Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RESOURCE SUPPORT OF INDUSTRIAL POLICY BY MUNICIPALITIES

Busurin S.V. 1
1 Academy of Labor and Social Relations
The article assesses the importance of municipalities in the system of public power of the Russian Federation and their participation in the implementation of industrial policy. The role of large cities as the most economically developed and being the “locomotives of growth” of the economy of the country and regions is especially highlighted. An analytical review of the literature related to the given research topic is carried out. The volume and main directions of municipal budget spending under the item “National Economy” in several regional capitals of the North-West, namely the cities of Veliky Novgorod, Pskov and Vologda, are retrospectively considered. The variability of the actual expenditures of the municipal budget for the economic development of the cities under consideration and the share of these costs in the total expenditure part of the budget are determined. A general feature of the formation of the budget in terms of expenditures on economic policy is revealed, namely, that a significant part of this item is occupied by expenditures on road activities and capital investments in state (municipal) property. The article also discusses the participation of the cities in question in the formation and implementation of their municipal programs to support SMEs and develop the tourism industry.
pskov
veliky novgorod
vologda
municipal budget
national economy
road funds
industrial policy
tourism

Введение

Муниципальный уровень по праву рассматривается, как один из самых важных и близких к людям. Именно на муниципальном уровне реализуются большинство социальных и экономических проектов. От уровня развития муниципалитетов, их экономического и социального развития зависит экономический потенциал региона и удовлетворённость граждан. Этим определяется актуальность темы исследования. Особое внимание в последнее время приковано к муниципалитетам из-за реформы местного самоуправления и возобновление работы над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении в январе 2022 г. В соответствии с действующим законодательством и Конституцией РФ органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1]. Таким образом, повышена степень ответственности для муниципалитетов при реализации государственных программ, проектов и соответственно промышленной политики, и роль органов местного самоуправления перестала ограничивается местной сферой, а становится все более значимой, особенно в контексте региональной экономической политики [2] именно это определяет целесообразность выбранной темы работы. Говоря о ресурсном обеспечении промышленной политики нужно понимать, что речь идет о части муниципального бюджета, связанного с расходами и вопросы эффективности затрат бюджетных средств, его формирования и исполнения рассматриваются многими авторами [3-6]. Но именно вопросы расходования муниципальных бюджетных средств непосредственно на экономическую политику, представлен, по нашему мнению, недостаточно. С учетом того, что наибольший вклад в экономику регионов вносят столицы субъектов и крупные города регионов, то в представленной работе мы акцентируем внимание на ресурсном обеспечении промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Тем более, необходимо принимать во внимание, что согласно Ст.52 ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) [7], а расходные обязательства формируются исходя из БК РФ Статья 86 [8]. Задачей представленной работы будет систематизация и оценка затрат по статье бюджета «Национальная экономика». Определение доли этих затрат по отношению к общему объёму бюджета, а также сопоставление полученных данных, выявление особенностей и закономерностей. Научная новизна исследования заключается в самой постановке задачи и более детальном ретроспективном рассмотрении и исследовании затрат бюджета по статье «Национальная экономика» которое направлено на выявление закономерностей и особенностей.

Целью исследования является рассмотрение и сравнение ресурсной обеспеченности промышленной политики нескольких крупных городов Северо-запада. Выявление общих закономерностей и особенностей затрат бюджета в разделе бюджета 0400 «Национальная экономика».

Материалы и методы исследования

Вопросы, связанные с развитием экономического потенциала муниципалитетов, обсуждаются и имеют обширный исследовательский материал. Некоторые авторы совершенно справедливо обращают внимание на необходимость иметь собственные бюджеты развития [9]. Эта позиция объясняется множественностью текущих полномочий муниципалитетов, которые не всегда обеспечены ресурсами для их исполнения. С этой целью следует предлагать меры направленные на эффективность развития законодательства в части увеличения «налогового потенциала» муниципалитетов. Создание условий для полноценного развития местных финансов послужит толчком для развития Российской Федерации в целом [10]. Безусловно, эти меры позволят обеспечить большую самостоятельность и обеспеченность местных бюджетов для реализации объёмных программ развития и инвестиций. В настоящее время роль крупных городов в развитие экономики нашей страны существенна и требует более детального взгляда на ресурсное обеспечение промышленной политики. В имеющихся и рассмотренных научных трудах, по нашему мнению, не совсем полно отражена составляющая, связанная с качеством и размером средств, которые закладываются крупными городами на реализацию программ экономического развития. Представленная работа позволяет оценить и сравнить несколько крупных городов Северо-запада по объёмам средств, закладываемых в местном бюджете по статье «Национальная экономика» и сделать соответствующие выводы.

Методология исследования основана на использовании общенаучных методов познания (анализ, синтез, логический, индукции) при рассмотрении затрат в муниципальных бюджетах по статье «Национальная экономика» рассматриваемых городов Великий Новгород, Псков, Вологда, а также частнонаучных методов (сравнительный и системный) при изучении особенностей и сходных характеристик, рассматриваемых объектов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование ресурсов для решения задач связанных с промышленной политикой является в настоящее время важной составляющей конкурентоспособности экономики нашей страны. Именно муниципалитеты играют ту важную роль, без которой в полной мере решить задачи, стоящие перед нашей страной в части промышленного развития крайне сложно. В рамках федерального закона №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» определена возможность и необходимость работы органов местного самоуправления по мерам стимулирования деятельности в сфере экономики и промышленности. Так же органы местного самоуправления принимаются за полноправные субъекты в активной реализации промышленной политики и ее непосредственном формировании. Раздел 0400 «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов включает расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики [11]. Порядок являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая колоссальную роль крупных городов в экономике нашей страны проанализирован объём и направление средств бюджетов нескольких городов Северо-запада Великий Новгород, Псков, Вологда по статье «Национальная экономика» за 2021-2023 годы. В статье определены основные затраты на реализацию муниципальной промышленности политики в рассматриваемых городах. В статью бюджета «Национальная экономика» анализируемые города включают мероприятия, связанные с ремонтом и строительством дорожной инфраструктуры, поддержки МСП, развитием туризма и промышленности и др.

Таким образом, именно в статье «Национальная экономика» точечно формируются расходы, которые можно отнести к средствам, формируемым собственно городами на реализацию промышленной политики. Мы конечно, должны иметь ввиду, что работа в этом направлении ведется и вышестоящими бюджетами, но в данной работе мы рассматриваем муниципальный уровень.

При анализе полученных данных необходимо отметить, что доля затрат на национальную экономику в рассматриваемых городах стабильна и колеблется в зависимости от роста самих бюджетов и средств, закладываемых в дорожные фонды (таблица). Именно они составляют весомую часть средств по статье «Национальная экономика». Все муниципальные бюджеты являются социально ориентированными, т.е. средства которые тратятся в бюджетах на социальную сферу составляют более 50% и имеют значительные вливания из вышестоящих бюджетов (регионального и федерального) на исполнение своих и переданных полномочий. Наша страна имеет значительную дифференциацию как по территориальному, демографическому, социальному так и по экономическому фактору. Муниципалитеты в контексте экономического развития страны необходимо рассматривать в том числе, как потенциальные точки роста. Это некая своеобразная «питательная среда» для развития и поиска новых форматов решения разнообразных экономических и социальных задач.

Доля затрат на национальную экономику в бюджете рассматриваемых городов и затраты на дорожное хозяйство (дорожные фонды)

Город

Период

Доходы бюджета – всего, тыс. руб.

Затраты по статье бюджета «Национальная экономика», тыс. руб.

Затраты на дорожное хозяйство

(дорожные фонды), тыс. руб.

Доля затрат на национальную экономику от доходов бюджета

Великий Новгород

2021 [12]

6 759 835,5

1 680 084,3

841 419,1

0,24

2022 [12]

7 120 489,8

1 303 751,3

931 706,1

0,18

2023 [13]

10 452 378,8

1 817 194,7

779881,9

0,17

Псков

2021 [14]

6 907 075,8

1 622 383,8

1 453 337,7

023

2022 [15]

9 306 501,8

2 169 213,5

1 945 475,6

0,23

2023 [16]

7 567 496,5

1 692 606,9

1 528 657,8

0,22

Вологда

2021 [17]

12 229 771,4

3 067 998,0

2 388 357,6

0,25

2022 [18]

14 743 280,2

3 067 901,1

2 500 197,3

0,21

2023 [19]

18 081 056,9

5 929 037,0

5 127 895,5

0,32

Источник: составлено автором на основе [12-19].

missing image file

Динамика численности МСП в г. Великий Новгород Источник: составлено автором на основе [20]

Муниципальные программы в разделе «Национальная экономика», обозначенные в данной работе, подтверждают этот тезис и позволяют говорить о разнообразии методов и подходов для реализации промышленной политики в рассматриваемых городах. Во всех городах действуют программы развития малого и среднего предпринимательства. Например, в Великом Новгороде и Вологде в 2023 году реализована финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1150,9 тыс. руб. и «Организация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и туризма» в размере 2,8 млн руб. соответственно. В каждом из рассмотренных городов выполняются программы по развитию отрасли туризма. Расходы на муниципальную программу Великого Новгорода «Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода» на 2023-2029 годы составляют 37 297,1 тыс. руб. Муниципальная программа «Развитие туризма на территории муниципального образования «Город Псков» в 2023 году составила 145 501,8 тыс. руб. На реализацию Подпрограммы «Развитие предпринимательства и туризма» в Вологде в 2023 году затрачено 79,7 млн руб. Безусловно эти меры стимулируют развитие МСП, налоги от деятельности которых являются одной из основных статей поступления в городской бюджет. Поэтому важно рассмотреть количество МСП (рисунок).

В общем количестве субъектов МСП 2023 г.:

− число индивидуальных предпринимателей – 5 908 человек (+ 324 человека, или 105,8% к 2022 году);

− число физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых граждан) – 8 721 человек (+ 3 267 человек, или 159,9% к 2022 году).

Представленный рисунок показывает, что выделяемые средства из муниципального бюджета на реализацию программ поддержки МСП позволяет держать стабильный уровень этих организаций. Рост в основном происходит за счет внедрения специального налогового режима и легализации самозанятных граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в других рассматриваемых городах г. Псков и г. Вологда.

Также проанализировав статьи затрат на национальную экономику можно сделать вывод, что существующие форматы участия муниципалитетов в развитие промышленной политики и тех задач которые являются перспективными для развития нашей страны ориентированы на развитие инфраструктуры рассматриваемых городов. Например, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности в г. Великий Новгород за 2021-2023 годы составили 781282,8 тыс. руб., 313586,2 тыс. руб. и 127799,9 тыс. руб. соответственно [12, 13]. Важно отметить и вливания в дорожную инфраструктуру, которая в долгосрочном периоде повышает потенциал территории и прямо или опосредованно создает перспективу для промышленного роста и развития. Тем самым реализуется функция стратегической цели бюджетной политики в части раздела «Национальная экономика» рассматриваемых нами городов. Функционирование органов местного самоуправления определяется не только федеральным законодательством, но и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, что порой определяет их потенциально разные условия и стартовые позиции, но здесь мы наблюдаем общий принцип, по которому вложение в инфраструктуру крупных городов, которые обеспечивают ускоренный промышленный рост региона является выверенной и сознательной стратегией. В качестве отступления необходимо отметить, что ресурсоснабжающие муниципальные организации либо акционерные общества где учредителями являются муниципалитеты, также обеспечивают потенциал развития территорий, а затраты на модернизацию этих предприятий так же относятся к стратегическим.

Заключение

В представленной работе проанализировано расходование средств муниципального бюджета по статье «Национальная экономика» в нескольких городах Северо-запада это- Великий Новгород, Псков, Вологда. Выявлено, что рассматриваемые города формируют средства и реализуют различные общепринятые практики для развития экономики и реализации муниципальной промышленной политики. В результате проведенного исследования выявлено, что доля затрат на национальную экономику в бюджетах рассматриваемых нами городов зависит от средств, закладываемых в дорожные фонды, капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также муниципальных программ поддержки МПС и туризма. Участие городов в развитие отрасли туризма, которая реализуется в муниципалитетах объясняется тем, что это позволяет создавать больше всего рабочих мест на сумму инвестиций. Выявлено, что относительно небольшие суммы, затраченные на поддержку МСП являются достаточными и позволяют поддерживать стабильно высокое количество МСП. Учитывая, что именно крупные города являются локомотивами роста экономик региона в бюджетах закладываются значительные средства в дорожное хозяйство, которое безусловно приводит к росту экономического потенциала территории.