Введение
Цифровая трансформация влияет на разные уровни общества, в основном на экономическом уровне [27]. В настоящее время экономический рост тесно связан с технологической революцией и развитием технологий. Первая и вторая промышленные революции играли важную роль в формировании эпохи индустриализации через внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Третья и четвертая промышленные революции (цифровая революция) превратили экономики большинства стран из индустриальной в цифровую индустриальную, что привело к более широкому распространению цифровизации в мировой экономике [28].
Цифровая экономика – это экономика связи, информационных технологий и Интернета. Она включает электронную коммерцию, электронное правительство и помогает увеличить интеграцию экономики страны в мировую экономику, увеличить возможности мировой торговли и доступ к глобальным рынкам, а также улучшить отношения между поставщиками, экспортерами, конкурентами, дилерами и инвесторами.
С помощью цифровой экономики можно достичь многих целей, важнейшими из которых являются:
• ускорение экономического роста;
• уменьшение бюрократии и коррупционных механизмов;
• повышение конкурентоспособности страны;
• увеличение внутреннего производства и диверсификация экспорта на основе современных технологий;
• повышение благосостояния общества.
Процесс трансформации традиционной экономики в цифровую экономику, основанный на использовании цифровых технологий и инструментов обработки данных, стал важным для достижения высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне.
Цифровая экономика играет важную роль в развитии бизнеса. Облачные вычисления позволяют небольшим компаниям преодолевать ограничения, связанные с высокими фиксированными затратами на цифровые инвестиции и могут помочь небольшим компаниям быстро расти, предоставляя при этом мощные вычислительные ресурсы в гибком режиме с оплатой по мере использования или в соответствии с моделью подписки [3].
На цифровую экономику во всем мире приходилось 15,5 процента мирового ВВП в 2016 году [21], что обусловлено увеличением количества цифровых платформ и растущей «оцифровкой» деятельности в областях промышленности, энергетики и сельского хозяйства, доля которых, как ожидается, вырастет до 24,3 процента к 2025 году [23].
Большинство стран БВиСА располагает значительными природными ресурсами, обладают высоким потенциалом развития [26]. БВиСА является регионом с крупными транспортными (морским, железнодорожным и воздушным) узлами, расположенными на пересечении трех континентов: Азии, Африки и Европы [10, 20].
В связи с экономической значимостью стран БВиСА в развитии мировой цивилизации многие известные ученые исследовали проблемы социально-экономического развития региона и возможности преодоления бедности населения [16]. Эксперты Всемирного банка Arezki R., Lederman D., Abou Harb A., Yuting Fan R., Nguyen H. (2019) полагают, что, несмотря на усилия стран Восточного региона по переходу к цифровой экономике, успех экономик региона БВиСА в достижении этих целей не только свидетельствует об их превосходстве над многими развитыми экономиками в некоторых областях, таких как покрытие и качество услуг сотовой связи и широкополосный доступ, но в других областях, таких как: цифровые платежи [2].
Учитывая важность региона БВиСА, целью данной работы является выявление основных особенностей и проблем развития цифровой финансово-экономической трансформации экономики стран региона.
Материалы и методы исследования
В этом исследовании мы используем открытые данные международных организаций и органов, в основном опираясь на данные Всемирного банка и ООН. В данном исследовании мы используем методы факторного анализа для определения влияния различных факторов на экономику стран БВиСА, метод многомерного сравнительного анализа, измеряющего совокупное влияние различных факторов, графические и аналитические методы анализа, прогнозирование и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности экономики стран БВиСА
Страны БВиСА различаются по объему валового внутреннего продукта, как показано на следующих графиках (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг стран БВиСА по ВВП в период 1990–2023 гг. Источник: рассчитано автором [19]
Турция занимает первое место в регионе БВиСА по ВВП, так как в среднем за период 1990-2023 гг. на ее долю приходилась 21,7 % от общего валового внутреннего продукта региона БВиСА, что обусловлено разнообразием экономической базы страны и ростом годового дохода от туризма [14]. Саудовская Аравия занимает второе место – 19,2 % от ВВП региона БВиСА благодаря огромным доходам от экспорта сырой нефти.
В то время как более половины стран БВиСА имеют ограниченный ВВП менее 100 млрд долларов в год [4, 24, 25], что негативно сказалось на душевой доле валового внутреннего продукта стран региона как показано на следующих графиках (рис. 2).
В среднем за период 1990-2023 гг. Катар занимает первое место в регионе БВиСА по ВВП, так как на его долю приходится 24,7% от общего ВВП на душу населения региона БВиСА. В основном это связано с огромным экспортом природного газа и небольшой численностью населения по сравнению со странами региона [13].
Рис. 2. Рейтинг стран БВиСА по ВВП на душу населения стран в период 1990–2023 гг. Источник: рассчитано автором [18]
В то время как ОАЭ занимают второе место благодаря небольшому населению и огромному экспорту сырой нефти [1, 8].
ВВП на душу населения у большинства стран региона БВиСА менее 5000 долларов из-за большой численности населения, так как эти страны имеют небольшой невеликой ВВП.
Характеристики цифровой экономики стран БВиСА
Несмотря на нестабильность в регионе БВиСА, объем цифровой экономики стран этого региона постепенно рустует [11], как показано на следующих графиках (рис. 3).
В 2021 году объем цифровой экономики стран БВиСА достиг 91 млрд долл. США. По сравнению с 2020 годом вырос на 38 %. В период 2023 – 2027 гг. ожидается ежегодный рост объема цифровой экономики стран на 18.4 %.
Доля объема цифровой экономики в ВВП % в период 2019 – 2027 гг. в переделах от 0.89 % до 2.64 %, что показывает на небольшую роль цифровой экономики в экономике стран БВ и СА.
Рис. 3. Объем цифровой экономики стран БВиСА в период 2019–2027 гг. Источник: составлено автором [6]
Таблица 1
Индекс сетевой готовности (рейтинг: глобальный и по компонентам) в 2016 г. (опрошено 139 стран)
Страна (глобальный рейтинг) |
Физическое лицо |
Бизнес |
Правительство |
Региональный рейтинг |
ОАЭ (26) |
19 |
27 |
2 |
1 |
Катар (27) |
23 |
25 |
5 |
2 |
Бахрейн (28) |
14 |
37 |
3 |
3 |
Саудовская Аравия (33) |
21 |
42 |
11 |
4 |
Оман (52) |
39 |
94 |
34 |
5 |
Иордания (60) |
70 |
41 |
47 |
6 |
Кувейт (61) |
32 |
72 |
81 |
7 |
Марокко (78) |
67 |
105 |
41 |
8 |
Тунис (81) |
78 |
107 |
55 |
9 |
Ливан (88) |
46 |
97 |
124 |
10 |
Египет (96) |
80 |
129 |
67 |
11 |
Алжир (117) |
103 |
133 |
130 |
12 |
Мавритания (136) |
118 |
135 |
134 |
13 |
Источник: составлено автором по данным [7].
Выделяют несколько факторов, влияющих на развитие цифровой экономики в странах БВиСА
1) Слабый индекс сетевой готовности;
2) Ограничение использования Интернета отдельными лицами в странах региона;
3) Низкий доход от телекоммуникаций (в процентах от ВВП) в странах БВиСА, 2000-2023 гг.
Страны региона БВиСА имеют низкий индекс сетевой готовности, в 2016 году в исследовании World Economic Forum, о сетевой готовности 139 стран показало, что страны ВБ и СА различают друг от друга в уровне сетевой готовности как в таблице 1.
Благодаря высокому доходу от экспорта сырой нефти, также неустанное стремление к современным технологиям, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия занимали первичные места.
Использование Интернета отдельными лицами в период 2005 – 2016 гг. показало небольшое количество людей стран БВ и СА по сравнению с другими регионами. Так как интернет недоступен в странах Восточной и Северной Африки более чем для 48% населения. В то время как в развитых странах процент иногда достигает более 81% от общей численности населения.
Несмотря на улучшение технологического доступа в 2021 году к региону БВиСА, процент доступа ко всему населению ограничен (рис. 4).
В 2023 году процент доступа ко всему населению стран БВ и СА достиг 79 %. Большинство стран БВиСА добились более высокого отношения доходов от телекоммуникаций к ВВП по сравнению со странами, в которых общий глобальный доход от телекоммуникаций выражен в процентах от мирового ВВП.
На рисунке 4 показано, что в 2011 году Доходы от телекоммуникаций (в процентах от ВВП) достиг пика 3,4 %. В то время глобальный доход от телекоммуникаций к ВВП достиг лишь 2,6 %. Так как сектор телекоммуникаций играет важную роль в обеспечении рабочих мест для стран (табл. 2).
Рис. 4. Интернет-проникновение от общей численности населения и доходы от телекоммуникаций Источник: рассчитано автором [15]
Таблица 2
Сотрудники электросвязи (FTE) в отдельных арабских странах за период 2010–2023 гг. (тыс. чел.)
Страна |
2000 |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2018F |
2019F |
2020F |
2021F |
2022F |
2023F |
Алжир |
Низ. |
Низ. |
31,98 |
33,43 |
27,65 |
40,63 |
42,79 |
44,95 |
47,11 |
49,28 |
27,65 |
Бахрейн |
Низ. |
2,57 |
3,14 |
3,10 |
3,36 |
3,59 |
3,71 |
3,83 |
3,94 |
4,06 |
4,18 |
Египет |
Низ. |
64,02 |
65,62 |
63,52 |
62,86 |
62,32 |
62,05 |
61,78 |
61,51 |
61,24 |
60,97 |
Ирак |
Низ. |
17,46 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Иордания |
Низ. |
4,74 |
4,60 |
4,30 |
4,02 |
3,78 |
3,66 |
3,54 |
3,42 |
3,30 |
3,18 |
Кувейт |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
12,50 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
12,50 |
12,50 |
Ливан |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
7,84 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
7,84 |
7,84 |
Марокко |
Низ. |
12,90 |
11,56 |
11,20 |
10,51 |
9,73 |
9,34 |
8,95 |
8,56 |
8,17 |
7,78 |
Оман |
Низ. |
3,72 |
3,82 |
4,01 |
4,05 |
4,14 |
4,19 |
4,24 |
4,28 |
4,33 |
4,37 |
Палестина |
Низ. |
3,02 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
4,28 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Катар |
Низ. |
2,50 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Саудовская Аравия |
Низ. |
23,41 |
23,75 |
22,02 |
22,48 |
22,04 |
21,82 |
21,59 |
21,37 |
21,15 |
20,93 |
Сирия |
Низ. |
26,63 |
25,88 |
27,15 |
27,35 |
27,69 |
27,86 |
28,03 |
28,20 |
28,38 |
28,55 |
Тунис |
Низ. |
10,96 |
10,80 |
11,06 |
10,71 |
10,62 |
10,58 |
10,53 |
10,49 |
10,44 |
10,39 |
ОАЭ |
Низ. |
11,34 |
7,96 |
6,25 |
10,00 |
11,12 |
11,92 |
12,72 |
13,51 |
14,31 |
15,11 |
Йемен |
Низ. |
9,53 |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Примечание: Низ.: неизвестно; F: прогноз
Источник: составлено автором [9].
Рис. 5. Экспорт товаров ИКТ стран БВиСА в период 2000–2023 гг. (в % от объема экспорта товаров) Источник: составлено автором [17]
Сектор телекоммуникаций также играет важную роль в диверсификации экономической базы экспорта страны (рис. 5).
В период 2000–2023 гг. доля экспорта средств связи и технологий стран БВиСА в пределах 1 – 6 от международного экспорта средств связи и технологий.
Основные проблемы, сдерживающие развитие цифрового сектора в странах БВиСА с точки зрения многих исследователей, таких как: Руссотто К.М., Бадран М.Ф. [22] и др.:
• Цифровая инфраструктура на БВиСА не так развита, как в других регионах;
• Цифровые платежные системы в некоторых странах БВиСА в этом регионе медленно развиваются;
• Хотя стоимость использования Интернета снизилась за последние три года, она по-прежнему остается непомерно высокой, особенно для стран региона с низким уровнем дохода;
• На многих интернет-рынках БВиСА существуют монополии или барьеры для входа на рынок конкурентов, что сделало этот регион одним из регионов с самой высокой концентрацией влияния на интернет-рынке в мире. Эти многие существующие барьеры ограничивают развитие инфраструктуры Интернета, а этот барьер, в свою очередь, ограничивает инновации по всей цепочке создания стоимости Интернета;
• Политическая нестабильность, военные действия и гражданские войны в: Ираке, Сирии, Йемене, Ливии, Тунисе, Египте, Иране;
• Низкая эффективность макроэкономических показателей, распространение административной коррупции и уклонение от социально-экономических государственных обязанностей в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене, Египте, Тунисе, Марокко, Алжире, Мавритании, Судане и Иране;
Все перечисленные факторы могут мешать странам БВиСА выйти на цифровую экономику, что в нынешних условиях стало неизбежным, особенно в условиях COVID 19 [4-6, 12].
Заключение
Работа посвящена преимуществам цифровой экономики для стран БВиСА, такие как ускорение экономического роста, уменьшение бюрократии и коррупционных механизмов, повышение экономического потенциала и конкурентоспособности страны на глобальном уровне, увеличение внутреннего производства и диверсификация источников доходов и экспорта на основе высокоразвитого современных технологий, снижение уровня бедности и расширение возможностей для занятости и др.
Основные проблемы, препятствующие развитие цифровой экономики в странах БВиСА, наиболее важная из которых заключается в том, что цифровая инфраструктура в регионе БВиСА не так развита, как в других регионах, цифровые платежные системы в некоторых странах региона БВиСА медленно развиваются.
Повышение эффективности цифровой экономики в странах БВиСА может решить многие экономические проблемы, в том числе: диверсификацию национального производства стран региона, экономика которых зависит в основном от сырой нефти; повышение эффективности производительности труда и т.д. Это возможность для региона БВиСА сделать большой шаг вперед, приняв амбициозные цели по развитию экономики и достижению глобальной конкуренции, совершенствованию электронных платежных систем и широкому внедрению технологий в экономику.