Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A COMPREHENSIVE MODEL FOR THE FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES MARKET IN THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

Ishmaev I.M. 1 Malikov R.I. 2
1 JSC Gazprom Diagnostics
2 Ufa State Petroleum Technical University
1503 KB
This article presents the importance of the fuel and energy complex for Russia, which is determined by studying the dynamics of tax revenues from oil and gas production, which is one of the key revenue items of our country’s budget. Based on this, the paper defines the importance of the market of material and technical resources in the Russian fuel and energy complex, which forms its basis and provides the possibility of functioning. The article also analyzed the market of material and technical resources in the Russian Federation in modern conditions, the results of which made it possible to determine not only its state, but also to study the intersection of interests of government authorities, industrial enterprises and the fuel and energy complex within the framework of this market. Also, with the help of an assessment of this market, it was possible to identify the shortcomings of its functioning, which consist in the need to import some of the resources that are not produced or are produced in insufficient quantities to ensure the operation of the fuel and energy complex in Russia, since the fuel and energy complex enterprises are fully capable of providing the industry with fuel and energy resources, and they are major consumers of the results of the Russian fuel and energy complex However , the Russian industry is currently unable to fully meet the demand of fuel and energy companies ., those in need of material and technical equipment. Consequently, the article was able to identify the main reason hindering import substitution in the field of providing logistical resources for the fuel and energy complex in Russia. As a measure aimed at eliminating the identified shortcomings, the article proposes the creation of adequate organizational and economic conditions in the market of material and technical resources that will allow the implementation of the import substitution policy in full on the territory of the Russian Federation, through the application of the developed integrated model. The relevance of this study lies in the need to transform the conditions for the functioning of the material and technical resources market in the fuel and energy sector in order to reduce import dependence in this area. Research results: development of an integrated model for the development of the material and technical base for the fuel and energy complex.
fuel and energy complex
material and technical resources
material and technical base
complex model
energy security

Введение

В настоящее время большое значение для российской экономики представляет собой топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны, потому что энергетическое обеспечение приобретает особую важность в условиях воздействия геополитических рисков и отсутствия стабильности на мировой арене. Однако, в данной сфере в настоящее время наблюдаются недостатки, связанные с тем, что большая часть оборудования и запчастей к нему импортировалась из стран, с которыми на данный момент не ведутся в полной мере экономические отношения, что вызывает проблемы на рынке материально-технического обеспечения ТЭК. В связи с чем требуется модернизировать организационно-экономические условия развития секторов материально-технического рынка по обеспечению функционирования ТЭК, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

Целью исследования является оценка влияния развития топливно-энергетического комплекса на динамику экономических показателей российской экономики, а также формирование методического подхода к разработке комплексной модели формирования организационно-экономических условий развития рынка материально-технических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на основе официальных статистических данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики России, российской законодательной базы в области политического развития страны на текущий и плановый период, также была использована научная литература в сфере значения и функционирования топливно-энергетического сектора.

Методы горизонтального анализа и сравнительного анализа были использованы в отношении исследования налоговых поступлений, полученных от добычи нефти и газа, на основании чего определена значимость ТЭК. Оценка зависимости материально-технического обеспечения ТЭК от импорта проводилась с помощью метода контент-анализа научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение

Причина высокой значимости ТЭК для российской экономики заключается в достаточно высокой доле доходной части бюджета и в ВВП, где доля ТЭК за 2023 год составила около 27%, что в абсолютном выражении составляет 9,1 трлн рублей. Период 2022-2023 гг. для российского экспорта выдался не лучшим в связи с ужесточением санкций против нашей страны и ростом влияния геополитических рисков, однако, несмотря на это доля энергоресурсов в общем объеме экспортной выручки составляет около 57% [3].

ТЭК для экономики России выступает основополагающим направлением деятельности еще и по причине того, что большая часть доходов бюджета нашей страны, в том числе и в виде налогов, зависит именно от него, в особенности от его составляющей – нефтегазового сегмента (рисунок 1).

missing image file

Рис. 1. Динамика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по отношению к ВВП [2, 6] %

Согласно графику, представленному на рисунке 1, можно сказать, что на протяжении всего исследуемого периода наибольшим объемом по отношению к ВВП НДПИ на нефть обладал в 2022 году. За период 2020-2022 гг. наблюдалась положительная тенденция НДПИ в структуре доходов бюджета, а за 2019-2020 гг., наоборот, тенденция к снижению, причем это касается налога, как в части нефти, так и газа.

Вышесказанное обуславливает важность системы функционирования ТЭК, то есть каждый ее элемент должен безотказно работать на благо страны, в связи с чем особое внимание уделяется материально-техническим ресурсам топливно-энергетической отрасли, потому что они являются ключевым звеном работы системы.

Материально-техническое обеспечение является важным компонентом в системе работы ТЭК вне зависимости от того, в отношении какой страны она рассматривается. Материально-техническая база включают в себя слишком большой перечень ресурсов, без которых невозможно говорить о нормальном и стабильном функционировании топливно-энергетического сектора экономики. Исходя из этого, можно сказать о том, что сектор обеспечения топливно-энергетических предприятий комплектной материально-ресурсной базой выступает той частью рынка, где пересекаются интересы органов власти, производственно-промышленных предприятий и ТЭК.

Однако негативным моментом в обеспечении материально-техническими ресурсами ТЭК в России выступает импорт некоторых из них, что осложнено в последнее время внешнеэкономической напряженностью, направленной в отношении нашей страны. Сложившаяся ситуация выступает одной из наиболее серьезных причин к активному переходу к импортозамещению в области обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК.

Пересечение интересов ТЭК и промышленности представлено в обоих направлениях, то есть предприятия ТЭК промышленности предоставляют промышленным хозяйствующим субъектам топливно-энергетические ресурсы, а они, в свою очередь, являются одними из наиболее крупных потребителей результатов деятельности ТЭК в России. Отметим, что в 2023 году на промышленность приходилось около четверти потребления топлива и половины потребления электроэнергии в стране [6]. Со стороны российского ТЭК не возникает проблем с обеспечением промышленности, а вот, если рассматривать, взаимодействие этих двух отраслей экономики, то можно сказать, что российская промышленность на данный момент не в состоянии полностью удовлетворить спрос предприятий ТЭК, нуждающихся в материально-техническом оснащении [7].

Из вышесказанного следует, что исследуемый сектор вынужден осуществлять импорт, прежде всего это касается результатов деятельности отрасли машиностроения в части оборудования, так как отечественные производители не специализировались на производстве узконаправленных материально-технических мощностей, так как с поставками из-за рубежа проблем не возникало. Однако, в период 2014-2024гг. в отношении России применяются санкции, которые оказали негативное воздействие на национальную экономику, в том числе и на ТЭК, поскольку в деятельности компаний топливно-энергетического сектора иностранные материально-технические ресурсы составляют 20-60% в зависимости от специализации. Прежде всего, это парогазовые и газотурбинные установки большой мощности, оборудование для производства сжиженного природного газа (СПГ), катализаторов для нефтепереработки, высокотехнологичное оборудование для разведки и добычи нефтегазовых ресурсов.

В 2014 году было положено начало санкций, которые ограничивали импорт материально-технических ресурсов для российского ТЭК, что стало первым шагом для внедрения и реализации политики импортозамещения в России и, прежде всего, это касалось обеспечения именно материально-технической базы для ТЭК. На данном этапе стала активно проявляться роль органов государственной власти, выразившаяся в разработке нормативно-правовой базы реализации импортозамещения на территории России, а также продвижении нескольких государственных программ, реализация которых началась незамедлительно.

На основании работы А.Ю. Колпакова и В.В. Саенко можно говорить о том, что зависимость от импорта в области материально-технического обеспечения в ТЭК имеет положительную динамику с 2019 года в нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности (рисунок 2).

Однако предпринятые меры не позволили в полной мере обеспечить независимость от импорта материально-технических ресурсов для ТЭК в 2022 году, когда был введен максимальный пакет санкций против России, что также негативным образом отразилось на деятельности ТЭК и его техническом обеспечении [5].

Вышесказанное свидетельствует о том, что на российском рынке пока еще не сформированы оптимальные организационно-экономические условия для обеспечения материально-технической безопасности ТЭК, что влечет за собой риски и угрозы в области обеспечения энергетической безопасности России и ее национальной безопасности в целом. В первую очередь, не обеспечивается единая система достижения показателей политики импортозамещения, при этом характерным является отсутствие должной координации созданных многочисленных различных государственных программ в этой области, которые в некоторых моментах могут противоречить друг другу, а также взаимно дублировать, что говорит о несовершенстве нормативно-правовой базы и согласованности политики профильных ведомств.

missing image file

Рис. 2. Оценка зависимости ТЭК от импорта оборудования [1]

missing image file

Рис. 3. Комплексная модель формирования организационно-экономических условий рынка материально-технических ресурсов в ТЭК

Исходя из всего вышесказанного, целью нормального функционирования и обеспечения материально-техническими ресурсами ТЭК является создание адекватных организационно-экономических условий на рынке таких ресурсов, которые позволят реализовать политику импортозамещения в полной мере на территории России.

Для достижения такой цели необходимо применение комплексного подхода, в реализации которого будут задействованы все заинтересованные стороны: государственные органы, ТЭК и его потребители, промышленность и иной бизнес, обеспечивающие ТЭК, с помощью которого будет создана эффективная система организационно-экономических условий формирования и развития рынка материально-технических ресурсов в ТЭК.

Комплексная модель проектирования такой системы представлена на рисунке 3. Ее основная цель состоит в выделении акцента на политике импортозамещения, которая предполагаемо будет реализована с помощью кооперации государства и бизнеса с упором на инновационное развитие. Меры государственного регулирования должны включать как стимулы, так и ограничительные механизмы, способствующие росту производственного и инновационного потенциала отечественных поставщиков и подрядчиков, увеличению степени технологической независимости, в том числе российского нефтегазового комплекса [4].

При этом особенностью предлагаемого подхода является обеспечение совместимости и согласованности данной модели развития организационно-экономических условий формирования рынка материально-технических ресурсов в ТЭК совместно с бизнес-структурами.

Заключение

Таким образом, можно сказать о том, что российский ТЭК на данный момент зависим от импортных материально-технических ресурсов, которые необходимы для стабильной работы сектора. Это требует от государства соответствующих мер и применение комплексного подхода. В целях формирования адекватных организационно-экономических условий для создания и функционирования материально-технической базы для ТЭК должна быть разработана соответствующая комплексная модель ее развития, которая позволит реализовать механизм импортозамещающего оптимального скоординированного развития инновационного и ресурсного потенциала отечественных производителей материально-технических ресурсов и оборудования с целью обеспечения энергетической безопасности России, сохранения независимости ТЭК от импорта и развития кооперации бизнеса в области дальнейшего развития машиностроения и иных отраслей промышленности, создающих материально-технические ресурсы для российского ТЭК.