Введение
В 2024 году заканчивается апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, внедренных Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Федеральный закон №189-ФЗ) [1]. В сентябре того же года в Государственную думу был направлен законопроект о внесении изменений в указанный закон [2], который предусматривает продление его действия и применение во всех субъектах Российской Федерации с 1 января 2025 года. В связи с этим возрастает актуальность подведения промежуточных итогов проведенной апробации.
За небольшой период действия обозначенного закона появилось достаточно исследований, которые в своем большинстве описывают опыт внедрения социального заказа по какому-либо направлению деятельности (Афанасьева О.О., Воронова Л.Н., Жукова М.В. в сфере социального обслуживания [3], Фрыгин А.В. в сфере туризма [4]) или в конкретном регионе, например, в Тюменской области [5].
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.10.2020 № 2579-р [6] в 2023 году в апробации участвуют 38 регионов. Закон распространяет свое действие на 9 направлений деятельности социальной сферы, из которых в рамках настоящего исследования рассмотрим 6:
1) социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме);
2) санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);
3) оказание паллиативной медицинской помощи;
4) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
5) спортивная подготовка;
6) содействие занятости населения.
Целью проведенного исследования является проведение оценки политики регионов по внедрению обозначенных в Федеральном законе №189-ФЗ конкурентных механизмов определения исполнителей государственных (муниципальных) услуг.
Предполагается, что активная политика должна создать условия для возможности самостоятельного выбора гражданином исполнителя услуги, что будет способствовать возникновению конкуренции между организациями и как следствие улучшению качества услуг, что в свою очередь повлияет на удовлетворённость получателей услуг.
Материалы и методы исследования
Оценка политики регионов по внедрению механизмов Федерального закона № 189-ФЗ проводился на основе данных представленных в государственных (муниципальных) социальных заказах на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на 2024 год (далее – социальный заказ), размещенных на Едином портале бюджетной системы РФ [7].
Основными методами исследования являлись анализ, группировка и обобщение информации, представленной в открытых источниках, а также метод сравнения и табличный подход.
В рамках анализа рассматривались три показателя:
• количество направлений деятельности, по которым апробируются услуги;
• общее количество апробируемых в регионе услуг;
• удельный вес количества потребителей услуги в соответствии с сертификатом или конкурсом в общем количестве потребителей услуги.
Похожий подход, но с использованием бальной оценки подробно описан в работе Хабаева С.Г., Крадинова П.Г. [8]. В настоящем исследовании по результатам анализа на основе сформированных критериев были выделены регионы с активной политикой, умеренной и неактивной.
Результаты исследования и их обсуждение
Из 38 регионов, участвующих в апробации, 33 региона в 2024 году использовали конкурентные процедуры определения исполнителей услуг (социальный сертификат или конкурс). Информация по двум из обозначенных выше показателям отражена в таблице 1.
Социальное обслуживание
В рамках направления «социальное обслуживание» в 2024 году апробировались услуги в 24 субъектах РФ. Наибольшее число услуг апробируется в Московской области и Пермском крае – 10 штук. На втором месте – Республика Башкортостан – 8 услуг, на третьем – Хабаровский край (5 услуг). В 10 регионах в апробации участвует только одна услуга социального обслуживания. В 4 регионах невозможно точно определить количество апробируемых услуг из-за того, что в социальном заказе указана укрупненная услуга (Алтайский край, Вологодская область, Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ). В остальных регионах – от 2 до 4 услуг.
В 14 регионах из 24 в рамках конкурентных процедур оказывается только услуга «предоставление социального обслуживания в форме на дому», в 5 – «предоставление социального обслуживания в полустационарной форме», обе формы оказания услуг апробируются в 5 регионах (Алтайский край, Калининградская и Московская области, Республика Саха, Ямало-Ненецкий автономный округ).
В половине из анализируемых в рамках данного направления субъектов РФ (12 из 24) удельный вес количества потребителей услуг в соответствии с сертификатом в общем количестве потребителей услуги составляет 100%. При этом отметим, что в 6 из 12 регионов есть сомнения в правильности формирования социального заказа, так как он состоит только из апробируемых услуг и объем услуги указан только по конкурентным процедурам, т.е. отсутствует информация об услугах, оказываемых в рамках государственного задания.
В Алтайском и Пермском краях, а также в Московской области часть апробируемых услуг оказывается в соответствии с сертификатом в объеме более 50% от общего количества потребителей услуги. В 7 регионах есть услуги, которые оказываются в объеме более 20%, но менее 50% (это Алтайский, Пермский и Хабаровский края, Республика Саха, Ленинградская и Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). Наименьший удельный вес количества потребителей услуги в соответствии с сертификатом в общем количестве потребителей услуги в 2024 году запланирован в Курской и Псковской областях (0,1% и 0,6% соответственно).
В таблице 2 в качестве иллюстрации приведены значения показателей по 12 регионам из 24, не представлены регионы, где весь объем апробируемой услуги оказывается в соответствии с сертификатом.
Санаторно-курортное лечение
Оказание услуг санаторно-курортного лечения апробируется в трех субъектах РФ: Алтайский край, Ленинградская область, Приморский край. При этом наибольшее число услуг в соответствии с сертификатом оказывалось в Ленинградской области (4 услуги). В Приморском крае в социальном заказе указана укрупненная услуга, что не позволяет понять их количество.
В Ленинградской области и Приморском крае все 100% потребителей получают услугу в соответствии с сертификатом. Но заметим, что в социальном заказе на 2024 год в этих регионах отсутствует информация об оказании услуг в рамках государственного задания.
В Алтайском крае на рынок вынесено менее 1% от общего объема услуги.
Оказание паллиативной медицинской помощи
Услуги паллиативной медицинской помощи в рамках социального заказа с применением конкурентных процедур отбора исполнителей услуг в 2024 году планировалось оказывать в пяти субъектах РФ: Белгородская, Вологодская, Воронежская и Тюменская области, Пермский край. Большее всего услуг разных форм оказывается – в Тюменской области.
Только в Вологодской области и Пермском крае удельный вес количества потребителей услуг по оказанию паллиативной медицинской помощи амбулаторно и амбулаторно на дому выездными патронажными бригадами в соответствии с конкурсом в общем количестве потребителей услуги составляет более 10%.
В Белгородской области оказание паллиативной медицинской помощи амбулаторно на дому выездными патронажными бригадами в соответствии с социальными сертификатами осуществляется 8,3% общего объема услуги.
В Воронежской области из двух заявленных к апробации услуг в 2024 году осталась только одна – амбулаторно на дому выездными патронажными бригадами, но и её объем по конкурсу составил 1% от общего запланированного количества потребителей.
В Тюменской области в 2024 году в рамках конкурентных процедур запланировано оказание трех услуг паллиативной медицинской помощи. Удельный вес количества потребителей услуг, оказываемых в стационарной форме, в соответствии с сертификатом, в общем количестве потребителей соответствующей услуги составляет около 10%, а амбулаторно – существенно ниже – 2%.
Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации
Из 26 регионов, участвующих в 2023 году в апробации туристической услуги, в 2024 году осталось 9 и дополнительно в 2024 году вступили в апробацию два региона (Удмуртская республика и Калужская область), итого – 11 регионов. В каждом из них весь объем данной услуги оказывается в соответствии с социальным сертификатом.
Таблица 1
Политика регионов по внедрению механизмов, определенных в Федеральном законе № 189-ФЗ по информации, представленной в социальных заказах на 2024 год
Субъект Российской Федерации |
Количество апробируемых услуг по направлениям деятельности, ед. |
Количество направлений деятельности, в которых апробируются услуги, ед. |
Общее количество апробируемых услуг, ед. |
|||||
социальное обслуживание |
санаторно-курортное лечение |
оказание паллиативной медицинской помощи |
создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации |
спортивная подготовка |
содействие занятости населения |
|||
Алтайский край |
укрупненно (2) |
1 |
1 |
3 |
(3) |
|||
Белгородская область |
1 |
1 |
1 |
|||||
Вологодская область |
укрупненно |
2 |
1 |
3 |
(4) |
|||
Воронежская область |
1 |
1 |
1 |
|||||
Калининградская область |
4 |
1 |
2 |
5 |
||||
Калужская область |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|||
Камчатский край |
1 |
1 |
1 |
|||||
Костромская область |
7 |
1 |
7 |
|||||
Красноярский край |
4 |
1 |
1 |
3 |
6 |
|||
Курская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Ленинградская область |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
9 |
||
Московская область |
10 |
8 |
2 |
18 |
||||
Новгородская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Новосибирская область |
1 |
1 |
1 |
|||||
Оренбургская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Пермский край |
10 |
1 |
1 |
укрупненно |
4 |
(13) |
||
Приморский край |
4 |
укрупненно |
1 |
3 |
(6) |
|||
Псковская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Республика Адыгея |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|||
Республика Башкортостан |
8 |
13 |
2 |
21 |
||||
Республика Саха (Якутия) |
укрупненно |
1 |
2 |
(2) |
||||
Республика Чувашия |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Самарская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Санкт-Петербург |
2 |
1 |
2 |
3 |
||||
Сахалинская область |
1 |
1 |
1 |
|||||
Тюменская область |
3 |
1 |
2 |
4 |
||||
Удмуртская Республика |
1 |
1 |
1 |
|||||
Ульяновская область |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Хабаровский край |
5 |
1 |
5 |
|||||
Ханты-Мансийский автономный округ |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
|||
Челябинская область |
3 |
1 |
3 |
|||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
3 |
1 |
2 |
4 |
||||
Ярославская область |
4 |
1 |
2 |
5 |
Примечание: составлено автором.
В таблице учтены только те услуги, по которым в 2024 году предусмотрены конкурентные процедуры определения исполнителей услуг (конкурс или социальный сертификат). В скобках указаны значения по тем регионам, где по какому-то из направлений в социальном заказе на 2024 год указана укрупненная слуга, т.е. нельзя точно определить количество апробируемых услуг. Укрупненная услуга при суммировании учитывалась как 1 единица.
Таблица 2
Показатели социальных заказов на 2024 год по 12 регионам из 24, апробирующих услуги по предоставлению социального обслуживания
Субъект Российской Федерации |
Уникальный реестровый номер услуги |
Условия (форма) оказания услуги |
Общее количество потребителей услуги на 2024 год |
Количество потребителей услуги в соответствии с сертификатом на 2024 год |
Удельный вес количества потребителей услуги в соответствии с сертификатом в общем количестве потребителей услуги |
Алтайский край |
880000010000000000 |
На дому |
711 |
524 |
73,7% |
870000010000000002 |
Полустационар |
76 |
19 (по конкурсу) |
25,0% |
|
Вологодская область |
870000190000000000 |
Полустационар |
3 365 |
300 |
8,9% |
Курская область |
880000О.99.0.АЭ22АА01000 |
На дому, платно |
12 237 |
12 |
0,1% |
Ленинградская область |
880000О.99.0.АЭ22АА01000 |
На дому, платно |
6 096 |
1 296 |
21,3% |
880000О.99.0.АЭ22АА00000 |
На дому, платно |
541 |
125 |
23,1% |
|
880000О.99.0.АЭ22АА04000 |
На дому, платно |
106 |
6 |
5,7% |
|
Московская область |
880000.Р.53.0.09ВБ0002000 |
На дому, бесплатно |
2 206,89 |
1 471,89 |
66,7% |
880000.Р.53.0.09ВА0002000 |
На дому, платно |
3 220,35 |
2 149,35 |
66,7% |
|
880000.Р.53.0.09ВБ0001000 |
На дому, сельская местность, бесплатно |
625,60 |
401,60 |
64,2% |
|
880000.Р.53.0.09ВА0001000 |
На дому, сельская местность, платно |
658,78 |
417,78 |
63,4% |
|
880000.Р.53.0.09ВБ0004000 |
На дому, бесплатно |
10 732,31 |
6 820,31 |
63,5% |
|
880000.Р.53.0.09ВА0004000 |
На дому, платно |
18 061,12 |
11 527,12 |
63,8% |
|
880000.Р.53.0.09ВБ0003000 |
На дому, сельская местность, бесплатно |
5 981,73 |
2 930,73 |
49,0% |
|
880000.Р.53.0.09ВА0003000 |
На дому, сельская местность, платно |
7 284,12 |
3 788,12 |
52,0% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА02000 |
Полустационар, бесплатно |
243,02 |
30,64 |
12,6% |
|
880000.Р.53.0.09ЛН0001000 |
В отделениях дневного пребывания для реабилитации лиц до 18 лет, бесплатно |
171,78 |
23,96 |
13,9% |
|
Оренбургская область |
870000О.99.0.АЭ25АА04000 |
Полустационар, бесплатно |
785 |
100 |
12,7% |
Пермский край |
870000О.99.0.АЭ21АА01000 |
Полустационар, платно |
270 |
18 |
6,7% |
870000О.99.0.АЭ25АА01000 |
Полустационар, бесплатно |
306 |
85 |
27,8% |
|
870000О.99.0.АЭ21АА00000 |
Полустационар, платно |
492 |
25 |
45,5% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА00000 |
Полустационар, бесплатно |
156 |
71 |
5,1% |
|
870000О.99.0.АЭ21АА04000 |
Полустационар, платно |
3 100 |
490 |
15,8% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА04000 |
Полустационар, бесплатно |
2 576 |
657 |
25,5% |
|
870000О.99.0.АЭ21АА08000 |
Полустационар, платно |
694 |
281 |
40,5% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА08000 |
Полустационар, бесплатно |
717 |
396 |
55,2% |
|
880000О.99.0.АЭ13АА82001 |
Полустационар, платно |
439 |
439 |
100% |
|
870000О.99.0.АЭ17АА09002 |
Полустационар, бесплатно |
247 |
177 |
71,7% |
|
Псковская область |
880000О.99.0.АЭ22АА11000 |
На дому, платно |
8 445 |
50 |
0,6% |
Республика Саха (Якутия) |
880000980000000000 |
На дому |
4 918 |
1 234 |
25,1% |
870000980000000000 |
Полустационар |
1 922 |
669 |
34,8% |
|
Хабаровский край |
870000О.99.0.АЭ25АА04000 |
Полустационар, бесплатно |
454 |
120 |
26,4% |
870000О.99.0.АЭ25АА06000 |
Полустационар, бесплатно |
536 |
80 |
14,9% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА05000 |
Полустационар, бесплатно |
886 |
100 |
11,3% |
|
870000О.99.0.АЭ25АА75000 |
Полустационар, бесплатно |
250 |
250 |
100% |
|
870000О.99.0.АЭ21АА03000 |
Полустационар, платно |
500 |
100 |
20,0% |
|
Ханты-Мансийский автономный округ |
880000О.99.0.АЭ26АА08000 |
На дому, бесплатно |
2 370 |
318 |
13,4% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
853200О.99.0.АЭ10АА00000 |
Полустационар, бесплатно |
4 844 |
1 674 |
34,6% |
880000О.99.0.АЭ26АА01000 |
На дому, бесплатно |
1 091 |
174 |
15,9% |
|
880000О.99.0.АЭ26АА04000 |
На дому, бесплатно |
55 |
6 |
10,9% |
Примечание: составлено автором.
Наибольшее число потребителей услуги в 2024 году запланировано в Самарской области (7611 чел.), на втором месте – Красноярский край (7500 чел.).
Спортивная подготовка
Апробация услуг спортивной подготовки осуществляется в 9 субъектах РФ. Наибольшее число услуг в соответствии с конкурсом оказывается в Республике Башкортостан (13 услуг по различным видам спорта), 3 услуги апробируются в Челябинской области, в остальных регионах – апробируется одна услуга по какому-либо одному виду спорта. Наиболее часто встречающаяся услуга – «спортивная подготовка по неолимпийским видам спорта» – шахматы (3 региона реализуют данную услугу).
В 5 регионах – Камчатский край, республики Адыгея и Башкортостан, Челябинская область (две услуги из трех) и Калужская область – удельный вес количества потребителей услуги в соответствии с конкурсом в общем количестве потребителей услуги составляет 100%. В трех регионах (в Ханты-Мансийском автономном округе, Курской и Оренбургской областях) данный показатель составляет от 10 до 20%.
В Пермском крае в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2022 г. № 160-п [9] в апробации участвуют две услуги спортивной подготовки по олимпийским видам спорта (конный спорт и плавание). Однако в социальном заказе на 2024 обозначена укрупненная услуга, объем которой по конкурсу составляет менее 1%.
Содействие занятости населения
Услуги по направлению «содействие занятости населения» в рамках социального заказа с применением конкурентных процедур отбора исполнителей услуг в 2024 году планируется оказывать в 16 субъектах РФ. Наибольшее число услуг в соответствии с сертификатом оказывается в Московской и Костромской областях (8 и 7 различных услуг соответственно). В 14 регионах реализуется по одной услуге, среди них:
в 10 регионах апробируется услуга «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;
в 2 регионах – «Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов» (Санкт-Петербург и Новосибирская область);
в 2 регионах – «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (Тюменская и Ульяновская области).
В 11 субъектах Российской Федерации (из 16) удельный вес количества потребителей услуги в соответствии с конкурсом в общем количестве потребителей услуги составляет 100%. При этом отметим, что в 5 из них (Республики Адыгея, Республика Саха, Ульяновская и Калужская области, Ямало-Ненецкий автономный округ) есть сомнения в правильности формирования социального заказа, так как он состоит только из апробируемых услуг и объем услуги указан только по конкурентным процедурам, т.е. отсутствует информация об услугах, оказываемых в рамках государственного задания. В Новосибирской области данный показатель составляет 85,7%, в остальных регионах – менее 50%. Наименьшее значение показателя – в Вологодской области (10%).
Таким образом, в 2024 году меньше всего регионов участвовали в апробации услуг санаторно-курортного лечения, а наибольшее количество регионов внедрили конкурентные механизмы определения исполнителя услуг в социальном обслуживании населения.
Из 6 направлений апробации услуг социальной сферы наиболее развитым с точки зрения создания рынка услуг и вывода на конкурентную основу наибольшего в относительном выражении объема услуги является «содействие занятости населения». Из 16 субъектов Российской Федерации апробирующих услуги указанного направления в 12 объем услуги, реализуемый с использованием социального сертификата, составляет более 50% от общего количества потребителей соответствующей услуги. На втором месте – социальное обслуживание населения, где из 24 регионов удовлетворяют обозначенному критерию – 16. Однако нельзя не обозначить тот факт, что существующая проблема неправильности отображения информации в социальных заказах, может скорректировать данные значения в сторону уменьшения.
В рамках сферы туризма весь объем апробируемой услуги оказывается в соответствии с сертификатами преимущественно негосударственными организациями, однако в отсутствии федерального финансирования, менее половины регионов, ранее успешно апробировавших туристическую услугу, продолжили оказание данной услуги в 2024 году.
Самое большое количество направлений деятельности, в которых апробируются услуги, было задействовано в Ленинградской области и Пермском крае (4 направления из 6). По трем направлениям деятельности социальной сферы апробировались услуги в 7 регионах из 33, по двум – в 15, по одному – в 9 субъектах РФ (рисунок 1).
Наибольшее общее число услуг, вне зависимости от направления деятельности, апробировалось в Республике Башкортостан (21 услуга). На втором месте – Московская область, где апробация осуществлялась по 18 услугам, на третьем месте – Пермский край. Только одну услугу апробируют 6 регионов из 33 (рисунок 2).
Рис. 1. Распределение регионов в зависимости от количества направлений деятельности, в которых апробируются услуги в 2024 году
Рис. 2. Распределение регионов в зависимости от общего количества апробируемых в 2024 году услуг
Заключение
На основе представленных данных были сформированы критерии распределения субъектов РФ в зависимости от применяемой политики по внедрению механизмов, определенных в Федеральном законе № 189-ФЗ. Так субъекты РФ, которые апробируют не менее 5 услуг в рамках двух и более направлений деятельности, будем относить к регионам с активной политикой.
Таблица 3
Распределение субъектов Российской Федерации в зависимости от применяемой в 2024 году политики по внедрению механизмов, определенных в Федеральном законе № 189-ФЗ
Регионы с неактивной политикой |
Регионы с умеренной политикой |
Регионы с активной политикой |
Белгородская область |
Алтайский край |
Вологодская область |
Воронежская область |
Калужская область |
Калининградская область |
Камчатский край |
Костромская область |
Красноярский край |
Курская область |
Республика Адыгея |
Ленинградская область |
Новгородская область |
Республика Саха (Якутия) |
Московская область |
Новосибирская область |
Санкт-Петербург |
Пермский край |
Оренбургская область |
Тюменская область |
Приморский край |
Псковская область |
Хабаровский край |
Республика Башкортостан |
Республика Чувашия |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Ярославская область |
Самарская область |
Челябинская область |
|
Сахалинская область |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
Удмуртская Республика |
||
Ульяновская область |
К регионам с неактивной политикой – субъекты Российской Федерации, которые апробируют 1 услугу в рамках одного направления или 2 услуги в рамках двух направлений деятельности. Остальные будем относить к регионам с умеренной политикой.
Таким образом, к регионам с активной политикой по внедрению механизмов, определенных в Федеральном законе № 189-ФЗ, можно отнести 9 регионов, к регионам с неактивной политикой относится 13 субъектов РФ, с умеренной политикой – 11 (таблица 3).
Библиографическая ссылка
Мацкевич А.В. ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 189-ФЗ В 2024 ГОДУ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-1. – С. 69-78;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3823 (дата обращения: 20.11.2024).