Введение
В последние годы санкции стали мощным инструментом экономического давления, оказывающим значительное влияние на страны, включенные в санкционные списки. Особое внимание к этому инструменту связано с его глобальными последствиями, которые затрагивают не только страны, но и их торговых партнеров, инвесторов и мировую экономику в целом. Санкционные меры влияют на широкий спектр экономических параметров – от сокращения внешней торговли и инвестиций до изменения денежно-кредитной и фискальной политики.
Финансовые мультипликаторы, являющиеся ключевым элементом анализа экономической политики, позволяют оценить степень влияния различных макроэкономических факторов на национальную экономику. В условиях санкционного давления их роль приобретает особую значимость, поскольку они могут способствовать смягчению негативных последствий санкций за счет управления государственными расходами и монетарной политикой.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания того, как финансовые мультипликаторы могут повлиять на адаптацию экономики к санкционным условиям и каким образом государственная политика может минимизировать негативные последствия санкционного давления.
Цель данного исследования заключается в определении роли финансовых мультипликаторов в поддержании экономической стабильности в условиях санкционной экономики. Финансовые мультипликаторы позволяют оценить, как изменения в государственных расходах и денежной политике могут влиять на ВВП, уровень занятости и другие ключевые экономические показатели, что особенно важно в условиях экономических ограничений.
Понятие финансового мультипликатора
Финансовый мультипликатор представляет собой экономический коэффициент, который отражает, как изменение в одной из макроэкономических переменных, таких как государственные расходы или денежная масса, влияет на уровень экономической активности, выраженный в изменении валового внутреннего продукта (ВВП). Важнейшими видами мультипликаторов являются фискальные и денежные.
Фискальный мультипликатор показывает, насколько изменение государственных расходов или налоговой ставки влияет на рост ВВП. Данный показатель варьируется в зависимости от структуры экономики и уровня доходного неравенства. В странах с высокой степенью неравенства фискальные мультипликаторы оказываются менее эффективными, что требует разработки индивидуальных мер по корректировке государственной политики [1].
Денежный мультипликатор, измеряет воздействие изменений в денежно-кредитной политике на денежную массу в экономике. Чем больше доверие к финансовым институтам и стабильность национальной валюты, тем выше его эффективность [2]. В условиях санкционного давления, когда доступ к внешним рынкам капитала ограничен, роль денежного мультипликатора особенно важна, поскольку государства стремятся компенсировать внешние ограничения внутренними финансовыми мерами.
Материалы и методы исследования
В исследовании используются следующие методы:
1) эконометрический анализ. Этот метод позволит нам количественно оценить связи между государственными расходами, изменениями денежно-кредитной политики и ключевыми экономическими показателями, такими как ВВП и инфляция, в контексте давления санкций. Такой подход позволит нам определить влияние финансовых мультипликаторов в различных экономических сценариях.
2)сравнительный анализ. Данный метод позволит нам сравнить опыт применения фискальной и денежно-кредитной политики в условиях вводимых санкций в таких стран, как Россия, Иран, Венесуэла для того чтобы выявить общие тенденции и закономерности.
3) анализ статистических данных. Благодаря данному методу будут проанализированы макроэкономические показатели, отраженные в отчетах Ростата, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития. Это позволит нам оценить динамику макроэкономических показателей и сделать выводы о влиянии санкций на эффективность финансовых мультипликаторов.
В данной работе будут использоваться следующие источники:
Отчеты Ростата, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, а также научные статьи таких авторов как М.Л. Дорофеева, В.О. Грищенко, В.В. Еремина.
Факторы, влияющие на эффективность мультипликаторов
В экономике существует большое множество факторов, в зависимости от которых может изменяться эффективность финансовых мультипликаторов и их влияние на неё. Внутренняя экономика государства и сфера воздействия его расходов, денежной массы, как правило, сильно ограничиваются санкционными рамками, и из этого вытекает особо высокая значимость этих факторов.
Среди экономических факторов можно выделить особо важные для фискальных мультипликаторов в период санкционной экономики:
1. неравное распределение доходов между разными социальными группами внутри страны. В таких странах, где большая половина расходов, которые должны быть направлены на стимулирование экономики, накапливаются, а не направляются в потребление, мультипликаторы показывают низкие результаты;
2. соотношение разных элементов внутри экономической системы. Эффективность фискальных мультипликаторов напрямую связана с уровнем импорта и экспорта в государстве. В странах, где импорт составляет непосредственную основу экономики, вырастает зависимость от других стран и снижается стимул для развития отечественного производства, так как большая часть расходов тратится на закупку импортной продукции, мультипликаторы малоэффективны;
3. уровень госдолга. Высокий долг государства ведет к росту ключевой ставки и инфляции из-за наличия долговых обязательств, что также ослабляет действие различных фискальных мультипликаторов.
Особо важные факторы для денежных мультипликаторов:
1. общественное доверие к национальной валюте. Денежные мультипликаторы часто теряют свою эффективность в условиях санкций, когда нестабильная валюта и девальвация снижают доверие населения и заинтересованность, устойчивость и защищенность бизнеса;
2. темпы инфляции в стране. Эффект денежных влияний ослабевает при снижении ценности денег и их покупательской способности;
3. уровень самостоятельности и развитие банковского сектора страны. Эффективность денежного мультипликатора во многом зависит от способности банковской системы трансформировать дополнительные резервы в кредиты. В условиях санкций банки могут испытывать трудности с ликвидностью, что ограничивает этот процесс.
Мультипликаторы в стабильной и санкционной экономике
В стабильной экономике финансовые мультипликаторы демонстрируют высокую эффективность в стимулировании роста ВВП и уровня занятости за счет роста государственных расходов и изменений в денежно-кредитной политике. Страны с развитой экономикой, такие как государства ОЭСР, демонстрируют положительное влияние фискальных мультипликаторов, особенно в периоды экономических спадов, когда стимулы со стороны государства оказывают значительное воздействие на потребление и инвестиции [1]. В таких странах мультипликаторы имеют устойчивую природу благодаря сильной институциональной базе, низкому уровню долговой нагрузки и высокому доверию к финансовым институтам.
В странах с высоким уровнем инфляции и неустойчивостью валютных курсов, таких как Венесуэла, фискальные и денежные мультипликаторы теряют свою силу, поскольку население стремится сохранить активы в иностранной валюте, что снижает объем потребления и инвестиционных вложений в национальной экономике [6].
Таким образом, воздействие санкций не только ослабляет эффект финансовых мультипликаторов, но и требует пересмотра макроэкономической политики для их адаптации к новым условиям.
Общие последствия санкций для экономики
Санкции оказывают комплексное воздействие на экономику страны, влияя как на внутренние, так и на внешние экономические процессы. Одним из главных последствий санкционного давления является сокращение объемов внешней торговли (таблица, рисунок). Ограничения на экспорт и импорт, особенно в ключевых секторах экономики, таких как энергетика и высокие технологии, ведут к снижению притока валютных средств и сокращению доступных ресурсов для производства.
Например, российская экономика после введения западных санкций в 2014 году столкнулась с резким сокращением экспорта энергоресурсов, что привело к снижению валютных поступлений [4].
Снижение внешнеторговых доходов также ведет к ослаблению национальной валюты и росту инфляции. Девальвация национальной валюты, в свою очередь, вызывает удорожание импортных товаров, что усиливает инфляционное давление. В Иране, согласно данным Международного валютного фонда, санкции против нефтяного сектора привели к многократной девальвации риала, что ухудшило положение потребителей и производителей, повышая стоимость жизненно важных импортных товаров [6].
Объем экспорта в России (2014-2023 гг.)
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Объем экспорта (млн долларов США) |
497 359 |
343 512 |
285 652 |
357 266 |
450 278 |
424 261 |
337 295 |
493 096 |
413 161 |
591 150 |
Источник: Официальный сайт Росстата / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2024).
Объем экспорта в России (2014-2023 гг.), млн долларов США Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2024)
Еще одним важным последствием санкций является снижение иностранных инвестиций. Ограничения на финансовые операции, блокировка активов и запрет на доступ к международным рынкам капитала приводят к сокращению притока прямых иностранных инвестиций, что замедляет экономическое развитие. В странах, таких как Венесуэла, подобные меры привели к дефициту валютных средств и резкому сокращению возможностей для развития промышленности и инфраструктуры.
Таким образом, санкции накладывают значительные ограничения на экономику стран, лишая их доступа к внешним рынкам, валютным поступлениям и инвестициям, что обостряет внутренние экономические проблемы и ослабляет действие финансовых мультипликаторов.
Изменение роли финансовых мультипликаторов под санкциями
В условиях санкций финансовые мультипликаторы претерпевают значительные изменения в своей эффективности. Санкционное давление ограничивает каналы традиционной экономической поддержки, такие как государственные расходы и денежно-кредитная политика, делая их менее эффективными в стимулировании роста ВВП и улучшении других макроэкономических показателей.
Фискальный мультипликатор, который в стабильных экономиках служит важным инструментом стимулирования экономического роста, значительно ослабевает под воздействием санкций. Снижение налоговых поступлений из-за сокращения экспорта и импорта в странах под санкциями ведет к уменьшению ресурсов для увеличения государственных расходов. Это ограничивает возможности для запуска масштабных инвестиционных программ и социальных проектов, что снижает положительный эффект фискальных стимулов.
Что касается денежного мультипликатора, то его эффективность также снижается снижается из-за санкций, ограничивающих доступ к международным финансовым рынкам и блокирующих банковские активы. Это подрывает стабильность банковской системы, создавая недостаток ликвидности и ограничивая кредитование, что ослабляет влияние мультипликатора на экономику.
Также значительное влияние оказывает инфляция. В условиях санкций ослабление национальной валюты и рост цен на импортные товары усиливают инфляционные процессы. Высокий уровень инфляции снижает покупательную способность населения, что негативно сказывается на потреблении, а значит, и на эффективности фискальных стимулов. Например, в Иране высокий уровень инфляции, вызванный санкциями, существенно ограничил влияние государственных программ на внутренний рынок [6].
Таким образом, санкции существенно ослабляют эффективность финансовых мультипликаторов, ограничивая возможности государства и финансового сектора стимулировать экономический рост и поддерживать макроэкономическую стабильность.
Государственные расходы и инвестиции
Одним из важнейших инструментов адаптации экономики к санкциям является перераспределение государственных расходов и поддержка внутренних инвестиций. В условиях санкций вмешательство правительства становится все более важным, поскольку частный сектор сталкивается с ограничениями на доступ к внешним рынкам капитала и технологиям. Это требует активного участия правительства в стимулировании национального производства и поддержке ключевых отраслей.
В странах, подпадающих под санкции, таких как Россия и Иран, увеличилась доля государственных расходов на стратегические сектора, обеспечивающие экономическую устойчивость и независимость от импорта. Например, в России после введения санкций значительная часть государственных средств была потрачена на поддержку аграрного сектора и программы импортозамещения, что частично компенсировало негативные последствия санкционного давления в сфере продовольственной безопасности.
Однако такой подход к увеличению государственных расходов не всегда приводит к положительным долгосрочным результатам. Как отметил Международный валютный фонд (2023), чрезмерное перераспределение ресурсов в пользу обороны или стратегических отраслей без надлежащего учета эффективности инвестиций может привести к сокращению инвестиций в другие ключевые сектора, такие как образование, здравоохранение и инфраструктура. Это, в свою очередь, ослабляет экономический рост в долгосрочной перспективе.
Чтобы максимизировать эффект от государственных расходов в условиях санкций, важно обеспечить надлежащее распределение средств и эффективную реализацию государственных программ. Например, в Иране значительная часть государственных инвестиций была направлена на поддержку энергетического сектора, однако из-за санкций против экспорта нефти и газа многие проекты не были завершены, что снизило ожидаемый эффект [8].
Таким образом, увеличение государственных расходов и стимулирование инвестиций в рамках санкций могут частично компенсировать их негативное влияние на экономику, но успех этих мер во многом зависит от их эффективного распределения и реализации.
Фискальная политика и налогообложение
В контексте санкций фискальная политика становится важным инструментом поддержки экономики. Правительства стран, подлежащих санкциям, вынуждены корректировать свою бюджетную политику с целью минимизации бюджетных потерь, компенсации снижения доходов от внешней торговли и поддержки ключевых секторов экономики.
Одним из направлений фискальной политики, связанной с санкциями, является перераспределение налогового бремени. Государства могут снизить налоги, чтобы стимулировать внутреннее производство, что побуждает компании увеличивать свои инвестиции в импортозамещающие отрасли.
В России после введения санкций, были введены налоговые льготы, такие как:
- сроки уплаты налогов и страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей были продлены, что позволило компаниям платить налоги с шестимесячной задержкой и погашать свои долги в рассрочку, что снизило нагрузку на компании;
- для гостиничных и туристических объектов была введена нулевая ставка НДС на пять лет. Это решение направлено на поддержку одной из наиболее пострадавших отраслей, поскольку туристический поток снизился.
- ставка подоходного налога была снижена до 0% для ИТ-компаний на период 2022-2024 годов. Это важная мера поддержки, направленная на стимулирование роста отечественных технологий в условиях ограниченного доступа к зарубежным решениям. Однако, стоит отметить, что ИТ-компании также получают льготы по страховым взносам, что позволяет снизить общую налоговую нагрузку на данную отрасль и поддерживает её стабильное развитие в санкционных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные налоговые инициативы, которые были разработаны в рамках антикризисной программы, позволили поддержать ключевые сектора экономики, но в условиях, когда возникает дефицит бюджета, государство должно также ориентироваться на поиск источников доходов для его устранения. Так, в Иране, во время введения санкций против нефтяного сектора, сократились доходы бюджета. Правительство было вынуждено повысить налоги в таких секторах как, розничная торговля и услуги, для того чтобы компенсировать отсутствие дохода [9].
Исходя из выше описанного можно сделать вывод, что в контексте санкций, правительствам стран необходимо корректировать свою бюджетную политику исходя из возникающих тенденций и проблем, с которыми сталкивается экономика государства после введения санкций.
Финансовые мультипликаторы в России
Экономика России подверглась влиянию значительного количества санкций, начиная с 2014 года. Введение экономических санкций оказало значительное влияние на такие показатели, как ВВП, инфляция, обменный курс и объем внешней торговли. Однако, Правительство Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации приняли ряд мер по адаптации к новым реалиям и условиям, используя финансовые мультипликаторы в качестве фискальных и денежных мер.
Бюджетный мультипликатор в России замедлился из-за перераспределения бюджетных средств в пользу поддержки таких стратегических отраслей, как оборонная промышленность и энергетика. Особое внимание уделялось программам импортозамещения, а также поддержке отечественного производства, которые частично компенсируют последствия санкционного давления. Рост государственного долга и инфляционные риски ограничили возможности увеличения государственных расходов в других сферах экономики, таких как социальные программы, инфраструктура и другие.
Произошло снижение доходов от экспорта энергоносителей, что привело к ослаблению национальной валюты. Российский рубль потерял значительную часть своей стоимости после введения санкций, что привело к инфляции и росту цен на импортные товары. Центральный Банк России был вынужден повысить ключевую ставку, чтобы стабилизировать обменный курс и предотвратить дальнейшее ослабление рубля, что, в свою очередь, привело к ослаблению денежного мультипликатора и ограниченному доступу к кредитам для организаций и общественности.
Программы государственных субсидий, а именно сельскохозяйственное и промышленное развитие, сыграли важную роль в смягчении экономического спада. Однако эффективность налоговых льгот была ограничена необходимостью перераспределения ресурсов перед лицом санкций, что ослабило потенциал мультипликаторов для значительного экономического роста.
Российский опыт показывает, что в условиях санкционного давления бюджетные и денежные мультипликаторы остаются важными, но их эффективность снижается из-за бюджетных ограничений, инфляционных рисков и необходимости адаптации к новым экономическим условиям.
Финансовые мультипликаторы в Иране
Иран является одной из стран, которые неоднократно подвергались экономическим санкциям, главным образом из-за его ядерной программы и геополитической роли в регионе. Эти санкции существенно ограничили доступ страны к международным рынкам, включая экспорт нефти, который долгое время был основным источником валютных поступлений. В этих условиях финансовые мультипликаторы играют ключевую роль в поддержании внутренней экономической активности, но их эффективность также значительно снижается.
Финансовый мультипликатор в Иране значительно ослаб из-за последствий санкций, в частности, из-за снижения государственных доходов от экспорта нефти. Санкции в отношении нефтяного сектора привели к значительному сокращению доходов бюджета, что сократило возможности финансирования государственных программ стимулирования внутреннего спроса и инвестиций [9]. В ответ правительство было вынуждено повышать налоги и искать внутренние источники финансирования, оказывая давление на предприятия и общественность, ограничивая их покупательную способность и сокращая потребление.
Что касается денежного мультипликатора, то у Ирана были серьезные проблемы в банковском секторе. Ограниченный доступ к международным финансовым рынкам и неспособность использовать глобальные платежные системы, такие как SWIFT, серьезно ослабили способность банков эффективно работать и предоставлять кредиты экономике. Центральный банк Ирана использовал различные меры для стабилизации национальной валюты, риала, включая валютные интервенции и жесткую денежно-кредитную политику, но этих мер было недостаточно для полного контроля инфляции и поддержания ликвидности банковской системы.
Высокая инфляция, вызванная девальвацией риала, также ослабила влияние финансовых мультипликаторов. По данным Международного валютного фонда (2023 г.), инфляция в Иране достигла критического уровня, что привело к снижению покупательной способности населения и ухудшению условий инвестирования [7]. Это ухудшило экономическую ситуацию и затруднило реализацию государственных программ поддержки отечественного производства и стимулирования экономики.
Опыт Ирана показывает, что финансовые мультипликаторы сталкиваются с серьезными ограничениями в условиях жестких санкций. Сокращение государственных доходов, инфляция и ограничения в банковском секторе ослабляют его влияние и вынуждают государство проводить всеобъемлющую и гибкую политику, направленную на смягчение негативных последствий санкционного давления.
Финансовые мультипликаторы в Венесуэле
Венесуэла является одной из стран, наиболее пострадавших от санкций, особенно после введения Соединенными Штатами жестких экономических мер в 2017 году. Основные санкции касались нефтяного сектора, который является основой экономики страны, и финансовых операций. Экономика Венесуэлы столкнулась с глубокой рецессией, гиперинфляцией и девальвацией национальной валюты, что значительно ослабило влияние финансовых мультипликаторов на восстановление экономики.
Фискальный мультипликатор почти потерял свою эффективность из-за резкого падения доходов от экспорта нефти и гиперинфляции. Санкции сократили государственные доходы до чрезвычайно низкого уровня и ограничили возможности правительства финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты, а также стимулировать внутреннее производство [9]. В условиях санкционного давления правительство Венесуэлы активно прибегало к печатанию денег для покрытия бюджетного дефицита, что только усугубляло инфляционные процессы.
В условиях гиперинфляции денежный мультипликатор также практически перестал работать. При неконтролируемой инфляции население склонно конвертировать свои сбережения в более стабильные активы, такие как доллары США, или инвестировать в иностранные активы. Это привело к потере доверия к боливару и девальвации национальной валюты, что сделало меры правительства по стимулированию неэффективными [10].
Банковская система Венесуэлы также сильно пострадала от санкций. Ограниченный доступ к международным финансовым рынкам и иностранной валюте привел к резкому сокращению возможностей кредитования, что ослабило экономическую активность и замедлило развитие бизнеса. Центральный банк Венесуэлы пытался стабилизировать экономику с помощью денежно-кредитной политики и жестких валютных интервенций, но эти меры оказались неэффективными в условиях глубокого экономического кризиса и высокой политической нестабильности.
Пример Венесуэлы показывает, что в условиях гиперинфляции и резкого падения доходов финансовые мультипликаторы практически теряют способность стимулировать экономику из-за санкций. В такой ситуации меры по стабилизации национальной валюты и восстановлению доверия к финансовым институтам играют ключевую роль, но их реализация затруднена без доступа к международному финансированию.
Заключение
Основываясь на анализе влияния санкций на экономику таких стран, как Россия, Иран и Венесуэла, можно сделать вывод, что финансовые мультипликаторы продолжают играть важную роль, но их эффективность значительно снижается в условиях санкционного давления. Санкции ограничивают возможности увеличения государственных расходов и ограничивают доступ к внешним рынкам капитала, ослабляя фискальные и денежные мультипликаторы.
В случае России бюджетные ограничения привели к снижению долгосрочной эффективности финансовых мультипликаторов, несмотря на корректировку экономики с помощью программ импортозамещения и поддержки стратегических отраслей. Иран также столкнулся с серьезными проблемами из-за падения государственных доходов и инфляции, что ослабило меры фискальной и денежно-кредитной поддержки. Наиболее критичной ситуация оказалась в Венесуэле, где гиперинфляция и девальвация национальной валюты практически свели на нет влияние финансовых мультипликаторов.
Санкции требуют пересмотра традиционных инструментов экономической политики и активного поиска внутренних ресурсов для стабилизации экономики. Финансовые мультипликаторы остаются важными, но их эффективность зависит от гибкости политики и наличия резервов для поддержки ключевых отраслей и стимулирования внутреннего спроса.
Для успешной адаптации экономики к санкциям необходимо разработать комплексную и гибкую политику, учитывающую специфику кризиса и максимально раскрывающую потенциал финансовых мультипликаторов.
Бюджетная политика должна поддерживать налоговую базу путем стимулирования внутреннего производства и развития малого и среднего бизнеса. Налоговые льготы и субсидии могут стать важными инструментами поддержки бизнеса, особенно в секторах, которые могут заменить импорт и создать рабочие места.
В контексте санкций важнейшей задачей является поддержание экономической стабильности за счет надлежащего использования налоговых инструментов. Это поможет смягчить негативные последствия внешних ограничений, поддержать внутренний спрос и создать условия для долгосрочного экономического роста.
Финансовые мультипликаторы остаются важными составляющими экономической политики, несмотря на ослабление их влияния под влиянием санкций. Их успешное применение требует грамотного управления и гибкого подхода, что позволяет странам минимизировать последствия санкций и поддерживать макроэкономическую стабильность в долгосрочной перспективе.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Библиографическая ссылка
Онищенко Е.А., Ржечицкая Е.И., Цыкин Г.С. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ В КОНТЕКСТЕ САНКЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-2. – С. 282-290;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3918 (дата обращения: 21.01.2025).