в последние несколько лет отсутствуют защищенные диссертации по вопросам сотрудничества России с многосторонними банками развития, а число публикаций по проблемам и перспективам взаимодействия с международными финансовыми институтами в условиях действия международных санкций после начала СВО является недостаточным, что подчеркивает актуальность исследуемой тематики.

Также нам представляется важным провести эконометрический анализ возможностей и перспектив сотрудничества РФ с такими региональными институтами развития в текущих условиях, как ИБР, АфБР и МАБР, где наша страна пока еще не представлена, а данный вопрос не так активно рассматривался в последнее время представителями российской научной школы.

Заключение

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе при изучении деятельности МБР делается акцент на региональные банки развития, которым рекомендовано проводить необходимые реформы для повышения эффективности операционной деятельности и достижения поставленных управляющими структурами банков целей.

В исследованиях, посвященных анализу и оценке эффективности деятельности «новых банков развития», АБИИ и НБР, наблюдается проблема использования этих банков как способа усиления политического и экономического влияния КНР на международной арене. Одновременно многосторонние банки развития на сегодняшний день играют важную роль в достижении целей устойчивого развития и социально-экономического равенства, и в научной литературе это поле достаточно хорошо освещено.

Сотрудничество Российской Федерации с МБР в текущих условиях представляется как альтернативная возможность предоставления и привлечения финансирования в рамках экономического сотрудничества с дружественными странами. Российские исследователи в основном уделяют внимание деятельности таких институтов развития, как АБИИ, ЕАБР и НБР. Однако наличествует пробел ввиду недостаточной изученности проблем и перспектив сотрудничества в условиях действия международных санкций и их ужесточении после февраля 2022 года. Кроме того, мало изучен возможный потенциал взаимодействия с такими региональными банками как АфБР, ИБР и МАБР, где наша страна пока не является участницей.

В целом, в сложных текущих геополитических условиях взаимодействие РФ с многосторонними банками развития представляется весьма перспективным. Основной вопрос заключается в формате такого взаимодействия и сотрудничества. Нам представляет перспективным паритетный формат, подразумевающий принцип «одна страна – один голос».


Библиографическая ссылка

Бахтин А.К. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОСТОРОННИХ БАНКОВ РАЗВИТИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 5-2. С. 265-272;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4158 (дата обращения: 23.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4158