Введение
В настоящее время большое значение для российской экономики представляет собой топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны, потому что энергетическое обеспечение приобретает особую важность в условиях воздействия геополитических рисков и отсутствия стабильности на мировой арене. Однако, в данной сфере в настоящее время наблюдаются недостатки, связанные с тем, что большая часть оборудования и запчастей к нему импортировалась из стран, с которыми на данный момент не ведутся в полной мере экономические отношения, что вызывает проблемы на рынке материально-технического обеспечения ТЭК. В связи с чем требуется модернизировать организационно-экономические условия развития секторов материально-технического рынка по обеспечению функционирования ТЭК, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Целью исследования является оценка влияния развития топливно-энергетического комплекса на динамику экономических показателей российской экономики, а также формирование методического подхода к разработке комплексной модели формирования организационно-экономических условий развития рынка материально-технических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на основе официальных статистических данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики России, российской законодательной базы в области политического развития страны на текущий и плановый период, также была использована научная литература в сфере значения и функционирования топливно-энергетического сектора.
Методы горизонтального анализа и сравнительного анализа были использованы в отношении исследования налоговых поступлений, полученных от добычи нефти и газа, на основании чего определена значимость ТЭК. Оценка зависимости материально-технического обеспечения ТЭК от импорта проводилась с помощью метода контент-анализа научных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение
Причина высокой значимости ТЭК для российской экономики заключается в достаточно высокой доле доходной части бюджета и в ВВП, где доля ТЭК за 2023 год составила около 27%, что в абсолютном выражении составляет 9,1 трлн рублей. Период 2022-2023 гг. для российского экспорта выдался не лучшим в связи с ужесточением санкций против нашей страны и ростом влияния геополитических рисков, однако, несмотря на это доля энергоресурсов в общем объеме экспортной выручки составляет около 57% [3].
ТЭК для экономики России выступает основополагающим направлением деятельности еще и по причине того, что большая часть доходов бюджета нашей страны, в том числе и в виде налогов, зависит именно от него, в особенности от его составляющей – нефтегазового сегмента (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по отношению к ВВП [2, 6] %
Согласно графику, представленному на рисунке 1, можно сказать, что на протяжении всего исследуемого периода наибольшим объемом по отношению к ВВП НДПИ на нефть обладал в 2022 году. За период 2020-2022 гг. наблюдалась положительная тенденция НДПИ в структуре доходов бюджета, а за 2019-2020 гг., наоборот, тенденция к снижению, причем это касается налога, как в части нефти, так и газа.
Вышесказанное обуславливает важность системы функционирования ТЭК, то есть каждый ее элемент должен безотказно работать на благо страны, в связи с чем особое внимание уделяется материально-техническим ресурсам топливно-энергетической отрасли, потому что они являются ключевым звеном работы системы.
Материально-техническое обеспечение является важным компонентом в системе работы ТЭК вне зависимости от того, в отношении какой страны она рассматривается. Материально-техническая база включают в себя слишком большой перечень ресурсов, без которых невозможно говорить о нормальном и стабильном функционировании топливно-энергетического сектора экономики. Исходя из этого, можно сказать о том, что сектор обеспечения топливно-энергетических предприятий комплектной материально-ресурсной базой выступает той частью рынка, где пересекаются интересы органов власти, производственно-промышленных предприятий и ТЭК.
Однако негативным моментом в обеспечении материально-техническими ресурсами ТЭК в России выступает импорт некоторых из них, что осложнено в последнее время внешнеэкономической напряженностью, направленной в отношении нашей страны. Сложившаяся ситуация выступает одной из наиболее серьезных причин к активному переходу к импортозамещению в области обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК.
Пересечение интересов ТЭК и промышленности представлено в обоих направлениях, то есть предприятия ТЭК промышленности предоставляют промышленным хозяйствующим субъектам топливно-энергетические ресурсы, а они, в свою очередь, являются одними из наиболее крупных потребителей результатов деятельности ТЭК в России. Отметим, что в 2023 году на промышленность приходилось около четверти потребления топлива и половины потребления электроэнергии в стране [6]. Со стороны российского ТЭК не возникает проблем с обеспечением промышленности, а вот, если рассматривать, взаимодействие этих двух отраслей экономики, то можно сказать, что российская промышленность на данный момент не в состоянии полностью удовлетворить спрос предприятий ТЭК, нуждающихся в материально-техническом оснащении [7].
Из вышесказанного следует, что исследуемый сектор вынужден осуществлять импорт, прежде всего это касается результатов деятельности отрасли машиностроения в части оборудования, так как отечественные производители не специализировались на производстве узконаправленных материально-технических мощностей, так как с поставками из-за рубежа проблем не возникало. Однако, в период 2014-2024гг. в отношении России применяются санкции, которые оказали негативное воздействие на национальную экономику, в том числе и на ТЭК, поскольку в деятельности компаний топливно-энергетического сектора иностранные материально-технические ресурсы составляют 20-60% в зависимости от специализации. Прежде всего, это парогазовые и газотурбинные установки большой мощности, оборудование для производства сжиженного природного газа (СПГ), катализаторов для нефтепереработки, высокотехнологичное оборудование для разведки и добычи нефтегазовых ресурсов.
В 2014 году было положено начало санкций, которые ограничивали импорт материально-технических ресурсов для российского ТЭК, что стало первым шагом для внедрения и реализации политики импортозамещения в России и, прежде всего, это касалось обеспечения именно материально-технической базы для ТЭК. На данном этапе стала активно проявляться роль органов государственной власти, выразившаяся в разработке нормативно-правовой базы реализации импортозамещения на территории России, а также продвижении нескольких государственных программ, реализация которых началась незамедлительно.
На основании работы А.Ю. Колпакова и В.В. Саенко можно говорить о том, что зависимость от импорта в области материально-технического обеспечения в ТЭК имеет положительную динамику с 2019 года в нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности (рисунок 2).
Однако предпринятые меры не позволили в полной мере обеспечить независимость от импорта материально-технических ресурсов для ТЭК в 2022 году, когда был введен максимальный пакет санкций против России, что также негативным образом отразилось на деятельности ТЭК и его техническом обеспечении [5].
Вышесказанное свидетельствует о том, что на российском рынке пока еще не сформированы оптимальные организационно-экономические условия для обеспечения материально-технической безопасности ТЭК, что влечет за собой риски и угрозы в области обеспечения энергетической безопасности России и ее национальной безопасности в целом. В первую очередь, не обеспечивается единая система достижения показателей политики импортозамещения, при этом характерным является отсутствие должной координации созданных многочисленных различных государственных программ в этой области, которые в некоторых моментах могут противоречить друг другу, а также взаимно дублировать, что говорит о несовершенстве нормативно-правовой базы и согласованности политики профильных ведомств.
Рис. 2. Оценка зависимости ТЭК от импорта оборудования [1]
Рис. 3. Комплексная модель формирования организационно-экономических условий рынка материально-технических ресурсов в ТЭК
Исходя из всего вышесказанного, целью нормального функционирования и обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК является создание адекватных организационно-экономических условий на рынке таких ресурсов, которые позволят реализовать политику импортозамещения в полной мере на территории России.
Для достижения такой цели необходимо применение комплексного подхода, в реализации которого будут задействованы все заинтересованные стороны: государственные органы, ТЭК и его потребители, промышленность и иной бизнес, обеспечивающие ТЭК, с помощью которого будет создана эффективная система организационно-экономических условий формирования и развития рынка материально-технических ресурсов в ТЭК.
Комплексная модель проектирования такой системы представлена на рисунке 3. Ее основная цель состоит в выделении акцента на политике импортозамещения, которая предполагаемо будет реализована с помощью кооперации государства и бизнеса с упором на инновационное развитие. Меры государственного регулирования должны включать как стимулы, так и ограничительные механизмы, способствующие росту производственного и инновационного потенциала отечественных поставщиков и подрядчиков, увеличению степени технологической независимости, в том числе российского нефтегазового комплекса [4].
При этом особенностью предлагаемого подхода является обеспечение совместимости и согласованности данной модели развития организационно-экономических условий формирования рынка материально-технических ресурсов в ТЭК совместно с бизнес-структурами.
Заключение
Таким образом, можно сказать о том, что российский ТЭК на данный момент зависим от импортных материально-технических ресурсов, которые необходимы для стабильной работы сектора. Это требует от государства соответствующих мер и применение комплексного подхода. В целях формирования адекватных организационно-экономических условий для создания и функционирования материально-технической базы для ТЭК должна быть разработана соответствующая комплексная модель ее развития, которая позволит реализовать механизм импортозамещающего оптимального скоординированного развития инновационного и ресурсного потенциала отечественных производителей материально-технических ресурсов и оборудования с целью обеспечения энергетической безопасности России, сохранения независимости ТЭК от импорта и развития кооперации бизнеса в области дальнейшего развития машиностроения и иных отраслей промышленности, создающих материально-технические ресурсы для российского ТЭК.
Библиографическая ссылка
Ишмаев И.М., Маликов Р.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2025. – № 1. – С. 61-66;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3960 (дата обращения: 23.02.2025).