Введение
Муниципальный уровень по праву рассматривается, как один из самых важных и близких к людям. Именно на муниципальном уровне реализуются большинство социальных и экономических проектов. От уровня развития муниципалитетов, их экономического и социального развития зависит экономический потенциал региона и удовлетворённость граждан. Этим определяется актуальность темы исследования. Особое внимание в последнее время приковано к муниципалитетам из-за реформы местного самоуправления и возобновление работы над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении в январе 2022 г. В соответствии с действующим законодательством и Конституцией РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1]. Таким образом, повышена степень ответственности для муниципалитетов при реализации государственных программ, проектов и соответственно промышленной политики, и роль органов местного самоуправления перестала ограничивается местной сферой, а становится все более значимой, особенно в контексте региональной экономической политики [2] именно это определяет целесообразность выбранной темы работы. Говоря о ресурсном обеспечении промышленной политики нужно понимать, что речь идет о части муниципального бюджета, связанного с расходами и вопросы эффективности затрат бюджетных средств, его формирования и исполнения рассматриваются многими авторами [3-6]. Но именно вопросы расходования муниципальных бюджетных средств непосредственно на экономическую политику, представлен, по нашему мнению, недостаточно. С учетом того, что наибольший вклад в экономику регионов вносят столицы субъектов и крупные города регионов, то в представленной работе мы акцентируем внимание на ресурсном обеспечении промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Тем более, необходимо принимать во внимание, что согласно Ст.52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) [7], а расходные обязательства формируются исходя из БК РФ Статья 86 [8]. Задачей представленной работы будет систематизация и оценка затрат по статье бюджета «Национальная экономика». Определение доли этих затрат по отношению к общему объёму бюджета, а также сопоставление полученных данных, выявление особенностей и закономерностей. Научная новизна исследования заключается в самой постановке задачи и более детальном ретроспективном рассмотрении и исследовании затрат бюджета по статье «Национальная экономика» которое направлено на выявление закономерностей и особенностей.
Целью исследования является рассмотрение и сравнение ресурсной обеспеченности промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Выявление общих закономерностей и особенностей затрат бюджета в разделе бюджета 0400 «Национальная экономика».
Материалы и методы исследования
Вопросы, связанные с развитием экономического потенциала муниципалитетов, обсуждаются и имеют обширный исследовательский материал. Некоторые авторы совершенно справедливо обращают внимание на необходимость иметь собственные бюджеты развития [9]. Эта позиция объясняется множественностью текущих полномочий муниципалитетов, которые не всегда обеспечены ресурсами для их исполнения. С этой целью следует предлагать меры направленные на эффективность развития законодательства в части увеличения «налогового потенциала» муниципалитетов. Создание условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития Российской Федерации в целом [10]. Безусловно, эти меры позволят обеспечить большую самостоятельность и обеспеченность местных бюджетов для реализации объёмных программ развития и инвестиций. В настоящее время роль крупных городов в развитие экономики нашей страны существенна и требует более детального взгляда на ресурсное обеспечение промышленной политики. В имеющихся и рассмотренных научных трудах, по нашему мнению, не совсем полно отражена составляющая, связанная с качеством и размером средств, которые закладываются крупными городами на реализацию программ экономического развития. Представленная работа позволяет оценить и сравнить несколько крупных городов Северо-запада по объёмам средств, закладываемых в местном бюджете по статье «Национальная экономика» и сделать соответствующие выводы.
Методология исследования основана на использовании общенаучных методов познания (анализ, синтез, логический, индукции) при рассмотрении затрат в муниципальных бюджетах по статье «Национальная экономика» рассматриваемых городов Великий Новгород, Псков, Вологда, а также частнонаучных методов (сравнительный и системный) при изучении особенностей и сходных характеристик, рассматриваемых объектов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Формирование ресурсов для решения задач связанных с промышленной политикой является в настоящее время важной составляющей конкурентоспособности экономики нашей страны. Именно муниципалитеты играют ту важную роль, без которой в полной мере решить задачи, стоящие перед нашей страной в части промышленного развития крайне сложно. В рамках федерального закона №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определена возможность и необходимость работы органов местного самоуправления по мерам стимулирования деятельности в сфере экономики и промышленности. Так же органы местного самоуправления принимаются за полноправные субъекты в активной реализации промышленной политики и ее непосредственном формировании. Раздел 0400 «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов включает расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики [11]. Порядок являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая колоссальную роль крупных городов в экономике нашей страны проанализирован объём и направление средств бюджетов нескольких городов Северо-запада Великий Новгород, Псков, Вологда по статье «Национальная экономика» за 2021-2023 годы. В статье определены основные затраты на реализацию муниципальной промышленности политики в рассматриваемых городах. В статью бюджета «Национальная экономика» анализируемые города включают мероприятия, связанные с ремонтом и строительством дорожной инфраструктуры, поддержки МСП, развитием туризма и промышленности и др.
Таким образом, именно в статье «Национальная экономика» точечно формируются расходы, которые можно отнести к средствам, формируемым собственно городами на реализацию промышленной политики. Мы конечно, должны иметь ввиду, что работа в этом направлении ведется и вышестоящими бюджетами, но в данной работе мы рассматриваем муниципальный уровень.
При анализе полученных данных необходимо отметить, что доля затрат на национальную экономику в рассматриваемых городах стабильна и колеблется в зависимости от роста самих бюджетов и средств, закладываемых в дорожные фонды (таблица). Именно они составляют весомую часть средств по статье «Национальная экономика». Все муниципальные бюджеты являются социально ориентированными, т.е. средства которые тратятся в бюджетах на социальную сферу составляют более 50% и имеют значительные вливания из вышестоящих бюджетов (регионального и федерального) на исполнение своих и переданных полномочий. Наша страна имеет значительную дифференциацию как по территориальному, демографическому, социальному так и по экономическому фактору. Муниципалитеты в контексте экономического развития страны необходимо рассматривать в том числе, как потенциальные точки роста. Это некая своеобразная «питательная среда» для развития и поиска новых форматов решения разнообразных экономических и социальных задач.
Доля затрат на национальную экономику в бюджете рассматриваемых городов и затраты на дорожное хозяйство (дорожные фонды)
Город |
Период |
Доходы бюджета – всего, тыс. руб. |
Затраты по статье бюджета «Национальная экономика», тыс. руб. |
Затраты на дорожное хозяйство (дорожные фонды), тыс. руб. |
Доля затрат на национальную экономику от доходов бюджета |
Великий Новгород |
2021 [12] |
6 759 835,5 |
1 680 084,3 |
841 419,1 |
0,24 |
2022 [12] |
7 120 489,8 |
1 303 751,3 |
931 706,1 |
0,18 |
|
2023 [13] |
10 452 378,8 |
1 817 194,7 |
779881,9 |
0,17 |
|
Псков |
2021 [14] |
6 907 075,8 |
1 622 383,8 |
1 453 337,7 |
023 |
2022 [15] |
9 306 501,8 |
2 169 213,5 |
1 945 475,6 |
0,23 |
|
2023 [16] |
7 567 496,5 |
1 692 606,9 |
1 528 657,8 |
0,22 |
|
Вологда |
2021 [17] |
12 229 771,4 |
3 067 998,0 |
2 388 357,6 |
0,25 |
2022 [18] |
14 743 280,2 |
3 067 901,1 |
2 500 197,3 |
0,21 |
|
2023 [19] |
18 081 056,9 |
5 929 037,0 |
5 127 895,5 |
0,32 |
Источник: составлено автором на основе [12-19].
Динамика численности МСП в г. Великий Новгород Источник: составлено автором на основе [20]
Муниципальные программы в разделе «Национальная экономика», обозначенные в данной работе, подтверждают этот тезис и позволяют говорить о разнообразии методов и подходов для реализации промышленной политики в рассматриваемых городах. Во всех городах действуют программы развития малого и среднего предпринимательства. Например, в Великом Новгороде и Вологде в 2023 году реализована финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1150,9 тыс. руб. и «Организация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и туризма» в размере 2,8 млн руб. соответственно. В каждом из рассмотренных городов выполняются программы по развитию отрасли туризма. Расходы на муниципальную программу Великого Новгорода «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2023-2029 годы составляют 37 297,1 тыс. руб. Муниципальная программа «Развитие туризма на территории муниципального образования «Город Псков» в 2023 году составила 145 501,8 тыс. руб. На реализацию Подпрограммы «Развитие предпринимательства и туризма» в Вологде в 2023 году затрачено 79,7 млн руб. Безусловно эти меры стимулируют развитие МСП, налоги от деятельности которых являются одной из основных статей поступления в городской бюджет. Поэтому важно рассмотреть количество МСП (рисунок).
В общем количестве субъектов МСП 2023 г.:
− число индивидуальных предпринимателей – 5 908 человек (+ 324 человека, или 105,8% к 2022 году);
− число физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых граждан) – 8 721 человек (+ 3 267 человек, или 159,9% к 2022 году).
Представленный рисунок показывает, что выделяемые средства из муниципального бюджета на реализацию программ поддержки МСП позволяет держать стабильный уровень этих организаций. Рост в основном происходит за счет внедрения специального налогового режима и легализации самозанятных граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в других рассматриваемых городах г. Псков и г. Вологда.
Также проанализировав статьи затрат на национальную экономику можно сделать вывод, что существующие форматы участия муниципалитетов в развитие промышленной политики и тех задач которые являются перспективными для развития нашей страны ориентированы на развитие инфраструктуры рассматриваемых городов. Например, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в г. Великий Новгород за 2021-2023 годы составили 781282,8 тыс. руб., 313586,2 тыс. руб. и 127799,9 тыс. руб. соответственно [12, 13]. Важно отметить и вливания в дорожную инфраструктуру, которая в долгосрочном периоде повышает потенциал территории и прямо или опосредованно создает перспективу для промышленного роста и развития. Тем самым реализуется функция стратегической цели бюджетной политики в части раздела «Национальная экономика» рассматриваемых нами городов. Функционирование органов местного самоуправления определяется не только федеральным законодательством, но и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, что порой определяет их потенциально разные условия и стартовые позиции, но здесь мы наблюдаем общий принцип, по которому вложение в инфраструктуру крупных городов, которые обеспечивают ускоренный промышленный рост региона является выверенной и сознательной стратегией. В качестве отступления необходимо отметить, что ресурсоснабжающие муниципальные организации либо акционерные общества где учредителями являются муниципалитеты, также обеспечивают потенциал развития территорий, а затраты на модернизацию этих предприятий так же относятся к стратегическим.
Заключение
В представленной работе проанализировано расходование средств муниципального бюджета по статье «Национальная экономика» в нескольких городах Северо-запада это- Великий Новгород, Псков, Вологда. Выявлено, что рассматриваемые города формируют средства и реализуют различные общепринятые практики для развития экономики и реализации муниципальной промышленной политики. В результате проведенного исследования выявлено, что доля затрат на национальную экономику в бюджетах рассматриваемых нами городов зависит от средств, закладываемых в дорожные фонды, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также муниципальных программ поддержки МПС и туризма. Участие городов в развитие отрасли туризма, которая реализуется в муниципалитетах объясняется тем, что это позволяет создавать больше всего рабочих мест на сумму инвестиций. Выявлено, что относительно небольшие суммы, затраченные на поддержку МСП являются достаточными и позволяют поддерживать стабильно высокое количество МСП. Учитывая, что именно крупные города являются локомотивами роста экономик региона в бюджетах закладываются значительные средства в дорожное хозяйство, которое безусловно приводит к росту экономического потенциала территории.