Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, НОРМАТИВНАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА

Ишин Л.А. 1
1 Ассоциация проектировщиков «Столичное объединение проектировщиков» саморегулируемая организация
Устойчивое долгосрочное развитие промышленных секторов отечественной экономики, технологические изменения и научно-технический прогресс, а также рост благосостояния населения приводят к постоянному увеличению объемов образования отходов производства и потребления в Российской Федерации. В исследовании систематизированы изменения нормативно-правового обеспечения отрасли обращения с отходами, проведен анализ вопросов управления отходами в документах государственного стратегического планирования. Определено, что приоритетное внимание государственной политики уделено правовым аспектам формирования экономики замкнутого цикла. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования сферы обращения с отходами.
государственное регулирование
управление отходами
стратегии
отходы производства и потребления
полимерные отходы
экология
1. Федеральная служба государственной статистики. Окружающая среда [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения: 01.09.2024).
2. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 05.09.2024).
3. Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83309/ (дата обращения: 15.09.2024).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 N 458-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172948/ (дата обращения: 23.09.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 06.06.2024 N 775 «О территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_478390/ (дата обращения: 30.09.2024).
6. Указ Президента РФ от 14.01.2019 N 8 (ред. от 24.05.2023) «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315858/ (дата обращения: 25.09.2024).
7. Российский экологический оператор. РЭО выпустит первые зеленые облигации в 2024 году [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/tpost/78u44hj7y1-reo-vipustit-pervie-zelenie-obligatsii-v (дата обращения: 15.09.2024).
8. Постановление Правительства РФ от 07.07.2022 N 1216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 794 и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421477/3d764e2215c8550b51f1a0a5f082815bbf15fc40/#dst100016 (дата обращения: 02.09.2024).
9. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Шесть экопромышленных парков построят до конца года – новые объекты вовлекут в оборот не меньше 785 тысяч тонн отходов в год [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/press/news/shest_ekopromyshlennykh_parkov_postroyat_do_kontsa_goda_novye_obekty_vovlekut_v_oborot_ne_menshe_785/ (дата обращения: 25.09.2024).
10. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.08.2023 N 451-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_453992/ (дата обращения: 03.09.2024).
11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 N 268-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421836/ (дата обращения: 05.09.2024).
12. Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 N 467 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412747/ (дата обращения: 15.09.2024).
13. Распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2023 г. N 2094-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407381005/ (дата обращения: 05.09.2024).
14. Куратор «мусорной реформы» отчитался о росте переработки отходов в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/03/2024/660287c29a7947f1781b4378 (дата обращения: 10.09.2024).
15. Российский экологический оператор. Глава РЭО назвал важнейшие для отрасли ТКО законы за 5 лет [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/tpost/yoo7rlc4s1-glava-reo-nazval-vazhneishie-dlya-otrasl (дата обращения: 28.09.2024).
16. Обзор законопроектов 22 марта 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/review/208962440.html (дата обращения: 10.09.2024).
17. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 08.09.2024).
18. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879 (дата обращения: 10.09.2024).
19. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/ (дата обращения: 28.09.2024).
20. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151066/6ef21bceaa6d78ef7716f4f887d50356b096d262/ (дата обращения: 27.09.2024).
21. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/549eef11ae953dc6e4261b88ed6d14f776df3203/ (дата обращения: 13.09.2024).
22. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396203/ (дата обращения: 13.09.2024).
23. Паспорт отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в промышленном производстве» [Электронный ресурс]. URL: https://news.solidwaste.ru/wp-content/uploads/2022/11/Primenenie-vtorichnyh-resursov-.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
24. Союз переработчиков пластмасс [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusopp.ru/ (дата обращения: 17.09.2024).

Введение

Ежегодно на территории Российской Федерации образуется около 9 млрд. тонн отходов производства и потребления, на настоящее время накоплено – около 40 млрд. тонн, а объемы образования твердых коммунальных отходов (ТКО) составляют порядка 46 млн. тонн в год [1]. Для предотвращения и сокращения негативного влияния образования отходов на экосистемы и здоровье человека в масштабах страны требуется развитие эффективной системы государственного регулирования отрасли. Формирование данной системы предполагает консолидацию производственных возможностей, технологического и финансового обеспечения. Важным условием является разработка достижимых конкретных целевых индикаторов, отражающих возможности и амбиции всех участников цикла обращения с отходами. Целью исследования является анализ нормативного и правового сопровождения отрасли обращения с отходами, в том числе механизмов экономического стимулирования, и разработка рекомендаций по совершенствованию реализуемых мер.

Материалы и методы исследования

При подготовке статьи использовались нормативные и правовые документы России в сфере управления отходами, государственные программы и стратегии, материалы отраслевых организаций. В работе задействованы методы анализа, обобщения, декомпозиции факторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Важнейшим документом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», утвержденный в 1998 г. [2]. Документ регламентирует основные требования и принципы управления отходами, определяет полномочия Российской Федерации и субъектов в области обращения с отходами, формирует направления государственной политики.

Происходят планомерные изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Так, в 2008 г. документ дополнен классификацией отходов [3]. В 2014 г. введен термин «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами» [4]. Кроме того, для производителей и импортеров введено обязательство утилизации отходов (расширенная ответственность производителя, РОП) либо уплаты экологического сбора. Важным нововведением стало создание Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, которая аккумулирует информацию о ключевых участниках отрасли, мощностях основного технологического оборудования, существующей инфраструктуре и др. С 2015 г. в сфере обращения с отходами расширен перечень лицензируемых видов деятельности [4].

Однако, несмотря на значительное количество принятых мер, ситуация в рассматриваемой сфере требует большего включения системы государственного регулирования. Высокий уровень образования отходов, рост количества мусорных полигонов, неэффективность системы сбора и переработки отходов, технологическое отставание отрасли обуславливали необходимость поэтапного введения новой комплексной системы обращения с отходами. С 01 января 2019 г. в Российской Федерации была запущена реформа в сфере управления отходами.

Ключевым элементом реформы является разработка и актуализация территориальных схем, предполагающих описание региональных систем управления отходами [5]. Кроме того, утверждена Федеральная схема обращения с ТКО, которая интегрирует данные по всем субъектам страны и позволяет отслеживать действующие и планировать размещение перспективных объектов обращения с ТКО.

В рамках реализации реформы состоялся переход на систему обращения с ТКО с определением регионального оператора. К ключевым задачам деятельности регионального оператора относятся управление всем циклом обращения с отходами, развитие перерабатывающей инфраструктуры, а также обеспечение эффективного взаимодействия всех участников цепочки обращения с отходами [4].

Указом Президента РФ от 14.01.2019 N 8 создана новая структура – «Российский экологический оператор» (РЭО) [6]. Деятельность РЭО направлена на развитие системы обращения с ТКО, стимулирование инвестиций в отрасль переработки отходов, разработку и продвижение инновационных проектов и передовых технологий. В 2024 г. РЭО планирует выпустить первые зеленые облигации, средства от которых будут направлены на формирование отраслевой инфраструктуры [7].

В 2022 г. получает развитие концепция «экопромышленных парков», резидентами которых станут предприятия по обработке отходов [8]. До конца 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию шесть экопромышленных парков с совокупной мощностью резидентов не меньше 785 тыс. тонн отходов в год [9].

В 2023 г. претерпел существенные изменения механизм РОП. К ключевым нововведениям относятся:

1. Перенос ответственности между производителями. Ответственность за утилизацию отходов ложится на производителей упаковки, а не производителей товаров.

2. Введение норматива утилизации для упаковки (с 2025 г. – 55% производимой упаковки, с 2026 г. – 75%, с 2027 г. наступает 100% ответственность) для стимулирования производителей развивать собственные мощности по переработке.

3. Разработка методики дифференцированного расчета экологического сбора для мотивации производителей к использованию инновационных технологий переработки отходов.

4. Создание реестра верифицированных утилизаторов, подтвердивших наличие производственных мощностей [10].

Важно отметить нормативные и правовые нововведения в части развития экономики замкнутого цикла. В 2023 г. в правовое поле введены новые понятия: «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье» [11]. Зафиксирована необходимость направления средств, поступивших в федеральный бюджет от экологического сбора, на субсидии производителям, выпускающим продукцию из переработанных отходов [12]. Ранее значительная часть экологического сбора направлялась на развитие мощностей переработки отходов, обустройство мест накопления отходов, строительство объектов инфраструктуры экопромышленных парков. В 2023 г. утвержден перечень видов продукции, которая должна производиться с использованием вторичного сырья [13].

В начале 2024 г. были подведены предварительные итоги реформы. Так в 2018 г. объем ТКО составил 66 млн. тонн, из которых переработано или вовлечено во вторичный оборот 2%, отправлено на сортировку 11%. По итогам 2023 г. уровень образования ТКО снизился до 46 млн. тонн, из них на переработку направлено 12,8%, на объекты временного накопления – 6,7%, 53% прошли сортировку [14].

Согласно данным РЭО, за пять лет реализации реформы обращения с отходами принято 59 нормативно-правовых актов [15]. Однако, точечное совершенствование нормативно-правовой базы продолжается. Так, в разработке находится проект закона, направленного на решение проблем обеспечения вывоза ТКО из регионов со сложными географическими и природно-климатическими условиями [16]. Законопроект предполагает введение понятия «мусороперегрузочной станции», на которой можно будет накапливать ТКО на срок до 12 месяцев ввиду высокой капиталоемкости развития инфраструктуры обращения с отходами в труднодоступных регионах.

Обращение с отходами выделено в качестве одного из приоритетов в рамках ключевых направлений социально-экономического развития страны, зафиксированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [17].

В «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» объем образованных отходов на единицу валового внутреннего продукта отнесен к ключевым индикаторам оценки состояния экологической безопасности в стране [18].

В «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», эффективное обращение с отходами признается действенным механизмом снижения выбросов парковых газов [19].

В 2013 г. принята «Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации» [20]. В Стратегии отмечается проблема кризиса системы обращения с отходами в «постсоветский» период, которая усугубилась ростом потребления населением товаров и, соответственно, увеличением количества упаковочных отходов. Кроме того, отмечается слабое развитие инфраструктуры обращения с отходами, которое обусловлено, прежде всего, неэффективностью действующих механизмов привлечения финансирования. Реализация стратегии предполагает развитие нормативного и правового обеспечения отрасли, разработку механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО, формирование системы экологического образования и просвещения населения по вопросам обращения с отходами. Поскольку стратегия была утверждена за несколько лет до начала реформы, на сегодняшний день ряд положений требует пересмотра и актуализации.

В 2018 г. утверждена «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» [21]. В документе учтен зарубежный опыт формирования системы управления отходами.

В 2021 г. проекты в сфере управления отходами вошли в таксономию проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития [22]. Такие проекты получают преимущества для получения мер государственной поддержки и имеют более высокую инвестиционную привлекательность для частных инвесторов.

На настоящее время реализуется Программа «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в промышленном производстве», начало реализации – 2022 г. В рамках реализации Программы предусмотрен запуск пилотных проектов по рециклингу отходов [23].

Согласно данным Союза переработчиков пластмасс в 2023 г. в России появилось более 2,3 тыс. новых предприятий по переработке полимерных отходов. Совокупно работают более 10 тыс. компаний, ежегодно перерабатывая около 6,5 млн. тонн отходов [24]. На отрасль переработки полимерных отходов приходится 18% государственной поддержки химического комплекса России в 2023 г.

В 2021 г. РЭО направил в Министерство промышленности и торговли и Министерство природных ресурсов и экологии РФ перечень пластиковых товаров и упаковки, переработка которых крайне сложна.

Заключение

В Российской Федерации реализуются преобразования в сфере управления отходами, которые имеют четкие направления, связанные с сокращением захоронения отходов на полигонах и максимизацию их возврата в промышленный оборот. В рамках реформы приняты фундаментальные нормативные и правовые акты, внедрен институт региональных операторов, сформированы механизмы экономического стимулирования сокращения уровня отходов и развития перерабатывающих мощностей. Однако, учитывая ряд проблем реализации реформы (отсутствие качественных изменений в инфраструктуре обращения с отходами, высокие инвестиционные риски перерабатывающих предприятий, недостаток передовых технологий), требуется дальнейшее совершенствование экономического, правового и организационного обеспечения отрасли управления отходами.

На основе вышеизложенного, можно сформулировать ключевые рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования:

− перманентная актуализация и устранение недочетов (пробелов) в отечественной нормативной и правовой базе с учетом мониторинга и анализа промежуточных результатов проведения реформы, гармонизация законодательных актов и документов государственного и регионального стратегического планирования;

− развитие механизмов стимулирования отечественных инноваций в сфере переработки отходов, поддержка НИОКР в области перехода к циклической экономике;

− разработка дополнительных мер повышения инвестиционной привлекательности сферы рециклинга отходов, развитие рынка вторичного сырья;

− повышение осведомленности населения страны об экологических рисках, связанных с образованием и накоплением отходов.


Библиографическая ссылка

Ишин Л.А. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ: РЕГУЛИРОВАНИЕ, НОРМАТИВНАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-2. – С. 211-215;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3844 (дата обращения: 22.12.2024).