Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Ишмаев И.М. 1 Маликов Р.И. 2
1 АО «Газпром диагностика»
2 ГОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
В данной статье представлена важность топливно-энергетического комплекса для России, которая определена с помощью изучения динамики налоговых поступлений от добычи нефти и газа, что выступает одним из ключевых статей доходов бюджета нашей страны. Исходя из этого в работе определена значимость рынка материально-технических ресурсов в российском ТЭК, который составляет его основу и обеспечивает возможность функционирования. В статье также был проведен анализ рынка материально-технических ресурсов в Российской Федерации в условиях современности, результаты которого позволили определить не только его состояние, но и изучить пересечение интересов органов власти, производственно-промышленных предприятий и ТЭК в рамках работы этого рынка. Также с помощью оценки данного рынка удалось выявить недостатки его функционирования, заключающиеся в необходимости импорта некоторых из ресурсов, которые не производятся или производятся в недостаточном количестве для обеспечения работы ТЭК на территории России, так как предприятия ТЭК в полном объеме способны обеспечить промышленность топливно-энергетическими ресурсами, а они выступают крупными потребителями результатов деятельности российского ТЭК, но российская промышленность на данный момент не в состоянии полностью удовлетворить спрос предприятий ТЭК, нуждающихся в материально-техническом оснащении. Следовательно, в статье удалось определить основную причину, препятствующую импортозамещению в области обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК в России. В качестве меры, направленной на устранение выявленных недостатков, в статье предлагается создание адекватных организационно-экономических условий на рынке материально-технических ресурсов, которые позволят реализовать политику импортозамещения в полной мере на территории Российской Федерации, с помощью применения разработанной комплексной модели. Актуальность данного исследования заключается в необходимости трансформации условий для функционирования рынка материально-технических ресурсов в ТЭК с целью снижения импортозависимости в этой сфере. Результаты исследования: разработка комплексной модели для развития материально-технической базы для ТЭК.
тэк – топливно-энергетический комплекс
материально-технические ресурсы
материально-техническая база
комплексная модель
энергетическая безопасность
1. Колпаков А.Ю., Саенко В.В. Анализ зависимости секторов топливно-энергетического комплекса России от импортного оборудования на основе публичных данных // Проблемы прогнозирования. 2023. № 1(196). С. 144-155.
2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_458280/ (дата обращения: 17.10.2024).
3. СФР России: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news~2023/12/27/258821 (дата обращения: 17.10.2024).
4. Токаев А.Н. Сможем ли заместить импорт в «нефтянке»? // ЭКО. 2020. № 4. С. 5-19.
5. Толкачев С.А., Донцова О.И., Комолов О.О. Российская промышленность: влияние санкций и перспективы импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 4. С. 271-288.
6. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.10.2024).
7. Щитова А.Н. Российский ТЭК: реальность и прогнозы // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2020. С. 35-38.

Введение

В настоящее время большое значение для российской экономики представляет собой топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны, потому что энергетическое обеспечение приобретает особую важность в условиях воздействия геополитических рисков и отсутствия стабильности на мировой арене. Однако, в данной сфере в настоящее время наблюдаются недостатки, связанные с тем, что большая часть оборудования и запчастей к нему импортировалась из стран, с которыми на данный момент не ведутся в полной мере экономические отношения, что вызывает проблемы на рынке материально-технического обеспечения ТЭК. В связи с чем требуется модернизировать организационно-экономические условия развития секторов материально-технического рынка по обеспечению функционирования ТЭК, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

Целью исследования является оценка влияния развития топливно-энергетического комплекса на динамику экономических показателей российской экономики, а также формирование методического подхода к разработке комплексной модели формирования организационно-экономических условий развития рынка материально-технических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на основе официальных статистических данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики России, российской законодательной базы в области политического развития страны на текущий и плановый период, также была использована научная литература в сфере значения и функционирования топливно-энергетического сектора.

Методы горизонтального анализа и сравнительного анализа были использованы в отношении исследования налоговых поступлений, полученных от добычи нефти и газа, на основании чего определена значимость ТЭК. Оценка зависимости материально-технического обеспечения ТЭК от импорта проводилась с помощью метода контент-анализа научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Причина высокой значимости ТЭК для российской экономики заключается в достаточно высокой доле доходной части бюджета и в ВВП, где доля ТЭК за 2023 год составила около 27%, что в абсолютном выражении составляет 9,1 трлн рублей. Период 2022-2023 гг. для российского экспорта выдался не лучшим в связи с ужесточением санкций против нашей страны и ростом влияния геополитических рисков, однако, несмотря на это доля энергоресурсов в общем объеме экспортной выручки составляет около 57% [3].

ТЭК для экономики России выступает основополагающим направлением деятельности еще и по причине того, что большая часть доходов бюджета нашей страны, в том числе и в виде налогов, зависит именно от него, в особенности от его составляющей – нефтегазового сегмента (рисунок 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по отношению к ВВП [2, 6] %

Согласно графику, представленному на рисунке 1, можно сказать, что на протяжении всего исследуемого периода наибольшим объемом по отношению к ВВП НДПИ на нефть обладал в 2022 году. За период 2020-2022 гг. наблюдалась положительная тенденция НДПИ в структуре доходов бюджета, а за 2019-2020 гг., наоборот, тенденция к снижению, причем это касается налога, как в части нефти, так и газа.

Вышесказанное обуславливает важность системы функционирования ТЭК, то есть каждый ее элемент должен безотказно работать на благо страны, в связи с чем особое внимание уделяется материально-техническим ресурсам топливно-энергетической отрасли, потому что они являются ключевым звеном работы системы.

Материально-техническое обеспечение является важным компонентом в системе работы ТЭК вне зависимости от того, в отношении какой страны она рассматривается. Материально-техническая база включают в себя слишком большой перечень ресурсов, без которых невозможно говорить о нормальном и стабильном функционировании топливно-энергетического сектора экономики. Исходя из этого, можно сказать о том, что сектор обеспечения топливно-энергетических предприятий комплектной материально-ресурсной базой выступает той частью рынка, где пересекаются интересы органов власти, производственно-промышленных предприятий и ТЭК.

Однако негативным моментом в обеспечении материально-техническими ресурсами ТЭК в России выступает импорт некоторых из них, что осложнено в последнее время внешнеэкономической напряженностью, направленной в отношении нашей страны. Сложившаяся ситуация выступает одной из наиболее серьезных причин к активному переходу к импортозамещению в области обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК.

Пересечение интересов ТЭК и промышленности представлено в обоих направлениях, то есть предприятия ТЭК промышленности предоставляют промышленным хозяйствующим субъектам топливно-энергетические ресурсы, а они, в свою очередь, являются одними из наиболее крупных потребителей результатов деятельности ТЭК в России. Отметим, что в 2023 году на промышленность приходилось около четверти потребления топлива и половины потребления электроэнергии в стране [6]. Со стороны российского ТЭК не возникает проблем с обеспечением промышленности, а вот, если рассматривать, взаимодействие этих двух отраслей экономики, то можно сказать, что российская промышленность на данный момент не в состоянии полностью удовлетворить спрос предприятий ТЭК, нуждающихся в материально-техническом оснащении [7].

Из вышесказанного следует, что исследуемый сектор вынужден осуществлять импорт, прежде всего это касается результатов деятельности отрасли машиностроения в части оборудования, так как отечественные производители не специализировались на производстве узконаправленных материально-технических мощностей, так как с поставками из-за рубежа проблем не возникало. Однако, в период 2014-2024гг. в отношении России применяются санкции, которые оказали негативное воздействие на национальную экономику, в том числе и на ТЭК, поскольку в деятельности компаний топливно-энергетического сектора иностранные материально-технические ресурсы составляют 20-60% в зависимости от специализации. Прежде всего, это парогазовые и газотурбинные установки большой мощности, оборудование для производства сжиженного природного газа (СПГ), катализаторов для нефтепереработки, высокотехнологичное оборудование для разведки и добычи нефтегазовых ресурсов.

В 2014 году было положено начало санкций, которые ограничивали импорт материально-технических ресурсов для российского ТЭК, что стало первым шагом для внедрения и реализации политики импортозамещения в России и, прежде всего, это касалось обеспечения именно материально-технической базы для ТЭК. На данном этапе стала активно проявляться роль органов государственной власти, выразившаяся в разработке нормативно-правовой базы реализации импортозамещения на территории России, а также продвижении нескольких государственных программ, реализация которых началась незамедлительно.

На основании работы А.Ю. Колпакова и В.В. Саенко можно говорить о том, что зависимость от импорта в области материально-технического обеспечения в ТЭК имеет положительную динамику с 2019 года в нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности (рисунок 2).

Однако предпринятые меры не позволили в полной мере обеспечить независимость от импорта материально-технических ресурсов для ТЭК в 2022 году, когда был введен максимальный пакет санкций против России, что также негативным образом отразилось на деятельности ТЭК и его техническом обеспечении [5].

Вышесказанное свидетельствует о том, что на российском рынке пока еще не сформированы оптимальные организационно-экономические условия для обеспечения материально-технической безопасности ТЭК, что влечет за собой риски и угрозы в области обеспечения энергетической безопасности России и ее национальной безопасности в целом. В первую очередь, не обеспечивается единая система достижения показателей политики импортозамещения, при этом характерным является отсутствие должной координации созданных многочисленных различных государственных программ в этой области, которые в некоторых моментах могут противоречить друг другу, а также взаимно дублировать, что говорит о несовершенстве нормативно-правовой базы и согласованности политики профильных ведомств.

missing image file

Рис. 2. Оценка зависимости ТЭК от импорта оборудования [1]

missing image file

Рис. 3. Комплексная модель формирования организационно-экономических условий рынка материально-технических ресурсов в ТЭК

Исходя из всего вышесказанного, целью нормального функционирования и обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК является создание адекватных организационно-экономических условий на рынке таких ресурсов, которые позволят реализовать политику импортозамещения в полной мере на территории России.

Для достижения такой цели необходимо применение комплексного подхода, в реализации которого будут задействованы все заинтересованные стороны: государственные органы, ТЭК и его потребители, промышленность и иной бизнес, обеспечивающие ТЭК, с помощью которого будет создана эффективная система организационно-экономических условий формирования и развития рынка материально-технических ресурсов в ТЭК.

Комплексная модель проектирования такой системы представлена на рисунке 3. Ее основная цель состоит в выделении акцента на политике импортозамещения, которая предполагаемо будет реализована с помощью кооперации государства и бизнеса с упором на инновационное развитие. Меры государственного регулирования должны включать как стимулы, так и ограничительные механизмы, способствующие росту производственного и инновационного потенциала отечественных поставщиков и подрядчиков, увеличению степени технологической независимости, в том числе российского нефтегазового комплекса [4].

При этом особенностью предлагаемого подхода является обеспечение совместимости и согласованности данной модели развития организационно-экономических условий формирования рынка материально-технических ресурсов в ТЭК совместно с бизнес-структурами.

Заключение

Таким образом, можно сказать о том, что российский ТЭК на данный момент зависим от импортных материально-технических ресурсов, которые необходимы для стабильной работы сектора. Это требует от государства соответствующих мер и применение комплексного подхода. В целях формирования адекватных организационно-экономических условий для создания и функционирования материально-технической базы для ТЭК должна быть разработана соответствующая комплексная модель ее развития, которая позволит реализовать механизм импортозамещающего оптимального скоординированного развития инновационного и ресурсного потенциала отечественных производителей материально-технических ресурсов и оборудования с целью обеспечения энергетической безопасности России, сохранения независимости ТЭК от импорта и развития кооперации бизнеса в области дальнейшего развития машиностроения и иных отраслей промышленности, создающих материально-технические ресурсы для российского ТЭК.


Библиографическая ссылка

Ишмаев И.М., Маликов Р.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2025. – № 1. – С. 61-66;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3960 (дата обращения: 23.02.2025).