Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Иванова Л.Д. 1 Николаева И.В. 2 Цынзак М.П. 3
1 Министерство экономики Республики Саха (Якутия)
2 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
3 ФГБОУ ВО «Арктический агротехнологический университет»
В статье подробно представлена региональная инновационная инфраструктура одного из территориально крупных и малонаселенных субъектов Российской Федерации – Республики Саха (Якутия). В регионе более десяти лет выстраивается структура поддержки нововведений на всех этапах жизненного цикла инноваций, благодаря чему регион является драйвером креативной индустрии в Дальневосточном федеральном округе. Дается представление об основных субъектах региона, отвечающих за отдельные этапы жизненного цикла инноваций, представлена авторская систематизация субъектов инновационной инфраструктуры региона в соответствии с этапом жизненного цикла (идея- запуск – ранний рост – расширение). Тем не менее, несмотря на поддержку региональных органов исполнительной власти, существует ряд проблем, препятствующих выходу инноваций на расширенные рынки сбыта, которые были сформулированы в ходе исследования. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезны региональным органам исполнителей власти других субъектов Российской Федерации.
инновационная инфраструктура
регион
республика саха (якутия)
инновации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. № 877 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Якутия» // Справочно-правовая система «КонсультанПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184947/ (дата обращения: 09.09.2024).
2. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)».
3. Николаева И.В., Иванова Л.Д., Ван-Чу-Лин А.Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Fммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2022. № 3(27). С. 46-54.
4. Официальный сайт Russian Creative Awards [Электронный ресурс]. URL: https://2022.rc-awards.ru/#about (дата обращения: 17.09.2024).
5. Хандакова О.П., Лукавина А.П. Роль технопарка в развитии инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) // Концепт. 2020. № 8. URL: http://e-koncept.ru/2020/203017.htm. (дата обращения: 09.09.2024).

Введение

В современных условиях в нашей стране определенным образом сформировалась сеть организаций, поддерживающих системы управления и связи, обеспечивающие продвижение инноваций в процессе развития от запуска к массовому внедрению. Часть субъектов федерации начала формировать свою сеть учреждений еще в 90-е годы прошлого века (например, Томска область, Республика Татарстан и др.), другая часть регионов начала участвовать в национальной инновационной системе относительно недавно.

Инновационная инфраструктура региона должна обеспечивать развитие инновационной идеи до масштабного тиражирования. В рамках жизненного цикла инновационному проекту необходимы следующие сервисы или блага, по которым можно классифицировать инновационную инфраструктуру:

− проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являющихся базой для зарождения инноваций;

− содействие образованию и нетворкинг, как основы для понимания сути нововведений и возможностей их развития;

− доступ к офисным помещениям/ оборудованию, позволяющие инициативным лицам сформулировать свои идеи и начать производство;

− предоставление бизнес- сервисов, с помощью которых профессиональный бизнес может оказать поддержку деятельности и развитие инновационных решений, помочь в привлечении финансирования;

− предоставление технических сервисов, требующих специализированного оборудования и квалифицированного персонала: инжиниринг, промышленных дизайн, испытания, исследования, измерения, сертификация прототипирования и пр.;

− поддержка коммерциализации технологии от идеи до вывода готового продукта на рынок (лицензирование технологий, пилотное тестирование, доступ к потенциальным заказчикам, поддержка в продвижении на внутреннем и внешних рынках).

Республика Саха (Якутия) – не только территориально крупнейший регион Российской Федерации, но и обладает крайне низкой и неравномерной плотностью населения (0,32 чел/кв.км). Эти факторы затрудняют развитие производственной и социальной инфраструктуры. Тем не менее, в 2022 году регион завоевал номинацию «Самый креативный регион в России» в Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards [4], как субъект федерации, чьи инициативы и достижения стали наиболее эффективными и знаковыми для развития креативной экономики Российской Федерации. Более 15 лет в республике выстраивается система поддержки инновационной деятельности.

Целью исследования является систематизация инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), а также выявление проблем ее дальнейшего формирования.

Материалы и методы исследования

На основе анализа нормативно-правовой базы, а именно – Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Законов Республики Саха (Якутия), Указов Главы Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия), также других документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, официальных статистических данных, данных органов государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), построена модель инновационной инфраструктуры региона, состоящей из субъектов федерального, регионального и частного подчинения.

Кроме того, для анализа проблем развития инноваций, в марте 2023 года был проведен опрос среди населения Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 372 респондента. Респондентам предлагались следующие вопросы:

− Ваш возраст;

− Являетесь ли Вы субъектом инновационной деятельности;

− С какими проблемами Вы сталкивались;

− Оцените развитость инновационной инфраструктуры Якутии;

− Пользовались ли Вы мерами поддержки инновационной инфраструктуры Якутии.

Первая группа опрошенных (46%) – научные деятели, изобретатели, деятели культуры и образования, субъекты политической сферы, участники общественных движений, предприниматели (171 человек).

Вторая группа (инноваторы, 23% опрошенных) – предпринимательский сектор, инвесторы, политические деятели (86 человек).

Третья группа (19% опрошенных) – государственный сектор (70 человек), остальные 45 человек (12 %) – не имеют отношений к инновациям.

Результаты исследования и их обсуждение

Если в развитии инноваций выделить такие стадии, как «Идея – Запуск – Ранний рост – Расширение», то в целом инновационную инфраструктуру Республики Саха (Якутия) можно представить в виде следующей таблицы, где участие определенного субъекта на определенном этапе развития инноваций выделено знаком «*»:

Распределение этапов поддержки развития инноваций в Республике Саха (Якутия) в региональной инновационной инфраструктуре

Наименование организации

ИДЕЯ

ЗАПУСК

РАННИЙ РОСТ

РАСШИРЕНИЕ

НИОКР

Образование и нетворкинг

Доступ к офисным помещениям/ оборудованию

Бизнес- сервисы

Специальные технические сервисы

Коммерциализация и маркетинг

Федеральный уровень

Инновационный центр «Сколково» (представитель – Технопарк «Якутия»)

     

*

*

*

ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия»

   

*

*

*

*

Точки кипения

 

*

*

*

   

Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета

*

   

*

*

 

Федеральный / региональный уровни

Бизнес-инкубаторы (Северо-Восточный федеральный университет, ГАУ РС(Я) «Мой бизнес»)

 

*

*

*

   

ВУЗы и колледжи СПО

*

*

       

Центры интеллектуальный собственности (Северо-Восточный федеральный университет, Академия наук РС(Я)

       

*

*

Региональный уровень

ГБУ «Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия)» при Академии наук РС(Я)

*

         

Креативный кластер «Квартал труда»

 

*

*

*

*

 

Фонды (Фонд развития предпринимательства, Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия))

 

*

   

*

*

ГАУ «Технопарк «Якутия»

 

*

*

*

*

 

Торгово-промышленная палата РС(Я)

 

*

       

Государственная венчурная компания «Якутия»

 

*

   

*

 

АО «Корпорация развития РС(Я)» при поддержке Правительства РС(Я)

       

*

 

АНО «Моя профессия-ИТ»

 

*

       

ИТ-парк (структурное подразделение Технопарка «Якутия»), муниципальные ИТ-центры

 

*

*

*

*

 

Агентство по привлечению инвестиций и Центр по поддержке экспорта

         

*

Муниципальные детские центры развития (ИТ-куб, детский технопарк и др.)

 

*

*

*

*

 

Коммерческие организации

Объединения предпринимателей

 

*

       

ООО «АЭБ АйТи»

         

*

ООО «АЛРОСА ИТ»

         

*

БФ Sinet Spark

*

*

*

*

*

*

Источник: составлено авторами.

По таблице видно, что наиболее сильной стороной в регионе является этап «Образование и нетворкинг».

Ключевыми можно назвать следующие субъекты:

− АНО «Моя профессия – ИТ», занимающаяся организацией хакатонов. В 2022 году расширены география участников и методы проведения конкурса «Моя профессия – IT»: проведено 30 хакатонов. Всего приняло участие в конкурсе 6893 участника из 32 муниципальных образований, из них: 1725 участников в 36 хакатонах, 5141 – прошли онлайн-тестирование [2]. В 2024 году организации поручено вывести конкурс на федеральный уровень, охватив не менее 30 субъектов Российской Федерации;

− колледжи СПО и ВУЗы. На территории Республики Саха (Якутия) действует 6 ВУЗов и 42 учреждения СПО.

Основной поддержкой инновационному проекту при переходе от идеи к запуску деятельности является предоставление доступа к офисным помещениям или оборудованию и здесь важную роль играют производственные помещения и офисы, дающие возможность профессионального развития. Здесь среди ключевых субъектов можно назвать:

− креативный кластер «Квартал труда», в котором основной упор сделан на развитие киноиндустрии. По итогам 2022 года в креативном кластере «Квартал труда» состоит 65 резидентов. К 2025 году планируется разместить 150 резидентов, а количество созданных ими рабочих мест достигнет 1250 чел;

− ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», который развивает около 15 резидентов. В ежегодном национальном рейтинге технопарков, технопарк «Якутия» имеет высокий уровень эффективности, начиная с 2019 года [5]. Акцент на технологическое предпринимательство позволил сформировать дочернее предприятие, специализирующееся на проектах в ИТ-сфере:

− ИТ-парк. Создан в 2018 году, постоянно работает 84 резидента, за весь период создано около 2150 рабочих мест;

− Муниципальные ИТ-центры. Ежегодно создаются муниципальные ИТ-центры, на сегодня функционируют 18 ИТ-центров в районах Республики Саха (Якутия), в т.ч. в трех арктических районах. (2019 – 3 ед.,2020 – 10 ед., 2021 – 15 ед.). Их основными задачами является отбор, поддержка и развитие инновационных проектов на уровне региона, активно содействуют коммерциализации проектов малых инновационных предприятий, развивает сеть бизнес-инкубаторов на территории региона.

К инновационной инфраструктуре, на наш взгляд, можно отнести и все типы особых экономических зон. Так, в Республике Саха (Якутия) функционируют две территории опережающего развития, специализирующиеся в промышленности:

− ТОР «Южная Якутия» в Нерюнгринском районе Якутии, образованная в декабре 2016 года на инвестиционных площадках угледобывающих горно-обогатительных комплексов «Игналинской» и «Денисовский». Цель – создание горнодобывающего кластера, в который сегодня входят 19 резидентов, запланировано создание более 10 тыс.рабочих мест. В кластере организаций, входящих в ТОР, ведется апробация технологических нововведений, направленных по повышение производительности в производстве коксующихся углей;

− ТОР «Якутия» (создана в 2015 году). Данная группа малых предприятий направлена на создание промышленного комплекса, ориентированного на производство продукции для строительного и жилищно-коммунального хозяйства. Цель – создание условий для несырьевых производств, особенно в сфере строительства в условиях арктических территорий и логистики. Сегодня ТОР «Якутия» состоит из 41 резидента, создано около 2 тыс.рабочих мест [1].

Среди сервисов, которые направлены на поддержку деятельности и развитие инновационных решений, можно выделить следующие:

− АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» – основной драйвер развития креативной экономики в регионе. Главная цель деятельности компании – рост несырьевого сектора экономики Якутии. С 2019 года компания начала развивать лабораторию «Креативная Якутия» – отдельное направление деятельности, нацеленное на развитие предпринимательских навыков среди населения, масштабирование выхода сектора МСП на внешние рынки и рост креативной интенсивности компаний госсектора;

− АО «Венчурная компания «Якутия» – единственный фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации, ориентированный поддержку в сфере технологического предпринимательства. Компанией реализуется акселерационная программа «В8». С 2019 года профинансировано 52 проекта на общую сумму 90,4 млн рублей;

Технические сервисы, требующие специализированного оборудования и квалифицированный персонал, также являются важной частью инновационной инфраструктуры:

− Центры интеллектуальной собственности. На территории Республики Саха (Якутия) действует 2 центра интеллектуальной собственности, целью которых является осуществление патентно-лицензионного обеспечения, интенсификации процессов генерирования и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

− Территории опережающего развития;

− ГАУ Технопарк «Якутия»

Коммерциализация и маркетинг является наиболее важным аспектом на этапе расширения инновационной деятельности. Здесь можно выделить:

− Центры интеллектуальной собственности.

− ГБУ РС(Я) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», основной целью которого является привлечение инвестиций в республику, снижение административных барьеров, формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа республики

− АНО «Центр поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)», который оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для продвижения своей продукции на международные рынки.

Следует отметить единственного субъекта, сопровождающего весь жизненный цикл инновационного проекта – благотворительный фонд Sinet Spark, оказывающий поддержку студенческим инициативам на базе проекта «Sinet Lab».

Исходя из итогов опроса можно сделать выводы о том, что инновационная повестка до сих пор массово не распространена на территории Республики Саха (Якутия) (46% респондентов не являются субъектами инновационной деятельности). При этом среди субъектов инновационной деятельности большую часть занимает первая группа (23% респондентов), то есть у инновационной экономики региона имеется потенциал для развития (рисунок).

Наблюдается недостаток инноваторов, готовых к риску, лишь 12% респондентов занимаются реализацией инновационных идей.

Инновационная деятельность связана с рисками и проблемами ввиду своей малоизученности и новшества. При этом 12,4% респондентов не сталкивались с проблемами при ведении инновационной деятельности.

Среди основных проблем инновационной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) 37% респондентов назвали отсутствие команды единомышленников, 31,5% респондентов назвали отсутствие партнеров, которые помогли б реализовать идею, вывести продукт на коммерциализацию, 27,4% респондентов – недоверие со стороны населения, технологии опережающие рынок, то есть проблемы с маркетинговой кампанией и 13,7% респондентов не смогли занять нишу на рынке и выйти на точку безубыточности, из них 80,4% респондентов не пользовались мерами поддержки, предлагаемыми инновационной инфраструктурой (технопарк «Якутия», ИТ-парк, венчурная компания «Якутия», научные центры и т.д.).

Инновационная инфраструктура Республики Саха (Якутия) предоставляет отсрочку от арендных платежей за помещение, помощь в нахождении инвесторов, венчурные инвестиции, программу акселерации и т.д. Однако, отмечается низкий охват мерами поддержки субъектов инновационной деятельности только 27,4% респондентов пользовались услугами инновационной инфраструктуры. Из них 12,4% респондентов качество услуг и мер поддержки оценили как своевременными и достаточными, аналогичный процент респондентов отметили своевременность, но недостаточность. 1,3% респондентов считают, что предоставленные услуги были достаточными, но несвоевременными, кроме того, 1,3% респондентов остались неудовлетворенными качеством предоставленных услуг.

Из вышеизложенного следует вывод, что не смотря на разветвленную сеть организаций, предоставляющих услуги в области образования и нетворкинга, большая часть населения региона не имеет достаточной информации о существующих мерах поддержки нововведений.

missing image file

Оценка инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) по итогам опроса

В Республике Саха (Якутия) на протяжении последних десяти лет создается система поддержки инновационной деятельности. По итогам опроса инновационная экосистема Республики Саха (Якутия) получила оценку в 3,1 балла. Данный балл свидетельствует о том, что инновационная инфраструктура региона справляется со своими функциями, при этом имеет слабые стороны.

Заключение

В целом можно сделать вывод о том, что Республика Саха (Якутия) имеет базовую инновационную инфраструктуру, достаточное количество успешно реализованных высокотехнологичных проектов, Данные факторы наряду с устойчивыми взаимоотношениями с национальными институтами развития и международными центрами инноваций создают возможности и обуславливают необходимость для перехода в новый уровень и становления центром притяжения науки, инноваций, бизнеса и капиталовложений в экономику региона.

С другой стороны, по итогам исследования выявлены следующие основные проблемы в механизмах развития инновационных проектов на территории Республики Саха (Якутия):

− отсутствие связности инновационной инфраструктуры, вследствие этого каждый этап инновационной инфраструктуры функционирует самостоятельно. Таким образом, ресурсы распределены на множество проектов без систематизации и на рынок выходят лишь единицы;

− недоверие со стороны населения к нововведениям, несвоевременно внедренные технологии приводят к отсутствию спроса на продукт;

− недостаточность партнеров при реализации инноваций, в том числе коммерциализации деятельности. Учитывая новизну продукта на рынке, запуск всегда сопровождается высоким уровнем риска. Исходя из этого количество инвесторов и финансовых институтов в инновационной деятельности является малочисленным;

− недостаток квалифицированных кадров, готовых к рискованным действиям. Необходимы сотрудники, которые обладают интеллектуальными способностями, также стремящиеся к поиску новых прогрессивных решений в своей деятельности.

Решение обозначенных проблем должно стать основой для принятия управленческих, стратегических решений, в том числе внедрения инноваций в экономику и государственное управление. Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры региона состоит в систематизации и формировании системы грамотного управления данными и взаимодействии представленных субъектов инновационной инфраструктуры со всеми уровнями государственного и муниципального управления.


Библиографическая ссылка

Иванова Л.Д., Николаева И.В., Цынзак М.П. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 80-86;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3869 (дата обращения: 22.12.2024).