Введение
В современных условиях в нашей стране определенным образом сформировалась сеть организаций, поддерживающих системы управления и связи, обеспечивающие продвижение инноваций в процессе развития от запуска к массовому внедрению. Часть субъектов федерации начала формировать свою сеть учреждений еще в 90-е годы прошлого века (например, Томска область, Республика Татарстан и др.), другая часть регионов начала участвовать в национальной инновационной системе относительно недавно.
Инновационная инфраструктура региона должна обеспечивать развитие инновационной идеи до масштабного тиражирования. В рамках жизненного цикла инновационному проекту необходимы следующие сервисы или блага, по которым можно классифицировать инновационную инфраструктуру:
− проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являющихся базой для зарождения инноваций;
− содействие образованию и нетворкинг, как основы для понимания сути нововведений и возможностей их развития;
− доступ к офисным помещениям/ оборудованию, позволяющие инициативным лицам сформулировать свои идеи и начать производство;
− предоставление бизнес- сервисов, с помощью которых профессиональный бизнес может оказать поддержку деятельности и развитие инновационных решений, помочь в привлечении финансирования;
− предоставление технических сервисов, требующих специализированного оборудования и квалифицированного персонала: инжиниринг, промышленных дизайн, испытания, исследования, измерения, сертификация прототипирования и пр.;
− поддержка коммерциализации технологии от идеи до вывода готового продукта на рынок (лицензирование технологий, пилотное тестирование, доступ к потенциальным заказчикам, поддержка в продвижении на внутреннем и внешних рынках).
Республика Саха (Якутия) – не только территориально крупнейший регион Российской Федерации, но и обладает крайне низкой и неравномерной плотностью населения (0,32 чел/кв.км). Эти факторы затрудняют развитие производственной и социальной инфраструктуры. Тем не менее, в 2022 году регион завоевал номинацию «Самый креативный регион в России» в Национальной премии в области креативных индустрий Russian Creative Awards [4], как субъект федерации, чьи инициативы и достижения стали наиболее эффективными и знаковыми для развития креативной экономики Российской Федерации. Более 15 лет в республике выстраивается система поддержки инновационной деятельности.
Целью исследования является систематизация инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), а также выявление проблем ее дальнейшего формирования.
Материалы и методы исследования
На основе анализа нормативно-правовой базы, а именно – Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Законов Республики Саха (Якутия), Указов Главы Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия), также других документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, официальных статистических данных, данных органов государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), построена модель инновационной инфраструктуры региона, состоящей из субъектов федерального, регионального и частного подчинения.
Кроме того, для анализа проблем развития инноваций, в марте 2023 года был проведен опрос среди населения Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 372 респондента. Респондентам предлагались следующие вопросы:
− Ваш возраст;
− Являетесь ли Вы субъектом инновационной деятельности;
− С какими проблемами Вы сталкивались;
− Оцените развитость инновационной инфраструктуры Якутии;
− Пользовались ли Вы мерами поддержки инновационной инфраструктуры Якутии.
Первая группа опрошенных (46%) – научные деятели, изобретатели, деятели культуры и образования, субъекты политической сферы, участники общественных движений, предприниматели (171 человек).
Вторая группа (инноваторы, 23% опрошенных) – предпринимательский сектор, инвесторы, политические деятели (86 человек).
Третья группа (19% опрошенных) – государственный сектор (70 человек), остальные 45 человек (12 %) – не имеют отношений к инновациям.
Результаты исследования и их обсуждение
Если в развитии инноваций выделить такие стадии, как «Идея – Запуск – Ранний рост – Расширение», то в целом инновационную инфраструктуру Республики Саха (Якутия) можно представить в виде следующей таблицы, где участие определенного субъекта на определенном этапе развития инноваций выделено знаком «*»:
Распределение этапов поддержки развития инноваций в Республике Саха (Якутия) в региональной инновационной инфраструктуре
Наименование организации |
ИДЕЯ |
ЗАПУСК |
РАННИЙ РОСТ |
РАСШИРЕНИЕ |
|||
НИОКР |
Образование и нетворкинг |
Доступ к офисным помещениям/ оборудованию |
Бизнес- сервисы |
Специальные технические сервисы |
Коммерциализация и маркетинг |
||
Федеральный уровень |
Инновационный центр «Сколково» (представитель – Технопарк «Якутия») |
* |
* |
* |
|||
ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия» |
* |
* |
* |
* |
|||
Точки кипения |
* |
* |
* |
||||
Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета |
* |
* |
* |
||||
Федеральный / региональный уровни |
Бизнес-инкубаторы (Северо-Восточный федеральный университет, ГАУ РС(Я) «Мой бизнес») |
* |
* |
* |
|||
ВУЗы и колледжи СПО |
* |
* |
|||||
Центры интеллектуальный собственности (Северо-Восточный федеральный университет, Академия наук РС(Я) |
* |
* |
|||||
Региональный уровень |
ГБУ «Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия)» при Академии наук РС(Я) |
* |
|||||
Креативный кластер «Квартал труда» |
* |
* |
* |
* |
|||
Фонды (Фонд развития предпринимательства, Фонд развития инноваций Республики Саха (Якутия)) |
* |
* |
* |
||||
ГАУ «Технопарк «Якутия» |
* |
* |
* |
* |
|||
Торгово-промышленная палата РС(Я) |
* |
||||||
Государственная венчурная компания «Якутия» |
* |
* |
|||||
АО «Корпорация развития РС(Я)» при поддержке Правительства РС(Я) |
* |
||||||
АНО «Моя профессия-ИТ» |
* |
||||||
ИТ-парк (структурное подразделение Технопарка «Якутия»), муниципальные ИТ-центры |
* |
* |
* |
* |
|||
Агентство по привлечению инвестиций и Центр по поддержке экспорта |
* |
||||||
Муниципальные детские центры развития (ИТ-куб, детский технопарк и др.) |
* |
* |
* |
* |
|||
Коммерческие организации |
Объединения предпринимателей |
* |
|||||
ООО «АЭБ АйТи» |
* |
||||||
ООО «АЛРОСА ИТ» |
* |
||||||
БФ Sinet Spark |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
Источник: составлено авторами.
По таблице видно, что наиболее сильной стороной в регионе является этап «Образование и нетворкинг».
Ключевыми можно назвать следующие субъекты:
− АНО «Моя профессия – ИТ», занимающаяся организацией хакатонов. В 2022 году расширены география участников и методы проведения конкурса «Моя профессия – IT»: проведено 30 хакатонов. Всего приняло участие в конкурсе 6893 участника из 32 муниципальных образований, из них: 1725 участников в 36 хакатонах, 5141 – прошли онлайн-тестирование [2]. В 2024 году организации поручено вывести конкурс на федеральный уровень, охватив не менее 30 субъектов Российской Федерации;
− колледжи СПО и ВУЗы. На территории Республики Саха (Якутия) действует 6 ВУЗов и 42 учреждения СПО.
Основной поддержкой инновационному проекту при переходе от идеи к запуску деятельности является предоставление доступа к офисным помещениям или оборудованию и здесь важную роль играют производственные помещения и офисы, дающие возможность профессионального развития. Здесь среди ключевых субъектов можно назвать:
− креативный кластер «Квартал труда», в котором основной упор сделан на развитие киноиндустрии. По итогам 2022 года в креативном кластере «Квартал труда» состоит 65 резидентов. К 2025 году планируется разместить 150 резидентов, а количество созданных ими рабочих мест достигнет 1250 чел;
− ГАУ РС(Я) «Технопарк «Якутия», который развивает около 15 резидентов. В ежегодном национальном рейтинге технопарков, технопарк «Якутия» имеет высокий уровень эффективности, начиная с 2019 года [5]. Акцент на технологическое предпринимательство позволил сформировать дочернее предприятие, специализирующееся на проектах в ИТ-сфере:
− ИТ-парк. Создан в 2018 году, постоянно работает 84 резидента, за весь период создано около 2150 рабочих мест;
− Муниципальные ИТ-центры. Ежегодно создаются муниципальные ИТ-центры, на сегодня функционируют 18 ИТ-центров в районах Республики Саха (Якутия), в т.ч. в трех арктических районах. (2019 – 3 ед.,2020 – 10 ед., 2021 – 15 ед.). Их основными задачами является отбор, поддержка и развитие инновационных проектов на уровне региона, активно содействуют коммерциализации проектов малых инновационных предприятий, развивает сеть бизнес-инкубаторов на территории региона.
К инновационной инфраструктуре, на наш взгляд, можно отнести и все типы особых экономических зон. Так, в Республике Саха (Якутия) функционируют две территории опережающего развития, специализирующиеся в промышленности:
− ТОР «Южная Якутия» в Нерюнгринском районе Якутии, образованная в декабре 2016 года на инвестиционных площадках угледобывающих горно-обогатительных комплексов «Игналинской» и «Денисовский». Цель – создание горнодобывающего кластера, в который сегодня входят 19 резидентов, запланировано создание более 10 тыс.рабочих мест. В кластере организаций, входящих в ТОР, ведется апробация технологических нововведений, направленных по повышение производительности в производстве коксующихся углей;
− ТОР «Якутия» (создана в 2015 году). Данная группа малых предприятий направлена на создание промышленного комплекса, ориентированного на производство продукции для строительного и жилищно-коммунального хозяйства. Цель – создание условий для несырьевых производств, особенно в сфере строительства в условиях арктических территорий и логистики. Сегодня ТОР «Якутия» состоит из 41 резидента, создано около 2 тыс.рабочих мест [1].
Среди сервисов, которые направлены на поддержку деятельности и развитие инновационных решений, можно выделить следующие:
− АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» – основной драйвер развития креативной экономики в регионе. Главная цель деятельности компании – рост несырьевого сектора экономики Якутии. С 2019 года компания начала развивать лабораторию «Креативная Якутия» – отдельное направление деятельности, нацеленное на развитие предпринимательских навыков среди населения, масштабирование выхода сектора МСП на внешние рынки и рост креативной интенсивности компаний госсектора;
− АО «Венчурная компания «Якутия» – единственный фонд прямых и венчурных инвестиций с государственным участием в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации, ориентированный поддержку в сфере технологического предпринимательства. Компанией реализуется акселерационная программа «В8». С 2019 года профинансировано 52 проекта на общую сумму 90,4 млн рублей;
Технические сервисы, требующие специализированного оборудования и квалифицированный персонал, также являются важной частью инновационной инфраструктуры:
− Центры интеллектуальной собственности. На территории Республики Саха (Якутия) действует 2 центра интеллектуальной собственности, целью которых является осуществление патентно-лицензионного обеспечения, интенсификации процессов генерирования и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
− Территории опережающего развития;
− ГАУ Технопарк «Якутия»
Коммерциализация и маркетинг является наиболее важным аспектом на этапе расширения инновационной деятельности. Здесь можно выделить:
− Центры интеллектуальной собственности.
− ГБУ РС(Я) «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», основной целью которого является привлечение инвестиций в республику, снижение административных барьеров, формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа республики
− АНО «Центр поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)», который оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для продвижения своей продукции на международные рынки.
Следует отметить единственного субъекта, сопровождающего весь жизненный цикл инновационного проекта – благотворительный фонд Sinet Spark, оказывающий поддержку студенческим инициативам на базе проекта «Sinet Lab».
Исходя из итогов опроса можно сделать выводы о том, что инновационная повестка до сих пор массово не распространена на территории Республики Саха (Якутия) (46% респондентов не являются субъектами инновационной деятельности). При этом среди субъектов инновационной деятельности большую часть занимает первая группа (23% респондентов), то есть у инновационной экономики региона имеется потенциал для развития (рисунок).
Наблюдается недостаток инноваторов, готовых к риску, лишь 12% респондентов занимаются реализацией инновационных идей.
Инновационная деятельность связана с рисками и проблемами ввиду своей малоизученности и новшества. При этом 12,4% респондентов не сталкивались с проблемами при ведении инновационной деятельности.
Среди основных проблем инновационной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) 37% респондентов назвали отсутствие команды единомышленников, 31,5% респондентов назвали отсутствие партнеров, которые помогли б реализовать идею, вывести продукт на коммерциализацию, 27,4% респондентов – недоверие со стороны населения, технологии опережающие рынок, то есть проблемы с маркетинговой кампанией и 13,7% респондентов не смогли занять нишу на рынке и выйти на точку безубыточности, из них 80,4% респондентов не пользовались мерами поддержки, предлагаемыми инновационной инфраструктурой (технопарк «Якутия», ИТ-парк, венчурная компания «Якутия», научные центры и т.д.).
Инновационная инфраструктура Республики Саха (Якутия) предоставляет отсрочку от арендных платежей за помещение, помощь в нахождении инвесторов, венчурные инвестиции, программу акселерации и т.д. Однако, отмечается низкий охват мерами поддержки субъектов инновационной деятельности только 27,4% респондентов пользовались услугами инновационной инфраструктуры. Из них 12,4% респондентов качество услуг и мер поддержки оценили как своевременными и достаточными, аналогичный процент респондентов отметили своевременность, но недостаточность. 1,3% респондентов считают, что предоставленные услуги были достаточными, но несвоевременными, кроме того, 1,3% респондентов остались неудовлетворенными качеством предоставленных услуг.
Из вышеизложенного следует вывод, что не смотря на разветвленную сеть организаций, предоставляющих услуги в области образования и нетворкинга, большая часть населения региона не имеет достаточной информации о существующих мерах поддержки нововведений.
Оценка инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) по итогам опроса
В Республике Саха (Якутия) на протяжении последних десяти лет создается система поддержки инновационной деятельности. По итогам опроса инновационная экосистема Республики Саха (Якутия) получила оценку в 3,1 балла. Данный балл свидетельствует о том, что инновационная инфраструктура региона справляется со своими функциями, при этом имеет слабые стороны.
Заключение
В целом можно сделать вывод о том, что Республика Саха (Якутия) имеет базовую инновационную инфраструктуру, достаточное количество успешно реализованных высокотехнологичных проектов, Данные факторы наряду с устойчивыми взаимоотношениями с национальными институтами развития и международными центрами инноваций создают возможности и обуславливают необходимость для перехода в новый уровень и становления центром притяжения науки, инноваций, бизнеса и капиталовложений в экономику региона.
С другой стороны, по итогам исследования выявлены следующие основные проблемы в механизмах развития инновационных проектов на территории Республики Саха (Якутия):
− отсутствие связности инновационной инфраструктуры, вследствие этого каждый этап инновационной инфраструктуры функционирует самостоятельно. Таким образом, ресурсы распределены на множество проектов без систематизации и на рынок выходят лишь единицы;
− недоверие со стороны населения к нововведениям, несвоевременно внедренные технологии приводят к отсутствию спроса на продукт;
− недостаточность партнеров при реализации инноваций, в том числе коммерциализации деятельности. Учитывая новизну продукта на рынке, запуск всегда сопровождается высоким уровнем риска. Исходя из этого количество инвесторов и финансовых институтов в инновационной деятельности является малочисленным;
− недостаток квалифицированных кадров, готовых к рискованным действиям. Необходимы сотрудники, которые обладают интеллектуальными способностями, также стремящиеся к поиску новых прогрессивных решений в своей деятельности.
Решение обозначенных проблем должно стать основой для принятия управленческих, стратегических решений, в том числе внедрения инноваций в экономику и государственное управление. Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры региона состоит в систематизации и формировании системы грамотного управления данными и взаимодействии представленных субъектов инновационной инфраструктуры со всеми уровнями государственного и муниципального управления.