Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДВИГИ

Алексеева Н.А. 1 Александрова Е.В. 1 Тимошкина Е.В. 1 Доронина С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»
Целью исследования стало изучение стартовых условий реализации современной социально-экономической политики в России, оцифрованных целей развития экономики до 2030 года и до 2036 года, прогнозирование темпов продвижения экономики страны по важнейшим показателям, а также разработка рекомендаций по улучшению методик расчета некоторых макроэкономических показателей. Изучены нормативно-правовые акты стратегического характера, касающиеся долгосрочных перспектив развития страны. Актуализирована методологическая и методическая проблема оценки степени достижения национальных целей развития с помощью экономических показателей. Кратко проанализированы методологические подходы ряда российских исследователей к оценке целей развития. Проведено сравнение количества и содержания национальных целей развития по двум указам Президента РФ за 2020 год и за 2024 год в контексте обострения внешних и внутренних политических и экономических влияющих факторов. Отмечена разница в подходах к оценке динамики и структуры экономических явлений и процессов, которые в настоящее время имеют место и которые прогнозируются к достижению в 2030 году и в 2036 году. Проведена оценка стартовых условий развития экономики на основе экономико-статистических методов анализа таблиц использования товаров и услуг, рассчитаны ежегодные темпы прироста важнейших макроэкономических показателей до 2036 года, что составило научную новизну исследования. Сделан вывод о необходимости оперативного расчета таблиц использования товаров и услуг.
национальные цели развития
it-технологии
инвестиции
макроэкономические параметры
структурные сдвиги
1. Алексеева Н.А., Абашева О.Ю., Редников В.Л. Макроэкономические параметры российской экономики в период экономических санкций // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5, № 3. С. 67-74.
2. Блануца В.И. Типология региональных траекторий достижения национальных целей развития в России // Экономика. Информатика. 2023. Т. 50, № 1. С. 5-17.
3. Бушенева Ю.И. Проблемы декомпозиции показателей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации в региональной экономической политике // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6(119). С. 118-124.
4. Абашева О.Ю., Алексеева Н.А., Алпатова Э.С. и др. Генезис цифровой экономики: информационная безопасность, правовое регулирование, социальные и экономические последствия: монография. Самара: НИЦ «ПНК», 2024. 174 с.
5. Официальный сайт Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.08.2024).
6. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf?ysclid=m39wb8kmuv750682853 (дата обращения: 7.09.2024).
7. Семенов Н.С. Предпосылки развития методов оценки состояния экономической безопасности Российской Федерации в контексте достижения национальных целей развития // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № S6. URL: https://esj.today/PDF/06FAVN623.pdf (дата обращения: 8.09.2024).
8. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» от 07.05.2024 г. № 309. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 8.09.2024).
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. ст. 4884

Введение

Резкое наращивание внешних и внутренних вызовов и угроз способствует перестройке российской экономики в качестве ответной реакции на инновационно-технологический путь развития в условиях стремления к полному суверенитету. Актуальной становится экономическая оценка базовых стартовых условий для достижения обновленных национальных целей развития.

Цель исследования заключается в анализе стартовых макроэкономических пропорций, характеризующих состояние российской экономики перед запланированным экономическим прорывом, прогнозировании темпов роста важнейших показателей до 2036 г., а также в разработке рекомендаций по уточнению показателей для оценки национальных целей развития.

Материалы и методика исследования

В качестве исследовательских материалов были использованы документы стратегического планирования федерального уровня, методологические разработки российских ученых, официальная статистика о национальных целях развития. В ходе работы применялись методы системного анализа, комплексного подхода, а также монографические и экономико-статистические методы исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Семенов Н. С. связал национальные цели развития страны с проблемами экономической безопасности [7]. Методологии построения системы показателей для оценки степени достижения национальных целей развития посвятила исследование Бушенева Ю. И. [3]. Блануца В. И. спроектировал выполнение национальных целей группами регионов [2].

Стратегические цели развития, установленные Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», значительно уточнены в части [8, 9]:

- дополнена преамбула указа более развернутыми характеристиками будущего состояния гражданского общества;

- увеличено количество целей национального развития за счет появления установок на поддержку семей, достижение экологического благополучия;

- цель по экономическому развитию разделена на цели технологического лидерства и достижения устойчивости и динамичности экономики;

- конкретизирована цель цифровой трансформации экономики за счет первоочередного развития государственного и муниципального управления и социальной сферы;

- рост численности населения признан главной и первоочередной задачей. Конкретизированы механизмы ее достижения до 2030 г. за счет подтягивания по коэффициенту рождаемости тех регионов, у которых данный показатель по итогам 2023 г. был ниже среднероссийского показателя;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 78 лет до 81 года к 2036 г., в т.ч. за счет снижения, очевидно, региональной дифференциации по этому показателю на менее, чем на 25% по сравнению с 2023 г.;

- снижение к 2030 г. продолжительности временной нетрудоспособности граждан при условии роста степени удовлетворенности граждан профилактикой заболеваний, занятиями спортом, медицинской реабилитацией инвалидов, социальным уходом за пожилыми людьми, систематическим мониторингом здоровья с помощью цифровой платформы и соответствующих операционных программ;

- сокращение уровня бедности к 2036 г. ниже 5% в среднем и ниже 8% у многодетных семей;

- сокращение дифференциации в доходах населения до 0,37 в 2030 г. и до 0,33 к 2036 г., удвоение минимального размера оплаты труда к 2023 г., улучшение систем оплаты труда в бюджетном секторе экономики;

- повышение доли вовлеченных молодых людей в добровольческое движение в 3 раза, увеличение численности обучающихся иностранных граждан по системе высшего образования, внедрение эффективных механизмов выявление талантов и способностей у 100% обучающихся детей и молодежи, обеспечение обучения в системе профподготовки кадров нескольким квалификациям;

- увеличение уровня финансирования из бюджета проектов по поддержке культурных инициатив до 80% к 2036 г., увеличение доступности аудиовизуального контента в малых населенных пунктах;

- вместо промежуточных по сути показателей по ежегодному объему ввода жилья введены конечные целевые показатели по объему жилья на человека (38 кв. м в 2036 г.); конкретизированы показатели по улучшению городской среды, общественных территорий; повышены требования к строительству, реконструкции модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и водоподготовки, промышленной инфраструктуры; должно возрасти дорожное строительство и повышено качество дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, должен быть снижен показатель смертности на дорогах в 2 раза; предусмотрено повышение уровня социальной газификации населения, авиационной мобильности населения при условии достижения 50% обеспеченности авиатранспортом отечественного производства;

- вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25% отходов производства в качестве вторичного сырья, сокращение вредных выбросов в атмосферу и неочищенных сточных вод в 2 раза, развитие экологического туризма в национальных парках;

- достижение 4 места в мире по паритету покупательной способности ВВП, снижение доли импорта до 17% в структуре ВВП к 2030 г.; рост доходов населения и пенсий не должен быть меньше роста инфляции; переход от абсолютных показателей развития малого и среднего предпринимательства к показателю превышения роста дохода на 1 работника данных секторов экономики по сравнению с ростом валового продукта в стране в 1,2 раза; существенный рост капитализации фондового рынка в объеме ВВП – до 66% и долгосрочных сбережений граждан до 45% в удельном весе от всех сбережений; увеличение экспорта несырьевых и неэнергетических товаров; сокращение до двух раз разрыва в уровне бюджетной обеспеченности регионов; на четверть рост производства продукции АПК к 2030 г. и экспорта в 1,5 раза к уровню 2021 г.;

- валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности и индекс производства должны возрасти на 40% и более к 2022 г.; выход на новые технологические рынки продукции; затраты на исследования и разработки должны достичь 2% от ВВП; темп роста инвестиций в информационные технологии должен превышать в 2 раза темп роста ВВП; увеличение до 80% и 95% уровня обеспеченности в некоторых секторах экономики отечественным программным оборудованием;

- предусмотрена разработка 11 новых национальных проектов, приведение нормативных правовых актов в соответствие с новыми целями национального развития, разработка общего плана мероприятий по достижению целей.

Проведем оценку стартовых условий достижения целей национального развития по макроэкономическим таблицам использования товаров и услуг за 2020 г. [1, 4].

С точки зрения целевого показателя роста добавленной стоимости его структура несколько ухудшилась: за 2020 г. промежуточное потребление составило наибольшую величину за 5 лет – 50,9%, добавленная стоимость – наименьшую величину – 49,1%. Особенно высокой материалоемкостью выделалось производство программных продуктов и информационных технологий (далее – IT-технологии) – 73,7% в 2020 г., то есть оно находилось в стадии создания необходимой материально-технической базы. Доля IT-технологий в добавленной стоимости еще мала – 26,3% в 2020 г. В IT-технологиях основная продукция на 95,7% создавалась в специализированных профильных предприятиях. Отрасль достаточно глубоко интегрирована в экономику, т.к. использование ее конечного продукта осуществлялось в 2020 г. на 72% другими отраслями экономики.

Доля импорта в объеме потребленных товаров и услуг в России составляла в 2020 г. 9,6%, а в объеме ВВП – 16,9%, что близко к целевому значению. Критично то, что импорт в 2020 г. состоял на 85,0% из продукции сферы материального производства. Наиболее критичные позиции в импорте по отраслям составили: сельское хозяйство (20,1% от ВВП), перерабатывающие производства (31,0%), IT-технологии (52,7%), а по видам продукции: компьютерное, электронное и оптическое оборудование, программные продукты, услуги по разработке программного обеспечения, машины и оборудование, автотранспортные средства, прицепы, полуприцепы, пищевые продукты, напитки, табачные изделия, текстиль и продукция из него, одежда, кожа, продукция из кожи, химические вещества и продукты, лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях.

Для того, чтобы добавленная стоимость в обрабатывающих производствах выросла на целевых 40% в 2036 г. к 2022 г., необходим ее ежегодный прирост на 2,4%, что возможно только за счет роста инновационной и высокотехнологичной продукции.

Внутренние затраты на исследования и разработки составили в ВВП всего лишь 1,0-1,1% в 2023 г. и 0,94% за январь-июль 2024 г. Чтобы затраты на исследования и разработки возросли в два раза в удельном весе от объема ВВП к 2036 г., необходим их ежегодный прирост на 7,9%.

С 2025 г. по 2030 г. спрогнозирован ежегодный прирост ВВП на 3,2%, за 2031-2036 гг. – на 3,0% [6]. Тогда ежегодный прирост инвестиций в IT-технологии должен составлять более 6,5%. Это более чем достижимый показатель, т. к. за один только 2020 г. по отношению к 2019 г. валовое накопление капитала составило 132,4%.

Начиная с 2020 г. реальная заработная плата работников превышала 100%, а за 2023 г. темп ее роста был 108,2%. Но в отношении пенсий приходится констатировать иную тенденцию: покупательная способность пенсий, оцененная по важнейшим товарам, услугам, снижается [5].

Заключение

Для более детального определения будущих макроэкономических пропорций считаем необходимым внести предложения:

1. В системе статистического учета в показателе начисленной среднемесячной заработной платы следует сделать аналитический разрез по организационно-правовым формам предприятий, включая предприятия малого и среднего предпринимательства.

2. Поскольку использованные авторами статьи макроэкономические показатели использования товаров и услуг появляются по отчетным данным слишком поздно, спустя 4 года, рекомендуем включить в статистический учет разработку таблиц использования товаров и услуг по оперативным данным с их последующим уточнением.

Корректировка целей национального развития и значений показателей, применяемых для их оценки, выполнена своевременно и служит ориентиром для развития на ближайшие 10-12 лет гражданского общества, предпринимателей, органов власти и управления.


Библиографическая ссылка

Алексеева Н.А., Александрова Е.В., Тимошкина Е.В., Доронина С.А. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДВИГИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 12-1. – С. 12-15;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3859 (дата обращения: 22.12.2024).