Введение
Настоящее время отличается неблагоприятными макроэкономическими и геополитическими условиями, связанными как с последствиями пандемии коронавирусной инфекции, так и с кризисом вокруг Украины. В этих условиях обостряются вопросы и проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности страны, защиты ее суверенитета. Существенную роль в решении подобных задач играют доходы федерального бюджета [1, 2], выступая в качестве основного источника финансирования реализации государством функций по управлению общественным развитием, которые реализуются посредством бюджетных расходов [3-5].
Устойчивость социально-экономического положения России к внешним экономическим и геополитическим вызовам зависит прежде всего от стабильного финансирования государственных программ, стратегических национальных проектов, а также текущих расходов на обеспечение безопасности [6]. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы стабильности доходов федерального бюджета как основного источника финансирования выполнения всех ключевых задач.
Повышение точности прогнозирования доходов федерального бюджета представляет собой достаточно сложную задачу и требует внедрения усовершенствованных методологических подходов и инструментов [7], решение данных вопросов еще больше усложняется в текущих условиях.
Цель исследования – анализ фактической динамики доходов федерального бюджета в 2021–2024 гг. и прогнозов на 2025–2027 гг., оценка их обоснованности и рисков реализации.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования анализировались данные пояснительных записок к законопроектам о федеральном бюджете за соответствующие периоды в части фактических и прогнозных оценок ключевых макроэкономических параметров, а также доходной части федерального бюджета [8-12]. При анализе использовались методы структурного и динамического статистического анализа, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
В 2023–2024 гг. происходила постепенная адаптация российской экономики к масштабным санкциям, введенным после начала специальной военной операции в 2022 году. Как видно из табл. 1, после снижения в 2022 г., ВВП вернулся к устойчивым темпам роста, которые хоть и уступают тем, которые были в 2021 г., но в целом находятся на сопоставимом уровне.
В последние годы сложилась нестабильная ситуация на мировых сырьевых рынках в условиях пандемии и связанных с ней последствий, а также санкционного противостояния после начала специальной военной операции. Это привело к значительным колебаниям цен на нефть и газ в 2021 – 2024 гг., что сказалось на доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Были введены масштабные экономические санкции против российской экономики, что привело к сложностям с импортом и привлечением инвестиций.
Таблица 1
Динамика основных макроэкономических показателей в 2021–2026 гг.
Показатель |
2021 (фактические данные) |
2022 (фактические данные) |
2023 (фактические данные) |
2024 (оценка) |
2025 (прогноз) |
2026 (прогноз) |
2027 (прогноз) |
Изменение ВВП, % |
4,7 |
-2,1 |
3,6 |
3,9 |
2,5 |
2,6 |
2,8 |
Инвестиции, млрд руб. |
22 495,0 |
27 865,0 |
34 036,0 |
40 055,0 |
44 102,0 |
47 875,0 |
51 652,0 |
Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр. |
69,1 |
79,6 |
64,5 |
70,0 |
69,7 |
66,0 |
65,5 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м. |
274,3 |
702,9 |
318,8 |
279,9 |
259,1 |
247,6 |
240,2 |
Инфляция (индекс потребительских цен), % к декабрю предыдущего года |
8,4 |
11,9 |
7,4 |
7,3 |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
Курс доллара, руб. за долл. США |
73,6 |
67,5 |
84,7 |
91,2 |
96,5 |
100,0 |
103,0 |
Примечание: прогнозные и фактические данные.
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.
Показатель |
2024 год (оценка) |
2025 год (прогноз) |
2026 год (прогноз) |
2027 год (прогноз) |
||||
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
|
Доходы, всего |
36 110,7 |
100,0 |
40 296,1 |
100,0 |
41 840,9 |
100,0 |
43 154,2 |
100,0 |
Нефтегазовые доходы |
11 309,5 |
31,3 |
10 936,4 |
27,1 |
10 564,3 |
25,2 |
9 766,1 |
22,6 |
Ненефтегазовые доходы |
24 801,2 |
68,7 |
29 359,7 |
72,9 |
31 276,6 |
74,8 |
33 388,1 |
77,4 |
Таблица 3
Структура доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
сумма, млрд руб. |
удельный вес, % |
|
Доходы, всего |
25 286,4 |
100,0 |
27 824,4 |
100,0 |
29 124,0 |
100,0 |
Нефтегазовые доходы |
9 056,5 |
35,8 |
11 586,2 |
41,6 |
8 822,3 |
30,3 |
Ненефтегазовые доходы |
16 229,9 |
64,2 |
16 238,2 |
58,4 |
20 301,8 |
69,7 |
Из табл. 1 можно сделать вывод, что в прогнозе динамики макроэкономических показателей на 2025 – 2027 гг., учтены ряд актуальных рисков, которые могут негативно сказаться на макроэкономической ситуации в России и динамике доходов федерального бюджета. Так, предполагаются замедление роста инвестиций, снижение цен на российские энергоресурсы, ослабление курса рубля к доллару.
Отмеченные факторы, как ожидается, будут оказывать влияние на доходы федерального бюджета, что также учтено и в прогнозе динамики доходов бюджета (табл. 2).
В 2025 – 2027 гг. прогнозируется снижение нефтегазовых доходов и снижение их удельного веса в общей структуре доходов, что в целом соответствует наблюдаемым тенденциям. Вместе с тем прогнозируется рост общих доходов, что связано в первую очередь с ожидаемым увеличением поступлений по ненефтегазовым доходам.
На основе данных табл. 3, можно сделать вывод об уже произошедших в предыдущие годы существенных изменениях в структуре доходов бюджета, связанных в первую очередь с нестабильной динамикой нефтегазовых доходов бюджета. Так, в 2022 г. нефтегазовые доходы выросли по сравнению с 2021 г. и соответственно вырос их удельный вес – что можно связать с резким ростом цен на энергоносители и соответствующими высокими доходами в первой половине года. Вместе с тем, в 2023 г. произошло существенное снижение нефтегазовых доходов с резким снижением их удельного веса в общей структуре доходов – более, чем на 10%. Это можно объяснить санкциями, диверсиями на газопроводах «Северный поток», а также нестабильными ценами на энергоресурсы, которые в 2023 г. стали в среднем ниже, чем в 2022 г.
В условиях нестабильной динамики нефтегазовых поступлений, дальнейший рост общих доходов ожидается за счет увеличения ненефтегазовых доходов (табл. 4).
В свою очередь, на динамику ненефтегазовых доходов, как видно из табл. 4, серьезное влияние оказывают поступления от оборотных налогов и сборов, в число которых входят поступления от НДС, акцизов, ввозных пошлин. Так, несмотря на значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы на 10,7%, в условиях снижения поступлений от оборотных налогов и сборов в 2022 г. на 0,3%, ненефтегазовые доходы не претерпели существенных изменений. При этом рост поступлений от оборотных налогов и сборов в 2023 г. на 24,2% привел к росту ненефтегазовых доходов на 25%, хотя в этот же период замедлился рост поступлений от налогов на прибыль. Это можно объяснить значительной долей доходов от оборотных налогов в ненефтегазовых доходах.
Таблица 4
Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
сумма, млрд руб. |
сумма, млрд руб. |
отклонение к 2021 г., в процентах |
сумма, млрд руб. |
отклонение к 2022 г., в процентах |
|
ДОХОДЫ – ВСЕГО |
25 286,4 |
27 824,4 |
10,0 |
29 124,0 |
4,7 |
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
9 056,5 |
11 586,2 |
27,9 |
8 822,3 |
-23,9 |
Ненефтегазовые доходы |
16 229,9 |
16 238,2 |
0,1 |
20 301,8 |
25,0 |
в том числе по ненефтегазовым доходам: |
|||||
Оборотные налоги и сборы |
11 145,3 |
11 114,4 |
-0,3 |
13 806,0 |
24,2 |
из них: |
|||||
НДС |
9 212,2 |
9 552,8 |
3,7 |
11 614,4 |
21,6 |
акцизы |
1 074,2 |
951,2 |
-11,4 |
1 081,2 |
13,7 |
ввозные пошлины |
858,9 |
610,4 |
-28,9 |
1 110,4 |
81,9 |
Налоги на прибыль/доходы |
1 643,1 |
1 818,5 |
10,7 |
1 927,3 |
6,0 |
из них: |
|||||
налог на прибыль |
1 552,4 |
1 669,5 |
7,5 |
1 767,8 |
5,9 |
НДФЛ |
90,7 |
149,0 |
64,4 |
159,5 |
7,0 |
Прочие доходы |
3 312,0 |
3 065,6 |
-7,4 |
3 554,5 |
15,9 |
Таблица 5
Динамика доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.
Показатель |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
|||
оценка, млрд руб. |
прогноз, млрд руб. |
отклонение от 2024 года, в процентах |
прогноз, млрд руб. |
отклонение от 2025 года, в процентах |
прогноз, млрд руб. |
отклонение от 2026 года, в процентах |
|
ДОХОДЫ – ВСЕГО |
36 110,7 |
40 296,1 |
11,6 |
41 840,9 |
3,8 |
43 154,2 |
3,1 |
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
11 309,5 |
10 936,4 |
-3,3 |
10 564,3 |
-3,4 |
9 766,1 |
-7,6 |
Ненефтегазовые доходы |
24 801,2 |
29 359,7 |
18,4 |
31 276,6 |
6,5 |
33 388,1 |
6,8 |
в том числе по ненефтегазовым доходам: |
|||||||
Оборотные налоги и сборы |
15 663,1 |
18 212,0 |
16,3 |
19 679,1 |
8,1 |
21 128,9 |
7,4 |
из них: |
|||||||
НДС |
13 235,7 |
15 456,3 |
16,8 |
16 760,2 |
8,4 |
18 060,8 |
7,8 |
акцизы |
1 235,0 |
1 371,6 |
11,1 |
1 375,2 |
0,3 |
1 407,8 |
2,4 |
ввозные пошлины |
1 192,5 |
1 384,0 |
16,1 |
1 543,5 |
11,5 |
1 660,4 |
7,6 |
Налоги на прибыль/доходы |
2 336,5 |
4 850,5 |
107,6 |
5 167,5 |
6,5 |
5 433,8 |
5,2 |
из них: |
|||||||
налог на прибыль |
2 029,5 |
4 040,0 |
99,1 |
4 264,8 |
5,1 |
4 532,5 |
6,7 |
НДФЛ |
307,0 |
810,5 |
164,0 |
920,7 |
13,6 |
901,3 |
-2,1 |
Прочие доходы |
5 850,7 |
5 312,5 |
-9,2 |
5 430,3 |
2,2 |
5 807,2 |
6,9 |
В 2025–2027 гг., как видно из табл. 5, прогнозируется замедление поступлений от оборотных налогов и сборов, что приведет к замедлению роста ненефтегазовых доходов.
Также в 2025–2027 гг. ожидается значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы, который, однако, не сможет в полной мере компенсировать снижение поступлений от оборотных налогов и сборов. В условиях продолжающегося снижения нефтегазовых доходов, а также замедления роста ненефтегазовых доходов, в 2025 – 2027 гг. ожидается и замедление роста общих доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Анализируя ожидаемые параметры доходной части федерального бюджета при разработке проекта федерального бюджета на 2025–2027 гг., следует отметить, что в целом данные прогнозные оценки согласуются с макроэкономическими прогнозами и существующими рисками, связанными в первую очередь с экономическими санкциями, высоким инфляционным давлением, нестабильностью на мировых сырьевых рынках, необходимостью проведения жесткой денежно-кредитной политики.
В условиях сохранения геополитической напряженности и конфронтации с западными странами вокруг украинского кризиса продолжают действовать факторы, способствующие сохранению и возможному дальнейшему усилению инфляционного давления на российскую экономику. Они вызваны в том числе и действием введенных против России экономических санкций, которые существенно усложняют логистику, связанную с импортом, что ведет к существенному удорожанию импортной продукции. Дополнительным обстоятельством, усугубляющим негативное влияние санкционных ограничений, является отсутствие соответствующих решений по импортозамещению отдельных категорий продукции, пользующихся значительным спросом как со стороны населения, так и со стороны бизнеса (в том числе в производственных целях).
Усложняет ситуацию и устаревшая и изношенная инфраструктура на транспорте, в энергетике, многих отраслях промышленности, требующая масштабных инвестиций и значительного времени на реализацию сложных инфраструктурных проектов. В условиях значительного переориентирования спроса населения и бизнеса на внутренние товары и услуги, это также выступает серьезным и трудно устранимым в короткие сроки фактором инфляционного давления.
Отмеченные обстоятельства могут привести к необходимости дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, проводимой Банком России для купирования угрозы инфляции и снижения ее до целевых показателей. Что, в свою очередь, несет риски снижения платежеспособного спроса и замедления деловой активности бизнеса и, в конечном итоге, может негативно повлиять на динамику доходов федерального бюджета.
Заключение
В прогнозе доходной части бюджета Российской Федерации, отраженном в проекте закона «О федеральном бюджете» на 2025 – 2027 гг. ожидается продолжение дальнейшего роста бюджетных поступлений, однако прогнозируется его замедление в 2026 – 2027 гг. В прогнозе учтены негативные факторы, оказывающие влияние на макроэкономическую ситуацию в стране и, как следствие, на доходную часть федерального бюджета. С учетом этого, прогнозируемые параметры доходной части федерального бюджета на 2025 – 2027 гг. можно считать в целом обоснованными.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что сохраняются риски и угрозы, которые могут негативно повлиять на прогнозные макроэкономические оценки и как следствие привести к неблагоприятным отклонениям по ряду параметров доходной части бюджета в 2025 – 2027 гг. Среди данных вызовов следует отметить следующие:
– сильный моральный и физический износ основных производственных фондов в ряде ключевых отраслей, что не позволяет российским предприятиям полноценно удовлетворять современные требования и запросы, в особенности в условиях переориентации населения на внутренний спрос и резкого снижения доступа зарубежных продукции и услуг;
– серьезное инфляционное давление, вызванное рядом факторов, связанных как с удорожанием импорта (в связи с санкциями и необходимостью выстраивания более длинных и дорогостоящих логистических цепочек) и невозможностью его замещения в короткие сроки, так и недостаточно развитой инфраструктурой, в ряде случаев неготовой к массовой переориентации спроса на внутренний рынок товаров и услуг;
– прекращение доступа российского бизнеса к ряду современных технологий и платформ, дефицит комплектующих, который может обостриться по мере нарастания изношенности основных средств с значительным присутствием импортных комплектующих в компонентной базе, что также может негативно сказаться на ситуации с инфляцией;
– сильная закредитованность бизнеса и населения, необходимость для российских предприятий прибегать к кредитным ресурсам в условиях дефицита финансирования (с учетом недоступности большей части зарубежных инвестиций) и удорожания импорта (в том числе вследствие применения «серых» схем);
– необходимость ужесточения денежно-кредитной политики, что чревато рисками торможения экономического роста вследствие чрезмерного угнетения деловой и потребительской активности;
– рост затрат на ВПК в условиях участия российских вооруженных сил в вооруженном конфликте с применением широкого спектра вооружений, необходимости постоянного усовершенствования существующих видов вооружений и активного освоения принципиально новых видов оружия и методов ведения боевых действий, что в условиях технологического отставания от западных стран в ряде сфер также создает дополнительную нагрузку на экономику;
– ущерб приграничным регионам, а также территориям новых субъектов РФ, от идущих в непосредственной близости боевых действий, а также целенаправленных диверсий и обстрелов террористического характера, практикуемых вооруженными силами Украины что создает серьезные риски нарушения жизнедеятельности бизнеса и населения в регионах, имеющих важное значение для российской экономики и промышленности.
В этих условиях к прогнозным оценкам по макроэкономическим показателям и доходам федерального бюджета следует подходить с осторожностью, что целесообразно также учитывать и при формировании расходной части бюджета, а также при планировании государственной экономической политики.