Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИСКАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Киреева Е.Ф. 1 Поздняев А.С. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассматриваются особенности фискального регулирования регионов с учетом развития экономических и геополитических стратегий. Целью статьи является выявление наиболее эффективных стратегий стимулирования экономического развития регионов с использованием инструментов фискальной политики с учетом геополитического аспекта. На основе изучения научной литературы определено, что геополитические аспекты, ориентированные на обеспечение стабильного регионального развития, являются активно применяемым инструментом при формировании экономических стратегий. В результате анализа действующих теорий и практики пространственного развития выявлено, что современные концепции фискального стимулирования развития отдельных территорий направлены на обеспечение гармоничного экономического роста, минимизацию межрегиональной дифференциации и укрепление национальной безопасности. Сформулировано, что геополитическое стимулирование представляет собой комплексный метод, включающий как экономические, так и политические инструменты. Фискальное стимулирование в ОЭЗ используется для укрепления в стратегических регионах, сохранения влияния в условиях конкуренции, привлечения иностранных инвестиций и упрочнения долгосрочных экономических связей. В статье сделан вывод о том, что особые налоговые и таможенные условия в стратегически важных регионах с учетом их ресурсов способствуют развитию ключевых кластеров и анклавов, что создает точки роста на геополитически значимых территориях.
фискальное стимулирование
геополитическая стратегия
пространственное развитие
теории регионального стимулирования
1. Luo Y. Paradigm shift and theoretical implications for the era of global disorder // J Int Bus Stud. 2024. № 55. P. 127–135. DOI: 10.1057/s41267-023-00659-2.
2. Breslin S., Nesadurai H.E.S. Economic Statecraft, Geoeconomics and Regional Political Economies // The Pacific Review. 2023. № 36 (5). P. 927–948. DOI: 10.1080/09512748.2023.2200030.
3. OECD. Internationalisation of the next Smart Specialisation Strategy: Opportunities and barriers in the Friuli Venezia Giulia region // OECD Papers. No. 2021/09. OECD Publishing. Paris. DOI: 10.1787/067c3a60-en.
4. Котов А.В. Концепция региональной «умной специализации»: опыт Германии: монография. М.: Ин-т Европы РАН, 2022. 152 с. DOI: 10.15211/report62022_392.
5. Krugman P.R. Increasing Returns and Economic Geography // The Journal of Political Economy. The University of Chicago Press. 1991. Vol. 99. № 3. P. 483–499. DOI: 10.1086/261763.
6. Региональные аспекты долгосрочной экономической политики: научный доклад / Н.Н. Михеева, А.В. Суворов, А.А. Широв и др.; Российская академия наук, Институт народнохозяйственного прогнозирования. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. М.: Международные отношения, 2018. 69 с. ISBN 978-5-906367-61-7.
7. Barca F., McCann P., Rodríguez-Pose A. The case for regional development intervention: place-based versus place-neutral approaches // Journal of Regional Science. 2012. № 52(1). P. 134–152. DOI: 10.1111/J.1467-9787.2011.00756.X.
8. Исаев Б.А. Геополитика: учебник. СПб.: Питер, 2016. 496 с. ISBN 5-469-00651-4.
9. Макиндер Х. Круглая земля и обретение мира // Космополис. 2006. № 2. С. 56-69.
10. Спикмэн Н.Дж. География и внешняя политика. Часть четвертая / пер. с англ. М.Н. Грачева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 51-64.
11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: АСТ, 2003. 603 с. ISBN 978-5-17-135175-5.
12. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. 256 с. ISBN 5-7133-0967-3.
13. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997. 847 с. ISBN: 5-86218-260-8.
14. Syssner J. Place-based policy objectives and the provision of public goods in depopulating areas: equality, adaptation, and economic sustainability // Background paper for the OECDEC Workshop 3. 2023. URL: https://www.oecd.org/cfe/regionaldevelopment/place-based-policies-for-the-future.htm (дата обращения: 15.03.2025).
15. Special economic zones. World investment report. UNCTAD. 2019. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2019_en.pdf (дата обращения: 15.03.2025).
16. Особые экономические зоны. Минэконоразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 28.03.2025).

Введение

Региональная наука продолжает исследовать актуальные экономические вопросы. Её формирование и признание практической значимости во многом обусловлены теоретическими концепциями и гипотезами, связанными с международными экономическими отношениями. В XXI веке экономическая динамика претерпевает существенные трансформации. Глобальные экономические и гуманитарные вызовы требуют поиска оптимального баланса между открытостью для внешних инвестиций и необходимостью обеспечения экономической самодостаточности через накопление внутренних ресурсов и выравнивание социально-экономического развития различных регионов.

Геополитические факторы, направленные на устойчивое региональное развитие, играют ключевую роль в формировании экономических стратегий. В условиях экономической и политической нестабильности последнего десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей и практиков к интеграции экономических и геополитических подходов[1]. Это стимулирует развитие современных научных исследований в области пространственного развития, учитывающих не только экономические, но и геополитические последствия стимулирования отдельных территорий [2]. Фискальное стимулирование, включает бюджетно-налоговые методы и инструменты воздействия в отдельном регионе, что позволяет достичь точечного социально- экономического эффекта на выбранной территории.

Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективных стратегий стимулирования экономического развития регионов с использованием инструментов фискальной политики с учетом геополитического аспекта.

Материалы и методы исследования

В основе методологии исследования лежит междисциплинарный подход, оценивающий фискальное регулирование отдельных территорий с учетом экономических и геополитических приоритетов. Исследование опирается на теоретические и эмпирические работы в области региональной экономики и геополитики, а также на научные труды, направленные на анализ экономических процессов в конкретных территориальных образованиях и исследование влияния фискальной политики на данные процессы. В статье использованы фундаментальные научные методы, такие как анализ и синтез. Кроме того, при разработке стратегии пространственного развития учитываются логический и исторический подходы, а также геополитический аспект. Данный теоретический подход создает основу для формирования комплексной государственной стратегии, сочетающей экономическую целесообразность с геополитическими приоритетами.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях глобализации и интенсивного развития информационных технологий современные подходы к региональному анализу претерпели значительные трансформации. Они интегрируют новейшие научные достижения и инновационные методологические подходы, сохраняя при этом значимость географического фактора и государственного регулирования.

Современные региональные концепции рассматривают проблемы пространственного развития с учетом не только различных форм территориальной организации, но и влияния внешних и внутренних факторов на экономическую систему региона. В современном мире новые идеи в области регионального анализа фокусируются на инновационных аспектах знаний, но при этом не забывают о значимости местоположения и роли государства. Современные концепции, применяемые в региональном анализе, напоминают нам о разнообразии пространства, его стилизации, регионах знаний, интеллектуальных регионах и т. д. Эндогенное развитие становится ключевым элементом новых региональных теорий, которые часто рассматриваются как новый подход к наблюдению и анализу экономических процессов на территориальном уровне. Адепты концепции эндогенного развития, по сути, выступают за формирование гибкой региональной экономики, способной адаптироваться к внешним условиям. Подобный тип развития стимулирует экономический рост и повышение производительности в регионе.

Экономическая и политическая волатильность стали основным триггером, который существенно подогрел интерес к научным исследованиям и практическим разработкам, изучающим взаимное влияние геополитики и экономики, а также стратегий их реализации в современном мире.

Современная парадигма миропорядка подразумевает необходимость согласования экономических и геополитических приоритетов как с целью обеспечения национальной экономической безопасности, так и для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния. Фискальное стимулирование позволяет государству одновременно решать эти задачи за счет налоговых льгот (преференций) и выделения бюджетных средств на стратегически значимые направления в пределах отдельно взятых территорий. Введение преференциальных налоговых и таможенных режимов способствует созданию благоприятной налоговой атмосферы, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций. Государственная бюджетная поддержка позволяет компенсировать рыночные диспропорции, закладывая фундамент для развития социальной и инфраструктурной сфер, значимых как для населения, так и для бизнеса.

Использование фискального стимулирования активно реализуется как в экономической, так и геополитической стратегии государства. Как наиболее значимый инструмент государственного регулирования фискальные стимулы позволяют в первую очередь решать проблемы достижения устойчивого экономического роста и сокращения бедности. Геополитическая напряженность высветила ряд перспектив регионального развития, когда экономический прогресс на отдельных территориях обеспечивает возможность расширения политического и экономического влияния путем использования механизма «мягкой силы», привлекая свободные капиталы благоприятным инвестиционным и налоговым климатом, а также за счет государственных вложений в инфраструктуру. Таким образом фискальные инструменты укрепляют не только экономический, но и геополитический потенциал территорий.

Современные концепции фискального стимулирования регионов направлены на достижение сбалансированного экономического развития, снижение межрегионального неравенства и укрепление национальной безопасности. Эти концепции учитывают как экономические, так и социальные, экологические и геополитические аспекты. Наиболее распространенными современными теориями регионального стимулирования, активно реализуемыми на практике в стратегиях национальных экономик, являются: стратегия «умной специализации» (Smart Specialisation) [3], концепция территориально-ориентированного развития (Place-Based Development, PBED) [4] и геополитическое стимулирование [5].

Стратегия «умной специализации» основана на комплексном подходе, который включает использование уникальных возможностей региона для развития бизнеса, выбор отраслей и сфер экономической деятельности с потенциалом для роста и экспорта, а также развитие новых технологических секторов. Концепция предполагает постоянный мониторинг опыта, ресурсов, компетенций и технологий других регионов для применения лучших практик и обеспечения диалога с органами власти, предпринимательским и научным сообществами. Это способствует качественному изменению структуры региональной и национальной экономики за счёт развития производства знаний и эффективного использования ресурсов. «Умная специализация» активно исследуется международными организациями, такими как ОЭСР, которая определяет её как стратегию, направленную на развитие промышленности, образования и инноваций через выбор ограниченного числа приоритетных областей для инвестиций, основанных на знаниях. Некоторые исследователи рассматривают её как концепцию отбора локально ориентированных отраслевых направлений с наибольшим стратегическим  потенциалом [6].

В ЕС программа «Smart Specialisation» помогает регионам определить свои конкурентные преимущества и сосредоточиться на их развитии. В рамках этой программы разработаны руководящие принципы для европейских, региональных и инновационных стратегий, направленных на развитие территориальных перспективных специализаций. Концепция определяется как национальные или региональные инновационные стратегии, которые устанавливают приоритеты для создания конкурентных преимуществ за счёт соответствия сильных сторон исследований и инноваций с потребностями бизнеса, что позволяет эффективно реагировать на возможности и тенденции рынка.

В России концепция «умной специализации» пока не нашла отражения в нормативных документах, хотя активно изучается и применяется в выборочных форматах в рамках разработки и реализации региональной политики [7].

Территориально-ориентированное развитие (Place-Based Development, PBED) – это подход к экономическому развитию, основанный на учёте особенностей конкретного географического района. Эта концепция включает индивидуальные программы, инвестиции и проекты, направленные на стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости и содействие устойчивому развитию с учётом уникальных характеристик сообщества. Концепция PBED популярна в Европе и США, где её реализуют многочисленные федеральные, государственные и местные департаменты и агентства. Экономисты и практики активно исследуют и продвигают этот подход. Например, Ф. Барка подчёркивал важность учёта местных особенностей и вовлечения местных сообществ в процесс разработки стратегий [8].

Подход к местному и региональному развитию, основанный на территориальном делении, является новой парадигмой, которая находит поддержку на различных уровнях – от наднациональных институтов до региональных юрисдикций и социально-пространственных образований. Несмотря на тесную связь с европейским политическим дискурсом, концепции, основанные на территориальном делении, имеют потенциал для применения в различных контекстах.

Геополитическое стимулирование – это стремительно развивающаяся концепция, которая находит поддержку среди политиков и экономистов в условиях нестабильности современного мира. Она возникает на пересечении экономики, политологии и стратегических исследований и нацелена на укрепление влияния государства в ключевых регионах, контроль над ресурсами и транспортными коридорами, а также на противодействие конкурентам.

Геополитическое стимулирование представляет собой стратегию, которая объединяет экономику и политику, превращая инвестиции и льготы в мощные инструменты мягкой и жёсткой силы. Разработка сценариев геополитического противостояния остаётся актуальной и востребованной. Она берёт своё начало от основоположников классической геополитики, таких как Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, Н. Спайкмен и С. Хантингтон, и продолжается современными мыслителями, занимающимися вопросами экономического и политического доминирования, включая З. Бжезинского и Г. Киссинджера [8-13].

Современные направления в области геополитического стимулирования включают цифровую геополитику (контроль над данными и технологиями), климатическую геополитику (борьба за ресурсы в Арктике), ресурсную политику (доминирование над стратегическими полезными ископаемыми), финансовую геополитику (использование платёжных систем для противостояния) и продовольственную геополитику (контроль над агроресурсами) [14].

Одним из признанных инструментов геополитического стимулирования являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют развивать глобальную экономическую сеть, укрепляться в стратегических регионах, сохранять влияние в условиях конкуренции, нивелировать санкционное давление, привлекать иностранные инвестиции и укреплять долгосрочные экономические связи. ОЭЗ создаются для привлечения инвестиций, стимулирования промышленного роста, развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности экономики. Однако их значение выходит за рамки чисто экономических выгод: ОЭЗ могут использоваться как инструмент укрепления геополитического влияния и реализации стратегических интересов государства. Особенно это характерно для стран, имеющих значительные территории и границы.

Фискальные стимулы остаются важной чертой режимов ОЭЗ. По данным ЮНКТАД, «в сегодняшнем глобальном деловом и инвестиционном климате стратегический фокус, модели регулирования и управления, а также предлагаемый пакет стимулов остаются ключевыми составляющими успешной политики ОЭЗ» [15]. Включение фискальных стимулов в режимы ОЭЗ является широко распространенной практикой во всем мире, а их разработка и реализация могут оказать влияние на успех зоны. Наряду с выгодным таможенным режимом многие зоны предоставляют освобождение или снижение налога на прибыль предприятий, налогов у источника, налогов на прирост капитала, любых форм налогов на распределение дивидендов, НДС и местных налогов, а также импортных пошлин. Прямая государственная поддержка ОЭЗ также обеспечивает преференциальность и привлекательность режима за счет выделения субсидий на инфраструктуру, включая социальную и жилищную сферы.

Динамика развития ОЭЗ и ТОР в Российской Федерации в 2020-2023 гг. [16]

Показатели

2020

2021

2022

2023

ОЭЗ

Количество резидентов, ед.

864

1 009

1 031

1 149

Количество созданных рабочих мест, ед.

45 209

53 980

64 325

81 656

Объем инвестиций резидентов, млн. руб.

86 669

149 143,40

151 114,40

659 557

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб.

3 206

6 330,90

11 955,20

38 921

Объемы налоговых платежей резидентов, без учета возмещенного НДС, млн руб.

23 999

49 589,80

48 421,20

55 989

ТОР

Количество резидентов, ед. (ДФО*)

62

67

82

119

Количество резидентов, ед. (АЗРФ**)

35

260

251

161

Количество созданных рабочих мест, ед. (ДФО)

33,8

48,4

57,0

70,4

Количество созданных рабочих мест, ед. (АЗРФ)

-

2,2

6,5

9,7

Объем инвестиций резидентов, млн руб. (ДФО)

1 001,6

1 531,5

2 126,6

2 667,6

Объем инвестиций резидентов, млн руб. (АЗРФ)

1,7

29,3

76,2

142,7

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб., (ДФО)

23 123

31 647

41 402

20 814

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб. (АЗРФ)

-

-

1 257

1 257

Объемы налоговых платежей резидентов, млн руб., (ДФО)

55 044

83 792

103 078

139 593

Объемы налоговых платежей резидентов, , млн руб. (АЗРФ)

-

-

-

-

*ДФО – Дальневосточный федеральный округ;

** АЗРФ – Арктическая зона Российской Федерации.

Россия, обладая обширной территорией, наличием большой протяженности сухопутных и морских границ, с целью выравнивания пространственного развития и обеспечения геополитических интересов использует дифференцированный подход к наращиванию потенциала регионов. Одним из активно используемых инструментов является создание ОЭЗ. В качестве специальных преференциальных режимов для бизнеса формируются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). В контексте современной экономической политики Российской Федерации ОЭЗ и ТОР представляют собой ключевые инструменты для стимулирования регионального экономического роста и привлечения инвестиций. Их функциональные задачи, несмотря на некоторые различия в механизмах реализации, в значительной степени пересекаются и направлены на достижение синергетического эффекта.

География расположения преференциальных режимов различна, отдельные зоны изначально создавались с учетом геостратегических интересов: Арктика, Дальний Восток, Калининградская область, Магаданская область и Курильские острова.

Динамика развития российских ОЭЗ и ТОР по ключевым показателям представлена в таблице

Основной целью создания ОЭЗ и ТОСЭР является повышение инвестиционной привлекательности данных территорий, что достигается посредством предоставления инвесторам ряда преференциальных условий, включая налоговые льготы, упрощенные административные процедуры и инфраструктурные преимущества. Эти меры способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулируя тем самым развитие бизнеса и создание новых рабочих мест. За счет привлечения инвестиций и активизации экономической деятельности на данных территориях, происходит рост налоговых поступлений, что, в свою очередь, способствует решению социально-экономических проблем регионов и повышению уровня жизни населения.

Таким образом, российские эконмические зоны играют важную роль в реализации государственной стратегии пространственного развития, обеспечивая экономический рост отдельных территорий и решая геополитические задачи.

Заключение

Современные концепции стимулирующей фискальной политики регионов, разработанные и теоретически обоснованные рядом исследователей, стали основой для стратегий, направленных на сбалансированное региональное развитие, сокращение территориальных диспропорций и укрепление геополитических позиций и требуют использования разнообразных инструментов для достижения наилучших результатов. Сочетание этих фискальных и административных инструментов позволяет одновременно решать экономические, социальные и геополитические вопросы.

Эти инструменты стали основой для современных концепций интеграции, таких как кластерная политика, инновационное развитие, социальные программы и определение геополитических приоритетов. Глобальные экономические и политические потрясения, вызвавшие нестабильность, привели к трансформации исследовательской парадигмы и её прикладного использования при разработке пространственных управленческих решений. Создание специальных налоговых и таможенных режимов в отдельных регионах, учитывая их стратегическое расположение и ресурсный потенциал, способствует формированию благоприятного налогового климата для развития приоритетных кластеров и анклавов, способных к самостоятельному развитию и созданию центров роста на геополитически важных территориях.

Данный подход обеспечивает устойчивое экономическое развитие за счёт внутренних ресурсов и привлечения внешних инвестиций, усиливая международное влияние страны и повышая уровень экономической безопасности. Для Российской Федерации, с её уникальными региональными характеристиками, эти концепции особенно релевантны и требуют адаптации к местным условиям.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Киреева Е.Ф., Поздняев А.С. ФИСКАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 5-1. С. 140-146;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4141 (дата обращения: 07.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4141