Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE PARTICIPATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MULTILATERAL DEVELOPMENT BANKS (METHODOLOGICAL ASPECTS)

Bakhtin A.K. 1
1 MGIMO University
The research issue raised in the article is to assess the prospects of cooperation of the Russian Federation with multilateral development banks. In order to answer it, such factors as negative consequences of globalisation and de globalisation, increasing economic gap between developed and developing countries and the effect of Western sanctions against the Russian Federation and its partners are defined. On the basis of the analysis and systematisation of published research in the specialised scientific issues, the classification of multilateral development banks has been carried out, the specifics of their activities in modern conditions have been revealed, and the necessity and possibilities of cooperation between the Russian Federation and such institutions have been identified. The author concludes that the interaction between the Russian Federation and multilateral development banks is promising at the present stage, especially in the parity format. The greatest benefit is expected from the New Development Bank and the Eurasian Development Bank. It is also recommended to intensify cooperation with the Islamic Development Bank, the Inter-American Development Bank and the African Development Bank.
multilateral development banks
international financial participation of russia
development banks
international development assistance

Введение

Участие Российской Федерации в многосторонних банках развития (МБР) представляет собой важный аспект ее внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии, поскольку банки развития играют ключевую роль в финансировании глобальных и региональных проектов, направленных на устойчивое развитие, борьбу с экономическим неравенством и инфраструктурные проекты в различных сферах [1]. Изучение современного состояния и перспектив участия России в этих институтах позволяет понять, как страна использует их для достижения своих экономических и геополитических целей, сочетая свое участие в таких институтах с возможностью оказывать бóльшее влияние на мировой арене в целом, ведь МБР глобального либо регионального характеров способны привлекать намного больше финансовых ресурсов, чем у них имеется в расположении, если учитывать только собственный капитал. Также акцент в их деятельности поставлен на развивающиеся государства, сотрудничество которых в рамках и на полях МБР способно повысить перспективы этой группы стран в мировой экономике, одновременно повысив и кооперацию между ними самими. Такое обоюдное наращивание и более эффективное использование потенциала МБР развивающимися государствами приводит не только к расширению географии их деятельности, но и к их вовлеченности в мировую экономику, усилению их экономического присутствия на мировой арене, смещая традиционные экономико-финансовые акценты глобального мира, повышая значимость развивающихся стран, делая их способными преобразовывать и мировую валютно-финансовую систему в направлении повышения степени использования национальных валют большего числа стран, отходя от засилья американского доллара, продвигая российский рубль [2] и другие валюты БРИКС, что приобретает особую важность в текущих напряженных условиях отрезанности от большей части глобального финансирования.

Дополнительным доказательством актуальности темы исследования выступает сохраняющийся дефицит комплексных как отечественных, так и зарубежных научных исследований по МБР, особенно если принимать во внимание новых геоэкономические условия, несмотря на активность многосторонних банков развития и участие Российской Федерации в их деятельности.

При этом примечательно, что несмотря на значимость темы, она остается недостаточно изученной в отечественной и зарубежной экономической литературе. Существующие обзоры часто фокусируются на отдельных аспектах, таких как финансовая вовлеченность России или ее роль в БРИКС и ЕАЭС, но не предлагают комплексного анализа с учетом текущих реалий. Поэтому представляется своевременным систематизировать имеющиеся исследования, выявить пробелы и предложить направления для дальнейшего изучения. Критерии отбора отечественной и зарубежной литературы, на которых строился статистический анализ в данной статье, включают научные статьи, монографии и отчеты, опубликованные преимущественно за последние пять лет, с акцентом на работы, посвященные стратегическим, экономическим и политическим аспектам участия России в МБР.

Цель исследования – разработка научно-методологических положений и предложений по исследованию деятельности международных банков развития и оптимизации сотрудничества с ними РФ на современном этапе.

Материалы и методы исследования

Поиск научных трудов для исследования, систематизации и обобщения проводился в базах данных Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ, а также в специализированных зарубежных и отечественных изданиях по международным экономическим отношениям и финансам. В качестве критериев включения были определены актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных. Исключались работы, не содержащие анализа участия России в МБР, а также ошибочно вошедшие в результаты поисковых запросов статьи, посвященные проблемам развития банковского сектора.

Процедура исследования включала три этапа: поиск источников, их отбор и анализ. Научные труды были систематизированы по хронологическому и проблемному принципам, выделены три тематических блока: теоретические аспекты, текущее состояние деятельности региональных банков развития и участие России в многосторонних банках развития (таблица).

Для анализа теоретических аспектов, а также текущих проблем и перспектив деятельности многосторонних банков развития было проведено исследование зарубежных научных трудов. В структуру поиска по зарубежным базам поиска таким, как Science Direct, Springer Link вошли 262 статьи. В параметры поиска были включены научные статьи, опубликованные в период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: multilateral development banks, development finances, sustainable finances.

В рамках поиска российских научных публикаций, входящих в перечни РИНЦ и ВАК, была использована база данных e-library, включены научные статьи, опубликованные в большинстве своем за период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: многосторонние банки развития, содействие международному развитию, Евразийский банк развития, Новый банк развития, АБИИ, АБР.

Методологические основания обзора научных трудов

Критерии включения

Актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных

Период

2021-2025 гг.

Язык

Русский, английский

Виды публикаций

и исследований

Диссертации, статьи, монографии, обзоры, материалы конференций

Ключевые слова

Русский язык: банки развития, международные финансовые организации, содействие международному развитию, а также перечисления названий МБР*

Английский язык: multilateral development bank, development finances, financial aid, list of the IDB**

Базы данных

Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ

Прочие критерии

Региональные банки развития, участие России в международных финансовых организациях

Примечание: *Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития;

**Asian development bank, African development bank, New Development bank, Islamic development bank, Asian Development Bank, Inter-American development bank.

В результаты поиска вошли 516 статей по проблематике региональных многосторонних институтов развития, а также сотрудничества Российской Федерации с ними.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ показал, что существенный вклад в теоретические аспекты деятельности многосторонних банков развития внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи.

Основоположником концепции многосторонних банков развития являются Дж.М. Кейнс и Г.Д. Уайт, принимавшие непосредственное участие в Бреттон-Вудской конференции, по результатам которой были основаны международные валютно-финансовые институты – Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [3]. Кейнс также выступал за создание Международного клирингового союза и «банкора» как альтернативы долларовой системе [4].

Понятие многосторонних банков развития дается в статье А.Bazbauers как региональных или международных организаций, которые «предоставляют займы, кредиты и гарантии для инвестиций в страны, как правило, с целью стимулирования экономического роста» [5]. В российской науке данное определение было дано П. Спивачевским как «специализированные инвестиционные финансово-кредитные институты, капитал которых сформирован государствами-участниками на многосторонней основе» [6].

Наш анализ выявил различия подходов к классификации МБР, но наиболее интересным представляется подход С.Humphrey из научно-исследовательского института ODI Global [7; 8]. Он разделяет МБР на «традиционные МБР» («legacy-led» MDBs), к которым относят МБРР и основанные во второй половине ХХ века региональные банки развития (АзБР, АфБР, МАБР, ЕБРР) с большинством голосов у развитых стран-кредиторов, и «МБР, управляемые странами-заемщиками», т.е. большинством голосов обладают развивающиеся и менее развитые страны-заемщики» («borrower-led MDBs»), к которым относят такие банки, как Карибский банк развития, Латиноамериканский банк развития и другие. В российской науке фактор классификации различается: от принципов хозяйственной деятельности до регионального признака [9], что требует необходимости разработки собственного подхода к классификации МБР.

Эволюция многосторонних банков развития, согласно подходу H. Wang [10], разделяемому основой массой исследователей, происходила в три волны. В первую волну (1950 – середина 1970-х) на фоне возникновения новых развивающихся и менее развитых стран после деколонизации внутри Группы Всемирного банка были образованы МАР и МФК, а также многосторонние (суб)региональные банки развития. Во вторую волну 1990-2000-х гг. был образован Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для стран ЦВЕ, в затем ЧБТР и ЕАБР. В третью волну появились АБИИ и Новый банк развития (НБР) БРИКС, в которых большинством голосов обладают развивающиеся страны, а ключевую роль играет Китай.

Основной задачей многосторонних банков развития является предоставление финансовой помощи развивающимся и менее развитым странам для различных целей. Однако ряд ученых отмечает более широкий спектр возможностей данных организаций. Так, в статье K.Сreutz уделяется внимание концепции связанности агентств, реализуемой в рамках деятельности МБР, в частности, через «снижение политических издержек и рисков в инфраструктурном финансировании» [11].

Критики сходятся во мнении, что МБР не в полной мере достигают поставленных целей, а их инструменты финансирования зачастую не учитывают национальные интересы стран-заемщиков, а лишь повышают зависимость национальных экономик от внешних заимствований [12; 13].

Кроме того, ведутся дискуссии о необходимости реформирования многосторонних институтов развития [14] и отдельное внимание уделяется вопросам мобилизации капитала для финансирования проектов банков [15].

Так, в статье, касающейся необходимости реформирования институтов Бреттон-Вудской системы в рамках борьбы с изменением климата и достижения ЦУР, K.P. Gallagher, R. Bhandary, R. Ray и L. Ramos [16] выделяют следующие направления расширения деятельности МБР: 1) сокращение соотношения собственных средств к заемным, что снизит необходимость привлечения дополнительного капитала, 2) увеличение самой капитальной базы и 3) мобилизацию частного капитала. По мнению авторов, объемы привлечения частных инвестиций МБР находятся на низком уровне, поскольку они направляются в большей степени в социальные сферы, а не в инфраструктуру, и сами банки пытаются снизить для частных инвесторов риски, которые в конечном счете накладываются на развивающиеся страны.

На сегодняшний день исследователи активно уделяют внимание вопросам роли региональных банков, в том числе АБИИ и НБР [17], которые часто считаются «новыми банками развития» [18]. Ряд исследователей, в том числе Hofman В. [19], подчеркивают растущую роль КНР [20], которая стала крупнейшим в мире двусторонним кредитором, в деятельности данных двух банков развития за счет расширения привлеченного капитала и предоставления кредитов в юанях (в особенности в НБР) [21].

В российской науке также анализируется роль АБИИ и НБР в мировой финансовой системе [22]. В частности, Карпов И.И и Тумашева М.В. отмечают ключевое положение АБИИ в азиатском регионе и выделяют ряд перспективных направлений его деятельности, прежде всего, увеличение финансирования в области технологической инфраструктуры в рамках программы «Инфраструктура будущего» и усиление кооперации с другими многосторонними банками развития, ярким примером которой служит строительство Трансанатолийского газопровода совместно с ВБ, ЕБРР и ЕИБ [23].

Деятельность Нового банка развития также хорошо освещена в зарубежной и отечественной литературе [24; 25]. В частности, Морозкина А.К и Григорьев Л.М. анализируют взаимосвязь деятельности НБР с целями устойчивого развития и подчеркивают необходимость более четкой конкретизации вклада проектов банка в ЦУР и расширения реальной проектной деятельности, направленной на достижение ЦУР, связанных с проблемами социального неравенства. Также отмечаются возможности НБР по активизации своей роли в формировании актуальной повестки ЦУР [26].

Исследования в области деятельности региональных банков развития также затрагивают такие банки, как Африканский (АфБР) [27], Межамериканский (МАБР) [28], Азиатский (АзБР) [29] и Исламский банки развития (ИБР) [30].

Наиболее активно АзБР [31; 32; 33] и АфБР [34; 35] и влиянием их деятельности на экономический рост занимался Матвеевский С.С., который в одной из своих публикаций анализировал подход этих двух банков к определению инклюзивного экономического роста и опыт его стимулирования с приведением примеров на проектах в отдельных странах.

Ключевой принцип исламских финансов – партнерское финансирование, основанное не на передаче рисков от одного финансового посредника к другому, а на его распределении между остальными участниками проектного финансирования, активно проявляется в деятельности ИБР [36], который помимо финансирования проектов участвует в выпуске зеленых исламских облигаций (сукук) и расширяет свое присутствие в стратегическом для России Среднеазиатском регионе.

Нам представляется ключевым аспектом исследования современное состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации с многосторонними банками развития, которое на сегодняшний момент проявляется в рамках деятельности таких МБР, как Евразийский банк развития, АБИИ и НБР.

Вопросами взаимодействиями нашей страны с банками развития занимались ряд ученых [37; 38; 39]. Стоит отметить существенный вклад в изучении данной проблематики Школяра Н.А., у которого была защищена докторская диссертация [40] и опубликован ряд научных трудов [41; 42; 43]. Бурденко Е.В. провел ретроспективный анализ сотрудничества РФ с международными финансовыми организациями (МВФ и Группа Всемирного банка) в период с момента функционирования РФ как самостоятельного субъекта в 1992 году до начала событий февраля 2022 года [44].

В рамках евразийской интеграции – ключевого вектора экономического сотрудничества России с дружественными странами, странами ЕАЭС был учрежден Евразийский банк развития, который осуществляет финансирование инфраструктурных и зеленых проектов на территории стран ЕАЭС, уделяя основное внимание зеленым и цифровизационным проектам в разных отраслях экономики – от промышленности до сельского хозяйства и транспорта, нередко с расчетом на интеграционный эффект. Накопленным итогом портфель проектов ЕАБР к 2025 г. превысил 16 млрд долл. в более чем 300 проектах.

Подробно деятельность ЕАБР и участия в ней РФ была исследована в работах авторов из России и стран Ближнего Зарубежья [45; 46]. Так, Ф.И. Аржаев отметил существенный потенциал в достижении ЦУР и сокращении технологического разрыва в условиях ограниченных возможностей финансирования ЕАБР [47]. В белорусской научной школе свой вклад внес Зеленкевич М.Л., который в своих трудах предложил методы совершенствования деятельности ЕАБР в т.ч. через создание дополнительных фондов с широким спектром финансовых и консультационных услуг на всех этапах проектного финансирования [48]. Участие РФ в АБИИ и НБР (особенно в условиях действия введенных странами коллективного Запада международных санкций) анализируется в работе Козлитиной М.П. [49].

В целом, отечественные ученые отмечают потенциал углубления сотрудничества РФ с новыми банками развития в рамках участия в финансировании проектов банков и укреплении курса на дедолларизацию и разработке единой валюты БРИКС.

Однако присутствует пробел в степени проработанности темы нашего исследования. В частности, в последние несколько лет отсутствуют защищенные диссертации по вопросам сотрудничества России с многосторонними банками развития, а число публикаций по проблемам и перспективам взаимодействия с международными финансовыми институтами в условиях действия международных санкций после начала СВО является недостаточным, что подчеркивает актуальность исследуемой тематики.

Также нам представляется важным провести эконометрический анализ возможностей и перспектив сотрудничества РФ с такими региональными институтами развития в текущих условиях, как ИБР, АфБР и МАБР, где наша страна пока еще не представлена, а данный вопрос не так активно рассматривался в последнее время представителями российской научной школы.

Заключение

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе при изучении деятельности МБР делается акцент на региональные банки развития, которым рекомендовано проводить необходимые реформы для повышения эффективности операционной деятельности и достижения поставленных управляющими структурами банков целей.

В исследованиях, посвященных анализу и оценке эффективности деятельности «новых банков развития», АБИИ и НБР, наблюдается проблема использования этих банков как способа усиления политического и экономического влияния КНР на международной арене. Одновременно многосторонние банки развития на сегодняшний день играют важную роль в достижении целей устойчивого развития и социально-экономического равенства, и в научной литературе это поле достаточно хорошо освещено.

Сотрудничество Российской Федерации с МБР в текущих условиях представляется как альтернативная возможность предоставления и привлечения финансирования в рамках экономического сотрудничества с дружественными странами. Российские исследователи в основном уделяют внимание деятельности таких институтов развития, как АБИИ, ЕАБР и НБР. Однако наличествует пробел ввиду недостаточной изученности проблем и перспектив сотрудничества в условиях действия международных санкций и их ужесточении после февраля 2022 года. Кроме того, мало изучен возможный потенциал взаимодействия с такими региональными банками как АфБР, ИБР и МАБР, где наша страна пока не является участницей.

В целом, в сложных текущих геополитических условиях взаимодействие РФ с многосторонними банками развития представляется весьма перспективным. Основной вопрос заключается в формате такого взаимодействия и сотрудничества. Нам представляет перспективным паритетный формат, подразумевающий принцип «одна страна – один голос».