Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF FINANCIAL MULTIPLIERS IN THE CONTEXT OF THE SANCTIONS ECONOMY

Onishchenko E.A. 1 Rzhechitskaya E.I. 1 Tsykin G.S. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
1576 KB
The article is devoted to the study of the impact of financial multipliers on the economies of countries under sanctions pressure. The authors consider how fiscal and monetary multipliers contribute to maintaining economic stability with limited access to international markets and in conditions of high inflation. Using methods of econometric and comparative analysis, the study reveals differences in the economic policies of Russia, Iran and Venezuela, which makes it possible to assess the effectiveness of various approaches to economic adaptation. Special attention is paid to such factors as exchange rates, inflation and the role of the state in maintaining domestic demand, which is especially important in the context of a sanctioned economy. Sanctions have a significant impact on internal and external economic processes, weakening access to capital and reducing foreign exchange earnings, which, in turn, limits opportunities for the implementation of government programs and social initiatives. The article also examines the problems faced by fiscal and monetary multipliers under sanctions: limited access to external capital markets, instability of the banking system and high inflation risks that weaken the actions of these instruments. Despite this, financial multipliers remain important elements of macroeconomic policy, making it possible to partially compensate for the negative effects of sanctions pressure. In conditions of limited resources, States have to redistribute costs, support strategic industries and stimulate import substitution. The authors emphasize that for the successful application of financial multipliers, flexible economic management is necessary, as well as the development of a comprehensive policy that takes into account all stages of the crisis impact, which will ensure economic sustainability in the long term.
financial multipliers
fiscal policy
inflation
gdp
import substitution
sanctions economy

Введение

В последние годы санкции стали мощным инструментом экономического давления, оказывающим значительное влияние на страны, включенные в санкционные списки. Особое внимание к этому инструменту связано с его глобальными последствиями, которые затрагивают не только страны, но и их торговых партнеров, инвесторов и мировую экономику в целом. Санкционные меры влияют на широкий спектр экономических параметров – от сокращения внешней торговли и инвестиций до изменения денежно-кредитной и фискальной политики.

Финансовые мультипликаторы, являющиеся ключевым элементом анализа экономической политики, позволяют оценить степень влияния различных макроэкономических факторов на национальную экономику. В условиях санкционного давления их роль приобретает особую значимость, поскольку они могут способствовать смягчению негативных последствий санкций за счет управления государственными расходами и монетарной политикой.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания того, как финансовые мультипликаторы могут повлиять на адаптацию экономики к санкционным условиям и каким образом государственная политика может минимизировать негативные последствия санкционного давления.

Цель данного исследования заключается в определении роли финансовых мультипликаторов в поддержании экономической стабильности в условиях санкционной экономики. Финансовые мультипликаторы позволяют оценить, как изменения в государственных расходах и денежной политике могут влиять на ВВП, уровень занятости и другие ключевые экономические показатели, что особенно важно в условиях экономических ограничений.

Понятие финансового мультипликатора

Финансовый мультипликатор представляет собой экономический коэффициент, который отражает, как изменение в одной из макроэкономических переменных, таких как государственные расходы или денежная масса, влияет на уровень экономической активности, выраженный в изменении валового внутреннего продукта (ВВП). Важнейшими видами мультипликаторов являются фискальные и денежные.

Фискальный мультипликатор показывает, насколько изменение государственных расходов или налоговой ставки влияет на рост ВВП. Данный показатель варьируется в зависимости от структуры экономики и уровня доходного неравенства. В странах с высокой степенью неравенства фискальные мультипликаторы оказываются менее эффективными, что требует разработки индивидуальных мер по корректировке государственной политики [1].

Денежный мультипликатор, измеряет воздействие изменений в денежно-кредитной политике на денежную массу в экономике. Чем больше доверие к финансовым институтам и стабильность национальной валюты, тем выше его эффективность [2]. В условиях санкционного давления, когда доступ к внешним рынкам капитала ограничен, роль денежного мультипликатора особенно важна, поскольку государства стремятся компенсировать внешние ограничения внутренними финансовыми мерами.

Материалы и методы исследования

В исследовании используются следующие методы:

1) эконометрический анализ. Этот метод позволит нам количественно оценить связи между государственными расходами, изменениями денежно-кредитной политики и ключевыми экономическими показателями, такими как ВВП и инфляция, в контексте давления санкций. Такой подход позволит нам определить влияние финансовых мультипликаторов в различных экономических сценариях.

2)сравнительный анализ. Данный метод позволит нам сравнить опыт применения фискальной и денежно-кредитной политики в условиях вводимых санкций в таких стран, как Россия, Иран, Венесуэла для того чтобы выявить общие тенденции и закономерности.

3) анализ статистических данных. Благодаря данному методу будут проанализированы макроэкономические показатели, отраженные в отчетах Ростата, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития. Это позволит нам оценить динамику макроэкономических показателей и сделать выводы о влиянии санкций на эффективность финансовых мультипликаторов.

В данной работе будут использоваться следующие источники:

Отчеты Ростата, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, а также научные статьи таких авторов как М.Л. Дорофеева, В.О. Грищенко, В.В. Еремина.

Факторы, влияющие на эффективность мультипликаторов

В экономике существует большое множество факторов, в зависимости от которых может изменяться эффективность финансовых мультипликаторов и их влияние на неё. Внутренняя экономика государства и сфера воздействия его расходов, денежной массы, как правило, сильно ограничиваются санкционными рамками, и из этого вытекает особо высокая значимость этих факторов.

Среди экономических факторов можно выделить особо важные для фискальных мультипликаторов в период санкционной экономики:

1. неравное распределение доходов между разными социальными группами внутри страны. В таких странах, где большая половина расходов, которые должны быть направлены на стимулирование экономики, накапливаются, а не направляются в потребление, мультипликаторы показывают низкие результаты;

2. соотношение разных элементов внутри экономической системы. Эффективность фискальных мультипликаторов напрямую связана с уровнем импорта и экспорта в государстве. В странах, где импорт составляет непосредственную основу экономики, вырастает зависимость от других стран и снижается стимул для развития отечественного производства, так как большая часть расходов тратится на закупку импортной продукции, мультипликаторы малоэффективны;

3. уровень госдолга. Высокий долг государства ведет к росту ключевой ставки и инфляции из-за наличия долговых обязательств, что также ослабляет действие различных фискальных мультипликаторов.

Особо важные факторы для денежных мультипликаторов:

1. общественное доверие к национальной валюте. Денежные мультипликаторы часто теряют свою эффективность в условиях санкций, когда нестабильная валюта и девальвация снижают доверие населения и заинтересованность, устойчивость и защищенность бизнеса;

2. темпы инфляции в стране. Эффект денежных влияний ослабевает при снижении ценности денег и их покупательской способности;

3. уровень самостоятельности и развитие банковского сектора страны. Эффективность денежного мультипликатора во многом зависит от способности банковской системы трансформировать дополнительные резервы в кредиты. В условиях санкций банки могут испытывать трудности с ликвидностью, что ограничивает этот процесс.

Мультипликаторы в стабильной и санкционной экономике

В стабильной экономике финансовые мультипликаторы демонстрируют высокую эффективность в стимулировании роста ВВП и уровня занятости за счет роста государственных расходов и изменений в денежно-кредитной политике. Страны с развитой экономикой, такие как государства ОЭСР, демонстрируют положительное влияние фискальных мультипликаторов, особенно в периоды экономических спадов, когда стимулы со стороны государства оказывают значительное воздействие на потребление и инвестиции [1]. В таких странах мультипликаторы имеют устойчивую природу благодаря сильной институциональной базе, низкому уровню долговой нагрузки и высокому доверию к финансовым институтам.

В странах с высоким уровнем инфляции и неустойчивостью валютных курсов, таких как Венесуэла, фискальные и денежные мультипликаторы теряют свою силу, поскольку население стремится сохранить активы в иностранной валюте, что снижает объем потребления и инвестиционных вложений в национальной экономике [6].

Таким образом, воздействие санкций не только ослабляет эффект финансовых мультипликаторов, но и требует пересмотра макроэкономической политики для их адаптации к новым условиям.

Общие последствия санкций для экономики

Санкции оказывают комплексное воздействие на экономику страны, влияя как на внутренние, так и на внешние экономические процессы. Одним из главных последствий санкционного давления является сокращение объемов внешней торговли (таблица, рисунок). Ограничения на экспорт и импорт, особенно в ключевых секторах экономики, таких как энергетика и высокие технологии, ведут к снижению притока валютных средств и сокращению доступных ресурсов для производства.

Например, российская экономика после введения западных санкций в 2014 году столкнулась с резким сокращением экспорта энергоресурсов, что привело к снижению валютных поступлений [4].

Снижение внешнеторговых доходов также ведет к ослаблению национальной валюты и росту инфляции. Девальвация национальной валюты, в свою очередь, вызывает удорожание импортных товаров, что усиливает инфляционное давление. В Иране, согласно данным Международного валютного фонда, санкции против нефтяного сектора привели к многократной девальвации риала, что ухудшило положение потребителей и производителей, повышая стоимость жизненно важных импортных товаров [6].

Объем экспорта в России (2014-2023 гг.)

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Объем экспорта

(млн долларов США)

497 359

343 512

285 652

357 266

450 278

424 261

337 295

493 096

413 161

591 150

Источник: Официальный сайт Росстата / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2024).

missing image file

Объем экспорта в России (2014-2023 гг.), млн долларов США Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.10.2024)

Еще одним важным последствием санкций является снижение иностранных инвестиций. Ограничения на финансовые операции, блокировка активов и запрет на доступ к международным рынкам капитала приводят к сокращению притока прямых иностранных инвестиций, что замедляет экономическое развитие. В странах, таких как Венесуэла, подобные меры привели к дефициту валютных средств и резкому сокращению возможностей для развития промышленности и инфраструктуры.

Таким образом, санкции накладывают значительные ограничения на экономику стран, лишая их доступа к внешним рынкам, валютным поступлениям и инвестициям, что обостряет внутренние экономические проблемы и ослабляет действие финансовых мультипликаторов.

Изменение роли финансовых мультипликаторов под санкциями

В условиях санкций финансовые мультипликаторы претерпевают значительные изменения в своей эффективности. Санкционное давление ограничивает каналы традиционной экономической поддержки, такие как государственные расходы и денежно-кредитная политика, делая их менее эффективными в стимулировании роста ВВП и улучшении других макроэкономических показателей.

Фискальный мультипликатор, который в стабильных экономиках служит важным инструментом стимулирования экономического роста, значительно ослабевает под воздействием санкций. Снижение налоговых поступлений из-за сокращения экспорта и импорта в странах под санкциями ведет к уменьшению ресурсов для увеличения государственных расходов. Это ограничивает возможности для запуска масштабных инвестиционных программ и социальных проектов, что снижает положительный эффект фискальных стимулов.

Что касается денежного мультипликатора, то его эффективность также снижается снижается из-за санкций, ограничивающих доступ к международным финансовым рынкам и блокирующих банковские активы. Это подрывает стабильность банковской системы, создавая недостаток ликвидности и ограничивая кредитование, что ослабляет влияние мультипликатора на экономику.

Также значительное влияние оказывает инфляция. В условиях санкций ослабление национальной валюты и рост цен на импортные товары усиливают инфляционные процессы. Высокий уровень инфляции снижает покупательную способность населения, что негативно сказывается на потреблении, а значит, и на эффективности фискальных стимулов. Например, в Иране высокий уровень инфляции, вызванный санкциями, существенно ограничил влияние государственных программ на внутренний рынок [6].

Таким образом, санкции существенно ослабляют эффективность финансовых мультипликаторов, ограничивая возможности государства и финансового сектора стимулировать экономический рост и поддерживать макроэкономическую стабильность.

Государственные расходы и инвестиции

Одним из важнейших инструментов адаптации экономики к санкциям является перераспределение государственных расходов и поддержка внутренних инвестиций. В условиях санкций вмешательство правительства становится все более важным, поскольку частный сектор сталкивается с ограничениями на доступ к внешним рынкам капитала и технологиям. Это требует активного участия правительства в стимулировании национального производства и поддержке ключевых отраслей.

В странах, подпадающих под санкции, таких как Россия и Иран, увеличилась доля государственных расходов на стратегические сектора, обеспечивающие экономическую устойчивость и независимость от импорта. Например, в России после введения санкций значительная часть государственных средств была потрачена на поддержку аграрного сектора и программы импортозамещения, что частично компенсировало негативные последствия санкционного давления в сфере продовольственной безопасности.

Однако такой подход к увеличению государственных расходов не всегда приводит к положительным долгосрочным результатам. Как отметил Международный валютный фонд (2023), чрезмерное перераспределение ресурсов в пользу обороны или стратегических отраслей без надлежащего учета эффективности инвестиций может привести к сокращению инвестиций в другие ключевые сектора, такие как образование, здравоохранение и инфраструктура. Это, в свою очередь, ослабляет экономический рост в долгосрочной перспективе.

Чтобы максимизировать эффект от государственных расходов в условиях санкций, важно обеспечить надлежащее распределение средств и эффективную реализацию государственных программ. Например, в Иране значительная часть государственных инвестиций была направлена на поддержку энергетического сектора, однако из-за санкций против экспорта нефти и газа многие проекты не были завершены, что снизило ожидаемый эффект [8].

Таким образом, увеличение государственных расходов и стимулирование инвестиций в рамках санкций могут частично компенсировать их негативное влияние на экономику, но успех этих мер во многом зависит от их эффективного распределения и реализации.

Фискальная политика и налогообложение

В контексте санкций фискальная политика становится важным инструментом поддержки экономики. Правительства стран, подлежащих санкциям, вынуждены корректировать свою бюджетную политику с целью минимизации бюджетных потерь, компенсации снижения доходов от внешней торговли и поддержки ключевых секторов экономики.

Одним из направлений фискальной политики, связанной с санкциями, является перераспределение налогового бремени. Государства могут снизить налоги, чтобы стимулировать внутреннее производство, что побуждает компании увеличивать свои инвестиции в импортозамещающие отрасли.

В России после введения санкций, были введены налоговые льготы, такие как:

- сроки уплаты налогов и страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей были продлены, что позволило компаниям платить налоги с шестимесячной задержкой и погашать свои долги в рассрочку, что снизило нагрузку на компании;

- для гостиничных и туристических объектов была введена нулевая ставка НДС на пять лет. Это решение направлено на поддержку одной из наиболее пострадавших отраслей, поскольку туристический поток снизился.

- ставка подоходного налога была снижена до 0% для ИТ-компаний на период 2022-2024 годов. Это важная мера поддержки, направленная на стимулирование роста отечественных технологий в условиях ограниченного доступа к зарубежным решениям. Однако, стоит отметить, что ИТ-компании также получают льготы по страховым взносам, что позволяет снизить общую налоговую нагрузку на данную отрасль и поддерживает её стабильное развитие в санкционных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные налоговые инициативы, которые были разработаны в рамках антикризисной программы, позволили поддержать ключевые сектора экономики, но в условиях, когда возникает дефицит бюджета, государство должно также ориентироваться на поиск источников доходов для его устранения. Так, в Иране, во время введения санкций против нефтяного сектора, сократились доходы бюджета. Правительство было вынуждено повысить налоги в таких секторах как, розничная торговля и услуги, для того чтобы компенсировать отсутствие дохода [9].

Исходя из выше описанного можно сделать вывод, что в контексте санкций, правительствам стран необходимо корректировать свою бюджетную политику исходя из возникающих тенденций и проблем, с которыми сталкивается экономика государства после введения санкций.

Финансовые мультипликаторы в России

Экономика России подверглась влиянию значительного количества санкций, начиная с 2014 года. Введение экономических санкций оказало значительное влияние на такие показатели, как ВВП, инфляция, обменный курс и объем внешней торговли. Однако, Правительство Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации приняли ряд мер по адаптации к новым реалиям и условиям, используя финансовые мультипликаторы в качестве фискальных и денежных мер.

Бюджетный мультипликатор в России замедлился из-за перераспределения бюджетных средств в пользу поддержки таких стратегических отраслей, как оборонная промышленность и энергетика. Особое внимание уделялось программам импортозамещения, а также поддержке отечественного производства, которые частично компенсируют последствия санкционного давления. Рост государственного долга и инфляционные риски ограничили возможности увеличения государственных расходов в других сферах экономики, таких как социальные программы, инфраструктура и другие.

Произошло снижение доходов от экспорта энергоносителей, что привело к ослаблению национальной валюты. Российский рубль потерял значительную часть своей стоимости после введения санкций, что привело к инфляции и росту цен на импортные товары. Центральный Банк России был вынужден повысить ключевую ставку, чтобы стабилизировать обменный курс и предотвратить дальнейшее ослабление рубля, что, в свою очередь, привело к ослаблению денежного мультипликатора и ограниченному доступу к кредитам для организаций и общественности.

Программы государственных субсидий, а именно сельскохозяйственное и промышленное развитие, сыграли важную роль в смягчении экономического спада. Однако эффективность налоговых льгот была ограничена необходимостью перераспределения ресурсов перед лицом санкций, что ослабило потенциал мультипликаторов для значительного экономического роста.

Российский опыт показывает, что в условиях санкционного давления бюджетные и денежные мультипликаторы остаются важными, но их эффективность снижается из-за бюджетных ограничений, инфляционных рисков и необходимости адаптации к новым экономическим условиям.

Финансовые мультипликаторы в Иране

Иран является одной из стран, которые неоднократно подвергались экономическим санкциям, главным образом из-за его ядерной программы и геополитической роли в регионе. Эти санкции существенно ограничили доступ страны к международным рынкам, включая экспорт нефти, который долгое время был основным источником валютных поступлений. В этих условиях финансовые мультипликаторы играют ключевую роль в поддержании внутренней экономической активности, но их эффективность также значительно снижается.

Финансовый мультипликатор в Иране значительно ослаб из-за последствий санкций, в частности, из-за снижения государственных доходов от экспорта нефти. Санкции в отношении нефтяного сектора привели к значительному сокращению доходов бюджета, что сократило возможности финансирования государственных программ стимулирования внутреннего спроса и инвестиций [9]. В ответ правительство было вынуждено повышать налоги и искать внутренние источники финансирования, оказывая давление на предприятия и общественность, ограничивая их покупательную способность и сокращая потребление.

Что касается денежного мультипликатора, то у Ирана были серьезные проблемы в банковском секторе. Ограниченный доступ к международным финансовым рынкам и неспособность использовать глобальные платежные системы, такие как SWIFT, серьезно ослабили способность банков эффективно работать и предоставлять кредиты экономике. Центральный банк Ирана использовал различные меры для стабилизации национальной валюты, риала, включая валютные интервенции и жесткую денежно-кредитную политику, но этих мер было недостаточно для полного контроля инфляции и поддержания ликвидности банковской системы.

Высокая инфляция, вызванная девальвацией риала, также ослабила влияние финансовых мультипликаторов. По данным Международного валютного фонда (2023 г.), инфляция в Иране достигла критического уровня, что привело к снижению покупательной способности населения и ухудшению условий инвестирования [7]. Это ухудшило экономическую ситуацию и затруднило реализацию государственных программ поддержки отечественного производства и стимулирования экономики.

Опыт Ирана показывает, что финансовые мультипликаторы сталкиваются с серьезными ограничениями в условиях жестких санкций. Сокращение государственных доходов, инфляция и ограничения в банковском секторе ослабляют его влияние и вынуждают государство проводить всеобъемлющую и гибкую политику, направленную на смягчение негативных последствий санкционного давления.

Финансовые мультипликаторы в Венесуэле

Венесуэла является одной из стран, наиболее пострадавших от санкций, особенно после введения Соединенными Штатами жестких экономических мер в 2017 году. Основные санкции касались нефтяного сектора, который является основой экономики страны, и финансовых операций. Экономика Венесуэлы столкнулась с глубокой рецессией, гиперинфляцией и девальвацией национальной валюты, что значительно ослабило влияние финансовых мультипликаторов на восстановление экономики.

Фискальный мультипликатор почти потерял свою эффективность из-за резкого падения доходов от экспорта нефти и гиперинфляции. Санкции сократили государственные доходы до чрезвычайно низкого уровня и ограничили возможности правительства финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты, а также стимулировать внутреннее производство [9]. В условиях санкционного давления правительство Венесуэлы активно прибегало к печатанию денег для покрытия бюджетного дефицита, что только усугубляло инфляционные процессы.

В условиях гиперинфляции денежный мультипликатор также практически перестал работать. При неконтролируемой инфляции население склонно конвертировать свои сбережения в более стабильные активы, такие как доллары США, или инвестировать в иностранные активы. Это привело к потере доверия к боливару и девальвации национальной валюты, что сделало меры правительства по стимулированию неэффективными [10].

Банковская система Венесуэлы также сильно пострадала от санкций. Ограниченный доступ к международным финансовым рынкам и иностранной валюте привел к резкому сокращению возможностей кредитования, что ослабило экономическую активность и замедлило развитие бизнеса. Центральный банк Венесуэлы пытался стабилизировать экономику с помощью денежно-кредитной политики и жестких валютных интервенций, но эти меры оказались неэффективными в условиях глубокого экономического кризиса и высокой политической нестабильности.

Пример Венесуэлы показывает, что в условиях гиперинфляции и резкого падения доходов финансовые мультипликаторы практически теряют способность стимулировать экономику из-за санкций. В такой ситуации меры по стабилизации национальной валюты и восстановлению доверия к финансовым институтам играют ключевую роль, но их реализация затруднена без доступа к международному финансированию.

Заключение

Основываясь на анализе влияния санкций на экономику таких стран, как Россия, Иран и Венесуэла, можно сделать вывод, что финансовые мультипликаторы продолжают играть важную роль, но их эффективность значительно снижается в условиях санкционного давления. Санкции ограничивают возможности увеличения государственных расходов и ограничивают доступ к внешним рынкам капитала, ослабляя фискальные и денежные мультипликаторы.

В случае России бюджетные ограничения привели к снижению долгосрочной эффективности финансовых мультипликаторов, несмотря на корректировку экономики с помощью программ импортозамещения и поддержки стратегических отраслей. Иран также столкнулся с серьезными проблемами из-за падения государственных доходов и инфляции, что ослабило меры фискальной и денежно-кредитной поддержки. Наиболее критичной ситуация оказалась в Венесуэле, где гиперинфляция и девальвация национальной валюты практически свели на нет влияние финансовых мультипликаторов.

Санкции требуют пересмотра традиционных инструментов экономической политики и активного поиска внутренних ресурсов для стабилизации экономики. Финансовые мультипликаторы остаются важными, но их эффективность зависит от гибкости политики и наличия резервов для поддержки ключевых отраслей и стимулирования внутреннего спроса.

Для успешной адаптации экономики к санкциям необходимо разработать комплексную и гибкую политику, учитывающую специфику кризиса и максимально раскрывающую потенциал финансовых мультипликаторов.

Бюджетная политика должна поддерживать налоговую базу путем стимулирования внутреннего производства и развития малого и среднего бизнеса. Налоговые льготы и субсидии могут стать важными инструментами поддержки бизнеса, особенно в секторах, которые могут заменить импорт и создать рабочие места.

В контексте санкций важнейшей задачей является поддержание экономической стабильности за счет надлежащего использования налоговых инструментов. Это поможет смягчить негативные последствия внешних ограничений, поддержать внутренний спрос и создать условия для долгосрочного экономического роста.

Финансовые мультипликаторы остаются важными составляющими экономической политики, несмотря на ослабление их влияния под влиянием санкций. Их успешное применение требует грамотного управления и гибкого подхода, что позволяет странам минимизировать последствия санкций и поддерживать макроэкономическую стабильность в долгосрочной перспективе.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.