Введение
Государственный финансовый контроль – это деятельность специально уполномоченных органов по оценке, анализу и проверке расходования бюджетных ресурсов, соблюдения всеми участниками денежно-кредитных и валютных операций требований законодательства РФ и иных нормативных актов в сфере бюджетных правоотношений. В то же время указанный вид деятельности выступает в роли важнейшей управленческой функции, посредством которой реализуется государственная политика в области финансов [9].
Цель исследования – рассмотреть историю, современность, перспективы Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля.
Материалы и методы исследования
В качестве теоретической и методологической базы исследования были использованы работы российских ученых, публикации в периодических изданиях, материалы интернет-сайтов и научных конференций, посвященных Счетной палате Российской Федерации как органу государственного финансового контроля.
Результаты исследования и их обсуждения
В условиях нестабильной экономической обстановки и прессинга международных санкций задача повышения качества государственного финансового контроля в Российской Федерации становится особенно актуальной.
Как известно, государственный финансовый контроль по субъектам его выполнения можно классифицировать на внешний и внутренний [7].
Ведущей структурой в рамках реализации внешних проверок выступает Счетная палата Российской Федерации, в развитии которой можно выделить несколько основных этапов (рисунок 1).
В качестве обособленной структуры, осуществляющей деятельность в рамках государственного финансового контроля, Счетная палата Российской Федерации была сформирована в 1995 году [5].
Первостепенной задачей Счетной палаты Российской Федерации является оценка и анализ эффективности использования государственных ресурсов согласно их целевому назначению, а также надзор за исполнением бюджета и соблюдением финансового законодательства [2].
Счетная палата осуществляет аудит государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, проверяет исполнение бюджетов всех уровней, анализирует эффективность расходования государственных средств.
Рис. 1. Этапы становления и развития деятельности Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [2, 8] и официального сайта Счетной палаты РФ [11]
Рис. 2. Результаты деятельности Счетной палаты РФ за 2020-2024 гг., шт. Источник: составлен авторами на основании отчетов о работе СП РФ за 2020-2024 гг. [11]
Важной функцией Счетной палаты является проведение анализа рисков в области финансов и бухгалтерского учета, а также информационно-аналитическая деятельность, в рамках которой ежегодно публикуются отчеты о результатах проверок и аудитов, экспертные материалы по финансовым вопросам, рекомендации по совершенствованию государственного управления и финансового контроля [1].
Результаты деятельности Счетной палаты Российской Федерации за 2020-2024 гг. представлены на рисунке 2.
Из отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2024 г. следует, что было завершено 339 контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятия. Планируются к завершению в 2024-2025 годах еще 123 мероприятия, начатых в 2023 г. [11].
В 2024 г. было зарегистрировано 4706 случаев нарушения финансового законодательства на общую сумму 1154,9 млрд руб. Основная масса указанных деяний связана с неисполнением норм и требований по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) в бюджетной сфере. За 2024 г. в данном секторе экономики установлено 537 случаев нарушений в размере 808,7 млрд руб., или 70% общей суммы зафиксированных нарушений [11].
Анализируя представленные результаты, можно констатировать, что в общем количестве завершенных Счетной палатой в 2020-2024 гг. мероприятий преобладают процедуры контрольной направленности.
В рамках выполнения проверочных процедур и ревизионных действий Счетной палатой был выявлен ряд нарушений, по результатам которых 74 материала было направлено в правоохранительные органы (Генпрокуратуру, ФСБ, МВД). Помимо этого, инспекторами Счетной палаты было выдано 228 представлений об устранении нарушений, 73 должностных лица понесли административную ответственность.
Величина поступлений в бюджеты всех уровней по результатам работы Счетной палаты РФ в 2020-2024 гг. представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Пополнение бюджетов в результате деятельности Счетной палаты РФ, млрд руб. Источник: составлен авторами на основании отчетов о работе СП РФ за 2020-2024 гг. [11]
Как видно из представленных данных, поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет Союзного государства в 2024 г. составили рекордные 95,9 млрд руб. Таким образом, наблюдается существенный рост пополнения бюджетов всех уровней в результате контрольной деятельности Счетной палаты, поскольку за 2020 г. поступления составили 16,4 млрд. руб., за 2021 г. – 5,3 млрд руб., за 2022 г. – 8,9 млрд руб., а за 2023 г. – 26,4 млрд руб.
С одной стороны, рассмотренные выше факты могут свидетельствовать о более активной позиции Счетной палаты в проведении аудитов и ревизий, ориентированных на оценку исполнения бюджета и идентификацию нарушений в сфере финансовых взаимоотношений, об упорядоченности и комплексности проводимых процедур контроля, что способствует привлечению дополнительных ресурсов и выявлению резервов. Однако, с другой стороны, рост количества выявленных недостатков и нарушений, а также значительное увеличение их сумм может указывать на то, что нарушения повторяются неоднократно и носят масштабный характер.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости структуризации причин системного характера нарушений и недостатков, выявляемых Счетной палатой РФ при осуществлении контрольных мероприятий:
1. Недостаточность нормативно-правового регулирования в сфере финансового контроля и связанные с этим проблемы взаимодействия между ведомствами. Как справедливо отмечают Грязева М.С. и Орленко С.С. [3], назрела необходимость принятия единого Федерального закона «О государственном финансовом контроле в РФ», поскольку деятельность различных структур и ведомств в рамках осуществления аналогичных функций (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральная таможенная служба и др.) регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов, в которые подчас присутствуют противоречивые моменты. В Федеральном законе будут обобщены базовые принципы, требования, установлены единые правила осуществления контрольных полномочий, что обеспечит комплексность и системность форм и методов осуществления финансового контроля и позволит достичь согласованности в действиях различных контролирующих и надзорных структур.
2. Отсутствие единого подхода к оценке эффективности работы органов государственной власти в области финансового контроля. Как следует из Отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020-2024 гг., лидирующие позиции из года в год занимают нарушения, связанные с нарушением правил ведения бухгалтерского (бюджетного) учета; предоставлением и использованием субсидий и грантов, межбюджетных трансфертов; ненадлежащим исполнением ведомствами государственных функций и задач; осуществлением государственных закупок [11]. В результате имеет место неоднозначная ситуация: чем значительнее суммы причиненного государству в результате несоблюдения законодательства ущерба, выявленного Счетной палатой РФ, тем более действенной оказывается работа данного ведомства. Поэтому необходимо разработать эффективную систему сопоставления результатов с затратами на осуществление мероприятий с учетом высокого качества выполнения работ [7]; акцентировать внимание на том, насколько грамотно и эффективно осваиваются бюджетные средства; выявить, в какой степени результаты деятельности отвечают поставленным стратегическим целям; отыскать возможные резервы.
3. Недостаточный уровень квалификации и соблюдения отдельными сотрудниками министерств и ведомств установленных правил и норм в области бюджетного законодательства и использования финансовых ресурсов. Необходимо дальнейшее развитие системы подготовки кадров высокой квалификации для работы в сфере финансового контроля, устранение формальных подходов при организации повышения квалификации сотрудников, что особенно актуально в условиях постоянных изменений нормативно-правового регулирования. В целях укрепления финансовой дисциплины представляется целесообразным совершенствование мер дисциплинарной ответственности, использование системы эффективного контракта, разработка обоснованных показателей для оценки результативности работы сотрудников контрольных органов [6], оптимизация материального стимулирования.
4. Недостаточная информационная открытость контрольных органов, отсутствие единой информационной базы о выявленных нарушениях. В получении актуальной, своевременной и достоверной информации заинтересованы все участники финансовых взаимоотношений – сами контролирующие структуры, а также хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане. Результаты проверок, осуществленных Счетной палатой РФ и другими органами государственного финансового контроля, необходимо более широко освещать в средствах массовой информации, что будет способствовать соблюдению гарантий защиты интересов и прав субъектов контроля. Обобщение результатов проверок в единой базе позволит интегрировать информационные ресурсы с целью проведения мониторинга и анализа данных, оптимизации деятельности контрольных органов и ускорения принятия решений.
В процессе осуществления своей работы Счетная палата РФ интенсивно применяет средства компьютерной инженерии и информационно-технологические системы, что позволяет автоматизировать процессы аудита, улучшить качество анализа данных и сократить временные и финансовые затраты. Информационные системы играют ключевую роль в управлении финансовыми потоками, обеспечении прозрачности бюджетного процесса и содержат элементы, представленные на рисунке 4.
Ведомство активно внедряет технологии искусственного интеллекта. В числе разработок – ИИ-инструмент для поиска нарушений в области государственных закупок. Этот инструмент позволяет обнаруживать несоответствия требованиям и нормам в текстах государственных контрактов, размещенных в реестре Единой информационной системы (ЕИС) [10].
Также была создана система для анализа бухгалтерских записей проверяемой организации, которая позволяет проводить полный анализ более чем 4,4 млн проводок согласно критериям, установленным инспекторами [4]. Благодаря использованию современных специализированных программ система может быстро и эффективно проверять финансовую документацию, выявлять потенциальные риски и предлагать рекомендации для их устранения.
Эти системы позволяют собрать, обработать и проанализировать данные, что помогает в принятии обоснованных решений, поскольку обеспечивает грамотное взаимодействие между различными отделами внутри контрольного органа.
В 2025 году Счетная палата РФ планирует включить в сферу своего контроля информационно-технологические компании и государственные информационные системы (ГИС). Эксперты намерены детально изучить весь процесс взаимодействия от разработчиков программного обеспечения до конечных потребителей.
В ходе проверок Счетная палата РФ намерена оценить эффективность функционирования ГИС и обоснованность расценок на услуги по цифровой трансформации органов государственной власти [4]. Председатель Счетной палаты Борис Ковальчук подчеркнул, что ведомство работает с обширным массивом данных, и для оптимизации своей деятельности необходимо продолжать совершенствовать информационные технологии [10].
Таким образом, цифровизация аудита играет ключевую роль в повышении эффективности проверок, проводимых Счетной палатой РФ. Применение современных технологий, специализированного ПО и новейших инструментов ИИ, таких, как «Цифровая платформа», «Озеро данных», программный комплекс ККМ СП-Аудит, модуль «Анализ и аудит корпораций и государственных компаний» [11] и др. позволяет анализировать большие объемы данных; выявлять возможные риски; оперативно обнаруживать несоответствия, ошибки и отклонения; обоснованно распределять и использовать имеющиеся и ресурсы.
Рис. 4. Элементы информационно-аналитических систем Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [4]
Рис. 5. Плюсы и минусы цифровизации аудита деятельности Счетной палаты Источник: составлен авторами на основании данных [11]
Одним из ключевых направлений деятельности Счетной палаты РФ в рамках осуществления стратегии развития на 2025-2027 гг. будет являться дальнейшая модернизация применяемых цифровых технологий. Это обусловлено также и тем, что была существенно обновлена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года, предусматривающая, в частности, первостепенное внедрение ИИ в органах государственной власти на федеральном уровне.
Очевидно, что, как и любая другая технология, цифровизация аудита деятельности Счетной палаты РФ не только открывает новые возможности, но и обуславливает ряд вызовов и проблем (рисунок 5).
Развитие подходов цифрового аудита позволяет реализовать значительные преимущества в области этой сферы деятельности Счетной палаты РФ, способствует повышению результативности, качества и прозрачности контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать требования законодательства и строго соблюдать стандарты безопасности и конфиденциальность информации.
Таким образом, Счетная палата провела существенную цифровую трансформацию процессов аудиторской и обеспечивающей деятельности и продолжает внедрение и применение цифровых технологий, способствующих повышению качества и результативности проведения мероприятий.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что Счетная палата РФ является структурой, обеспечивающей исполнение обязательств государственных органов перед электоратом, способствует эффективному использованию бюджетных средств и укреплению правовых и законодательных норм.
В будущем Счетная палата должна продолжать развиваться, внедряя современные технологии и методы контроля, повышая компетентность своих сотрудников и укрепляя сотрудничество с другими государственными структурами и международными органами, что позволит ей оставаться важнейшим элементом демократического общества и эффективным инструментом обеспечения стабильности и процветания России.
Цифровизация аудита, основанная на использовании современных аналитических инструментов и методов, позволит значительно сократить трудоемкость проводимых контрольных мероприятий, усовершенствовать методики анализа деятельности объектов контроля и повысить точность выводов по результатам аудиторских процедур.