Введение
Участие Российской Федерации в многосторонних банках развития (МБР) представляет собой важный аспект ее внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии, поскольку банки развития играют ключевую роль в финансировании глобальных и региональных проектов, направленных на устойчивое развитие, борьбу с экономическим неравенством и инфраструктурные проекты в различных сферах [1]. Изучение современного состояния и перспектив участия России в этих институтах позволяет понять, как страна использует их для достижения своих экономических и геополитических целей, сочетая свое участие в таких институтах с возможностью оказывать бóльшее влияние на мировой арене в целом, ведь МБР глобального либо регионального характеров способны привлекать намного больше финансовых ресурсов, чем у них имеется в расположении, если учитывать только собственный капитал. Также акцент в их деятельности поставлен на развивающиеся государства, сотрудничество которых в рамках и на полях МБР способно повысить перспективы этой группы стран в мировой экономике, одновременно повысив и кооперацию между ними самими. Такое обоюдное наращивание и более эффективное использование потенциала МБР развивающимися государствами приводит не только к расширению географии их деятельности, но и к их вовлеченности в мировую экономику, усилению их экономического присутствия на мировой арене, смещая традиционные экономико-финансовые акценты глобального мира, повышая значимость развивающихся стран, делая их способными преобразовывать и мировую валютно-финансовую систему в направлении повышения степени использования национальных валют большего числа стран, отходя от засилья американского доллара, продвигая российский рубль [2] и другие валюты БРИКС, что приобретает особую важность в текущих напряженных условиях отрезанности от большей части глобального финансирования.
Дополнительным доказательством актуальности темы исследования выступает сохраняющийся дефицит комплексных как отечественных, так и зарубежных научных исследований по МБР, особенно если принимать во внимание новых геоэкономические условия, несмотря на активность многосторонних банков развития и участие Российской Федерации в их деятельности.
При этом примечательно, что несмотря на значимость темы, она остается недостаточно изученной в отечественной и зарубежной экономической литературе. Существующие обзоры часто фокусируются на отдельных аспектах, таких как финансовая вовлеченность России или ее роль в БРИКС и ЕАЭС, но не предлагают комплексного анализа с учетом текущих реалий. Поэтому представляется своевременным систематизировать имеющиеся исследования, выявить пробелы и предложить направления для дальнейшего изучения. Критерии отбора отечественной и зарубежной литературы, на которых строился статистический анализ в данной статье, включают научные статьи, монографии и отчеты, опубликованные преимущественно за последние пять лет, с акцентом на работы, посвященные стратегическим, экономическим и политическим аспектам участия России в МБР.
Цель исследования – разработка научно-методологических положений и предложений по исследованию деятельности международных банков развития и оптимизации сотрудничества с ними РФ на современном этапе.
Материалы и методы исследования
Поиск научных трудов для исследования, систематизации и обобщения проводился в базах данных Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ, а также в специализированных зарубежных и отечественных изданиях по международным экономическим отношениям и финансам. В качестве критериев включения были определены актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных. Исключались работы, не содержащие анализа участия России в МБР, а также ошибочно вошедшие в результаты поисковых запросов статьи, посвященные проблемам развития банковского сектора.
Процедура исследования включала три этапа: поиск источников, их отбор и анализ. Научные труды были систематизированы по хронологическому и проблемному принципам, выделены три тематических блока: теоретические аспекты, текущее состояние деятельности региональных банков развития и участие России в многосторонних банках развития (таблица).
Для анализа теоретических аспектов, а также текущих проблем и перспектив деятельности многосторонних банков развития было проведено исследование зарубежных научных трудов. В структуру поиска по зарубежным базам поиска таким, как Science Direct, Springer Link вошли 262 статьи. В параметры поиска были включены научные статьи, опубликованные в период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: multilateral development banks, development finances, sustainable finances.
В рамках поиска российских научных публикаций, входящих в перечни РИНЦ и ВАК, была использована база данных e-library, включены научные статьи, опубликованные в большинстве своем за период 2021-2025 гг. со следующими ключевые словами: многосторонние банки развития, содействие международному развитию, Евразийский банк развития, Новый банк развития, АБИИ, АБР.
Методологические основания обзора научных трудов
Критерии включения |
Актуальность проблемы, научная значимость, наличие эмпирических данных |
Период |
2021-2025 гг. |
Язык |
Русский, английский |
Виды публикаций и исследований |
Диссертации, статьи, монографии, обзоры, материалы конференций |
Ключевые слова |
Русский язык: банки развития, международные финансовые организации, содействие международному развитию, а также перечисления названий МБР* Английский язык: multilateral development bank, development finances, financial aid, list of the IDB** |
Базы данных |
Scopus, Web of Science, Springer Link, Google Scholar, Science Direct, РИНЦ |
Прочие критерии |
Региональные банки развития, участие России в международных финансовых организациях |
Примечание: *Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития;
**Asian development bank, African development bank, New Development bank, Islamic development bank, Asian Development Bank, Inter-American development bank.
В результаты поиска вошли 516 статей по проблематике региональных многосторонних институтов развития, а также сотрудничества Российской Федерации с ними.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ показал, что существенный вклад в теоретические аспекты деятельности многосторонних банков развития внесли не только зарубежные, но и отечественные исследователи.
Основоположником концепции многосторонних банков развития являются Дж.М. Кейнс и Г.Д. Уайт, принимавшие непосредственное участие в Бреттон-Вудской конференции, по результатам которой были основаны международные валютно-финансовые институты – Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [3]. Кейнс также выступал за создание Международного клирингового союза и «банкора» как альтернативы долларовой системе [4].
Понятие многосторонних банков развития дается в статье А.Bazbauers как региональных или международных организаций, которые «предоставляют займы, кредиты и гарантии для инвестиций в страны, как правило, с целью стимулирования экономического роста» [5]. В российской науке данное определение было дано П. Спивачевским как «специализированные инвестиционные финансово-кредитные институты, капитал которых сформирован государствами-участниками на многосторонней основе» [6].
Наш анализ выявил различия подходов к классификации МБР, но наиболее интересным представляется подход С.Humphrey из научно-исследовательского института ODI Global [7; 8]. Он разделяет МБР на «традиционные МБР» («legacy-led» MDBs), к которым относят МБРР и основанные во второй половине ХХ века региональные банки развития (АзБР, АфБР, МАБР, ЕБРР) с большинством голосов у развитых стран-кредиторов, и «МБР, управляемые странами-заемщиками», т.е. большинством голосов обладают развивающиеся и менее развитые страны-заемщики» («borrower-led MDBs»), к которым относят такие банки, как Карибский банк развития, Латиноамериканский банк развития и другие. В российской науке фактор классификации различается: от принципов хозяйственной деятельности до регионального признака [9], что требует необходимости разработки собственного подхода к классификации МБР.
Эволюция многосторонних банков развития, согласно подходу H. Wang [10], разделяемому основой массой исследователей, происходила в три волны. В первую волну (1950 – середина 1970-х) на фоне возникновения новых развивающихся и менее развитых стран после деколонизации внутри Группы Всемирного банка были образованы МАР и МФК, а также многосторонние (суб)региональные банки развития. Во вторую волну 1990-2000-х гг. был образован Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для стран ЦВЕ, в затем ЧБТР и ЕАБР. В третью волну появились АБИИ и Новый банк развития (НБР) БРИКС, в которых большинством голосов обладают развивающиеся страны, а ключевую роль играет Китай.
Основной задачей многосторонних банков развития является предоставление финансовой помощи развивающимся и менее развитым странам для различных целей. Однако ряд ученых отмечает более широкий спектр возможностей данных организаций. Так, в статье K.Сreutz уделяется внимание концепции связанности агентств, реализуемой в рамках деятельности МБР, в частности, через «снижение политических издержек и рисков в инфраструктурном финансировании» [11].
Критики сходятся во мнении, что МБР не в полной мере достигают поставленных целей, а их инструменты финансирования зачастую не учитывают национальные интересы стран-заемщиков, а лишь повышают зависимость национальных экономик от внешних заимствований [12; 13].
Кроме того, ведутся дискуссии о необходимости реформирования многосторонних институтов развития [14] и отдельное внимание уделяется вопросам мобилизации капитала для финансирования проектов банков [15].
Так, в статье, касающейся необходимости реформирования институтов Бреттон-Вудской системы в рамках борьбы с изменением климата и достижения ЦУР, K.P. Gallagher, R. Bhandary, R. Ray и L. Ramos [16] выделяют следующие направления расширения деятельности МБР: 1) сокращение соотношения собственных средств к заемным, что снизит необходимость привлечения дополнительного капитала, 2) увеличение самой капитальной базы и 3) мобилизацию частного капитала. По мнению авторов, объемы привлечения частных инвестиций МБР находятся на низком уровне, поскольку они направляются в большей степени в социальные сферы, а не в инфраструктуру, и сами банки пытаются снизить для частных инвесторов риски, которые в конечном счете накладываются на развивающиеся страны.
На сегодняшний день исследователи активно уделяют внимание вопросам роли региональных банков, в том числе АБИИ и НБР [17], которые часто считаются «новыми банками развития» [18]. Ряд исследователей, в том числе Hofman В. [19], подчеркивают растущую роль КНР [20], которая стала крупнейшим в мире двусторонним кредитором, в деятельности данных двух банков развития за счет расширения привлеченного капитала и предоставления кредитов в юанях (в особенности в НБР) [21].
В российской науке также анализируется роль АБИИ и НБР в мировой финансовой системе [22]. В частности, Карпов И.И и Тумашева М.В. отмечают ключевое положение АБИИ в азиатском регионе и выделяют ряд перспективных направлений его деятельности, прежде всего, увеличение финансирования в области технологической инфраструктуры в рамках программы «Инфраструктура будущего» и усиление кооперации с другими многосторонними банками развития, ярким примером которой служит строительство Трансанатолийского газопровода совместно с ВБ, ЕБРР и ЕИБ [23].
Деятельность Нового банка развития также хорошо освещена в зарубежной и отечественной литературе [24; 25]. В частности, Морозкина А.К и Григорьев Л.М. анализируют взаимосвязь деятельности НБР с целями устойчивого развития и подчеркивают необходимость более четкой конкретизации вклада проектов банка в ЦУР и расширения реальной проектной деятельности, направленной на достижение ЦУР, связанных с проблемами социального неравенства. Также отмечаются возможности НБР по активизации своей роли в формировании актуальной повестки ЦУР [26].
Исследования в области деятельности региональных банков развития также затрагивают такие банки, как Африканский (АфБР) [27], Межамериканский (МАБР) [28], Азиатский (АзБР) [29] и Исламский банки развития (ИБР) [30].
Наиболее активно АзБР [31; 32; 33] и АфБР [34; 35] и влиянием их деятельности на экономический рост занимался Матвеевский С.С., который в одной из своих публикаций анализировал подход этих двух банков к определению инклюзивного экономического роста и опыт его стимулирования с приведением примеров на проектах в отдельных странах.
Ключевой принцип исламских финансов – партнерское финансирование, основанное не на передаче рисков от одного финансового посредника к другому, а на его распределении между остальными участниками проектного финансирования, активно проявляется в деятельности ИБР [36], который помимо финансирования проектов участвует в выпуске зеленых исламских облигаций (сукук) и расширяет свое присутствие в стратегическом для России Среднеазиатском регионе.
Нам представляется ключевым аспектом исследования современное состояние и перспективы сотрудничества Российской Федерации с многосторонними банками развития, которое на сегодняшний момент проявляется в рамках деятельности таких МБР, как Евразийский банк развития, АБИИ и НБР.
Вопросами взаимодействиями нашей страны с банками развития занимались ряд ученых [37; 38; 39]. Стоит отметить существенный вклад в изучении данной проблематики Школяра Н.А., у которого была защищена докторская диссертация [40] и опубликован ряд научных трудов [41; 42; 43]. Бурденко Е.В. провел ретроспективный анализ сотрудничества РФ с международными финансовыми организациями (МВФ и Группа Всемирного банка) в период с момента функционирования РФ как самостоятельного субъекта в 1992 году до начала событий февраля 2022 года [44].
В рамках евразийской интеграции – ключевого вектора экономического сотрудничества России с дружественными странами, странами ЕАЭС был учрежден Евразийский банк развития, который осуществляет финансирование инфраструктурных и зеленых проектов на территории стран ЕАЭС, уделяя основное внимание зеленым и цифровизационным проектам в разных отраслях экономики – от промышленности до сельского хозяйства и транспорта, нередко с расчетом на интеграционный эффект. Накопленным итогом портфель проектов ЕАБР к 2025 г. превысил 16 млрд долл. в более чем 300 проектах.
Подробно деятельность ЕАБР и участия в ней РФ была исследована в работах авторов из России и стран Ближнего Зарубежья [45; 46]. Так, Ф.И. Аржаев отметил существенный потенциал в достижении ЦУР и сокращении технологического разрыва в условиях ограниченных возможностей финансирования ЕАБР [47]. В белорусской научной школе свой вклад внес Зеленкевич М.Л., который в своих трудах предложил методы совершенствования деятельности ЕАБР в т.ч. через создание дополнительных фондов с широким спектром финансовых и консультационных услуг на всех этапах проектного финансирования [48]. Участие РФ в АБИИ и НБР (особенно в условиях действия введенных странами коллективного Запада международных санкций) анализируется в работе Козлитиной М.П. [49].
В целом, отечественные ученые отмечают потенциал углубления сотрудничества РФ с новыми банками развития в рамках участия в финансировании проектов банков и укреплении курса на дедолларизацию и разработке единой валюты БРИКС.
Однако присутствует пробел в степени проработанности темы нашего исследования. В частности, в последние несколько лет отсутствуют защищенные диссертации по вопросам сотрудничества России с многосторонними банками развития, а число публикаций по проблемам и перспективам взаимодействия с международными финансовыми институтами в условиях действия международных санкций после начала СВО является недостаточным, что подчеркивает актуальность исследуемой тематики.
Также нам представляется важным провести эконометрический анализ возможностей и перспектив сотрудничества РФ с такими региональными институтами развития в текущих условиях, как ИБР, АфБР и МАБР, где наша страна пока еще не представлена, а данный вопрос не так активно рассматривался в последнее время представителями российской научной школы.
Заключение
Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе при изучении деятельности МБР делается акцент на региональные банки развития, которым рекомендовано проводить необходимые реформы для повышения эффективности операционной деятельности и достижения поставленных управляющими структурами банков целей.
В исследованиях, посвященных анализу и оценке эффективности деятельности «новых банков развития», АБИИ и НБР, наблюдается проблема использования этих банков как способа усиления политического и экономического влияния КНР на международной арене. Одновременно многосторонние банки развития на сегодняшний день играют важную роль в достижении целей устойчивого развития и социально-экономического равенства, и в научной литературе это поле достаточно хорошо освещено.
Сотрудничество Российской Федерации с МБР в текущих условиях представляется как альтернативная возможность предоставления и привлечения финансирования в рамках экономического сотрудничества с дружественными странами. Российские исследователи в основном уделяют внимание деятельности таких институтов развития, как АБИИ, ЕАБР и НБР. Однако наличествует пробел ввиду недостаточной изученности проблем и перспектив сотрудничества в условиях действия международных санкций и их ужесточении после февраля 2022 года. Кроме того, мало изучен возможный потенциал взаимодействия с такими региональными банками как АфБР, ИБР и МАБР, где наша страна пока не является участницей.
В целом, в сложных текущих геополитических условиях взаимодействие РФ с многосторонними банками развития представляется весьма перспективным. Основной вопрос заключается в формате такого взаимодействия и сотрудничества. Нам представляет перспективным паритетный формат, подразумевающий принцип «одна страна – один голос».