Введение
Резкое наращивание внешних и внутренних вызовов и угроз способствует перестройке российской экономики в качестве ответной реакции на инновационно-технологический путь развития в условиях стремления к полному суверенитету. Актуальной становится экономическая оценка базовых стартовых условий для достижения обновленных национальных целей развития.
Цель исследования заключается в анализе стартовых макроэкономических пропорций, характеризующих состояние российской экономики перед запланированным экономическим прорывом, прогнозировании темпов роста важнейших показателей до 2036 г., а также в разработке рекомендаций по уточнению показателей для оценки национальных целей развития.
Материалы и методика исследования
В качестве исследовательских материалов были использованы документы стратегического планирования федерального уровня, методологические разработки российских ученых, официальная статистика о национальных целях развития. В ходе работы применялись методы системного анализа, комплексного подхода, а также монографические и экономико-статистические методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Семенов Н. С. связал национальные цели развития страны с проблемами экономической безопасности [7]. Методологии построения системы показателей для оценки степени достижения национальных целей развития посвятила исследование Бушенева Ю. И. [3]. Блануца В. И. спроектировал выполнение национальных целей группами регионов [2].
Стратегические цели развития, установленные Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», значительно уточнены в части [8, 9]:
- дополнена преамбула указа более развернутыми характеристиками будущего состояния гражданского общества;
- увеличено количество целей национального развития за счет появления установок на поддержку семей, достижение экологического благополучия;
- цель по экономическому развитию разделена на цели технологического лидерства и достижения устойчивости и динамичности экономики;
- конкретизирована цель цифровой трансформации экономики за счет первоочередного развития государственного и муниципального управления и социальной сферы;
- рост численности населения признан главной и первоочередной задачей. Конкретизированы механизмы ее достижения до 2030 г. за счет подтягивания по коэффициенту рождаемости тех регионов, у которых данный показатель по итогам 2023 г. был ниже среднероссийского показателя;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 78 лет до 81 года к 2036 г., в т.ч. за счет снижения, очевидно, региональной дифференциации по этому показателю на менее, чем на 25% по сравнению с 2023 г.;
- снижение к 2030 г. продолжительности временной нетрудоспособности граждан при условии роста степени удовлетворенности граждан профилактикой заболеваний, занятиями спортом, медицинской реабилитацией инвалидов, социальным уходом за пожилыми людьми, систематическим мониторингом здоровья с помощью цифровой платформы и соответствующих операционных программ;
- сокращение уровня бедности к 2036 г. ниже 5% в среднем и ниже 8% у многодетных семей;
- сокращение дифференциации в доходах населения до 0,37 в 2030 г. и до 0,33 к 2036 г., удвоение минимального размера оплаты труда к 2023 г., улучшение систем оплаты труда в бюджетном секторе экономики;
- повышение доли вовлеченных молодых людей в добровольческое движение в 3 раза, увеличение численности обучающихся иностранных граждан по системе высшего образования, внедрение эффективных механизмов выявление талантов и способностей у 100% обучающихся детей и молодежи, обеспечение обучения в системе профподготовки кадров нескольким квалификациям;
- увеличение уровня финансирования из бюджета проектов по поддержке культурных инициатив до 80% к 2036 г., увеличение доступности аудиовизуального контента в малых населенных пунктах;
- вместо промежуточных по сути показателей по ежегодному объему ввода жилья введены конечные целевые показатели по объему жилья на человека (38 кв. м в 2036 г.); конкретизированы показатели по улучшению городской среды, общественных территорий; повышены требования к строительству, реконструкции модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения и водоподготовки, промышленной инфраструктуры; должно возрасти дорожное строительство и повышено качество дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, должен быть снижен показатель смертности на дорогах в 2 раза; предусмотрено повышение уровня социальной газификации населения, авиационной мобильности населения при условии достижения 50% обеспеченности авиатранспортом отечественного производства;
- вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25% отходов производства в качестве вторичного сырья, сокращение вредных выбросов в атмосферу и неочищенных сточных вод в 2 раза, развитие экологического туризма в национальных парках;
- достижение 4 места в мире по паритету покупательной способности ВВП, снижение доли импорта до 17% в структуре ВВП к 2030 г.; рост доходов населения и пенсий не должен быть меньше роста инфляции; переход от абсолютных показателей развития малого и среднего предпринимательства к показателю превышения роста дохода на 1 работника данных секторов экономики по сравнению с ростом валового продукта в стране в 1,2 раза; существенный рост капитализации фондового рынка в объеме ВВП – до 66% и долгосрочных сбережений граждан до 45% в удельном весе от всех сбережений; увеличение экспорта несырьевых и неэнергетических товаров; сокращение до двух раз разрыва в уровне бюджетной обеспеченности регионов; на четверть рост производства продукции АПК к 2030 г. и экспорта в 1,5 раза к уровню 2021 г.;
- валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности и индекс производства должны возрасти на 40% и более к 2022 г.; выход на новые технологические рынки продукции; затраты на исследования и разработки должны достичь 2% от ВВП; темп роста инвестиций в информационные технологии должен превышать в 2 раза темп роста ВВП; увеличение до 80% и 95% уровня обеспеченности в некоторых секторах экономики отечественным программным оборудованием;
- предусмотрена разработка 11 новых национальных проектов, приведение нормативных правовых актов в соответствие с новыми целями национального развития, разработка общего плана мероприятий по достижению целей.
Проведем оценку стартовых условий достижения целей национального развития по макроэкономическим таблицам использования товаров и услуг за 2020 г. [1, 4].
С точки зрения целевого показателя роста добавленной стоимости его структура несколько ухудшилась: за 2020 г. промежуточное потребление составило наибольшую величину за 5 лет – 50,9%, добавленная стоимость – наименьшую величину – 49,1%. Особенно высокой материалоемкостью выделалось производство программных продуктов и информационных технологий (далее – IT-технологии) – 73,7% в 2020 г., то есть оно находилось в стадии создания необходимой материально-технической базы. Доля IT-технологий в добавленной стоимости еще мала – 26,3% в 2020 г. В IT-технологиях основная продукция на 95,7% создавалась в специализированных профильных предприятиях. Отрасль достаточно глубоко интегрирована в экономику, т.к. использование ее конечного продукта осуществлялось в 2020 г. на 72% другими отраслями экономики.
Доля импорта в объеме потребленных товаров и услуг в России составляла в 2020 г. 9,6%, а в объеме ВВП – 16,9%, что близко к целевому значению. Критично то, что импорт в 2020 г. состоял на 85,0% из продукции сферы материального производства. Наиболее критичные позиции в импорте по отраслям составили: сельское хозяйство (20,1% от ВВП), перерабатывающие производства (31,0%), IT-технологии (52,7%), а по видам продукции: компьютерное, электронное и оптическое оборудование, программные продукты, услуги по разработке программного обеспечения, машины и оборудование, автотранспортные средства, прицепы, полуприцепы, пищевые продукты, напитки, табачные изделия, текстиль и продукция из него, одежда, кожа, продукция из кожи, химические вещества и продукты, лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях.
Для того, чтобы добавленная стоимость в обрабатывающих производствах выросла на целевых 40% в 2036 г. к 2022 г., необходим ее ежегодный прирост на 2,4%, что возможно только за счет роста инновационной и высокотехнологичной продукции.
Внутренние затраты на исследования и разработки составили в ВВП всего лишь 1,0-1,1% в 2023 г. и 0,94% за январь-июль 2024 г. Чтобы затраты на исследования и разработки возросли в два раза в удельном весе от объема ВВП к 2036 г., необходим их ежегодный прирост на 7,9%.
С 2025 г. по 2030 г. спрогнозирован ежегодный прирост ВВП на 3,2%, за 2031-2036 гг. – на 3,0% [6]. Тогда ежегодный прирост инвестиций в IT-технологии должен составлять более 6,5%. Это более чем достижимый показатель, т. к. за один только 2020 г. по отношению к 2019 г. валовое накопление капитала составило 132,4%.
Начиная с 2020 г. реальная заработная плата работников превышала 100%, а за 2023 г. темп ее роста был 108,2%. Но в отношении пенсий приходится констатировать иную тенденцию: покупательная способность пенсий, оцененная по важнейшим товарам, услугам, снижается [5].
Заключение
Для более детального определения будущих макроэкономических пропорций считаем необходимым внести предложения:
1. В системе статистического учета в показателе начисленной среднемесячной заработной платы следует сделать аналитический разрез по организационно-правовым формам предприятий, включая предприятия малого и среднего предпринимательства.
2. Поскольку использованные авторами статьи макроэкономические показатели использования товаров и услуг появляются по отчетным данным слишком поздно, спустя 4 года, рекомендуем включить в статистический учет разработку таблиц использования товаров и услуг по оперативным данным с их последующим уточнением.
Корректировка целей национального развития и значений показателей, применяемых для их оценки, выполнена своевременно и служит ориентиром для развития на ближайшие 10-12 лет гражданского общества, предпринимателей, органов власти и управления.