Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

FEDERAL BUDGET REVENUES IN 2025-2027: RISKS AND PROSPECTS

Masterov A.I. 1
1 Financial University under Government of Russian Federation
1131 KB
The article analyzes the actual and forecast information on federal budget revenues and key macroeconomic indicators, formed on the basis of statistical data from explanatory notes to draft federal budget laws for the relevant periods. The analysis of the actual data covers the period from 2021 to 2023, the forecast data for 2025-2026 are compared with preliminary estimates of indicators for 2024. Based on the collected data, an assessment of the validity of forecasts in the context of projected key macroeconomic indicators is given. The analysis of the structure of federal budget revenues has been carried out, the dynamics of the main components, including oil and gas and non–oil and gas revenues, has been assessed, and their projected contribution to further income dynamics has been determined. The assessment of changes in the income structure in recent years is based on actual data. The analysis is carried out and a list of possible risks and challenges that may lead to adverse deviations in budget revenues in the context of the effects of the coronavirus pandemic, sanctions and geopolitical challenges is provided. Based on the results of the study, it is concluded that the current economic trends are taken into account when forecasting the dynamics of budget revenues, and appropriate recommendations are given.
revenues
federal budget
risks
sanctions
economy

Введение

Настоящее время отличается неблагоприятными макроэкономическими и геополитическими условиями, связанными как с последствиями пандемии коронавирусной инфекции, так и с кризисом вокруг Украины. В этих условиях обостряются вопросы и проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности страны, защиты ее суверенитета. Существенную роль в решении подобных задач играют доходы федерального бюджета [1, 2], выступая в качестве основного источника финансирования реализации государством функций по управлению общественным развитием, которые реализуются посредством бюджетных расходов [3-5].

Устойчивость социально-экономического положения России к внешним экономическим и геополитическим вызовам зависит прежде всего от стабильного финансирования государственных программ, стратегических национальных проектов, а также текущих расходов на обеспечение безопасности [6]. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы стабильности доходов федерального бюджета как основного источника финансирования выполнения всех ключевых задач.

Повышение точности прогнозирования доходов федерального бюджета представляет собой достаточно сложную задачу и требует внедрения усовершенствованных методологических подходов и инструментов [7], решение данных вопросов еще больше усложняется в текущих условиях.

Цель исследования – анализ фактической динамики доходов федерального бюджета в 2021–2024 гг. и прогнозов на 2025–2027 гг., оценка их обоснованности и рисков реализации.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования анализировались данные пояснительных записок к законопроектам о федеральном бюджете за соответствующие периоды в части фактических и прогнозных оценок ключевых макроэкономических параметров, а также доходной части федерального бюджета [8-12]. При анализе использовались методы структурного и динамического статистического анализа, индукции и дедукции.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2023–2024 гг. происходила постепенная адаптация российской экономики к масштабным санкциям, введенным после начала специальной военной операции в 2022 году. Как видно из табл. 1, после снижения в 2022 г., ВВП вернулся к устойчивым темпам роста, которые хоть и уступают тем, которые были в 2021 г., но в целом находятся на сопоставимом уровне.

В последние годы сложилась нестабильная ситуация на мировых сырьевых рынках в условиях пандемии и связанных с ней последствий, а также санкционного противостояния после начала специальной военной операции. Это привело к значительным колебаниям цен на нефть и газ в 2021 – 2024 гг., что сказалось на доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Были введены масштабные экономические санкции против российской экономики, что привело к сложностям с импортом и привлечением инвестиций.

Таблица 1

Динамика основных макроэкономических показателей в 2021–2026 гг.

Показатель

2021 (фактические данные)

2022 (фактические данные)

2023 (фактические данные)

2024 (оценка)

2025 (прогноз)

2026 (прогноз)

2027 (прогноз)

Изменение ВВП, %

4,7

-2,1

3,6

3,9

2,5

2,6

2,8

Инвестиции, млрд руб.

22 495,0

27 865,0

34 036,0

40 055,0

44 102,0

47 875,0

51 652,0

Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр.

69,1

79,6

64,5

70,0

69,7

66,0

65,5

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м.

274,3

702,9

318,8

279,9

259,1

247,6

240,2

Инфляция (индекс потребительских цен), % к декабрю предыдущего года

8,4

11,9

7,4

7,3

4,5

4,0

4,0

Курс доллара, руб. за долл. США

73,6

67,5

84,7

91,2

96,5

100,0

103,0

Примечание: прогнозные и фактические данные.

Таблица 2

Структура доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.

Показатель

2024 год (оценка)

2025 год (прогноз)

2026 год (прогноз)

2027 год (прогноз)

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

Доходы, всего

36 110,7

100,0

40 296,1

100,0

41 840,9

100,0

43 154,2

100,0

Нефтегазовые доходы

11 309,5

31,3

10 936,4

27,1

10 564,3

25,2

9 766,1

22,6

Ненефтегазовые доходы

24 801,2

68,7

29 359,7

72,9

31 276,6

74,8

33 388,1

77,4

Таблица 3

Структура доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.

Показатель

2021 год

2022 год

2023 год

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

сумма, млрд руб.

удельный вес, %

Доходы, всего

25 286,4

100,0

27 824,4

100,0

29 124,0

100,0

Нефтегазовые доходы

9 056,5

35,8

11 586,2

41,6

8 822,3

30,3

Ненефтегазовые доходы

16 229,9

64,2

16 238,2

58,4

20 301,8

69,7

Из табл. 1 можно сделать вывод, что в прогнозе динамики макроэкономических показателей на 2025 – 2027 гг., учтены ряд актуальных рисков, которые могут негативно сказаться на макроэкономической ситуации в России и динамике доходов федерального бюджета. Так, предполагаются замедление роста инвестиций, снижение цен на российские энергоресурсы, ослабление курса рубля к доллару.

Отмеченные факторы, как ожидается, будут оказывать влияние на доходы федерального бюджета, что также учтено и в прогнозе динамики доходов бюджета (табл. 2).

В 2025 – 2027 гг. прогнозируется снижение нефтегазовых доходов и снижение их удельного веса в общей структуре доходов, что в целом соответствует наблюдаемым тенденциям. Вместе с тем прогнозируется рост общих доходов, что связано в первую очередь с ожидаемым увеличением поступлений по ненефтегазовым доходам.

На основе данных табл. 3, можно сделать вывод об уже произошедших в предыдущие годы существенных изменениях в структуре доходов бюджета, связанных в первую очередь с нестабильной динамикой нефтегазовых доходов бюджета. Так, в 2022 г. нефтегазовые доходы выросли по сравнению с 2021 г. и соответственно вырос их удельный вес – что можно связать с резким ростом цен на энергоносители и соответствующими высокими доходами в первой половине года. Вместе с тем, в 2023 г. произошло существенное снижение нефтегазовых доходов с резким снижением их удельного веса в общей структуре доходов – более, чем на 10%. Это можно объяснить санкциями, диверсиями на газопроводах «Северный поток», а также нестабильными ценами на энергоресурсы, которые в 2023 г. стали в среднем ниже, чем в 2022 г.

В условиях нестабильной динамики нефтегазовых поступлений, дальнейший рост общих доходов ожидается за счет увеличения ненефтегазовых доходов (табл. 4).

В свою очередь, на динамику ненефтегазовых доходов, как видно из табл. 4, серьезное влияние оказывают поступления от оборотных налогов и сборов, в число которых входят поступления от НДС, акцизов, ввозных пошлин. Так, несмотря на значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы на 10,7%, в условиях снижения поступлений от оборотных налогов и сборов в 2022 г. на 0,3%, ненефтегазовые доходы не претерпели существенных изменений. При этом рост поступлений от оборотных налогов и сборов в 2023 г. на 24,2% привел к росту ненефтегазовых доходов на 25%, хотя в этот же период замедлился рост поступлений от налогов на прибыль. Это можно объяснить значительной долей доходов от оборотных налогов в ненефтегазовых доходах.

Таблица 4

Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 гг.

Показатель

2021 год

2022 год

2023 год

сумма, млрд руб.

сумма, млрд руб.

отклонение к 2021 г., в процентах

сумма, млрд руб.

отклонение к 2022 г., в процентах

ДОХОДЫ – ВСЕГО

25 286,4

27 824,4

10,0

29 124,0

4,7

в том числе:

         

Нефтегазовые доходы

9 056,5

11 586,2

27,9

8 822,3

-23,9

Ненефтегазовые доходы

16 229,9

16 238,2

0,1

20 301,8

25,0

в том числе по ненефтегазовым доходам:

         

Оборотные налоги и сборы

11 145,3

11 114,4

-0,3

13 806,0

24,2

из них:

         

НДС

9 212,2

9 552,8

3,7

11 614,4

21,6

акцизы

1 074,2

951,2

-11,4

1 081,2

13,7

ввозные пошлины

858,9

610,4

-28,9

1 110,4

81,9

Налоги на прибыль/доходы

1 643,1

1 818,5

10,7

1 927,3

6,0

из них:

         

налог на прибыль

1 552,4

1 669,5

7,5

1 767,8

5,9

НДФЛ

90,7

149,0

64,4

159,5

7,0

Прочие доходы

3 312,0

3 065,6

-7,4

3 554,5

15,9

Таблица 5

Динамика доходов федерального бюджета в 2024–2027 гг.

Показатель

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

оценка, млрд руб.

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2024 года, в процентах

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2025 года, в процентах

прогноз, млрд руб.

отклонение от 2026 года, в процентах

ДОХОДЫ – ВСЕГО

36 110,7

40 296,1

11,6

41 840,9

3,8

43 154,2

3,1

в том числе:

             

Нефтегазовые доходы

11 309,5

10 936,4

-3,3

10 564,3

-3,4

9 766,1

-7,6

Ненефтегазовые доходы

24 801,2

29 359,7

18,4

31 276,6

6,5

33 388,1

6,8

в том числе по ненефтегазовым доходам:

             

Оборотные налоги и сборы

15 663,1

18 212,0

16,3

19 679,1

8,1

21 128,9

7,4

из них:

             

НДС

13 235,7

15 456,3

16,8

16 760,2

8,4

18 060,8

7,8

акцизы

1 235,0

1 371,6

11,1

1 375,2

0,3

1 407,8

2,4

ввозные пошлины

1 192,5

1 384,0

16,1

1 543,5

11,5

1 660,4

7,6

Налоги на прибыль/доходы

2 336,5

4 850,5

107,6

5 167,5

6,5

5 433,8

5,2

из них:

             

налог на прибыль

2 029,5

4 040,0

99,1

4 264,8

5,1

4 532,5

6,7

НДФЛ

307,0

810,5

164,0

920,7

13,6

901,3

-2,1

Прочие доходы

5 850,7

5 312,5

-9,2

5 430,3

2,2

5 807,2

6,9

В 2025–2027 гг., как видно из табл. 5, прогнозируется замедление поступлений от оборотных налогов и сборов, что приведет к замедлению роста ненефтегазовых доходов.

Также в 2025–2027 гг. ожидается значительный рост поступлений от налогов на прибыль/доходы, который, однако, не сможет в полной мере компенсировать снижение поступлений от оборотных налогов и сборов. В условиях продолжающегося снижения нефтегазовых доходов, а также замедления роста ненефтегазовых доходов, в 2025 – 2027 гг. ожидается и замедление роста общих доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Анализируя ожидаемые параметры доходной части федерального бюджета при разработке проекта федерального бюджета на 2025–2027 гг., следует отметить, что в целом данные прогнозные оценки согласуются с макроэкономическими прогнозами и существующими рисками, связанными в первую очередь с экономическими санкциями, высоким инфляционным давлением, нестабильностью на мировых сырьевых рынках, необходимостью проведения жесткой денежно-кредитной политики.

В условиях сохранения геополитической напряженности и конфронтации с западными странами вокруг украинского кризиса продолжают действовать факторы, способствующие сохранению и возможному дальнейшему усилению инфляционного давления на российскую экономику. Они вызваны в том числе и действием введенных против России экономических санкций, которые существенно усложняют логистику, связанную с импортом, что ведет к существенному удорожанию импортной продукции. Дополнительным обстоятельством, усугубляющим негативное влияние санкционных ограничений, является отсутствие соответствующих решений по импортозамещению отдельных категорий продукции, пользующихся значительным спросом как со стороны населения, так и со стороны бизнеса (в том числе в производственных целях).

Усложняет ситуацию и устаревшая и изношенная инфраструктура на транспорте, в энергетике, многих отраслях промышленности, требующая масштабных инвестиций и значительного времени на реализацию сложных инфраструктурных проектов. В условиях значительного переориентирования спроса населения и бизнеса на внутренние товары и услуги, это также выступает серьезным и трудно устранимым в короткие сроки фактором инфляционного давления.

Отмеченные обстоятельства могут привести к необходимости дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, проводимой Банком России для купирования угрозы инфляции и снижения ее до целевых показателей. Что, в свою очередь, несет риски снижения платежеспособного спроса и замедления деловой активности бизнеса и, в конечном итоге, может негативно повлиять на динамику доходов федерального бюджета.

Заключение

В прогнозе доходной части бюджета Российской Федерации, отраженном в проекте закона «О федеральном бюджете» на 2025 – 2027 гг. ожидается продолжение дальнейшего роста бюджетных поступлений, однако прогнозируется его замедление в 2026 – 2027 гг. В прогнозе учтены негативные факторы, оказывающие влияние на макроэкономическую ситуацию в стране и, как следствие, на доходную часть федерального бюджета. С учетом этого, прогнозируемые параметры доходной части федерального бюджета на 2025 – 2027 гг. можно считать в целом обоснованными.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что сохраняются риски и угрозы, которые могут негативно повлиять на прогнозные макроэкономические оценки и как следствие привести к неблагоприятным отклонениям по ряду параметров доходной части бюджета в 2025 – 2027 гг. Среди данных вызовов следует отметить следующие:

– сильный моральный и физический износ основных производственных фондов в ряде ключевых отраслей, что не позволяет российским предприятиям полноценно удовлетворять современные требования и запросы, в особенности в условиях переориентации населения на внутренний спрос и резкого снижения доступа зарубежных продукции и услуг;

– серьезное инфляционное давление, вызванное рядом факторов, связанных как с удорожанием импорта (в связи с санкциями и необходимостью выстраивания более длинных и дорогостоящих логистических цепочек) и невозможностью его замещения в короткие сроки, так и недостаточно развитой инфраструктурой, в ряде случаев неготовой к массовой переориентации спроса на внутренний рынок товаров и услуг;

– прекращение доступа российского бизнеса к ряду современных технологий и платформ, дефицит комплектующих, который может обостриться по мере нарастания изношенности основных средств с значительным присутствием импортных комплектующих в компонентной базе, что также может негативно сказаться на ситуации с инфляцией;

– сильная закредитованность бизнеса и населения, необходимость для российских предприятий прибегать к кредитным ресурсам в условиях дефицита финансирования (с учетом недоступности большей части зарубежных инвестиций) и удорожания импорта (в том числе вследствие применения «серых» схем);

– необходимость ужесточения денежно-кредитной политики, что чревато рисками торможения экономического роста вследствие чрезмерного угнетения деловой и потребительской активности;

– рост затрат на ВПК в условиях участия российских вооруженных сил в вооруженном конфликте с применением широкого спектра вооружений, необходимости постоянного усовершенствования существующих видов вооружений и активного освоения принципиально новых видов оружия и методов ведения боевых действий, что в условиях технологического отставания от западных стран в ряде сфер также создает дополнительную нагрузку на экономику;

– ущерб приграничным регионам, а также территориям новых субъектов РФ, от идущих в непосредственной близости боевых действий, а также целенаправленных диверсий и обстрелов террористического характера, практикуемых вооруженными силами Украины что создает серьезные риски нарушения жизнедеятельности бизнеса и населения в регионах, имеющих важное значение для российской экономики и промышленности.

В этих условиях к прогнозным оценкам по макроэкономическим показателям и доходам федерального бюджета следует подходить с осторожностью, что целесообразно также учитывать и при формировании расходной части бюджета, а также при планировании государственной экономической политики.