Введение
Цифровая трансформация влияет на разные уровни общества, в основном на экономическом уровне [27]. В настоящее время экономический рост тесно связан с технологической революцией и развитием технологий. Первая и вторая промышленные революции играли важную роль в формировании эпохи индустриализации через внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Третья и четвертая промышленные революции (цифровая революция) превратили экономики большинства стран из индустриальной в цифровую индустриальную, что привело к более широкому распространению цифровизации в мировой экономике [28].
Цифровая экономика – это экономика связи, информационных технологий и Интернета. Она включает электронную коммерцию, электронное правительство и помогает увеличить интеграцию экономики страны в мировую экономику, увеличить возможности мировой торговли и доступ к глобальным рынкам, а также улучшить отношения между поставщиками, экспортерами, конкурентами, дилерами и инвесторами.
С помощью цифровой экономики можно достичь многих целей, важнейшими из которых являются:
• ускорение экономического роста;
• уменьшение бюрократии и коррупционных механизмов;
• повышение конкурентоспособности страны;
• увеличение внутреннего производства и диверсификация экспорта на основе современных технологий;
• повышение благосостояния общества.
Процесс трансформации традиционной экономики в цифровую экономику, основанный на использовании цифровых технологий и инструментов обработки данных, стал важным для достижения высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне.
Цифровая экономика играет важную роль в развитии бизнеса. Облачные вычисления позволяют небольшим компаниям преодолевать ограничения, связанные с высокими фиксированными затратами на цифровые инвестиции и могут помочь небольшим компаниям быстро расти, предоставляя при этом мощные вычислительные ресурсы в гибком режиме с оплатой по мере использования или в соответствии с моделью подписки [3].
На цифровую экономику во всем мире приходилось 15,5 процента мирового ВВП в 2016 году [21], что обусловлено увеличением количества цифровых платформ и растущей «оцифровкой» деятельности в областях промышленности, энергетики и сельского хозяйства, доля которых, как ожидается, вырастет до 24,3 процента к 2025 году [23].
Большинство стран БВиСА располагает значительными природными ресурсами, обладают высоким потенциалом развития [26]. БВиСА является регионом с крупными транспортными (морским, железнодорожным и воздушным) узлами, расположенными на пересечении трех континентов: Азии, Африки и Европы [10, 20].
В связи с экономической значимостью стран БВиСА в развитии мировой цивилизации многие известные ученые исследовали проблемы социально-экономического развития региона и возможности преодоления бедности населения [16]. Эксперты Всемирного банка Arezki R., Lederman D., Abou Harb A., Yuting Fan R., Nguyen H. (2019) полагают, что, несмотря на усилия стран Восточного региона по переходу к цифровой экономике, успех экономик региона БВиСА в достижении этих целей не только свидетельствует об их превосходстве над многими развитыми экономиками в некоторых областях, таких как покрытие и качество услуг сотовой связи и широкополосный доступ, но в других областях, таких как: цифровые платежи [2].
Учитывая важность региона БВиСА, целью данной работы является выявление основных особенностей и проблем развития цифровой финансово-экономической трансформации экономики стран региона.
Материалы и методы исследования
В этом исследовании мы используем открытые данные международных организаций и органов, в основном опираясь на данные Всемирного банка и ООН. В данном исследовании мы используем методы факторного анализа для определения влияния различных факторов на экономику стран БВиСА, метод многомерного сравнительного анализа, измеряющего совокупное влияние различных факторов, графические и аналитические методы анализа, прогнозирование и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности экономики стран БВиСА
Страны БВиСА различаются по объему валового внутреннего продукта, как показано на следующих графиках (рис. 1).


Рис. 1. Рейтинг стран БВиСА по ВВП в период 1990–2023 гг. Источник: рассчитано автором [19]
Турция занимает первое место в регионе БВиСА по ВВП, так как в среднем за период 1990-2023 гг. на ее долю приходилась 21,7 % от общего валового внутреннего продукта региона БВиСА, что обусловлено разнообразием экономической базы страны и ростом годового дохода от туризма [14]. Саудовская Аравия занимает второе место – 19,2 % от ВВП региона БВиСА благодаря огромным доходам от экспорта сырой нефти.
В то время как более половины стран БВиСА имеют ограниченный ВВП менее 100 млрд долларов в год [4, 24, 25], что негативно сказалось на душевой доле валового внутреннего продукта стран региона как показано на следующих графиках (рис. 2).
В среднем за период 1990-2023 гг. Катар занимает первое место в регионе БВиСА по ВВП, так как на его долю приходится 24,7% от общего ВВП на душу населения региона БВиСА. В основном это связано с огромным экспортом природного газа и небольшой численностью населения по сравнению со странами региона [13].


Рис. 2. Рейтинг стран БВиСА по ВВП на душу населения стран в период 1990–2023 гг. Источник: рассчитано автором [18]
В то время как ОАЭ занимают второе место благодаря небольшому населению и огромному экспорту сырой нефти [1, 8].
ВВП на душу населения у большинства стран региона БВиСА менее 5000 долларов из-за большой численности населения, так как эти страны имеют небольшой невеликой ВВП.
Характеристики цифровой экономики стран БВиСА
Несмотря на нестабильность в регионе БВиСА, объем цифровой экономики стран этого региона постепенно рустует [11], как показано на следующих графиках (рис. 3).
В 2021 году объем цифровой экономики стран БВиСА достиг 91 млрд долл. США. По сравнению с 2020 годом вырос на 38 %. В период 2023 – 2027 гг. ожидается ежегодный рост объема цифровой экономики стран на 18.4 %.
Доля объема цифровой экономики в ВВП % в период 2019 – 2027 гг. в переделах от 0.89 % до 2.64 %, что показывает на небольшую роль цифровой экономики в экономике стран БВ и СА.

Рис. 3. Объем цифровой экономики стран БВиСА в период 2019–2027 гг. Источник: составлено автором [6]
Таблица 1
Индекс сетевой готовности (рейтинг: глобальный и по компонентам) в 2016 г. (опрошено 139 стран)
| Страна (глобальный рейтинг) | Физическое лицо | Бизнес | Правительство | Региональный рейтинг | 
| ОАЭ (26) | 19 | 27 | 2 | 1 | 
| Катар (27) | 23 | 25 | 5 | 2 | 
| Бахрейн (28) | 14 | 37 | 3 | 3 | 
| Саудовская Аравия (33) | 21 | 42 | 11 | 4 | 
| Оман (52) | 39 | 94 | 34 | 5 | 
| Иордания (60) | 70 | 41 | 47 | 6 | 
| Кувейт (61) | 32 | 72 | 81 | 7 | 
| Марокко (78) | 67 | 105 | 41 | 8 | 
| Тунис (81) | 78 | 107 | 55 | 9 | 
| Ливан (88) | 46 | 97 | 124 | 10 | 
| Египет (96) | 80 | 129 | 67 | 11 | 
| Алжир (117) | 103 | 133 | 130 | 12 | 
| Мавритания (136) | 118 | 135 | 134 | 13 | 
Источник: составлено автором по данным [7].
Выделяют несколько факторов, влияющих на развитие цифровой экономики в странах БВиСА
1) Слабый индекс сетевой готовности;
2) Ограничение использования Интернета отдельными лицами в странах региона;
3) Низкий доход от телекоммуникаций (в процентах от ВВП) в странах БВиСА, 2000-2023 гг.
Страны региона БВиСА имеют низкий индекс сетевой готовности, в 2016 году в исследовании World Economic Forum, о сетевой готовности 139 стран показало, что страны ВБ и СА различают друг от друга в уровне сетевой готовности как в таблице 1.
Благодаря высокому доходу от экспорта сырой нефти, также неустанное стремление к современным технологиям, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия занимали первичные места.
Использование Интернета отдельными лицами в период 2005 – 2016 гг. показало небольшое количество людей стран БВ и СА по сравнению с другими регионами. Так как интернет недоступен в странах Восточной и Северной Африки более чем для 48% населения. В то время как в развитых странах процент иногда достигает более 81% от общей численности населения.
Несмотря на улучшение технологического доступа в 2021 году к региону БВиСА, процент доступа ко всему населению ограничен (рис. 4).
В 2023 году процент доступа ко всему населению стран БВ и СА достиг 79 %. Большинство стран БВиСА добились более высокого отношения доходов от телекоммуникаций к ВВП по сравнению со странами, в которых общий глобальный доход от телекоммуникаций выражен в процентах от мирового ВВП.
На рисунке 4 показано, что в 2011 году Доходы от телекоммуникаций (в процентах от ВВП) достиг пика 3,4 %. В то время глобальный доход от телекоммуникаций к ВВП достиг лишь 2,6 %. Так как сектор телекоммуникаций играет важную роль в обеспечении рабочих мест для стран (табл. 2).

Рис. 4. Интернет-проникновение от общей численности населения и доходы от телекоммуникаций Источник: рассчитано автором [15]
Таблица 2
Сотрудники электросвязи (FTE) в отдельных арабских странах за период 2010–2023 гг. (тыс. чел.)
| Страна | 2000 | 2010 | 2012 | 2014 | 2016 | 2018F | 2019F | 2020F | 2021F | 2022F | 2023F | 
| Алжир | Низ. | Низ. | 31,98 | 33,43 | 27,65 | 40,63 | 42,79 | 44,95 | 47,11 | 49,28 | 27,65 | 
| Бахрейн | Низ. | 2,57 | 3,14 | 3,10 | 3,36 | 3,59 | 3,71 | 3,83 | 3,94 | 4,06 | 4,18 | 
| Египет | Низ. | 64,02 | 65,62 | 63,52 | 62,86 | 62,32 | 62,05 | 61,78 | 61,51 | 61,24 | 60,97 | 
| Ирак | Низ. | 17,46 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 
| Иордания | Низ. | 4,74 | 4,60 | 4,30 | 4,02 | 3,78 | 3,66 | 3,54 | 3,42 | 3,30 | 3,18 | 
| Кувейт | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 12,50 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 12,50 | 12,50 | 
| Ливан | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 7,84 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 7,84 | 7,84 | 
| Марокко | Низ. | 12,90 | 11,56 | 11,20 | 10,51 | 9,73 | 9,34 | 8,95 | 8,56 | 8,17 | 7,78 | 
| Оман | Низ. | 3,72 | 3,82 | 4,01 | 4,05 | 4,14 | 4,19 | 4,24 | 4,28 | 4,33 | 4,37 | 
| Палестина | Низ. | 3,02 | Низ. | Низ. | Низ. | 4,28 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 
| Катар | Низ. | 2,50 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 
| Саудовская Аравия | Низ. | 23,41 | 23,75 | 22,02 | 22,48 | 22,04 | 21,82 | 21,59 | 21,37 | 21,15 | 20,93 | 
| Сирия | Низ. | 26,63 | 25,88 | 27,15 | 27,35 | 27,69 | 27,86 | 28,03 | 28,20 | 28,38 | 28,55 | 
| Тунис | Низ. | 10,96 | 10,80 | 11,06 | 10,71 | 10,62 | 10,58 | 10,53 | 10,49 | 10,44 | 10,39 | 
| ОАЭ | Низ. | 11,34 | 7,96 | 6,25 | 10,00 | 11,12 | 11,92 | 12,72 | 13,51 | 14,31 | 15,11 | 
| Йемен | Низ. | 9,53 | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | Низ. | 
Примечание: Низ.: неизвестно; F: прогноз
Источник: составлено автором [9].

Рис. 5. Экспорт товаров ИКТ стран БВиСА в период 2000–2023 гг. (в % от объема экспорта товаров) Источник: составлено автором [17]
Сектор телекоммуникаций также играет важную роль в диверсификации экономической базы экспорта страны (рис. 5).
В период 2000–2023 гг. доля экспорта средств связи и технологий стран БВиСА в пределах 1 – 6 от международного экспорта средств связи и технологий.
Основные проблемы, сдерживающие развитие цифрового сектора в странах БВиСА с точки зрения многих исследователей, таких как: Руссотто К.М., Бадран М.Ф. [22] и др.:
• Цифровая инфраструктура на БВиСА не так развита, как в других регионах;
• Цифровые платежные системы в некоторых странах БВиСА в этом регионе медленно развиваются;
• Хотя стоимость использования Интернета снизилась за последние три года, она по-прежнему остается непомерно высокой, особенно для стран региона с низким уровнем дохода;
• На многих интернет-рынках БВиСА существуют монополии или барьеры для входа на рынок конкурентов, что сделало этот регион одним из регионов с самой высокой концентрацией влияния на интернет-рынке в мире. Эти многие существующие барьеры ограничивают развитие инфраструктуры Интернета, а этот барьер, в свою очередь, ограничивает инновации по всей цепочке создания стоимости Интернета;
• Политическая нестабильность, военные действия и гражданские войны в: Ираке, Сирии, Йемене, Ливии, Тунисе, Египте, Иране;
• Низкая эффективность макроэкономических показателей, распространение административной коррупции и уклонение от социально-экономических государственных обязанностей в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене, Египте, Тунисе, Марокко, Алжире, Мавритании, Судане и Иране;
Все перечисленные факторы могут мешать странам БВиСА выйти на цифровую экономику, что в нынешних условиях стало неизбежным, особенно в условиях COVID 19 [4-6, 12].
Заключение
Работа посвящена преимуществам цифровой экономики для стран БВиСА, такие как ускорение экономического роста, уменьшение бюрократии и коррупционных механизмов, повышение экономического потенциала и конкурентоспособности страны на глобальном уровне, увеличение внутреннего производства и диверсификация источников доходов и экспорта на основе высокоразвитого современных технологий, снижение уровня бедности и расширение возможностей для занятости и др.
Основные проблемы, препятствующие развитие цифровой экономики в странах БВиСА, наиболее важная из которых заключается в том, что цифровая инфраструктура в регионе БВиСА не так развита, как в других регионах, цифровые платежные системы в некоторых странах региона БВиСА медленно развиваются.
Повышение эффективности цифровой экономики в странах БВиСА может решить многие экономические проблемы, в том числе: диверсификацию национального производства стран региона, экономика которых зависит в основном от сырой нефти; повышение эффективности производительности труда и т.д. Это возможность для региона БВиСА сделать большой шаг вперед, приняв амбициозные цели по развитию экономики и достижению глобальной конкуренции, совершенствованию электронных платежных систем и широкому внедрению технологий в экономику.
Библиографическая ссылка
Аль Хумсси Ахмад ОБЗОР ЭКОНОМИК СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (ЦИФРОВАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 12-2. С. 185-193;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3903 (дата обращения: 31.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.3903

