Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CREATIVE ECONOMY AS A MODERN PARADIGM OF INNOVATIVE AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Glushak N.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article provides an overview of theoretical approaches to the definition of the concept of “creative industry” in world practice, and examines the structure of the creative economy. Attention is focused on the fact that modern conditions dictate that many countries develop the most promising and dynamic areas that affect the economic performance of the country and the socio-cultural progressive aspects of society. It is also argued that the creative economy is implemented within the framework of socio-economic progress within the country by attracting investment processes and modernizing the scientific sector. In addition, the article presents the key components of the new economy, which are taken into account when determining the country’s creative capital index. In conclusion, it is concluded that, given certain problems, the state can create fundamentally new ways and approaches to the survival of the creative economy within its own country. To do this, it is necessary to increase its competitiveness in the market and identify new success factors in the competitive environment, which is currently quite large.
creative economy
creative industry
innovation
technology

Введение

Современные условия диктуют многим странам развивать наиболее перспективные и динамичные сферы, которые влияют на экономические показатели страны и на социокультурные прогрессивные аспекты общества. Всё это возможно с помощью развития креативной экономики, которая включает в себя как коммерческие интересы различных предприятий, так и государства в частности. При этом важно понимать, что она включает в себя инновационное творчество и высокие технологии, которые интегрируются в современную экономическую систему страны и выходит за её пределы для развития на международном уровне.

Главная цель исследования состоит в том, чтобы оценить теоретические подходы к организации креативной экономики, как современной парадигмы инновационного и технологического развития стран.

Для этого необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию «креативная индустрия» и «креативная экономика».

2. Провести анализ ключевых компонентов креативного капитала.

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы общенаучные методы, а именно системный анализ (анализ и синтез), сравнительный анализ.

Современная интерпретация креативности охватывает широкий пласт исследований, которые не ограничиваются только термином «креативность», подразумевающий некую универсальность мышления и способностей генерировать что-то новое для достижения поставленных экономических целей. Следует понимать, что креативность – это действия, которые часто ассоциируют, в том числе и с творчеством, так как понятие «творчество» является более близким по духу для человека. Тем не менее, сам по себе термин креативности выражается как интегрированные процессы, реализующие новые идеи и создающие так называемые произведения искусства, которые являются оригинальными в культурной сфере. Сюда же относятся различные инновации и технологии, которые так или иначе связаны со словом креативность, выражающим в себе новаторство и вдохновение.

missing image file

Рис. 1. Теоретические подходы к интерпретации дефиниции «креативная индустрия» Источник: составлено автором

Общие теоретические подходы к интерпретации дефиниции «креативная индустрия» представлена ниже на рисунке 1.

Таким образом, можно сделать вывод, что креативные индустрии так или иначе создают новые сектора экономики, которые реализуются на принципах современных технологий и творческих процессов. Это происходит в области искусства и культуры объединяя в себе и другие сферы, включая, например кино, рекламу и так далее. При этом важно понимать, что креативная индустрия является и самостоятельным элементом культурной сфере, но при этом она может охватывать и другие креативные направления, влияющие на экономическую сферу. С учётом этого многие развитые страны развивают креативные индустрии в своей экономической политике, чтобы создавать рабочие места и тем самым способствуя экономическому росту внутри страны и за её пределами.

Популярность развития креативной экономики в среде ученых обусловлена тем, что процесс генерация идей выступает локомотивом развития не только экономической, но и социальной жизни общества. Формирование креативного мышления предполагает создание адекватной интеллектуальной среды и системы социально-экономических взаимодействий, что способствует одновременному выявлению творческого потенциала личности и преобразованию инновационных идей в успешные практики. В этом контексте креативная экономика выполняет роль механизма, который активизирует креативную активность людей в условиях постиндустриального общества [4].

Важно отметить, что до начала 2000-х годов термин «креативная экономика» не имел официального статуса. Первым, кто предложил данное понятие, стал профессор Джон Хокинс [7], который утверждал, что «традиционные экономические модели устаревают и нуждаются в замене на креативные аналоги» [7]. Он подчеркивал, что «чем скорее мировое сообщество адаптируется к данной трансформации, тем более быстрым и безопасным окажется процесс выхода из кризисных ситуаций. Хокинс также выделял важную взаимосвязь между креативной экономикой и креативным предпринимательством, акцентируя внимание на том, что специфика креативной экономики проявляется через уникальные экономические и социальные отношения, выстраиваемые на основе инновационного подхода к её развитию. В настоящие время наблюдается формирование нового креативного сектора постиндустриальной экономики, направленного на использование интеллектуальных и творческих ресурсов» [7].

Сама по себе креативная экономика направлена на торговые отношения как внутри страны, так и между странами, реализующиеся на креативных активах и позволяющая прогрессировать экономики. То есть она создаёт доходную часть бюджета страны, создаёт рабочие места и увеличивает экспорт. При этом, когда увеличивается культурное многообразие внутри страны развивается и человеческий капитал, а также социальная адаптация общества в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что сама по себе креативная экономика это достаточно распространённое и широкое спектральное понятие, включающее в себя различные вопросы культурной, экономической и социальной сферы, реализующаяся на принципах технологического развития и интеллектуальной собственности [6].

Также необходимо понимать, что креативная экономика реализуется в рамках социально-экономического прогресса внутри страны привлекая инвестиционные процессы и модернизируя научный сектор.

При этом важно понимать и тот факт, что функционирование креативной экономики может наблюдаться и в коррупционных процессах, что негативно сказывается на всей экономической сфере страны. Это достаточно серьезная проблема в современном обществе, которая требует детального анализа и решения со стороны мировых экономистов и научных деятелей.

С точки зрения ООН, креативная экономика дает возможность как развитым, так и развивающимся странам бороться с финансовым кризисом, высоким уровнем безработицы и ухудшением состояния окружающей среды.

С этой целью ЮНКТАД определяет «креативную экономику» как связанную с макроэкономическим планированием. Это определение подчеркивает многочисленные аспекты креативной экономики и важность развития этих аспектов для достижения желаемых экономических, социальных и культурных целей. Также это определение предполагает, что государственные субъекты играют центральную роль в создании условий для роста креативной экономики. В связи с этим необходимы межведомственные действия для решения проблем развития, возникающих в результате сложного взаимодействия между различными секторами, включая искусство, культуру, промышленность, бизнес и технологии.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании проведённого исследования стоит представить следующее определение понятия «креативная экономика». Так под ней понимается совокупность различных взаимодействий внутри страны и за её пределами, выражающимися в процессе производства, распределения, а также обмена и потребления, функционируя на принципах уникальности и инноваций, создавая при этом определённые культурные и креативные продукты и услуги.

В 2013 году компании Calvert 22 и PWC разработали Индекс креативного капитала [3]. Данный индекс является интегрированной характеристикой социального климата и институциональной инфраструктуры. Кроме это он затрагивает образовательную и культурную сферы деятельности человека. Также индекс включает в себя анализ информационного пространства, способствующего привлечению специалистов в области креативных профессий и оптимизации их потенциала, принимая во внимание как глобальные тенденции, так и региональные особенности. Основное внимание в Индексе уделяется креативным индустриям и их взаимодействию с технологическими инновациями, что позволяет рассматривать их как взаимосвязанные элементы единого инновационно-креативного сектора [5].

Индекс креативного капитала учитывает актуальные теории новой экономики и подразделяется на пять ключевых компонентов [2]:

1. Компонент «Люди» фокусируется на анализе характеристик креативного сообщества в пределах муниципалитета. В его рамках осуществляется оценка социально-демографических параметров данного сообщества, а также аспектов, касающихся внутреннего взаимодействия его членов.

missing image file

Рис. 2. Структура креативной экономики Источник: составлено автором

2. Компонент «Город» направлен на исследование характеристик креативного сообщества в контексте городской среды. Он включает в себя социально-демографические показатели, а также аспекты, связанные с культурной жизнью, городской инфраструктурой и экономическими условиями региона.

3. Компонент «Власть» охватывает набор индикаторов, отражающих уровень заинтересованности местных органов власти в развитии креативного сектора, а также степень его открытости и доступности для участников данного процесса.

4. Компонент «Бизнес» оценивает потенциал коммерциализации талантов членов креативного сообщества с учетом наличия соответствующей инфраструктуры и её доступности.

5. Компонент «Бренды» анализирует внешнее восприятие города, опираясь на данные, полученные в ходе экспертных опросов.

В среднем на один блок приходится от 10 до 20 количественных индикаторов и от 1 до 2 качественных. Всего Индекс охватывает более 200 индикаторов [1].

Также настоящее время возникают определённые трудности, связанные с анализом структурных компонентов креативной экономики, которые реализуются на различных уровнях. При этом важно различать понятия креативного продукта, который должен иметь определённые нормы и элементы чтобы быть таковым [5].

Далее на рисунке 2 будет представлена структура креативной экономики.

Заключение

В заключение стоит сделать вывод, что креативная экономика реализуется только благодаря творческому и нестандартному подходу создавая при этом, уникальные продукты и услуги, которые воспроизводятся в дальнейшем в обществе. Креативный продукт должен обладать уникальными характеристиками, которые в будущем будут максимально результативными как в социальной, так и в экономической деятельности страны.

Креативная экономика прилагает все свои усилия на стратегическое развитие страны, минимизируя различные кризисные ситуации, которые могут возникнуть в контексте ее распространения. При определенных проблемах государство может создавать принципиально новые способы и подходы выживания креативной экономики внутри своей страны. Для этого необходимо повышать конкурентоспособности её на рынке и определять новые факторы успеха в условиях конкурентной борьбы, которая в настоящее время достаточно велика.