Введение
Настоящее время отличается неблагоприятными макроэкономическими и геополитическими условиями, связанными как с последствиями пандемии коронавирусной инфекции, так и с кризисом вокруг Украины. В этих условиях обостряются вопросы и проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности страны, защиты ее суверенитета. Существенную роль в решении подобных задач играют доходы федерального бюджета [1, 2], выступая в качестве основного источника финансирования реализации государством функций по управлению общественным развитием, которые реализуются посредством бюджетных расходов [3-5].
Устойчивость социально-экономического положения России к внешним экономическим и геополитическим вызовам зависит прежде всего от стабильного финансирования государственных программ, стратегических национальных проектов, а также текущих расходов на обеспечение безопасности [6]. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы стабильности доходов федерального бюджета как основного источника финансирования выполнения всех ключевых задач.
Повышение точности прогнозирования доходов федерального бюджета представляет собой достаточно сложную задачу и требует внедрения усовершенствованных методологических подходов и инструментов [7], решение данных вопросов еще больше усложняется в текущих условиях.
Цель исследования – анализ фактической динамики доходов федерального бюджета в 2021–2024 гг. и прогнозов на 2025–2027 гг., оценка их обоснованности и рисков реализации.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования анализировались данные пояснительных записок к законопроектам о федеральном бюджете за соответствующие периоды в части фактических и прогнозных оценок ключевых макроэкономических параметров, а также доходной части федерального бюджета [8-12]. При анализе использовались методы структурного и динамического статистического анализа, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2023–2024 гг. происходила постепенная адаптация российской экономики к масштабным санкциям, введенным после начала специальной военной операции в 2022 году. Как видно из табл. 1, после снижения в 2022 г., ВВП вернулся к устойчивым темпам роста, которые хоть и уступают тем, которые были в 2021 г., но в целом находятся на сопоставимом уровне.
В последние годы сложилась нестабильная ситуация на мировых сырьевых рынках в условиях пандемии и связанных с ней последствий, а также санкционного противостояния после начала специальной военной операции. Это привело к значительным колебаниям цен на нефть и газ в 2021 – 2024 гг., что сказалось на доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Были введены масштабные экономические санкции против российской экономики, что привело к сложностям с импортом и привлечением инвестиций.
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей в 2021–2026 гг.
| Показатель | 2021 (фактические данные) | 2022 (фактические данные) | 2023 (фактические данные) | 2024 (оценка) | 2025 (прогноз) | 2026 (прогноз) | 2027 (прогноз) | 
| Изменение ВВП, % | 4,7 | -2,1 | 3,6 | 3,9 | 2,5 | 2,6 | 2,8 | 
| Инвестиции, млрд руб. | 22 495,0 | 27 865,0 | 34 036,0 | 40 055,0 | 44 102,0 | 47 875,0 | 51 652,0 | 
| Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр. | 69,1 | 79,6 | 64,5 | 70,0 | 69,7 | 66,0 | 65,5 | 
| Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м. | 274,3 | 702,9 | 318,8 | 279,9 | 259,1 | 247,6 | 240,2 | 
| Инфляция (индекс потребительских цен), % к декабрю предыдущего года | 8,4 | 11,9 | 7,4 | 7,3 | 4,5 | 4,0 | 4,0 | 
| Курс доллара, руб. за долл. США | 73,6 | 67,5 | 84,7 | 91,2 | 96,5 | 100,0 | 103,0 | 
Примечание: прогнозные и фактические данные.
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.
| Показатель | 2024 год (оценка) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | 2027 год (прогноз) | ||||
| сумма, млрд руб. | удельный вес, % | сумма, млрд руб. | удельный вес, % | сумма, млрд руб. | удельный вес, % | сумма, млрд руб. | удельный вес, % | |
| Доходы, всего | 36 110,7 | 100,0 | 40 296,1 | 100,0 | 41 840,9 | 100,0 | 43 154,2 | 100,0 | 
| Нефтегазовые доходы | 11 309,5 | 31,3 | 10 936,4 | 27,1 | 10 564,3 | 25,2 | 9 766,1 | 22,6 | 
| Ненефтегазовые доходы | 24 801,2 | 68,7 | 29 359,7 | 72,9 | 31 276,6 | 74,8 | 33 388,1 | 77,4 | 
Таблица 3
Структура доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.
| Показатель | 2021 год | 2022 год | 2023 год | |||
| сумма, млрд руб. | удельный вес, % | сумма, млрд руб. | удельный вес, % | сумма, млрд руб. | удельный вес, % | |
| Доходы, всего | 25 286,4 | 100,0 | 27 824,4 | 100,0 | 29 124,0 | 100,0 | 
| Нефтегазовые доходы | 9 056,5 | 35,8 | 11 586,2 | 41,6 | 8 822,3 | 30,3 | 
| Ненефтегазовые доходы | 16 229,9 | 64,2 | 16 238,2 | 58,4 | 20 301,8 | 69,7 | 
Из табл. 1 можно сделать вывод, что в прогнозе динамики макроэкономических показателей на 2025 – 2027 гг., учтены ряд актуальных рисков, которые могут негативно сказаться на макроэкономической ситуации в России и динамике доходов федерального бюджета. Так, предполагаются замедление роста инвестиций, снижение цен на российские энергоресурсы, ослабление курса рубля к доллару.
Отмеченные факторы, как ожидается, будут оказывать влияние на доходы федерального бюджета, что также учтено и в прогнозе динамики доходов бюджета (табл. 2).
В 2025 – 2027 гг. прогнозируется снижение нефтегазовых доходов и снижение их удельного веса в общей структуре доходов, что в целом соответствует наблюдаемым тенденциям. Вместе с тем прогнозируется рост общих доходов, что связано в первую очередь с ожидаемым увеличением поступлений по ненефтегазовым доходам.
На основе данных табл. 3, можно сделать вывод об уже произошедших в предыдущие годы существенных изменениях в структуре доходов бюджета, связанных в первую очередь с нестабильной динамикой нефтегазовых доходов бюджета. Так, в 2022 г. нефтегазовые доходы выросли по сравнению с 2021 г. и соответственно вырос их удельный вес – что можно связать с резким ростом цен на энергоносители и соответствующими высокими доходами в первой половине года. Вместе с тем, в 2023 г. произошло существенное снижение нефтегазовых доходов с резким снижением их удельного веса в общей структуре доходов – более, чем на 10%. Это можно объяснить санкциями, диверсиями на газопроводах «Северный поток», а также нестабильными ценами на энергоресурсы, которые в 2023 г. стали в среднем ниже, чем в 2022 г.
В условиях нестабильной динамики нефтегазовых поступлений, дальнейший рост общих доходов ожидается за счет увеличения ненефтегазовых доходов (табл. 4).
В свою очередь, на динамику ненефтегазовых доходов, как видно из табл. 4, серьезное влияние оказывают поступления от оборотных налогов и сборов, в число которых входят поступления от НДС, акцизов, ввозных пошлин. Так, несмотря на значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы на 10,7%, в условиях снижения поступлений от оборотных налогов и сборов в 2022 г. на 0,3%, ненефтегазовые доходы не претерпели существенных изменений. При этом рост поступлений от оборотных налогов и сборов в 2023 г. на 24,2% привел к росту ненефтегазовых доходов на 25%, хотя в этот же период замедлился рост поступлений от налогов на прибыль. Это можно объяснить значительной долей доходов от оборотных налогов в ненефтегазовых доходах.
Таблица 4
Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.
| Показатель | 2021 год | 2022 год | 2023 год | ||
| сумма, млрд руб. | сумма, млрд руб. | отклонение к 2021 г., в процентах | сумма, млрд руб. | отклонение к 2022 г., в процентах | |
| ДОХОДЫ – ВСЕГО | 25 286,4 | 27 824,4 | 10,0 | 29 124,0 | 4,7 | 
| в том числе: | |||||
| Нефтегазовые доходы | 9 056,5 | 11 586,2 | 27,9 | 8 822,3 | -23,9 | 
| Ненефтегазовые доходы | 16 229,9 | 16 238,2 | 0,1 | 20 301,8 | 25,0 | 
| в том числе по ненефтегазовым доходам: | |||||
| Оборотные налоги и сборы | 11 145,3 | 11 114,4 | -0,3 | 13 806,0 | 24,2 | 
| из них: | |||||
| НДС | 9 212,2 | 9 552,8 | 3,7 | 11 614,4 | 21,6 | 
| акцизы | 1 074,2 | 951,2 | -11,4 | 1 081,2 | 13,7 | 
| ввозные пошлины | 858,9 | 610,4 | -28,9 | 1 110,4 | 81,9 | 
| Налоги на прибыль/доходы | 1 643,1 | 1 818,5 | 10,7 | 1 927,3 | 6,0 | 
| из них: | |||||
| налог на прибыль | 1 552,4 | 1 669,5 | 7,5 | 1 767,8 | 5,9 | 
| НДФЛ | 90,7 | 149,0 | 64,4 | 159,5 | 7,0 | 
| Прочие доходы | 3 312,0 | 3 065,6 | -7,4 | 3 554,5 | 15,9 | 
Таблица 5
Динамика доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.
| Показатель | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | |||
| оценка, млрд руб. | прогноз, млрд руб. | отклонение от 2024 года, в процентах | прогноз, млрд руб. | отклонение от 2025 года, в процентах | прогноз, млрд руб. | отклонение от 2026 года, в процентах | |
| ДОХОДЫ – ВСЕГО | 36 110,7 | 40 296,1 | 11,6 | 41 840,9 | 3,8 | 43 154,2 | 3,1 | 
| в том числе: | |||||||
| Нефтегазовые доходы | 11 309,5 | 10 936,4 | -3,3 | 10 564,3 | -3,4 | 9 766,1 | -7,6 | 
| Ненефтегазовые доходы | 24 801,2 | 29 359,7 | 18,4 | 31 276,6 | 6,5 | 33 388,1 | 6,8 | 
| в том числе по ненефтегазовым доходам: | |||||||
| Оборотные налоги и сборы | 15 663,1 | 18 212,0 | 16,3 | 19 679,1 | 8,1 | 21 128,9 | 7,4 | 
| из них: | |||||||
| НДС | 13 235,7 | 15 456,3 | 16,8 | 16 760,2 | 8,4 | 18 060,8 | 7,8 | 
| акцизы | 1 235,0 | 1 371,6 | 11,1 | 1 375,2 | 0,3 | 1 407,8 | 2,4 | 
| ввозные пошлины | 1 192,5 | 1 384,0 | 16,1 | 1 543,5 | 11,5 | 1 660,4 | 7,6 | 
| Налоги на прибыль/доходы | 2 336,5 | 4 850,5 | 107,6 | 5 167,5 | 6,5 | 5 433,8 | 5,2 | 
| из них: | |||||||
| налог на прибыль | 2 029,5 | 4 040,0 | 99,1 | 4 264,8 | 5,1 | 4 532,5 | 6,7 | 
| НДФЛ | 307,0 | 810,5 | 164,0 | 920,7 | 13,6 | 901,3 | -2,1 | 
| Прочие доходы | 5 850,7 | 5 312,5 | -9,2 | 5 430,3 | 2,2 | 5 807,2 | 6,9 | 
В 2025–2027 гг., как видно из табл. 5, прогнозируется замедление поступлений от оборотных налогов и сборов, что приведет к замедлению роста ненефтегазовых доходов.
Также в 2025–2027 гг. ожидается значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы, который, однако, не сможет в полной мере компенсировать снижение поступлений от оборотных налогов и сборов. В условиях продолжающегося снижения нефтегазовых доходов, а также замедления роста ненефтегазовых доходов, в 2025 – 2027 гг. ожидается и замедление роста общих доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Анализируя ожидаемые параметры доходной части федерального бюджета при разработке проекта федерального бюджета на 2025–2027 гг., следует отметить, что в целом данные прогнозные оценки согласуются с макроэкономическими прогнозами и существующими рисками, связанными в первую очередь с экономическими санкциями, высоким инфляционным давлением, нестабильностью на мировых сырьевых рынках, необходимостью проведения жесткой денежно-кредитной политики.
В условиях сохранения геополитической напряженности и конфронтации с западными странами вокруг украинского кризиса продолжают действовать факторы, способствующие сохранению и возможному дальнейшему усилению инфляционного давления на российскую экономику. Они вызваны в том числе и действием введенных против России экономических санкций, которые существенно усложняют логистику, связанную с импортом, что ведет к существенному удорожанию импортной продукции. Дополнительным обстоятельством, усугубляющим негативное влияние санкционных ограничений, является отсутствие соответствующих решений по импортозамещению отдельных категорий продукции, пользующихся значительным спросом как со стороны населения, так и со стороны бизнеса (в том числе в производственных целях).
Усложняет ситуацию и устаревшая и изношенная инфраструктура на транспорте, в энергетике, многих отраслях промышленности, требующая масштабных инвестиций и значительного времени на реализацию сложных инфраструктурных проектов. В условиях значительного переориентирования спроса населения и бизнеса на внутренние товары и услуги, это также выступает серьезным и трудно устранимым в короткие сроки фактором инфляционного давления.
Отмеченные обстоятельства могут привести к необходимости дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, проводимой Банком России для купирования угрозы инфляции и снижения ее до целевых показателей. Что, в свою очередь, несет риски снижения платежеспособного спроса и замедления деловой активности бизнеса и, в конечном итоге, может негативно повлиять на динамику доходов федерального бюджета.
Заключение
В прогнозе доходной части бюджета Российской Федерации, отраженном в проекте закона «О федеральном бюджете» на 2025 – 2027 гг. ожидается продолжение дальнейшего роста бюджетных поступлений, однако прогнозируется его замедление в 2026 – 2027 гг. В прогнозе учтены негативные факторы, оказывающие влияние на макроэкономическую ситуацию в стране и, как следствие, на доходную часть федерального бюджета. С учетом этого, прогнозируемые параметры доходной части федерального бюджета на 2025 – 2027 гг. можно считать в целом обоснованными.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что сохраняются риски и угрозы, которые могут негативно повлиять на прогнозные макроэкономические оценки и как следствие привести к неблагоприятным отклонениям по ряду параметров доходной части бюджета в 2025 – 2027 гг. Среди данных вызовов следует отметить следующие:
– сильный моральный и физический износ основных производственных фондов в ряде ключевых отраслей, что не позволяет российским предприятиям полноценно удовлетворять современные требования и запросы, в особенности в условиях переориентации населения на внутренний спрос и резкого снижения доступа зарубежных продукции и услуг;
– серьезное инфляционное давление, вызванное рядом факторов, связанных как с удорожанием импорта (в связи с санкциями и необходимостью выстраивания более длинных и дорогостоящих логистических цепочек) и невозможностью его замещения в короткие сроки, так и недостаточно развитой инфраструктурой, в ряде случаев неготовой к массовой переориентации спроса на внутренний рынок товаров и услуг;
– прекращение доступа российского бизнеса к ряду современных технологий и платформ, дефицит комплектующих, который может обостриться по мере нарастания изношенности основных средств с значительным присутствием импортных комплектующих в компонентной базе, что также может негативно сказаться на ситуации с инфляцией;
– сильная закредитованность бизнеса и населения, необходимость для российских предприятий прибегать к кредитным ресурсам в условиях дефицита финансирования (с учетом недоступности большей части зарубежных инвестиций) и удорожания импорта (в том числе вследствие применения «серых» схем);
– необходимость ужесточения денежно-кредитной политики, что чревато рисками торможения экономического роста вследствие чрезмерного угнетения деловой и потребительской активности;
– рост затрат на ВПК в условиях участия российских вооруженных сил в вооруженном конфликте с применением широкого спектра вооружений, необходимости постоянного усовершенствования существующих видов вооружений и активного освоения принципиально новых видов оружия и методов ведения боевых действий, что в условиях технологического отставания от западных стран в ряде сфер также создает дополнительную нагрузку на экономику;
– ущерб приграничным регионам, а также территориям новых субъектов РФ, от идущих в непосредственной близости боевых действий, а также целенаправленных диверсий и обстрелов террористического характера, практикуемых вооруженными силами Украины что создает серьезные риски нарушения жизнедеятельности бизнеса и населения в регионах, имеющих важное значение для российской экономики и промышленности.
В этих условиях к прогнозным оценкам по макроэкономическим показателям и доходам федерального бюджета следует подходить с осторожностью, что целесообразно также учитывать и при формировании расходной части бюджета, а также при планировании государственной экономической политики.
Библиографическая ссылка
Мастеров А.И. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2025–2027 ГОДАХ: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 12-1. С. 87-93;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3870 (дата обращения: 31.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/vaael.3870

