Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2025–2027 ГОДАХ: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мастеров А.И. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье анализируется фактическая и прогнозная информация по доходам федерального бюджета и ключевым макроэкономическим показателям, сформированная на основе статистических данных пояснительных записок к проектам законов федерального бюджета за соответствующие периоды. Анализ фактических данных охватывает период с 2021 по 2023 годы, прогнозные данные за 2025 – 2026 годы сопоставляются с предварительными оценками показателей за 2024 год. На основе собранных данных дается оценка обоснованности прогнозов в условиях прогнозируемых ключевых макроэкономических показателей. Проведен анализ структуры доходов федерального бюджета, дана оценка динамики основных составляющих – в том числе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, определен их прогнозируемый вклад в дальнейшую динамику доходов. Дана оценка изменений в структуре доходов в последние годы на основе фактических данных. Проведен анализ и приведен перечень возможных рисков и вызовов, которые могут привести к возникновению неблагоприятных отклонений по доходам бюджета в условиях действия последствий пандемии коронавирусной инфекции, санкций и геополитических вызовов. По итогам проведенного исследования делается вывод – насколько учтены сложившиеся экономические тенденции при прогнозировании динамики доходов бюджета, даны соответствующие рекомендации.
доходы
федеральный бюджет
риски
санкции
экономика
1. Зотиков Н.З. Доходы федерального бюджета как инструмент экономической безопасности государства // Социальные и экономические системы. Экономика. 2022. № 4. С. 254-274.
2. Манахова И.В., Лузгина К.С. Доходы бюджета России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22, № 3. С. 138-147.
3. Скачкова А.А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2019–2021 гг. // Наукосфера. 2022. № 4-1. С. 182-186.
4. Косов М.Е. Управление доходами федерального бюджета Российской Федерации в современных экономических условиях // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 99-105.
5. Косов М.Е., Чалова А.Ю., Ахмадеев Р.Г., Голубцова Е.В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года // Финансовый журнал. 2023. Т. 15, № 2. С. 8-26.
6. Нечаев А.А., Ахмадеев Р.Г. Оценка эффективности государственного управления доходами федерального бюджета в текущих макроэкономических условиях // Управленческий учет. 2024. № 2. С. 433-439.
7. Лавриненко К.Е., Беспалов Р.А. Совершенствование поступлений доходов федерального бюджета // Социально-экономическое развитие России и регионов в эпоху цифровизации: материалы XIII Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2024. С. 94-99.
8. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7?ysclid=m3flp7nf1130213368 (дата обращения: 13.10.2024).
9. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258295-7?ysclid=m3fls83u5151740634 (дата обращения: 13.10.2024).
10. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8?ysclid=m3fluisqwt589595494 (дата обращения: 13.10.2024).
11. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/448554-8?ysclid=m3fmpash7r697796444 (дата обращения: 13.10.2024).
12. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». URL: https://sozd.duma.gov.ru/s3files/s3sozd/1ef7f232/9e50/6012/b112/fd8c65f23efe?ysclid=m3fmsr97vm556034921 (дата обращения: 13.10.2024).

Введение

Настоящее время отличается неблагоприятными макроэкономическими и геополитическими условиями, связанными как с последствиями пандемии коронавирусной инфекции, так и с кризисом вокруг Украины. В этих условиях обостряются вопросы и проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности страны, защиты ее суверенитета. Существенную роль в решении подобных задач играют доходы федерального бюджета [1, 2], выступая в качестве основного источника финансирования реализации государством функций по управлению общественным развитием, которые реализуются посредством бюджетных расходов [3-5].

Устойчивость социально-экономического положения России к внешним экономическим и геополитическим вызовам зависит прежде всего от стабильного финансирования государственных программ, стратегических национальных проектов, а также текущих расходов на обеспечение безопасности [6]. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы стабильности доходов федерального бюджета как основного источника финансирования выполнения всех ключевых задач.

Повышение точности прогнозирования доходов федерального бюджета представляет собой достаточно сложную задачу и требует внедрения усовершенствованных методологических подходов и инструментов [7], решение данных вопросов еще больше усложняется в текущих условиях.

Цель исследования – анализ фактической динамики доходов федерального бюджета в 2021–2024 гг. и прогнозов на 2025–2027 гг., оценка их обоснованности и рисков реализации.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования анализировались данные пояснительных записок к законопроектам о федеральном бюджете за соответствующие периоды в части фактических и прогнозных оценок ключевых макроэкономических параметров, а также доходной части федерального бюджета [8-12]. При анализе использовались методы структурного и динамического статистического анализа, индукции и дедукции.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2023–2024 гг. происходила постепенная адаптация российской экономики к масштабным санкциям, введенным после начала специальной военной операции в 2022 году. Как видно из табл. 1, после снижения в 2022 г., ВВП вернулся к устойчивым темпам роста, которые хоть и уступают тем, которые были в 2021 г., но в целом находятся на сопоставимом уровне.

В последние годы сложилась нестабильная ситуация на мировых сырьевых рынках в условиях пандемии и связанных с ней последствий, а также санкционного противостояния после начала специальной военной операции. Это привело к значительным колебаниям цен на нефть и газ в 2021 – 2024 гг., что сказалось на доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Были введены масштабные экономические санкции против российской экономики, что привело к сложностям с импортом и привлечением инвестиций.

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей в 2021–2026 гг.

Показатель

2021 (фактические данные)

2022 (фактические данные)

2023 (фактические данные)

2024 (оценка)

2025 (прогноз)

2026 (прогноз)

2027 (прогноз)

Изменение ВВП, %

4,7

-2,1

3,6

3,9

2,5

2,6

2,8

Инвестиции, млрд руб.

22 495,0

27 865,0

34 036,0

40 055,0

44 102,0

47 875,0

51 652,0

Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр.

69,1

79,6

64,5

70,0

69,7

66,0

65,5

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м.

274,3

702,9

318,8

279,9

259,1

247,6

240,2

Инфляция (индекс потребительских цен), % к декабрю предыдущего года

8,4

11,9

7,4

7,3

4,5

4,0

4,0

Курс доллара, руб. за долл. США

73,6

67,5

84,7

91,2

96,5

100,0

103,0

Примечание: прогнозные и фактические данные.

Таблица 2

Структура доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.

Показатель

2024 год (оценка)

2025 год (прогноз)

2026 год (прогноз)

2027 год (прогноз)

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

Доходы, всего

36 110,7

100,0

40 296,1

100,0

41 840,9

100,0

43 154,2

100,0

Нефтегазовые доходы

11 309,5

31,3

10 936,4

27,1

10 564,3

25,2

9 766,1

22,6

Ненефтегазовые доходы

24 801,2

68,7

29 359,7

72,9

31 276,6

74,8

33 388,1

77,4

Таблица 3

Структура доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.

Показатель

2021 год

2022 год

2023 год

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

Доходы, всего

25 286,4

100,0

27 824,4

100,0

29 124,0

100,0

Нефтегазовые доходы

9 056,5

35,8

11 586,2

41,6

8 822,3

30,3

Ненефтегазовые доходы

16 229,9

64,2

16 238,2

58,4

20 301,8

69,7

Из табл. 1 можно сделать вывод, что в прогнозе динамики макроэкономических показателей на 2025 – 2027 гг., учтены ряд актуальных рисков, которые могут негативно сказаться на макроэкономической ситуации в России и динамике доходов федерального бюджета. Так, предполагаются замедление роста инвестиций, снижение цен на российские энергоресурсы, ослабление курса рубля к доллару.

Отмеченные факторы, как ожидается, будут оказывать влияние на доходы федерального бюджета, что также учтено и в прогнозе динамики доходов бюджета (табл. 2).

В 2025 – 2027 гг. прогнозируется снижение нефтегазовых доходов и снижение их удельного веса в общей структуре доходов, что в целом соответствует наблюдаемым тенденциям. Вместе с тем прогнозируется рост общих доходов, что связано в первую очередь с ожидаемым увеличением поступлений по ненефтегазовым доходам.

На основе данных табл. 3, можно сделать вывод об уже произошедших в предыдущие годы существенных изменениях в структуре доходов бюджета, связанных в первую очередь с нестабильной динамикой нефтегазовых доходов бюджета. Так, в 2022 г. нефтегазовые доходы выросли по сравнению с 2021 г. и соответственно вырос их удельный вес – что можно связать с резким ростом цен на энергоносители и соответствующими высокими доходами в первой половине года. Вместе с тем, в 2023 г. произошло существенное снижение нефтегазовых доходов с резким снижением их удельного веса в общей структуре доходов – более, чем на 10%. Это можно объяснить санкциями, диверсиями на газопроводах «Северный поток», а также нестабильными ценами на энергоресурсы, которые в 2023 г. стали в среднем ниже, чем в 2022 г.

В условиях нестабильной динамики нефтегазовых поступлений, дальнейший рост общих доходов ожидается за счет увеличения ненефтегазовых доходов (табл. 4).

В свою очередь, на динамику ненефтегазовых доходов, как видно из табл. 4, серьезное влияние оказывают поступления от оборотных налогов и сборов, в число которых входят поступления от НДС, акцизов, ввозных пошлин. Так, несмотря на значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы на 10,7%, в условиях снижения поступлений от оборотных налогов и сборов в 2022 г. на 0,3%, ненефтегазовые доходы не претерпели существенных изменений. При этом рост поступлений от оборотных налогов и сборов в 2023 г. на 24,2% привел к росту ненефтегазовых доходов на 25%, хотя в этот же период замедлился рост поступлений от налогов на прибыль. Это можно объяснить значительной долей доходов от оборотных налогов в ненефтегазовых доходах.

Таблица 4

Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.

Показатель

2021 год

2022 год

2023 год

сумма, млрд руб.

сумма, млрд руб.

отклонение к 2021 г., в процентах

сумма, млрд руб.

отклонение к 2022 г., в процентах

ДОХОДЫ – ВСЕГО

25 286,4

27 824,4

10,0

29 124,0

4,7

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

9 056,5

11 586,2

27,9

8 822,3

-23,9

Ненефтегазовые доходы

16 229,9

16 238,2

0,1

20 301,8

25,0

в том числе по ненефтегазовым доходам:

         

Оборотные налоги и сборы

11 145,3

11 114,4

-0,3

13 806,0

24,2

из них:

         

НДС

9 212,2

9 552,8

3,7

11 614,4

21,6

акцизы

1 074,2

951,2

-11,4

1 081,2

13,7

ввозные пошлины

858,9

610,4

-28,9

1 110,4

81,9

Налоги на прибыль/доходы

1 643,1

1 818,5

10,7

1 927,3

6,0

из них:

         

налог на прибыль

1 552,4

1 669,5

7,5

1 767,8

5,9

НДФЛ

90,7

149,0

64,4

159,5

7,0

Прочие доходы

3 312,0

3 065,6

-7,4

3 554,5

15,9

Таблица 5

Динамика доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.

Показатель

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

оценка, млрд руб.

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2024 года, в процентах

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2025 года, в процентах

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2026 года, в процентах

ДОХОДЫ – ВСЕГО

36 110,7

40 296,1

11,6

41 840,9

3,8

43 154,2

3,1

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

11 309,5

10 936,4

-3,3

10 564,3

-3,4

9 766,1

-7,6

Ненефтегазовые доходы

24 801,2

29 359,7

18,4

31 276,6

6,5

33 388,1

6,8

в том числе по ненефтегазовым доходам:

             

Оборотные налоги и сборы

15 663,1

18 212,0

16,3

19 679,1

8,1

21 128,9

7,4

из них:

             

НДС

13 235,7

15 456,3

16,8

16 760,2

8,4

18 060,8

7,8

акцизы

1 235,0

1 371,6

11,1

1 375,2

0,3

1 407,8

2,4

ввозные пошлины

1 192,5

1 384,0

16,1

1 543,5

11,5

1 660,4

7,6

Налоги на прибыль/доходы

2 336,5

4 850,5

107,6

5 167,5

6,5

5 433,8

5,2

из них:

             

налог на прибыль

2 029,5

4 040,0

99,1

4 264,8

5,1

4 532,5

6,7

НДФЛ

307,0

810,5

164,0

920,7

13,6

901,3

-2,1

Прочие доходы

5 850,7

5 312,5

-9,2

5 430,3

2,2

5 807,2

6,9

В 2025–2027 гг., как видно из табл. 5, прогнозируется замедление поступлений от оборотных налогов и сборов, что приведет к замедлению роста ненефтегазовых доходов.

Также в 2025–2027 гг. ожидается значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы, который, однако, не сможет в полной мере компенсировать снижение поступлений от оборотных налогов и сборов. В условиях продолжающегося снижения нефтегазовых доходов, а также замедления роста ненефтегазовых доходов, в 2025 – 2027 гг. ожидается и замедление роста общих доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Анализируя ожидаемые параметры доходной части федерального бюджета при разработке проекта федерального бюджета на 2025–2027 гг., следует отметить, что в целом данные прогнозные оценки согласуются с макроэкономическими прогнозами и существующими рисками, связанными в первую очередь с экономическими санкциями, высоким инфляционным давлением, нестабильностью на мировых сырьевых рынках, необходимостью проведения жесткой денежно-кредитной политики.

В условиях сохранения геополитической напряженности и конфронтации с западными странами вокруг украинского кризиса продолжают действовать факторы, способствующие сохранению и возможному дальнейшему усилению инфляционного давления на российскую экономику. Они вызваны в том числе и действием введенных против России экономических санкций, которые существенно усложняют логистику, связанную с импортом, что ведет к существенному удорожанию импортной продукции. Дополнительным обстоятельством, усугубляющим негативное влияние санкционных ограничений, является отсутствие соответствующих решений по импортозамещению отдельных категорий продукции, пользующихся значительным спросом как со стороны населения, так и со стороны бизнеса (в том числе в производственных целях).

Усложняет ситуацию и устаревшая и изношенная инфраструктура на транспорте, в энергетике, многих отраслях промышленности, требующая масштабных инвестиций и значительного времени на реализацию сложных инфраструктурных проектов. В условиях значительного переориентирования спроса населения и бизнеса на внутренние товары и услуги, это также выступает серьезным и трудно устранимым в короткие сроки фактором инфляционного давления.

Отмеченные обстоятельства могут привести к необходимости дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, проводимой Банком России для купирования угрозы инфляции и снижения ее до целевых показателей. Что, в свою очередь, несет риски снижения платежеспособного спроса и замедления деловой активности бизнеса и, в конечном итоге, может негативно повлиять на динамику доходов федерального бюджета.

Заключение

В прогнозе доходной части бюджета Российской Федерации, отраженном в проекте закона «О федеральном бюджете» на 2025 – 2027 гг. ожидается продолжение дальнейшего роста бюджетных поступлений, однако прогнозируется его замедление в 2026 – 2027 гг. В прогнозе учтены негативные факторы, оказывающие влияние на макроэкономическую ситуацию в стране и, как следствие, на доходную часть федерального бюджета. С учетом этого, прогнозируемые параметры доходной части федерального бюджета на 2025 – 2027 гг. можно считать в целом обоснованными.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что сохраняются риски и угрозы, которые могут негативно повлиять на прогнозные макроэкономические оценки и как следствие привести к неблагоприятным отклонениям по ряду параметров доходной части бюджета в 2025 – 2027 гг. Среди данных вызовов следует отметить следующие:

– сильный моральный и физический износ основных производственных фондов в ряде ключевых отраслей, что не позволяет российским предприятиям полноценно удовлетворять современные требования и запросы, в особенности в условиях переориентации населения на внутренний спрос и резкого снижения доступа зарубежных продукции и услуг;

– серьезное инфляционное давление, вызванное рядом факторов, связанных как с удорожанием импорта (в связи с санкциями и необходимостью выстраивания более длинных и дорогостоящих логистических цепочек) и невозможностью его замещения в короткие сроки, так и недостаточно развитой инфраструктурой, в ряде случаев неготовой к массовой переориентации спроса на внутренний рынок товаров и услуг;

– прекращение доступа российского бизнеса к ряду современных технологий и платформ, дефицит комплектующих, который может обостриться по мере нарастания изношенности основных средств с значительным присутствием импортных комплектующих в компонентной базе, что также может негативно сказаться на ситуации с инфляцией;

– сильная закредитованность бизнеса и населения, необходимость для российских предприятий прибегать к кредитным ресурсам в условиях дефицита финансирования (с учетом недоступности большей части зарубежных инвестиций) и удорожания импорта (в том числе вследствие применения «серых» схем);

– необходимость ужесточения денежно-кредитной политики, что чревато рисками торможения экономического роста вследствие чрезмерного угнетения деловой и потребительской активности;

– рост затрат на ВПК в условиях участия российских вооруженных сил в вооруженном конфликте с применением широкого спектра вооружений, необходимости постоянного усовершенствования существующих видов вооружений и активного освоения принципиально новых видов оружия и методов ведения боевых действий, что в условиях технологического отставания от западных стран в ряде сфер также создает дополнительную нагрузку на экономику;

– ущерб приграничным регионам, а также территориям новых субъектов РФ, от идущих в непосредственной близости боевых действий, а также целенаправленных диверсий и обстрелов террористического характера, практикуемых вооруженными силами Украины что создает серьезные риски нарушения жизнедеятельности бизнеса и населения в регионах, имеющих важное значение для российской экономики и промышленности.

В этих условиях к прогнозным оценкам по макроэкономическим показателям и доходам федерального бюджета следует подходить с осторожностью, что целесообразно также учитывать и при формировании расходной части бюджета, а также при планировании государственной экономической политики.


Библиографическая ссылка

Мастеров А.И. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2025–2027 ГОДАХ: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 87-93;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3870 (дата обращения: 22.12.2024).