Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ

Бусурин С.В. 1
1 Академия труда и социальных отношений
В статье дана оценка важности муниципальных образований в системе публичной власти РФ и их участия в реализации промышленной политики. Особо выделена роль крупных городов, как наиболее развитых в экономическом плане и являющихся «локомотивами роста» экономики страны и регионов. Выполнен аналитический обзор литературы касающейся заданной темы исследования. Ретроспективно рассмотрен объём и основные направления расходования средств муниципального бюджета по статье «Национальная экономика» в нескольких региональных столицах Северо-запада, а именно городов Великий Новгород, Псков и Вологда. Определена вариативность фактических затрат муниципального бюджета на экономическое развитие рассматриваемых городов и доля этих затрат в общей расходной части бюджета. Выявлена общая особенность формирования бюджета в части затрат на экономическую политику, а именно то что существенную часть данной статьи занимают расходы на дорожную деятельность и капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности. Также в статье рассмотрено участие рассматриваемых городов в формировании и реализации своих муниципальных программ по поддержке МСП и развитию туристкой отрасли.
псков
великий новгород
вологда
муниципальный бюджет
национальная экономика
дорожные фонды
промышленная политика
туризм
1. Елькина А.В., Файзуллин И.Т. Местное самоуправление как форма публичной власти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 1 (34). С. 76–85.
2. Безбузаров Р.М., Шхагошев Р.В. Роль местного самоуправления в реализации региональной экономической политике // Научный лидер. 2024. № 48(198). URL: https://scilead.ru/article/7457-rol-mestnogo-samoupravleniya-v-realizatsii-re (дата обращения: 15.11.2024).
3. Орлов Е.В., Косарева В.А., Смирнова Е.С. Определение направлений повышения эффективности расходования средств муниципальных бюджетов // Управленческое консультирование. 2023. № 6. С. 65–80.
4. Каширина К.А. Некоторые способы оптимизации расходов местных бюджетов // E-Scio. 2017. № 6 (9) [Электронный ресурс]. URL: https://nekotorye-sposoby-optimizatsii-rashodov-mestnyh-byudzhetov.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
5. Рукавишникова А.С. Механизмы оптимизации расходов местных бюджетов // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4 (12). С. 37–40.
6. Палагин К.А. Особенности формирования бюджетов городских округов // Территория науки. 2020. № 4. С. 68-72.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 15.11.2024).
8. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.11.2024).
9. Диденко А.Н. Бюджеты развития – основа роста социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов // Местное право. 2021. № 2. С. 63-71.
10. Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования // Вестник Евразийской науки. 2019. № 5. URL: https://esj.today/PDF/15ECVN519.pdf (дата обращения: 17.11.2024).
11. Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 № 82н Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_418512/ (дата обращения: 15.11.2024).
12.Отчеты об исполнении бюджета г. Великий Новгород, официальный сайт Администрации Великого Новгорода. URL: https://gorodnovgorod.gosuslugi.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/Finance/ispolnenie-byudzheta-velikogo-novgoroda/?ysclid=m4zwrrhb99902252518 (дата обращения: 19.11.2024).
13. Решение Думы Великого Новгород от 28.05.2024 г. №155 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2023 г.» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/409091918/ стр.199 (дата обращения: 15.11.2024).
14. Отчет об исполнении бюджета г. Псков за 2021 г. Официальный сайт Администрации г. Псков. URL: http://fu.pskovadmin.ru/TheBudgetOfTheCityOfPskov/BudgetExecution/2021 (дата обращения: 15.11.2024).
15. Отчет об исполнении бюджета г. Псков за 2022 г. Официальный сайт Муниципального образования «Город Псков». URL: https://pskov.gosuslugi.ru/ofitsialno/struktura-munitsipalnogo-obrazovaniya/ispolnitelno-rasporyaditelnyy-organ-munitsipalnogo-obrazovaniya/organy-administratsii-goroda-pskova/finansovoe-upravlenie/otkrytyy-byudzhet/ispolnenie-byudzheta/2022-god/ (дата обращения: 12.11.2024).
16. Отчет об исполнении бюджета г. Псков за 2023 г. Официальный сайт Муниципального образования «Город Псков». URL: https://pskov.gosuslugi.ru/ofitsialno/struktura-munitsipalnogo-obrazovaniya/ispolnitelno-rasporyaditelnyy-organ-munitsipalnogo-obrazovaniya/organy-administratsii-goroda-pskova/finansovoe-upravlenie/otkrytyy-byudzhet/ispolnenie-byudzheta/2023-god/?ysclid=m4lr5fsmz0806227358 (дата обращения: 10.11.2024).
17. Решения Вологодской городской Думы. URL: https://www.duma-vologda.ru/law_making/solution.php (дата обращения: 10.11.2024).
18. Приложение №4 Публичного слушания по проекту решения Вологодской городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2022 г. Официальный сайт Администрации г. Вологды. URL: https://vologda.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/ps-budget/dokumenty-omsu_1622.html (дата обращения: 15.11.2024).
19. Статья «Публичное слушания по проекту решения Вологодский городской Думы «Об исполнении бюджета города Вологды за 2023 г.» Официальный сайт Администрации города Вологды. URL: https://vologda.gosuslugi.ru/ofitsialno/dokumenty/dokumenty-all_4854.html (дата обращения: 14.11.2024).
20. «Итоги социально-экономического развития Великого Новгорода за 2023 г.». Официальный сайт Администрации г. Великий Новгород. URL: https://velikij-novgorod-r49.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/401/4545/Itogi_2023_god_broshyura.pdf (дата обращения: 15.11.2024).

Введение

Муниципальный уровень по праву рассматривается, как один из самых важных и близких к людям. Именно на муниципальном уровне реализуются большинство социальных и экономических проектов. От уровня развития муниципалитетов, их экономического и социального развития зависит экономический потенциал региона и удовлетворённость граждан. Этим определяется актуальность темы исследования. Особое внимание в последнее время приковано к муниципалитетам из-за реформы местного самоуправления и возобновление работы над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении в январе 2022 г. В соответствии с действующим законодательством и Конституцией РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1]. Таким образом, повышена степень ответственности для муниципалитетов при реализации государственных программ, проектов и соответственно промышленной политики, и роль органов местного самоуправления перестала ограничивается местной сферой, а становится все более значимой, особенно в контексте региональной экономической политики [2] именно это определяет целесообразность выбранной темы работы. Говоря о ресурсном обеспечении промышленной политики нужно понимать, что речь идет о части муниципального бюджета, связанного с расходами и вопросы эффективности затрат бюджетных средств, его формирования и исполнения рассматриваются многими авторами [3-6]. Но именно вопросы расходования муниципальных бюджетных средств непосредственно на экономическую политику, представлен, по нашему мнению, недостаточно. С учетом того, что наибольший вклад в экономику регионов вносят столицы субъектов и крупные города регионов, то в представленной работе мы акцентируем внимание на ресурсном обеспечении промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Тем более, необходимо принимать во внимание, что согласно Ст.52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) [7], а расходные обязательства формируются исходя из БК РФ Статья 86 [8]. Задачей представленной работы будет систематизация и оценка затрат по статье бюджета «Национальная экономика». Определение доли этих затрат по отношению к общему объёму бюджета, а также сопоставление полученных данных, выявление особенностей и закономерностей. Научная новизна исследования заключается в самой постановке задачи и более детальном ретроспективном рассмотрении и исследовании затрат бюджета по статье «Национальная экономика» которое направлено на выявление закономерностей и особенностей.

Целью исследования является рассмотрение и сравнение ресурсной обеспеченности промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Выявление общих закономерностей и особенностей затрат бюджета в разделе бюджета 0400 «Национальная экономика».

Материалы и методы исследования

Вопросы, связанные с развитием экономического потенциала муниципалитетов, обсуждаются и имеют обширный исследовательский материал. Некоторые авторы совершенно справедливо обращают внимание на необходимость иметь собственные бюджеты развития [9]. Эта позиция объясняется множественностью текущих полномочий муниципалитетов, которые не всегда обеспечены ресурсами для их исполнения. С этой целью следует предлагать меры направленные на эффективность развития законодательства в части увеличения «налогового потенциала» муниципалитетов. Создание условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития Российской Федерации в целом [10]. Безусловно, эти меры позволят обеспечить большую самостоятельность и обеспеченность местных бюджетов для реализации объёмных программ развития и инвестиций. В настоящее время роль крупных городов в развитие экономики нашей страны существенна и требует более детального взгляда на ресурсное обеспечение промышленной политики. В имеющихся и рассмотренных научных трудах, по нашему мнению, не совсем полно отражена составляющая, связанная с качеством и размером средств, которые закладываются крупными городами на реализацию программ экономического развития. Представленная работа позволяет оценить и сравнить несколько крупных городов Северо-запада по объёмам средств, закладываемых в местном бюджете по статье «Национальная экономика» и сделать соответствующие выводы.

Методология исследования основана на использовании общенаучных методов познания (анализ, синтез, логический, индукции) при рассмотрении затрат в муниципальных бюджетах по статье «Национальная экономика» рассматриваемых городов Великий Новгород, Псков, Вологда, а также частнонаучных методов (сравнительный и системный) при изучении особенностей и сходных характеристик, рассматриваемых объектов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование ресурсов для решения задач связанных с промышленной политикой является в настоящее время важной составляющей конкурентоспособности экономики нашей страны. Именно муниципалитеты играют ту важную роль, без которой в полной мере решить задачи, стоящие перед нашей страной в части промышленного развития крайне сложно. В рамках федерального закона №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определена возможность и необходимость работы органов местного самоуправления по мерам стимулирования деятельности в сфере экономики и промышленности. Так же органы местного самоуправления принимаются за полноправные субъекты в активной реализации промышленной политики и ее непосредственном формировании. Раздел 0400 «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов включает расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики [11]. Порядок являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая колоссальную роль крупных городов в экономике нашей страны проанализирован объём и направление средств бюджетов нескольких городов Северо-запада Великий Новгород, Псков, Вологда по статье «Национальная экономика» за 2021-2023 годы. В статье определены основные затраты на реализацию муниципальной промышленности политики в рассматриваемых городах. В статью бюджета «Национальная экономика» анализируемые города включают мероприятия, связанные с ремонтом и строительством дорожной инфраструктуры, поддержки МСП, развитием туризма и промышленности и др.

Таким образом, именно в статье «Национальная экономика» точечно формируются расходы, которые можно отнести к средствам, формируемым собственно городами на реализацию промышленной политики. Мы конечно, должны иметь ввиду, что работа в этом направлении ведется и вышестоящими бюджетами, но в данной работе мы рассматриваем муниципальный уровень.

При анализе полученных данных необходимо отметить, что доля затрат на национальную экономику в рассматриваемых городах стабильна и колеблется в зависимости от роста самих бюджетов и средств, закладываемых в дорожные фонды (таблица). Именно они составляют весомую часть средств по статье «Национальная экономика». Все муниципальные бюджеты являются социально ориентированными, т.е. средства которые тратятся в бюджетах на социальную сферу составляют более 50% и имеют значительные вливания из вышестоящих бюджетов (регионального и федерального) на исполнение своих и переданных полномочий. Наша страна имеет значительную дифференциацию как по территориальному, демографическому, социальному так и по экономическому фактору. Муниципалитеты в контексте экономического развития страны необходимо рассматривать в том числе, как потенциальные точки роста. Это некая своеобразная «питательная среда» для развития и поиска новых форматов решения разнообразных экономических и социальных задач.

Доля затрат на национальную экономику в бюджете рассматриваемых городов и затраты на дорожное хозяйство (дорожные фонды)

Город

Период

Доходы бюджета – всего, тыс. руб.

Затраты по статье бюджета «Национальная экономика», тыс. руб.

Затраты на дорожное хозяйство

(дорожные фонды), тыс. руб.

Доля затрат на национальную экономику от доходов бюджета

Великий Новгород

2021 [12]

6 759 835,5

1 680 084,3

841 419,1

0,24

2022 [12]

7 120 489,8

1 303 751,3

931 706,1

0,18

2023 [13]

10 452 378,8

1 817 194,7

779881,9

0,17

Псков

2021 [14]

6 907 075,8

1 622 383,8

1 453 337,7

023

2022 [15]

9 306 501,8

2 169 213,5

1 945 475,6

0,23

2023 [16]

7 567 496,5

1 692 606,9

1 528 657,8

0,22

Вологда

2021 [17]

12 229 771,4

3 067 998,0

2 388 357,6

0,25

2022 [18]

14 743 280,2

3 067 901,1

2 500 197,3

0,21

2023 [19]

18 081 056,9

5 929 037,0

5 127 895,5

0,32

Источник: составлено автором на основе [12-19].

missing image file

Динамика численности МСП в г. Великий Новгород Источник: составлено автором на основе [20]

Муниципальные программы в разделе «Национальная экономика», обозначенные в данной работе, подтверждают этот тезис и позволяют говорить о разнообразии методов и подходов для реализации промышленной политики в рассматриваемых городах. Во всех городах действуют программы развития малого и среднего предпринимательства. Например, в Великом Новгороде и Вологде в 2023 году реализована финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1150,9 тыс. руб. и «Организация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и туризма» в размере 2,8 млн руб. соответственно. В каждом из рассмотренных городов выполняются программы по развитию отрасли туризма. Расходы на муниципальную программу Великого Новгорода «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2023-2029 годы составляют 37 297,1 тыс. руб. Муниципальная программа «Развитие туризма на территории муниципального образования «Город Псков» в 2023 году составила 145 501,8 тыс. руб. На реализацию Подпрограммы «Развитие предпринимательства и туризма» в Вологде в 2023 году затрачено 79,7 млн руб. Безусловно эти меры стимулируют развитие МСП, налоги от деятельности которых являются одной из основных статей поступления в городской бюджет. Поэтому важно рассмотреть количество МСП (рисунок).

В общем количестве субъектов МСП 2023 г.:

− число индивидуальных предпринимателей – 5 908 человек (+ 324 человека, или 105,8% к 2022 году);

− число физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых граждан) – 8 721 человек (+ 3 267 человек, или 159,9% к 2022 году).

Представленный рисунок показывает, что выделяемые средства из муниципального бюджета на реализацию программ поддержки МСП позволяет держать стабильный уровень этих организаций. Рост в основном происходит за счет внедрения специального налогового режима и легализации самозанятных граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в других рассматриваемых городах г. Псков и г. Вологда.

Также проанализировав статьи затрат на национальную экономику можно сделать вывод, что существующие форматы участия муниципалитетов в развитие промышленной политики и тех задач которые являются перспективными для развития нашей страны ориентированы на развитие инфраструктуры рассматриваемых городов. Например, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в г. Великий Новгород за 2021-2023 годы составили 781282,8 тыс. руб., 313586,2 тыс. руб. и 127799,9 тыс. руб. соответственно [12, 13]. Важно отметить и вливания в дорожную инфраструктуру, которая в долгосрочном периоде повышает потенциал территории и прямо или опосредованно создает перспективу для промышленного роста и развития. Тем самым реализуется функция стратегической цели бюджетной политики в части раздела «Национальная экономика» рассматриваемых нами городов. Функционирование органов местного самоуправления определяется не только федеральным законодательством, но и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, что порой определяет их потенциально разные условия и стартовые позиции, но здесь мы наблюдаем общий принцип, по которому вложение в инфраструктуру крупных городов, которые обеспечивают ускоренный промышленный рост региона является выверенной и сознательной стратегией. В качестве отступления необходимо отметить, что ресурсоснабжающие муниципальные организации либо акционерные общества где учредителями являются муниципалитеты, также обеспечивают потенциал развития территорий, а затраты на модернизацию этих предприятий так же относятся к стратегическим.

Заключение

В представленной работе проанализировано расходование средств муниципального бюджета по статье «Национальная экономика» в нескольких городах Северо-запада это- Великий Новгород, Псков, Вологда. Выявлено, что рассматриваемые города формируют средства и реализуют различные общепринятые практики для развития экономики и реализации муниципальной промышленной политики. В результате проведенного исследования выявлено, что доля затрат на национальную экономику в бюджетах рассматриваемых нами городов зависит от средств, закладываемых в дорожные фонды, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также муниципальных программ поддержки МПС и туризма. Участие городов в развитие отрасли туризма, которая реализуется в муниципалитетах объясняется тем, что это позволяет создавать больше всего рабочих мест на сумму инвестиций. Выявлено, что относительно небольшие суммы, затраченные на поддержку МСП являются достаточными и позволяют поддерживать стабильно высокое количество МСП. Учитывая, что именно крупные города являются локомотивами роста экономик региона в бюджетах закладываются значительные средства в дорожное хозяйство, которое безусловно приводит к росту экономического потенциала территории.


Библиографическая ссылка

Бусурин С.В. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТАМИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2025. – № 1. – С. 19-24;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3953 (дата обращения: 23.02.2025).