Введение
Современные условия диктуют многим странам развивать наиболее перспективные и динамичные сферы, которые влияют на экономические показатели страны и на социокультурные прогрессивные аспекты общества. Всё это возможно с помощью развития креативной экономики, которая включает в себя как коммерческие интересы различных предприятий, так и государства в частности. При этом важно понимать, что она включает в себя инновационное творчество и высокие технологии, которые интегрируются в современную экономическую систему страны и выходит за её пределы для развития на международном уровне.
Главная цель исследования состоит в том, чтобы оценить теоретические подходы к организации креативной экономики, как современной парадигмы инновационного и технологического развития стран.
Для этого необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию «креативная индустрия» и «креативная экономика».
2. Провести анализ ключевых компонентов креативного капитала.
Материалы и методы исследования
В исследовании использованы общенаучные методы, а именно системный анализ (анализ и синтез), сравнительный анализ.
Современная интерпретация креативности охватывает широкий пласт исследований, которые не ограничиваются только термином «креативность», подразумевающий некую универсальность мышления и способностей генерировать что-то новое для достижения поставленных экономических целей. Следует понимать, что креативность – это действия, которые часто ассоциируют, в том числе и с творчеством, так как понятие «творчество» является более близким по духу для человека. Тем не менее, сам по себе термин креативности выражается как интегрированные процессы, реализующие новые идеи и создающие так называемые произведения искусства, которые являются оригинальными в культурной сфере. Сюда же относятся различные инновации и технологии, которые так или иначе связаны со словом креативность, выражающим в себе новаторство и вдохновение.
Рис. 1. Теоретические подходы к интерпретации дефиниции «креативная индустрия» Источник: составлено автором
Общие теоретические подходы к интерпретации дефиниции «креативная индустрия» представлена ниже на рисунке 1.
Таким образом, можно сделать вывод, что креативные индустрии так или иначе создают новые сектора экономики, которые реализуются на принципах современных технологий и творческих процессов. Это происходит в области искусства и культуры объединяя в себе и другие сферы, включая, например кино, рекламу и так далее. При этом важно понимать, что креативная индустрия является и самостоятельным элементом культурной сфере, но при этом она может охватывать и другие креативные направления, влияющие на экономическую сферу. С учётом этого многие развитые страны развивают креативные индустрии в своей экономической политике, чтобы создавать рабочие места и тем самым способствуя экономическому росту внутри страны и за её пределами.
Популярность развития креативной экономики в среде ученых обусловлена тем, что процесс генерация идей выступает локомотивом развития не только экономической, но и социальной жизни общества. Формирование креативного мышления предполагает создание адекватной интеллектуальной среды и системы социально-экономических взаимодействий, что способствует одновременному выявлению творческого потенциала личности и преобразованию инновационных идей в успешные практики. В этом контексте креативная экономика выполняет роль механизма, который активизирует креативную активность людей в условиях постиндустриального общества [4].
Важно отметить, что до начала 2000-х годов термин «креативная экономика» не имел официального статуса. Первым, кто предложил данное понятие, стал профессор Джон Хокинс [7], который утверждал, что «традиционные экономические модели устаревают и нуждаются в замене на креативные аналоги» [7]. Он подчеркивал, что «чем скорее мировое сообщество адаптируется к данной трансформации, тем более быстрым и безопасным окажется процесс выхода из кризисных ситуаций. Хокинс также выделял важную взаимосвязь между креативной экономикой и креативным предпринимательством, акцентируя внимание на том, что специфика креативной экономики проявляется через уникальные экономические и социальные отношения, выстраиваемые на основе инновационного подхода к её развитию. В настоящие время наблюдается формирование нового креативного сектора постиндустриальной экономики, направленного на использование интеллектуальных и творческих ресурсов» [7].
Сама по себе креативная экономика направлена на торговые отношения как внутри страны, так и между странами, реализующиеся на креативных активах и позволяющая прогрессировать экономики. То есть она создаёт доходную часть бюджета страны, создаёт рабочие места и увеличивает экспорт. При этом, когда увеличивается культурное многообразие внутри страны развивается и человеческий капитал, а также социальная адаптация общества в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что сама по себе креативная экономика это достаточно распространённое и широкое спектральное понятие, включающее в себя различные вопросы культурной, экономической и социальной сферы, реализующаяся на принципах технологического развития и интеллектуальной собственности [6].
Также необходимо понимать, что креативная экономика реализуется в рамках социально-экономического прогресса внутри страны привлекая инвестиционные процессы и модернизируя научный сектор.
При этом важно понимать и тот факт, что функционирование креативной экономики может наблюдаться и в коррупционных процессах, что негативно сказывается на всей экономической сфере страны. Это достаточно серьезная проблема в современном обществе, которая требует детального анализа и решения со стороны мировых экономистов и научных деятелей.
С точки зрения ООН, креативная экономика дает возможность как развитым, так и развивающимся странам бороться с финансовым кризисом, высоким уровнем безработицы и ухудшением состояния окружающей среды.
С этой целью ЮНКТАД определяет «креативную экономику» как связанную с макроэкономическим планированием. Это определение подчеркивает многочисленные аспекты креативной экономики и важность развития этих аспектов для достижения желаемых экономических, социальных и культурных целей. Также это определение предполагает, что государственные субъекты играют центральную роль в создании условий для роста креативной экономики. В связи с этим необходимы межведомственные действия для решения проблем развития, возникающих в результате сложного взаимодействия между различными секторами, включая искусство, культуру, промышленность, бизнес и технологии.
Результаты исследования и их обсуждение
На основании проведённого исследования стоит представить следующее определение понятия «креативная экономика». Так под ней понимается совокупность различных взаимодействий внутри страны и за её пределами, выражающимися в процессе производства, распределения, а также обмена и потребления, функционируя на принципах уникальности и инноваций, создавая при этом определённые культурные и креативные продукты и услуги.
В 2013 году компании Calvert 22 и PWC разработали Индекс креативного капитала [3]. Данный индекс является интегрированной характеристикой социального климата и институциональной инфраструктуры. Кроме это он затрагивает образовательную и культурную сферы деятельности человека. Также индекс включает в себя анализ информационного пространства, способствующего привлечению специалистов в области креативных профессий и оптимизации их потенциала, принимая во внимание как глобальные тенденции, так и региональные особенности. Основное внимание в Индексе уделяется креативным индустриям и их взаимодействию с технологическими инновациями, что позволяет рассматривать их как взаимосвязанные элементы единого инновационно-креативного сектора [5].
Индекс креативного капитала учитывает актуальные теории новой экономики и подразделяется на пять ключевых компонентов [2]:
1. Компонент «Люди» фокусируется на анализе характеристик креативного сообщества в пределах муниципалитета. В его рамках осуществляется оценка социально-демографических параметров данного сообщества, а также аспектов, касающихся внутреннего взаимодействия его членов.
Рис. 2. Структура креативной экономики Источник: составлено автором
2. Компонент «Город» направлен на исследование характеристик креативного сообщества в контексте городской среды. Он включает в себя социально-демографические показатели, а также аспекты, связанные с культурной жизнью, городской инфраструктурой и экономическими условиями региона.
3. Компонент «Власть» охватывает набор индикаторов, отражающих уровень заинтересованности местных органов власти в развитии креативного сектора, а также степень его открытости и доступности для участников данного процесса.
4. Компонент «Бизнес» оценивает потенциал коммерциализации талантов членов креативного сообщества с учетом наличия соответствующей инфраструктуры и её доступности.
5. Компонент «Бренды» анализирует внешнее восприятие города, опираясь на данные, полученные в ходе экспертных опросов.
В среднем на один блок приходится от 10 до 20 количественных индикаторов и от 1 до 2 качественных. Всего Индекс охватывает более 200 индикаторов [1].
Также настоящее время возникают определённые трудности, связанные с анализом структурных компонентов креативной экономики, которые реализуются на различных уровнях. При этом важно различать понятия креативного продукта, который должен иметь определённые нормы и элементы чтобы быть таковым [5].
Далее на рисунке 2 будет представлена структура креативной экономики.
Заключение
В заключение стоит сделать вывод, что креативная экономика реализуется только благодаря творческому и нестандартному подходу создавая при этом, уникальные продукты и услуги, которые воспроизводятся в дальнейшем в обществе. Креативный продукт должен обладать уникальными характеристиками, которые в будущем будут максимально результативными как в социальной, так и в экономической деятельности страны.
Креативная экономика прилагает все свои усилия на стратегическое развитие страны, минимизируя различные кризисные ситуации, которые могут возникнуть в контексте ее распространения. При определенных проблемах государство может создавать принципиально новые способы и подходы выживания креативной экономики внутри своей страны. Для этого необходимо повышать конкурентоспособности её на рынке и определять новые факторы успеха в условиях конкурентной борьбы, которая в настоящее время достаточно велика.
Библиографическая ссылка
Глушак Н.В. КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2025. – № 1. – С. 43-47;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3957 (дата обращения: 23.02.2025).