Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FISCAL STIMULATION OF REGIONS IN THE CONTEXT OF THE STATE ECONOMIC AND GEOPOLITICAL STRATEGIES: A THEORETICAL APPROACH

Kireeva E.F. 1 Pozdnyaev A.S. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1434 KB
The article examines the peculiarities of fiscal regulation taking into account the development of economic and geopolitical strategies. The aim of the article is to identify the most effective strategies for stimulating economic development of regions using fiscal policy instruments, taking into account the geopolitical aspect. Based on a study of scientific literature, it was determined that geopolitical aspects aimed at ensuring sustainable regional development are an actively used tool in the formation of economic strategies. As a result of the analysis of current theories and practices of spatial development, it was revealed that modern concepts of fiscal stimulation of development of separate territories are aimed at ensuring harmonious economic growth, minimizing interregional differentiation and strengthening national security. The article formulates that geopolitical stimulation is a complex method that includes both economic and political instruments. Fiscal incentives in SEZs are used to strengthen strategic regions, maintain influence in a competitive environment, attract foreign investment, and strengthen long-term economic ties. The article concludes that special tax and customs incentives in strategically important regions, taking into account their resources, contribute to the development of key clusters and enclaves, which creates growth points in geopolitically significant territories.
fiscal stimulus
spatial development
geopolitical strategy
regional incentive theories

Введение

Региональная наука продолжает исследовать актуальные экономические вопросы. Её формирование и признание практической значимости во многом обусловлены теоретическими концепциями и гипотезами, связанными с международными экономическими отношениями. В XXI веке экономическая динамика претерпевает существенные трансформации. Глобальные экономические и гуманитарные вызовы требуют поиска оптимального баланса между открытостью для внешних инвестиций и необходимостью обеспечения экономической самодостаточности через накопление внутренних ресурсов и выравнивание социально-экономического развития различных регионов.

Геополитические факторы, направленные на устойчивое региональное развитие, играют ключевую роль в формировании экономических стратегий. В условиях экономической и политической нестабильности последнего десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей и практиков к интеграции экономических и геополитических подходов[1]. Это стимулирует развитие современных научных исследований в области пространственного развития, учитывающих не только экономические, но и геополитические последствия стимулирования отдельных территорий [2]. Фискальное стимулирование, включает бюджетно-налоговые методы и инструменты воздействия в отдельном регионе, что позволяет достичь точечного социально- экономического эффекта на выбранной территории.

Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективных стратегий стимулирования экономического развития регионов с использованием инструментов фискальной политики с учетом геополитического аспекта.

Материалы и методы исследования

В основе методологии исследования лежит междисциплинарный подход, оценивающий фискальное регулирование отдельных территорий с учетом экономических и геополитических приоритетов. Исследование опирается на теоретические и эмпирические работы в области региональной экономики и геополитики, а также на научные труды, направленные на анализ экономических процессов в конкретных территориальных образованиях и исследование влияния фискальной политики на данные процессы. В статье использованы фундаментальные научные методы, такие как анализ и синтез. Кроме того, при разработке стратегии пространственного развития учитываются логический и исторический подходы, а также геополитический аспект. Данный теоретический подход создает основу для формирования комплексной государственной стратегии, сочетающей экономическую целесообразность с геополитическими приоритетами.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях глобализации и интенсивного развития информационных технологий современные подходы к региональному анализу претерпели значительные трансформации. Они интегрируют новейшие научные достижения и инновационные методологические подходы, сохраняя при этом значимость географического фактора и государственного регулирования.

Современные региональные концепции рассматривают проблемы пространственного развития с учетом не только различных форм территориальной организации, но и влияния внешних и внутренних факторов на экономическую систему региона. В современном мире новые идеи в области регионального анализа фокусируются на инновационных аспектах знаний, но при этом не забывают о значимости местоположения и роли государства. Современные концепции, применяемые в региональном анализе, напоминают нам о разнообразии пространства, его стилизации, регионах знаний, интеллектуальных регионах и т. д. Эндогенное развитие становится ключевым элементом новых региональных теорий, которые часто рассматриваются как новый подход к наблюдению и анализу экономических процессов на территориальном уровне. Адепты концепции эндогенного развития, по сути, выступают за формирование гибкой региональной экономики, способной адаптироваться к внешним условиям. Подобный тип развития стимулирует экономический рост и повышение производительности в регионе.

Экономическая и политическая волатильность стали основным триггером, который существенно подогрел интерес к научным исследованиям и практическим разработкам, изучающим взаимное влияние геополитики и экономики, а также стратегий их реализации в современном мире.

Современная парадигма миропорядка подразумевает необходимость согласования экономических и геополитических приоритетов как с целью обеспечения национальной экономической безопасности, так и для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния. Фискальное стимулирование позволяет государству одновременно решать эти задачи за счет налоговых льгот (преференций) и выделения бюджетных средств на стратегически значимые направления в пределах отдельно взятых территорий. Введение преференциальных налоговых и таможенных режимов способствует созданию благоприятной налоговой атмосферы, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций. Государственная бюджетная поддержка позволяет компенсировать рыночные диспропорции, закладывая фундамент для развития социальной и инфраструктурной сфер, значимых как для населения, так и для бизнеса.

Использование фискального стимулирования активно реализуется как в экономической, так и геополитической стратегии государства. Как наиболее значимый инструмент государственного регулирования фискальные стимулы позволяют в первую очередь решать проблемы достижения устойчивого экономического роста и сокращения бедности. Геополитическая напряженность высветила ряд перспектив регионального развития, когда экономический прогресс на отдельных территориях обеспечивает возможность расширения политического и экономического влияния путем использования механизма «мягкой силы», привлекая свободные капиталы благоприятным инвестиционным и налоговым климатом, а также за счет государственных вложений в инфраструктуру. Таким образом фискальные инструменты укрепляют не только экономический, но и геополитический потенциал территорий.

Современные концепции фискального стимулирования регионов направлены на достижение сбалансированного экономического развития, снижение межрегионального неравенства и укрепление национальной безопасности. Эти концепции учитывают как экономические, так и социальные, экологические и геополитические аспекты. Наиболее распространенными современными теориями регионального стимулирования, активно реализуемыми на практике в стратегиях национальных экономик, являются: стратегия «умной специализации» (Smart Specialisation) [3], концепция территориально-ориентированного развития (Place-Based Development, PBED) [4] и геополитическое стимулирование [5].

Стратегия «умной специализации» основана на комплексном подходе, который включает использование уникальных возможностей региона для развития бизнеса, выбор отраслей и сфер экономической деятельности с потенциалом для роста и экспорта, а также развитие новых технологических секторов. Концепция предполагает постоянный мониторинг опыта, ресурсов, компетенций и технологий других регионов для применения лучших практик и обеспечения диалога с органами власти, предпринимательским и научным сообществами. Это способствует качественному изменению структуры региональной и национальной экономики за счёт развития производства знаний и эффективного использования ресурсов. «Умная специализация» активно исследуется международными организациями, такими как ОЭСР, которая определяет её как стратегию, направленную на развитие промышленности, образования и инноваций через выбор ограниченного числа приоритетных областей для инвестиций, основанных на знаниях. Некоторые исследователи рассматривают её как концепцию отбора локально ориентированных отраслевых направлений с наибольшим стратегическим  потенциалом [6].

В ЕС программа «Smart Specialisation» помогает регионам определить свои конкурентные преимущества и сосредоточиться на их развитии. В рамках этой программы разработаны руководящие принципы для европейских, региональных и инновационных стратегий, направленных на развитие территориальных перспективных специализаций. Концепция определяется как национальные или региональные инновационные стратегии, которые устанавливают приоритеты для создания конкурентных преимуществ за счёт соответствия сильных сторон исследований и инноваций с потребностями бизнеса, что позволяет эффективно реагировать на возможности и тенденции рынка.

В России концепция «умной специализации» пока не нашла отражения в нормативных документах, хотя активно изучается и применяется в выборочных форматах в рамках разработки и реализации региональной политики [7].

Территориально-ориентированное развитие (Place-Based Development, PBED) – это подход к экономическому развитию, основанный на учёте особенностей конкретного географического района. Эта концепция включает индивидуальные программы, инвестиции и проекты, направленные на стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости и содействие устойчивому развитию с учётом уникальных характеристик сообщества. Концепция PBED популярна в Европе и США, где её реализуют многочисленные федеральные, государственные и местные департаменты и агентства. Экономисты и практики активно исследуют и продвигают этот подход. Например, Ф. Барка подчёркивал важность учёта местных особенностей и вовлечения местных сообществ в процесс разработки стратегий [8].

Подход к местному и региональному развитию, основанный на территориальном делении, является новой парадигмой, которая находит поддержку на различных уровнях – от наднациональных институтов до региональных юрисдикций и социально-пространственных образований. Несмотря на тесную связь с европейским политическим дискурсом, концепции, основанные на территориальном делении, имеют потенциал для применения в различных контекстах.

Геополитическое стимулирование – это стремительно развивающаяся концепция, которая находит поддержку среди политиков и экономистов в условиях нестабильности современного мира. Она возникает на пересечении экономики, политологии и стратегических исследований и нацелена на укрепление влияния государства в ключевых регионах, контроль над ресурсами и транспортными коридорами, а также на противодействие конкурентам.

Геополитическое стимулирование представляет собой стратегию, которая объединяет экономику и политику, превращая инвестиции и льготы в мощные инструменты мягкой и жёсткой силы. Разработка сценариев геополитического противостояния остаётся актуальной и востребованной. Она берёт своё начало от основоположников классической геополитики, таких как Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, Н. Спайкмен и С. Хантингтон, и продолжается современными мыслителями, занимающимися вопросами экономического и политического доминирования, включая З. Бжезинского и Г. Киссинджера [8-13].

Современные направления в области геополитического стимулирования включают цифровую геополитику (контроль над данными и технологиями), климатическую геополитику (борьба за ресурсы в Арктике), ресурсную политику (доминирование над стратегическими полезными ископаемыми), финансовую геополитику (использование платёжных систем для противостояния) и продовольственную геополитику (контроль над агроресурсами) [14].

Одним из признанных инструментов геополитического стимулирования являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют развивать глобальную экономическую сеть, укрепляться в стратегических регионах, сохранять влияние в условиях конкуренции, нивелировать санкционное давление, привлекать иностранные инвестиции и укреплять долгосрочные экономические связи. ОЭЗ создаются для привлечения инвестиций, стимулирования промышленного роста, развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности экономики. Однако их значение выходит за рамки чисто экономических выгод: ОЭЗ могут использоваться как инструмент укрепления геополитического влияния и реализации стратегических интересов государства. Особенно это характерно для стран, имеющих значительные территории и границы.

Фискальные стимулы остаются важной чертой режимов ОЭЗ. По данным ЮНКТАД, «в сегодняшнем глобальном деловом и инвестиционном климате стратегический фокус, модели регулирования и управления, а также предлагаемый пакет стимулов остаются ключевыми составляющими успешной политики ОЭЗ» [15]. Включение фискальных стимулов в режимы ОЭЗ является широко распространенной практикой во всем мире, а их разработка и реализация могут оказать влияние на успех зоны. Наряду с выгодным таможенным режимом многие зоны предоставляют освобождение или снижение налога на прибыль предприятий, налогов у источника, налогов на прирост капитала, любых форм налогов на распределение дивидендов, НДС и местных налогов, а также импортных пошлин. Прямая государственная поддержка ОЭЗ также обеспечивает преференциальность и привлекательность режима за счет выделения субсидий на инфраструктуру, включая социальную и жилищную сферы.

Динамика развития ОЭЗ и ТОР в Российской Федерации в 2020-2023 гг. [16]

Показатели

2020

2021

2022

2023

ОЭЗ

Количество резидентов, ед.

864

1 009

1 031

1 149

Количество созданных рабочих мест, ед.

45 209

53 980

64 325

81 656

Объем инвестиций резидентов, млн. руб.

86 669

149 143,40

151 114,40

659 557

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб.

3 206

6 330,90

11 955,20

38 921

Объемы налоговых платежей резидентов, без учета возмещенного НДС, млн руб.

23 999

49 589,80

48 421,20

55 989

ТОР

Количество резидентов, ед. (ДФО*)

62

67

82

119

Количество резидентов, ед. (АЗРФ**)

35

260

251

161

Количество созданных рабочих мест, ед. (ДФО)

33,8

48,4

57,0

70,4

Количество созданных рабочих мест, ед. (АЗРФ)

-

2,2

6,5

9,7

Объем инвестиций резидентов, млн руб. (ДФО)

1 001,6

1 531,5

2 126,6

2 667,6

Объем инвестиций резидентов, млн руб. (АЗРФ)

1,7

29,3

76,2

142,7

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб., (ДФО)

23 123

31 647

41 402

20 814

Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб. (АЗРФ)

-

-

1 257

1 257

Объемы налоговых платежей резидентов, млн руб., (ДФО)

55 044

83 792

103 078

139 593

Объемы налоговых платежей резидентов, , млн руб. (АЗРФ)

-

-

-

-

*ДФО – Дальневосточный федеральный округ;

** АЗРФ – Арктическая зона Российской Федерации.

Россия, обладая обширной территорией, наличием большой протяженности сухопутных и морских границ, с целью выравнивания пространственного развития и обеспечения геополитических интересов использует дифференцированный подход к наращиванию потенциала регионов. Одним из активно используемых инструментов является создание ОЭЗ. В качестве специальных преференциальных режимов для бизнеса формируются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). В контексте современной экономической политики Российской Федерации ОЭЗ и ТОР представляют собой ключевые инструменты для стимулирования регионального экономического роста и привлечения инвестиций. Их функциональные задачи, несмотря на некоторые различия в механизмах реализации, в значительной степени пересекаются и направлены на достижение синергетического эффекта.

География расположения преференциальных режимов различна, отдельные зоны изначально создавались с учетом геостратегических интересов: Арктика, Дальний Восток, Калининградская область, Магаданская область и Курильские острова.

Динамика развития российских ОЭЗ и ТОР по ключевым показателям представлена в таблице

Основной целью создания ОЭЗ и ТОСЭР является повышение инвестиционной привлекательности данных территорий, что достигается посредством предоставления инвесторам ряда преференциальных условий, включая налоговые льготы, упрощенные административные процедуры и инфраструктурные преимущества. Эти меры способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулируя тем самым развитие бизнеса и создание новых рабочих мест. За счет привлечения инвестиций и активизации экономической деятельности на данных территориях, происходит рост налоговых поступлений, что, в свою очередь, способствует решению социально-экономических проблем регионов и повышению уровня жизни населения.

Таким образом, российские эконмические зоны играют важную роль в реализации государственной стратегии пространственного развития, обеспечивая экономический рост отдельных территорий и решая геополитические задачи.

Заключение

Современные концепции стимулирующей фискальной политики регионов, разработанные и теоретически обоснованные рядом исследователей, стали основой для стратегий, направленных на сбалансированное региональное развитие, сокращение территориальных диспропорций и укрепление геополитических позиций и требуют использования разнообразных инструментов для достижения наилучших результатов. Сочетание этих фискальных и административных инструментов позволяет одновременно решать экономические, социальные и геополитические вопросы.

Эти инструменты стали основой для современных концепций интеграции, таких как кластерная политика, инновационное развитие, социальные программы и определение геополитических приоритетов. Глобальные экономические и политические потрясения, вызвавшие нестабильность, привели к трансформации исследовательской парадигмы и её прикладного использования при разработке пространственных управленческих решений. Создание специальных налоговых и таможенных режимов в отдельных регионах, учитывая их стратегическое расположение и ресурсный потенциал, способствует формированию благоприятного налогового климата для развития приоритетных кластеров и анклавов, способных к самостоятельному развитию и созданию центров роста на геополитически важных территориях.

Данный подход обеспечивает устойчивое экономическое развитие за счёт внутренних ресурсов и привлечения внешних инвестиций, усиливая международное влияние страны и повышая уровень экономической безопасности. Для Российской Федерации, с её уникальными региональными характеристиками, эти концепции особенно релевантны и требуют адаптации к местным условиям.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.