Введение
Региональная наука продолжает исследовать актуальные экономические вопросы. Её формирование и признание практической значимости во многом обусловлены теоретическими концепциями и гипотезами, связанными с международными экономическими отношениями. В XXI веке экономическая динамика претерпевает существенные трансформации. Глобальные экономические и гуманитарные вызовы требуют поиска оптимального баланса между открытостью для внешних инвестиций и необходимостью обеспечения экономической самодостаточности через накопление внутренних ресурсов и выравнивание социально-экономического развития различных регионов.
Геополитические факторы, направленные на устойчивое региональное развитие, играют ключевую роль в формировании экономических стратегий. В условиях экономической и политической нестабильности последнего десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей и практиков к интеграции экономических и геополитических подходов[1]. Это стимулирует развитие современных научных исследований в области пространственного развития, учитывающих не только экономические, но и геополитические последствия стимулирования отдельных территорий [2]. Фискальное стимулирование, включает бюджетно-налоговые методы и инструменты воздействия в отдельном регионе, что позволяет достичь точечного социально- экономического эффекта на выбранной территории.
Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективных стратегий стимулирования экономического развития регионов с использованием инструментов фискальной политики с учетом геополитического аспекта.
Материалы и методы исследования
В основе методологии исследования лежит междисциплинарный подход, оценивающий фискальное регулирование отдельных территорий с учетом экономических и геополитических приоритетов. Исследование опирается на теоретические и эмпирические работы в области региональной экономики и геополитики, а также на научные труды, направленные на анализ экономических процессов в конкретных территориальных образованиях и исследование влияния фискальной политики на данные процессы. В статье использованы фундаментальные научные методы, такие как анализ и синтез. Кроме того, при разработке стратегии пространственного развития учитываются логический и исторический подходы, а также геополитический аспект. Данный теоретический подход создает основу для формирования комплексной государственной стратегии, сочетающей экономическую целесообразность с геополитическими приоритетами.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях глобализации и интенсивного развития информационных технологий современные подходы к региональному анализу претерпели значительные трансформации. Они интегрируют новейшие научные достижения и инновационные методологические подходы, сохраняя при этом значимость географического фактора и государственного регулирования.
Современные региональные концепции рассматривают проблемы пространственного развития с учетом не только различных форм территориальной организации, но и влияния внешних и внутренних факторов на экономическую систему региона. В современном мире новые идеи в области регионального анализа фокусируются на инновационных аспектах знаний, но при этом не забывают о значимости местоположения и роли государства. Современные концепции, применяемые в региональном анализе, напоминают нам о разнообразии пространства, его стилизации, регионах знаний, интеллектуальных регионах и т. д. Эндогенное развитие становится ключевым элементом новых региональных теорий, которые часто рассматриваются как новый подход к наблюдению и анализу экономических процессов на территориальном уровне. Адепты концепции эндогенного развития, по сути, выступают за формирование гибкой региональной экономики, способной адаптироваться к внешним условиям. Подобный тип развития стимулирует экономический рост и повышение производительности в регионе.
Экономическая и политическая волатильность стали основным триггером, который существенно подогрел интерес к научным исследованиям и практическим разработкам, изучающим взаимное влияние геополитики и экономики, а также стратегий их реализации в современном мире.
Современная парадигма миропорядка подразумевает необходимость согласования экономических и геополитических приоритетов как с целью обеспечения национальной экономической безопасности, так и для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния. Фискальное стимулирование позволяет государству одновременно решать эти задачи за счет налоговых льгот (преференций) и выделения бюджетных средств на стратегически значимые направления в пределах отдельно взятых территорий. Введение преференциальных налоговых и таможенных режимов способствует созданию благоприятной налоговой атмосферы, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций. Государственная бюджетная поддержка позволяет компенсировать рыночные диспропорции, закладывая фундамент для развития социальной и инфраструктурной сфер, значимых как для населения, так и для бизнеса.
Использование фискального стимулирования активно реализуется как в экономической, так и геополитической стратегии государства. Как наиболее значимый инструмент государственного регулирования фискальные стимулы позволяют в первую очередь решать проблемы достижения устойчивого экономического роста и сокращения бедности. Геополитическая напряженность высветила ряд перспектив регионального развития, когда экономический прогресс на отдельных территориях обеспечивает возможность расширения политического и экономического влияния путем использования механизма «мягкой силы», привлекая свободные капиталы благоприятным инвестиционным и налоговым климатом, а также за счет государственных вложений в инфраструктуру. Таким образом фискальные инструменты укрепляют не только экономический, но и геополитический потенциал территорий.
Современные концепции фискального стимулирования регионов направлены на достижение сбалансированного экономического развития, снижение межрегионального неравенства и укрепление национальной безопасности. Эти концепции учитывают как экономические, так и социальные, экологические и геополитические аспекты. Наиболее распространенными современными теориями регионального стимулирования, активно реализуемыми на практике в стратегиях национальных экономик, являются: стратегия «умной специализации» (Smart Specialisation) [3], концепция территориально-ориентированного развития (Place-Based Development, PBED) [4] и геополитическое стимулирование [5].
Стратегия «умной специализации» основана на комплексном подходе, который включает использование уникальных возможностей региона для развития бизнеса, выбор отраслей и сфер экономической деятельности с потенциалом для роста и экспорта, а также развитие новых технологических секторов. Концепция предполагает постоянный мониторинг опыта, ресурсов, компетенций и технологий других регионов для применения лучших практик и обеспечения диалога с органами власти, предпринимательским и научным сообществами. Это способствует качественному изменению структуры региональной и национальной экономики за счёт развития производства знаний и эффективного использования ресурсов. «Умная специализация» активно исследуется международными организациями, такими как ОЭСР, которая определяет её как стратегию, направленную на развитие промышленности, образования и инноваций через выбор ограниченного числа приоритетных областей для инвестиций, основанных на знаниях. Некоторые исследователи рассматривают её как концепцию отбора локально ориентированных отраслевых направлений с наибольшим стратегическим потенциалом [6].
В ЕС программа «Smart Specialisation» помогает регионам определить свои конкурентные преимущества и сосредоточиться на их развитии. В рамках этой программы разработаны руководящие принципы для европейских, региональных и инновационных стратегий, направленных на развитие территориальных перспективных специализаций. Концепция определяется как национальные или региональные инновационные стратегии, которые устанавливают приоритеты для создания конкурентных преимуществ за счёт соответствия сильных сторон исследований и инноваций с потребностями бизнеса, что позволяет эффективно реагировать на возможности и тенденции рынка.
В России концепция «умной специализации» пока не нашла отражения в нормативных документах, хотя активно изучается и применяется в выборочных форматах в рамках разработки и реализации региональной политики [7].
Территориально-ориентированное развитие (Place-Based Development, PBED) – это подход к экономическому развитию, основанный на учёте особенностей конкретного географического района. Эта концепция включает индивидуальные программы, инвестиции и проекты, направленные на стимулирование экономического роста, обеспечение социальной справедливости и содействие устойчивому развитию с учётом уникальных характеристик сообщества. Концепция PBED популярна в Европе и США, где её реализуют многочисленные федеральные, государственные и местные департаменты и агентства. Экономисты и практики активно исследуют и продвигают этот подход. Например, Ф. Барка подчёркивал важность учёта местных особенностей и вовлечения местных сообществ в процесс разработки стратегий [8].
Подход к местному и региональному развитию, основанный на территориальном делении, является новой парадигмой, которая находит поддержку на различных уровнях – от наднациональных институтов до региональных юрисдикций и социально-пространственных образований. Несмотря на тесную связь с европейским политическим дискурсом, концепции, основанные на территориальном делении, имеют потенциал для применения в различных контекстах.
Геополитическое стимулирование – это стремительно развивающаяся концепция, которая находит поддержку среди политиков и экономистов в условиях нестабильности современного мира. Она возникает на пересечении экономики, политологии и стратегических исследований и нацелена на укрепление влияния государства в ключевых регионах, контроль над ресурсами и транспортными коридорами, а также на противодействие конкурентам.
Геополитическое стимулирование представляет собой стратегию, которая объединяет экономику и политику, превращая инвестиции и льготы в мощные инструменты мягкой и жёсткой силы. Разработка сценариев геополитического противостояния остаётся актуальной и востребованной. Она берёт своё начало от основоположников классической геополитики, таких как Ф. Ратцель, Х. Маккиндер, Н. Спайкмен и С. Хантингтон, и продолжается современными мыслителями, занимающимися вопросами экономического и политического доминирования, включая З. Бжезинского и Г. Киссинджера [8-13].
Современные направления в области геополитического стимулирования включают цифровую геополитику (контроль над данными и технологиями), климатическую геополитику (борьба за ресурсы в Арктике), ресурсную политику (доминирование над стратегическими полезными ископаемыми), финансовую геополитику (использование платёжных систем для противостояния) и продовольственную геополитику (контроль над агроресурсами) [14].
Одним из признанных инструментов геополитического стимулирования являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют развивать глобальную экономическую сеть, укрепляться в стратегических регионах, сохранять влияние в условиях конкуренции, нивелировать санкционное давление, привлекать иностранные инвестиции и укреплять долгосрочные экономические связи. ОЭЗ создаются для привлечения инвестиций, стимулирования промышленного роста, развития инфраструктуры и повышения конкурентоспособности экономики. Однако их значение выходит за рамки чисто экономических выгод: ОЭЗ могут использоваться как инструмент укрепления геополитического влияния и реализации стратегических интересов государства. Особенно это характерно для стран, имеющих значительные территории и границы.
Фискальные стимулы остаются важной чертой режимов ОЭЗ. По данным ЮНКТАД, «в сегодняшнем глобальном деловом и инвестиционном климате стратегический фокус, модели регулирования и управления, а также предлагаемый пакет стимулов остаются ключевыми составляющими успешной политики ОЭЗ» [15]. Включение фискальных стимулов в режимы ОЭЗ является широко распространенной практикой во всем мире, а их разработка и реализация могут оказать влияние на успех зоны. Наряду с выгодным таможенным режимом многие зоны предоставляют освобождение или снижение налога на прибыль предприятий, налогов у источника, налогов на прирост капитала, любых форм налогов на распределение дивидендов, НДС и местных налогов, а также импортных пошлин. Прямая государственная поддержка ОЭЗ также обеспечивает преференциальность и привлекательность режима за счет выделения субсидий на инфраструктуру, включая социальную и жилищную сферы.
Динамика развития ОЭЗ и ТОР в Российской Федерации в 2020-2023 гг. [16]
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
ОЭЗ |
||||
Количество резидентов, ед. |
864 |
1 009 |
1 031 |
1 149 |
Количество созданных рабочих мест, ед. |
45 209 |
53 980 |
64 325 |
81 656 |
Объем инвестиций резидентов, млн. руб. |
86 669 |
149 143,40 |
151 114,40 |
659 557 |
Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб. |
3 206 |
6 330,90 |
11 955,20 |
38 921 |
Объемы налоговых платежей резидентов, без учета возмещенного НДС, млн руб. |
23 999 |
49 589,80 |
48 421,20 |
55 989 |
ТОР |
||||
Количество резидентов, ед. (ДФО*) |
62 |
67 |
82 |
119 |
Количество резидентов, ед. (АЗРФ**) |
35 |
260 |
251 |
161 |
Количество созданных рабочих мест, ед. (ДФО) |
33,8 |
48,4 |
57,0 |
70,4 |
Количество созданных рабочих мест, ед. (АЗРФ) |
- |
2,2 |
6,5 |
9,7 |
Объем инвестиций резидентов, млн руб. (ДФО) |
1 001,6 |
1 531,5 |
2 126,6 |
2 667,6 |
Объем инвестиций резидентов, млн руб. (АЗРФ) |
1,7 |
29,3 |
76,2 |
142,7 |
Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб., (ДФО) |
23 123 |
31 647 |
41 402 |
20 814 |
Объемы бюджетного финансирования на инфраструктуру, млн руб. (АЗРФ) |
- |
- |
1 257 |
1 257 |
Объемы налоговых платежей резидентов, млн руб., (ДФО) |
55 044 |
83 792 |
103 078 |
139 593 |
Объемы налоговых платежей резидентов, , млн руб. (АЗРФ) |
- |
- |
- |
- |
*ДФО – Дальневосточный федеральный округ;
** АЗРФ – Арктическая зона Российской Федерации.
Россия, обладая обширной территорией, наличием большой протяженности сухопутных и морских границ, с целью выравнивания пространственного развития и обеспечения геополитических интересов использует дифференцированный подход к наращиванию потенциала регионов. Одним из активно используемых инструментов является создание ОЭЗ. В качестве специальных преференциальных режимов для бизнеса формируются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). В контексте современной экономической политики Российской Федерации ОЭЗ и ТОР представляют собой ключевые инструменты для стимулирования регионального экономического роста и привлечения инвестиций. Их функциональные задачи, несмотря на некоторые различия в механизмах реализации, в значительной степени пересекаются и направлены на достижение синергетического эффекта.
География расположения преференциальных режимов различна, отдельные зоны изначально создавались с учетом геостратегических интересов: Арктика, Дальний Восток, Калининградская область, Магаданская область и Курильские острова.
Динамика развития российских ОЭЗ и ТОР по ключевым показателям представлена в таблице
Основной целью создания ОЭЗ и ТОСЭР является повышение инвестиционной привлекательности данных территорий, что достигается посредством предоставления инвесторам ряда преференциальных условий, включая налоговые льготы, упрощенные административные процедуры и инфраструктурные преимущества. Эти меры способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата, стимулируя тем самым развитие бизнеса и создание новых рабочих мест. За счет привлечения инвестиций и активизации экономической деятельности на данных территориях, происходит рост налоговых поступлений, что, в свою очередь, способствует решению социально-экономических проблем регионов и повышению уровня жизни населения.
Таким образом, российские эконмические зоны играют важную роль в реализации государственной стратегии пространственного развития, обеспечивая экономический рост отдельных территорий и решая геополитические задачи.
Заключение
Современные концепции стимулирующей фискальной политики регионов, разработанные и теоретически обоснованные рядом исследователей, стали основой для стратегий, направленных на сбалансированное региональное развитие, сокращение территориальных диспропорций и укрепление геополитических позиций и требуют использования разнообразных инструментов для достижения наилучших результатов. Сочетание этих фискальных и административных инструментов позволяет одновременно решать экономические, социальные и геополитические вопросы.
Эти инструменты стали основой для современных концепций интеграции, таких как кластерная политика, инновационное развитие, социальные программы и определение геополитических приоритетов. Глобальные экономические и политические потрясения, вызвавшие нестабильность, привели к трансформации исследовательской парадигмы и её прикладного использования при разработке пространственных управленческих решений. Создание специальных налоговых и таможенных режимов в отдельных регионах, учитывая их стратегическое расположение и ресурсный потенциал, способствует формированию благоприятного налогового климата для развития приоритетных кластеров и анклавов, способных к самостоятельному развитию и созданию центров роста на геополитически важных территориях.
Данный подход обеспечивает устойчивое экономическое развитие за счёт внутренних ресурсов и привлечения внешних инвестиций, усиливая международное влияние страны и повышая уровень экономической безопасности. Для Российской Федерации, с её уникальными региональными характеристиками, эти концепции особенно релевантны и требуют адаптации к местным условиям.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.