Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Лизун Е.И. 1 Багирова С.М. 1
1 Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В данной статье обобщены важнейшие этапы формирования и развития Счетной палаты РФ как ведущей структуры государственного финансового контроля. Определена роль Счетной палаты в обеспечении прозрачности и результативности распределения бюджетных средств, рассмотрены функции и задачи этого ведомства в современных экономических условиях. Авторы обосновывают значимость функционирования Счетной палаты в профилактике коррупции и нецелевого использования государственных ресурсов. Также рассматриваются современные вызовы, стоящие перед Счетной палатой, в том числе связанные с внедрением цифровых технологий.. В заключение авторы делают вывод о необходимости дальнейшего развития Счетной палаты как важнейшего элемента демократического общества в России. Статья представляет интерес для специалистов в области государственного управления, финансов и экономики, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами действенности и результативности государственного контроля и в России.
счетная палата российской федерации
финансовый контроль
аудит
анализ
информационные системы
1. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 г. №41-ФЗ (в ред. от 10.07.2023 г. №286-ФЗ) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144621 (дата обращения: 13.02.2025).
2. Андрющенко У.Ю. Счетная палата РФ: место в системе государственных органов финансового контроля, функции и права // Большая студенческая конференция: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 15 декабря 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 108-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59690719 (дата обращения: 24.02.2025).
3. Грязева  М.С., Орленко  С.С. Государственный финансовый контроль как фактор укрепления финансов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. № 1. Т. 2, С. 121–128. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.02.013.
4. Денисенко А. В план проверок Счетной палаты вошли пути продаж российского ПО / cnews [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2024-07-24_v_plan_proverok_schetnoj_palaty (дата обращения: 26.02.2025).
5. Егорова О.Л., Емельянова С.А. Счетная палата Российской Федерации как высший орган финансового контроля // Вестник науки. 2023. Т. 2, № 12 (69). С. 404–408. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/schetnaya-palata-rossiyskoy-federatsii-kak-vysshiy-organ-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 27.02.2025).
6. Карепина О.И. Некоторые вопросы развития государственного и муниципального финансового контроля // Региональные проблемы преобразования экономики. 2024. № 5(163). С. 337-342. DOI: 10.26726/1812-7096-2024-5-337-342. EDN CVMPAQ.
7. Кеворкова М.Э. Перспективные подходы к оценке эффективности деятельности органов государственного финансового контроля // Финансовый журнал. 2024. Т. 16, № 2. С. 59–71. DOI: 10.31107/2075-1990-2024-2-59-71.
8. Колиев Л.В. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля (аудита). История создания. Результаты деятельности // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3 (28). С. 96-101.
9. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. 2014. № 7 (июль). С. 21–25. URL: http://e-koncept.ru/2014/14177.htm (дата обращения: 24.02.2025).
10. Романова Е. Национальные цели, СВО и цифровизация: названы главные задачи Счетной палаты // Пятый канал [Электронный ресурс]. URL: https://www.5-tv.ru/news/489099/nacionalnye-celi-svo-icifrovizacia-nazvany-glavnye-zadaci-scetnoj-palaty/ (дата обращения: 12.02.2025).
11. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// ach.gov.ru/ (дата обращения: 17.02.2025).

Введение

Государственный финансовый контроль – это деятельность специально уполномоченных органов по оценке, анализу и проверке расходования бюджетных ресурсов, соблюдения всеми участниками денежно-кредитных и валютных операций требований законодательства РФ и иных нормативных актов в сфере бюджетных правоотношений. В то же время указанный вид деятельности выступает в роли важнейшей управленческой функции, посредством которой реализуется государственная политика в области финансов [9].

Цель исследования – рассмотреть историю, современность, перспективы Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля.

Материалы и методы исследования

В качестве теоретической и методологической базы исследования были использованы работы российских ученых, публикации в периодических изданиях, материалы интернет-сайтов и научных конференций, посвященных Счетной палате Российской Федерации как органу государственного финансового контроля.

Результаты исследования и их обсуждения

В условиях нестабильной экономической обстановки и прессинга международных санкций задача повышения качества государственного финансового контроля в Российской Федерации становится особенно актуальной.

Как известно, государственный финансовый контроль по субъектам его выполнения можно классифицировать на внешний и внутренний [7].

Ведущей структурой в рамках реализации внешних проверок выступает Счетная палата Российской Федерации, в развитии которой можно выделить несколько основных этапов (рисунок 1).

В качестве обособленной структуры, осуществляющей деятельность в рамках государственного финансового контроля, Счетная палата Российской Федерации была сформирована в 1995 году [5].

Первостепенной задачей Счетной палаты Российской Федерации является оценка и анализ эффективности использования государственных ресурсов согласно их целевому назначению, а также надзор за исполнением бюджета и соблюдением финансового законодательства [2].

Счетная палата осуществляет аудит государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, проверяет исполнение бюджетов всех уровней, анализирует эффективность расходования государственных средств.

missing image file

Рис. 1. Этапы становления и развития деятельности Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [2, 8] и официального сайта Счетной палаты РФ [11]

missing image file

Рис. 2. Результаты деятельности Счетной палаты РФ за 2020-2024 гг., шт. Источник: составлен авторами на основании отчетов о работе СП РФ за 2020-2024 гг. [11]

Важной функцией Счетной палаты является проведение анализа рисков в области финансов и бухгалтерского учета, а также информационно-аналитическая деятельность, в рамках которой ежегодно публикуются отчеты о результатах проверок и аудитов, экспертные материалы по финансовым вопросам, рекомендации по совершенствованию государственного управления и финансового контроля [1].

Результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2020-2024 гг. представлены на рисунке 2.

Из отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2024 г. следует, что было завершено 339 контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятия. Планируются к завершению в 2024-2025 годах еще 123 мероприятия, начатых в 2023 г. [11].

В 2024 г. было зарегистрировано 4706 случаев нарушения финансового законодательства на общую сумму 1154,9 млрд руб. Основная масса указанных деяний связана с неисполнением норм и требований по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) в бюджетной сфере. За 2024 г. в данном секторе экономики установлено 537 случаев нарушений в размере 808,7 млрд руб., или 70% общей суммы зафиксированных нарушений [11].

Анализируя представленные результаты, можно констатировать, что в общем количестве завершенных Счетной палатой в 2020-2024 гг. мероприятий преобладают процедуры контрольной направленности.

В рамках выполнения проверочных процедур и ревизионных действий Счетной палатой был выявлен ряд нарушений, по результатам которых 74 материала было направлено в правоохранительные органы (Генпрокуратуру, ФСБ, МВД). Помимо этого, инспекторами Счетной палаты было выдано 228 представлений об устранении нарушений, 73 должностных лица понесли административную ответственность.

Величина поступлений в бюджеты всех уровней по результатам работы Счетной палаты РФ в 2020-2024 гг. представлена на рисунке 3.

missing image file

Рис. 3. Пополнение бюджетов в результате деятельности Счетной палаты РФ, млрд руб. Источник: составлен авторами на основании отчетов о работе СП РФ за 2020-2024 гг. [11]

Как видно из представленных данных, поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет Союзного государства в 2024 г. составили рекордные 95,9 млрд руб. Таким образом, наблюдается существенный рост пополнения бюджетов всех уровней в результате контрольной деятельности Счетной палаты, поскольку за 2020 г. поступления составили 16,4 млрд. руб., за 2021 г. – 5,3 млрд руб., за 2022 г. – 8,9 млрд руб., а за 2023 г. – 26,4 млрд руб.

С одной стороны, рассмотренные выше факты могут свидетельствовать о более активной позиции Счетной палаты в проведении аудитов и ревизий, ориентированных на оценку исполнения бюджета и идентификацию нарушений в сфере финансовых взаимоотношений, об упорядоченности и комплексности проводимых процедур контроля, что способствует привлечению дополнительных ресурсов и выявлению резервов. Однако, с другой стороны, рост количества выявленных недостатков и нарушений, а также значительное увеличение их сумм может указывать на то, что нарушения повторяются неоднократно и носят масштабный характер.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости структуризации причин системного характера нарушений и недостатков, выявляемых Счетной палатой РФ при осуществлении контрольных мероприятий:

1. Недостаточность нормативно-правового регулирования в сфере финансового контроля и связанные с этим проблемы взаимодействия между ведомствами. Как справедливо отмечают Грязева М.С. и Орленко С.С. [3], назрела необходимость принятия единого Федерального закона «О государственном финансовом контроле в РФ», поскольку деятельность различных структур и ведомств в рамках осуществления аналогичных функций (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная таможенная служба и др.) регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов, в которые подчас присутствуют противоречивые моменты. В Федеральном законе будут обобщены базовые принципы, требования, установлены единые правила осуществления контрольных полномочий, что обеспечит комплексность и системность форм и методов осуществления финансового контроля и позволит достичь согласованности в действиях различных контролирующих и надзорных структур.

2. Отсутствие единого подхода к оценке эффективности работы органов государственной власти в области финансового контроля. Как следует из Отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020-2024 гг., лидирующие позиции из года в год занимают нарушения, связанные с нарушением правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета; предоставлением и использованием субсидий и грантов, межбюджетных трансфертов; ненадлежащим исполнением ведомствами государственных функций и задач; осуществлением государственных закупок [11]. В результате имеет место неоднозначная ситуация: чем значительнее суммы причиненного государству в результате несоблюдения законодательства ущерба, выявленного Счетной палатой РФ, тем более действенной оказывается работа данного ведомства. Поэтому необходимо разработать эффективную систему сопоставления результатов с затратами на осуществление мероприятий с учетом высокого качества выполнения работ [7]; акцентировать внимание на том, насколько грамотно и эффективно осваиваются бюджетные средства; выявить, в какой степени результаты деятельности отвечают поставленным стратегическим целям; отыскать возможные резервы.

3. Недостаточный уровень квалификации и соблюдения отдельными сотрудниками министерств и ведомств установленных правил и норм в области бюджетного законодательства и использования финансовых ресурсов. Необходимо дальнейшее развитие системы подготовки кадров высокой квалификации для работы в сфере финансового контроля, устранение формальных подходов при организации повышения квалификации сотрудников, что особенно актуально в условиях постоянных изменений нормативно-правового регулирования. В целях укрепления финансовой дисциплины представляется целесообразным совершенствование мер дисциплинарной ответственности, использование системы эффективного контракта, разработка обоснованных показателей для оценки результативности работы сотрудников контрольных органов [6], оптимизация материального стимулирования.

4. Недостаточная информационная открытость контрольных органов, отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях. В получении актуальной, своевременной и достоверной информации заинтересованы все участники финансовых взаимоотношений – сами контролирующие структуры, а также хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане. Результаты проверок, осуществленных Счетной палатой РФ и другими органами государственного финансового контроля, необходимо более широко освещать в средствах массовой информации, что будет способствовать соблюдению гарантий защиты интересов и прав субъектов контроля. Обобщение результатов проверок в единой базе позволит интегрировать информационные ресурсы с целью проведения мониторинга и анализа данных, оптимизации деятельности контрольных органов и ускорения принятия решений.

В процессе осуществления своей работы Счетная палата РФ интенсивно применяет средства компьютерной инженерии и информационно-технологические системы, что позволяет автоматизировать процессы аудита, улучшить качество анализа данных и сократить временные и финансовые затраты. Информационные системы играют ключевую роль в управлении финансовыми потоками, обеспечении прозрачности бюджетного процесса и содержат элементы, представленные на рисунке 4.

Ведомство активно внедряет технологии искусственного интеллекта. В числе разработок – ИИ-инструмент для поиска нарушений в области государственных закупок. Этот инструмент позволяет обнаруживать несоответствия требованиям и нормам в текстах государственных контрактов, размещенных в реестре Единой информационной системы (ЕИС) [10].

Также была создана система для анализа бухгалтерских записей проверяемой организации, которая позволяет проводить полный анализ более чем 4,4 млн проводок согласно критериям, установленным инспекторами [4]. Благодаря использованию современных специализированных программ система может быстро и эффективно проверять финансовую документацию, выявлять потенциальные риски и предлагать рекомендации для их устранения.

Эти системы позволяют собрать, обработать и проанализировать данные, что помогает в принятии обоснованных решений, поскольку обеспечивает грамотное взаимодействие между различными отделами внутри контрольного органа.

В 2025 году Счетная палата РФ планирует включить в сферу своего контроля информационно-технологические компании и государственные информационные системы (ГИС). Эксперты намерены детально изучить весь процесс взаимодействия от разработчиков программного обеспечения до конечных потребителей.

В ходе проверок Счетная палата РФ намерена оценить эффективность функционирования ГИС и обоснованность расценок на услуги по цифровой трансформации органов государственной власти [4]. Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук подчеркнул, что ведомство работает с обширным массивом данных, и для оптимизации своей деятельности необходимо продолжать совершенствовать информационные технологии [10].

Таким образом, цифровизация аудита играет ключевую роль в повышении эффективности проверок, проводимых Счетной палатой РФ. Применение современных технологий, специализированного ПО и новейших инструментов ИИ, таких, как «Цифровая платформа», «Озеро данных», программный комплекс ККМ СП-Аудит, модуль «Анализ и аудит корпораций и государственных компаний» [11] и др. позволяет анализировать большие объемы данных; выявлять возможные риски; оперативно обнаруживать несоответствия, ошибки и отклонения; обоснованно распределять и использовать имеющиеся и ресурсы.

missing image file

Рис. 4. Элементы информационно-аналитических систем Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [4]

missing image file

Рис. 5. Плюсы и минусы цифровизации аудита деятельности Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [11]

Одним из ключевых направлений деятельности Счетной палаты РФ в рамках осуществления стратегии развития на 2025-2027 гг. будет являться дальнейшая модернизация применяемых цифровых технологий. Это обусловлено также и тем, что была существенно обновлена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года, предусматривающая, в частности, первостепенное внедрение ИИ в органах государственной власти на федеральном уровне.

Очевидно, что, как и любая другая технология, цифровизация аудита деятельности Счетной палаты РФ не только открывает новые возможности, но и обуславливает ряд вызовов и проблем (рисунок 5).

Развитие подходов цифрового аудита позволяет реализовать значительные преимущества в области этой сферы деятельности Счетной палаты РФ, способствует повышению результативности, качества и прозрачности контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать требования законодательства и строго соблюдать стандарты безопасности и конфиденциальность информации.

Таким образом, Счетная палата провела существенную цифровую трансформацию процессов аудиторской и обеспечивающей деятельности и продолжает внедрение и применение цифровых технологий, способствующих повышению качества и результативности проведения мероприятий.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Счетная палата РФ является структурой, обеспечивающей исполнение обязательств государственных органов перед электоратом, способствует эффективному использованию бюджетных средств и укреплению правовых и законодательных норм.

В будущем Счетная палата должна продолжать развиваться, внедряя современные технологии и методы контроля, повышая компетентность своих сотрудников и укрепляя сотрудничество с другими государственными структурами и международными органами, что позволит ей оставаться важнейшим элементом демократического общества и эффективным инструментом обеспечения стабильности и процветания России.

Цифровизация аудита, основанная на использовании современных аналитических инструментов и методов, позволит значительно сократить трудоемкость проводимых контрольных мероприятий, усовершенствовать методики анализа деятельности объектов контроля и повысить точность выводов по результатам аудиторских процедур.


Библиографическая ссылка

Лизун Е.И., Багирова С.М. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 4-2. С. 272-278;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=4105 (дата обращения: 27.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.4105